Графы и их противопоказания
1. Методические рекомендации к теме
“Графы”.
Понятие графа целесообразно вводить после
того, как разобрано несколько задач, подобных
задаче 1, решающее соображение в которых –
графическое представление. Важно, чтобы ученики
сразу осознали, что один и тот же граф может быть
нарисован разными способами. Строгое
определение графа, на мой взгляд, давать не нужно,
т.к. оно слишком громоздко и это только затруднит
обсуждение. На первых порах хватит и
интуитивного понятия. При обсуждении понятия
изоморфизма можно решить несколько упражнений
на определение изоморфных и неизоморфных графов.
Одно из центральных мест темы – теорема о
четности числа нечетных вершин. Важно, чтобы
ученики до конца разобрались в ее доказательстве
и научились применять к решению задач. При
разборе нескольких задач рекомендую не
ссылаться на теорему, а фактически повторять ее
доказательство. Чрезвычайно важно также понятие
связности графа. Содержательным соображением
здесь является рассмотрение компоненты
связности, на это необходимо обратить особое
внимание. Эйлеровы графы – тема почти игровая.
Первая и главная цель, которую нужно
преследовать при изучении графов, –научить
школьников видеть граф в условии задачи и
грамотно переводить условие на язык теории
графов. Не стоят рассказывать обе всем на
нескольких занятиях подряд. Лучше разнести
занятия по времени на 2–3 учебных года. (Прилагается
разработка занятия “Понятие графа. Применение
графов к решению задач” в 6 классе).
2. Теоретический материал к теме
“Графы”.
Введение
Графы – замечательные математические объекты,
с их помощью можно решать очень много различных,
внешне не похожих друг на друга задач. В
математике существует целый раздел – теория
графов, который изучает графы, их свойства и
применение. Мы же обсудим только самые основные
понятия, свойства графов и некоторые способы
решения задач.
Понятие графа
Рассмотрим две задачи.
Задача 1. Между девятью планетами
солнечной системы установлено космическое
сообщение. Рейсовые ракеты летают по следующим
маршрутам: Земля – Меркурий; Плутон – Венера;
Земля – Плутон; Плутон – Меркурий; Меркурий –
Вене; Уран – Нептун; Нептун – Сатурн; Сатурн –
Юпитер; Юпитер – Марс и Марс – Уран. Можно ли
долететь на рейсовых ракетах с Земли до Марса ?
Решение: Нарисуем схему условия: планеты
изобразим точками, а маршруты ракет – линиями.
Теперь сразу видно, что долететь с Земли до
Марса нельзя.
Задача 2. Доска имеет форму двойного
креста, который получается, если из квадрата 4×4
убрать угловые клетки.
Можно ли обойти ее ходом шахматного коня и
вернуться на исходную клетку, побывав на всех
клетках ровно по одному разу ?
Решение: Занумеруем последовательно
клетки доски:
А теперь с помощью рисунка покажем, что такой
обход таблицы, как указано в условии, возможен:
Мы рассмотрели две непохожие задачи. Однако
решения этих двух задач объединяет общая идея –
графическое представление решения. При этом и
картинки, нарисованные для каждой задачи,
оказались похожими: каждая картинка – это
несколько точек, некоторые из которых соединены
линиями.
Такие картинки и называются графами. Точки
при этом называются вершинами, а линии – ребрами
графа. Заметим, что не каждая картинка такого
вида будет называться графом. Например. если вас
попросят нарисовать в тетради пятиугольник, то
такой рисунок графом не будет. Будем называть что
рисунок такого вида, как в предыдущих задачах,
графом, если есть какая-то конкретная задача для
которой такой рисунок построен.
Другое замечание касается вида графа.
Попробуйте проверить, что граф для одной и той же
задачи можно нарисовать разными способами; и
наоборот для разных задач можно нарисовать
одинаковые по виду графы. Здесь важно лишь то,
какие вершины соединены друг с другом, а какие –
нет. Например, граф для задачи 1 можно нарисовать
по-другому:
Такие одинаковые, но по-разному нарисованные
графы, называются изоморфными.
Степени вершин и подсчет числа ребер графа
Запишем еще одно определение: Степенью вершины
графа называется количество выходящих из нее
ребер. В связи с этим, вершина, имеющая четную
степень, называется четной вершиной,
соответственно, вершина, имеющая нечетную
степень, называется нечетной вершиной.
