Фитнес противопоказания при плохом зрении

Особенности занятия спортом при близорукости и дальнозоркости
Близорукость (миопия, от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд) – изменение круглой формы глаза на овальную, из-за чего внутри него нарушается преломление света, и световые лучи, проходя через глазное яблоко, фокусируются перед сетчаткой, а не на ней. Поэтому предметы, которые находятся вдали, близорукие люди видят расплывчатыми. При этом клетки сетчатки, находящиеся в зоне максимальной световой чувствительности, разрежаются и растягиваются. Это основная причина, по которой врачи накладывают запрет на занятия, связанные с прыжками, ударами, натуживанием и возможностью получить черепно-мозговую травму – из-за высокого риска разрыва или отслоения сетчатки.
При дальнозоркости, например, глаз оказывается не вытянутым, а сплюснутым, и сетчатка не растягивается так критично, как при близорукости. Поэтому дальнозорким людям в спорте практически всегда дается «зеленый свет», по крайней мере, офтальмологами.
Однако сам по себе диагноз «миопия» не является окончательным приговором, который ставит крест на занятиях спортом. Во-первых, она бывает врожденная и приобретенная. Вторая, естественно, опасней.
Во-вторых, имеет значение степень близорукости. Официально различают:
- слабую миопию – до 3 диоптрий
- среднюю миопию – от 3 до 6 диоптрий
- сильную миопию – выше 6 диоптрий
До 3 диоптрий, как правило, никаких ограничений по физическим нагрузкам нет. От 5 диоптрий – врачи с осторожностью дают допуски на занятия спортом, даже при отсутствии дегенеративных изменений на глазном дне. В этом случае начинающим спортсменам придется забыть о тяжелой атлетике, боксе, всех видах спортивной борьбы, акробатике и спортивной гимнастике. Свыше 6 диоптрий – максимум ограничений, независимо от спортивных разрядов и достижений.
В-третьих, эта градация весьма условна, так как можно при зрении -1 иметь прогрессирующую миопию (когда за год она увеличивается на одну и более диоптрий). Тогда врач еще хорошо задумается, какое заключение вам давать. А можно всю жизнь ходить с -3, заниматься боксом, борьбой и тяганием железа, при этом глаза будут отлично себя чувствовать. Ну, может не совсем отлично, но не меньше, чем на -3.
И, в-четвертых, резюмируя предыдущие два пункта, ограничения на занятия спортом накладываются не в соответствии со степенью близорукости, а исходя из изменений внутри глаза. Скажем, гораздо хуже и опасней, когда при слабой миопии на глазном дне просматриваются кровоизлияния и сетчатка ослаблена, чем стабильное состояние при средних показателях близорукости.
При не прогрессирующей близорукости обязательно нужно заниматься с каким-либо видом спорта. Если невозможно заняться спортом с очками и с контактными линзами, то во время занятий очки можно снимать. Если нельзя пользоваться с очками, а острота зрения необходима, то в таких случаях нужно воспользоваться контактными линзами, надеваемыми прямо на глазное яблоко.
Когда развивающейся близорукость, нельзя заниматься видами спорта с большим физическим напряжением (бокс, борьба, тяжелая атлетика и т.д.).
Если у человека близорукость больше 4 дптр, то врачи не должны его пропускать к занятиям спортом. Близорукость может и прогрессировать во время занятий, в таком случае, спортсмен должен прекратить заниматься спортом или снизить нагрузки.
Занятия спортом могут положительно влиять на стабилизацию зрения. Большие плюсы им дают спортивные игры, плавание, катание на лыжах, горный спорт.
При ограничении физической активности у близоруких людей наблюдается ухудшение кровоснабжения различных органов, в том числе глаз, и ухудшение способности к аккомодации. При этом, как отмечают исследователи, не все физические упражнения будут полезны людям с близорукостью. Наиболее полезными названы циклические упражнения средней интенсивности (бег, плавание), при которых частота сердечных сокращений остается на уровне 100-140 ударов в минуту. Вызывая приток крови к глазам, эти упражнения улучшают работу цилиарной мышцы глаза и нормализуют циркуляцию внутриглазной жидкости. Циклические упражнения высокой интенсивности, а также акробатика, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, вызывающие учащение пульса до 180 ударов в минуту, приводят к значительной длительно сохраняющейся ишемии глаз, поэтому противопоказаны близоруким людям.
