Модест мусоргский алкоголизм

Алкоголизм у творческих личностей

Алкоголизм распространен во всех социальных прослойках общества. Существует мнение, что особенно процветает он среди людей творческих профессий. Есть даже точка зрения, возводящая употребление алкоголя в необходимый элемент творческого процесса, наделяющая его некой побудительной силой и приписывающая ему способность вызывать вдохновение.

Гипотеза о пользе алкоголя для творческой личности активно поддерживается именно теми, кто сам страдает алкогольной зависимостью. Люди творческих профессий (художники, музыканты, поэты), страдающие алкоголизмом говорят о том, что алкоголь вызывает у них творческий подъем, расширяет границы сознания и т.д., то есть действует положительно на творческий процесс.

Так ли это на самом деле? Дело в том, что прием спиртных напитков еще никого не сделал талантом, а вот многие таланты погубил, унеся жизни в самом расцвете лет. Можно привести в пример огромный список знаменитостей, трагично ушедших из жизни в результате алкоголизма.

  • Эрнест Хемингуей (американский писатель, лауреат Нобелевской премии), страдал запоями, психическими расстройствами на фоне алкоголизма и закончил свою жизнь самоубийством, выстрелив себе в рот.
  • Модест Петрович Мусоргский (великий и известный русский композитор) страдал алкогольной зависимостью. Алкогольные запои мешали ему закончить последнее произведение и привели к летальному исходу. Скончался Мусоргский в возрасте 42 лет.
  • Александр Блок (русский поэт) страдал алкоголизмом и депрессивным расстройством. Умер в возрасте 41-го года.
  • Сергей Есенин страдал алкоголизмом, ушел из жизни в возрасте 30 лет.
  • Владимир Высокий – в 42 года скончался в результате злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Список ушедших из жизни талантливых людей, в столь молодом возрасте, можно продолжать и продолжать. А виной всему алкогольная зависимость, которая привела не к расцвету их таланта, а к преждевременной гибели.

Поддержание мифа о необходимости алкоголя в творческой среде, вдохновения и высвобождения таланта исходит от тех, кто пытается оправдать свое пьянство.

Талант к алкоголю не имеет никакого отношения.

Вольфганг Амадей Моцарт (австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, органист). Его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных направлениях своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Свое первое произведение написал в возрасте четырех лет, в совершенно трезвом состоянии.

Если человек талантлив, то талант проявляется без употребления алкоголя. А необходимость в приеме спиртного для поддержания творческого уровня указывает на то, что алкоголизм уже сформирован.

Данный симптом характерен для второй стадии алкоголизма, когда привычной деятельностью человек может заниматься, только приняв необходимую дозу алкоголя. Без наличия алкоголя его состояние оставляет желать лучшего, появляется неспособность к деятельности в результате психических изменений, возникших на фоне алкогольной зависимости.

Для данного состояния характерны такие нарушения, как неспособность к концентрации внимания, общий упадок сил, расстройства настроения, состояние внутреннего дискомфорта и напряжения. Принятием алкоголя, человек возвращает себя в нормальное, рабочее состояние, вызывая у себя прилив сил и способность к творчеству, которая угасает в результате алкоголизма.

Коварство алкоголизма заключается в том, что в первую очередь страдает психика больного, теряется критичное отношение к происходящим событиям, нарушается адекватность восприятия. И больной человек начинает думать, что прием алкоголя стимулирует его творческий процесс. У алкоголиков есть такая присказка:

Уже из самого этого выражения ясно, что в трезвом состоянии они чувствуют себя людьми нездоровыми, неспособными заниматься теми или иными видами деятельности. То же самое происходит у творческих личностей, при развитии алкоголизма они теряют способность испытывать вдохновение в трезвом состоянии и в силу наличия заболевания вынуждены употреблять алкоголь, так как без него уже не могут обходиться.

Алкоголизм – заболевание, возникающее на психически и психологически неблагоприятной почве. Закономерности его протекания одинаковы для всех социальных прослоек, невзирая на статус и положение – психозы, белая горячка и деградация личности – вот тот финал, который ждет алкоголика.

Хочется еще несколько слов добавить о средовом влиянии на формирование и развитие алкоголизма у творческих личностей. Богемная атмосфера как нельзя лучше способствует развитию пристрастия к алкоголю. Не встать на путь искушения могут позволить себе только личности зрелые, относящиеся ответственно к собственной жизни и своему таланту, независимые от мнения окружающих.

В большинстве случаев люди талантливые в своем личностном радикале имеют черты эмоциональной неустойчивости, личностной незрелости, истероидности, психопатичности, что в свою очередь является благодатной почвой для развития алкоголизма. Людям, с такими психологическими чертами очень трудно противостоять алкогольному средовому воздействию, и, не умея сказать «Нет», они встают на путь алкоголизации, разрушая свой талант и нередко жизнь.

Использованные источники: www.alkmed.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Алкоголизм сняться с учета

  Алкоголизм не берут в армию

  Кодирование от алкоголизма табачников

  Действие на мужчин алкоголизма

Алкогольная трагедия легендарного композитора Мусоргского

Жалок и непривлекателен был портрет русского гения в конце жизни: землисто-серое лицо с фиолетовым носом, обрюзгшее тело… Алкоголизм сломал его здоровье: цирроз печени, болезнь сердца и воспаление спинного мозга погубили Модеста Петровича Мусоргского, не дав ему дожить и до сорока трех лет.

