Бог и его противопоказания

Бог и его противопоказания thumbnail

Человек не может постигнуть Сущность Всесовершенного Бога. Однако Бог через Откровение и в духовном опыте Церкви открывает Свои свойства. Этого знания достаточно для почитания Бога и спасения.

 Ветхий Денми, Охрид Ветхий Денми, Охрид

    

Бог есть Дух (Ин 4, 24). Он — Дух чистейший, высочайший и совершеннейший. Он чужд какой-либо телесности. В Библии есть места, где символически к Богу применяются человеческие черты, но это — лишь образный поэтический язык, чтобы ярче и понятней передать основную мысль. Все другие существа имеют начало и получают свое бытие от Бога. Все они обладают большим или меньшим несовершенством.

Вечен. Бог был всегда и всегда будет. Бог вне времени. Человеку это трудно представить, потому что человек живет во времени. Как сказано в одной из книг Библии Псалтири: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс 89, 3).

Беспределен. Он существует вне пространства и свободен от всякого ограничения. Святой Иоанн Дамаскин пишет об этом так: «Бог беспределен и непостижим, и одно в Нем постижимо — Его беспредельность и непостижимость»[1].

Всеблагой. Бог есть любовь (1 Ин 4, 16). В этих словах апостола заключен главный смысл Евангелия как Благой вести о спасении. Постигнуть полноту Божественной любви человек не может. Неизреченная благость Божия сотворила мир. Господь поместил человека в раю. Даже после грехопадения Бог продолжал любить человеческий род. Величие Божественной любви проявилось в том, что воплотившийся Бог умер за нас мучительнейшей смертью. Для многих неверующих камнем преткновения является зло в мире. Однако Бог зла не сотворил. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям — Ангелам и человеку. Бог не отнимает свободу воли, и потому люди продолжают творить зло. Но придет время, когда все зло будет побеждено и уничтожено.

Всеведущий и Премудрый. Апостол говорит: нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр 4, 13). Это значит, что Бог знает не только все наши дела и слова, но и все наши мысли и чувства. Все уходит в бесконечную память Божию и откроется на Суде.

Бог не только знает все прошлое, ведает о всем существующем, но имеет совершенное знание будущего. Зеркалом высочайшей премудрости Божией является сотворенная Им Вселенная, изумляющая человека необычайной сложностью, красотой и гармонией. Бог являет неизреченную Премудрость также в домостроительстве нашего спасения. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11, 33).

Всемогущий. Бог способен осуществить в мире все, что Он хочет. Священное Писание содержит многочисленные указания на Божественное всемогущество. Об этом говорит в Ветхом Завете праведный Иов, обращаясь к Господу: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов 42, 2). Сам Спаситель Иисус Христос накануне Своих страданий говорил Отцу: Авва Отче! всё возможно Тебе (Мк 14, 36).

Нам в духовной жизни важно постоянно помнить о всеблагости, всеведении и всемогуществе Божием. Это исполняет нас надеждой. Обращаясь в молитвах к Богу, мы знаем, что Он слышит все наши молитвы и моления. По Своей Любви все наши прошения, которые нам во благо, Он принимает. Значит — исполнит их, имея всемогущество.

Бог и его противопоказания

    

Вездесущий. Поскольку Бог ничем не ограничен и беспределен, то Он наполняет Собой весь мир. Это вызывает благоговейное удивление Псалмопевца: Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138, 8–10).

Мысль о всеприсутствии Божием побуждает верующего нигде и никогда не расслабляться духовно и постоянно хранить страх Божий.

Всеправедный. Это свойство Бога проявляется прежде всего в Его абсолютной святости. Ветхозаветный пророк Исаия видел Господа, сидящего на высоком Престоле, а вокруг стояли Серафимы и взывали: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис 6, 3), Троекратное повторение слова «Свят» указывало на тайну Пресвятой Троицы. Свет Божественной святости—яркий источник для всех, живущих по Его заповедям и стремящихся угодить Ему. Людей, которые в подвигах трудились, чтобы жить по воле Божией, Церковь чтит как святых.

