Егэ и его противопоказания

Егэ и его противопоказания thumbnail

Страсти по поводу единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах не утихают, а, может быть, даже нарастают. Но если резюмировать все имеющиеся факты, то какова на самом деле ситуация? Нужен российским школьникам ЕГЭ или нет? Каковы его противопоказания?

1. Россия упорно внедряет систему, которую уже забраковали западные страны. С 1 января 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал обязательной формой государственной аттестации для всех выпускников российских школ. Вузы обязаны принимать ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов, и только некоторые учебные заведения (в частности, МГУ) имеют право проводить дополнительные вступительные испытания по профильным предметам.

Масштабный эксперимент по введению этого новшества российское Министерство образования проводило с 2001 года. Все это время упорно игнорировались протесты ведущих российских преподавателей, ученых и других специалистов, предупреждавших, что система ЕГЭ необратимо снизит качество школьного образования.

Система тестирования, по которой сдают ЕГЭ наши школьники, заимствована российским образованием за рубежом, где она используется уже довольно давно и успела зарекомендовать себя не с лучшей стороны. Во многих странах мира идет движение против этой системы контроля знаний, в Испании от нее уже отказались. В России же на введение системы единого госэкзамена в школах было потрачено 3,5 млрд. рублей. Средства в основном пошли на создание и оборудование информационно-ресурсных центров, а также переподготовку преподавателей под ЕГЭ. Возможно, чтобы оправдать эти гигантские траты, Минобрнауки, вопреки очевидным фактам, продолжает настаивать на том, что переход ЕГЭ в штатный режим проходит безболезненно и эксперимент по введению ЕГЭ успешно завершен.

2. Декларируемые достоинства ЕГЭ. По замыслам создателей, ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов, и помогает избежать коррупции и произвола при поступлении в ВУЗы. Кроме того, сторонники ЕГЭ утверждают, что новая система упростит поступление в вузы для абитуриентов из сельской местности и удаленных регионов. Абитуриент, не тратя денег на поездку, сможет подать заявление в выбранный вуз и приложить к нему информацию о сдаче ЕГЭ заочно – по почте или через Интернет, не приезжая лично в выбранный вуз. При этом можно подать заявление в несколько вузов. Вузы могут проверить информацию о результатах сдачи ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств о результатах ЕГЭ.

Однако на практике эти прекрасные замыслы оказались далеки от идеала. “До сих пор никто в России не видел никаких официально подведенных итогов эксперимента по введению ЕГЭ, – подчеркивает Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. – Просто в один прекрасный день было сказано, что эксперимент удался. Почему он удался? Где доказательства? В конечном итоге вся страна была ввергнута в то, что называют ЕГЭ”.

3. ЕГЭ в реальности – необъективность и коррупция. Необъективность ЕГЭ открыто признается на самом высоком уровне. Компьютерная обработка, как показал эксперимент по вводу ЕГЭ, не идеальна. Чиновники упрямо продолжают отрицать очевидный факт ежегодных “утечек”. Некоторые населенные пункты или регионы выдают очень хорошие результаты, однако это объясняется отнюдь не уровнем знаний, а отдаленностью и отсутствием контроля. Например, в прошлом году по числу участников ЕГЭ, набравших по трем предметам более 200 тестовых баллов предпоследнее, 78-е место среди всех регионов занял Петербург, последнее – Ленинградская область, а на первом месте оказалась Республика Марий Эл. Подтвердить или опровергнуть правильность результатов невозможно – это практически “военная тайна”.

Власти уверяют, что ЕГЭ поможет покончить с коррупцией. Однако, по мнению председателя Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, новая система оценки знаний лишь усугубляет проблему коррупции в сфере образования. “При столь жестких условиях, в которые всех выпускников поставило Министерство образования, по нашим оценкам, уровень коррупции при поступлении в вузы в текущем году может достичь 5 млрд. долл., – заявил Комков. – ЕГЭ уже породил огромную волну мошенников, зарабатывающих огромные деньги на изготовлении и распространении тестовых заданий”. “Сфера ЕГЭ пронизана высокой степенью коррупциогенности. Сегодня стоит стон касательно тех сумм, которые чадолюбивые родители вынуждены платить. Что примечательно, нет практически ни одного заведенного дела о коррупции, которое было бы доведено до суда”, – признает президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев.

4. Технические трудности ЕГЭ. Способность ЕГЭ уравнять шансы абитуриентов из провинции и центра также вызывает сомнения. “Чтобы подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ, учитель должен сам отлично знать предмет. Нужны курсы повышения квалификации, и не раз в 5 лет, а чаще. В регионах организовать переподготовку учителей намного сложнее – прежде всего, из-за материальной составляющей, а также из-за небольшого количества педагогов: учителя на время прохождения курсов просто некому будет заменить”, – отмечает председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.

