Есть дети которым детский сад противопоказания

Педагог и журналист Елена Погорелая, которая уже много лет работает с детьми, рассказывает о детях, которых лучше не стоит отдавать в детский сад, а попытаться найти другие способы социализировать ребенка или облегчить жизнь себе, и о тех, которым садик, наоборот, будет крайне полезен.
Споры на тему «водить или не водить в садик» ничуть не уступают по натиску спорам на тему прививок. Сторонники сада твердят о социализации (желательно лет с полутора) и опасности материнского выгорания, противники — о нарушении привязанности и пожизненной травме, которую садик наносит ребенку.
В принципе, примирить эти стороны невозможно. Возможно лишь обобщить информацию, предложив оценить, насколько детский сад показан именно этому конкретному ребенку, именно в этот период развития событий. Потому что не существует детей однозначно пригодных или, наоборот, непригодных для детского сада. Зато существуют конкретные ситуации, когда посещение сада может быть целесообразным и наоборот.
Единственный ребенок в патриархальной многопоколенной семье
Таких семей сейчас мало, но все-таки они есть. Семьи, где несколько поколений взрослых родственников проживают на одной территории либо на расстоянии двух-трех автобусных остановок. Где бабушка помогает молодым родителям вести хозяйство, дедушка возит ребенка на дачу по выходным, незамужняя тетушка водит на развивающие занятия, а прабабушка стряпает фирменные довоенные пирожки.
Ребенок из такой семьи, как правило, хорошо развит, тонко чувствует настроение окружающих взрослых (даже в самой прекрасной семье отношения между разными поколениями редко обходятся без разногласий, и ребенку приходится к этому приноравливаться), умеет нравиться взрослым друзьям семьи, учителям и соседям. Как будто бы этому ребенку нет необходимости посещать детский сад — он всегда под присмотром. И все же, чего ему явно недостает? Ответ очевиден: общения с себе подобными и — как следствие — умения строить горизонтальные связи.
В детской компании отношения развиваются иначе, чем между взрослыми и детьми. Здесь обостряется конкуренция (у ровесников нет привычки, например, поддаваться в игре), формируется групповая динамика, распределяются роли, без всякой дипломатии выражаются антипатии и симпатии. После трех лет, когда у детей появляется потребность в «горизонтальной» коммуникации, ребенку имеет смысл начать посещать детский сад, чтобы освоить ее.
На этом месте противники садов обычно начинают говорить о различных занятиях и прогулках на детских площадках. Это хорошо для начала, но в общем — не то. На занятиях, и тем более на прогулках, все происходит в так называемом поле родителей. Дети ориентируются на наши реакции и рассчитывают на нашу поддержку. Сад в этом случае обеспечивает полевые условия, в которых тоже полезно учиться существовать.
Естественно, при возникновении всякого рода конфликтов и трудностей родителям необходимо подключиться к происходящему — но об этом чуть ниже.
Ребенок, живущий с одним родителем
Собственно у родителей-одиночек возможностей избежать сада практически нет. Мама, вынужденная зарабатывать, либо отдает дитя в ясли с полутора лет, либо оплачивает няню до трех, а потом уже — в сад. Казалось бы, надо — так надо, о чем разговор? Но зачастую такие родители мучаются сильным чувством вины, особенно если их обступают сторонники альфа-родительства и теории Гордона Ньюфелда.
Однако как раз-таки теория привязанности здесь выручает. Согласно Ньюфелду, один взрослый — необходимый минимум для создания привязанности. Но ведь взрослых-то может быть больше! В такой ситуации воспитатель детского сада вполне может стать еще одним человеком, с которым ребенка связывают отношения привязанности. Звучит утопично, но может быть стоит подумать, поспрашивать у соседей, пособирать отзывы. И, разумеется, установить контакт с воспитателем, «на которого» вы выходите в сад.