Уменьшение общей физической активности и гиподинамия в сочетании со значительными зрительными нагрузками, часто встречающаяся у школьников и студентов, способствует развитию и прогрессированию близорукости. Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.
Чтобы правильно оценить возможность занятия теми или иными видами физкультуры и спорта, необходимо ориентироваться на имеющиеся критерии для разделения студентов и школьников на группы в соответствии со степенью миопии и наличием или отсутствием у них осложнений и изменений на глазном дне. Согласно этой методике, выделяют основную, подготовительную и специальную группы для занятий физической культурой. Учащиеся с дальнозоркостью или миопией выше 6 диоптрий, хроническими или дегенеративными заболеваниями глаз и изменениями глазного дна должны заниматься по индивидуальной программе под присмотром врача в специальной группе. В подготовительную группу должны быть направлены все учащиеся с дальнозоркостью или близорукостью от 3 до 6 диоптрий. Если же аномалии рефракции не превышают 3 диоптрий, учащиеся могут посещать занятия физкультурой в основной группе.
Студентам и школьникам со слабой степенью миопии или гиперметропии полезны спортивные игры, в ходе которых происходит постоянное переключение зрения попеременно на близкое и далекое расстояние. Такие виды спорта как волейбол, баскетбол или настольный теннис благоприятно сказываются на аккомодационной способности глаз и тренируют глазные мышцы, предотвращают прогрессирование патологических изменений органа зрения.
Учащимся со средней степенью близорукости или дальнозоркости следует ограничивать интенсивность занятия физкультурой, а также такие виды физической активности, как прыжки (в длину, в высоту, с вышки и пр.). Их занятия физкультурой необходимо дополнить специальными упражнениями, направленными на укрепление мышц глаза, гимнастикой для глаз, лечебной физкультурой.
При высокой степени близорукости, осложнениях и изменениях глазного дна показано существенное ограничение видов физической активности. Миопия и спорт не совместимы в случаях занятия такими спортивными дисциплинами, как бокс и борьба, прыжки, большой теннис и футбол, горнолыжный спорт, тяжелая атлетика, велоспорт или конный спорт. Полезными будут дозированные циклические упражнения под наблюдением врача (бег, плавание, спортивная ходьба, стрельба, гребля, фехтование).
Занятия лечебной физкультурой при миопии
Больным с миопией слабой и средней степени для улучшения зрения нужно ежедневно выполнять ниже перечисленные упражнения, обращенные на укрепление мышц. Нужно во все комплексы содержать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.
Примерные упражнения для улучшения зрения:
А) Упражнение делается стоя, кисти ставятся на затылок. Сначала поднять руки вверх, прогнуться, потом вернуться в нынешнее положение. Сделать 7 раз.
Б) Круговые движения головой по 4 раза влево и 4 вправо.
В) Самомассаж мышц задней поверхности шеи и затылка в течение 60секунд.
Г) Круговые движения глазами. Выполнять медленно сначала влево, потом вправо около 1 минуты.
Д) Закрыв глаза, несильно надавливать пальцами на глазные яблоки около 35-45 секунд.
Е) Упражнение «метка на стекле». Необходимо выполнять около 1-2 минуты, тренируя мышцы глаза сначала левого, затем правого, а потом вместе.
Ж) Закрыв глаза, выполнять поглаживание век от наружных углов к носу, а потом обратно около 40-45 секунд.
З) Выполнять быстрые моргания около 25-30 секунд.
И) Посидеть, закрыв глаза около 60 секунд, выполнять брюшное дыхание.
Цитировать эту статью (ГОСТ):
Источник
Ñóùåñòâóåò ìíåíèå, ÷òî ïðè ñèëüíî ïëîõîì çðåíèè è ñëîæíûõ çàáîëåâàíèÿõ ãëàç êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùåíî çàíèìàòüñÿ êàêîé-ëèáî ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ. Îäíàêî ýòî íå ñîâñåì òàê. Êàê æå íà ñàìîì äåëå ôèòíåñ ìîæåò ïîâëèÿòü íå òîëüêî íàø âçãëÿä íà ìèð, íî è íà íàøå çðåíèå, ðàññêàçàëà Íèíà Ôèëèïïîâíà Øåâöîâà, âðà÷-îôòàëüìîëîã Ãîðîäñêîãî âðà÷åáíî-ôèçêóëüòóðíîãî äèñïàíñåðà Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà.
