Игры для детей противопоказания
Галия Зарипова
Игротерапия — лечение с помощью игры. Как правильно играть с ребенком?
Игра – ведущий вид деятельности для малыша. Посмотрите, с каким азартом играют наши дети! Как забавно они «нянчат» пупсов, гоняют машинки и лепят песочные замки. И как мы умиляемся, глядя на эти игры.
Детство каждого из нас ассоциируется с догонялками, куклами или машинками, песочницей. И эти воспоминания, пожалуй, одни из самых теплых и беззаботных. Но далеко не все задумываются о значении игр в нашей жизни. Что же есть игра – просто приятное времяпрепровождение, или что-то большее?
Еще с двадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощью игры можно не просто развивать свои способности, но и корректировать разные психологические проблемы, справляться с ограничением физических возможностей, и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Ученые заметили, что игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий. То есть, игровая деятельность — это не только отличный досуг и легкий способ развития, но она также может лечить.
Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощью он сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.
Как же объяснить такую эффективность игры? Психологи связывают ее с тем, что в процессе игры ребенок почти всегда находится в хорошем настроении, не воспринимает такое занятие как что-то вредоносное или неприятное для него. И именно в таком состоянии малыш наиболее открыт к взаимодействию,в том числе со значимыми для него взрослыми: родителями, бабушками, дедушками.
Игровая терапия, или игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.
Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. Зигмунд Фрейд, описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания.
М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному.
Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах. На данный момент выделяют такие виды игротерапии:
• психоаналитически ориентированную;
• недирективную и директивную;
• построения отношений;
• поведенческую;
• терапию отреагированием;
• индивидуальную и групповую;
• и др.
Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие,как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др.
Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Единственные противопоказания к игротерапии — неконтактная шизофрения и полный аутизм.
Игротерапия как психотерапевтический метод хорошо помогает:
• для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей;
• при агрессивном поведении;
• при выдергивании волос;
• для профилактики и лечения страхов;
• для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей;
• при трудностях в чтении;
• для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении;
• при отставаниях в развитии речи;
• для ускорения развития детей с умственной отсталостью;
• при лечении заикания;
• для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.);
• при многих других проблемах.
Многие люди заблуждаются, считая, что игровая терапия – это почти психиатрия, и она необходима только в редких случаях. На самом деле, возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.
Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием?Это:
• уважительное отношение к желаниям малыша;
• недопущение насильного принуждения к игре;
• дозировка эмоциональной нагрузки на малыша;
• создание радостной игровой атмосферы;
• наблюдение за самочувствием ребенка.
Если все эти принципы соблюдены, остается главное – игра. Как же правильно играть с ребенком?
Почти каждый ребенок любит рисовать. С этого обычно и начинаются игры. Малыш рисует свою семью, дом. Через эти рисунки он может показать свои страхи, переживания и даже психологические травмы, которые он не может озвучить. Относитесь внимательно к тому, что рисует ваш ребенок. Совсем не обязательно иметь психологическое образование, чтобы по картинкам определить, что вашего малыша что-то тревожит или страшит. Рисуйте вместе с ним, спрашивайте его в форме игры, кто нарисован на картинке, что он делает, почему он такой и т. п. Таким образом, вы не только станете эмоционально ближе со своим ребенком, но и сможете его успокоить, развеять его сомнения и тревоги своим теплым и приятным участием.
Одной из самых доступных и в то же время эффективных игр считается ролевая – в куклы или в дочки-матери. Дети с удовольствием дают им имена реальных людей, например, родителей. По игре ребенка родитель может определить, что малышу нравится, а что нет. Если обстановка в семье для ребенка благоприятная, его куклы, скорее всего, будут дружить; если же куклы дерутся – малыш чувствует какой-то конфликт в семье, и необходимо его срочно устранить.
Для ребенка игра – такая же естественная функция, как дыхание. Не бойтесь предлагать малышу новые игры! Он всегда готов последовать за интересной выдумкой взрослого.