И еще. Всеправедность Божия означает правосудие Божие. Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте (Пс 9, 9).

Всеблаженный. Блаженным называет Бога апостол Павел (1 Тим 1, 11; 6, 15). Это значит, что Бог обладает полнотой бытия. Он не имеет ни в чем нужды. Бог и нам, если мы будем жить по заповедям евангельским, обещал блаженство (см.: Мф 5, 3–12)[2].

Более подробно о свойствах Божиих рассказывается в главе «Символ веры».

16 мая 2017 г.

Источник

Изображение Philip Olson с сайта Pixabay

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24).

То, что «Бог есть дух» значит для нас только одно что у него нет ни тела, ни костей, как у нас, ни другого материального проявления. Мы же не видим воздух, которым дышим, но он существует. Правда, это не очень хороший пример, поскольку, всё-таки, воздух имеет физическую природу и существует в нашем физическом мире.

Но точно также, как мы не видим воздух, а только чувствует его движение, также мы можем «ощущать» присутствие Божие, если настроены на определённый лад. Людей, которые настроены на этот лад, называют святыми. Они видят некоторые проявления Божии, Его Подобия.

Своему пророку Моисею Бог сказал, что видеть его человек не может, потому что, если увидит, то сразу умрёт, погибнет от его величия, могущества и святости, поскольку истинный свет прогоняет тьму (Исх.33:20) и живёт в бессмертии, окружённый неприступным светом, Его никто из смертных людей никогда не видел и увидеть не сможет (1Тим.6:16).

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Ин.1:5)

Вечный

«Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Пс.89:3)

Нравится нам это или нет, но всё, что существует в нашем мире, когда-то началось и когда-то закончится. Всё рождается и неизбежно умирает. В мире людей, как нам известно, нет постоянства, всё рано или поздно заканчивается. И только Он – Наш Творец – вечен и никогда не закончится. Он будет всегда.

Когда-то очень-очень давно не было ни этого мира, ни даже вселенной. Но был он – Бог. Он существовал даже тогда, когда ничего не было, ещё до начало всего. Он прежне самого начала мира существовал, поэтому Он вне того, что мы ощущаем, как «время», которое учёные всё ещё продолжают изучать.

Всегда сущий

Все могут отвернуться от тебя. Всё может быть плохо. Нам в такие минуты кажется, что нет выхода, что это тупик. Однако Бог присутствует тут в любом случае, Он всегда рядом, как бы не развивалась ситуация, потому что Он вечный и никогда не перестаёт.

Неизменяемый

«Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились» (Мал.3:6).

В мире нет ничего и никого за что можно было бы зацепиться, чем можно было защититься и на что можно было бы надеяться. Рано или поздно ситуация пойдёт не так, человек уйдёт или просто не оправдает ваших надежд. Так уж устроен мир, что одно сменяет другое и нет ничего постоянного в этом мире, всё преходящее и уходящее.

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17)

Однако у нас, у людей, есть Бог, который постоянен в любой момент, и ни что не может заставить Его перемениться, он никогда не изменяется, всегда оставаясь верным Самому себе, чем и отличается от нас. В этом величайшая тайна Его и мы всегда можем быть уверены в Нём, потому что Он каким был, таким и останется во все времена и во всю вечность.

Всемогущий

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1)

Нам, чтобы что-то сделать, необходимы инструменты, материал, условия, и даже, имея всё необходимое, человек может не справится с поставленной задачей. А если бы перед человеком или всем человечеством стояла задача создания звезды во вселенной, то это не было бы осуществимо, поскольку наши возможности ограничены.

«…у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37)

А вот Бог не только всё может и у него нет невыполнимых задач, мы знаем из Священного Писания, что ни одно Его Слово не остаётся беспомощным и бессильным – Он всё может, на всё способен, всё доводит до конца. Если Бог чего-то пожелает, то Он это обязательно сделает. Для Него нет ничего невозможного.