Cейчас, в преддверии 175-летия со дня рождения композитора, перед ценителями классики снова встает вопрос: так что же все-таки привело к такой трагичной кончине? Ведь родился Модест в любившей музыку дворянской семье и уже в 13 лет написал первое произведение. Казалось бы, ничто не мешало таланту спокойно развиваться.

Однако, несмотря на явные музыкальные способности мальчика, родители выбрали для него военное будущее – Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. С нее все и началось. Именно там юноша заработал алкогольную зависимость. Куда же смотрели папа с мамой? Они, как и все любящие родители, желали своему ребенку самого лучшего, потому и отдали его в это заведение, славящееся качеством обучения. Купившись на то, что гуманитарные предметы и иностранные языки подаются там на высоком уровне, родители, вероятно, и не догадывались о нравах, царивших в Петропавловской школе.

Как бы там ни было, но в 1856 году, когда Модест перешел на службу в элитный Преображенский полк прапорщиком, он, по свидетельствам современников, уже «пил горькую». Причем уже тогда проблема была настолько заметна, что с молодым композитором заранее не договаривались об участии в концертах – велика была вероятность, что он внезапно подведет, попросту уйдя в запой. В 1858 году горе-музыкант подал прошение об отставке и устроился чиновником в лесной департамент. У Модеста Петровича появилось больше свободного времени, которое он всецело отдавал искусству. Молодой человек посещал музыкальные кружки, познакомился с известными композиторами – А. Боро-диным, А. Даргомыжским, М. Балакиревым, стал полноправным членом знаменитого общества «Могучая кучка».

И вдруг, когда Мусоргскому едва исполняется 26 лет, у него умирает мать. Ее смерть, как это обычно бывает, становится поводом к новым запоям, но музыкант продолжает творить – сочиняет несколько пьес, речитатив «Отверженная» и колыбельную песню. Тем временем из-за продолжительного и неумеренного употребления спиртного у Модеста Петровича в столь раннем возрасте развивается белая горячка. И несчастья на этом не кончаются – в этом же году композитора увольняют со службы. Хронический алкоголизм мешает работать над серьезными сочинениями, постепенно побеждая гения. Творческий процесс снова и снова прерывается пьянками. Говорили, что в Мусоргском сочетались «ослепительная гениальность» и «последствия алкоголизма».

В 1868 году композитору снова удается поступить на службу – в ревизионную комиссию Государственного контроля. В это время он создает легендарную оперу «Борис Годунов». Вдохновение молодой человек черпал в основном из путешествий по России, поэтому в его произведениях исследователи отмечают глубоко национальные мотивы. Но гениальную силу таланта композитора душит пагубная страсть к спиртному. И в 1873 году композитор А. Бородин пишет: «…в Павловске Мусоргского видели совсем пьяным (он там поднял шум; дело дошло до полиции…) …Мне сообщили, что он уже допивался до чертиков и ему мерещилась всякая дрянь». А еще через несколько лет Мусоргский снова остается без службы и лишается средств к существованию…

Бедный композитор тяжело заболевает. По-видимому, это была болезнь сердца, не выдержавшего вредной привычки мужчины. Но уже через месяц он появляется на вечере, посвященном выходу из печати партитуры новой оперы Глинки. Интересно, что Мусоргский был упорным противником брака, считая, что семейная жизнь мешает творчеству. Он так и не поддался на многочисленные уговоры друзей жениться, до конца жизни оставаясь глубоко одиноким человеком. Кто знает, может, семья продлила бы годы жизни Мусоргского и он успел бы еще создать новые шедевры? Но теперь было уже слишком поздно – нищета и алкоголь привели композитора в последнюю, самую страшную пору его жизни. Он становится неряшлив, запускает себя внешне и порой пропивает даже собственную одежду.

В 1881 году, аккомпанируя на музыкальном вечере, Модест Петрович внезапно падает. Сознание быстро возвращается, и он самостоятельно садится в пролетку извозчика. Ночью началась белая горячка. Один за другим у композитора происходят три приступа. Врач диагностирует воспаление спинного мозга. У Мусоргского не находится даже приличной одежды для больницы. Друзья выручают его, мужчину лечит один из лучших столичных врачей того времени… Вскоре Модест Петрович умирает – в больнице, под чужим именем.

Использованные источники: sobesednik.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Кодирование от алкоголизма табачников

  Действие на мужчин алкоголизма

  Эффективный способ борьбы с алкоголизмом

«Из вечности музыка вдруг раздалась…»

История болезни М. П. Мусоргского. К 175-летию со дня рождения

Надо сделаться самим собой.

Где кроется причина ранней гибели русских талантов — в них ли самих или в окружающей их среде? — Бог весть…

1. «Какой выйдет из тебя офицер?»