Ïðè÷èíû çàáîëåâàíèé ãëàç
Ãëàç ñîñòîèò èç ìíîæåñòâà ðàçëè÷íûõ ñòðóêòóð, ìûøö, ñîñóäîâ, íåðâíûõ îêîí÷àíèé è ïðî÷èõ «ñîñòàâëÿþùèõ». Ãëàç ÷åëîâåêà èíîãäà ñðàâíèâàþò ñ îáúåêòèâîì ôîòîàïïàðàòà.  íàø âåê êîìïüþòåðîâ è âå÷íîãî îíëàéí-ðåæèìà ãëàçà ñèëüíî ïåðåãðóæåíû âñå âðåìÿ, ïîêà ìû áîäðñòâóåì, èç-çà ÷åãî ãëàçíîé àïïàðàò íàõîäèòñÿ â ïîñòîÿííîì íàïðÿæåíèè. Îäíàêî ýòî íåãëàâíàÿ ïðè÷èíà ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèé ãëàç è óõóäøåíèÿ çðåíèÿ.
Åñòü è äðóãèå ôàêòîðû, â ÷àñòíîñòè:
- Íàñëåäñòâåííîñòü;
- Íåïðàâèëüíûé îáðàç æèçíè (ãèïîäèíàìèÿ, êóðåíèå, óïîòðåáëåíèå ñïèðòíîãî è íàðóøåííûé ðåæèì ïèòàíèÿ);
- Íåñîáëþäåíèå ãèãèåíû çðåíèÿ: ïðàâèë ÷òåíèÿ, ïðîñìîòðà òåëåâèçîðà è ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì;
- Íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ âíåøíåé ñðåäû, ïëîõàÿ ýêîëîãèÿ.
 î÷êàõ â ôèòíåñ-êëóá
Ïðè ïåðâîì ïîñåùåíèè ôèòíåñ-êëóáà ñïåöèàëèñòû íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäóþò ïðîéòè îáñëåäîâàíèå ó ñïîðòèâíîãî âðà÷à. Íî ïåðåä íà÷àëîì òðåíèðîâîê íå ëèøíèì áóäåò ïîñåòèòü è îôòàëüìîëîãà. Êâàëèôèöèðîâàííûé äîêòîð äîëæåí îïðåäåëèòü ñîñòîÿíèå âàøåãî çðåíèÿ è îáùåãî çäîðîâüÿ àïïàðàòà çðåíèÿ, ÷òîáû ïîíÿòü, êàêèå çàíÿòèÿ âàì ïîäîéäóò.
Åñëè ó âàñ óæå åñòü ïðîáëåìû ñî çðåíèåì, ïðåæäå ÷åì èäòè íà òðåíèðîâêó, îáÿçàòåëüíî ïðîéäèòå îáñëåäîâàíèå è ïîëó÷èòå êîíñóëüòàöèþ ó ñâîåãî ëå÷àùåãî âðà÷à.
 ñëîæíûõ ñëó÷àÿõ òðåáóåòñÿ òùàòåëüíîå èçó÷åíèå ãëàçíîãî äíà, âíóòðèãëàçíîãî äàâëåíèÿ, èçìåðåíèå ñèëû ãëàçíûõ ìûøö è âûòÿíóòîñòè ãëàçíîãî ÿáëîêà.
Ïðîôèëàêòèêà. Ôèòíåñ: ëó÷øåå è õóäøåå äëÿ ãëàç
×òîáû áûòü óâåðåííûì â òîì, ÷òî âàøè òðåíèðîâêè íå ïðèíåñóò âðåä ãëàçàì, óáåäèòåñü, ÷òî â ôèòíåñ-ïðîãðàììå åñòü òîëüêî ïîëåçíûå óïðàæíåíèÿ è íåò íàèáîëåå îïàñíûõ èìåííî äëÿ âàøåãî äèàãíîçà.
