Групповая психотерапия показания и противопоказания

Групповая психотерапия показания и противопоказания thumbnail

Показания и противопоказания к групповой терапии – психодраме и ролевым играм и их эффективность

Предпосылкой для участия в групповой терапии, которая основана преимущественно на глубинно-психологических методах и разговорной терапии, служат достаточные способности к вербализации собственных переживаний и эмоций, а также по меньшей мере способность к «групповой деятельности».

Эти предпосылки не столь важны при лечении детей (им лучше проводить поведенчески концептуализированную групповую терапию), но весьма актуальны для лечения подростков примерно от 13 лет и старше.

Групповая терапия и психотерапевтические ролевые игры приводят к позитивным изменениям у детей и подростков, например, при нарушениях социального поведения, страхе перед контактами при специфических эмоциональных нарушениях с повышенной чувствительностью, робостью и инкапсулированностью, а также при трудностях во взаимоотношениях.

Ролевые игры хорошо сочетаются с другими методами психотерапии. Они весьма полезны также при затруднениях в обучении и нарушениях речевого контакта. Более высокие требования к личности ставятся перед участниками психодрамы, особенно если она проводится в классической форме («протагонист-центрированная игра»).

Групповые методы психотерапии в целом противопоказаны при высоком риске суицида, остром психотическом состоянии, гиперкинетических синдромах, интеллектуальном недоразвитии, выраженных невротических расстройствах, а также тяжелых нарушениях социального поведения.

Методы психотерапии детей и подростков

Оценка эффективности метода групповой терапии

Исследования по эффективности групповых способов психотерапии очень немногочисленны (см. Dies, Riester). Публикации на эту тему позволяют высказаться только по определенным аспектам, так как работа часто проводилась на малом числе пациентов и с недостаточными контрольными группами. Позитивные эффекты групповой психотерапии продемонстрированы при лечении делинквентных подростков (Goldstein et al.), при «тренинге социальных умений» (Dofner) и «групповом тренинге с подростками» (Petermann, Petermann).

Согласно другим обзорным работам (Siefen), стационарная аналитическая групповая терапия тоже приводила к улучшению состояния подростков.

Систематических исследований эффективности метода психодрамы в лечении детей и подростков почти не проводилось. На основании собственного опыта ряд авторов описывает ее положительный эффект (Holl, Bosselmannet al., Widlocher, Bender). Терапевтические ролевые игры входят как составная часть во многие методы групповой психотерапии, но специальные исследования по оценке их эффективности для детей и подростков нам не известны.

– Также рекомендуем “Методы семейной терапии в психотерапии детей и подростков”

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы “Психотерапия детей и подростков”:

  1. Психодрама как метод психотерапии – методика
  2. Пример использования средств психодрамы при групповой терапии подростков
  3. Психотерапевтические ролевые игры – методика
  4. Показания и противопоказания к групповой терапии – психодраме и ролевым играм и их эффективность
  5. Методы семейной терапии в психотерапии детей и подростков
  6. Теоретические основы семейной психотерапии
  7. Методика семейной психотерапии детей и подростков
  8. Определение показаний к семейной психотерапии детей и подростков
  9. Методы семейной диагностики в психотерапии детей и подростков
  10. Общее семейно-диагностическое интервью – принципы, методы

Источник

Огромная благодарность сотрудникам клиники! Ане с ресепшен. Просто умница, человек на своем месте. Всегда улыбчива, приветлива, великолепно общается по телефону. Инне, за точные и уверенные руки. Безболезненные капельницы. Татьяне Андреевне – отличный специалист!

Оригинал отзыва

©

Почему обращаются к нам?

Почему обращаются к нам

  • Новейшие технологии

  • Опытные специалисты (средний стаж более 10 лет)

  • Тысячи успешных случаев лечения и коррекции

  • Множество отзывов от благодарных клиентов

  • Медицинская лицензия

Групповая психотерапия как медицинское, клинически-ориентированное направление, в нашем Центре является ведущим. За основу нами принята отечественная модель личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, создателем которой является выдающийся русский психиатр и психолог Владимир Николаевич Мясищев, который ещё в 30-х годах прошлого столетия создал уникальную концепцию психологии личности и психотерапии: «Личность человека рассматривается и характеризуется нами в первую очередь с точки зрения её сознательных отношений к окружающей действительности, в отличие от обычного понимания, рассматривающего её как систему функций».