Вездесущий

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс.138:7)

Человечество пытается изучить планету и до сих пор на Земле есть места, которые слабо изучены, есть даже так называемые «аномальные» зоны, где происходят необъяснимые явления. И это только на нашей планете. А сколько всего мы не знаем о вселенной. Человек не может даже при всех технических возможностях нашего времени быть одновременно во многих местах. А Бог существует везде.

Одновременно Он находится везде. От Него нельзя скрыться и что-либо утаить. Он везде и всегда, неизменно и для Него нет никаких преград и расстояний.

Всеведующий

«И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4:13).

Бога невозможно обмануть, перехитрить, поскольку Ему абсолютно всё известно и ничто для Него не является новостью и сюрпризом. Нам ничего не известно, но Богу известно всё то, что происходит в данный момент и что будет потом. Ему известно абсолютно всё. Он не просто всё знает, но Сам является первоисточником всех знаний, которые изначально исходят из Него.

«…ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё» (1Ин.3:20)

Мы так устроены, что, если раскаиваемся, то осуждаем самих себя, молимся Богу, открывая ему в молитве свою ситуацию, просим Его о помощи, однако Он ещё прежде нашего прошения, молитвы и сердечного раскаяния всё знал и знает, что происходит с нами.

Всеблагий

«…Никто не благ, как только один Бог…» (Мф.19:17).

Нет никаких добрых людей. Мы бываем и добрыми и, увы, злыми. Каждый человек кого-нибудь или что-нибудь не любит, если не ещё чего хуже. Это чуть ли не самая главная причина ошибок многих людей: мы ищем добра в людях, дружелюбия в людях, искренности и бескорыстия в людях.

Только Бог способен нас любить несмотря ни на что. Люди могут взять и отвернуться от нас, и это с нами обязательно случалось и случиться, потому что люди бывают злыми и бессердечными. Да и сами мы тоже бываем такими. Это свойственно греховной человеческой природе.

Поскольку всё, что мы имеем, даровано нам нашим Творцом, то мы называем его Отцом Небесным, признавая тем самым его благость, мудрую заботу о нас.

Всеправедный

«Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий» (Пс.7:12).

Мы очень хорошо знаем о том, что люди могут обманывать, говорить неправду, преследуя корыстные цели и даже просто так. В человеческом обществе несправедливость и нечестность всегда была в почёте и авторитете. Это видно по тому, как торжествуют криминальные авторитеты, попирающие все земные и Небесные законы.

Однако Бог никогда не наказывает без причины, Он всегда справедлив в своём суде. Если люди нередко несправедливы в своих судах, то Божьи суды всегда настигают лихоимцев и богоотступников, если они не покаются и не вступят на путь исправления добрыми делами, постом и молитвой.

Вседовольный

«…и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё» (Деян.17:25).

Мы постоянно чего-то хотим, постоянно нам чего-то не хватает. Часто именно из-за этого у человека все его проблемы, он не может успокоиться и начать жить, довольствуясь тем, что ему дано Богом, нет, он хочет чего-то ещё, хочет, чтобы сбылась мечта, желание, стремление, случилось то, что задумано. И человек недоволен даже тогда, когда не только всё происходит к лучшему для него, но и ещё лучше, чем планировалось!

Однако Бог доволен всем. Он ни в чём не нуждается, наоборот, поскольку Он всё создал и всё имеет, то Он хочет только одного – отдавать и отдавать всё то, что у него есть, чтобы это было у людей, у всего, чтобы всё находилось в довольстве, как и Он Сам всем доволен.

Всеблаженный

«…в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим.6:15).

Однако, в отличие от нас, Бог ещё и всеблажен, то есть он всегда прибывает в бесконечной и никогда не проходящей радости, у него нет другого состояния, кроме счастья, наивысшего и истинного, такого, которого никогда не было у нас. Ведь мы нередко грустим, переживаем, печалимся, плачем и страдаем.

Поэтому настоящую радость и счастье можно обрести только в Боге, только от Него Самого. Никто и никогда не сможет дать то, что даёт Бог.

