Абсолютное противопоказание прикладывания ребенка к груди

Абсолютное противопоказание прикладывания ребенка к груди thumbnail

Со стороны ребенка:

— гемолитическая болезнь новорожденных;

— тяжелые нарушения мозгового кровообращения;

— внутричерепные кровоизлияния;

— глубокая недоношенность;

— тяжелые формы дыхательных расстройств.

Со стороны матери:

— заболевания почек с почечной недостаточностью;

— врожденные и приобретенные пороки сердца, кардиты с сердечной недостаточностью;

— тяжелые формы болезней крови;

— тяжелые формы болезней крови;

рис 27 неправильное рис. 28 правильное

сосание сосание

— тяжелая эндокринная патология (тиреотоксикоз);

— острые психические заболевания;

— онкологические заболевания.

Затруднение при вскармливании.

Со стороны ребенка:

— врожденные аномалии лица;

— заболевания слизистой оболочки полости рта;

— насморк с нарушением носового дыхания;

— индивидуальная непереносимость материнского молока.

Со стороны матери:

— неправильная форма сосков (плоский выгнутый) (см. рис. 29);

— трещины сосков;

— мастит;

— галакторея (непроизвольное истечение молока);

— гипогалактия:

первичная(не появляется молоко вследствие нейроэндокринных нарушений);

вторичная(развивается позже вследствие внешних причин).

Правила кормления грудью.

1. Создание тихой уединенной обстановки.

2. Перед кормлением мать должна вымыть руки и грудь теплой кипяченой водой (в роддоме: надеть косынку, приготовить стерильную салфетку для ребенка).

г

Рис. 29. Формы сосков:

а, б — нормальный сосок; в, г — плоский сосок

Рис-30

3. Принять удобное положение сидя или лежа (см. рис. 30, 31).

4. Во время кормления мать должна смотреть на малыша, контролировать процесс кормления.

5. Первые 5—10 мл молока необходимо сцедить, так как в них много

микробов (в наружных протоках изба контакта с внешней средой).

6. Дать ребенку грудь так, чтобы он захватил сосок и околососковый

кружок.

7. Свободной рукой придерживать грудь, чтобы носик у малыша оставался открытым (иначе наступит нехватка воздуха и ребенок бросит грудь).

8. Держать у груди 15—20 мин.

9. Отнять ребенка от груди, осторожно зажав ему носик (за сосок нельзя тянуть во избежание травмирования).

10. После кормления подержать ребенка вертикально для отхождения воздуха, заглоченного во время кормления, 3—5 минут.

11. Уложить малыша в кроватку на бочок.

12. Сцедить остатки молока (только в течение первых 1,5 мес.).

13. Каждое кормление необходимо чередовать грудь

(при необходимости — докормить из 2-й груди).

14. Обсушить грудь стерильной марлевой салфеткой, накрыть соски сухими стерильными ватными тампонами и надеть бюстгальтер из натуральной ткани, не сдавливающий грудь.

Рис. 31. Положения при кормлении:

а- положение на спине, б — «заднее» положение; в — горизонтальное положение, г — вертикальное положение

Коррекция питания

Производится с помощью введения корригирующих добавок и прикормов.

Добавки — это дозированные блюда, которые включаются в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и как дополнительные источники основных ингредиентов (белков, жиров, углеводов), необходимых растущему организму

Прикормы— это блюда, которыми полностью заменяют грудные кормления, вытесняя материнское молоко.

Количество прикорма зависит от разового объема пищи конкретного ребенка.

В 3 месяца — вводят фруктовый сок яблочный в количестве Vсут=10 х h, где h — число месяцев ребенка до 10. С 10 и до 12 мес. количество сока остается равным 100 мл.

Вводят, начиная с 2—3 капель и постепенно, в течете недели, увеличивая до 30 мл. Еще одна неделя отводится на адаптацию.

В 3,5 месяца — вводят фруктовое пюре (яблочное),которое рассчитывают так же, как и сок, дозу увеличивают до 35 г также за неделю.

В 5 месяцевI прикорм вводят овощное пюре.