Помимо этого, сдача ЕГЭ в небольших населенных пунктах вызывает и чисто технические сложности. Нередко школьникам приходится для этого ехать довольно далеко от дома. Так, выпускникам райцентра Жирновск Волгоградской области чтобы сдать ЕГЭ по английскому или физике, придется ехать в соседний район. Прямых автобусов туда нет, добираться придется около 3 часов. Причем каждую поездку предстоит оплатить за свой счет. Некоторые по этой причине уже отказываются от сдачи экзамена. Для многих выложить минимум 1500 тысячи за проезд для сдачи трех экзаменов – накладно. Выпускникам школы №4 Гатчинского района предстоит сдавать обязательные предметы ЕГЭ в поселке Сиверский, а необязательные – в Тайцах. Чтобы добраться до места, придется ехать в переполненной электричке. И это далеко не единичные примеры.

Техническая “боеспособность” ЕГЭ, о достоинствах которой так любят рассуждать высокие чиновники, вызывает большие сомнения. К примеру, 23 апреля этого года под угрозой срыва оказался единый госэкзамен в Красноярском крае и Республике Алтай – из-за аварии спутника “Экспресс-АМ2” (малодоступные населенные пункты могли получить задания только через Интернет, а доступ к нему обеспечивался вышедшим из строя спутником). На этот раз срыва удалось избежать, но где гарантия, что подобное не повторится?

5. ЕГЭ сужает право на получение высшего образования. При этом ЕГЭ вызывает у школьников гораздо больший стресс, чем традиционные выпускные экзамены – ведь от его результатов зависит не только “балл аттестата”, но и возможность получить высшее образование. Между тем, исходя из результатов прошлого года, единый госэкзамен не может сдать каждый четвертый выпускник (в прошлом году на двойки ЕГЭ по математике сдали 23,5% выпускников школ, а по литературе – 25%). В этом году по итогам пробного ЕГЭ по математике, проходившего в Петербурге 22 апреля, по данным Регионального центра оценки качества образования, с заданием не справились около 20% участников эксперимента. Однако, по мнению учителей, среди которых преподаватели профильных физико-математических школ, количество провалившихся достигает 70%. Все эти выпускники имеют реальный шанс вместо аттестатов получить справки о среднем образовании. В условиях кризиса многим из тех, кто не сдаст ЕГЭ, грозит незавидная участь – они не смогут ни учиться, ни работать.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов считает необходимым исключить из законодательства положение о минимальном количестве баллов по ЕГЭ, которое, по его мнению, неконституционно. Согласно этому положению, выпускник, сдавший два обязательных экзамена, но не сдавший необязательные, все равно получает аттестат об окончании школы, но при этом не может поступать в вуз с такими результатами.

ЕГЭ значительно сужает право на получение высшего образования, считает первый проректор Международной академии бизнеса и управления профессор Екатерина Добренькова. “Складывается ситуация, что человек, не прошедший определенный процентный экзаменационный порог, лишается всякого права получения высшего образования – даже за собственные деньги”, – поясняет она. По ее мнению, для тех, кто не сдал ЕГЭ, есть только один путь к высшему образованию – пойти в колледж, чтобы потом получить право поступать в любой вуз без результатов ЕГЭ сразу на второй и третий курс по профильной специальности. У того, кто не прошел по баллам конкурс в государственный вуз, есть два варианта: либо поступить на платное отделение государственного вуза, либо прийти в негосударственный вуз.

6. ЕГЭ заменяет образование дрессировкой и разрушает систему образования. Чиновники пытаются сохранить приличную мину при неважной игре и соглашаются с тем, что, вероятно, придется пойти по пути упрощения тестов. Конечно, оценки от этого станут выше, в министерстве и на местах успокоятся. Но нетрудно предугадать, что будет с качеством образования. Между тем уже сейчас преподаватели вузов жалуются на низкий уровень образования абитуриентов. “Во всех университетах сейчас проводят дополнительные занятия на 1-2 курсах, чтобы вывести на тот уровень, который нам казался бы хорошим”, – замечает председатель Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа Николай Пустовой. Руководители ведущих ВУЗов страны во главе с ректором МГУ Виктором Садовничим неоднократно публично заявляли, что результаты ЕГЭ неприемлемы для оценки уровня подготовки абитуриентов.

