Абсолютным противопоказанием к первому прикладыванию
Со стороны ребенка:
— гемолитическая болезнь новорожденных;
— тяжелые нарушения мозгового кровообращения;
— внутричерепные кровоизлияния;
— глубокая недоношенность;
— тяжелые формы дыхательных расстройств.
Со стороны матери:
— заболевания почек с почечной недостаточностью;
— врожденные и приобретенные пороки сердца, кардиты с сердечной недостаточностью;
— тяжелые формы болезней крови;
— тяжелые формы болезней крови;
рис 27 неправильное рис. 28 правильное
сосание сосание
— тяжелая эндокринная патология (тиреотоксикоз);
— острые психические заболевания;
— онкологические заболевания.
Затруднение при вскармливании.
Со стороны ребенка:
— врожденные аномалии лица;
— заболевания слизистой оболочки полости рта;
— насморк с нарушением носового дыхания;
— индивидуальная непереносимость материнского молока.
Со стороны матери:
— неправильная форма сосков (плоский выгнутый) (см. рис. 29);
— трещины сосков;
— мастит;
— галакторея (непроизвольное истечение молока);
— гипогалактия:
первичная(не появляется молоко вследствие нейроэндокринных нарушений);
вторичная(развивается позже вследствие внешних причин).
Правила кормления грудью.
1. Создание тихой уединенной обстановки.
2. Перед кормлением мать должна вымыть руки и грудь теплой кипяченой водой (в роддоме: надеть косынку, приготовить стерильную салфетку для ребенка).
г
Рис. 29. Формы сосков:
а, б — нормальный сосок; в, г — плоский сосок
Рис-30
3. Принять удобное положение сидя или лежа (см. рис. 30, 31).
4. Во время кормления мать должна смотреть на малыша, контролировать процесс кормления.
5. Первые 5—10 мл молока необходимо сцедить, так как в них много
микробов (в наружных протоках изба контакта с внешней средой).
6. Дать ребенку грудь так, чтобы он захватил сосок и околососковый
кружок.
7. Свободной рукой придерживать грудь, чтобы носик у малыша оставался открытым (иначе наступит нехватка воздуха и ребенок бросит грудь).
8. Держать у груди 15—20 мин.
9. Отнять ребенка от груди, осторожно зажав ему носик (за сосок нельзя тянуть во избежание травмирования).
10. После кормления подержать ребенка вертикально для отхождения воздуха, заглоченного во время кормления, 3—5 минут.
11. Уложить малыша в кроватку на бочок.
12. Сцедить остатки молока (только в течение первых 1,5 мес.).
13. Каждое кормление необходимо чередовать грудь
(при необходимости — докормить из 2-й груди).
14. Обсушить грудь стерильной марлевой салфеткой, накрыть соски сухими стерильными ватными тампонами и надеть бюстгальтер из натуральной ткани, не сдавливающий грудь.
Рис. 31. Положения при кормлении:
а- положение на спине, б — «заднее» положение; в — горизонтальное положение, г — вертикальное положение
Коррекция питания
Производится с помощью введения корригирующих добавок и прикормов.
Добавки — это дозированные блюда, которые включаются в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и как дополнительные источники основных ингредиентов (белков, жиров, углеводов), необходимых растущему организму
Прикормы— это блюда, которыми полностью заменяют грудные кормления, вытесняя материнское молоко.
Количество прикорма зависит от разового объема пищи конкретного ребенка.
В 3 месяца — вводят фруктовый сок яблочный в количестве Vсут=10 х h, где h — число месяцев ребенка до 10. С 10 и до 12 мес. количество сока остается равным 100 мл.
Вводят, начиная с 2—3 капель и постепенно, в течете недели, увеличивая до 30 мл. Еще одна неделя отводится на адаптацию.
В 3,5 месяца — вводят фруктовое пюре (яблочное),которое рассчитывают так же, как и сок, дозу увеличивают до 35 г также за неделю.
В 5 месяцев — I прикорм — вводят овощное пюре.
Сначала — из капусты, кабачков, затем — из моркови, картофеля. Заправляют 3—5 мл растительного масла. начинают с 1 чайной ложки, увеличивают дозу в течение недели до расчетной, а затем — еще 1 неделю дают а адаптацию к новому виду пищи.