Сначала — из капусты, кабачков, затем — из моркови, картофеля. Заправляют 3—5 мл растительного масла. начинают с 1 чайной ложки, увеличивают дозу в течение недели до расчетной, а затем — еще 1 неделю дают а адаптацию к новому виду пищи.

В 5,5 месяцевтворог, приготовленный в домашних условиях. Максимальное количество его до 1 года — 40 г (вводят постепенно, начиная с 1/2 чайной ложки).

В 6 месяцевII прикорм — вводят молочную кашу, сначала 5%, затем 8% и через 2 недели 10%. Начинают с рисовой, овсяной, гречневой: с 8 мес. вводят манную кашу, заправляют каши 5 г сливочного масла. Готовят на 1/2 молока и 1/2 овощного отвара, а с 7 месяцев — на цельном молоке. Начинают с 1 чайной

ложки, увеличивая в течение недели до расчетной дозы, а затем еще 1 неделю отводят на адаптацию.

В 6,5 месяцевяичный желток. Варится яйцо вкрутую10 минут от момента закипания. Начинают с нескольких крошек, растертых с грудным молоком, и доводят до 1/2 желтка.

В 7 месяцевмясное пюре для расширения меню и формирования обеда. Используется мясо постных сортов. Начинают с 1 чайной ложки и доводят до 50 г (к 11—12 мес. до 70 г). В 9—10 мес. — пюре заменяется на фрикадельки; в 11—12 мес. — на паровые котлеты (после 10 мес. 2—3 раза в неделю заменяют мясо отварной рыбой).

В8 месяцевIII прикорм. Вводят цельный кефир, по тем же принципам, что и остальные блюда.

В 10 месяцев — заменяют четвертое кормление на цельное молоко.

в 12 месяцев — заменяют последнее, пятое кормление на цельное молоко.

Во втором полугодии добавляют сухарики и печенье.

· Правила введения прикормов и добавок

1. Новое блюдо дают перед кормлением грудью с ложечки.

2. После каждого прикорма рекомендуется прикладывать ребенка к груди.

3. Вводить новые блюда необходимо постепенно, начиная с малых доз, увеличивая, дозу только после того как ребенок хорошо перенесет предыдущую.

4. Срок введения нового блюда — 1 неделя, и еще одна неделя необходима для полной адаптации.

5. Интервал между 2 новыми блюдами должен быть 2 недели.

6. Вводить одновременно можно только одно блюдо; переходить к следующему — только после полного привыкания ребенка к предыдущему.

7. Блюда должны быть однородными, без комочков, легко проглатываться (без поперхивания).

· Расчет питания

Суточный объем пищи рассчитывают по формуле:

— от 2 недель до 2 месяцев — 1/5 от массы тела;

— от 2 мес. до 4 мес. — 1/6 от массы тела;

— от 4 мес. до 6 мес. — 1/7 от массы тела;

— от 6 мес. до 8 мес. — 1/8 от массы тела;

—— с 9 мес. — 1000 мл;

— с 12 мес. — 1200 мл.

Разовый объем пищи зависит от количества кормлений:

Vр = Vc¤¤ КК.

Количество кормлений (КК):

— до 1 мес. — 6-7 раз в сути (через 3-3,5 часа с ночным перерывом 6-6,5 часов);

— с 1 до 5 мес. — 6 раз в сутки (через 3,5 часа с ночным перерывом 6,5 часов);

— с 5 до 12 мес. — 5 раз в сутки (через 4 часа с ночным перерывом 8 часов).

Существуют и другие способы расчета питания.

Смешанное вскармливание

Это такой вид вскармливания, при котором ребенок в первом полугодии жизни получает наряду с грудным молоком еще и докорм в виде молочных смесей.

Эффективностьсмешанного вскармливания зависит от доли грудного молока в суточном рационе ребенка:

— если количество материнского молока составляет более половины суточного рациона (2/3, 3/4 и т. д.), то эффективность смешанного вскармливания приближается к естественном

— если количество материнского молока составляет менее половины суточного рациона (1/3, 1/4 и т. д.), то эффективность смешанного вскармливания приближается к искусственному.

Причина введения докорма — гипогалактия у матери, приводящая к недоеданию (голоданию) ребенка.

