Божии свойства и противопоказания

Божии свойства и противопоказания thumbnail

Человек не может постигнуть Сущность Всесовершенного Бога. Однако Бог через Откровение и в духовном опыте Церкви открывает Свои свойства. Этого знания достаточно для почитания Бога и спасения.

 Ветхий Денми, Охрид Ветхий Денми, Охрид

    

Бог есть Дух (Ин 4, 24). Он — Дух чистейший, высочайший и совершеннейший. Он чужд какой-либо телесности. В Библии есть места, где символически к Богу применяются человеческие черты, но это — лишь образный поэтический язык, чтобы ярче и понятней передать основную мысль. Все другие существа имеют начало и получают свое бытие от Бога. Все они обладают большим или меньшим несовершенством.

Вечен. Бог был всегда и всегда будет. Бог вне времени. Человеку это трудно представить, потому что человек живет во времени. Как сказано в одной из книг Библии Псалтири: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс 89, 3).

Беспределен. Он существует вне пространства и свободен от всякого ограничения. Святой Иоанн Дамаскин пишет об этом так: «Бог беспределен и непостижим, и одно в Нем постижимо — Его беспредельность и непостижимость»[1].

Всеблагой. Бог есть любовь (1 Ин 4, 16). В этих словах апостола заключен главный смысл Евангелия как Благой вести о спасении. Постигнуть полноту Божественной любви человек не может. Неизреченная благость Божия сотворила мир. Господь поместил человека в раю. Даже после грехопадения Бог продолжал любить человеческий род. Величие Божественной любви проявилось в том, что воплотившийся Бог умер за нас мучительнейшей смертью. Для многих неверующих камнем преткновения является зло в мире. Однако Бог зла не сотворил. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям — Ангелам и человеку. Бог не отнимает свободу воли, и потому люди продолжают творить зло. Но придет время, когда все зло будет побеждено и уничтожено.

Всеведущий и Премудрый. Апостол говорит: нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр 4, 13). Это значит, что Бог знает не только все наши дела и слова, но и все наши мысли и чувства. Все уходит в бесконечную память Божию и откроется на Суде.

Бог не только знает все прошлое, ведает о всем существующем, но имеет совершенное знание будущего. Зеркалом высочайшей премудрости Божией является сотворенная Им Вселенная, изумляющая человека необычайной сложностью, красотой и гармонией. Бог являет неизреченную Премудрость также в домостроительстве нашего спасения. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11, 33).

Всемогущий. Бог способен осуществить в мире все, что Он хочет. Священное Писание содержит многочисленные указания на Божественное всемогущество. Об этом говорит в Ветхом Завете праведный Иов, обращаясь к Господу: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов 42, 2). Сам Спаситель Иисус Христос накануне Своих страданий говорил Отцу: Авва Отче! всё возможно Тебе (Мк 14, 36).

Нам в духовной жизни важно постоянно помнить о всеблагости, всеведении и всемогуществе Божием. Это исполняет нас надеждой. Обращаясь в молитвах к Богу, мы знаем, что Он слышит все наши молитвы и моления. По Своей Любви все наши прошения, которые нам во благо, Он принимает. Значит — исполнит их, имея всемогущество.

Божии свойства и противопоказания

    

Вездесущий. Поскольку Бог ничем не ограничен и беспределен, то Он наполняет Собой весь мир. Это вызывает благоговейное удивление Псалмопевца: Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138, 8–10).

Мысль о всеприсутствии Божием побуждает верующего нигде и никогда не расслабляться духовно и постоянно хранить страх Божий.

Всеправедный. Это свойство Бога проявляется прежде всего в Его абсолютной святости. Ветхозаветный пророк Исаия видел Господа, сидящего на высоком Престоле, а вокруг стояли Серафимы и взывали: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис 6, 3), Троекратное повторение слова «Свят» указывало на тайну Пресвятой Троицы. Свет Божественной святости—яркий источник для всех, живущих по Его заповедям и стремящихся угодить Ему. Людей, которые в подвигах трудились, чтобы жить по воле Божией, Церковь чтит как святых.

И еще. Всеправедность Божия означает правосудие Божие. Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте (Пс 9, 9).

Всеблаженный. Блаженным называет Бога апостол Павел (1 Тим 1, 11; 6, 15). Это значит, что Бог обладает полнотой бытия. Он не имеет ни в чем нужды. Бог и нам, если мы будем жить по заповедям евангельским, обещал блаженство (см.: Мф 5, 3–12)[2].