Игры для улучшения психологического самочувствия
Начинать игротерапию с ребенком рекомендуют с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.
Такие игры помогают:
• наладить контакт между ребенком и родителями;
• снять нервное напряжение;
• зарядить оптимизмом и жизнерадостностью;
• уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства;
• улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку.
К играм, направленным на улучшение общего психологического самочувствия,относятся:
1. Жмурки
Возрастной критерий – с 4 лет.
Выбирается водящий. Ему завязывают шарфиком глаза. Все остальные игроки бегают вокруг него и хлопают в ладошки.
Водящий ловит участника и должен узнать его на ощупь. Если участника опознали, он становится водящим.
2. Пятнашки
Возрастной критерий – с 3 лет.
Здесь тоже выбирается водящий. Он бегает за остальными игроками, догоняет их и «пятнает» — хлопает рукой по руке, ноге или спине. Тот, кого «запятнали», становится водящим.
Во время игрыводящий может выкрикивать шуточные угрозы: «Сейчас догоню!», «Поймаю!». А игроки его дразнят: «Не поймаешь!», «Я быстрее тебя!».
Эта игра всегда сопровождается радостью и весельем, помогает сплотить всех членов семьи.
3. Прятки
Возрастной критерий – с 2 лет.
Эту детскую игру знают все. Но для максимального эффекта нужно внести в нее кое-какие дополнения.
Опять назначается водящий. Ему завязывают глаза, он считает до десяти (за это время все игроки прячутся, снимает повязку и идет искать.При этом в процессе поиска он сердито восклицает: «Где же он спрятался? Сейчас я его отыщу!».
Игрок, которого нашли позже всех, становится водящим.
Потом игру можно усложнить и играть в темноте.
4. Полоса препятствий
Возрастной критерий – с 2 лет.
Из подручных средств – коробок, стульев, пуфиков, одеял и подушек –строится полоса препятствий: тоннели, горы, кочки. Игроки по очереди преодолевают преграды.
В этой игре полезно поддерживать малыша словами: «Молодец! Ура! Быстрее!».
Игры, помогающие в коррекции агрессии
1. Сражение
Возрастной критерий — с 2 лет.
Имитируется настоящее сражение: игроки бросают друг в друга бумажные шарики, маленькие мягкие игрушки, можно из укрытия.
Игра заканчивается всеобщим перемирием и обнимашками.
2. Злые – добрые кошки
Возрастной критерий – с 2 лет.
Все игроки по команде водящего превращаются то в добрых кошечек, которые выгибают спинку, мурчат, ласкаются, то в злых кошек, которые шипят и царапаются.
3. Каратист
Возрастной критерий — с 3 лет.
На пол кладут обруч. Игрок становится в середину обруча, и, не выходя за его края, резко двигает ногами, имитируя удары.Зрители подзадоривают его криками: «Сильнее!».
Если вместо движений ногами игрок будет совершать удары руками, то такая игра будет называться «Боксер».
4. Обзывалки овощами, фруктами и ягодами
Возрастной критерий — с 3 лет.
Игроки начинают с сердитыми лицами обзывать друг друга,используя вместо ругательств названия фруктов и овощей: «Ты — редиска!», «А ты – капуста!» и т. д. Если игрок начинает ругаться по-настоящему, используя обидные слова или проявляя физическую агрессию, игра прекращается.
Потом участники называют друг друга цветами: «Ты – тюльпанчик», «А ты — розочка».
Подобные игры помогают ребенку конструктивным способом выплеснуть агрессивную энергию.
Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление
1. Снеговик
Возрастной критерий — с 3 лет.
Игрокипревращаются в снеговиков: они встают, надувают щеки и разводят руки в стороны. Такую позу надо держать 10 секунд.
Потом родитель говорит: «А теперь вышло солнышко, его лучики коснулись снеговика, и он начал таять». Игроки постепенно расслабляются, начинают опускать руки, приседают на корточки, и в конце ложатся на пол.