Педагоги и ученые в один голос предупреждают: система ЕГЭ подменяет образование дрессировкой и попросту оболванивает детей! Просвещение – это не просто образование, которое можно свести к определенному кругу тестовых, “кроссвордных” вопросов, – подчеркивает президент СПбГУ, доктор филологических наук, профессор, академик РАО Людмила Вербицкая. Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий считает ЕГЭ далеко не единственной проблемой в российском образовании. Однако она позволяет лучше увидеть многие “черные дыры” системы и ужаснуться. Ученый категорически против превращения детей в роботов, тупо следующих техническим требованиям, купирующим живую мысль, исключающим “многозначность понятий”. Например, знание дат вовсе не гарантирует умение анализировать историю.

Тестирование в разумных пределах допустимо при оценке знаний по точным предметам, однако преподаватели физики и математики также утверждают, что оно убивает живую мысль. “ЕГЭ – удар по элитному образованию, подготовке национальной элиты (по системе развития талантов для ведущих университетов страны), – уверен профессор факультета ВМК МГУ им. Ломоносова Владимир Сухомлин. – Я рассматриваю проблему с ЕГЭ только в этом узком аспекте, так как негативное его воздействие на систему образования в целом давали уже, наверное, тысячи педагогов и специалистов системы образования, – поясняет он. – Сам я знаком с системой подготовки и развития детей в школе-интернате им. А.Н.Колмогорова, а также с подготовкой школьников в мехматовских классах. Опыт показывает, что совмещение реализации системы творческого целенаправленного развития детей с егэшной дрессировкой существенно снижает эффективность десятилетиями отрабатывавшейся и показавшей свою эффективность системы, ведет к психологической перегрузке школьников, дезориентирует учащихся и их родителей в целях подготовки. Нет сомнений, что введение ЕГЭ как обязательной и единой формы аттестации учащихся наносит значительный ущерб элитному обучению, развитию талантов. Поэтому естественно возникает мысль, что разве нынешней России не нужны будущие Колмогоровы и Келдыши?” – замечает Владимир Сухомлин.

Что же касается гуманитарных предметов, то оценить знания по литературе и истории с помощью ЕГЭ уж точно невозможно. “ЕГЭ по литературе – это преступление. Такой экзамен надо немедленно отменить. Литература не может и не должна быть формализована, – считает детский писатель и переводчик Михаил Яснов. – Надо персонально работать с каждым ребенком и с каждым классом. Надо научить детей думать над прочитанным, а не угадывать ответы на сухие вопросы”.

7. ЕГЭ наносит вред экономике. “Тестовый характер ЕГЭ окончательно переориентирует систему образования с предоставления знаний и навыков самостоятельного обучения на зазубривания правильных экзаменационных ответов. Внедряемое в вузах компьютерное тестирование работает на тот же результат, довершая дело ЕГЭ. В результате хороший специалист выпускается системой образования не благодаря тестовой машине, а вопреки ей”, – отмечает руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений (ИГСО).

Эксперты Центра экономических исследований ИГСО считают, что введение ЕГЭ наносит вред не только системе образования, но и экономическому развитию России. “Глобальный экономический кризис выявил низкий уровень компетенции большой части персонала российских компаний. Крайне слабым показало себя руководящее звено, – замечает директор ИГСО Борис Каргалицкий. – Накануне кризиса господствовало представление, что экономике, прежде всего, нужны специалисты узкого профиля, не обладающие “посторонними” знаниями”.

“Для выхода из кризиса необходимо провести изменения в образовательном сегменте страны. Изменениям должны подвергнуться системы управления и организации производства. Это требует подготовки огромного числа профессионалов нового качества. Место узкого специалиста предстоит занять работнику, обладающему многосторонними знаниями”, – считает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. По его мнению, проблемой является не дефицит неких навыков, а общая слабость интеллектуально-психологической подготовки сотрудников.

8. Удастся ли отстоять право российских школьников на нормальное образование? Однако в неравной борьбе против большей части общества побеждают пока чиновники Министерства образования.

“Участники споров о ЕГЭ находятся в заведомо неравных позициях, – комментирует новый закон о ЕГЭ Сергей Миронов. – Среди противников множество известных педагогов, ученых, общественных деятелей. Они аргументированно доказывают пагубность ЕГЭ и для общеобразовательной подготовки учеников, и для судеб системы среднего и высшего образования. От сторонников никакой содержательной аргументации мы как не слышали, так и не слышим. Неизвестны даже официальные оценки результатов эксперимента”. Председатель СФ призывает коллег-парламентариев к “правильной осаде чиновничьего бастиона”, предлагает предоставить обществу достоверную и всестороннюю информацию о последствиях единого госэкзамена: “Убежден, рано или поздно эта информация сделает свое дело – ЕГЭ в его нынешнем виде будет отменен”. Совет Федерации уже внес в Госдуму предложение сделать ЕГЭ альтернативным.