Кажется, судьба приготовила Модесту Мусоргскому легкий проторенный путь. Он был потомком древнего рода, занесенного в Бархатную книгу русского дворянства, к которому принадлежал один из Рюриковичей, князь Смоленский. Прадед композитора Григорий и дед Алексей были гвардейскими офицерами, собирался им стать и отец. Модест Мусоргский родился четвертым в семье Петра Алексеевича Мусоргского и Юлии Ивановны, урожденной Чириковой, дальним родственником которой был М. И. Кутузов-Смоленский. Отец был типичным русским помещиком типа Ноздрева: весельчак, хлебосол, кутила. Мать воспитывалась в благородном пансионе, слыла дамой образованной, была мягкой и доброй. В семье умерли подряд два ребенка, названных Алексеями, и следующих сыновей назвали Филаретом и Модестом. Мать мечтала видеть их гвардейскими офицерами. Она же заметила тягу Модеста к музыке еще в детстве и давала ему первые уроки музицирования и пения. В возрасте 10 лет, после завершения домашнего образования, в августе 1849 года Модест был определен в знаменитую Петришуле в Санкт-Петербурге, затем в частный пансион А. А. Комарова, где его и брата Филарета готовили к поступлению в Школу гвардейских подпрапорщиков. Одновременно Модест начал заниматься музыкой с одним из лучших музыкальных педагогов А. Герке, который не занимался с Мусоргским ни теорией музыки, ни композицией, хотя другим ученикам это преподавал. «Зачем это офицеру?» — вероятно, рассуждал он. Это в дальнейшем осложнило жизнь композитора Мусоргского: его считали самоучкой! Любопытно, что Герке был музыкальным «внуком» короля симфонии Бетховена (учился у ученика великого композитора), а Мусоргский не стал симфонистом. 1 сентября 1852 года Мусоргский поступил в Школу подпрапорщиков, где раньше учился М. Ю. Лермонтов. Он учится здесь довольно успешно, приобретает прекрасную пианистическую технику, блестяще читает ноты с листа и, обладая приятным баритоном, поет в церковном хоре. Мусоргского-второго (первым был Филарет) часто приглашали на вечера и пирушки, где он играл и пел арии из итальянских опер. Сохранился лишь один его опус того времени — полька «Подпрапорщик». Однако у него стали проявляться опасные черты: привычка к кутежам, безалаберности и мотовству. Однажды А. Сутгоф, директор школы, благоволивший Мусоргскому, сказал ему: «Какой же, mon cher, выйдет из тебя офицер?» Но офицер все-таки вышел: 16 июня 1856 года высочайшим указом Александра II Мусоргский был произведен в прапорщики и зачислен в привилегированный лейб-гвардии Преображенский полк.

А. П. Бородин оставил любопытные воспоминания о своем знакомстве с Мусоргским: «Я был свежеиспеченным военным медиком и состоял ординатором при 2-ом сухопутном госпитале. М. П. (Мусоргский — Н. Л.) был офицером Преображенского полка, только что вылупившимся из яйца. Первая встреча была в госпитале, в дежурной комнате. Я был дежурным врачом, он дежурным офицером, … очень изящным, точно нарисованным офицериком: мундирчик с иголочки, ножки вывороченные, волоса приглажены, припомажены, ногти точно выточены, ручки выхоленные, совсем барские…» Эти слова хорошо знакомы. Меньше известно высказывание В. Б. Бертенсона, основанное на воспоминаниях Мусоргского: «будучи еще на службе в блестящем Преображенском полку, он пил горькую». В таком контексте давно установившееся мнение, что продолжить службу Мусоргскому помешало занятие музыкой, вовсе не выглядит однозначным. Могли ведь и попросить об отставке, гвардия все-таки. Но в это время не «огненная вода», а музыка, к счастью, остается главной. Он начал посещать музыкальные вечера А. С. Даргомыжского, в конце 1857 г. познакомился с М. С. Балакиревым и военным инженером, начинающим композитором Ц. А. Кюи. Потом к ним присоединился военный моряк Н. А. Римский-Корсаков и военный медик, а позже профессор химии военно-медицинской аккадемии А. П. Бородин. Позднее Балакиревский кружок нашел себе идейного вдохновителя и пропагандиста в лице В. В. Стасова.

…Внешне совсем немотивированный выход в отставку поверг Мусоргского в состояние депрессии, выразившееся в подавленности и апатии, в сочетании с болезненной впечатлительностью. Вяло-апатичный аффект в комплексе «мистицизмом, смешанным с цинической мыслью о божестве». Депрессия была настолько выраженной, что во второй половине 1858 года Модест не написал никому ни одного письма. Свои музыкальные опусы в это время он тоже никому не показывает, опасаясь, что их тональность выдаст окружающим тщательно скрываемое душевное состояние (?!). Примечательно, что Мусоргский в это время читает книги по психологии, философии, религии. И при этом Мусоргский активно использует национальное средство от всех бед — зеленого змия. Придя в себя, он начинает писать малые формы для фортепиано, романсы, знаменитое «Скерцо». Творческий импульс у него теперь уже устойчиво ассоциируется с нехорошими излишествами.

Приехав в 1860 году в Москву, Мусоргский познакомился с группой студентов (Устимович, Щукарев и др.) и тесно общался с ними в течение нескольких месяцев. Это закончилось плохо — двумя затяжными запоями. Вторая половина 1862 года и весь 1863 год были для творчества Мусоргского совершенно бесплодными, а 1 декабря 1863 г. он стал чиновником Главного инженерного управления.

Осенью 1863 года беспризорная жизнь Мусоргского делает новый виток: вместе с Вячеславом, Леонидом и Петром Логиновыми и двумя Николаями, Левашовым и Лобковским, он основал коммуну в доме Стенбок-Фермора на Екатерининском канале (по образцу описанной Н. Г. Чернышевским). В этом странном сообществе он прожил более двух лет. Биографы говорят об этом стыдливо, но суть ясна: алкоголь уже схватил и душу, и тело Мусоргского цепкими когтями… 17 марта 1865 года от сердечной недостаточности умерла на 52 году жизни мать композитора, и алкогольный кошмар завладел им вполне: у него развился алкогольный делирий. Тяжелый алкоголик в 26 лет… С трудом выйдя из «нервного расстройства», Мусоргский в 1866 году берется за клавир. Он пишет «Гопак», «Светик Савишну», услышав которую А. Н. Серов воскликнул: «Это Шекспир в музыке!», другие сцены и песни («Еврейская песня» и т. д.). Симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» была напрочь отвергнута Балакиревым, и это отбило у Мусоргского охоту сочинять в дальнейшем симфоническую музыку. Он достиг совершенства в малых формах.

