Арт терапия показания и противопоказания

Арт терапия показания и противопоказания thumbnail

https://gestaltinstitute.ge/nav/word_pdf/biblioteka/Art%20Therapy.pdf (очень хорошая книга об арт терапии почитайте)

Арт-терапия берет свое начало в древности. Жрецы, врачи, педагоги и философы использовали разные виды искусства для лечения душевных и телесных недугов. Арттерапия берет свое начало в древности. Жрецы, врачи, педагоги и философы использовали разные виды искусства для лечения душевных и телесных недугов. Влияние живописи, театра, танца, музыки на психоэмоциональное состояние человека побуждало их к размышлениям о их роли в восстановлении функций организма и формировании духовного мира личности.

В целях врачевания разные виды искусства использовались в Древней Греции, Китае и Индии. Так, древние греки считали эффективными средствами воздействия изобразительное искусство, театр, танец, вокалотерапию. Особое значение они придавали музыкотерапии. Терапия осознанным самораскрытием в творчестве вышла из психоанализа З.Фрейда, аналитической психологии К.Г.Юнга, из психодрамы Морено и из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением америк. педагога М. Наумбурга.

Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл – при описании занятий изобразительным творчеством с туберкулёзными больными в санаториях.

В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй мировой войны в тесной связи с психотерапией.

Вторая половина XX в. характеризуется созданием первых профессиональных объединений арттерапевтов (в 1963 г. появились Британская ассоциация арттерапевтов, Американская арттерапевтическая ассоциация). Целями и задачами деятельности этих объединений было содействие сохранению психического и физического здоровья граждан посредством изобразительного искусства и других видов творчества в качестве психотерапевтического инструмента.

В 1970-е гг. Британская ассоциация арттерапевтов сделала первые шаги по внедрению арттерапии в государственное здравоохранение. В это же время начинается подготовка специалистов-арттерапевтов в США и Великобритании. В 1980–90-е гг. характерным для арттерапевтической практики является повышение ее роли в образовании, в частности, в специализированных школах.

Рассмотрение искусства как фактора психического развития детей, обоснование использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента дается в работах X. Рид (1943), Е. Крамер (1958, 1971). В России такой опыт работы представлен в работах Е.И. Бурно (1989), Г.В. Бурковского, Р.Б.Хайкина (1982), О.А. Карабановой (1997) и др.

В России во второй половине XX в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, в специальной психологии.

Последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием.

А. Копытин предлагает рассматривать арт-терапию как «совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска» [8].

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учётом реальности окружающего мира.

Цели арт-терапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда вербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между специалистом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах

8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Отсюда и важнейший принцип арт-терапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Задачи арт-терапии таковы: 1) акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;

2) создать оптимальные для клиента условия, способс- твующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять; 3) помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.

К методам арттерапии относятся следующие направления:ДРАМАТЕРАПИЮ, МУЗЫКОТЕРАПИЮ, ТАНЦЕДВИГАТЕЛЬНУЮ ТЕРАПИЮ, БИБЛИОТЕРАПИЮ, СКАЗКОТЕРАПИЮ, ФОТОТЕРАПИЮ, РАБОТА С ГЛИНОЙ, ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, МАСКОТЕРАПИЮ, ЦВЕТОТЕРАПИЮ, ВИДЕОТЕРАПИЮ, ОРИГАМИ, ИГРОТЕРАПИЮ, ИЗОТЕРАПИЮ (рисунок).

n изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

n драматерапия (имаготерапия) — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

n музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

n библиотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

n танцевальная терапия — воздействие через танцевально-двигательную;

n песочная терапия (игра в песок позитивно влияет на эмоцио­нальное самочувствие);

n куклотерапия —коррекции поведения посредством кукольного театра;

n фототерапия — для решения психологических проблем, личностного роста и самопознания используется фотография;

Формы арт-терапии

Пассивная форма — клиент использует художествен- ные произведения, созданные другими людьми: рассматри- вает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

Активная форма — клиент сам создает продукты твор- чества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные ком- позиции, спонтанные танцы. Смешанная форма — клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, карти- ны, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.

Формы арт-терапии

Индивидуальная арт-терапия может использоваться по от- ношению к широкому кругу клиентов:

1)к некоторым клиентам, не подлежащим вербальной психотерапии (олигофрены, психотики, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и некоторые другие); 2) к клиентам с неглубокими психическими расстрой- ствами, преимущественно невротического характера; 3) к детям и взрослым, испытывающим определенные затруднения в вербализации своих переживаний (например, из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности), а также сложности этих переживаний и их «невыразимо- сти» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройст- вом); 4) к людям, имеющим хорошо развитую способность к вербальному общению (для них изобразительная деятель- ность может являться альтернативным «языком», более точ- ным и выразительным, чем слова).