В 5,5 месяцев — творог, приготовленный в домашних условиях. Максимальное количество его до 1 года — 40 г (вводят постепенно, начиная с 1/2 чайной ложки).
В 6 месяцев — II прикорм — вводят молочную кашу, сначала 5%, затем 8% и через 2 недели 10%. Начинают с рисовой, овсяной, гречневой: с 8 мес. вводят манную кашу, заправляют каши 5 г сливочного масла. Готовят на 1/2 молока и 1/2 овощного отвара, а с 7 месяцев — на цельном молоке. Начинают с 1 чайной
ложки, увеличивая в течение недели до расчетной дозы, а затем еще 1 неделю отводят на адаптацию.
В 6,5 месяцев — яичный желток. Варится яйцо вкрутую10 минут от момента закипания. Начинают с нескольких крошек, растертых с грудным молоком, и доводят до 1/2 желтка.
В 7 месяцев — мясное пюре для расширения меню и формирования обеда. Используется мясо постных сортов. Начинают с 1 чайной ложки и доводят до 50 г (к 11—12 мес. до 70 г). В 9—10 мес. — пюре заменяется на фрикадельки; в 11—12 мес. — на паровые котлеты (после 10 мес. 2—3 раза в неделю заменяют мясо отварной рыбой).
В8 месяцев — III прикорм. Вводят цельный кефир, по тем же принципам, что и остальные блюда.
В 10 месяцев — заменяют четвертое кормление на цельное молоко.
в 12 месяцев — заменяют последнее, пятое кормление на цельное молоко.
Во втором полугодии добавляют сухарики и печенье.
· Правила введения прикормов и добавок
1. Новое блюдо дают перед кормлением грудью с ложечки.
2. После каждого прикорма рекомендуется прикладывать ребенка к груди.
3. Вводить новые блюда необходимо постепенно, начиная с малых доз, увеличивая, дозу только после того как ребенок хорошо перенесет предыдущую.
4. Срок введения нового блюда — 1 неделя, и еще одна неделя необходима для полной адаптации.
5. Интервал между 2 новыми блюдами должен быть 2 недели.
6. Вводить одновременно можно только одно блюдо; переходить к следующему — только после полного привыкания ребенка к предыдущему.
7. Блюда должны быть однородными, без комочков, легко проглатываться (без поперхивания).
· Расчет питания
Суточный объем пищи рассчитывают по формуле:
— от 2 недель до 2 месяцев — 1/5 от массы тела;
— от 2 мес. до 4 мес. — 1/6 от массы тела;
— от 4 мес. до 6 мес. — 1/7 от массы тела;
— от 6 мес. до 8 мес. — 1/8 от массы тела;
—— с 9 мес. — 1000 мл;
— с 12 мес. — 1200 мл.
Разовый объем пищи зависит от количества кормлений:
Vр = Vc¤¤ КК.
Количество кормлений (КК):
— до 1 мес. — 6-7 раз в сути (через 3-3,5 часа с ночным перерывом 6-6,5 часов);
— с 1 до 5 мес. — 6 раз в сутки (через 3,5 часа с ночным перерывом 6,5 часов);
— с 5 до 12 мес. — 5 раз в сутки (через 4 часа с ночным перерывом 8 часов).
Существуют и другие способы расчета питания.
Смешанное вскармливание
Это такой вид вскармливания, при котором ребенок в первом полугодии жизни получает наряду с грудным молоком еще и докорм в виде молочных смесей.
Эффективностьсмешанного вскармливания зависит от доли грудного молока в суточном рационе ребенка:
— если количество материнского молока составляет более половины суточного рациона (2/3, 3/4 и т. д.), то эффективность смешанного вскармливания приближается к естественном
— если количество материнского молока составляет менее половины суточного рациона (1/3, 1/4 и т. д.), то эффективность смешанного вскармливания приближается к искусственному.
Причина введения докорма — гипогалактия у матери, приводящая к недоеданию (голоданию) ребенка.
Признаки голодания:
1. Уплощение, а затем снижение весовой кривой.
2. Беспокойство, тревожный прерывистый сон.