С понятием степени вершины связана одна из
основных теорем теории графов –теорема о
честности числа нечетных вершин. Докажем ее мы
немного позднее, а сначала для иллюстрации
рассмотрим задачу.
Задача 3. В городе Маленьком 15
телефонов. Можно ли их соединить проводами так,
чтобы каждый телефон был соединен ровно с пятью
другими ?
Решение: Допустим, что такое соединение
телефонов возможно. Тогда представим себе граф, в
котором вершины обозначают телефоны, а ребра –
провода, их соединяющие. Подсчитаем, сколько
всего получится проводов. К каждому телефону
подключено ровно 5 проводов, т.е. степень каждой
вершины нашего графа – 5. Чтобы найти число
проводов, надо просуммировать степени всех
вершин графа и полученный результат разделить на
2 (т.к. каждый провод имеет два конца, то при
суммировании степеней каждый провод будет взят 2
раза). Но тогда количество проводов получится
разным . Но это число не
целое. Значит наше предположение о том, что можно
соединить каждый телефон ровно с пятью другими,
оказалось неверным.
Ответ. Соединить телефоны таким образом
невозможно.
Теорема: Любой граф содержит четное
число нечетных вершин.
Доказательство: Количество ребер графа
равно половине суммы степеней его вершин. Так как
количество ребер должно быть целым числом, то
сумма степеней вершин должна быть четной. А это
возможно только в том случае, если граф содержит
четное число нечетных вершин.
Связность графа
Есть еще одно важное понятие, относящееся к
графам – понятие связности.
Граф называется связным, если из любые две
его вершины можно соединить путем, т.е.
непрерывной последовательностью ребер.
Существует целый ряд задач, решение которых
основано на понятии связности графа.
Задача 4. В стране Семерка 15 городов,
каждый из городов соединен дорогами не менее, чем
с семью другими. Докажите, что из каждого города
модно добраться в любой другой.
Доказательство: Рассмотрим два
произвольных А и В города и допустим, что между
ними нет пути. Каждый из них соединен дорогами не
менее, чем с семью другими, причем нет такого
города, который был бы соединен с обоими
рассматриваемыми городами (в противном случае
существовал бы путь из A в B). Нарисуем часть графа,
соответствующую этим городам:
Теперь явно видно, что мы получили не менее
различных 16 городов, что противоречит условию
задачи. Значит утверждение доказано от
противного.
Если принять во внимание предыдущее
определение, то утверждение задачи можно
переформулировать и по-другому: “Доказать, что
граф дорог страны Семерка связен.”
Теперь вы знаете, как выглядит связный граф.
Несвязный граф имеет вид нескольких “кусков”,
каждый из которых – либо отдельная вершина без
ребер, либо связный граф. Пример несвязного графа
вы видите на рисунке:
Каждый такой отдельный кусок называется компонентой
связности графа. Каждая компонента связности
представляет собой связный граф и для нее
выполняются все утверждения, которые мы доказали
для связных графов. Рассмотрим пример задачи, в
которой используется компонента связности:
Задача 5. В Тридевятом царстве только
один вид транспорта – ковер-самолет. Из столицы
выходит 21 ковролиния, из города Дальний – одна, а
из всех остальных городов, – по 20. Докажите, что
из столицы можно долететь в город Дальний.
Доказательство: Понятно, что если
нарисовать граф ковролиний Царства, то он может
быть несвязным. Рассмотрим компоненту связности,
которая включает в себя столицу Царства. Из
столицы выходит 21 ковролиния, а из любых других
городов, кроме города Дальний – по 20, поэтому,
чтобы выполнялся закон о четном числе нечетных
вершин необходимо, чтобы и город Дальний входил в
эту же самую компоненту связности. А так как
компонента связности – связный граф, то из
столицы существует путь по ковролиниям до города
Дальний, что и требовалось доказать.
Графы Эйлера
Вы наверняка сталкивались с задачами, в которых
требуется нарисовать какую-либо фигуру не
отрывая карандаш от бумаги и проводя каждую
линию только один раз. Оказывается, что такая
задача не всегда разрешима, т.е. существуют
фигуры, которые указанным способом нарисовать
нельзя. Вопрос разрешимости таких задач также
входит в теорию графов. Впервые его исследовал в
1736 году великий немецкий математик Леонард
Эйлер, решая задачу о Кенигсбергских мостах.