В это время, которое Мусоргский называл самым счастливым и плодотворным, он снова бездомен и живет в семье брата и сестры Опочининых в Инженерном замке. 21 декабря 1868 года Модест Мусоргский (ему было 29 лет) зачислен на должность старшего помощника столоначальника лесного департамента Министерства государственных имуществ. Для этой должности у него было одно неоспоримо важное качество — каллиграфический почерк. Именно таким почерком (а это исследовалось и сравнивалось!) написано чистовое либретто оперы «Борис Годунов». Начав работу над ней в октябре 1868 года, Мусоргский закончил клавир к середине 1869-го, а к 15 декабря была завершена партитура. Кажется, что в этот период композитор жил полной жизнью, на подъеме, с ничем не омраченными надеждами. В. Стасов назвал оперу шедевром, одним из величайших перлов русского искусства. Но «Борис Годунов» был поставлен только пять лет спустя. Мусоргский «не простаивает»: он пишет знаменитую пародию «Раёк», шесть пьес под общим названием «Детская», высоко оцененных Ф. Листом, и другие произведения.

Для характеристики личности Мусоргского важно, что в его жизни не было места женщинам. «Про влюбление Мусоргского никто никогда не слыхал», — пишет В. В. Стасов. Что это — депрессивный радикал, как у Гоголя, Батюшкова, Чаадаева? Сублимация либидо творчеством? Воздействие алкоголя? Непонятно…

После 1868 года обрываются контакты Мусоргского с семьей брата. Кстати говоря, внучка Филарета Петровича и внучатая племянница композитора Татьяна Петровна Мусоргская долгое время жила в Рязани. Современники признавали, что в личности композитора было много «интересного, своеобразного, талантливого и загадочного». Но чем объяснить такие резкие выпады в его адрес со стороны Балакирева и Стасова, как «слабые мозги», «идиот» и т. д.? После 1874 года ослабели связи Мусоргского не только с Балакиревым, но и с Римским-Корсаковым, с которым он какое-то время жил на одной квартире. Оставался равнодушным к его внутреннему миру В. В. Стасов, совершенно не замечавший того, что происходило. С пренебрежением относился к Мусоргскому и Ц. Кюи. Кажется, дело тут не в творческом своеобразии… Все члены «Могучей кучки» (кроме, может быть, Балакирева) были благополучными, благопристойными семейными людьми, успешно делавшими карьеру (Бородин и Кюи были действительными статскими советниками (генерал-лейтенантами)). Их признавал тогдашний музыкальный и светский бомонд, ласкала власть. Мусоргский же был неудачник, хоть и талантливый, но опустившийся забулдыга, полубомж… Естественно, что, например, эстета Римского-Корсакова шокировали «срывы» Мусоргского, подобные тому, что наблюдал в 1873 году В. Б. Бертенсон, который, приехав на музыкальный вечер, «нашел Мусоргского пьянее вина». В это время композитор уже опускался на самое дно: он распродавал свою мебель и одежду, оказывался в каких-то дешевых кабаках… Он сидел там с кабацкой теребенью до двух часов ночи, а то и до утра. Им было недовольно начальство, его за большие долги выгнали из съемной квартиры. Осенью 1875 года Мусоргский снова впадает в депрессию. Только огромное дарование и остатки воли позволили ему начать работу над «Хованщиной».

4. «Ни доблесть, ни сила — ничто не спасет…»

Никакой, даже самый искушенный, психиатр не может сказать, с какой рюмки начинается зависимость от психоактивного вещества, каким, несомненно, является алкоголь. Друзья Мусоргского относили это к 50-м, 60-м, 70-м годам — в зависимости от того, когда они знакомились с композитором. Кстати говоря, Стасов и многие другие, не писавшие о «питье» Мусоргского, относили эту трагедию не к болезни, а к безволию, распущенности, пороку… В середине 70-х тяга к алкоголю была уже так сильна, что Мусоргский употреблял его и ночью. Стасов был убежден, что истоки зла в праздности и «подлой пьющей компании» «Малого Ярославца» — любимого трактира Мусоргского, где он любил посидеть за коньяком с «отвратными пьяницами и мерзавцами грубого и последнего разбора», для которых «проконьячиться» было образом жизни…

Бывшие соратники пытались спасти Мусоргского, но слишком поздно и неуклюже. В ноябре 1878 года композитор заболел. Его беспокоила боль в области сердца, одышка и отеки голеней. Алкогольная болезнь сердца, как говорят сейчас. Наступила самая страшная пора его жизни. Он сильно опустился, стал неряшлив, от былого подтянутого и холеного офицерика не осталось и следа. 1 января 1880 года его снова выгнали со службы. Приятель Мусоргского по «Малому Ярославцу» актер И. Ф. Горбунов невесело констатировал: «Кофейник луженый, и тот от спирта выгорает, не то что человек…» Организм сорокалетнего Мусоргского «выгорел» почти до дна… А. Майков, посетивший последнюю квартиру композитора, был потрясен: в комнате, кроме кресла, на котором сидя спал композитор, и батареи пустых бутылок на полу, ничего не было…