2. Буратино
Возрастной критерий — с 4 лет.
Мама или папа произносит текст и выполняет движения вместе с малышом:
1. Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.
2. Стоя прямо, замрите в позе куклы. Все тело становится твердым.
3. Напрягите плечи, руки, пальцы. Представьте, что они стали деревянными.
4. Напрягите ноги, колени, ступни. Идите так, будто тело стало деревянным.
5. Напрягите лицо, шею, сожмите челюсти, наморщите лоб.
А теперь из кукол превратитесь снова в людей. Расслабляемся и размякаем.
3. Солдат и тряпичная кукла
Возрастной критерий — с 4 лет.
Предложите малышу представить, что он солдат. Покажите ему, как стоят на плацу, — вытянувшись в струнку и замерев.
Как только вы скажете слово «солдат», пусть игрок изображает военного.
Вторая команда: «тряпичная кукла». Ребенок должен по максимуму расслабиться, наклониться вперед, чтобы руки болтались, как ватные.
Затем снова игрок становится «солдатом».
4. Насос и мяч
Возрастной критерий — с 4 лет.
Игроки становятся друг напротив друга. Один изображает мяч, второй – насос. «Мяч» сначала стоит «спущенным» — голова упала вниз, руки вяло висят, ноги согнуты в коленях.
«Насос» делает движения, имитирующие накачивание. Чем интенсивнее движения «насоса», тем более накачанным становится «мяч»: он надувает щеки, вытягивает руки в стороны.
Потом «насос» осматривает свою работу. Возможно, теперь придется немного сдуть «мяч». Потом можно показать выдергивание шланга насоса. После этого «мяч» полностью сдувается и падает на пол.
5. Ласковые лапки
Возрастной критерий — с 4 лет.
Родитель подбирает несколько мелких предметов разной фактуры: бусину, кусочек меха, стеклянный пузырек, кисточку, вату и т. д. Все это выкладывают на стол.
Ребенок закатывает рукав одежды по локоть. Родитель объясняет, что по руке пробежит «зверек» и будет касаться его ласковыми лапками.
Малыш должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» ходит по руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, поглаживающими, нежными.
6. Цветные ладошки
Возрастной критерий — с 3 лет.
Предложите малышу нарисовать солнышко, травку, облака пальцами, окуная их в краску. Для детей постарше предлагают нарисовать растение, животное, человека.
7. Лепка из соленого теста
Возрастной критерий — с 2 лет.
Это любимая игра малышей. Предварительно необходимо приготовить соленое тесто – напополам муки и соли, воды по норме. Замесив тесто, положите его в холодильник.
Лепить можно все, что угодно – людей, животных, сказочных персонажей. Готовые фигурки можно запечь в печке, а потом раскрасить.
Летом на улице хорошо лепить из песка. Такие игры помогают снять напряжение, успокаивают, а совместные занятия сближают.
Данный блок игр учит ребенка чередовать напряжение и расслабление мышц, снимать мышечные зажимы, снижать агрессивность, развивать чувственное восприятие.
Игры, помогающие в коррекции страхов
1. Смелые мыши
Возрастной критерий — с 2 лет.
Выбирают «кота» и «мышку». Кот спит в своем домике, а мышка бегает вокруг и пищит. Кот просыпается и бежит за мышкой. Мышь убегает, прячется в домике.
Потом они меняются ролями.
2. Привидение
Возрастной критерий — с 3 лет.
Выбирается водящий. На него надевают простыню, он превращается в привидение, бегает за другими игроками и пугает их криками: «У – у – у!».
Пойманный привидением становится водящим.
3. Сова и зайцы
Возрастной критерий — с 3 лет.
Для этой игры нужна возможность постепенно создавать темноту, поэтому играть лучше вечером.