Кого вам не хватает в семейной системе, какая роль кажется вам подходящей — спокойной ли «бабушки», строгой «тети», отвечающей за установление границ, или креативной двоюродной «старшей сестры»? Воспитатели, работающие в саду, обычно откликаются на подобный запрос о привязанности с пониманием, особенно если он подкрепляется уважительным отношением, вниманием к их непростой работе и заинтересованностью ребенка.
Ребенок с СДВГ
Детям с синдромом расстройства внимания и гиперактивностью часто навешивают ярлыки несадиковских, проблемных. На самом же деле ребенок с СДВГ может вписаться в сад лучше любого другого и не испытывать трудностей при адаптации. Ведь что нужно таким детям? Четкий режим — каркас для неустойчивой нервной системы, твердо, но доброжелательно установленные границы, структурированное чередование периодов умственного и физического напряжения. Конечно, все это можно устроить и дома, но ценой невероятных усилий отдельного взрослого. Ребенок с СДВГ не может тихо собирать конструктор, пока вы отвечаете на письма, и играть с кастрюлями, пока вы готовите. Нет, его жизнь — сплошной захватывающий экшн, и если в доме есть еще пожилая болеющая бабушка или младенец, требующий тишины, маме становится очень и очень непросто.
Тогда как в хорошем саду мы имеем и развивающие занятия по 15 минут каждое, и переключение внимания, и активные игры, и предсказуемость в плане режима. К тому же необходимость подстраиваться под окружающих оттягивает на себя адаптационные механизмы ребенка, временно притормаживая его бурную деятельность, а непосредственная реакция на его импульсивные слова и поступки (в семье куда более сглаженная) позволяет наладить обратную связь и способствует улучшению коммуникации.
Обычно детей с СДВГ охотно задействуют в подвижных играх старшие мальчики и побаиваются однолетки. Поэтому — единственное замечание — если есть возможность устроить ребенка в разновозрастную группу, хотя бы на первых порах, так и сделайте.
Ребенок с особенностями развития
Инклюзия — больная тема для нашего общества, и тем не менее есть ощущение, что рано или поздно мы к ней придем. К тому, что в малой группе на десять относительно здоровых (точнее — нейротипичных) детей будут два-три ребенка с ДЦП, синдромом Дауна, задержкой психического и речевого развития и так далее. Как правило, этим детям показан сад начиная с чуть более старшего возраста, чем так называемым нейротипикам, но показан! И зачастую именно игровая деятельность в компании нейротипичных детей, именно активное взаимодействие с ними, пусть и невербальное, улучшает текущее состояние ребенка и способствует его развитию больше, нежели индивидуальные занятия с дипломированным дефектологом.
Наоборот: дети с сохранным интеллектом, помещенные в «коррекционную» среду, дают сильный регресс. Это особенно заметно по «отделениям милосердия» — палатам лежачих и неговорящих детей в интернатах, куда «по недосмотру» периодически попадает сохранный ребенок, который не может, к примеру, ходить. Развитие таких детей сильно страдает, а через несколько месяцев начинается и серьезная деградация.
Здоровые дети при подобном инклюзивном подходе тоже получают множество преимуществ: учатся базовому уходу и сопереживанию, видят разные типы реакций и пробуют разные способы коммуникации. А главное — не испытывают застарелой советской боязни другого, и мир их открыт.