Цель групповой психотерапии — помочь Личности стать способной к конструктивному разрешению этих внутренних и внешних конфликтов.

В отличие от индивидуальных форм психотерапии, где инструментом воздействия является сам психотерапевт, в групповой психотерапии инструментом является психотерапевтическая группа, где взаимоотношения строятся со всеми участниками, где существенно расширяется диапазон возможных эмоциональных и поведенческих реакций.

Что происходит на сеансе групповой психотерапии

Специфика группы — использование в лечебных целях т.н. групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, которые возникают между участниками, включая и самого психотерапевта. На период существования группы (от 15 до 25 сеансов, длительностью по 3 часа каждый), группа становиться «единым организмом» и проходит следующие этапы своей групповой динамики:

  • фаза первичной мотивации на получение психотерапевтической помощи — участники знакомятся друг с другом, психотерапевты активно проявляют себя в группе, поддерживают участников группы; постепенно в группе появляется доверие;
  • фаза конфронтации — самый эмоционально напряженный период, когда нерешенные внутриличностные конфликты проявляются в возникающих отношениях с другими участниками группы, появляется возможность их осознать, установить механизмы возникновения;
  • фаза групповой сплочённости — участники уже понимают связь между своими эмоциональными реакциями, особенностями функционирования своей системы отношений и возникновением симптомов; активно общаются и поддерживают, помогают друг другу;
  • рабочая фаза — период, когда происходит реконструкция системы отношений, наработка новых форм поведения, что, в итоге, и приведёт к улучшению как субъективного самочувствия, так и к восстановлению социального функционирования;
  • фаза расставания.

Каждый участник получает возможность проявить себя, а так же получить честную обратную связь от других участников, что позволяет глубже понять самого себя, увидеть собственные неэффективные способы выстраивания отношений с другими людьми.

Постепенно, в процессе обсуждения в группе, у участника формируется осознанное понимание существования некой последовательности: симптом — эмоциональные и поведенческие реакции — система отношений личности и конфликтные установки в этой системе. Это позволяет менять (реконструировать) систему отношений через коррекцию выявленных конфликтных установок на более конструктивные, в итоге изменяются эмоциональные и поведенческие реакции, купируется психопатологическая симптоматика, начинают появляться первые положительные изменения в отношениях с людьми в реальной жизни.

Показания для групповой психотерапии

Психологические:

  • сниженное настроение, частые смены настроения;
  • потеря интереса к жизни, ощущения тоски, одиночества, бессмысленности;
  • тревога, беспокойство, высокий уровень внутреннего напряжения;
  • различные страхи (страх провала, страх неуспеха, страх за собственные здоровье и жизнь и близких, родственников);
  • общая неудовлетворенность жизнью, ощущение собственной неэффективности, малоценности, некомпетентности;
  • трудности во взаимоотношениях с другими людьми;
  • различные неприятные или болевые ощущения в теле, причина которых не установлена;
  • поверхностный, беспокойный сон, не приносящий чувство отдыха после пробуждения;
  • сниженный аппетит, потеря чувства удовольствия о еды.

Медицинские:

  • расстройства аффективного спектра (депрессии, биполярно-аффективные состояния);
  • тревожные состояния (в т.ч., генерализованное тревожное расстройство, панические атаки, обсессивно-компульсивное расстройство);
  • расстройства невротического спектра;
  • психосоматические расстройства;
  • расстройства сна, пищевого поведения.