Пока же представители Минобрнауки все настойчивее говорят о возможности введения уже через год “малого ЕГЭ” для учеников девятого класса. Кроме того, сдача экзаменов в форме ЕГЭ может быть введена в педагогических вузах. “В педвузах ЕГЭ надо внедрять на каждом курсе, – считает Андрей Фурсенко. – Это нормальная проверка знаний, чтобы потом будущие учителя понимали, что ничего страшного в этом нет”.

Опыт других стран показывает, что тестирование приносит пользу в разумных пределах, когда используется как элемент, но не как основа процесса. Однако сторонники ЕГЭ упорно видят причину всех неурядиц в технических, а не в системных ошибках, отказываясь признать, что умение ставить галочки и способность думать – совершено разные вещи.

Как бы ни была кому-то дорога честь мундира, система ЕГЭ рано или поздно должна потерпеть фиаско – придется признать, что она выхолащивает знания и разрушает российское образование. Более того, она социально опасна.

Источник

Президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский предлагает отменить обязательные выпускные экзамены в школах – единый государственный экзамен и общий государственный экзамен,  которые плохо сказываются на здоровье школьников и их родителей. Такое предложение содержится в письме, которое он направил новому министру образования и науки РФ Ольге Васильевой. В своем письме Александр Саверский предлагает главе Минобрнауки рассмотреть сразу несколько мер, которые могли бы улучшить здоровье школьников, сообщает ресурс Доктор Питер.

Егэ и его противопоказания

Одной из таких мер может стать отмена обязательной сдачи ЕГЭ и ОГЭ. По словам Александра Саверского, из-за них дети постоянно испытывают серьезный стресс, что плохо сказывается на их здоровье, а иногда приводит к трагическим последствиям.

«ГИА и ЕГЭ стали пыткой для всех в системе образования – для учителей, для родителей и, самое ужасное, для детей, – сообщается в письме. – Им с первого класса внушают: если не сдашь ЕГЭ – твоя жизнь никому не нужна, ты никому не нужен! Этот стресс, который длится годами, создает в школе агрессивную среду, вызванную страхом детей и родителей, раздражением учителей от того, что они вынуждены быть придатком ЕГЭ, когда передача жизненно важных ценностей даже не является целью обучения, и их оценки ничего не значат. Как смотреть потом в глаза ученикам, если оценки учителя не совпали с ЕГЭ?». 

– Система ЕГЭ доводит детей до самоубийства! – категорично и эмоционально заявляет Александр Владимирович. – Кроме, наверно, уже под сотню погибших детей, мы имеем и несколько тысяч попыток суицидов, не считая болезней вследствие постоянного избыточного нервного напряжения. Очевидно, что доведение до самоубийства – это уголовное преступление, наказание за которое может и, наверно, просто должно быть, предъявлено к создателям ЕГЭ. Вершиной трагедии и несправедливости следует считать низкий балл, полученный на экзамене отличником! Страна сама убивает лучшие умы. Экспертиза по вопросу «влияет ли ЕГЭ негативно на здоровье детей», – даст однозначный ответ против ЕГЭ – он причиняет вред! Это значит, что данный фактор должен быть исключен из школы, по крайней мере, как обязательный, поскольку государство не вправе своими руками создавать факторы, причиняющие детям вред. Более того, согласно ГК РФ к государству могут быть и, возможно, еще будут предъявлены иски о возмещении вреда здоровью детей обязательным проведением ОГЭ и ЕГЭ.

Александр Саверский предлагает новому министру отменить эти выпускные экзамены или сделать их добровольными, а результаты – использовать в качестве дополнительных оценок при поступлении в вузы и другие учебные заведения.

Кроме этого, глава Лиги защитников пациентов призывает главу Минобрнауки вместе с Роспотребнадзором и Научным центром здоровья детей исследовать влияние других факторов в школах и вузах на здоровье учащихся, и создать программу по управлению ими. Другими словами, исключить вредоносные и усилить полезные. По мнению Александра Саверского, к таким факторам можно отнести школьные предметы, учебную нагрузку, включая домашнее задание, объем информации, режим дня, продукты питания, а также строительные, мебельные и  канцелярские материалы, которые окружают детей.

Напомним, Ольга Васильева была назначена министром образования и науки РФ 19 августа 2016 года. В своих первых интервью она выступила против «натаскивания» школьников на ЕГЭ.

Фото с сайта: www.examen.ru

Источник