Более подробно о свойствах Божиих рассказывается в главе «Символ веры».

16 мая 2017 г.

Источник

протоиерей Серафим Слободской

Бог открыл нам о Себе, что Он – бестелесный и невидимый Дух (Ин.4:24).

Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.

Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.

Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом – в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.

Бог сказал Моисею: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Ин.1:5), и живет Он во свете неприступном (1Тим.6:16).

Бог вечный (Пс.89:3; Ис.40:28).

Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно – все имеет свое начало и свой конец.

Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог – вне времени.

Бог всегда есть.

Поэтому Он называется вечным.

Бог неизменяемый (Иак.1:17; Мал.3:6).

Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется – растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим.

Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.

Бог всегда одинаковый.

Поэтому Он называется неизменяемым.

Бог всемогущий (Быт.17:1; Лк.1:37).

Человек если захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое.

Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом.

Бог все может сделать, что пожелает.

Поэтому Он называется всемогущим.

Бог вездесущий (Пс.138:7–12).

Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него.

Бог – везде.

Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).

Бог всеведущий (1Ин.3:20; Евр.4:13).

Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть.

Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем.

Бог всегда все слышит, все видит и все знает.

Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).

Бог всеблагий (Мф.19:17).

Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.

Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.

Вот, как об этом учит один Епископ: «Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить… Нас окружает воздух, которым дышим, и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их».

Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях.

Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым).

И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.

Бог всеправедный (Пс.7:12; 10, 7).

Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми.

Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами.

Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.

Бог вседовольный (Деян.17:25).

Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным.

Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все.

Поэтому Он называется вседовольным.

Бог всеблаженный (1Тим.6:15).

Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, – полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье.

Поэтому Бог называется всеблаженным.

И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.

Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все, видимое и невидимое.

Бога мы также называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому что Он Своею всемогущею волею все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет.

Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

ВОПРОСЫ: Какие свойства Божии? Почему мы называем Бога Духом, вечным, неизменяемым, всемогущим, вездесущим, всеведущим, всеблагим, всеправедным, вседовольным и всеблаженным? Почему мы называем Его Творцом и Создателем? Вседержителем, Владыкою, Царем и Промыслителем?

Источник: Закон Божий: для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. – 720 с. ISBN 978-985-511-297-7

Комментарии для сайта Cackle

Источник

  • Свой­ства Божии прот. Сера­фим Сло­бод­ской
  • Свой­ства Божии еп. Алек­сандр (Миле­ант)
  • Поня­тие о суще­ствен­ных свой­ствах Божиих митр. Мака­рий (Бул­га­ков)
  • Боже­ствен­ные свой­ства и их име­но­ва­ния архим. Алипий (Касталь­ский)
  • Боже­ствен­ные свой­ства прот. Олег Давы­ден­ков
  • Поня­тие о суще­ствен­ных свой­ствах Божиих прот. Н. Мали­нов­ский
  • О Суще­стве и свой­ствах Божиих про­топр. Михаил Пома­зан­ский
  • Учение Откро­ве­ния о дей­стви­тель­ном зна­че­нии при­пи­сы­ва­е­мых суще­ству Божию свойств свт. Силь­вестр (Мале­ван­ский)

***

Боже́ственными сво́йствами назы­ва­ются свой­ства суще­ства Божьего, отли­ча­ю­щие Бога от всех сотво­ре­ных существ, при­су­щие всем Лицам (Ипо­ста­сям) Святой Троицы – Отцу, Сыну и Свя­тому Духу, явля­ю­щим единое Боже­ствен­ное суще­ство.

Бог Сам в Себе един и прост. Он — все­со­вер­ше­нен. Чело­ве­че­ский разум, в силу есте­ствен­ной (да и гре­хов­ной) огра­ни­чен­но­сти не в состо­я­нии охва­тить пол­ноту Боже­ствен­ного все­со­вер­шен­ства в про­стом акте мыш­ле­ния, поэтому мы мыслим о Божьих свой­ствах, рас­смат­ри­вая Его все­со­вер­шен­ство с разных сторон. Раз­лич­ные свой­ства харак­те­ри­зуют раз­лич­ные сто­роны Боже­ствен­ного все­со­вер­шен­ства. Субъ­ек­тивно таких сторон можно выде­лить мно­же­ство, мы гово­рим, что свой­ства суще­ства Божьего бес­чис­ленны. Пра­во­слав­ная Цер­ковь выде­ляет лишь неко­то­рые из них, не опре­де­ляя их коли­че­ства.