Выбираются заяц и сова. Днем – когда включен свет — сова спит, а заяц скачет. Ночью — когда свет выключается – вылетает сова,и с криком: «У – у – у» ищет зайца. Заяц замирает.
Когда сова находит зайца, они меняются местами.
Эти простые и теплые игры помогут вам приятно и полезно проводить время со своим ребенком, помогая ему быть радостным и счастливым, и укрепляя ваши отношения в семье.
Но помните, что самое главное – это не в какую игру играть, а как играть. И ответом на этот вопрос должно быть – с любовью! Самая полезная психотерапия – это любовь мамы и папы.
Как можно чаще целуйте, обнимайте своего ребенка, говорите ему о своей любви, о том, какой он у вас замечательный. Тогда любые игры будут самыми лучшими!
Источник
Известно, что способность сопротивляться болезням выше у тех детей, которые, даже имея определённые заболевания, охотно общаются и играют со своими сверстниками. Ограничивать в движении детей, страдающих теми или иными заболеваниями не нужно, так как они активно растут. Мышцы, находящиеся в динамике движения, развиваются интенсивнее. Недостаток активных действий оказывает негативное влияние на опорно-двигательный аппарат, а также на нервную, иммунную, эндокринную и другие системы детского организма.
В чём смысл игротерапии?
Лечебные развивающие игры были придуманы с целью формирования у ребёнка интереса, повышения его эмоционального фона, и выступают в качестве альтернативы различным лечебно-профилактическим упражнениям, которые дети не всегда готовы выполнять целенаправленно и беспрекословно, даже если эти упражнения считаются самыми полезными.
Виды лечебных игр и их характеристика
Любая лечебная игра подбирается индивидуально в зависимости от заболевания. Для того чтобы в таких играх было легче ориентироваться специалисты разбили их на несколько групп:
- игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
- игры при заболеваниях дыхательной системы;
- игры при ДЦП;
- профилактические и восстанавливающие игры;
- игры, развивающие речь (логопедические игры);
- игры при различных нарушениях.
Требования к лечебным играм
Применяя игротерапию, следует учитывать следующие моменты:
- игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка, т.е. они должны быть простыми и доступными для него;
- игры должны пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым;
- игры должны стимулировать ребёнка к активным действиям;
- игры должны стимулировать ребёнка к самостоятельным действиям;
- игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.
Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Особое значение эти игры имеют для тех, кому скоро в школу. Ведь ребёнку придётся подолгу находиться в сидячей позе. Тут идеальным решением будет использование всевозможных подвижных игр и разминок.
«Котёнок» (2 – 4 года)
Цель. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Описание. Для игры понадобятся 2 верёвки и мячик. Ребёнок может побыть котёнком. Для начала пусть свернётся клубочком и изобразит, как котёнок спит. Затем котёнок просыпается и потягивается. Для этого малышу нужно встать на четвереньки и прогнуть спину вниз, а голову одновременно поднять вверх.
Также котята очень любят гоняться за верёвочкой. Для этого ведущий берёт верёвочку за один конец и тянет, а ребёнок пытается поймать её, передвигаясь на четвереньках вслед за ней.
А ещё кошки любят охоту. На полу раскладывается верёвка. Ребёнок должен пройти по ней на четвереньках аккуратно, не торопясь, чтобы не упасть с «забора». Вдруг охотник видит добычу, спрыгивает с забора и крадётся. На полу из обеих верёвок выкладывается узкая дорожка, по которой малыш должен пройти, передвигаясь на четвереньках. При этом нужно пригнуться к полу и стараться не задевать верёвок.
«Платочек» (4 – 6 лет)
Цель. Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие координации движений и равновесия.
Описание. Для игры понадобятся платочек, палка и коврик. Ребёнок садится на гимнастический коврик, вытянув ноги вперёд и широко их расставив. Сзади упор должен быть на кисти рук. Палка располагается между ног. Справа от неё кладётся платок. Ребёнку необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести через палку к левой ноге, после чего вернуть правую ногу в первоначальное положение. Далее тоже самое нужно проделать левой ногой. Выполнить упражнение несколько раз.