Требования к участникам группы

  • желание и готовность общаться с другими людьми, получить групповую психотерапевтическую помощь;
  • готовность соблюдать правила группы;
  • способность выдержать эмоциональное напряжение в группе — необходимо заранее понимать, что интенсивность групповой работы и высокая эмоциональная насыщенность процесса создают определённый уровень эмоционального напряжения — частично это компенсируется наличием эмоциональной поддержки со стороны психотерапевтов;
  • от участника требуется определённая ответственность — важно понимать, что от каждого зависит то, какие отношения будут возникать в группе, быть готовым принять честную обратную связь от других участников — частично психотерапевты в группе обеспечивают безопасность этих отношений;
  • оптимальным (но не обязательным) для участия в групповой психотерапии является проведённая предварительная индивидуальная психотерапия — в этом случае, участник сможет получить максимальный результат от курса групповой психотерапии; параллельное курсовое медикаментозное лечение у другого врача (не являющегося одновременно групповым психотерапевтом) является допустимым условием участия в группе;
  • необходимо внутренне быть готовым, что улучшение, облегчение произойдут не сразу — потребуется некоторое время.

Подробности нового набора

Курс рассчитан на 10-18 встреч, 1 раз в неделю (3 психотерапевтических часа по 50 минут с перерывом на чай, кофе).

Сеансы будут проводится по воскресеньям с 17-30 до 20-30.

Группу проводят:

  • Мамаева Юлия Владимировна, врач-психотерапевт
  • Ильина Елена Анатольевна, гештальт-психолог

Запись на первую встречу: (499) 940-07-34.

Цены

УслугаДлительностьСтоимость
Сеанс групповой психотерапии3 часа4 000 ₽
Абонемент на групповую психотерапию10 сеансов по 3 часа35 000 ₽

Приём по этому направлению ведут

Ильина Елена Анатольевна

Психолог, семейный психолог, гештальт-терапевт

Мамаева Юлия Владимировна

Психотерапевт, психиатр

Серебряная Анна Владимировна

Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт

Посмотреть всех специалистов

В предстоящие новогодние праздники клиника не работает 31 декабря и 1, 2, 3, 7 января.
Закрыть

Источник

Групповая психотерапия – один из видов психотерапии.

Существует множество направлений групповой психотерапии. Психодинамическая, гештальт, тренинги личностного роста и профессиональных навыков, психоаналитические группы, группы поддержки для переживания определенных состояний, танцевально-двигательная терапия, психодрама.

В процессе групповой психотерапии у человека появляется возможность почувствовать себя более целостно и избавиться от ошибочных представлений о себе и своем поведении, а так же получить обратную связь от других людей в безопасной обстановке. Группа помогает получить поддержку и заметить свои особенности реагирования. При помощи ведущего-психотерапевта поработать над тем, что так беспокоит и дополнительно получить поддержку и отклики окружающих людей.

Групповая психотерапия оказывается крайне эффективной при социальных проблемах, проблемах адаптации, низкой или неадекватно завышенной самооценке, психологических травмах и состояниях стресса.

Стоит отметить, что существуют противопоказания для прохождения групповой психотерапии – это острые состояния, а также состояния, когда человек не может отвечать за собственные действия.

В процессе групповой динамики – прохождению определенных стадий развития взаимоотношений в группе – участник групповой психотерапии может овладеть новыми навыками социального взаимодействия, избавиться от страха, приобрести положительный образ себя. Главным инструментом групповой психотерапии является сама группа. Поэтому, приобретенные умения, позитивный опыт принятия другими в независимости от проблем участника, не будет подвергнуты сомнению и не покажутся субъективным мнением одного человека и все это даст возможность создать стабильную опору в реальной жизни человека.
В процессе прохождения групповой терапии ее участник сможет научиться осознавать происходящие с ним в жизни процессы и обрести душевное равновесие.

Правила групповой психотерапии.