Тра­ди­ци­онно сущ­ност­ные свой­ства Божьи рас­смат­ри­ва­ются согласно клас­си­фи­ка­ции, по кото­рой, они бывают пред­став­лены в форме двух групп, напри­мер:

А) 1) свой­ства суще­ства Божьего вообще и 2) сущ­ност­ные свой­ства Бога как лич­ност­ного Духа (духов­ные свой­ства);

Б) 1) апо­фа­ти­че­ские и 2) ката­фа­ти­че­ские свой­ства; и пр.

К первой группе отно­сятся свой­ства, кото­рые мы не можем опи­сать при помощи ката­фа­ти­че­ского языка (то есть посред­ством поло­жи­тель­ных выра­же­ний): про­стота, бес­ко­неч­ность (бес­пре­дель­ность), само­быт­ность, веч­ность, неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие, неиз­ме­ня­е­мость, все­со­вер­шен­ство.

Ко второй группе отно­сятся свой­ства, кото­рые могут быть оха­рак­те­ри­зо­ваны нами посред­ством ката­фа­ти­че­ского языка: все­ве­де­ние, пре­муд­рость, все­мо­гу­ще­ство, все­сво­бода, свя­тость, спра­вед­ли­вость (правда Божия), любовь, мило­сер­дие, бла­гость, все­б­ла­жен­ство. В какой-то мере эти свой­ства отоб­ра­жа­ются в людях, как создан­ных по образу Божьему (Бог все­мо­гущ и чело­век обла­дает опре­де­лен­ным могу­ще­ством, Бог свят и чело­век, живу­щий пра­вед­ной жизнью, стя­жает свя­тость, Бог мило­сер­ден и чело­век спо­со­бен про­яв­лять мило­сер­дие и т. д.).

Помимо свойств суще­ства Божьего при­нято выде­лять ипо­стас­ные свой­ства Бога – свой­ства, отли­ча­ю­щие каждое Лицо (Ипо­стась) Святой Троицы от Двух Других.

***

Если Бог есть любовь, то почему суще­ствует ад?

Исаак Сирин:
“Говорю же, что мучи­мые в геенне пора­жа­ются бичом любви. И как горько и жестоко это муче­ние любви! Любовь силою своею дей­ствует двояко: она мучит греш­ни­ков и весе­лит собою соблюд­ших долг свой. И вот, по моему рас­суж­де­нию, таково геенн­ское муче­ние, — оно есть рас­ка­я­ние”.

С.С. Аве­рин­цев:
Не может Бог не быть,
И всё в огне Его любви, и огнь
Один для всех; но аду Бог есть ад.

Пред­ста­вим себе сол­неч­ный пляж. Два чело­века под откры­тым солн­цем. Один заго­ре­лый, для него солнце родное, он полу­чает бла­жен­ство от его лучей. Другой чело­век всю жизнь пря­тался от солнца и, ока­зав­шись под пря­мыми сол­неч­ными лучами, он испы­ты­вает нестер­пи­мые муки… Чёрная душа греш­ника рядом со Светом — Богом — будет нестер­пимо обжи­гаться тем же самым Светом Боже­ства, кото­рый для души чистой будет источ­ни­ком бла­жен­ства.

Если допу­стить в рай злобу и нена­висть, не пре­вра­тится ли он в ад? Поэтому про­блема греш­ника не в том, что его куда-то не пустят или куда-то отпра­вят — а в том, что где бы он не появился, он несет ад с собой. Смерть и ад – это не столько нака­за­ние за грех, сколько грех и есть смерть и ад.

Источник

Полезные свойства и применение божьего дерева

Ботаническая характеристика божьего дерева

божье дерево

Божье дерево – красивое декоративное растение, широко применяемое в народной медицине. Трава выделяется тонко-рассеченными серовато-зелеными мягкими, шелковистыми листьями и цветками, собранными в корзинки. Растет в высоту до 120 см, стебли прямые, разветвленные, голые, снизу одеревеневшие. У взрослого растения стебли буроватого цвета. Обладает бальзамическим ароматом и вкусом горечи. Растение зимостойкое, распространено по берегам реки Оки, на Кавказе, в Средней Азии. Божье дерево не разрастается глубоко в почве, размножается вегетативно. Лечебная трава зацветает в июне-августе и цветет до заморозков. Хорошо растет на солнечных участках, на любой плодородной почве.