В том случае, если играют несколько детей, можно устроить соревнование: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив.
Игру также можно усложнить, если через палку переносить обе ноги с платком.
«Выкрутасы» (5 – 7 лет)
Цель. Улучшение подвижности плечевых суставов.
Описание. Для игры нужна будет верёвка. Ребёнок держит в руках верёвку, расставив руки по ширине плеч. Затем начинает переступать через верёвку, не выпуская её из рук, заводит за спину, переносит через голову и снова опускает перед собой. Далее из раза в раз расстояние между руками уменьшается и упражнение повторяется.
Для добавления в игру элемента соревнования взрослый может играть вместе с ребёнком или организовать игру с несколькими детьми.
Победителем в игре считается тот, кому с минимальным расстоянием между руками удастся переступить через верёвку.
Кстати, вместо верёвки можно использовать длинное скрученное полотенце.
Игры при заболеваниях дыхательной системы
Правильное дыхание тренирует лёгкие и является достойной профилактикой различных заболеваний дыхательных путей. Закалять организм и формировать правильное дыхание необходимо с раннего детства.
«Цветочек» (2 – 4 года)
Цель. Формирование правильного дыхания.
Описание. Для этой игры нужно опуститься на колени, а руки сложить вдоль тела. Затем около 2-х минут малыш изображает растущий и распускающийся цветок. Сначала поднимает руки вверх через стороны, затем постепенно поднимается на ноги с коленок. В конце ребёнку нужно встать на цыпочки и раскрыть руки, слегка разведя и округлив их, словно цветочную чашечку. Эти движения выполняются очень медленно и прерывисто: лёгкое смещение – пауза, ещё смещение – и снова пауза.
Все движения необходимо совмещать с дыханием: во время них малыш вдыхает небольшое количество воздуха, во время паузы делает выдох, при этом выпуская не весь воздух, а немного оставляя в лёгких. Каждый следующий вдох должен быть чуть больше, нежели выдох. В полной мере лёгкие должны наполниться воздухом только тогда, когда цветочек полностью раскроется (распустится). После этого последнего и самого глубокого вдоха совершается несколько максимальных по объёму выдохов и вдохов. Затем руки опускаются. Можно расслабиться.
«Пузырьки» (3 – 5 лет)
Цель. Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей).
Описание. Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него соломинку. После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем лучше.
При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с призами.
«Лыжник» (5 – 7 лет)
Цель. Тренировка согласованности динамических и дыхательных движений, улучшение дыхания (при заболеваниях нижних дыхательных путей).
Описание. Поведайте малышу, что скоро должны состояться Олимпийские игры и вам предложили участвовать в лыжных гонках. Однако для успешного участия необходимы тренировки. Для начала нужно освоить технику. С этой целью ребёнок, слегка расставив ноги, по команде изображает спуск с горы. При этом, вытягивая руки вперёд, им совершается вдох, а на выдохе руки вытягиваются назад, и делается глубокое приседание. Повторить 5 – 6 раз.
Игры при ДЦП
ДЦП (детский церебральный паралич) – это группа двигательных нарушений, формирующихся при поражении двигательных центров головного мозга и проявляющихся в недостатке или полном отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мускулатуры.
«Встречи-проводы» (2 – 3 года)
Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Описание. К ребёнку поворачивают открытые ладони обеих рук, и он повторяет:
«Серёжина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка».
«Здравствуйте, ладошки!» (обе пары ладошек прижимаются друг к другу).
«И до свидания!» (ладошки расходятся).
«Серёжин пальчик – мамин пальчик».
«Здравствуйте, пальчики!» (кончики пальцев соприкасаются).
«До свидания, пальчики!» (пальцы нужно разъединить и помахать ими).
Существует и более сложный вариант:
«Серёжино колечко – мамино колечко» (соединяются сначала большой и указательный пальцы, затем большой и средний и т.д.).