3. Уменьшение суточного диуреза и частоты мочеиспусканий.
4. Нарушения стула (запор, понос).
При наличии этих признаков мать с ребенком приглашаются в специально выделенный день для проведения
контрольного кормления(см. прил. 12) в детской поликлинике.
Цель контрольного кормления — определение фактического разового объема молока, получаемого младенцем.
Тактика после проведения контрольного кормления:
1) Если молока достаточно, продолжать естественное вскармливание.
2) Если молоко есть, но его не хватает:
— рассчитать суточный объем молока, исходя из возраста ребенка и его массы;
— рассчитать разовый объем молока, исходя из частоты кормлений ребенка;
— рассчитать разницу между долженствующим и фактическим разовым объемом молока;
— назначить ребенку смеси в количестве, равном дефициту разового объема молока;
— параллельно назначить матери лечение гипогалактии.
· Основы правильного смешанного вскармливания,
1. Докорм дается после кормления грудью, с ложечки.
2. В целях поддержания имеющегося уровня лактации продолжается прикладывание ребенка к груди не менее 3 раз в сутки.
3. Расчет суточного объема, количества кормлений и сроки введения новых блюд такие же, как при естественном вскармливании.
4. В качестве докорма используются молочные смеси.
5. Во избежания недокорма и перекорма (и в количественном и в качественном отношении) проводится периодический расчет питания.
· Искусственное вскармливание
Это такой вид вскармливания, когда ребенок в первом полугодии жизни не получает материнское молоко.
Причины перевода ребенка на искусственное вскармливание:
— агалактия;
— отсутствие матери.
· Основные правила искусственного вскармливания.
1. Систематически проводится расчет питания и энергетической ценности пищи с последующей коррекцией (жиры — сливочным маслом, белки — творогом, углеводы — сахарным сиропом).
2. Суточный объем пищи рассчитывается так же, как и при естественном вскармливании.
3. Сроки введения новых блюд могут быть такими же, как при естественном вскармливании, но рациональнее сдвинуть их введение на 2—4 недели раньше.
4. Поскольку для переваривания и усвоения нехарактерной пищи (смесей) требуется больше времени, то промежутки между кормлениями должны быть больше, а количество кормлений — меньше, чем при естественном
вскармливании (до 3 мес. — 6 раз в сутки; с 3 до 12 мес. — 5 раз в сутки).
5. Смеси должны быть стерильными и согретыми до 40°С.
6. Отверстие соски должно быть небольшого размера, чтобы пища вытекала частыми каплями (рис. 25).
7. Горлышко бутылочки во время кормления должно быть всегда заполнено смесью.
8. Кормить можно только бодрствующего ребенка.
9. После кормления ребенка необходимо 5—10 минут подержать вертикально и уложить в кроватку на бочок.
10. Смеси необходимо периодически, но не слишком часто менять.
· Молочные смеси
Это продукты детского питания, используемые вместо грудного молока и приближенные к нему по составу.
Различают смеси:
1. По физическому состоянию — сухие и жидкие.
2. По основному продукту — сладкие (на молоке) и кисломолочные (на кефире).
3. По составу — адаптированные и простые.
1. Сухие— в виде порошка, который перед употреблением разводят горячей водой. Они лучше хранятся, их легче готовить, и это, в основном, адаптированные смеси.
Жидкие— в виде раствора на молоке или кефире. В них могут сохраняться важные биологические вещества, но это преимущественно простые смеси.
2. Сладкие —на основе кипяченого молока.
Кисломолочные— на основе кефира или творога.
Источник
ВСКАРМЛИВАНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО (продолжение).
(лекция)
ПЛАН.
1. Раннее прикладывание к груди.
2. Показания к раннему прикладыванию к груди.
3. Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны матери.
4. Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны ребёнка.
5. Правила кормления грудью.
6. Оценка кормления грудью.
7. Наблюдение за кормлением грудью.
Раннее прикладывание к груди. Показания и противопоказания.
Первым важнейшим фактором становления лактации является раннее прикладывание ребёнка к груди матери.
Раннее кормление очень важно для обеспечения правильного сосания и стимуляции выработки молока.
После нормальных родов ребёнок инстинктивно начинает поиск пищи. Здорового новорождённого рекомендуется приложить к груди в родильном зале, через 20-30 минут после рождения.