Çàáîëåâàíèå ãëàç | Èçáåãàòü èëè ñ îñòîðîæíîñòüþ | Çàïðåùåíî |
Áëèçîðóêîñòü (ìèîïèÿ) | Ïðûæêè â âîäó ñ âûøêè, ïîãðóæåíèÿ íà ãëóáèíó, äàéâèíã. | Çàíÿòèÿ ñî øòàíãàìè è ãèðÿìè è ëþáûå óïðàæíåíèé, òðåáóþùèå ðàáîòû îòäåëüíûõ ãðóïï ìûøö (îäíî èç ñàìûõ îïàñíûõ — ñòàíîâàÿ òÿãà). Ïîìíèòå, ÷òî èç-çà áîëüøîãî íàòóæèâàíèÿ ïðè æèìàõ, íàïðèìåð, âîçìîæíî âðåìåííîå èëè ïîëíîå îòñëîåíèÿ ñåò÷àòêè ãëàçà. Íî åñëè âû íå ïðåäñòàâëÿåòå æèçíè áåç òàêèõ çàíÿòèé, òî íóæíî ðåãóëÿðíî ïîñåùàòü îôòàëüìîëîãà äëÿ ïîñòîÿííîãî êîíòðîëÿ ñîñòîÿíèÿ ãëàç. |
Ãëàóêîìà (õðîíè÷åñêîå ïîâûøåííîå âíóòðèãëàçíîå äàâëåíèå) | Óïðàæíåíèÿ, âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ êîòîðûõ ãîëîâà îêàçûâàåòñÿ âíèçó, ÷òî äàåò áîëüøåå äàâëåíèå íà ãëàçà, êîãäà êðîâü ðåçêî ïðèëèâàåò ê ãîëîâå: ïðåññ íà ñêàìüå ñ áîëüøèì îòðèöàòåëüíûì óãëîì íàêëîíà, çàíÿòèÿ íà òðåíàæåðå äëÿ ãèïåðýêñòåíçèè, àêðîáàòè÷åñêèå ýëåìåíòû, àýðîéîãà, òàíöû. | |
Êàòàðàêòà (ïîìóòíåíèå õðóñòàëèêà) | Ïðûæêè è ïîäñêîêè, êîãäà ðåçêî ìåíÿåòñÿ ïîëîæåíèå òåëà è ãîëîâû. | |
Äàëüíîçîðêîñòü | Îñîáûõ ïðîòèâîïîêàçàíèé äëÿ çàíÿòèé ôèòíåñîì íåò, íî ñ îñòîðîæíîñòüþ ñòîèò ïîäõîäèòü ê òðåíèðîâêàì êðóïíûõ ìûøö — ñãèáàíèé íà áèöåïñ, æèìû, ñêðó÷èâàíèÿ è ïð. | |
Àñòèãìàòèçì | Ïðûæêè è ðåçêèå äâèæåíèÿ. |  êîíòàêòíûõ âèäàõ ñïîðòà ìíîãî âåðîÿòíîñòåé ïîòåðÿòü çðåíèå — ÷àùå âñåãî òàêèå òðàâìû ïîëó÷àþò â ðåçóëüòàòå ñèëüíîãî óäàðà ïî ãîëîâå. |
Õðîíè÷åñêè áîëåçíè ñëèçèñòîé, êîíúþíêòèâèò, âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ ãëàç. | Çàíÿòèÿ â áàññåéíå. | |
Íåèçëå÷èìûå ïàòîëîãèè è ïðèîáðåòåííûå çàáîëåâàíèÿ ãëàç. | Íå ðåêîìåíäóþòñÿ çàíÿòèÿ â òðåíàæåðíîì çàëå ñ áîëüøèìè âåñàìè, áîäèáèëäèíã, èíòåðâàëüíûå íàãðóçêè. | |
Íàðóøåíèå çðåíèÿ áîëåå +6 äèîïòðèé ïðè äàëüíîçîðêîñòè è -7 ïðè áëèçîðóêîñòè. | Íå äîïóñêàþòñÿ çàíÿòèÿ áåç ðåêîìåíäàöèé âðà÷à. |
×òî äëÿ ãëàç ïîëåçíî
Àýðîáíûå è êàðäèîíàãðóçêè èìåþò ìåíüøå îãðàíè÷åíèé, òàê êàê ïðè èõ âûïîëíåíèè ðàáîòàþò ìíîãèå ìûøöû ãðóïï è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà. Òàêèå çàíÿòèÿ, êàê áåã, âåëîñèïåä, ñòåïïåð, àýðîáèêà íåâûñîêîé èíòåíñèâíîñòè, òàíöû è ïðî÷åå, íàîáîðîò, ñìîãóò óëó÷øèòü ñîñòîÿíèå âàøåãî ãëàçíîãî àïïàðàòà, òàê êàê ñïîñîáñòâóþò ïðèòîêó êèñëîðîäà è íîðìàëèçàöèè ìåòàáîëèçìà, à, çíà÷èò, è ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà äëÿ ñîñóäîâ ãëàç áóäóò ïîñòóïàòü â íóæíîì êîëè÷åñòâå. Îäíàêî ñòîèò ñ îñòîðîæíîñòüþ çàíèìàòüñÿ íà âûñîêîèíòåíñèâíûõ óðîêàõ, ãäå ïóëüñ âûøå 120 óäàðîâ â ìèíóòó.