Следует отметить, что каждый детский пальчик должен уметь двигаться самостоятельно, а не только одновременно с другими пальцами.
«Мяч» (3 – 5 лет)
Цель. Расслабление спастичных (напряжённых) мышц, улучшение координации движений.
Описание. Упражнения выполняются при помощи методиста, встающего сзади ребёнка и удерживающего его на мяче.
- Ребёнок стоит на полу на коленях перед мячом, опираясь на него руками. Затем поочерёдно поднимается на каждую ногу, а потом встаёт на обе ноги и катается по мячу вперёд-назад.
- Малыш лежит животом на мяче, руками опираясь на пол, и катается на животе вперёд-назад, перебирая руками по полу.
- Ребёнок лежит животом на мяче и опирается на ноги, выполняя круговые вращения на мяче, перебирая при этом ногами по полу в одну и в другую сторону.
- Малыш сидит на мяче верхом и качается из стороны в сторону с поочерёдной опорой на каждую стопу.
- Ребёнок лежит на мяче боком и опирается на пол одной рукой, а затем начинает кататься вперёд-назад, перебирая по полу опорной рукой (с помощью взрослого).
- Ребёнок лежит на мяче спиной (взрослый поддерживает его за руки) и при помощи рук выполняет подтягивание корпуса вперёд.
- Малыш, стоя перед мячом, катает его с помощью ноги. Стопа при этом должна быть сверху. Спину необходимо держать прямо. Повторить другой ногой.
- Ребёнок, сидя на мяче, выполняет повороты туловища в стороны. Спина должна быть прямой.
- Малыш, сидя на мяче, выполняет наклоны в стороны, опираясь поочерёдно на каждую стопу.
«Добрая сказка» (5 – 7 лет)
Цель. Развитие воображения, образного мышления, умения работать в команде.
Описание. В игре принимают участие 4 – 5 детей. За основу берётся любая сказка с грустным концом, например «Снегурочка» или «Русалочка» и т.п. Детям предлагается подумать, как эту сказку можно изменить, используя героев из других сказок, так, чтобы она закончилась положительно.
Побеждает команда, наиболее интересно и весело представившая сказку в виде мини-спектакля.
Если вдруг у ребят не получится предложить ни одной сказки, которая бы ещё не принимала участие в игре, можно придумать новые финалы известных детям сказок.
Профилактические и восстанавливающие игры
Игры этой группы улучшают настроение, стабилизируют работу сердечно-сосудистой и нервной систем, укрепляют ослабленные во время болезней мышцы, улучшают обменные процессы и повышают сопротивляемость организма инфекциям.
«Поймай птичку» (2 – 3 года)
Цель. Развитие быстроты реакции.
Описание. Одна ладонь ребёнка кладётся на ладонь взрослого. После этого нужно начать медленное и плавное поглаживание детских пальчиков поочерёдно, приговаривая: «Синичка, синичка». А затем быстро сказать: «Сорока», схватив при этом малыша за пальчик и потрясти его, сопровождая это следующими словами: «Поймал, поймал!». Ребёнок должен успеть убрать руку при произнесении слова «сорока». Если это у него получается, нужно сказать: «Улетела, улетела!», после чего поменять руки.
Можно поменяться ролями в том случае, если малыш будет хорошо справляться с поставленной задачей.
«Полёты на облачке» (3 – 5 лет)
Цель. Улучшение сна и процесса засыпания.
Описание. Эту игру следует проводить вечером перед отходом ребёнка ко сну. Малыш должен лечь в постель. Предложите ему закрыть глаза и представить себя сидящим в небе на белом пушистом облачке, медленно плывущем и уносящем его в страну снов. Пусть малыш ощутит, как его ножки расслабляются и становятся лёгкими-лёгкими, а затем расслабляются ручки и также становятся лёгкими. По всему телу разливается приятное тепло. Веки становятся тяжёлыми. После этого пусть ребёнок вообразит, что сам превращается в белое облако и плывёт по небу вместе с другими облаками, а затем представит, что видит сверху: такие же облака, плывущие рядом, лужок с мягкой зелёной травкой внизу. Пусть он «увидит», как блеснула речка, «услышит», как журчит вода и т.п.