Творец и Создатель

Потому что Бог создал ни ничего этот мир. Мы не знаем, как именно, каким образом, но мы верим и знаем, что всё произошло по Его святой Воле, по Его творческой силе и могуществу. Во истину, такое подвластно только Богу!

Царь, Владыко и Вседержитель

Потому что истинный начальник у нас – Бог. Только ему мы пишем настоящие отчёты. Как, например, делаю сейчас я. Я ведь пишу отчёт (рапорт) нашему Царю, который владеет этим миром, а значит и мною тоже, и тобой, читатель, читающий сейчас статью о свойствах нашего Бога! И Бог держит всех нас во едино, Он контролирует всё и всем мудро управляет.

Промыслитель

И никогда не надо забывать, что наш Бог заботится о нас, никогда не упуская из виду все наши трудности и трудные ситуации. И не только о нас заботится Бог. Он имеет попечение о всякой живой твари, обо всех без исключения, потому что он любит всех и каждого из нас в отдельности и хочет нам помочь, ка наш Небесный Отец. И Он помогает нам.

Читатель, эти основные 16 свойств Божиих свидетельствуют о том, что Бог, в которого мы верим, настолько неподвластен нашему сознанию и мы настолько ничтожны перед ним, что нет никакого смысла в отрицании Бога, в борьбе с ним.

Подписывайся на блог, чтобы следить за выходом новых статей, посвящённых богословию.

Автор: Андрей Кабилов

Источник

Сегодня Церковь вспоминает великомученика и целителя Пантелеимона. Его верующие часто просят ходатайствовать перед Богом об исцелении. Но есть ли смысл молиться о выздоровлении? Почему мы просим здоровья, если болезни нам посылает Бог? Отвечает священник Сергий Круглов. 

— Мы в своих молитвах просим здоровья, но ведь Господь знает, зачем нам даются болезни. Ведь ничего не происходит без Его воли…

Бог и его противопоказания

— Вы хотите сказать, что болезни посылаются человеку Богом для чего-то полезного? Более антихристианского представления нельзя и придумать! Бог — Отец, а мы — дети. Можно ли представить, что человек, имеющий детей, будет специально посылать на них страдания, болезни? И это касается простого грешного человека, а уж тем более Бог, Который любит нас до того, что ради нас пошел на крест.
Дело совсем не в этом. Мир устроен очень серьезно, и жизнь очень серьезная вещь, и она отдана людям. Мир отдан людям. Вот построена детская комната, и в нее поселили детей, сказав: «Вы здесь будете жить и сами хозяйничать!» Причем это делается не понарошку — Бог ничего не делает понарошку — это делается всерьез. Человек ответственен за мир, в котором он живет и за жизнь, которой он живет. И когда в результате грехопадения в жизнь вошла смерть и получила в ней какие-то свои права, все стало постепенно разрушаться, появились злоба, ненависть, самые разнообразные греховные страсти, человек стал стареть, уставать, тосковать, скучать, умирать, то есть все то, что мы в общем называем смертью.

Смерть разлита везде в этом мире. Она размешана как противный сахарин в чае — везде! Она сопровождает любого человека — маленького, взрослого, старика. Мир стал достаточно страшным местом. Когда ребенок рождается, он кричит, он, наверное, чувствует, что попал, в какое-то очень страшное, тяжелое место, которое полно опасностей. Жизнь ведь не щадит никого! Это колесо, которое едет и перемалывает человека, его кости…

И самое замечательное, самое прекрасное, самое великое, что Бог настолько нас любит, жалеет, он не может выносить, видя страдания человека. Он, конечно, понимает, что все по воле человека, по вине человека происходит. Он прекрасно понимает, что ребенок обварился кипятком, не послушав маму, сам полез за чайником. Но когда у ребенка ожогов две трети тела, мама же не будет его ругать, что он не слушался, она готова отдать свою кожу, чтобы он перестал мучиться. Она готова пожертвовать собой, чтобы ему перестало быть больно. Так ведь?