В последние месяцы жизни Мусоргскому было уже не до музыки. В начале феврале 1881 года его выгнали из квартиры, а 11 февраля он внезапно потерял сознание. Приступ сопровождался судорогами. Спать лежа он не мог: задыхался. Утром 12 февраля судорожный припадок повторился, затем последовали еще три… Вызванный врач установил «воспаление спинного мозга» (?!). 13 февраля 1881 г., по слухам, композитора осмотрел С. П. Боткин, а потом к Мусоргскому пригласили младшего врача Николаевского сухопутного госпиталя, будущего профессора и лейб-медика Л. Б. Бертенсона (позднее он лечил Чайковского, Лескова и Левитана). Осмотрев Мусоргского, Бертенсон поставил диагноз, который был совершенно очевиден: «болезнь печени, ожирение сердца и воспаление спинного мозга». Последним врачи пытались обосновать судороги, хотя их можно было объяснить как алкогольные эпилептиформные приступы. Под видом младшего чина и своего денщика Бертенсон госпитализирует Мусоргского в Николаевский госпиталь. Наступившее временное облегчение позволило И. Е. Репину написать знаменитый портрет Мусоргского. Но ведь известно, что многие, кто позировал Репину, вскоре умирали: А. Ф. Писемский, Н. И. Пирогов, Ф. И. Тютчев и др. Уже на следующий день после окончания работы, 6 марта 1881 года, Филарет Петрович неосмотрительно оставил Мусоргскому деньги. Тот дал сторожу 25 рублей и попросил принести спиртного, после приема которого у него развился паралич конечностей. После короткого улучшения около пяти утра 15 марта 1881 года Мусоргский умер от «паралича сердца», как тогда называли его остановку… Никаких данных, уточняющих причину смерти, не приводится.

…Среди рукописей Мусоргского сохранилась одна совершенно загадочная. Под надписью «Во имя Александра Сергеевича Пушкина» стоит эпиграф «Ни слава, ни званье, ни доблесть, ни сила — ничто не спасет: судьба так велела» и подпись «М. Мусоргский». А нотные строчки пустые…

Николай Ларинский, 2001–2014 г.

Использованные источники: uzrf.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Алкоголизм не берут в армию

  Кодирование от алкоголизма табачников

  Алкоголизм марианны вертинской

  Эффективный способ борьбы с алкоголизмом

Из какого теста

Композитор Георгий Свиридов говорил, что в Модесте Мусоргском сочетались «ослепительная гениальность» и «последствия алкоголизма». Эта краткая характеристика исчерпывает всю славу и всю психопатологию великого русского композитора, трагически ушедшего из жизни в 42 года.

Военная школа.

Мусоргский рос в семье, где любили музыку, с детства играл на фортепиано. В девятилетнем возрасте выступил перед слушателями, а в 13 лет написал первое самостоятельное произведение. Юноша поражал своими музыкальными способностями, но родители отдали его в Школу гвардейских подпрапорщиков, так как все Мусоргские служили по военной части.

Первые патологические изменения личности стали заметны с 1865 года, после смерти матери. У него, как пишут биографы, «начался приступ нервной болезни», под которым подразумевали «алкогольную горячку». Возникновение зависимости относится ко времени пребывания в военной школе, нравы которой были далеки от идеальных. Когда Модест перешел на службу в элитный Преображенский полк, он уже «пил горькую». Никто заранее не договаривался с ним об участии в концертах, так как не знали, будет композитор в нормальном состоянии или «уйдет» в очередной запой. Из-за алкогольной болезни невольно прерывалась работа над серьезными сочинениями — оперой «Саламбо», первой редакцией оперы «Борис Годунов». Большинство своих лучших произведений Мусоргский написал в начинавшихся запоях. Любопытно следующее замечание Семена Осиповича Грузенберга, исследователя психологии творчества: Модест Петрович «жаловался во время творческой работы на галлюцинации слуха и зрения».

К 1873 году алкоголизм зашел так далеко, что всем стало ясно: композитор окончательно «сломался». «Врачи обнаружили болезнь печени, расширение сердца и воспаление спинного мозга, — сообщает один из биографов — . Он выглядел почти стариком. Лицо стало одутловатым, обрюзгшим. Кожа приняла землисто-серый оттенок, болезненный румянец выступал пятнами».

Низменная натура.

Много воспоминаний о композиторе оставила семья Римских-Корсаковых, в квартире которых в 1871-1872 годах проживал Мусоргский. Надежда Николаевна Римская-Корсакова так пишет о необыкновенном своеобразии его личности и внешности: «Он был среднего роста, хорошо сложен, имел изящные руки, красиво лежащие волнистые волосы, довольно большие, несколько выпуклые светло-серые глаза. Но черты лица его были очень некрасивы, особенно нос, который к тому же всегда был красноват. Глаза у Мусоргского были очень мало выразительны, даже, можно сказать, почти оловянные. Вообще лицо его было малоподвижное и невыразительное. Ему претило говорить обыкновенные простые слова. Слог его писем необычайно своеобразен, пикантен. В последние годы его жизни это своеобразие слога стало уже переходить в вычурность. Впрочем, тогда эта вычурность и неестественность проявлялись иногда не только в письмах, но и во всей его манере держаться».

Ей вторят и другие биографы композитора, подтверждая, что он был настолько не похож на окружающих, что иногда производил впечатление чудака, а «его юмор, его образная речь воспринимались как кривлянье и позерство». Вот что писал о нем Петр Ильич Чайковский: «По таланту он, может быть, выше всех предыдущих, но это натура узкая, лишенная потребности в самосовершенствовании, слепо уверовавшая в нелепые теории своего кружка и в свою гениальность, кроме того, это какая-то низменная натура, любящая грубость, неотесанность, шероховатость».