Поэтому графы, которые можно нарисовать
указанным способом, называются Эйлеровыми
графами.
Задача 6. Можно ли нарисовать
изображенный на рисунке граф не отрывая карандаш
от бумаги и проводя каждое ребро ровно один раз ?
Решение. Если мы будем рисовать граф так,
как сказано в условии, то в каждую вершину, кроме
начальной и конечной, мы войдем столько же раз,
сколько выйдем из нее. То есть все вершины графа,
кроме двух должны быть четными. В нашем же графе
имеется три нечетные вершины, поэтому его нельзя
нарисовать указанным в условии способом.
Сейчас мы доказали теорему об Эйлеровых графах:
Теорема: Эйлеров граф должен иметь не
более двух нечетных вершин.
И в заключение – задача о Кенигсбергских
мостах.
Задача 7. На рисунке изображена схема
мостов города Кенигсберга.
Можно ли совершить прогулку так, чтобы пройти
по каждому мосту ровно 1 раз?
3. Задачи к теме “Графы”
Понятие графа.
1. На квадратной доске 3×3 расставлены 4 коня так,
как показано на рис.1. Можно ли сделав несколько
ходов конями, переставить их в положение,
показанное на рис.2?
Рис. 1 | Рис. 2 |
Решение. Занумеруем клетки доски, как
показано на рисунке:
Каждой клетке поставим в соответствие точку на
плоскости и, если из одной клетки можно попасть в
другую ходом шахматного коня, то соответствующие
точки соединим линией. Исходная и требуемая
расстановки коней показаны на рисунках:
При любой последовательности ходов конями
порядок их следования, очевидно, измениться не
может. Поэтому переставить коней требуемым
образом невозможно.
2. В стране Цифра есть 9 городов с названиями 1, 2,
3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Путешественник обнаружил, что два
города соединены авиалинией в том и только в том
случае, если двузначное число, образованное
названиями городов, делится на 3. Можно ли
долететь по воздуху из города 1 в город 9 ?
Решение. Поставив в соответствие каждому
городу точку и соединив точки линией, если сумма
цифр делится на 3, получим граф, в котором цифры 3,
5, 9 связаны между собой, но не связаны с
остальными. Значит долететь из города 1 в город 9
нельзя.
Степени вершин и подсчет числа ребер.
3. В государстве 100 городов к из каждого города
выходит 4 дороги. Сколько всего дорог в
государстве.
Решение. Подсчитаем общее количество
выходящих городов дорог – 100 . 4 =
400. Однако при таком подсчете каждая дорога
посчитана 2 раза – она выходит из одного города и
входит в другой. Значит всего дорог в два раза
меньше, т.е. 200.
4. В классе 30 человек. Может ли быть так, что 9
человек имеют по 3 друга, 11 – по 4 друга, а 10 – по 5
друзей ?
Ответ. Нет (теорема о четности числа
нечетных вершин).
5. У короля 19 вассалов. Может ли оказаться так,
что у каждого вассала 1, 5 или 9 соседей ?
Ответ. Нет, не может.
6. Может ли в государстве, в котором из каждого
города выходит ровно 3 дороги, быть ровно 100 дорог?
Решение. Подсчитаем число городов. Число
дорог равно числу городов х, умноженному на 3
(число выходящих из каждого города дорог) и
разделенному на 2 (см. задачу 3). Тогда 100 = Зх/2 =>
Зх=200, чего не может быть при натуральном х. Значит
100 дорог в таком государстве быть не может.
7. Докажите, что число людей, живших когда-либо
на Земле и сделавших нечетное число рукопожатий,
четно.
Доказательство непосредственно следует из
теоремы о четности числа нечетных вершин графа.
Связность.
8. В стране из каждого города выходит 100 дорог и
из каждого города можно добраться до любого
другого. Одну дорогу закрыли на ремонт. Докажите,
что и теперь из любого города можно добраться до
любого другого.
Доказательство. Рассмотрим компоненту
связности, в которую входит один из городов,
дорогу между которыми закрыли. По теореме о
четности числа нечетных вершин в нее входит и
второй город. А значит по-прежнему можно найти
маршрут и добраться из одного из этих городов в
другой.