В первые минуты после рождения у ребёнка идёт становление дыхания, дискомфорт от холода и санации верхних дыхательных путей, поэтому грудь он брать отказывается. Через 20-30 минут начинается интенсивный поиск пищи.
Ребёнка выкладывают на живот матери и он начинает действовать по врождённой программе поиска питания на 1 часу после рождения, когда поисковый и сосательный рефлексы у новорожденного и чувствительность соска у матери – наивысшие.
Со 2-го часа после рождения ребёнок будет спать, поэтому прикладывание его к груди и в 1 час, а также контакт «кожа к коже» обоснованны.
Показания и преимущества раннего прикладывания к груди:
Ø Оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние;
Ø Способствует усилению чувства материнства и установлению контакта матери и ребёнка;
Ø Уменьшает послеродовые кровотечения;
Ø Способствует более быстрой инволюции матки;
Ø Снижает заболеваемость родильниц.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны матери:
ü Тяжёлые формы гестозов;
ü Сильные кровотечения;
ü Открытая форма туберкулёза;
ü Декомпенсация при хронических заболеваниях сердца, печени, почек;
ü Злокачественные новообразования;
ü Гнойно-воспалительные заболевания;
ü Резус отрицательная кровь (особенно при наличии титра антител в крови);
ü Оперативное родоразрешение;
ü Разрывы промежности II степени.
Психические заболевания, операция кесарево сечение не является п/п, после выхода из наркоза ребёнка можно приложить к груди.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны ребёнка:
§ Асфиксия и оценка по шкале Апгар – ниже 7 баллов;
§ Нарушения мозгового кровообращения 2-3 степени;
§ Глубокая недоношенность с отсутствием сосательного и глотательного рефлекса;
§ Родовая травма;
§ ГБН (разрушение Эр, вследствие иммунологического конфликта крови матери и плода);
§ Тяжёлые пороки развития (ВПС, челюстно-лицевого аппарата, ЖКТ и т.д.);
§ Респираторный дистресс-синдром (синдром дыхательных расстройств, связанный с малым количеством сурфактанта в альвеолах лёгких новорождённого).
Правила кормления грудью:
1) Перед кормлением мыть руки, сцедить 1-2 капли молока;
2) Не ограничивать частоту и продолжительность кормления – кормить по требованию, для чего с рождения необходимо совместное пребывание матери и ребёнка.
В первые дни (6-8 дней) – 10-12 раз в сутки через 2-3 часа, затем реже.
3) Кормление ночью – по потребности, т.к. оно поддерживает лактацию и стимулирует рефлекс пролактина (т.е. желательно);
4) Длительность кормления – 15-20 минут, хотя длительное сосание не вредит, если правильно захвачен сосок;
5) Грудь давать до её полного опорожнения. Первые порции богаты водой и лактозой, а последние – питательными веществами, которые обеспечивают ребёнка энергией. Поэтому кормить ребёнка необходимо попеременно одной и другой грудью, используя в каждое кормление одну молочную железу (раннее и позднее молоко);
6) Кормить и поить новорождённого только грудным молоком, т.к. дополнительное введение питья приводит к:
ü ослаблению сосательной способности ребёнка и снижается питательная ценность молока;
ü угасает лактация;
ü возрастает риск развития инфекций;
ü увеличивается нагрузка на почки;
ü изменяется флора кишечника.
При даче молочной смеси – повышается чувствительность к белкам коровьего молока;
7) Отказаться от использования сосок, пустышек, накладок для сосков, т.к. они:
ü вызывают неправильную технику сосания;
ü угасание лактации;
ü формирование неправильного прикуса;
ü ослабление щёчных мышц——-утрата желания сосать грудь.