Групповая арт-терапия: – позволяет развивать ценные социальные навыки; – связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; – дает возможность наблюдать результаты своих дейс- твий и их влияние на окружающих; – позволяет осваивать новые роли и проявлять латент- ные качества личности, а также наблюдать, как мо- дификация ролевого поведения влияет на взаимоот- ношения с окружающими; – повышает самооценку и ведет к укреплению личност- ной идентичности; – развивает навыки принятия решений.

Отличия групповой арт-терапии от индивидуальной Групповая арт-терапии отличается от индивидуальной тем, что: – меньше зависит от арт-терапевта; 59 – предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников- группы; – требует от участников группы определенных комму- никативных навыков; – требует от участников группы способности адапта- ции к групповым нормам; – требует от арт-терапевта опыта групповой психокор- рекционной работы.

Основная техникаарт-терапевтического воздействия — это техника активного воображения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и само- реализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я».

Арт-терапевтические техники дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищённость и снижая сопротивление изменениям.

Спектр проблем, при решении которых м.б. использованы тех-ки арт-терапии широк:

· Внутри- и межличностные конфликты;

· Кризисные состояния (экзистенциальные, возрастные…);

· Потери;

· Травмы, ПТСР;

· Невротические и психосоматические расстройства;

· Обнаружение личностных смыслов через творчество;

· Консультирование и терапия детей, подростков…

По мнению Э. Кэлиш, изобразительные средства могут использоваться в психодиагностике, консультировании, психотерапии с разными типами клиентов, в сочетании с разными лечебными подходами и на разных стадиях психотерапии, особенно со сложными клиентами, в частности, с теми, кто не способен/не склонен к вербальному общению.

Диагностические и оценочные процедуры арт-терапии основаны на признании бессознательного и того, что образы являются его естественным «языком». В процессе формирования, создания образов происходит оживление воспоминаний, фантазий…и клиент зачастую не осознаёт, какое психологическое содержание раскрывается в образах.

Выделяются след. основные аргументы в пользу эффективности использования образов в консультировании:

· Образы позволяют выражать чув-ва, разнообразные эмоциональные реакции;

· Образы затрагивают как бессознательный, так и сознательный уровень психической деятельности, обеспечивают доступ к довербальным формам психического опыта;

· Помогают в раскрытии проблемного психологического материала и преодолении защит;

· Тех-ки спонтанного и направленного воображения обеспечивают психологические изменения, даже при отсутствии интерпретаций;

· Образы затрагивают прошлый и текущий опыт, а также позволяют выражать представления о будущем; Новые ситуации и модели поведения м.б. смоделированы и проиграны в образной форме, прежде, чем они найдут своё выражение в реальном поведении и будут осмысленны;

· Образы позволяют выражать те мысли, чувства, которые трудно выразить в словах.

Недостатки худ. работы с образами в психотерапии и консультировании:

· Лексическая передача информации – наиболее надёжная, т.к. значение слов относительно устойчиво и является общепринятым, в то время как содержание образов более расплывчато и многообразно (это может вести к неверной трактовке визуальных образов, создаваемых клиентом);

· Содержание визуальных образов может быть искажено или изменено в силу того, что символические образы могут заключать в себе множество различных содержаний;

· Возможно рассогласование между субъективным переживанием образов и их выражением в конкретной худ. форме;

· Как достоинством, так и недостатком является то, что изобразительные методы основаны на активности воображения (некоторые клиенты избавляются от стресса, уходя в мир фантазий…они охотно выражают свои фантазии в рисунках, и их погружение в такую деятельность может вести к уходу от реальной жизни и проблем).

Показания для проведения арт-терапии

n трудности эмоционального развития,

n стресс,

n депрессия,

n импульсивность эмоциональных реакций,

n переживание эмоционального отвержения другими людьми,

n неудовлетворенность семейными отношениями,

n межличностные конфликты,

n ревность,

n чувство одиночества,

n повышенная тревожность,

n страхи, фобии,

n низкая самооценка

Арт-терапия рекомендуется детям с 6 лет. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остаётся в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции.Прежде чем использовать методы арт-терапии со взрослыми клиентами следует принять во внимание разнообразные факторы. Этот подход становится несбалансированным, если консультант предлагает клиенту такой вид деятельности без тщательного взвешивания их целесообразности, или не оставляя достаточного времени для обработки её результатов. Использование арт-терапии также может быть непродуктивным, если клиент является проф. художником (причиной этого м.б. то, что такие клиенты уже поддерживают себя через творческое самовыражение, поэтому подобные задания в процессе терапии могут вызвать ощущение того, что человек работает) – очевидно, что подобный барьер можно преодолеть, если предложить клиенту тот вид деятельности, который очень сильно отличается от его вида деятельности.