Графы Эйлера.
9. Имеется группа островов, соединенных мостами
так, что от каждого острова можно добраться до
любого другого. Турист обошел все острова, пройдя
по каждому мосту розно 1 раз. На острове
Троекратном он побывал трижды. Сколько мостов
ведет с Троекратного, если турист
а) не с него начал и не на нем закончил?
б) с него начал, но не на нем закончил?
в) с него начал и на нем закончил?
10. На рисунке изображен парк, разделенный на
несколько частей заборами. Можно ли прогуляться
по парку и его окрестностям так, чтобы перелезть
через каждый забор розно 1 раз?
Источник
Нежелательные эффекты лекарств и причины, их вызывающие. Побочное действие, аллергические реакции на препарат, передозировка. Как избежать побочных эффектов лекарственного средства?
Все, кто хотя бы раз принимал лекарство, знают, что оно может не только лечить болезнь, но и оказывать побочное действие. И если даже врач не предупредит о наличии у препарата побочных эффектов, то в листке-вкладыше к препарату отдельной строкой перечисляются все те нежелательные эффекты, которые могут возникнуть в ходе лечения данным препаратом. Что же это такое, побочное действие? И можно ли без него обойтись?
В главе 2.5 сказано, что в основе эффекта большинства лекарств лежит физико-химическое или химическое взаимодействие их с рецепторами клеточных мембран. В результате этого во всех клетках, которые имеют рецепторы, “узнающие” данное лекарство, происходят определенные изменения. Их суммирование приводит к изменению функций ткани, органа или системы органов, что и является целью применения лекарства, то есть его лечебным эффектом. Например, снижается артериальное давление, стихает боль, уменьшается отек и так далее. Но только лечебным эффектом дело не ограничивается. Лекарство, обладающее исключительной избирательностью, – это идеал, “волшебная пуля”, точно нацеленная на больное место и не задевающая здоровые ткани. В реальной жизни действие большинства лекарств напоминает разноцветную мозаику. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, вводимое лекарство попадает не только в нужное место. В организме оно разносится кровью во все ткани и встречается с компонентами клеточных мембран (рецепторами), способными взаимодействовать с ним. И у здоровых клеток есть рецепторы, которые могут связываться с лекарством. Это приводит к изменению их функций, а, значит, к какому-либо фармакологическому эффекту. Например, мы снизили давление, но появился понос или увеличилась частота сердечных сокращений. Эти эффекты уже не будут лечебными, потому что данный препарат пациент принимал с другой целью. Во-вторых, часть лекарства, как мы уже знаем из предыдущих глав, под действием защитных систем организма подвергается превращению (биотрансформации) и теряет свою изначальную фармакологическую активность, зато образующиеся вещества (метаболиты) могут обладать какими-то новыми биологическими свойствами и вызывать различные эффекты.
У лекарств есть главное – лечебное – действие, на которое рассчитывают, используя препарат в каждом конкретном случае (например, анальгетики применяют для снятия боли, гипотензивные препараты – для понижения артериального давления и так далее). Иногда таких лечебных эффектов бывает несколько, а два-три наиболее ярко выраженных определяют как основное фармакологическое действие лекарственного препарата, так и показания к его применению.
Например, для препаратов, содержащих лоратадин в качестве действующего вещества, в графе “фармакологическое действие” указано: противоаллергическое, противозудное, антиэкссудативное. У натрия гидрокарбоната, в быту более известного как пищевая сода, фармакологическое действие антацидное, отхаркивающее, восстанавливающее щелочное состояние крови – все зависит от пути введения, лекарственной формы и дозы.
Эффекты, направленные не против болезни, выходящие за рамки цели, ради которой принимается лекарство, называют побочным действием. Согласно определению, побочное действие лекарства – это нежелательные эффекты, которые входят в спектр фармакологической активности препарата и возникают при использовании лекарства в терапевтических дозах (не в случаях передозировки).
Побочные эффекты могут возникать при приеме любых лекарств. Их частота достигает 10-20%. Уточните возможное побочное действие лекарства у врача, назначившего данный препарат. | |||
Не обладая достаточной избирательностью, лекарственные средства влияют на функции многих тканей и органов (в том числе непораженных болезнью). Какие-то негативные влияния лекарственного препарата, не выходящие по интенсивности или продолжительности воздействия за пределы зоны устойчивости, организм может “нейтрализовать собственными силами”. В других случаях, когда состояние организма как системы вышло за пределы зоны устойчивости, проявляется побочное действие лекарства.