  • На группе наиболее хорошей формой высказывания являются «Я-высказывания». То есть стоит говорить о себе и своих переживаниях, чувствах, образах и мыслях. Но стоит воздержаться от интерпретаций, рекомендаций и советов. Это позволяет участникам группы сосредоточиться на осознавании и чувствовать себя в безопасности, когда хочется поделиться чем-то важным. В процессе эмоциональных откликов также важно помнить про Я-высказывание.
  • У каждого участника есть возможность в любой момент остановить что-то направленное к нему – вопросы, внимание или просьбы, обсуждение его темы и т.п., воспользовавшись правилом «Стоп». Это необходимо, чтобы можно было чувствовать себя на группе свободно и проявляться на столько, на сколько это возможно в данный момент.
  • Правило конфиденциальности. Все что происходит в рамках группового обсуждения не стоит обсуждать вне группы не с участниками группы. На группе можно делиться чем-то важным и быть в этом поддержанным, в том числе и тем, что все сказанное и сделанное человеком не будет оцениваться и обсуждаться вне группы.
  • Посещение группы. Участники группы берут на себя ответственность за посещение группы. Это необходимо для того, чтобы процесс работы группы был непрерывным и стабильным. Таким образом мы все можем проявить уважение и поддержку друг друга.
  • Принцип «Здесь и сейчас» является приоритетным в групповом пространстве. Это значит, что стоит отдавать предпочтение тому, что происходит в непосредственный момент времени и замечать, что происходит непосредственно на группе с вашим состоянием.
  • Открытость на группе. Каждый участник выбирает для себя наиболее комфортную форму пребывания на группе. Это может быть откровенное обсуждение своих проблем или достаточно пассивное участие. Но даже в случае пассивного участия, участник имеет право получить поддержку от других участников или ведущего группы.
  • Правило – слышать себя и других. Означает, что участник группы может постараться слышать других говорящих и не перебивать, также важно слушать себя – свои чувства, возникающие мысли и образы.

Про длительность встреч.

Групповая терапия происходит в соответствии с определенными этапами развития группы и ее участников, поэтому продолжительность группы и присутствие участника на группе зависит от этих этапов, позволяя участникам соприкоснуться со своими переживаниями и обратиться к осознаванию себя достаточно глубоко.

Про ведущего.

Ведущий обеспечивает нормальное функционирование группы и следует за темами, которые актуальны для ее участников. Ведущий группы – не эксперт, поэтому обращаться за экспертной оценкой не стоит, но существуют формы поддержки психотерапевтической беседы, которые ведущий может предложить. Ведущий не учитель, но при возникновении определенных тем их можно обсуждать в групповом пространстве или спросить мнение ведущего на эту тему.

Групповое пространство позволяет вам участвовать как в кругу – в свободной беседе, так и в индивидуальной работе с ведущим.

Вне работы группы обращаться к ведущему не стоит, так как лучше поднимать все темы непосредственно на группе.

Важно понимать, что все процессы происходящие с участниками группы взаимосвязаны. Это стоит помнить при принятие решений по поводу отношений с участниками группы – любовных или дружеских. По крайней мере до окончания групповой работы следует избегать резких действий в отношении своей жизни и отношений.
Важно подчеркнуть, что всё возникающее между участниками группы стоит выносить и обсуждать только на группе.

Источник

Психотерапия подразумевает два основных формата работы – групповой и индивидуальный. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, многое зависит от целей клиента, его состояния на данный момент или личных особенностей. Кому-то рекомендован индивидуальный формат работы, кому-то – групповой. Иногда их можно совмещать. В этой статье мы рассмотрим, что такое групповая психотерапия, чем она отличается от индивидуальной, какой она бывает, кому показана и какую пользу может принести.

Что такое групповая психотерапия: теория

В групповой психотерапии происходят так называемые активные динамический процессы. Если человек попадает в группу, то он невольно становится участником множества различных взаимодействий. Все это происходит под контролем специалиста, который направляет процессы в нужную сторону, обеспечивая максимальный терапевтический эффект. Основная особенность групповой терапии заключается в том, что все особенности и склонности человека оказываются на виду, что и обеспечивает высокую интенсивность их проработки.

Трудности, с которыми люди часто приходят к психологам, зачастую легче проработать в составе группы. Это в том числе и проблемы с социальным взаимодействием, самооценкой, трудности с общением в семье. Так получается, потому что в реальной жизни мы так или иначе регулярно сталкиваемся с другими людьми, которые влияют на наше эмоциональное состояние. Если при индивидуальной работе ваш партнер – терапевт, то в группе вы можете взаимодействовать с любым человеком.

Особенности групповой психотерапии

У такого вида терапии есть свои особенности. Формат позволяет решать проблемы, которые нельзя проработать в одиночку. Чем же отличается групповое взаимодействие?