Противопоказания к арт-терапии:

1) Маниакальное состояние

2) Нарушения сознания

3) Тяжелые депрессивные расстройства.

Литература:

Копытин А. И., Корт Б. Создание талисманов в арт-терапии (эл.версия: https://www.art-therapy.ru/publication/content/37.htm)

Лебедев Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2007

Кудрин А. В. Методы арт-терапии в практике психологического консультирования // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2009, № 3 (https://www.psyanima.ru)

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Арт-терапия – это «нестандартный» метод психологической коррекции, который, однако же, применяется достаточно давно. Его история началась в 1938 году, а уже в 1960 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Арт-терапия

Что такое арт-терапия

Арт-терапия – это психотерапевтический метод, использующий искусство и творчество для лечения психологических расстройств, а также для диагностики таких расстройств.

Часто понятие «арт-терапия» понимается в узком смысле – как лечение с помощью изобразительного искусства. На самом деле методов «восстановления души» средствами искусства значительно больше.

Арт-терапия, можно сказать, появилась тогда, когда она стала особенно необходимой. Впервые её описал в 1938 году художник Адриан Хилл в своей работе, посвящённой его занятиям с туберкулёзными больными в санаториях. Очень скоро идеи Хилла нашли своё применение в более серьёзных масштабах: их применяли в США для работы с детьми, вывезенными из нацистских лагерей. Нечто сходное применялось даже самими узниками лагерей: развитая культурная жизнь Терезинского лагеря всколыхнула всё мировое сообщество, при этом основным предназначением этой культуры была попытка пережить жестокие физические и душевные страдания во время нахождения в концлагере.

Первые исследователи арт-терапии основывали свои рассуждения на теориях Фрейда и Юнга. Эти учёные практически во всех внешних проявлениях человеческой деятельности, в том числе в искусстве, видели результаты скрытых психических процессов, работы подсознания. Следовательно, человеческое творчество можно использовать для выявления и лечения разнообразных психических расстройств и для устранения психологических проблем.

Сторонники психоанализа говорили, что самовыражение является исключительно важной потребностью человеческого сознания. И оно стремится изображать именно то, что переживает в данный момент. При этом чувства и желания реализуются в символическом виде – прежде всего это зрительные образы. Непонятно, почему первые психоаналитики придавали первоочередное значение именно зрительным видам искусства; может быть, потому, что они отражают психические процессы более наглядно. Однако и музыка, и литература, и танец – это тоже отражение внутренней жизни человека, часто более непосредственное, чем рисование.

Психоанализ утверждает, что основным механизмом действия арт-терапии является так называемая сублимация. Это такой внутренний механизм психики, который имеет защитную функцию. Он предполагает снятие внутреннего напряжения и негативных эмоций путём социально приемлемой деятельности, в первую очередь творчества. Зигмунд Фрейд, который и ввёл это понятие, рассматривал сублимацию как исключительно положительный механизм, который помогает обратить негативные черты личности в позитивную сторону.

В наше время понятие сублимации расширилось и охватывает различную профессиональную деятельность, науку, политику, бизнес и т. д. Например, садистские наклонности можно сублимировать, занимаясь хирургической деятельностью. И всё же искусство и творчество остаются главными методами в психотерапии.

Арт-терапия призвана развить у пациентов навыки самоанализа, самопознания и самовыражения. Это ведёт к общей гармонизации психической жизни человека. Она ставит и более узкие задачи: развивать у пациентов коммуникативные способности, обеспечивать социальную адаптацию, снимать внутреннее напряжение, повышать самооценку человека, развивать его личность. Арт-терапия способна побеждать страхи, фобии и комплексы; пациент учится выражать негативные эмоции (обиду, агрессию и др.) в приемлемой форме.

Преимуществом арт-терапии является то, что она больше похожа на занятие любимыми делами, чем на медицинскую или психотерапевтическую методику. Это привлекает к ней пациентов, которые охотно занимаются арт-терапией.

При этом важно понимать, что упор в арт-терапии делается не на талант и способности, а лишь на самовыражение. Вряд ли все пациенты после занятий арт-терапией станут выдающимися художниками, скульпторами и музыкантами, хотя в определённых случаях и такое возможно. Поэтому арт-терапия особенно эффективна при работе с маленькими детьми, людьми с ограниченными возможностями, с пожилыми людьми и замкнутыми подростками.