«Угадай, что шумит» (5 – 7 лет)
Цель. Улучшение слуховой функции за счёт отработки различения неречевых звуков.
Описание. Для игры нужны предметы, издаваемые шум (фантик, лист бумаги и т.д.). Играть можно как с одним, так и с несколькими детьми. Водящий (взрослый) должен усадить детей в ряд спиной к себе, чтобы никто из них не увидел, что он делает. Затем, используя подручные предметы или вещи, присутствующие в помещении, он начинает издавать определённые звуки. Задача детей – отгадывать источники звука.
Воспроизводить можно любые более или менее узнаваемы детьми шумы: шорох сминаемой бумаги или перелистываемой страницы, шуршание конфетного фантика, хлопок в ладоши, цоканье языком, гудок детской машинки, щелчки пальцами, звон колокольчика и др. Участник, отгадавший наибольшее количество звуков, побеждает.
Логопедические игры
Посетив консультацию логопеда, можно, основываясь на его рекомендациях, использовать некоторые игры, направленные на решение конкретных проблем с речью ребёнка.
«Зарядка для губ и языка» (3 – 5 лет)
Цель. Развитие моторики речевого аппарата (тренировка артикуляционного аппарата).
Описание. Можно предложить ребёнку сделать весёлую зарядку.
- «Как зевает лев?». Малыш растягивает рот в улыбке и на счёт «раз-два-три-четыре-пять» широко его открывает, а затем медленно закрывает. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
- «Улыбка». Малыш широко улыбается, показывая все свои зубки, удерживая такое положение до 10 – 15 секунд.
- «Трубочка». Ребёнку вытягивает губы в трубочку, как будто пытается произнести звук «у», и удерживает это положение в течение 10 – 15 секунд.
- «Вверх-вниз». Малыш растягивает рот в улыбке, широко его открывая. Нужно поочерёдно дотрагиваться языком то до верхней, то до нижней губы. Упражнение повторяется 4 – 5 раз. После этого нужно подвигать языком вверх-вниз за зубами, следя при этом за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть.
- «Любопытный язычок». Улыбаясь, малыш высовывает язычок вперёд и двигает им из уголка в уголок рта.
- «Весёлый маляр». Ребёнок растягивает рот в улыбке, широко открыв его, и выполняет движения по нёбу от зубов к горлу с помощью кончика языка, изображая движения кисти маляра. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
- «Сытый кот». Слегка приоткрыв рот, малыш улыбается и облизывает язычком из угла в угол сначала верхнюю губу, а затем и нижнюю. Упражнение повторяется по 4 – 5 раз в обе стороны.
Если вдруг малыш заскучал, можно найти или сочинить интересные стишки к каждому из упражнений.
«Времена года» (4 – 6 лет)
Цель. Развитие связной речи, обучение ребёнка абстрактным понятиям.
Описание. Для этой игры нужны будут картинки с изображениями разных времён года. Необходимо рассказать ребёнку о разных временах года, месяцах и признаках времён года. После этого поговорите с ребёнком о зиме, весне, лете и осени. Спросите у него, какая погода, во что одеты люди, какие признаки наблюдаются в природе.
Можно разучить небольшие стихи, приметы о временах года, использовать загадки.
Вы также можете выбрать любые другие темы для обсуждения и использовать соответствующие картинки или окружающие предметы.
«Где спрятался звук» (6 – 7 лет)
Цель. Обучение дифференциации звука в слогах, словах и предложениях.