Полезные свойства божьего дерева

В лечебных целях используют листья и цветки божьего дерева, заготовку производят во время цветения. Растение содержит эфирное масло, горечи, флавоноиды, полезные дубильные и различные биологически активные вещества. Трава содержит яблочную и янтарную кислоты, оказывает противовоспалительное и противоопухолевое действие. Эфирное масло божьего дерева стимулирует функции сердечно-сосудистой системы. Славится растение своими фунгицидными и бактерицидными свойствами. Лечебная трава используется при лечении многих болезней как спазмолитик. Отлично подходит она и в качестве глистогонного средства.

Применение божьего дерева

божье дерево применение

Из надземной части растения готовят настои, отвары, настойки и экстракты. Применяют их для возбуждения аппетита, нормализации работы пищеварительного тракта. С помощью этой замечательной травы устраняются грибковые и инфекционные болезни. Благодаря горечи желающие снизить свой вес получают поразительные результаты. Наблюдается полезное действие растения при лечении экземы, бронхиальной астмы. При употреблении средств, приготовленных на основе божьего дерева, наблюдается выздоровление больных ревматизмом, гастритом, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки.

Быстро и эффективно излечиваются энтероколиты, проходят воспалительные процессы печени и почек. С помощью средств божьего дерева можно достичь невероятных успехов в лечении анемии, ожирения, практикуется лечение мигрени и метеоризма. Проходит бессонница, изгоняются аскариды, выходит песок из почек. Также известны удивительные достижения этой травы в лечении туберкулеза легких, гипертонической болезни, лихорадки.

Полезные свойства растения используются для лечения отеков и геморроя. В виде полосканий отвар и настои применяются при неприятном запахе из ротовой полости. Сложные заболевания, такие как обмороки и алкоголизм, с применением комплексного лечения, куда входят средства из божьего дерева становятся легкими, наблюдается быстрое восстановление организма.

Настой божьего дерева

1 чайную ложку сырья следует залить 200 мл кипятка, настоять 2 часа. Пить средство рекомендуется по 1 столовой ложке через 3 часа при желтухе, использовать можно и в качестве сердечного средства.

Отвар травы божьего дерева

Для него потребуются 1/2 чайной ложки растения и 1 стакан кипящей воды. Заваривать нужно 5 минут, после процедить. Пьют отвар по 1 чайной ложке через 15–20 мин. Средство употребляется против глистов.

Отвар корней божьего дерева

Необходимо взять 2–5 г сырья, 350 мл воды, варить состав 5 минут, затем процедить. Пьют лекарство по 1 столовой ложке как слабительное средство.

Уход за божьим деревом

Многолетний полукустарник с невероятно красивой декоративной листвой в дикой природе распространяется в поймах рек. Растет он в лесной и лесостепной зонах на легких плодородных почвах. Божье дерево выглядит превосходно в первой половине лета, в этот период появляется множество побегов и образуется пышный зеленый куст. В садах как декоративный кустарник с красивыми резными листьями божье дерево выращивать совсем несложно. Оно не очень прихотливое, любит солнечные места, если в почву весной вносить удобрения, то растение развивается быстро. Чтобы куст был кудрявым, растущие побеги необходимо прищипнуть. Почву между кустами нужно пропалывать, при сухой погоде хорошо увлажнять. Кусты живут более 10 лет, хорошо переносят зимы. Весной до появления листьев ветки срезают и углубляют в землю, через некоторое время из них вырастают новые кусты божьего дерева.

Противопоказания к использованию божьего дерева

Противопоказаниями к применению средств из божьего дерева является индивидуальная непереносимость, беременность, малокровие, запущенная форма эпилепсии и нервных расстройств. Передозировка вызывает параличи и судороги, анемию, тошноту и рвоту.

Автор статьи: Соколова Нина Владимировна | Фитотерапевт

Образование:

Диплом по специальности «Лечебное дело» и «Терапия» получен в университете имени Н. И. Пирогова (2005 г. и 2006 г.). Повышение квалификации на кафедре фитотерапии в Московском Университете Дружбы Народов (2008 г.).
Наши авторы

Источник