Äëÿ çäîðîâüÿ ãëàç è âîññòàíîâëåíèÿ òîíóñà âñåõ ìûøö òåëà îòëè÷íî ïîäîéäóò òàé-÷è, ïèëàòåñ, éîãà è äûõàòåëüíûå ãèìíàñòèêè. Òàêèå òðåíèðîâêè êàæóòñÿ ìíîãèì ìàëîýôôåêòèâíûìè äëÿ ïîñòðîåíèÿ àòëåòè÷åñêîãî òåëà, î êîòîðîì ìå÷òàåò ïî÷òè êàæäûé. Íî åñëè âûïîëíÿòü âñå ðåêîìåíäàöèè è ïðàâèëüíî ñîáëþäàòü ðåæèì ïèòàíèÿ, òî è ýòè çàíÿòèÿ ñäåëàþò ñâîå äåëî: âû áóäåòå âûãëÿäåòü è ÷óâñòâîâàòü ñåáå ìîëîäûì, êðàñèâûì è çäîðîâûì.
Ôåõòîâàíèå, áàäìèíòîí, íàñòîëüíûé òåííèñ è áîåâûå èñêóññòâà, â êîòîðûõ íåò ïðûæêîâ è ðåçêèõ óäàðîâ, ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ ãëàçíûõ ìûøö ïåðèôåðè÷åñêîãî çðåíèÿ, à çíà÷èò, âàø ãëàçíîé àïïàðàò áóäåò ðàáîòàòü áîëåå ýôôåêòèâíî.
Íàèáîëåå áåçîïàñíûå òðåíèðîâêè ïðè ïëîõîì çðåíèè — ïëàâàíèå è àêâààýðîáèêà. Îäíàêî òóò åñòü îãðàíè÷åíèÿ, êîòîðûå ëåãêî èñïðàâèòü ñ ïîìîùüþ î÷êîâ — ÷òîáû íå çàðàáîòàòü êîíúþíêòèâèòà èëè ðàçäðàæåíèÿ ãëàç, íå çàáûâàéòå îá ýëåìåíòàðíûõ ïðàâèëàõ ïîñåùåíèÿ áàññåéíà. Ëèíçû íå ðåêîìåíäóåòñÿ íîñèòü â áàññåéíå, äàæå åñëè âû íàäåâàåòå î÷êè äëÿ ïëàâàíèÿ, ëó÷øå âûáðàòü òàêèå î÷êè ñ äèîïòðèÿìè.
Ìåíþ äëÿ ãëàç
Ïîìèìî òîãî, ÷òî äëÿ óëó÷øåíèÿ çðåíèÿ è çäîðîâüÿ ãëàç òðåáóåòñÿ ñîáëþäåíèå íåêîòîðûõ ïðàâèë, íîøåíèå ëèíç èëè î÷êîâ, ïðîâåðêà è ëå÷åíèå ó îêóëèñòà, è äðóãîå, åñòü åùå îäèí ïðîâåðåííûé ñïîñîá ïðîôèëàêòèêè. Ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà, íåîáõîäèìûå ãëàçàì, çà÷àñòóþ ïðîñòî íå â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå åñòü â âàøåì ðàöèîíå, èìåííî ïîýòîìó ñòîèò âêëþ÷èòü â ñâîå åæåäíåâíîå ìåíþ íåêîòîðûå ïðîäóêòû.