Бывает, что арт-терапия преследует более глубокие цели, чем просто улучшение психического состояния пациентов. Последователи Юнга стремятся выявить в творчестве пациентов некие архетипические символы, определить глубинную «историю» личности человека и «миф», сопровождающий его жизнь. Можно также оказывать влияние на эту «историю» и «миф», меняя таким образом внутреннее состояние самого человека.

Показания к занятию арт-терапией

Арт-терапия – это методика особого рода. Её применяют в случаях стресса, при трудностях в эмоциональном развитии, эмоциональной неустойчивости, при неудовлетворительных семейных отношениях, чувстве одиночества, в случае низкой самооценки, а также при появлении страхов, фобий, повышенной тревожности. Однако она показана не только людям с психологическими и психическими проблемами, но и вполне здоровым. Ведь человеческая психика очень уязвима, и ей постоянно нужны те или иные профилактические меры.

Показания

Виды арт-терапии

Вначале создатели арт-терапии применяли только рисование, хотя психическая природа различных видов искусства тоже исследовалась. Пациентам предлагалось рисовать карандашами или красками. В наше время методика арт-терапии шагнула далеко вперёд и включает в себя разные виды творческой деятельности.

Вот некоторые из них:

  • Лепка.
  • Фотография.
  • Кукольный театр.
  • Танец.
  • Музыка.
  • Литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений (библиотерапия, сказкотерапия).
  • Создание образов из песка (песочная терапия).

Некоторые виды арт-терапии могут показаться экзотическими. Такова, например, песочная терапия, которая достаточно широко применяется в европейских странах. Пациенты работают с песком, находящимся в специальном подносе. Также они используют воду и миниатюрные фигурки. В песочной терапии привлекает её простота, широкие возможности для создания новых образов, недолговечность существования этих образов (хотя возможно их разрушить и заново восстановить). Работа с песком приобретает некоторые черты ритуала. Песочная терапия имеет и свою глубинную философию. Работа с естественными стихиями (песок, вода) позволяет ощутить связь с природой, а наличие рукотворных фигурок позволяет принять то, что уже существует. Песок и вода – «текучие» стихии, создаваемые из них образы недолговечны, тогда как рукотворные фигурки имеют долгий срок службы. Это символизирует сосуществование в жизни бренного и вечного, истинных и ложных ценностей.

Наибольшее внимание при арт-терапии уделяется зрительным образам потому, что это наиболее ранний этап развития человеческой психики: маленький ребёнок начинает видеть гораздо раньше, чем говорить и уж тем более читать.

Музыкотерапия – довольно обширная группа методов, которые заключаются как в пассивном прослушивании музыки, так и в активном участии в процессе – игра на музыкальных инструментах, пение. Такое явление, как караоке, пришедшее из Японии, на самом деле является не просто развлечением, но и особой формой музыкотерапии. Вообще музыка чаще всего воспринимается именно как форма психотерапии: многие не понимают, для чего ещё можно слушать музыку, кроме как для душевного воздействия.

Ландшафтная арт-терапия – ещё один достаточно «экзотический» вид психотерапии. Она заключается в походах на природу, созерцании природного ландшафта и, конечно же, создании арт-объектов (изображений, композиций, скульптур) из природных материалов. Строго говоря, целительная сила созерцания природы была известна человечеству очень давно.

Жестовое рисование – совсем уж удивительный метод арт-терапии. Его разработал психолог Беверли О’Корт из Шотландии. Основная идея этого метода – умение пациента контактировать с собственным телом.

Эффект арт-терапии и её польза основаны на том, что различные виды творческой деятельности позволяют выразить то, что невозможно или затруднительно выразить более привычными средствами передачи информации, прежде всего вербальным. Именно для этого, собственно, человечество и прибегает к искусству: если бы всё можно было выразить простыми словами или, например, с помощью телепатии, то незачем было бы обращаться к средствам и методам искусства. В терапевтическом плане это приобретает особый смысл. Люди, имеющие какие-либо психологические проблемы или психические расстройства, часто не могут выразить привычными способами даже то, что обычным людям вполне удаётся. Прибегая к «окольным» способам самовыражения, психотерапевт «вытягивает» нужную информацию из глубин души пациента. И когда человек с помощью творчества выразит то, что он не мог или боялся выразить ранее, он может в дальнейшем преодолеть свои страхи и комплексы.

Занятия арт-терапией

Особенность такого метода психотерапии позволяет заниматься ею в разных формах. Возможны индивидуальные занятия и групповые. Кроме того, не всегда занятия арт-терапией предполагают присутствие специалиста: существует ряд методик для самостоятельной работы. Обычно самостоятельная арт-терапия применяется тогда, когда сам творческий акт является достаточным для терапевтического эффекта.

