Дыхательная гимнастика толкачева противопоказания
365 золотых упражнений по дыхательной гимнастикеНаталья Ольшевская
Гимнастика по Б. С. Толкачеву
Известный московский специалист по физической культуре, ученый-педагог Б. С. Толкачев предложил простую и эффективную методику лечения бронхитов и бронхиальной астмы, пневмоний и бронхоэктатической болезни.
Суть приемов, предложенных Б. Толкачевым, заключается в сжатии грудной клетки в области нижних ребер и диафрагмы. Поэтому приемы называются «выжиманием». Они значительно улучшают дренажную функцию бронхов и способствуют более быстрому очищению дыхательных путей от мокроты.
Взрослые и подростки выполняют их самостоятельно, малышам требуется помощь взрослого.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Гимнастика
Любая система физических упражнений, если она применяется правильно, способствует развитию мышц, укреплению здоровья и повышению жизненного тонуса.Приведем несколько комплексов восточной гимнастики. Перед выполнением упражнений йоги обычно совершают
Гимнастика для ног
Гимнастика для ног призвана, с одной стороны, расслабить мышцы ног, с другой – повысить их тонус и восстановить структуру. Такие простые упражнения, не требующие никакой специальной подготовки, способствуют ускорению кровообращения и предупреждают
Био-гимнастика
Био-гимнастика – это современная разработка тренеров, которые поддерживают движение «зеленых». По их мнению, вегетарианство и эта гимнастика помогут сделать человека более совершенным: тело будет упругим и стройным, как стебель бамбука, а душа
Гимнастика
В этом возрасте малышу нужно создать условия для вставания – доступную опору.Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула, натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса, турничок
Гимнастика
Хорошо ползать поможет следующее упражнение в ванне : положите малыша животиком на дно и постепенно наполняйте ванну водой. Вода будет поднимать ребенка под животик, заставляя встать. Будьте при этом очень внимательны, чтобы кроха не наглотался воды и не
Гимнастика
Упражнение 33 И. п. ребенка – стоя на твердой поверхности.Для выполнения упражнения понадобятся кольца.Дайте ребенку в руки кольца, слегка потяните за них вниз, в результате чего малыш должен присесть. Подержите ребенка в таком положении 1–2 секунды и, снова
Гимнастика
Упражнение 34 Парение на животе с упором в живот родителей. Уприте ноги ребенка в ваш живот, а свои ладони подведите под его таз и область живота. Приподнимите малыша над столом, поддерживая его под животик. Ребенок прогнется и с удовольствием будет висеть,
Гимнастика
Качайте малыша на руках, на качелях или посадите себе на колено, и пусть он покатается «верхом». Такие игры развивают чувство равновесия, и ребенок начинает контролировать свои движения. Под ритмичную потешку или музыку покачивайте сына или дочку вверх-вниз.
Гимнастика
Упражнение 35 Возьмите ребенка под мышками и поставьте на стол, уперев стопами в его поверхность. Ноги должны быть прямыми. Слегка согните его ноги – малыш начнет «пританцовывать» или переступать ногами на месте. Задержитесь в этом положении на 5–7 секунд,
Гимнастика
Приготовьте «полосу препятствий» , через которую малышу предстоит проползти. Для этого разные предметы расположите так, чтобы он мог ползти и над ними, и под ними, и вокруг них. А именно: положите на пол несколько подушек для ползания по ним; поставьте ребенка у
Гимнастика
Пора форсировать обучение ходьбе и умению держать равновесие. Если вы решили потренироваться дома, возьмите легкий стул и покажите малышу, как его толкать перед собой, передвигаясь по дому. Пока он будет перемещать стул, читайте ему стишок:
Вот я сам иду, иду,
Гимнастика
Сейчас нужно обратить особое внимание на укрепление мышц рук и ног ребенка, развитие его двигательной активности.Положите малыша на коврик, затем приподнимите ножки ребенка с пола – пусть он попробует походить на одних руках. Потом возьмите малыша за руки,
Гимнастика
Ходьба на четвереньках замечательно укрепляют все мышцы туловища, рук и ног, развивают координацию движений. Научите ребенка подражать ходьбе различных животных.Собачка. Ребенок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке.Бычок. Малыш ходит на
Гимнастика
Когда я решила изменить свой образ жизни, чтобы почувствовать себя лучше, то просто заставила себя делать утреннюю гимнастику. Знаете, я раньше думала, что это не для меня, что заниматься чем-то утром, раньше вставать — это что-то ужасное, что я не смогу. Однако я
Источник
Использование дыхательных упражнений по методу Б.Толкачева (озвученный выдох) в работе с воспитанниками ДОУ
Дыхание является важнейшим физиологическим процессом организма. С процессом дыхания связаны такие жизненно важные процессы и функции как движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной, иммунной систем, биологические ритмы организма. Кроме этого, правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательная гимнастика способствует повышению общего тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости организма к простудным заболеваниям.
Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики, одна из них методика Б.Толкачева. Данная методика характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом. Дыхательная гимнастика по методу Б. Толкачева рекомендуется часто болеющим детям.
С детьми дошкольного возраста дыхательную гимнастику желательно проводить в образно-игровой форме. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки. Нагрузка должна увеличиваться постепенно за счет увеличения числа повторений.
Дыхательные упражнения
“Осы”
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: “З-з-з…”
“Шарик”
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись, скорее, шарик!
Вернись!…
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – выдох с произнесением звука “Ш-ш-ш…”
“Котёнок”
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал:
Подошёл и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш…
“Дятел”
Дети на выдохе произносят как можно дольше “Д-д-д…”, ударяя кулачками друг о друга.
“Ветерок”
Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывёт кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе: “Ф-ф-ф…”
“Лягушка”
1) Дети прыгают, расставив ножки в стороны, “квакают” при каждом прыжке. После вдоха делается выдох с произнесением слова “ква”.
2) Глубокий вдох через нос – задержка внимания, быстрый выдох ртом “ква”.
3) Быстрый вдох через нос – задержка дыхания, медленный выдох ртом “ква”.
4) Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова “Ква-ква-ква…”, работая мышцами низа живота.
“Каша кипит”
И.п. сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Вбирая живот – вдох, выпячивая живот выдох. Выдыхая, громко произносить: “Ф-ф-ф…”.
“Часики”
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить на выдохе “тик – так….”
“Петух”
Петя, Петя, Петушок
Целый день учит стишок,
А запомнил он строку
Лишь одну – “Ку-ка-ре-ку!”
И.п. – встать прямо, опустить руки вдоль туловища, ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; задержать дыхание, а затем хлопать руками по бёдрам, произнося на выдохе “Ку-ка-ре-ку!”
“Пчела”
На выдохе дети продолжительно произносят “Ж-ж-ж…” и легко взмахивают пальцами.
“Ароматы кухни”
Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох; затем медленный вдох через нос – задержка дыхания – медленный выдох: “А-а-ах!”
“Семафор”
Самый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги!
И.п. – сидя, ноги сдвинуты вместе.
1 – поднимание рук в стороны (вдох);
2 – медленное опускание рук с длительным выдохом и произнесением звука “С-с-с…”.
“Регулировщик”
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена – в сторону (вдох носом); 2 – левая рука вверх, правая рука вниз с произнесением звука “Р-р-р..”.
“Поднимемся на носочки”
Хорошо нам вверху,
Как же вы без нас внизу?
1- подняться на носки, одновременно поднимая руки, и посмотреть на них (вдох); 2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки опустить вперёд и произнести звук “Ш-ш-ш..”.
“Пчелы”
Мы представим, что мы пчелы,
Мы ведь в небе новоселы.
И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены.
1- развести руки в стороны (вдох);
2 – опустить руки вниз со звуком “З-з-з..” (выдох).
“Трубач”
И.п. – ноги вместе. руки перед грудью, кулаки сжаты “трубочкой”.
1 – вдох;
2 – медленный выдох с громким произнесением звуков “Пф”.