Побочное действие может быть первичным и вторичным. Первичное действие возникает как прямое следствие влияния данного препарата на субстрат, например, при раздражающем действии вещества на слизистую оболочку желудка возникают тошнота, рвота, болевые ощущения. Вторичное побочное действие развивается косвенно вследствие приема препарата, например, гиповитаминоз и дисбактериоз при подавлении кишечной микрофлоры антибиотиками. Подробнее об этом будет сказано чуть позже.
Для ацетилсалициловой кислоты, которая, кстати, относится к средствам безрецептурного отпуска, графа “Побочное действие” в инструкции или в справочнике занимает не одну строчку. “Шум в ушах, головокружение, понижение слуха, боль в эпигастральной области, изжога, тошнота и рвота, тяжелые кровотечения из желудочно-кишечного тракта, тромбоцитопения, анемия, лейкопения, синдром Рейе, реакции гиперчувствительности (бронхоспазм, отек гортани и крапивница), ”аспириновая” бронхиальная астма, интерстициальный нефрит, острая почечная недостаточность…” Не будем перечислять всех побочных действий. Однако судите сами, насколько взвешенным должно быть решение о приеме любого препарата.
Внимательно читайте инструкцию по применению препарата, особенно графы “Побочное действие”, “Противопоказания”, “Передозировка”, “Меры предосторожности”, “Особые указания”. | |||
Конечно, большинство побочных эффектов слабо выражены, относительно легко переносятся пациентом (умеренная тошнота, головная боль и так далее) и исчезают после прекращения приема или снижения дозировки препарата. Однако есть и такие, которые могут быть тяжелыми и даже угрожающими жизни пациента (поражения печени, почек, значительные нарушения кроветворения – апластическая анемия и другие). Считается, что 0,5-5% больных нуждаются в больничном лечении от неблагоприятных реакций на препарат.
Прежде чем назначить лекарственное средство больному, врач оценивает возможный риск (графы “Противопоказания”, “Побочное действие”, “Меры предосторожности” в инструкции или справочниках) и убеждается, что препарат не нанесет ущерба состоянию здоровья пациента. | |||
При введении лекарства через рот (перорально) первым испытывает его воздействие желудочно-кишечный тракт. В таких случаях побочными явлениями могут быть разрушение эмали зубов, стоматит, желудочно-кишечные расстройства – раздражение слизистой оболочки, тошнота, ощущение вздутия живота, потеря аппетита, запор или понос, нарушение пищеварения и так далее. Подобные реакции, как правило, быстро проходят после прекращения приема препарата. Ряд лекарств может стимулировать выделение соляной кислоты, замедлять выработку защитной слизи или процессы естественного обновления слизистой оболочки, что создает предпосылки для образования изъязвлений. Такой эффект называют ульцерогенным (от английского ulcer – язва), им обладают гормоны коры надпочечников из группы кортикостероидов (глюкокортикоиды), анальгетики, средства, обладающие выраженной противовоспалительной активностью и оказывающие, кроме того, обезболивающее и жаропонижающее действие (нестероидные противовоспалительные средства), резерпин, тетрациклин, кофеин и другие.
Относительно часто при приеме лекарств страдают печень и почки. Почему? Печень является барьером между сосудами кишечника и общей системой кровообращения. При приеме внутрь все лекарства проходят через печень, прежде чем попадают в общий кровоток. Именно она принимает на себя первый удар и именно в ней накапливается и подвергается биотрансформации большинство лекарств. При этом чем дольше лекарство удерживается в печени, тем выше вероятность нарушения ее функций и структуры. Осложнения на печень нередко возникают при использовании галогеносодержащих препаратов (аминазин, хлоралгидрат, фторотан и другие), препаратов мышьяка, ртути, некоторых антибиотиков (тетрациклин, стрептомицин) и так далее.
Почки являются органом выведения. Через них из организма выводятся многие лекарственные вещества – в неизмененном виде или после ряда превращений. Накопление этих веществ в почках является предпосылкой для проявления токсического действия на этот орган (нефротоксичности). Таким эффектом обладают антибиотики стрептомицин, гентамицин, неомицин и другие представители аминогликозидов, бутадион, сульфаниламидные препараты, сосудосуживающие средства и другие.