  1. Динамика изменений. Когда вы работаете вместе с другими людьми, все межличностные процессы проходят интенсивнее. Из-за обилия взаимодействий возникают динамические процессы группы.
  2. Больше действия. Большая часть трудностей, с которыми люди обращаются к психологам, связаны со взаимодействиями с окружающими. Это могут быть проблемы с самооценкой, отсутствие уверенности в себе и своих силах, вопросы лидерства и подчинения – все они подразумевают коммуникацию с другими людьми. Соответственно, при групповой терапии вы можете взаимодействовать с другими людьми, реальными, со своими проблемами и особенностями мышления.
  3. Осознание ошибок своего мышления. Группа помогает заметить то, чего вы о себе не знаете, но что при этом прекрасно видят окружающие. В обществе людей наши проблемы и пробелы особенно видны. Через обратную связь можно узнать о них больше. Замечая их реакции и отношение, можно существенно продвинуться в понимании себя настоящего. Чтобы попасть в некоторые ситуации в жизни, нужно ждать месяцами, а на терапии вы можете их смоделировать с помощью других участников.
  4. Проверка реальностью. Люди склонны фантазировать и додумывать. Например, представления человека о себе не всегда сочетаются с его реальным образом. Здесь можно выяснить, как именно вас воспринимают окружающие. Вполне может быть, что какие-то наши убеждения относительно себя не имеют ничего общего с реальностью.

Групповая терапия также отличается от тренингов. Здесь нет единственного лидера, который задает формат поведения. Каждый сам выбирает, в каком режиме ему существовать и общаться. То есть участники коллектива словно занимаются собственными исследованиями, которые помогают им осознать личные проблемы. Окружающие и терапевт помогают им в этом.

Подобный вид терапии не всегда сопровождается положительными эмоциями. Это долгая и трудная работа, которая может повысить вероятность прихода к результату, хоть и не гарантирует его. Если вы собираетесь поучаствовать в групповой терапии, то будьте готовы столкнуться с высоким уровнем напряжения.

Индивидуальная и групповая психотерапия: в чем отличия

Индивидуальная и групповая психотерапия отличаются принципиально. Когда психолог работает индивидуально, происходит диалог двух человек. То есть беседа становится основным форматом взаимодействия. В зависимости от направления, в котором работает психолог, происходит либо глубокая проработка через анализ воспоминаний (психоанализ), либо коррекция иррационального в человеке с помощью чувств и ощущений (когнитивно-поведенческая модель).

Человек в индивидуальной терапии чувствует себя более защищенным, потому что никто посторонний не наблюдает за его раскрытием и работой. Время специалиста тратится только на одного человека, все внимание уделяется ему.

Коммуникативные проблемы в индивидуальной терапии решать сложнее, потому что клиент общается только с одним человеком. Некоторые специалисты рекомендуют сочетать два вида терапии, чтобы решать проблемы интенсивнее.

Какие бывают психотерапевтические группы

Психотерапевтические группы делятся на несколько разновидностей. Они все отличаются по задачам и целям, длительности и возрасту участников.

Различие по составу

По составу группы могут быть малыми и большими. Большие включают до тридцати участников, малые – до четырех человек.

Если группа очень большая, то внутри нее образуются маленькие группки по интересам. Внутри них выстраиваются дополнительные взаимосвязи, поэтому модератору довольно трудно управлять большим количеством людей. В большой группе терапевтический эффект может теряться.

В маленьких группах интенсивность работы может снижаться из-за недостатка разнообразия взаимодействий. Такая терапия больше похожа на обычную клиентскую, но с несколькими людьми одновременно. Для участников эффект часто бывает положительным.

Самым удобным вариантом терапевтической группы считается коллектив из 8-12 человек. Этого количества хватает, чтобы между участниками возникла эмоциональная близость и появлялась качественная обратная связь. Такую работу обычно проводит один терапевт, либо с помощью привлечения помощника – так называемого ко-терапевта.

Однородные и неоднородные

Также группы делят на однородные и неоднородные. У неоднородности есть несколько критериев, которые ее определяют:

  • демографический (пол, образование, возраст);
  • личностный (интересы и характер);
  • клинический (диагнозы и симптоматика).