“Барабанщик”
Мы слегка побарабаним
И сильнее сразу станем.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – присесть, похлопать по коленям (вдох);
2 – и.п. со звуком “Б-б-б” (выдох).
“Прыжок”
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в “замок” внизу.
1- руки поднять вверх (вдох);
2 – наклон вперёд с одновременным опусканием рук и произнесением звука “Ух” (выдох).
“Ёж”
Встретил в чаще еж ежа.
– Как погода, еж?
– Свежа.
И пошли домой дрожа,
Съежась, сгорбясь, два ежа.
После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят “пых – пых…”, энергично работая мышцами живота.
“Корова”
Дети приставляют указательные пальцы к голове (“рога”), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут “Му -у-у…”, стараясь, чтобы звук был ровным.
“Ветер”
Ветер воет: “У-у-у…
Очень скучно одному – у-у-у…
Песню я пою – у-у-у…
И деревья гну -у-у-у…”
Дети на выдохе продолжительно тянут звук у-у-у, делая круговые движения руками.
“Гуси летят”
Поднять руки в стороны на вдох и опуская их вниз на выдох, произнося при этом: “Гу – у-у-у!”
“Аромат цветов”
Положить ладони себе на грудь. сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: “А-а-ах!”
“Комарик”
Ребёнок стоит. Глаза закрыты. Ладонь одной руки на шее спереди. Делается вдох. На выдохе произнести звук “З-з-з…” предельно долго, негромко.
“Муха”
И.п. – стоя. Глаза закрыты. Ладонь на голове сверху. Долго тянуть на выдохе звук “Н-н-н…” (“слушаем. как летит муха”).
“Задуй свечу”
1) Вдох – руки вверх, подняться на носки.
Выдох – тёплый воздух выдыхается с длительным звуком Х-х-х.. или Ш-ш-ш.., руки при этом свободно опускаются вниз (“Задуть свечу”).
2) Вдох – руки вверх, выдох с силой. Тёплый воздух выдыхается тремя порциями Х-Х-Х или Ш-Ш-Ш (“задуть три свечи”).
“Дует ветер”
Вдох – руки вверх. Выдох длительный, холодная струя по подбородку вниз со звуком С-с-с – руки при этом медленно опускаются вниз. Аналогично холодный воздух выдыхается тремя порциями со звуком С-С-С.
“Отдых”
Быстрым и плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх и прогнуться немного назад. Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. на медленном выдохе через рот, произносить Ф-ф-ф-у-у-у.
“Насос”
Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. Противоположная рука при этом своей ладонью скользит вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. На выдохе через рот медленно произносить Ш-ш-ш… Принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.
“Ветер и листья”
После вдоха задержать дыхание и на вдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук “Ф”. Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук “П”, делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (“листья опадают”).
“К солнышку”
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят: “Ф-ф-ф..”.
“Вьюга”
Дети после энергичного вдоха через нос на выдохе продолжительно тянут звук “У-у-у…”
“Волки”
дети, стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук “У-у-у..”.
“Дровосек”
Инструкция: “Сцепите опущенные вниз руки в замок. Медленно вдохните через нос, руки, сцепленные в замок, поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните через рот со звуком У, руки резко опустите вниз, имитируя движение топора”.
“Баян”
Инструкция: “Согните руки перед грудью в локтях (имитация позы баяниста). Вдохните глубоко через нос – руки (“меха” баяна) медленно растягиваются, имитируя движения баяниста. Задержите на несколько секунд дыхание, а затем выдохните через рот со звуком А-А-А – “меха” баяна сжимаются, руки возвращаются в исходное положение”.
“Большой и маленький”
Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком У-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям.
“Погреемся”
Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести У-х-х!
“Мельница”
Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-ж-ж, увеличивая скорость.
“Сердитый ёжик”
Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести Ф-ф-ф…
“Трубач”
Воображаемую трубу поднести к губами и, нажимая на клавиши, произносить звуки “ту-ту-ту..”
Источник
Журнал «Здоровье» 1989 год
ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ
В № 1 («Дышать по Толкачуву или по Стрельниковой») нашего журнала за текущий год опубликованы выступления специалистов, обсуждавших за «круглым столом», как помочь тем, кто страдает заболеваниями органов дыхания, верхних дыхательных путей, часто болеет острыми респираторными вирусными инфекциями.