Занятия

Например, можно нарисовать своё настроение – выполнить любой рисунок (абстрактную композицию или изображение конкретного предмета, человека), чтобы он отражал эмоциональное состояние; потом нужно рассмотреть свой рисунок, понять, какие чувства он выражает, комфортно ли находиться человеку в изображённой обстановке и, если ощущается необходимость, изменить полученный рисунок – закрасить лишние детали, добавить новые, даже обрезать часть рисунка и т. д. Можно нарисовать или вылепить «монстра», который выражает какой-то страх; затем нужно высказать этому «монстру» всё, что вы о нём думаете, и после этого переделать изображение, придав ему более позитивный вид.

Групповые занятия арт-терапией включают, например, коллективное создание рисунка или, ещё чаще, коллективное сочинение истории, сказки, коллективное чтение литературного произведения или инсценировку.

Многие индивидуальные и особенно групповые занятия проходят при участии профессионального арт-терапевта. Он является организатором мероприятия и одновременно специалистом, анализирующим состояние каждого участника сеанса. Профессиональную подготовку по арт-терапии имеют разные люди. Часто это художники, которые на себе ощущают внутренний, психологический смысл творческой деятельности. Нередко арт-терапевтами бывают обычные психологи. Врач-психиатр тоже может являться профессиональным арт-терапевтом. В психиатрических клиниках арт-терапия является важным методом помощи пациентам.

Как правило, арт-терапия – это не несколько единичных сеансов. Полный курс может растянуться на месяцы и даже годы. Но пациентов такая терапия совершенно не напрягает. В арт-терапии вообще противопоказано как-либо напрягать человека: наоборот, он должен максимально расслабиться, чтобы выражению внутренних состояний ничего не мешало. Последнее, кстати, имеет значение для выбора вида арт-терапии. Пациент не должен быть профессионалом в той области, в которой ему предлагается заниматься творчеством. Это и понятно – профессионал отвлечётся от своих внутренних порывов (а именно они и необходимы в процессе проведения сеанса) и будет стремиться к созданию качественного произведения. Поэтому если пациент – художник, то ему ни за что не дадут в руки карандаши или кисточку, а вместо этого предложат, скажем, потанцевать.

Арт-терапия для малышей и дошкольников

Детям младшего возраста, как уже говорилось, арт-терапия показана больше всего. Мышление ребёнка в этом возрасте активно развивается, он познаёт разнообразные виды деятельности, с которыми знакомится почти исключительно в форме игры или творчества. Дети склонны фантазировать, благодаря чему им хорошо подойдёт, к примеру, сказкотерапия.

Арт-терапия для взрослых и пожилых людей

Многие взрослые люди нуждаются в арт-терапии не в меньшей степени, чем дети. Ведь самовыражение – это потребность всякой личности, независимо от возраста, образования, жизненного опыта и умственных возможностей. Арт-терапия для взрослых принимает значительно более разнообразные формы, нередко более технически продвинутые. Такова, к примеру, фототерапия – одна из самых молодых разновидностей арт-терапии.

Пациенту предлагается самостоятельно делать фотографии или работать с уже готовыми материалами, для чего задействуются, к примеру, программы вроде «Фотошопа» и ему подобных. Фототерапия, в частности, помогает повысить самооценку и улучшить навыки коммуникации; во многих случаях психологические проблемы человека выражаются в чрезмерном внимании к своим изображениям или, наоборот, боязни изображать себя и рассматривать свои изображения (в том числе на фотографиях и в зеркале). На характер фотографий пациентов должен обратить внимание специалист, ему они расскажут многое о личности человека и его психологических проблемах.

Людям пожилого и старческого возраста арт-терапия также весьма полезна, особенно в случаях возрастных нарушений умственного и психического развития. Не секрет, что старческая деменция (особый вид возрастного слабоумия) – спутник немалого числа людей пожилого возраста. Чтобы замедлить развитие этой болезни, необходимо постоянно развивать мозг пожилого человека и поддерживать его в активном состоянии. Здесь арт-терапия может стать настоящим спасением.

В 2014 году немецкие учёные провели исследование, показавшее, что творческие занятия укрепляют работу мозга, в том числе у пожилых людей. В эксперименте были задействованы люди в возрасте от 62 до 70 лет. Они занимались различными видами творчества, посещали галереи, слушали лекции об искусстве. В конце эксперимента учёные проанализировали их мозг с помощью МРТ. И оказалось, что у испытуемых улучшились связи между нейронными системами и укрепилась психологическая устойчивость.

Смотреть видео

Источник