Ïîëåçíûå ìèêðîýëåìåíòû | Ïðîäóêòû |
Âèòàìèí À | Ïå÷åíü, ðûáèé æèð, ñëèâêè, ñëèâî÷íîå ìàñëî, ïå÷åíü òðåñêè, ñûð ÷åääåð, ìîðêîâü, øïèíàò, áðîêêîëè, áàòàò, çåëåíûé ëóê, ñëàäêèé ïåðåö, îáëåïèõà, øèïîâíèê, àáðèêîñû, ïåòðóøêà. |
Âèòàìèí Â1 | Ìÿñî, ïå÷åíü, êàðòîôåëü, ñîåâûå áîáû, ÿ÷ìåíü, ðæàíîé õëåá. |
Âèòàìèí Â2 | Ìîëî÷íûå ïðîäóêòû, äðîææè, ìÿñî, ÿéöà, îðåõè, äðîææè. |
Âèòàìèí Â12 | ßéöà, òâîðîã, ìÿñî, ðûáà, ìÿñî, ïå÷åíü. À äëÿ óñâîåíèÿ Â12 íå çàáûâàéòå åñòü ñâåêëó. |
Âèòàìèí Ñ | Öèòðóñîâûå, êàïóñòà, ìîðêîâü, òîìàòû, ùàâåëü, øèïîâíèê, ÷åðíèêà. |
Öèíê | Ïå÷åíü, ôàñîëü, êóíæóò, èíäåéêà, îâåñ. |
Ìàãíèé | Êåøüþ, ãðå÷êà, ãîð÷èöà, ìîðñêàÿ êàïóñòà, ôèñòàøêè, ìèíäàëü. |
Çàðÿäêà äëÿ ãëàç
Âîîáùå ìûøöû ãëàç, êàê, ñêàæåì, è ìûøöû ðóê è íîã, íàäî òðåíèðîâàòü â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå, — îò èõ íàòðåíèðîâàííîñòè âî ìíîãîì çàâèñèò è óðîâåíü âàøåãî çðåíèÿ. Äëÿ ýòîãî åñòü ðàçðàáîòàííûå êîìïëåêñû óïðàæíåíèé, äëÿ âûïîëíåíèÿ êîòîðûõ íå òðåáóåòñÿ ìíîãî âðåìåíè.
Èñõîäíîå ïîëîæåíèå | Óïðàæíåíèå | Ïîâòîð |
Ëåæà íà ñïèíå, ðóêè â ñòîðîíû. | Âîçüìèòå â ïðàâóþ ðóêó íåáîëüøîé ìÿ÷ èëè äðóãîé êðóãëûé ÿðêèé ïðåäìåò. Ìîæíî èñïîëüçîâàòü ãàíòåëü äî 3 êã, åñëè ïîçâîëÿåò çäîðîâüå. Ñìîòðèòå íà ïðåäìåò â ðóêå. Ñîåäèíèòå ðóêè âïåðåäè, íå îòâîäèòå âçãëÿä îò ìÿ÷à, è ïåðåäàéòå ìÿ÷ â ëåâóþ ðóêó. Îïóñòèòå åå è ïîâòîðèòå ñ äðóãîé ðóêîé. Âåðíèòåñü â ÈÏ. | 10-12 ðàç â ðàçìåðåííîì òåìïå, íå òîðîïÿñü, íî è íå çàìåäëÿÿñü. |
Ëåæà íà ñïèíå, ðóêè îïóùåíû âäîëü òóëîâèùà. | Âîçüìèòå â ïðàâóþ ðóêó òåííèñíûé ìÿ÷ èëè äðóãîé êðóãëûé ÿðêèé ïðåäìåò, íå îòâîäèòå îò íåãî âçãëÿäà. Ïîäíèìèòå ðóêó ñ ìÿ÷îì ïåðåä ñîáîé, à ïîòîì çà ãîëîâó, ïåðåäàâàÿ åãî â äðóãóþ ðóêó. Ïðè ïîäíèìàíèè ðóêè âäîõ ÷åðåç íîñ, ïðè îïóñêàíèè — âûäîõ ÷åðåç ðîò. | 5-6 ðàç êàæäîé ðóêîé. |
Ñèäÿ, óïîð ðóêàìè ñçàäè, ïðÿìûå íîãè ïåðåä ñîáîé, íîãè ñëåãêà ïîäíÿòû. | Äåëàéòå êðåñòíûå äâèæåíèÿ íîãàìè ïî 15-20 ñ, çàòåì îïóñòèòå íîãè. | 3-5 ðàç. Ïðè ýòîì ñìîòðèòå íà íîñîê îäíîé íîãè, ãîëîâó íå ïîâîðà÷èâàéòå, âñå äâèæåíèÿ ãëàçàìè âûïîëíÿòü ìåäëåííî, áåç ðåçêèõ ðûâêîâ, äûõàíèå â ñïîêîéíîì òåìïå. |