Побочное действие лекарств может проявляться в нарушении некоторых функций нервной системы. Нервные клетки особенно чувствительны к химическим веществам, поэтому лекарства, проникающие через барьер, отделяющий центральную нервную систему от крови (его называют гематоэнцефалическим), могут вызывать головную боль, головокружение, заторможенность, нарушать работоспособность. Длительное применение некоторых препаратов опасно более серьезными осложнениями. Так, препараты, оказывающие тормозящее влияние на центральную нервную систему (нейролептики) могут стать причиной развития депрессии и паркинсонизма, а снижающие чувство страха и напряжения (транквилизаторы, или анксиолитики) – нарушить походку, возбуждающие средства – вызвать длительную бессонницу и так далее. Упоминавшиеся выше антибиотики аминогликозидного ряда (стрептомицин, гентамицин, неомицин и другие) иногда поражают слух и вестибулярный аппарат.
Появление антибиотиков широкого спектра действия также породило ряд связанных с их применением осложнений. Во-первых, антибиотики вызывают гибель и распад вызвавших заболевание микробов, что увеличивает поступление в кровь токсинов – ядов, вырабатываемых этими микробами. Это резко обостряет все симптомы заболевания и требует проведения дополнительной терапии для нейтрализации токсинов. Во-вторых, антибиотики не всегда разбирают, кто враг, а кто друг, и вместе с возбудителями заболевания поражают “дружественные” человеку микроорганизмы, составляющие его естественную микрофлору. В результате изменяется соотношение и состав микроорганизмов, сосуществующих в желудочно-кишечном тракте (дисбактериоз). Защита организма резко ослабевает, и в этих условиях могут начать размножаться ранее “дремавшие” микробы, деятельность которых подавляла естественная микрофлора. Наиболее часто встречается кандидоз (его вызывает гриб рода кандида). Он поражает слизистые оболочки и кожу, лишившиеся природной защиты. Чтобы предотвратить это осложнение, антибиотики комбинируют с противогрибковыми средствами. На фоне дисбактериоза могут возникнуть и более серьезные дополнительные инфекции, которые чаще всего поражают дыхательные пути и особенно органы пищеварения.
Одним из наиболее опасных осложнений от применения лекарств является угнетение кроветворения – анемия (при большинстве форм которой происходит снижение числа эритроцитов – красных кровяных тел) или лейкопения (снижение числа лейкоцитов – белых кровяных тел). Так могут действовать некоторые антибиотики (например хлорамфеникол), нестероидные противовоспалительные средства (индометацин, фенилбутазон и другие), противотуберкулезные препараты и другие. Разрушение клеток крови иногда обусловлено аллергическими реакциями, причиной которых может стать применение, например, метилдофы, Анальгина, хинидина и других.
Часто встречающимся осложнением лекарственной терапии являются реакции повышенной чувствительности организма на препарат (аллергические реакции). Лекарство – чужеродное для организма вещество (антиген), поэтому при первом контакте с ним или его комплексом с белком могут образовываться белки крови (антитела), которые защищают организм от “чужака”. При последующем введении такое лекарство-антиген взаимодействует с антителами, и развивается аллергическая реакция, которая может проявляться кожной сыпью, зудом, отеком и другими, иногда более опасными, симптомами. Наиболее сильными веществами, вызывающими аллергию (аллергенами), среди лекарств являются пенициллиновые антибиотики, сульфаниламидные средства, местные обезболивающие средства (местные анестетики), профилактические или лечебные средства, получаемые из убитых или ослабленных культур микроорганизмов, их токсинов или антигенов (вакцины), анальгетики.
Некоторые лекарственные средства способны вызвать фотосенсибилизацию у пациента – повышение чувствительности организма к действию солнечного (ультрафиолетового) излучения, обычно выражающееся воспалением подвергшихся воздействию света участков кожи и слизистых оболочек. Это проявляется ощущением зуда, жжения, отеком и покраснением пораженного участка кожи. Фотосенсибилизирующие препараты могут вызывать преждевременное старение кожи, а также ожоги глаз, снижение иммунитета, аллергические реакции и в редких случаях у предрасположенных пациентов – рак кожи (меланома). Пациентам, вынужденным принимать лекарственные средства, вызывающие фотосенсибилизацию (такая информация указана на упаковке или в инструкции к препарату), во время их приема следует избегать посещения соляриев, физиотерапевтического лечения (ультрафиолетовые лампы), воздействия прямых солнечных лучей и пользоваться солнцезащитными средствами (очки, лосьоны и кремы для открытых участков кожи и так далее).