8) Мыть грудь во время принятия душа без мыла не более одного раза в день (мыло удаляет натуральные жиры, которые защищают кожу на сосках от трещин), не смазывать кремом, мазями соски, не пользоваться дезодорантами, духами (т.к. могут вызвать раздражение кожи и нежелание ребёнка брать грудь);
9) Укреплять уверенность матери, поощрять её желание кормить грудью, налаживать контакты с людьми, которые морально поддерживают кормящую женщину;
10)После кормления оставлять несколько капель на соске, держа грудь открытой, чтобы они высохли на воздухе (на 10-15 минут), т.к. оставшееся на сосках молоко богато жиром и способно защитить кожу от повреждения. Следить за тем, чтобы соски были сухими;
11) Не допускать нагрубания молочной железы. Для этого целесообразно сцедить немного молока, чтобы грудь стала мягче и часто прикладывать ребёнка к груди.
Техника кормления грудью.
1. Перед кормлением вымыть руки, высушить.
2. Психологически подготовить мать к кормлению.
3. Помочь матери выбрать удобную позу:
· из-под руки (при закупорке млечного протока, затруднениях с захватом груди, кормлении близнецов)
· на руке (кормление маловесных и больных детей)
· лежа на боку (после кесарева сечения и швах на промежности)
· лёжа на спине (в случае быстрого поступления молока)
· лёжа на животе с опорой на локти (при затруднении с захватом груди)
· вертикальная поза «кен6гуру» (кормление недоношенных и маловесных детей)
· классическое (сидя).
4. Положение ребенка:
§ тело ребенка прижато к материнскому, лицом к груди
§ голова и тело малыша лежит в одной плоскости
§ подбородок ребенка касается груди
§ ребенка поддерживают снизу одной рукой, другой рукой за плечи.
5. Поддерживать грудь во время кормления: 2-5 пальцы расположить под молочной железой, поддерживая грудь указательным пальцем. Большой палец должен находиться в верхней части груди.
6. Обучить мать прикладывать ребенка к груди :прикоснуться соском к губам ребенка, подождать пока он широко откроет рот, быстро приложить к груди так, чтобы его нижняя губа была под соском.
7. Обучить ребенка захватывать ареолу, больше снизу, и близлежащий участок груди с млечным синусом.
Оценка кормления грудью.
Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 1944 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
1. Средняя масса тела доношенного новорожденного ребенка в граммах составляет:
- 1. 2700-2800;
- 2. 2900-3000;
- 3. 3200-3500;
- 4. 3600-3800;
- 5. 3900-4000
2. Средние показатели роста доношенного новорожденного ребенка в см составляют:
- 1. 40-45;
- 2. 45-48;
- 3. 48-53;
- 4. 55-60;
- 5. 61-65.
3. У новорожденного доношенного ребенка открыты роднички:
- 1. только большой;
- 2. большой и малый;
- 3. боковые;
- 4. все роднички;
- 5. большой и боковые.
4. У новорожденного отсутствуют признаки внутриутробной гипотрофии, если он имеет следующее значение массо-ростового показателя:
- 1. 10;
- 2. 20;
- 3. 30;
- 4. 40;
- 5. 60
5. Для здорового доношенного новорожденного характерны следующие безусловные рефлексы, кроме:
- 1. рефлекса Моро;
- 2. рефлекса Бабкина;
- 3. рефлекса Грефе;
- 4. рефлекса Бауэра (ползание);
- 5. рефлекса Робинзона.
6. Для недоношенного ребенка не характерен следующий симптом:
- 1. открытый большой и малый роднички;
- 2. низкое расположение пупка;
- 3. относительно большой мозговой череп;
- 4. наличие яичек в мошонке;
- 5. слабое развитие подкожной клетчатки.
7. Здорового доношенного новорожденного в роддоме вакцинируют от:
- 1. кори;
- 2. коклюша;
- 3. дифтерии;
- 4. полиомиелита;
- 5. гепатита В и туберкулеза.
8. Какое состояние не является транзиторной реакцией адаптации у здорового доношенного новорожденного ребенка?
- 1. физиологическая желтуха новорожденных;
- 2. физиологическая потеря массы тела;
- 3. мастопатия;
- 4. мочекислый инфаркт;
- 5. сидеропения.
9. Физиологическая убыль массы тела доношенного новорожденного ребенка составляет:
- 1. 3-5%;
- 2. 10-15%;
- 3. 15-20%;
- 4. 20-25%;
- 5. более 25%.
10. К показателям нормального психомоторного развития ребенка 2 мес. жизни не относится следующий:
- 1. удерживает головку;
- 2. улыбается;
- 3. слуховое сосредоточение;
- 4. самостоятельно садится;
- 5. зрительное сосредоточение.