Ñèäÿ, óïîð ðóêàìè ñçàäè, ïðÿìûå íîãè ïåðåä ñîáîé, íîãè ñëåãêà ïîäíÿòû. | Ñäåëàéòå íåðåçêèé ìàõ íîãîé ââåðõ, çàòåì ìåäëåííî îïóñòèòå íîãó â èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Ìîæíî òàêæå äåëàòü êðóãîâûå äâèæåíèÿ íîãîé â âîçäóõå. | 5-10 ðàç êàæäîé íîãîé. Ïðè ýòîì ñìîòðèòå íà íîñîê íîãè, ãîëîâó íå ïîâîðà÷èâàéòå, âñå äâèæåíèÿ ãëàçàìè âûïîëíÿòü ìåäëåííî, áåç ðåçêèõ ðûâêîâ, äûõàíèå â ñïîêîéíîì òåìïå. |
Ñòîÿ, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. | Âîçüìèòå êàêîé-ëèáî ïðåäìåò â îäíó ðóêó, ïîäíèìèòå åå, íå ñâîäÿ ñ ïðåäìåòà âçãëÿäà. Ïðîãíèòåñü è ïîòÿíèòåñü, çàòåì îïóñòèòå ðóêó, ñäåëàéòå òî æå ñ äðóãîé ðóêîé. | 6-8 ðàç ñ êàæäîé ðóêîé. Ïðè ýòîì ñìîòðèòå íà ïðåäìåò â ðóêå, âñå äâèæåíèÿ íóæíî âûïîëíÿòü ìåäëåííî, áåç ðåçêèõ ðûâêîâ, äûõàíèå â ñïîêîéíîì òåìïå. |
Ñòîÿ èëè ñèäÿ. | Ìåäëåííûå êðóãîâûå äâèæåíèÿ ãîëîâîé, ãëàçà ìîãóò áûòü çàêðûòû, ðàññëàáëåíû. | 8-10 ðàç â êàæäîì íàïðàâëåíèè. Äâèæåíèÿ íåðåçêèå, äûõàíèå â ñïîêîéíîì òåìïå. |
Ñòîÿ èëè ñèäÿ. | Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ãëàçíûìè ÿáëîêàìè. | 10-15 ðàç â êàæäîì íàïðàâëåíèè. Äâèæåíèÿ íå ðåçêèå, äûõàíèå â ñïîêîéíîì òåìïå. |
Óïðàæíåíèÿ, ñî÷åòàþùèå â ñåáå îáùåóêðåïëÿþùèå äâèæåíèÿ è çàðÿäêó äëÿ ãëàç, ïîìîãóò âàì ñîõðàíèòü çäîðîâüå ãëàç, óêðåïèòü ãëàçíûå ìûøöû, âîññòàíîâèòü âíóòðèãëàçíîå äàâëåíèå è, âîçìîæíî, óëó÷øèòü çðåíèå. Áóäüòå çäîðîâû!
Òàòüÿíà Ìàçàíîâà
ñïåöèàëüíî äëÿ Onfit.ru
Источник
Людям, страдающим близорукостью, врачи рекомендуют небольшие физические нагрузки в виде лечебной физкультуры. На фоне всеобщего роста популярности здорового образа жизни такие ограничения вызывают массу вопросов. Можно ли ходить в тренажерный зал? Заниматься бодибилдингом? Не ухудшится ли из-за такого спорта зрение? Ответы в статье.
Работа органов зрения — особенности
Оптическая система глаза человека — сложная структура, через которую наш мозг получает огромное количество информации.
Нарушения в любом отделе этой структуры (сетчатке, роговице, хрусталике, зрительном нерве), сказываются на качестве зрения, так как все элементы системы взаимосвязаны.
Важные структуры оптической системы глаза:
- Хрусталик — природный объектив, он прозрачен, обладает высокой преломляющей способностью.