Один из участников беседы — кандидат педагогических наук Борис Сергеевич Толкачев. Его метод борьбы с острыми респираторными заболеваниями весьма прост и в то же время, как показала практика, эффективен. Б. С. Толкачев советует для профилактики болезней отправиться на… стадион. Физическая культура помогла уже не одному десятку его воспитанников.
Грипп и ангина, бронхит и бронхиальная астма — вот те заболевания, которых можно избежать, применяя методику Б. С. Толкачева. Она включает и бег на свежем воздухе, и дыхательные упражнения, и закаливающие процедуры, и различные гигиенические мероприятия. Тем, кого интересует эта методика, кто хочет ее подробно изучить и применить на практике, а таких людей, судя по редакционной почте, немало, советуем прочитать книгу Б. С. Толкачева «Физкультурный заслон ОРЗ», опубликованную издательством «Физкультура и спорт» в 1988 году.
А мы предлагаем вниманию читателей главу из этой книги, предназначенную для страдающих респираторными заболеваниями и нуждающихся в очищении бронхов от мокроты.
Суть физических приемов, направленных на очищение бронхов, заключается в сжатии с большой силой грудной клетки в области нижних ребер и диафрагмы. Поэтому эти приемы называют выживанием. Выполняют их либо самостоятельно, либо с помощью кого-нибудь из домашних. Ребенку выжимание делают родители.
Каждое выжимание надо выполнять не менее 10-15 секунд, а начинать его строго во время паузы между вдохом и выдохом. Запомните: если выжимание делать неправильно, оно принесет не пользу, а вред. Поэтому эти упражнения постарайтесь освоить «на отлично».
1. Выжимание лежа на спине (самостоятельно). На счет 1 плотно подтянуть бедра к груди, обхватив руками голени (одновременно начать мощный выдох), на счет 2-7 с большой силой, прижимая руками голени к груди, продолжить и завершить выдох на его пределе (рисунок 1), на счет 8 вернуться в и. п., диафрагмальным вдохом максимально выпячивая живот, глухо кашлянуть только силой брюшного пресса.
2. Выжимание лежа на спине (с посторонней помощью). Стоя лицом к больному, захватите руками его голени за середину. Далее поступайте как в упражнении 1. Помните, что ваши плечи должны находиться строго над площадью опоры (над кистями), тогда давление будет направлено точно по назначению (рисунок 2).
3. Выжимание стоя (самостоятельно). Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях под прямым углом, предплечья охватывают нижние ребра и диафрагму плотно, кисти прижаты к бокам. На счет 1 глубоко наклониться вперед, округлив спину, упереться предплечьями в бедра, слегка присев, голова на уровне колен, взгляд направлен вниз-назад (одновременно начать мощный выдох), на счет 2-7 продолжить и на пределе завершить выдох, руки расслабленно опустить, раздуть диафрагмальным вдохом живот и глухо кашлянуть, повторить вдох и кашлянуть еще 2 раза (рисунок 3), на счет 8 возвратиться в и. п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.
4. Выжимание стоя (с посторонней помощью). Больной стоит, ноги на ширине плеч. Став вплотную сзади, предплечьями и кистями крепко охватите его нижние ребра и диафрагму (рисунок 4). Далее выполняйте упражнение 3.
5. Диафрагмальное дыхание во время бега. Выполняется во время тренировочных пробежек однократно или сериями из 3-4 выдохов-вдохов, без кашля, чередуя выраженное диафрагмальное дыхание с естественным дыханием в пределах 30 секунд.
Важно каждому научиться выполнять выдох на 6-8 пар шагов, силой мышц брюшного пресса удерживая живот сильно втянутым. На вдохе же надо держать живот выпяченным на 1-3 пары шагов. Опыт показал, что при ежедневных полу- и часовых кроссах диафрагмальная мышца обретает силу, как у оперного певца. Пожалуй, об этом нелишне знать.