11. Здоровый, родившийся доношенным ребенок 6 месяцев жизни должен иметь следующие двигательные навыки и умения, кроме одного:
- 1. ходить;
- 2. уверенно держать голову, иметь координированные движе¬ния ручек;
- 3. садиться;
- 4. переворачиваться с живота на спину и со спины на живот;
- 5. следить взглядом за движущимися предметами.
12. Абсолютными противопоказаниями к первому прикладыванию к груди новорожденного ребенка является:
- 1. расщелина верхней губы и твердого неба;
- 2. короткая уздечка языка;
- 3. внутричерепное кровоизлияние;
- 4. транзиторный субфебрилитет;
- 5. ринит.
13. Грудному ребенку в качестве дополнительных факторов питания дают следующие продукты, кроме одного:
- 1. фруктовые соки;
- 2. фруктовые пюре;
- 3. часть сваренного вкрутую яичного желтка;
- 4. творог;
- 5. кефир.
14. Прикорм овощным пюре у детей, находящихся на естественном вскармливании, начинают в возрасте:
- 1. 3 месяцев;
- 2. 4 месяцев;
- 3. 5 месяцев;
- 4. 6 месяцев;
- 5. 8 месяцев.
15. Какой пищевой продукт не относится к адаптированным смесям для вскармливания грудных детей?
- 1. «Семилак»;
- 2. «Пилти»;
- 3. «Тутели»;
- 4. «Ацидолакт»;
- 5. НАН.
16. Какие цифры являются правильными для расчета количества пищи «объемным способом» для ребенка 2-4 месяцев жизни?
- 1. 1/7 массы тела;
- 2. 1/6 массы тела;
- 3. 1/5 массы тела;
- 4. 1/4 массы тела;
- 5. 1/3 массы тела.
17. Начальный период рахита чаще выявляется в возрасте:
- 1. с 5 по 10 день;
- 2. 1,5-4 мес;
- 3. 6-7 мес;
- 4. 8-12 мес;
- 5. после года.
18. Причиной рахита не может быть следующий фактор:
- 1. рождение в зимнее время года;
- 2. быстрая прибавка в массе тела;
- 3. дефицит витамина С;
- 4. дефекты ухода – отсутствие прогулок, массажа и пассивной гимнастики в первые месяцы жизни;
- 5. недоношенность.
19. Для рахита у ребенка грудного возраста не характерен следующий симптом со стороны костной системы:
- 1. уплотнение костной ткани и закрытие костномозгового канала;
- 2. остеопороз и остеомаляция;
- 3. гиперплазия остеоидной ткани;
- 4. позднее прорезывание зубов;
- 5. деформация костей.
20. Задержка в развитии двигательных умений у ребенка, больного рахитом, обусловлена:
- 1. острой сердечной недостаточностью;
- 2. гипотонией мышц;
- 3. вялыми парезами и параличами конечностей;
- 4. нарушением процессов пищеварения;
- 5. дефектами вскармливания.
21. Гипервитаминоз D у ребенка грудного возраста не может быть вызван:
- 1. передозировкой лечебной дозы витамина D;
- 2. повышенной чувствительностью организма к витамину D;
- 3. избыточным потреблением рыбьего жира;
- 4. одновременным применением лечебных доз витамина D и ультрафиолетового облучения;
- 5. несчастный случай – оставление лекарства без присмотра (витамина D).
22. Какие значения дефицита массы тела в % должны быть у грудного ребенка, если у него гипотрофия II степени?
- 1. 5-9%;
- 2. 10-19%;
- 3. 20-29%;
- 4. 30-39%;
- 5. 40% и больше.
23. Для диагностики врожденного гипертрофического пилоростеноза у ребенка первого месяца жизни могут быть показаны следующие мероприятия, кроме:
- 1. эзофагогастродуоденоскопии;
- 2. рентгеноконтрастного исследования желудочно-кишечного тракта;
- 3. исследования кислотно-основного состояния крови;
- 4. лапароскопии;
- 5. консультации хирурга.
24. Какой клинический симптом не характерен для врожденного гипертрофического пилоростеноза?