Признаки голодания:

1. Уплощение, а затем снижение весовой кривой.

2. Беспокойство, тревожный прерывистый сон.

3. Уменьшение суточного диуреза и частоты мочеиспусканий.

4. Нарушения стула (запор, понос).

При наличии этих признаков мать с ребенком приглашаются в специально выделенный день для проведения

контрольного кормления(см. прил. 12) в детской поликлинике.

Цель контрольного кормления — определение фактического разового объема молока, получаемого младенцем.

Тактика после проведения контрольного кормления:

1) Если молока достаточно, продолжать естественное вскармливание.

2) Если молоко есть, но его не хватает:

— рассчитать суточный объем молока, исходя из возраста ребенка и его массы;

— рассчитать разовый объем молока, исходя из частоты кормлений ребенка;

— рассчитать разницу между долженствующим и фактическим разовым объемом молока;

— назначить ребенку смеси в количестве, равном дефициту разового объема молока;

— параллельно назначить матери лечение гипогалактии.

· Основы правильного смешанного вскармливания,

1. Докорм дается после кормления грудью, с ложечки.

2. В целях поддержания имеющегося уровня лактации продолжается прикладывание ребенка к груди не менее 3 раз в сутки.

3. Расчет суточного объема, количества кормлений и сроки введения новых блюд такие же, как при естественном вскармливании.

4. В качестве докорма используются молочные смеси.

5. Во избежания недокорма и перекорма (и в количественном и в качественном отношении) проводится периодический расчет питания.

· Искусственное вскармливание

Это такой вид вскармливания, когда ребенок в первом полугодии жизни не получает материнское молоко.

Причины перевода ребенка на искусственное вскармливание:

— агалактия;

— отсутствие матери.

· Основные правила искусственного вскармливания.

1. Систематически проводится расчет питания и энергетической ценности пищи с последующей коррекцией (жиры — сливочным маслом, белки — творогом, углеводы — сахарным сиропом).

2. Суточный объем пищи рассчитывается так же, как и при естественном вскармливании.

3. Сроки введения новых блюд могут быть такими же, как при естественном вскармливании, но рациональнее сдвинуть их введение на 2—4 недели раньше.

4. Поскольку для переваривания и усвоения нехарактерной пищи (смесей) требуется больше времени, то промежутки между кормлениями должны быть больше, а количество кормлений — меньше, чем при естественном

вскармливании (до 3 мес. — 6 раз в сутки; с 3 до 12 мес. — 5 раз в сутки).

5. Смеси должны быть стерильными и согретыми до 40°С.

6. Отверстие соски должно быть небольшого размера, чтобы пища вытекала частыми каплями (рис. 25).

7. Горлышко бутылочки во время кормления должно быть всегда заполнено смесью.

8. Кормить можно только бодрствующего ребенка.

9. После кормления ребенка необходимо 5—10 минут подержать вертикально и уложить в кроватку на бочок.

10. Смеси необходимо периодически, но не слишком часто менять.

· Молочные смеси

Это продукты детского питания, используемые вместо грудного молока и приближенные к нему по составу.

Различают смеси:

1. По физическому состоянию — сухие и жидкие.

2. По основному продукту — сладкие (на молоке) и кисломолочные (на кефире).

3. По составу — адаптированные и простые.

1. Сухие— в виде порошка, который перед употреблением разводят горячей водой. Они лучше хранятся, их легче готовить, и это, в основном, адаптированные смеси.

Жидкие— в виде раствора на молоке или кефире. В них могут сохраняться важные биологические вещества, но это преимущественно простые смеси.

2. Сладкиена основе кипяченого молока.

Кисломолочные— на основе кефира или творога.



Источник

24

Абсолютно
противопоказано прикладывание к груди
де­тей 1-х дней жизни с нарушением
мозгового кровообращения,
глубоконе­доношенных, с тяжелыми
заболеваниями органов дыхания и
кровообращения. Кормление в таких
случаях должно проводиться сцеженным
материнским молоком. Женское молоко
противопоказано больным галактоземией.

Абсолютным
противопоказанием

к кормлению грудью со стороны матери:
острые психические заболевания, явления
почечной и сердечно-сосудистой
недостаточ­ностью, диффузный токсический
зоб (базедова болезнь), а также
злокачественные новообразования и
тяжелые формы болезней крови.