«Где нашел обитель ».

Мусоргский был противником брака для художников, считая, что семейная жизнь мешает творчеству. Одна из современниц подтверждает: «Многие часто подговаривали Мусоргского жениться; но его нерасположение к браку доходило до смешного. » Создатель «Хованщины» не имел дома и семьи, всегда жил у друзей. Порой в неудержимых запоях Мусоргский даже расставался с мебелью и одеждой. Когда в 1880 году его уволили со службы, жить стало фактически не на что и негде. Попытался поселиться самостоятельно, но вскоре был выселен за неуплату, после чего переехал к одному из своих приятелей, Павлу Александровичу Наумову, разорившемуся помещику и офицеру в отставке. К нему он «захаживал» и раньше, о чем велеречиво сообщал в одном из писем: «Я, многогрешный, в день твоего отъезда проплелся в пятом часу утра пешью к Наумову, где нашел обитель, благо предупредил Наумова, ибо, как знаешь, один боюсь оставаться». Обратим внимание на характерную деталь предделириозного состояния — боязнь оставаться одному ночью, когда обостряются психотические расстройства.

Друзей больше всего удручало то обстоятельство, что «Мусоргский опустился». Негодуя по поводу «засиживанья» Модеста Петровича в трактирах, бывшие соратники начали отворачиваться от него.

И это не вызывает удивления: выпивки все чаще переходили в запои. Композитор вступил в последнюю, самую страшную пору своей жизни: он запустил себя внешне, стал неряшлив, от былой подтянутости не осталось и следа. Не имея сил отказаться от спиртного, докатился до полной нищеты.

«В БЕЗУМНЫЙ БРЕД».

В марте 1881 года в связи с развитием белой горячки Мусоргский был помещен, как бывший военный, в Сухопутный госпиталь. Именно в это время Илья Ефимович Репин написал широко известный портрет композитора.

Николай Андреевич Римский-Корсаков вспоминает: «Радуясь нашему посещению, он иногда разговаривал с нами вполне нормально, но вдруг переходил в безумный бред. . наконец 16 марта ночью он скончался, по-видимому от паралича сердца. Его крепкий организм оказался весь расшатанным от губительного действия вина».

Вот другие, не менее скорбные воспоминания этого периода. Из письма Владимира Васильевича Стасова: «Доктора говорят, что у него были не удары, а падучая болезнь. Врачи говорят также, что, кроме падучей и ударов, он несколько помешан. Человек он конченый». Из письма Репина к Стасову:

«А ведь это и было главной причиной его ранней гибели. Вспомните, как часто Вы спасали его, ухаживали за ним и всевозможными средствами человека, превращенного в полуидиота с трясущимися руками, Вы оздоравливали и возвращали его к прежней человеческой, артистической деятельности».

Биографы склонны объяснять депрессию Мусоргского в последние годы жизни непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями, с чем профессионал-нарколог может согласиться только частично. Эти обстоятельства, скорее всего, явились следствием, а не причиной. Без сомнения, депрессия непрерывно углублялась, а соматическое состояние утяжелялось алкогольными психозами и судорожными приступами.

Когда умиравшего Мусоргского привезли в Николаевский госпиталь, где мог лечиться только определенный крут военных, его не хотели принимать и композитора стационировали как чьего-то денщика. Так он и умер под чужим именем.

Смерть Мусоргского была фактически самоубийством. Он подкупил сторожа, и тот принес бутылку коньяка. Эта бутылка, осушенная разом с яблоком в качестве закуски, и оказалась роковой.

Гений, опередивший свой век и повлиявший на всю мировую музыку, умер в нищете, лишившись авторских прав на все свои произведения. Нам сейчас трудно понять, что значило тогда — умереть в больнице. В XIX веке это означало предел нищеты и заброшенности. Хуже было только под забором. Но живым Мусоргский уже никому не был нужен. Для него подыскали бесплатную больницу, но на лечение денег уже «не хватило». А вот на роскошные похороны нашлись мигом.

И на памятник быстро и легко собрали несколько тысяч.

Смертельная любовь.

Мусоргский — один из немногих композиторов, избегавших женских персонажей в своих операх. В «Борисе Годунове» образ Марины Мнишек был введен под давлением музыкального комитета Дирекции императорских театров. На протяжении всего творчества Мусоргский лишь единственный раз воспел чувство любви: Марфы и Андрея Хованского в опере «Хованщина». Этот факт, возможно, вызовет меньше удивления, если мы обратимся к биографическим фактам. В любви он вел себя с нерешительностью и рефлексией чеховских героев: испытывая чувство к женщине, или чего-то опасался, или заранее был уверен в несчастливом исходе любовного романа. Среди его сочинений почти нет таких, про которые можно было бы со всей определенностью сказать, что они вдохновлены любовью к женщине.

В этом контексте интересна странная любовь Мусоргского к графу Арсению Аркадьевичу Голенищеву-Кутузову, поэту и государственному деятелю. Письма к нему Мусоргского вызывают недоумение: такая в них «пригвождающая к месту, неумолимая, смертельная любовь». «Я любил и люблю тебя — и только. Почему люблю — спроси свою художественную душу». Мусоргским написано на слова Голенищева-Кутузова несколько произведений, среди которых два вокальных цикла с характерными названиями: «Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1875-1877).

Незавершенность.

Вследствие алкогольной зависимости Мусоргский в течение двух последних лет писал мало. Монументальные по замыслу работы остались неоконченными. А когда возникла алкогольная эпилепсия, стало еще сложнее. Последнее, что создано Мусоргским, — знаменитая «Блоха» на слова Гете. Но «Блохе», чтобы прославиться, пришлось дожидаться Шаляпина.