- 1. рвота;
- 2. запоры;
- 3. судороги;
- 4. симптом «песочных часов»;
- 5. обезвоживание.
25. Для синдрома мальабсорбции у ребенка грудного возраста характерны следующие симптомы, кроме:
- 1. полифекалии;
- 2. гипотрофии;
- 3. скрытой крови в кале;
- 4. удовлетворительного аппетита;
- 5. связи выраженности симптомов с характером пищи.
26. Какое исследование не проводят для диагностики врожденной дисфункции коры надпочечников?
- 1. определение 17-оксипрогестерона;
- 2. исследование глазного дна;
- 3. определение в сыворотке крови концентрации калия, натрия, хлора;
- 4. исследование полового хроматина;
- 5. определение концентрации кортизола в сыворотке крови.
27. Какой клинический симптом не характерен для врожденного гипотиреоза?
- 1. склонность к запорам;
- 2. макроглоссия;
- 3. косоглазие;
- 4. затянувшаяся физиологическая желтуха;
- 5. отставание в психомоторном развитии.
28. Какой из симптомов менингита не отмечается у ребенка грудного возраста?
- 1. ригидность затылочных мышц;
- 2. положительный симптом Кернига;
- 3. выбухание большого родничка;
- 4. судороги;
- 5. положительный симптом Моро.
29. Клиническим признаком эксикоза (обезвоживания) у ребенка грудного возраста не является:
- 1. западение большого родничка;
- 2. уменьшение числа мочеиспусканий;
- 3. падение массы тела;
- 4. снижение тургора тканей;
- 5. петехиальная сыпь.
30. Что из перечисленного не показано при лечении кишечного токсикоза с эксикозом?
- 1. пауза в кормлении;
- 2. инфузии жидкости;
- 3. увеличение числа кормлений и одновременное уменьшение дозы разового кормления;
- 4. коррекция показателей гомеостаза (показателей рН, концен¬трации калия и натрия в сыворотке крови больного);
- 5. массаж и гимнастика.
31. При аускультации детей раннего возраста выслушивается следующий тип дыхания:
- 1. везикулярное;
- 2. пуэрильное;
- 3. жесткое;
- 4. бронхиальное;
- 5. ослабленное.
32. Анатомо-физиологическими особенностями грудной клетки у детей раннего возраста является:
- 1. горизонтальное расположение ребер;
- 2. экспираторное расположение ребер;
- 3. широкая плевральная щель;
- 4. низкое стояние диафрагмы;
- 5. слабое сокращение диафрагмы.
33. Причиной синдрома дыхательных расстройств у новорожденного не является:
- 1. болезнь гиалиновых мембран;
- 2. незаращение верхней губы;
- 3. аспирация околоплодных вод;
- 4. сегментарные и долевые ателектазы;
- 5. отечно-геморрагический синдром.
34. Диагноз муковисцидоза можно подтвердить следующим исследованием:
- 1. рентгенография грудной клетки;
- 2. определение концентрации хлоридов в поте;
- 3. цитологическое исследование костного мозга;
- 4. бактериологический анализ кала;
- 5. определение степени бактериурии.
35. При каком пороке не наблюдается легочная гипертензия?
- 1. изолированный стеноз легочной артерии;
- 2. открытый артериальный проток;
- 3. дефект межжелудочковой перегородки;
- 4. дефект межпредсердной перегородки;
- 5. транспозиции крупных сосудов.
36. Какой медикамент (мероприятие) не применяется для лечения новорожденных с гемолитической болезнью?
- 1. фенобарбитал;
- 2. фототерапия;
- 3. заменное переливание крови;
- 4. инфузионная терапия;
- 5. фестал.
37. Какой симптом не характерен для желтушной формы гемолитической болезни новорожденного?
- 1. обесцвеченный стул;
- 2. желтуха;
- 3. снижение числа эритроцитов;
- 4. снижение гемоглобина;
- 5. нарастание концентрации непрямого билирубина в сыворот¬ке крови.
38. Первичный туберкулезный комплекс – это:
- 1. лимфаденит + перитонит + аднексит;
- 2. сегментарный ателектаз + плеврит + лимфаденит;
- 3. гидроторакс + увеличенная вилочковая железа + бронхоаденит;
- 4. увеличение вилочковой железы + аднексит + перитонит;
- 5. лимфаденит + первичный очаг + лимфангоит.