Во время лечения препаратами, обладающими фотосенсибилизирующими свойствами, необходимо избегать посещения соляриев, физиотерапевтических процедур (УФО), воздействия прямых солнечных лучей. Желательно использовать солнцезащитные средства. | |||
Все вышесказанное относится к лекарствам, принимаемым в дозах, дающих оптимальный эффект (терапевтических дозах). Дозы, превышающие терапевтические, вызывают токсические эффекты. Передозировка – серьезная проблема, особенно в случае таких лекарств, у которых максимально переносимая доза ненамного выше терапевтической. Риск передозировки часто является причиной, по которой врачи отдают предпочтение одному препарату перед другим, если эффективность обоих близка. Например, в качестве успокаивающих или снотворных средств назначают обычно бензодиазепины (медазепам, диазепам), а не барбитураты. Объясняется это просто – бензодиазепины безопаснее при случайной или намеренной передозировке. Более высокая безопасность присуща новым антидепрессантам типа флуоксетина или пароксетина, которые постепенно вытесняют имипрамин или амитриптилин.
“Из двух зол выбирают меньшее.” Эта известная фраза применима и к фармакологии. Сравним степень опасности при возникшей передозировке амитриптиллина и флуоксетина. В графе “Передозировка” у амитриптиллина указаны “галлюцинации, судороги, делирий, кома, нарушение сердечной проводимости, экстрасистолия, желудочковые аритмии, гипотермия и другие”. При передозировке флуоксетина возникают “тошнота, рвота, возбуждение центральной нервной системы, судороги”.
Передозировка может быть связана с особенностями воздействия организма на лекарство (фармакокинетики) у конкретного пациента. Например, накопление лекарственного вещества в токсических концентрациях (хотя доза принималась терапевтическая) возможно в результате нарушения его биотрансформации или замедленного выведения. Это случается при заболеваниях печени и почек, особенно в пожилом возрасте. Поэтому таким пациентам врачи уменьшают дозу или частоту приема лекарства.
Точное соблюдение предписаний врача и требований инструкции по применению препарата, прием лекарств в назначенные сроки во многих случаях позволяют избежать осложнений. Однако если побочные эффекты все-таки возникают, необходимо сразу обратиться к врачу за консультацией. | |||
Врач может уменьшить дозу, изменить частоту приема лекарства или заменить его другим. Все это сведет к минимуму нежелательные эффекты. Разумеется, подбор необходимого препарата в безопасной дозировке осуществляет врач, но окончательное решение – принимать препарат или нет – остается за пациентом (глава 2.1).
Литература
- Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия: Руководство для врачей. – М.: Универсум, 1993. – 398 с.
- Горячкина Л., Ещанов Т., Коган В. и др. Когда лекарство приносит вред. – М.: Знание, 1980.
- Каркищенко Н.Н. Фармакологические основы терапии: Руководство и справочник для врачей и студентов. – М.: IMP-Медицина, 1996. – 560 с.
- Крылов Ю.Ф., Бобырев В.М. Фармакология. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 352 с.
- Кудрин А.Н. Лекарства не только лечат… – М.: Знание, 1971.
- Кудрин А.Н., Пономарев В.Д., Макаров В.А. Рациональное применение лекарств: серия “Медицина”. – М.: Знание, 1977.
- Современная медицинская энциклопедия. / Под ред. Р. Беркоу, М. Бирса, Р Боджина, Э.Флетчера. Пер. с англ. под общей ред. Г.Б. Федосеева. – СПб.: Норинт, 2001 – 1264 с.: ил.
- Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 664 с.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов / Гл. ред. Б.В. Петровский. В 3-х томах – М.: Советская энциклопедия, 1982. – Т. 1, 2, 3.
- RED BOOK and Drug Topics. – 106-th ed. – Thomson Medical Economics, 2000. – 840 p.
Источник