Такая логика у Бога. Он Сам пришел в мир, Он стал человеком. Естественно, колесо жизни перемололо и Его, Он попал на крест, Он умер. Но Он — Бог, Он не смог умереть, Он воскрес. И это великий прорыв в оккупации смерти. Я нашел замечательную фразу в недрах Фейсбука: «Сэр, нас окружили! — Отлично! Теперь мы можем атаковать в любом направлении!» Это логика воскресения! Это логика христианства! Появился прорыв, прорыв победить смерть. Прорыв победить зло.

Но Бог не просто это сделал и почил. Нет! Он продолжает участвовать, потому что спасение человека от смерти — это наивысший вид творчества. Переделать человека, преобразить. Происходит синергия — мы вместе с Богом это совершаем. И Бог продолжает во все этом участвовать, Он подставляет руки, Он постоянно нас спасает. Может быть, мы иногда этого не понимаем, не видим, а когда и видим, то забываем. А Он снова и снова идет на крест, снова и снова подставляет Свои руки, оберегая нас от всякого зла.

Бог не посылает нам болезни, болезни посылает нам жизнь, пронизанный злом мир. А Бог делает так, подставляя руки, что эти болезни, во-первых, могут быть исцелены, а во-вторых, они могут какую-то пользу принести.

Логика самой смерти совершенно непонятна. Для нее болезнь предназначена для уничтожения. А Бог делает так, что от болезни польза бывает. Человек, переживший тяжкое страдание, болезнь, укрепляется духом, он может потом помогать тем, кто тоже страдает. Вот что происходит! Сказать, что Бог нам посылает болезни как какое-то благо — неправильно! Бог нам посылает только добро.

— Но Он знает, зачем болезни…

— Бессмысленное выражение — «зачем болезни». Болезнь ПОТОМУ ЧТО. Он знает, почему болезнь. Она происходит от зла, от грехопадения, от того, сего. Как всякое зло она бессмысленна. Смысл имеет только то, что Господь сотворил. А зло, болезнь, грех не имеют смысла. Что такое грех? Взяли хорошую вещь, испортили. Ведь под любым грехом растет хорошая вещь: вино испортили — получилось пьянство; любовь между мужчиной и женщиной превратилась в блуд.

Человек предназначен быть здоровым. Это дал Бог — жить вечно. А болезнь смысла не имеет, она должна быть исцелена. Именно поэтому Церковь празднует память святого великомученика Пантелеимона, целителя, и очень многих других врачей. Несмотря на некоторые мракобесные представления, которые иногда бытуют на приходах, что, мол, лечиться — это грех, надо только одной святой водой лечиться, Бог создал врачей и прославляет врачей в лике святых именно за их врачебное дело. Это Косма и Дамиан — святые врачи-бессребреники, святитель Лука Войно-Ясенецкий и многие другие.

— А молитва может исцелить?

— Тоже замечательное выражение! Как сама по себе молитва может исцелить? Хотя многие считают, что молитва — это такое заклинание, волшебная фраза, которая сама по себе исцеляет. Это не так.
Слову дана великая сила. Есть целые врачебные области, где словом пользуются как лекарством, как методом лечения. А молитва — это разговор человека и Бога. Это не просто разговор, болтовня… Это взывание, просьба, благодарность, это когда собираются все силы, как из последних сил юноша кричит девушке о любви, или она ему кричит — его забирают в армию, он едет на поезде, высунулся в окно, а девушка ему кричит, — это молитва, потому что там собрано все человеческое существо! Или благодарность. Или просьба — помоги, спаси!

Молитва — это диалог. На свое звание надо услышать ответ. Разумеется, если человек с полнотой своей веры, с полнотой своего существа вот так кричит, взывает, конечно, он не останется неуслышанным. В этом смысле молитва спасительна.

— Но кто-то исцеляется, кто-то нет. У него не такая горячая молитва?

— Дело не в этом. Это такой у нас поверхностный признак: если ты такой умный, то почему такой бедный.