6. Диафрагмальное дыхание во время ходьбы. Для тех, кто еще не может бегать трусцой или кому ходьба служит средством отдыха после хорошей пробежки, выраженное диафрагмальное дыхание сослужит добрую службу: даст необходимую физическую нагрузку или возможность переключиться с кросса, например, на гимнастику.
Упражнение выполняется так. Начиная движение, сразу же стремитесь к форсированному выдоху, используя всю силу мышц брюшного пресса и делая 6-8 пар шагов, доводите выдох до предела. Остановитесь. Стоя в легком наклоне вперед, сделайте животом вдох и сразу же глухо кашляните (животом). Вдох и кашель повторите еще 1-2 раза. Затем продолжайте ходьбу.
Методические замечания.
Выжимания лежа и стоя лучше выполнять после массажа грудной клетки: в этом случае эффективность дренажа будет наибольшей.
Если слизистые пробки из бронхов отделяются с трудом, после 3-6 диафрагмальных вдохов и выдохов сделайте паузу и используйте ее для массажа грудной клетки. О том, как делать массаж, вы можете прочитать в книге «Физкультурный заслон ОРЗ».
Когда вы делаете выжимание маленькому ребенку, его лицо на пределе выжимания может стать пунцовым, что не опасно. Но если процедура слишком длительна, она может напугать его. Поэтому не стремитесь сразу к рекордам, лучше опытным путем найти золотую середину.
Нужно быть готовым и к тому, что ребенок не сможет при выжимании лежа выпятить живот на вдохе — это доступно, человеку только с сильной диафрагмальной мышцей. Поэтому, как только закончите выжимание, подхватите ребенка под затылок и переводите его в положение сидя в глубоком наклоне. И сразу же просите: «Раздувай живот!», «Кашляй животом!». И сами над его ухом глухо кашляйте, подавая пример.
Именно так легче научить диафрагмальному кашлю малыша. Если у взрослого или у ребенка постарше мокроты мало, то кашлять можно лежа, но когда мокрота обильная, то обязательно нужно сесть.
По материалам журнала “Здоровье” 04.1989 г.
Дышать по Толкачуву или по Стрельниковой
Число больных с заболеваниями органов дыхания стремительно растет. Причем во всех возрастных группах. Ухудшившаяся в последние годы экологическая обстановка негативно сказывается на возможностях человека адаптироваться к окружающей среде.
Наряду с острыми воспалительными реакциями дыхательных путей наблюдается тенденция к все большей хронизации процесса в бронхах и легких. Первое место занимают хронический бронхит, бронхиальная астма и большая группа других аллергических заболеваний органов дыхания. Потому понятен интерес людей к появляющимся время от времени в печати сообщениям о том или ином «новом чудодейственном» методе лечения легочных болезней.
А. Г. ЧУЧАЛИН, академик АМН СССР, заведующий кафедрой госпитальной терапии 2-го Московского медицинского института имени Н. И. Пирогова, вице-президент АМН СССР
С. Ю. КАГАНОВ, профессор Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР
А. Н. КОКОСОВ профессор ВНИИ пульмонологии Минздрава СССР, Ленинград
Е И. СОРОКИНА, доктор медицинских наук (Всесоюзный научный центр медицинской реабилитации и физиотерапии Минздрава СССР)
Н. А. ДИТКОВСКИЙ, доктор медицинских наук (Московская городская клиническая больница № 7)
Б. Ч. ОГАЙ, кандидат медицинских наук (поликлиника МСЧ Автозавода имени Лихачева)
Н. Д. СЕМЕНОВА, медицинский психолог (факультет психологии МГУ)
Н. К. БЫКОВА, ассистент кафедры физвоспитания Московского автомеханического института, руководитель группы физической реабилитации
Б. С. ТОЛКАЧЕВ, доцент кафедры физвоспитания Московского автомеханического института
B. Е. НОНИКОВ, кандидат медицинских наук (4-е Главное управление при Минздраве СССР)
С. А. ШАПОВАЛОВ, автор научно-популярной книги «Записки учителя физкультуры»
Подробнее >>>
Источник