Однородность в данном случае является залогом отсутствия существенных различий у членов группы. У нее тоже есть свои особенности, как положительные, так и отрицательные:

  1. В однородной группе люди быстрее становятся сплоченными.
  2. Терапевтический эффект достигается сравнительно быстро.
  3. Участники группы понимают, что они не одиноки в своих переживаниях. Формируется принятие, понимание и поддержка.
  4. Если участники схожи, то они осваивают меньше форм взаимодействия с разными людьми.
  5. Контакт между членами группы может быть поверхностным.
  6. Если участники будут слишком похожи, им станет трудно определять различия между другими людьми.

Однородные группы обычно ориентированы на решение конкретной проблемы или ситуации. В краткосрочной терапии намного комфортнее работать, если у всех членов коллектива похожие запросы. Одинаковый опыт позволяет участникам быстрее найти общий язык друг с другом.

Неоднородные группы подразумевают, что люди отличаются друг от друга по каким-либо признакам. У таких коллективов тоже есть свои особенности взаимодействия:

  1. Члены коллектива преследуют разные точки зрения и взгляды. Они начинают понимать, что на одну и ту же ситуацию можно смотреть по-разному.
  2. Часто нам важно получать обратную связь от тех, кто на тебя не похож.
  3. Такие группы отлично корректируют неадекватное восприятие человеком мира, себя и других.
  4. Чтобы увидеть результаты психотерапевтической работы, нужно больше времени.
  5. Чтобы коллектив стал сплоченным, терапевту нужно прилагать больше усилий.
  6. Чаще возникают конфликты.
  7. Такой формат хорошо помогает корректировать расстройства и нарушения поведения.

Открытые и закрытые

Также группы можно разделить на закрытые и открытые. В закрытую группу нельзя попасть в процессе терапии, новых участников не принимают. Кроме того, есть определенное количество сессий, это заранее обозначено.

В открытых коллективах состав участников постоянно меняется, сохраняется лишь их число. Часто у такой терапии нет четких сроков окончания. Иногда через некоторое время состав участников полностью обновляется, может быть заменен даже сам терапевт.

Групповая психотерапия: противопоказания

Как и у любого вида терапевтического воздействия, у групповой терапии есть некоторые противопоказания. Перед началом работы с каждым участником проводят индивидуальное собеседование. Некоторым людям такая терапия строго противопоказана. Это может быть связано с личными обстоятельствами или индивидуальными особенностями конкретного человека. Если пренебречь этими правилами, то впоследствии это может негативно повлиять на прогресс и эмоциональное состояние всех участников групповой терапии.

Во время индивидуального опроса клиенты рассказывают о своих ожиданиях и нынешних проблемах, которые психологу нужно грамотно оценить, чтобы понять, подойдет ли человек для работы в коллективе.

Обычно выделяют такие противопоказания:

  1. Психические расстройства.
  2. Расстройства личности в стадии дезадаптации и декомпенсации.
  3. Нарушения в когнитивной сфере.
  4. Аутоагрессия и суицидальность.
  5. Химические зависимости.
  6. Неизлечимые заболевания или инфекции.
  7. Системные неврозы (например, дыхательная или сердечно-сосудистые системы).
  8. Период острого горевания.
  9. Если несколько потенциальных клиентов находятся в близких отношениях, их помещать в одну группу не рекомендуется.

Данные противопоказания не распространяются на личную психотерапию.

Если у некоторых участников возникли трудности в процессе сеансов, то они тоже могут стать поводом для исключения из группы. Например, это может касаться следующих факторов:

  1. Систематическое нарушение правил и неспособность придерживаться расписания.
  2. Отсутствия мотивации продолжать терапию.
  3. Конфликтность и несовместимость с другими участниками.

Если терапевт выявляет подобные признаки, он старается перевести такого клиента в индивидуальный формат работы.

Заключение

Групповая терапия в некоторых случаях может быть значительно эффективнее индивидуальной. Большая динамика всех происходящих процессов, возможность взаимодействовать с другими участниками, опробовать себя в новых и непривычных ролях – все это позволяет получить быстрый прогресс в осознании себя, своих сильных и слабых сторон. Но стоит понимать, что уровень эмоционального напряжения в группе будет несравнимо выше, чем при индивидуальной терапии.

Источник