Мы видим одну-две-три, иногда пятнадцать сторон жизни человека. Умный человек видит шестнадцать сторон. А их — тысяча сто шестнадцать! Человек — огромная система, которая связана со всем на свете. Поэтому два человека, болеющие одной болезнью и имеющие примерно один уровень воцерковленности, имеют совершенно разные жизни, потому во всем остальном они совершенно разные. Один исцеляется, другой нет, не потому, что один горячо молится, а другой нет, а есть еще много других причин, иногда очень серьезных причин.

Например, одна из причин — хочет ли человек выздороветь или нет? Очень многие болезни, если копать человека поглубже и все вытаскивать из него за ушко, да на солнышко, происходят от того, что человек желает болеть и исцеления не хочет. Для него болезнь — способ спрятаться от мира. Часто так бывает — на человека навалились какие-то тяжелые, невыносимые обстоятельства — бах! он свалился и заболел! Человек захотел снять с себя ответственность: «Все! Я заболел!» Ему носят чай с малиной, лекарства. Простой пример, когда от перенапряжения человек прячется в болезнь. Многие психические болезни — способ спрятаться от жизни.

Иногда бывает, что человек не хочет исцеляться. Чтобы быть здоровым, ведь надо вести определенный образ жизни, а у человека есть более важная цель, чем быть здоровым. Скажем, алкоголик понимает, что разрушает себя, но говорит: «Какую-нибудь таблетку дайте, чтобы я был здоров, но пить я не брошу!»

И еще слабость молитвы может означать, что человек понимает молитву как некое заклинание, волшебную таблетку. Не как разговор с Богом. Сам Бог ему не нужен, а нужно конкретное сиюминутное здоровье. Примеров много, когда люди ездят по святым местам, и тут же ездят к разным бабкам, знахаркам, экстрасенсам, читают любые молитвы и заклинания вперемешку, потому что считают, что правильно произнесенные слова в правильном порядке сами собой что-то произведут. А сколько псевдонаучных трактатов о пользе молитвы на то, на се, на поросят, на гусят…

— Может, еще страшно молиться и потому, что в конце надо добавить: Пусть будет не так, как я хочу, но как Ты…

— Да. Но на самом деле это не так страшно, потому что Господь ничего плохого нам не желает. Никогда! Он нам хочет только добра. Он никогда не желает, чтобы человек страдал.
Но другое дело, мы ведем себя по-детски! Господь говорит: «Чтобы ты был здоров, надо немножко потерпеть и принять лекарство». «Нет, — канючим мы, — пусть я лучше умру, но укол делать не дам!»
«Да будет воля Твоя!» Воля Божия всегда благая.

Тут может быть другой момент. Нам тяжело сказать «Да будет воля Твоя!», потому что знаем, что от нас что-то потребуется. «Да, Моя воля, чтобы ты был здоров. Давай, соблюдай режим, диету, бросай вредные привычки» «Ааа, я это не хочу! Я хочу на елку залезть и ничего себе не исцарапать! Я хочу…»

— Чуда!

— Да. Как в старой прибаутке: «Ну ладно! Пить я буду, но курить не брошу!»

Слова «Да будет воля Твоя!» очень трудно произносить. Их легко произносить тому, кто молится поверхностно. А человек, который понимает, что говорит, тому трудно. У кого больше веры, тому всегда труднее.

— А молитва матери со дна моря достанет, это…

— Это проявление любви. Любовь — это основа жизни, на ней держится мир. Любовь всегда спасает. Молитва матери — это проявление любви.

Мать в этом случае идет по стопам Христа. Христос готов идти на крест, на смерть, Он все отдает — тело, кровь Свою, все! Мы не просто пользуется плодами того, что Он сделал, мы Им Самим пользуемся. Мы едим Его на каждой литургии. Он все нам отдал!

Так мать себя отдает. Только у земной женщины возможности ограниченны, у Бога больше возможностей. Но она повторяет в своем порыве, в любви, в молитве тот же подвиг, она идет по стопам Христа.

Беседовала Тамара Амелина

Источник