39. Какое исследование не показано для подтверждения диагноза внутричерепного кровоизлияния у ребенка грудного возраста?
- 1. рентгенография черепа;
- 2. нейросонограифия;
- 3. определение концентрации сахара в сыворотке крови;
- 4. пункция спинномозгового канала и исследование ликвора;
- 5. исследование глазного дна.
40. При судорожном синдроме у ребенка грудного возраста необходимо провести следующие исследования, кроме:
- 1. исследования спинномозговой жидкости;
- 2. определения уровня кальция в сыворотке крови;
- 3. определения концентрации глюкозы в сыворотке крови;
- 4. определения аланиновой и аспарагиновой аминотрансфераз;
- 5. нейросонографии.
41. Возбудителями пневмонии у новорожденного могут быть следующие микроорганизмы, кроме:
- 1. Pneumocista carinii;
- 2. Candida albicans;
- 3. Shigella zonnae;
- 4. Chlamidia pneumoniae;
- 5. Staphilococcus aureus.
42. Возбудителями острой кишечной инфекции у ребенка грудного возраста могут быть следующие микроорганизмы, кроме:
- 1. Staphilococcus aureus;
- 2. Esherichia coli;
- 3. Rotavirus;
- 4. Legionella pneumophilia;
- 5. Proteus vulgaris.
43. Для острого обструктивного бронхита у ребенка первого полугодия жизни характерны следующие клинические и параклинические симптомы, кроме:
- 1. инспираторной одышки;
- 2. коробочного оттенка перкуторного звука над легкими;
- 3. сухих свистящих хрипов при аускультации легких;
- 4. увеличения в объеме грудной клетки;
- 5. повышенной прозрачности легочных полей на рентгенограм¬ме грудной клетки.
44. Для острого стенозирующего ларинготрахеита в стенотической фазе у ребенка грудного возраста характерны следующие симптомы, кроме:
- 1. экспираторной одышки;
- 2. шумного, слышного на расстоянии дыхания;
- 3. «проводных» хрипов при аускультации легких;
- 4. беспокойного поведения больного ребенка;
- 5. цианоза кожных покровов.
45. Какой из инфекционных болезней плод не может болеть, находясь в утробе матери?
- 1. шигеллез;
- 2. цитомегаловирусная инфекция;
- 3. вирусный гепатит;
- 4. краснуха;
- 5. Коксаки-вирусная инфекция.
46. Для ветряной оспы характерны следующие элементы сыпи:
- 1. макула, папула, везикула;
- 2. везикула, корочка, белый рубчик;
- 3. петехии, некроз, рубчик;
- 4. розеола, уртикария, пустула;
- 5. папула, розеола, макула;
- 6. макула, розеола, белый рубчик.
47. Изоляция контактных по ветряной оспе детей проводится:
- 1. с первого дня;
- 2. с 5 дня;
- 3. с 7 дня;
- 4. с 11 дня;
- 5. с 21 дня.
48. При неосложненных формах ветряной оспы назначаются следующие лечебные мероприятия:
- 1. антибиотикотерапия;
- 2. сульфаниламиды;
- 3. иммуноглобулин;
- 4. симптоматическая терапия;
- 5. гормонотерапия.
49. Инкубационный период при кори у детей, не получавших серопрофилактику, составляет (в днях):
- 1. 1-7;
- 2. 7-10;
- 3. 7-17;
- 4. 11-21;
- 5. 15-30;
50. Какой из клинических симптомов не характерен для кори?
- 1. пятна Филатова-Бельского-Коплика;
- 2. пятнисто-папулезная сыпь;
- 3. шелушение;
- 4. конъюнктивит;
- 5. увеличение селезенки.
51. К ранним осложнениям кори относятся:
- 1. ангина, пневмония, ринит;
- 2. ложный круп, менингит, энцефалит;
- 3. неукротимая рвота, диарея, обезвоживание;
- 4. паралич дыхательной мускулатуры;
- 5. приступы судрожного кашля.
52. Длительность инкубационного периода