Описание. Ребёнку предлагается слово, предложение или небольшой текст, в котором он должен найти определённый звук. Со временем можно усложнить задание – определить слова со схожими звуками «з» и «ж», «с» и «ш», «л» и «р». Например, коза и кожа, Сашка и шашка, ложки и рожки. Объясните ребёнку, как меняется смысл слова, если один звук заменить на другой.
Подобранный вами текст должен быть интересен малышу.
Игры при различных нарушениях
Игры этой группы подбираются в зависимости от определённых нарушений.
«Постирушки» (2 – 3 года)
Цель. Развитие мелкой моторики, внимания и обучение различению цветов (при отставании в психомоторном развитии).
Описание. Для игры нужны пластмассовые ведёрки и разноцветные прищепки. Необходимо разделить прищепки пополам и поместить по такому набору прищепок в каждое ведёрко. Для начала покажите ребёнку прищепки разных цветов и назовите эти цвета. Затем продемонстрируйте, как нужно брать прищепки тремя пальцами и крепить их к краю ведёрка. Далее предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете цвет, а он достаёт соответствующую прищепку и прикрепляет её к краю ведёрка. Если вы видите, что ребёнку трудно, помогите ему. После этого можно попробовать поменяться ролями. Можно также предложить ребёнку крепить прищепки, чередуя цвета.
«Парашютисты» (3 – 5 лет)
Цель. Развитие координации движения, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие равновесия (в случае нарушения качества движений при некоторых хронических заболеваниях).
Описание. Вам понадобятся скамейка и мел. Рядом со скамьёй при помощи мела рисуются три круга: один – рядом, второй – немного дальше, третий – ещё дальше. Игроки должны изобразить парашютистов. Скажите детям, что хороший парашютист умеет приземляться точно в круг. Далее ребята поочерёдно прыгают со скамейки в каждый из кругов. Победителем объявляется тот, кто выполнит задание и приземлится точно в круг, сохранив при этом равновесие.
Продемонстрируйте детям, как прыгать правильно, мягко пружиня на носках.
«Ручеёк-ручей» (4 – 7 лет)
Цель. Развитие ловкости, обучение прыжкам, укрепление различных мышечных групп (при некоторых нарушениях обмена веществ).
Описание. Для игры нужен только мел. Мелом рисуется ручеёк, русло которого постепенно расширяется. Дети поочерёдно прыгают на двух ногах сначала через узкий участок ручейка, а затем продвигаются дальше. Победителем считается тот, кому удалось перепрыгнуть ручей с самой широкой его части, или тот, кто продвинулся вдоль ручья как можно дальше.
Признаки детского утомления и их устранение
Детская усталость может быть вызвана чересчур эмоциональной игрой, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, плохим освещением, шумом и т.п. Кроме того, дети, страдающие определёнными заболеваниями, быстро утомляются и теряют интерес к играм, поэтому очень важно вовремя это заметить. Существуют следующие признаки утомления:
- ребёнок начинает тереть глаза и зевать;
- ребёнок начинает отвлекаться;
- ребёнок капризничает и плачет;
- ребёнком допускаются ошибки в ходе игры;
- движения становятся вялыми и замедленными;
- ребёнок проявляет агрессию к окружающим;
- наблюдается гиперактивность;
- неразговорчивость и поиск уединения (индивидуальные особенности).
Следует также учитывать скорость утомления, которая может зависеть от возраста, типа темперамента ребёнка, степени тяжести заболевания, наличия или отсутствия у него опыта общения со сверстниками, а также умения окружающих в нужный момент объяснить, подбодрить и похвалить ребёнка.
Во избежание усталости ребёнка родители должны придерживаться следующих правил:
- соблюдать режим дня ребёнка;
- как можно чаще бывать с ним на свежем воздухе;
- обеспечивать комфортный температурный режим в игровой комнате;
- как можно чаще разнообразить игры;
- чередовать активные игры со спокойными;
- не прерывать неожиданно интересную для ребёнка игру;
- уважать потребность ребёнка в движении, общении, познании нового и помогать ему в этом.
Источник