Множество других сочинений так и не были записаны на нотную бумагу. В грязной пивной, среди забулдыг наносить «божий глас» на бумагу несподручно. Поэтому сочинял он, когда возвращался домой, точнее — приходил в себя. Наверняка многое терялось. Но и то, что успевал записать в состоянии опьянения или последующего похмелья, приводило слушателей в восторг. Его друзей поражало, как композитор, оставаясь до самой смерти с музыкальным образованием Преображенского офицера, мог излагать на бумаге такие гениальные мысли.

Можно утверждать, что алкоголизм у Мусоргского носил злокачественный характер. Об этом свидетельствуют его раннее начало, быстрое появление психотических форм (белая горячка), алкогольная эпилепсия, катастрофическое поражение внутренних органов. Алкогольная зависимость привела к преждевременной смерти и не позволила Мусоргскому в полной мере проявить свой музыкальный гений.

Использованные источники: secrets.in.ua

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Алкоголизм сняться с учета

  Алкоголизм марианны вертинской

  Алкоголизм пятна на щеках

  Кодировка от алкоголизма на янао

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ЕДА (1031)
  • восток (12)
  • детям (2)
  • варенье (1)
  • детям (1)
  • картошка (24)
  • кулинарный атлас мира (3)
  • мясо (123)
  • напитки (88)
  • овощи (76)
  • постная кухня (27)
  • птица (72)
  • рыба и морепродукты (116)
  • салаты,закуски,нарезки (131)
  • супы,борщи (32)
  • торты,пироги,десерты (394)
  • алла пугачева (19)
  • Базары,рынки,шоппинг (118)
  • ГЕНИИ (211)
  • ГОРОСКОПЫ (2)
  • НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ (1)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ (169)
  • делаем вместе (28)
  • ДЛЯ ДОМА (106)
  • ЗДОРОВЬЕ (465)
  • ИНТЕРЕСНОСТИ (1518)
  • ИНФОГРАФИКА (38)
  • ИСКУССТВО (2076)
  • архитектура (150)
  • блог Стаса Садальского (68)
  • выставки (144)
  • декор (458)
  • живопись (566)
  • звездные пары (36)
  • интерьеры (381)
  • искусство фотографии (384)
  • креатив (29)
  • Любимые композиторы (4)
  • мои фотоработы (4)
  • музеи мира (20)
  • поэзия (58)
  • учимся рисовать (4)
  • фильмы (5)
  • шоу-бизнесс (8)
  • этно (3)
  • ювелирное искусство (104)
  • ИСТОРИЯ (528)
  • дворцы России (12)
  • ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ (5)
  • КИНО (525)
  • советские фильмы.полный список.по алфавиту (18)
  • фильмы для души (51)
  • фильмы,актеры,роли (454)
  • шедевры мирового кино фильмы (30)
  • КНИГИ (59)
  • КРЫМ (203)
  • затонувшие корабли (3)
  • легенды крыма (7)
  • однодневные маршруты (95)
  • ПРОГУЛКИ ПО КРЫМУ C АЛЕКСОЙ ГАЙВОРОНСКИМ (2)
  • симферополь (13)
  • фильмы снятые в крыму (1)
  • ФОТО (13)
  • МИР МОДЫ (1509)
  • ARTKA (27)
  • бохо (517)
  • история моды (568)
  • мода (421)
  • стили в моде (36)
  • шебби-шик (28)
  • МУЗЫКА (134)
  • богушевская (5)
  • весь вертинский (14)
  • джаз (17)
  • классика (21)
  • легендарные музыканты (39)
  • музыка из к/ф (2)
  • музыкальные инструменты (9)
  • помощь по сайтам и блогам (19)
  • ПРАВОСЛАВИЕ (173)
  • православный календарь (19)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (210)
  • весь мир в глазах твоих (194)
  • ЗАМКИ И ДВОРЦЫ (4)
  • Москва (4)
  • тибет глазами oldkurik (12)
  • родились в этот день (55)
  • РУКОДЕЛОЧКИ (2008)
  • бисер (34)
  • букет из конфет (4)
  • вышивка (131)
  • вязание (197)
  • декупаж (65)
  • идеи для творчества (423)
  • из пластиковых бутылок (11)
  • из проволоки (28)
  • канзаши (2)
  • Кастомайзинг (34)
  • кожа (1)
  • кружевоплетение (26)
  • кукольные домики (21)
  • Лэмпворк (3)
  • мастер-класс (625)
  • мои работы (14)
  • мыло (7)
  • новогоднее (76)
  • папье-маше (40)
  • пуговицы (17)
  • разные разности (24)
  • соленое тесто (3)
  • сумки (24)
  • сутаж (1)
  • текстильные игрушки (54)
  • украшения (201)
  • фетр (8)
  • цветы из ткани (76)
  • СИГАРЫ (1)
  • СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ (4)
  • ТЕАТР (522)
  • актерские байки (383)
  • антреприза (9)
  • балет (42)
  • БДТ им.ТоBстоного,Ленинград (3)
  • великие актеры (155)
  • Им.Станиславского (1)
  • Ленинского комсомола (6)
  • малый театр (2)
  • Маяковского театр (5)
  • мОССОВЕТА (1)
  • Моссовета театр (3)
  • МХАТ (6)
  • опера (8)
  • оперетта (2)
  • Островский (1)
  • таганка (3)
  • театр Вахтангова (2)
  • театр о.Табакова (1)
  • театр сатиры (4)
  • экранизация (13)
  • УЖАС (25)
  • учебные заведения (8)
  • учим английский (1)
  • ЭЗОТЕРИКА (155)