Относительные
противопоказания со стороны матери

— инфекционные заболевания + острые
вирусные, мастит, туберкулез, сифилис,
тифы. Если нельзя пре­дупредить
инфицирование ребенка, кормление грудью
временно прекращают. Молоко в таких
случаях сцеживают и стерилизуют или не
используют. При воздушно-капельных
инфекциях (грипп и др.) ребенка кормить
сцеженным молоком или грудью, предварительно
надев плотную стерильную защитную
маску. Если инфекционное заболевание
передается только при тесном контакте
(краснуха, инфекционный мононуклеоз),
разобщение не обязательно и можно
кормить ребенка в защитной маске.

В начальной стадии
мастита допустимо кормление здоровой
грудью. При гнойном мастите ребен­ка
к груди не прикладывают, так как его
можно инфицировать даже через мо­локо
здоровой груди. В последнее время имеется
тенденция к расширению по­казаний к
грудному вскармливанию в различные
периоды мастита.

Относительные
противопоказаниия:

повышенное содержанием углеводов в
грудном молоке или при недостаточности
фермента лактазы в кишечнике ребенка(
у недоношенных и функционально незрелых
детей) → нерасщепленная лактоза начинает
бродить→ диспепсический стул. В таких
случаях эффективна частичная или пол­ная
замена грудного молока молочными
смесями, содержащими вместо лак­тозы
сахарозу и мальтозу.

2. Острый бронхит у детей: критерии диагностики, этиология, патогенез, профилактика и лечение.

Этиология.

— вирусное
заболевание,чаще респираторно-синцитиальный
вирус (PC-вирус),
реже вирус парагрип­па (чаще 3 типа),
цитомегаловирус, хламидии,риновирусы,
вирусы гриппа, у детей дошкольно­го
и школьного возраста — вирус гриппа,
аденовирусы, вирус кори, микоплазма. У
детей (чаще с хроническими очагами
инфекции в носоглотке, стенозирующим
ларингитом после интубации и аспирации)
возбудителями м.б. бактерии: гемофильная
палочка, пневмококки, стафилококки,
стрептококки, грамотрицательные микробы.
Чаще речь идет о неинвазивном,
интраламинарном размножении
условно-патогенной аутофлоры при
нарушении мукоцилиарного клиренса за
счет ОРВИ. Предрасполагающие факторы:
охлаждение или резкое перегревание,
за­грязненный воздух, пассивное
курение.

Патогенез.

Вирусы
имеют тропизм к эпителию дых.путей
,размножаются, повреждают его → ↓
барьерная функция стенки бронхов→
развитие восп.процесса + поражают нервные
проводники и ганглии→ нарушается
нервная регуляция бронхиального дерева
и его трофика.

критерии
диагностики
:
клиника, ОАК, нарушение функции внешнего
дыхания, контакn
с больными ОРВИ, РС-вирусы и т.д.

Лечение.

Режим

постельный в лихорадочный период и в
течение 2-3 дней после его окончания..
Диета
молочно-растительная
с исключением соленых, богатых
экстрактивными веще­ствами и
высокоаллергенных продуктов+ механически
и термически щадящая + В лихорадочном
периоде полезно обильное питье (жидкости
в сутки в 1,5-2 раза больше, чем по возрастным
нормам): клюквенный морс, настой шиповника,
чай с лимо­ном, молоко с медом,
минеральные воды. При лихорадке дают
чай с малиной, липовым цветом, мятой.

Специфическую
терапию
ОРВИ:
лейкоцитарного интерферона по 0,25 мл в
оба носовых хода каждые 1,5-2 ч. Эта терапия
эф­фективна лишь в первые 2 дня болезни,
а также как профилактика у контак­тировавших
с больными. Интерферон в аэро­золе
(1000-3000 ЕД на одну процедуру 2 раза в день
в течение 3-5 дней). Повторно препарат
можно ввести через 6-8 ч или на следующий
день. Ремантадин (4,4 мг/кг в сутки,
разделенные на 2 приема) назначают де­тям
старше года при гриппе А в первые 2 дня
болезни. Арбидол, эффектив ный у старших
школь­ников.