«Мое мнение: несадиковских детей не бывает», — пишет психолог и арт-терапевт Анна Быкова, бывший воспитатель в ясельной группе детского сада, автор только вышедшей книги «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад». Бывают зато ситуации, однозначно препятствующие нормальной и тем более успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Ребенок в состоянии стресса
Любые изменения в семье требуют от ребенка времени на привыкание. Переезд, развод или размолвка родителей, рождение младшего или появление приемного ребенка — меняется уклад и движение жизни, меняются роли в семье. Все это заставляет организм ребенка работать с повышенным напряжением, задействовать дополнительные ресурсы, которых у нас ограниченное количество. Между тем часто бывает, что именно к стрессу приурочивается первое посещение детского сада. Родился малыш — и родителям не до возни со старшим трехлеткой. Ушел муж — и маме необходимо вот прямо сейчас выходить на работу. Переехали в новую квартиру — и получили путевку в сад…
Но если ребенка, находящегося в состоянии стресса, отдать в детский сад, то ему придется адаптироваться сразу к двум новым системам, и с этим двойным напряжением его организм может просто не справиться. В лучшем случае он выдаст психосоматику и станет реагировать на каждый мимолетный вирус, в худшем – дело может дойти до социальной дезадаптации, замедления или регресса в развитии. Выход из этого положения только один — постараться заранее создать подушку безопасности для ребенка и дать ему время сперва приспособиться к новой истории в семье, а потом уже к саду.
Ребенок в состоянии острого горя
Кому коллектив ни в каком своем виде не нужен категорически — так это ребенку в состоянии острого горя. За это насмерть бьются все специалисты по семейному устройству: за то, что нельзя ребенка, только что изъятого из семьи, препровождать в учреждение и включать в общий цикл «лото — шапито — дружным хором Барто». Потеря ли это родителя, серьезная болезнь кого-то из членов семьи или смерть любимой собаки — в любом случае ребенку, перенесшему эту травму, требуется уединение и время “отгоревать”. Уверенность взрослых, что он «отвлечется в саду и забудет», чревата неврозом. И даже если вы сами после потери способны идти на работу и вкалывать с гордо поднятой головой — не требуйте этого от ребенка.
Конечно, бывает, что в какой-либо ситуации ничего нельзя сделать: кошка погибла, а на работе аврал, дедушек-бабушек нет, у самой льются слезы, но не сидеть же дома из-за выпавшей из окна кошки! В таком случае опять-таки нужен выход на воспитателя: рассказать о случившемся, попросить дать ребенку уединиться, не вовлекать его в шумные развлечения, предупредить о возможной агрессии или аутоагрессии. А самим — разделить его чувства и, по возможности не замалчивая потерю, найти в себе мужество поговорить с ним «о жизни и смерти».
Ребенок, испытывающий трудности с горизонтальной коммуникацией
Любимое возражение противников детских садов — эта ваша социализация! («Вот я ходила в сад и не социализировалась, а совсем наоборот»).
Совершенно верно. Потому что если не владеющего навыками горизонтальной коммуникации ребенка бросить в группу детей, как с моста в реку, навыки эти не разовьются (а если разовьются, то у минимального процента благодаря счастливому сочетанию темперамента, обстоятельств и чьей-то внезапной симпатии). А по-другому, как кажется, взрослые в большинстве своем не умеют. Все они — либо социализированные экстраверты (иди подружить с этой девочкой, что ты букой стоишь?), либо не испытывающие потребности в общении интроверты (а зачем тебе с кем-то общаться? вот сколько игрушек, смотри, посиди поиграй), либо насмерть напуганные еще в собственном детстве социопаты (мою нежную деточку — да в этот ужас? А как же теория привязанности, базовое доверие и все дела?). В итоге ребенок, особенно не совпадающий по темпераменту с типом родителя, дезадаптируется и боится горизонтальных контактов: вроде бы и общаться охота, но как? И чего от них ждать, от ровесников, и про что с ними взаимодействовать?
А ведь надо-то — просто учить. Учить общаться, и желательно еще до всякого садика — в песочнице, в компании друзей, приглашая к себе товарищей ребенка по играм. Разрабатывать общие кейсы и организовывать ролевую игру; называть чувства участников ситуации и предлагать варианты развития событий. А самое главное – наблюдать: что радует ребенка при контактах со сверстниками, что тревожит, с какими ситуациями он не умеет управиться, как из них выходить? Эти наблюдения — замечательная почва для развития эмоционального интеллекта ребенка, и все это вам пригодится не только в саду.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Источник
Человеческий детеныш начинает ползать и вся окружающая флора – шерсть любимой кошки-собаки, песок и другие представители флоры и фауны Большого Мира оказываются во рту и далее в кишечнике. При этом они не наносят вреда организму, а напротив, вызывают иммунные реакции, готовящие ребенка к агрессивным воздействиям окружающей среды. Если не вмешиваться в этот процесс применением современных агрессивных химических средств для наведения «чистоты» в доме, то процесс приспособления к обычной домашней флоре проходит мягко. Причем процесс начала ползанья совпадает по времени с иммунной готовностью ребенка к восприятию Мира через рот. При отсутствии у ребенка грубых патологий, в норме процесс ползанья начинается с довольно большим временным люфтом, что не говорит о задержке развития. Сложные механизмы координации движений рук и ног, способность одновременно управлять многими мышцами, удерживать равновесие – целый механизм, искусство! И одновременно «вакцинация» организма через стенки кишечника!
Приведу другой пример непостижимого соответствия психического развития ребенка и иммунных механизмов: до трех лет дети могут играть рядом, но не вместе! Коллективные игры начинаются после трех лет и с этого момента сопротивляемость организма достигает того уровня, когда может противостоять массированным вирусным атакам детского коллектива.
Наверно где-то живет этот ребенок, дай Бог ему здоровья, про которого говорят, что он пошел в детский сад с полутора лет, болел-болел, а потом перестал и с тех пор ни одна зараза его не берет. В медицине нельзя говорить: «такого не бывает». Бывает все! Но чаще всего сценарий раннего похода в детский сад выглядит так:
Правдивая повесть о ребенке, отправленном раньше времени за психологическим развитием и коллективным времяпрепровождением.
Жил-был мальчик (или девочка). Звали его(ее) Малыш. Его очень любили мама-папа-бабушка-дедушка. И не болел он вовсе, так, иногда почихивал. Но в возрасте года от рождения прочитали мама-папа в Очень Умном журнале о необходимости учить ребенка иностранному языку, лепить красивые поделки и рисовать цветные картины.
Показалось родителям, что нужен ему коллектив, да и маме пора на работу. А надо еще сказать, что Очень предусмотрительные родители уже при двухдневном сроке беременности нашим Малышом, записали его (так при царском режиме записывали в лейб-гвардию) в Очень-очень хороший детский сад (частный или ведомственный, где дети не болеют никогда, а из одного крана течет кисель, а из другого – кефир, а у воспитательницы Мариванны во лбу горит звезда, а под косою, как вы понимаете – месяц). То есть и место в Саду не ждет. И пошел наш Малыш в детский сад в полтора года. А мама на работу. Но, видать, сглазил кто, ни мама на работу ходить не может, ни ребенок в коллектив. Неделю ходит – две болеет. Все утешают: «Не печальтесь, мама с папою, да бабушка с дедушкою: поболеет-поболеет, да и перестанет». Ан, нет, не престает наш Малыш болеть, да и когда «светлый» промежуток наступает, все равно не полностью выздоравливает, все покашливает, да носом похрюкивает. И бледный стал что-то, ночью всхрапывает, рот открытым держит, да и писается каждую ночь…Что за оказия!
Вызвали тогда мама с папою лекаря-педиатра, а тот им и говорит: «Ах вы, гой еси, мама с папою, собирайтеся-проверяйтеся у ЛОРа премудрого!» А ЛОР как выскочит, как выпрыгнет, и давай проверять Малыша трубками-эндоскопами да фонариками-отоскопами. Да возьми и поставь Малышу диагноз – Аденоидит 2 степени с туботитом хроническим.
Тут и сказке конец. Но не люблю грустных сказок. Поэтому в этой сказке все будет хорошо: стали лечить Малыша, стал он сидеть дома до 3,5-4х лет, иногда похаживая на занятия ритмикой, проводить закаливающие процедуры…Да и выздоровел!
Не сказка, а быль
Тот самый аденоид входит в систему защиты нашего организма от проникновения на глубинные уровни агрессивной среды внешнего мира. Так называемое лимфоглоточное кольцо Пирогова создано для фильтрации и осаждения вирусов, бактерий, пылевых частиц, а далее – уничтожения и выведения их из организма. Помимо уничтожения, на данном уровне защиты происходит постоянная «физиологическая вакцинация», то есть иммунные клетки обучаются распознавать основные возбудители инфекций, тем самым обеспечивая сопротивляемость организма.
Если этот процесс проходит не в стрессовом режиме, то к определенному возрасту, как раз к 3,5 – 4 годам, ребенок уже готов жить в условиях коллектива, постоянной агрессии со стороны вирусов, аллергенов, бактерий. Если же это происходит преждевременно, то из-за массированной атаки возбудителей, лимфоидная система не успевает справиться с обрушившейся лавиной агрессоров и от бессилия пытается остановить атаку не умением, а числом, то есть, увеличиваясь в размерах. В итоге раздраженный аденоид увеличивается в размерах и постоянно истекает слизью, так как пытается хотя бы механически очиститься от внешней агрессии. Постепенно увеличиваясь, он перекрывает вход в евстахиевы трубы (вход в слуховой проход), провоцируя частые воспаления среднего уха и снижая остроту слуха. Ребенок из-за лимфатических разрастаний испытывает постоянное кислородное голодание, что негативно сказывается на его общем состоянии. Постоянно тлеющий очаг инфекции может спровоцировать осложнения со стороны почек, сердца и других органов.
При сохраняющейся инфекционной агрессии совершенно бесполезно надеяться на выздоровление. Курсы местной и общей антибактериальной терапии приводят к временному улучшению, но стоит перенести очередную вирусную инфекцию, как все возвращается на круги своя. Следующий этап после частых применений антибиотиков – присоединение грибковой флоры, что усугубляет процесс.
Типичный вид ребенка с хроническим аденоидитом (и, как правило, тонзиллитом): бледный, несколько одутловатый, со сглаженными носощечными складками, полуоткрытым ртом, уходящей назад нижней челюстью. Шумное носовое дыхание, всхрапывания, особенно во сне, покашливания после пробуждения или после активных игр. А самое главное – ребенок не выздоравливает до конца! В итоге, к сожалению, после разнообразных медикаментозных, гомеопатических, физиотерапевтических и прочих воздействий, все заканчивается удалением аденоида. В этом случае организм частично лишается защитного механизма, но и оставлять разросшуюся аденоидальную ткань на этой фазе тоже нельзя.
Всему свое время
Таким образом, наиболее действенным средством профилактики частых болезней и осложненного их течения, является соблюдение природных сроков введения детей в агрессивную среду. Особенно это касается детей имеющих хронические заболевания, такие как пищевая аллергия, атопический дерматит и т.п. У таких детей сопротивляемость организма становится адекватной значительно позже и для их здоровья требуется специальный режим. Ограждение и щадящий образ жизни благоприятно скажется на будущем состоянии их здоровья. Что делать, если есть дети, не приспособленные к пребыванию в агрессивной инфекционной среде детского коллектива? С каждым годом, учитывая ухудшающуюся экологическую обстановку больших городов, их будет больше. Это – жертвы цивилизации.
Если требуются дополнительные занятия, пусть ребенок посещает развивающие центры, все-таки кратковременное пребывание на занятиях лучше, чем целый день в саду. Да и не поведут родители совсем больного ребенка на занятия, в то время как в детский сад ребенок будет ходить почти в любом состоянии, так как у работающей мамы нет выхода. Вследствие чего, просидев две недели дома, ребенок вернется в изменившуюся среду с другим составом флоры и незамедлительно заболеет вновь…
Не торопите естественный ход событий, всему свой черед. Если ребенок дозрел до пребывания в детском коллективе, он будет туда ходить с удовольствием и болеть вполне умеренно.
Источник