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Алкогений Модест Мусоргский

«Врагом Мусоргского была склонность к употреблению спиртных напитков.
Эта пагубная страсть крепко держала его и довела до могилы» Михаил Иванов, музыкальный критик

Великий русский композитор, один из легендарной «Могучей кучки» Модест Мусоргский (1839–1881) был классическим барином-либералом. А, как известно, талантливые люди на Руси, испытывающие жаркую любовь к простому народу, не могут не пить — они просто не знают другого способа стать ближе к предмету обожания. Так что помимо создания «народных» опер композитор с пятнадцати лет увлекался и народным сорокаградусным зельем — до тех пор, пока не стал сам похож на героев своих музыкальных произведений, бродяг и юродивых.

Молодой барин Модест, едва покинув родовое гнездо и переселившись в столицу, быстро превратился в опустившегося богемного персонажа, «перекати-поле» без семьи, без постоянного заработка, без дома. Дармовые обеды в гостях, шатания по меблирашкам, а бывало, и ночью по улице с чемоданчиком в руке, когда выгоняли с квартиры. Тем не менее, Мусоргский воспринимал бытовые лишения как цену, которую приходится платить за артистические устремления — потому он вовсю черпал вдохновение в водке. Так, во время очередного запоя был задуман и воплощен один из самых значительных циклов в мировой музыке — «Картинки с выставки». Так же создавалась и опера «Борис Годунов». Кромсая в пьяном кураже пушкинский текст, композитор вставлял в либретто реплики вроде «Ай, лихонько» и «Митюх, че орешь?» — само собой, чтобы быть ближе к народу.

Отзывы современников о Мусоргском противоречивы — нередко о нем судили как о человеке пустом и недалеком. При этом Мусоргский оставался патологическим альтруистом, и этим качеством пользовались все кому не лень. Он был пианистом-виртуозом и выдающимся аккомпаниатором, и его часто приглашали выступать в благотворительных концертах — естественно, бесплатно. От такого положения вещей Мусоргский пил еще больше.

Друзья и коллеги по «Могучей кучке» видели прогрессирующую алкогольную зависимость композитора, но не пытались помочь с лечением. В последние годы большинство знакомых вообще отвернулось от него, считая окончательно падшим. Смерть Мусоргского была практически самоубийством: смертельный приступ вызвала бутылка коньяка, контрабандой пронесенная в палату, где лежал больной композитор.

Гений против употребления

1852–1856 Модест поступает в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где, попав под влияние старших товарищей, начинает пить. Знакомится с М.А. Балакиревым, главой «Могучей кучки». Начинает сочинять музыку.

1858–1868 Выходит в отставку, чтобы «полностью посвятить себя музыке» — и винопитию. Вскоре в Петербурге публично исполняются его первые сочинения: «Скерцо си-бемоль мажор» и хор из трагедии «Царь Эдип». Реформа 1861 года (освобождение крестьян) заставляет Мусоргского поступить на службу в Инженерное управление. Пишет песни, романсы и оркестровые пьесы, в том числе «Иванову ночь на Лысой горе». Чтобы поправить здоровье, проводит три года в имении брата в Минкино.

1869 Влиятельный поклонник его таланта славянофил Филиппов предлагает композитору место канцеляриста — Мусоргский служит в «должности Акакия Акакиевича» в Лесном департаменте. Продолжает пить, и его не увольняют со службы только благодаря покровительству начальника. Пишет камерную оперу «Женитьба» по Гоголю и семь сцен из трагедии Пушкина «Борис Годунов». По ночам пьет в кабаке «Малый Ярославец».

1872-1877 Сочиняет вокальный цикл «Детская», начинает работу над «Хованщиной». Вторая редакция «Бориса Годунова» ставится в Мариинском театре. С середины 1870-х пьет все больше. Пишет свой главный шедевр — фортепианную сюиту «Картинки с выставки».

1880 Вынужден оставить должность. Работает аккомпаниатором на частных певческих курсах. Живет в меблированных комнатах, почти ни с кем не общается.

1881 В феврале серьезно заболевает. Помраченное сознание, тревожность, страх, двигательное возбуждение, зрительные галлюцинации, потливость — налицо все признаки белой горячки. После приступа его помещают в Николаевский военный госпиталь. Два последних дня жизни Мусоргского стали медленной агонией. Он просил приносить ему газеты и читал в них заметки про собственное ухудшающееся состояние. Как только композитору стало лучше, он подкупил больничного сторожа, и тот принес Мусоргскому бутылку коньяка и яблоко на закуску. Эта роковая бутыль вызвала новый смертельный удар, от которого Мусоргский умер 16 марта.

Друг Мусоргского, известный художник и архитектор, умер от алкоголизма в возрасте 39 лет. Мусоргский посетил посмертную выставку работ Гартмана, после чего сам ушел в запой и написал в память о друге «Картинки с выставки».

Главный передвижник был в числе немногих, кто не бросил Мусоргского в беде. В последний месяц жизни композитора он навещал его в госпитале и написал с опустившегося Мусоргского самый известный его портрет.

Третьестепенный поэт, на стихи которого Мусоргский создал два вокальных цикла. Несколько лет они жили вместе, проводя вечера в ресторанах или дома за роялем, музицируя, выпивая и читая стихи.

Использованные источники: www.liveinternet.ru

Похожие статьи