- Сетчатка — изображение, захваченное хрусталиком, фокусируется на сетчатке, своеобразном экране, сама сетчатка состоит из светочувствительных клеток: колбочек и палочек.
- Зрительный нерв — передает полученную информацию (изображение) в мозг.
- Роговица — передняя оболочка глаза, относится к светопреломляющим средам.
- Склера — плотная оболочка глазного яблока, из-за слабости склеры близорукость может прогрессировать, так как меняется форма глаза.
При близорукости — врожденной или приобретенной — проблемы могут касаться как сетчатки, так и роговицы, склеры и т.д. Все эти элементы зрительной системы могут подвергнуться негативным изменениям из-за повышенной физической нагрузки. Поэтому разрешение на занятие тем или иным видом спорта должно быть дано профильным специалистом, который учтет все риски, располагая актуальными данными о состоянии органов зрения и имеющихся у пациента патологиях.
Как физические нагрузки влияют на состояние органов зрения?
Чрезмерная физическая нагрузка может негативно сказаться на органах зрения человека, даже не страдающего близорукостью. Подъем тяжестей зачастую приводит к повышению внутриглазного давления, что чревато развитием глаукомы — повышенное давление в глазах мешает нормальному оттоку жидкости и нервные волокна зрительного нерва постепенно отмирают. В группе риска, конечно, люди, у которых есть близорукость определенной степени и другие диагностированные офтальмологические проблемы, поэтому врачи всегда предупреждают об опасности силовых тренировок.
Какие ухудшения могут появиться у человека с близорукостью после тренировок?
- повышение внутриглазного давления, развитие глаукомы;
- изменение сетчатки (разрывы, отслоение) из-за чрезмерного напряжения мускулатуры;
- спазм артерий и капилляров, ишемия мускулатуры глаза в результате таких нагрузок, как прыжки со скакалкой, акробатика и т.д.;
- прогрессирование миопии.
Бокс, борьба, бодибилдинг, прыжки и теннис, футбол — эти виды спорта зачастую запрещены людям с близорукостью средней и высокой степени, так как предполагают сильную физическую нагрузку. К абсолютным противопоказаниям относятся любые дистрофии сетчатки, глаукома, катаракта при любой степени рефракции.
Можно ли ходить в тренажерный зал при близорукости?
Занятия силовыми видами спорта при близорукости можно начинать после получения разрешения от врача. Первые тренировки должны быть легкими, с равномерно распределенной нагрузкой по времени. Желательно постоянно взаимодействовать с персональным тренером, который будет корректировать нагрузку с учетом имеющихся ограничений.
Занятия в тренажерном зале при близорукости — особенности:
- Нельзя заниматься бодибилдингом, если у Вас развивается глаукома.
- Отдавать предпочтение нужно кардиотренировкам — такие упражнения полезны для улучшения обмена веществ, кровообращения, что положительно сказывается на здоровье органов зрения.
- Специалисты не рекомендуют при прогрессирующей близорукости выполнять приседания со штангой, жимы на наклонной скамье (повышается давление), становую тягу, использование тренажера для жима ногами.
- Если силовые тренировки разрешил врач, начинайте работать вначале с небольшим весом.
- Между подходами необходимо отдыхать 3-4 минуты.
Главное, о чем следует помнить, занимаясь спортом — это о цели тренировок. Целью считается оздоровление организма в целом, поэтому упражнения не должны стать причиной ухудшений. Вот почему крайне важны разумные нагрузки и постоянный контроль состояния зрения.
Виды спорта, которые разрешены при близорукости
Лучшие виды спорта для людей с близорукостью — это плавание, бег, аэробика, занятия на велотренажере, спортивная ходьба. При таких нагрузках, оздоравливается весь организм, так как органы получают достаточное количество кислорода. Бегать, танцевать, заниматься аэробикой, можно в контактных линзах, ведь они значительно увеличивают уровень мобильности человека.
Интенсивные упражнения обеспечивают постоянный приток крови к органам зрения, что нормализует процессы циркуляции глазной жидкости, улучшает кровообращение и т.д. При таких тренировках, а также при выполнении специальной зрительной гимнастики зрение даже может улучшаться на несколько диоптрий, так как снимается спазм аккомодации, который присутствует у многих близоруких людей.
Источник