Противокашлевые
средства для

симптоматической терапии при навязчивом,
мучительном кашле. Детям раннего возраста
Синекорд
(бутамират
цитрат) назначают 3-4 раза в день в каплях:
от 2 мес до 1 года — по 10 капель, от 1 до 3
лет — по 15 капель, старше 3 лет — по 25
капель. Сироп назна­чают детям от 3 до
6 лет — по 5 мл, 6-12 лет — по 10 мл, 12 лет и
старше — по 15 мл 4 раза в сутки. Либексин
(Глибексин)
применяют детям по ‘/4
или ‘/2
таблетки
3-4 раза в день (таблетка 0,1 г). Насто­и
и отвары травы и корни: алтейный корень
(и препарат из него мукалитин), лист
подорожника, лист мать-и-мачехи, траву
термопсиса, плод аниса, сосно­вые
шишечки, березовые почки, Пертуссин
(экстракт
чабреца, тимьяна, ка­лия бромид). В
начале бронхита назначали настой корня
алтея (3-4 г на 100 мл воды с добавлением
туда же 1,0 г натрия бензоата, 2,0 мл
нашатырно-анисо-вых капель и 1,5 г йодистого
калия) по 1 чайной (детям дошкольного
возрас­та), десертной (детям младшего
школьного возраста) или столовой ложке
(де­тям старше 12 лет) 6-8 раз в день.
Эвкабал сироп от кашля
(жидкие
экстракты подорожника и тимьяна; детям
раннего возраста по 1 чайной ложке,
дошкольного — десертной и школьного —
столовой ложке 3 раза в день)Отхаркивающие
средства:

мукопротекторным
(улуч­шение
регенерации слизистой оболочки
дыхательных путей), так и муколитическим
(разжижение
мокроты, стимуляция ее выделения,
уменьшение внутриклеточного образования,
регидратация и др.) Комплексный
фитопрепара­т Бронхикум,
Бронхикум-капли детям 1-3 лет дают по 10
капель, 3-6 лет — по 15 капель и от 6 до 14
лет по 20 капель в горячем чае 6 раз в
день.

Производные
растительного алкалоида вазоцина
(бромгексин, бисолвон, мукосолван и др.)
и их метаболит Амброксол
(Амброгексал)
,сироп Амб­роксол
детям
до 2 лет дают по 2,5 мл 2 раза в день, 3-5 лет
по 2,5 мл 3 раза в день и старше 5 лет по 5
мл 3 раза в сутки.

Комплексный
препарат БронхоСан-
д
етям
младше 2 лет на­значают по 5 капель,
2-6 лет — по 10 капель, 6-10 лет — по 1 мл и
старше 10 лет — по 2 мл в небольшом
количестве жидкости или на кусочке
сахара 4 раза в день.

Препараты
, разжижающие мокроту —(АЦЦ, Мукобене,
Флуимуцил), карбацистеин. В возрасте до
2 лет препараты ацетилцистеина назначают
по 50-100 мг 2 раза в сутки, 2-6 лет — 100-200 мг
2 раза в сутки, старше 6 лет по 200 мг 2 раза
в сутки. Бронкатар

препарат карбоцистина для приема внутрь.
Новорожденным и детям до 5 лет дают в
суточной дозе 100-200 мг (1-2 чайные ложки),
детям старше 5 лет 300 мг (3 чайные ложки),
разделен­ной на 3 приема. Длительность
лечения при ОРЗ с навязчивым кашлем
около недели. Вибрационный
массаж
с
постуральным дренажем — крайне полезный
ва­риант лечения детей, больных ОПБ
с продуктивным кашлем. , Витаминотерапия
(С,
В,, В2)
— назначают внутрь в дозах, превышающих
физиологическую потребность в 2-4 раза.

Ацшбиотикотврапия
по показаниям. Физиотерапевтическое
лечение:

УВЧ-терапии, микроволновой терапии, УФО
местно. После стихания процесса
диадинамические и синусоидальные
модулированные токи, электрофорез, УФО.

Соседние файлы в папке детские болезни

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник