Имеются ли противопоказания к профессии педагога

Имеются ли противопоказания к профессии педагога thumbnail

1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).

2. Нравственная нечистоплотность.

3. Рукоприкладство.

4. Грубость.

5. Беспринципность.

6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.

7. Безответственность.

Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:

Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.

Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.

Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ

2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Деятельность понимается нами, с одной стороны, как категория научного знания, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой, как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.

В отличие от законов природы социальные законы обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт.

Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат (см. схему 6).

СХЕМА 6

СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по А.Н. Леонтьеву)

Имеются ли противопоказания к профессии педагога

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

— обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;

— становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

— является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;

— создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;

— является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;

— обеспечивает познание и преобразование окружающего мира (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 165).

Важнейшими характеристиками деятельности являются:

— предметность— она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира (Давыдов В.В. Деятельность: теория, методологии, проблемы. М., 1990. С. 151);

— социальность— деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999, С. 166);

— сознательность— в процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую (Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1978, С, 103—104).

Результаты деятельности легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях.

Потребность состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его осуществления и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.

Мотив побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.

Цель— осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

Задача данная в определенных условиях цель деятельности (Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983. Т. 2. С. 156), которая должна быть достигнута при преобразовании этих условий.

Действиеединица деятельности, произвольная преднамеренная, опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели (Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997. С. 120).

Операция способ осуществления действия, определяемый условиями данной ситуации.

К деятельности человек побуждается различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей.

Деятельность осуществляется через ряд внутренних, связанных между собой действий и включает в себя те или иные автоматизированные компоненты.

Деятельность человека — необходимое условие его развития, в процессе, которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

Источник

Издавна передавать опыт, знание, прививать молодому поколению моральные, социальные, идеологические ценности отбирали особых людей. Сам же процесс передачи опыта и знаний сегодня именуется педагогической деятельностью.

Не удивительно, что не все граждане годились стать учителями. Перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, определен на законодательном уровне.

Правовой статус педагога

Педагог – профессиональный специалист, в обязанности которого вменены учеба, воспитание, развитие, образование личностей. Подобная деятельность может осуществляться индивидуально, либо в специальном заведении (садик, школа, училище, специализированное, либо высшее учебное заведение).

Педагогическая деятельность в РФ регулируется ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Здесь определены основные государственные гарантии, механизмы, как любой гражданин может реализовать свое право на обучение, условия развития всей образовательной системы страны, взаимодействие между участниками этого процесса.

Правовой статус педагогических работников

Документ определяет, что педагогический работник – это физическое лицо, которое должно состоять в трудовых отношениях с организацией, ведущей образовательную деятельность. Такой специалист обязан выполнять функции обучения, воспитания, сопровождения учебного процесса.

Процесс образования делится на такие этапы:

  1. Общее. На этом этапе человек получает общие знания, умения, компетенции, информацию, необходимую для дальнейшего осознанного выбора вида трудовой деятельности, либо для получения профессионального образования. Как правило, это садик, школа.
  2. Профессиональное. На этом этапе обучающемуся прививают специальные углубленные знания в определённой сфере, которые он сможет использовать в будущем на благо общества. К этой группе можно отнести училища, техникумы, колледжи, институты, академии, университеты.
  3. Дополнительное. Подобный вид образования направлен на всестороннее развитие личности. Обычно это второе и последующие высшее образование, либо профессиональная научная деятельность, соискательство.

Важно отметить, чтобы стать учителем (преподавателем), будущий педагог должен получить профессиональное образование в педагогической сфере, иметь высокие моральные качества, постоянно быть образцом для подражания.

Помните, правовой статус и критерии определения соответствия педагога возлагаемой на него учебной функции определены законом. К таким специалистам со стороны гражданского общества присутствуют повышенные требования относительно поведения (даже в быту), способа и стиля жизни, общения среди коллег, с окружающими.

Требования к педагогам

Учитывая, что для учебно-воспитательного процесса требуется люди с педагогическим образованием, а также определённым типом характера, к педагогам имеются определенные профессиональные, личностные, моральные требования. Здесь стоит остановиться на таких требованиях, что должны соблюдать учителя:

  • выполнение учебной деятельности на высоком профессиональном уровне;
  • соблюдение во время процесса обучения нравственных, правовых, этических норм;
  • уважение ко всем участникам образовательного процесса;
  • проявление инициативы, развития у обучающихся интереса к познанию, развитию, нестандартному мышлению, здоровому способу жизни, активному труду на благо общества;
  • использование прогрессивных методов и методик обучения, выполнение заложенных программами обучения нормативов;
  • в период обучение постоянный мониторинг и учет психологических особенностей всех участников обучаемого коллектива с последующим индивидуальным подходом к каждому из них;
  • постоянно повышать свой профессиональный уровень, участвовать в программах переподготовки, повышения квалификации, стремиться к применению прогрессивных форм обучения;
  • принимать участие в периодических аттестациях педагогических сотрудников;
  • придерживаться действующих в учебной организации правил, распорядка, инструкций, следить за своим состоянием здоровья, проходить периодические медицинские осмотры, выполнять требования охраны труда, а также доносить эти знания к обучающимся;
  • выполнять нормы устава организации, с которой имеет трудовые отношения.

Помните, если сравнивать педагога с обычным работником, то требования к учителю в разы выше, чем к высококлассному специалисту одиночке. Ведь кроме себя педагог несет ответственность за весь вверенный ему коллектив и конечные результаты его обучения.

Кого не примут на работу преподавателем

Чтобы стать настоящим педагогом необходимо иметь к этому предрасположенность, получить специальное педагогическое образование и длительное время практиковаться. Для этого требуется терпение, желание, определенный склад характера. Но даже при их наличии стать учителями могут не все.

Читайте также:  Кордицепс показания и противопоказания

Закон ограничивает некоторым категориям лиц возможность участия в педагогической деятельности. В этот список включены:

  • лица, которых через суд лишили права заниматься воспитательной и педагогической деятельностью;Кто не может работать педагогом
  • граждане, имеющие судимость за убийство, изнасилование, телесные повреждения, посягательство на территориальную целостность страны (учитываются погашенные и непогашенные), либо их преследовали за любые тяжкие уголовные преступления (кроме тех, кто был в установленном порядке реабилитирован из-за политических преследований);
  • признанные недееспособными;
  • у которых обнаружены хронические заболевания, перечень которых утверждается специальным федеральным органом власти, ответственным за медицину.

Вместе с этим, в законе присутствуют некоторые смягчающие обстоятельства касательно лиц, имеющих судимости. В частности, если такая судимость не касалась жизни, здоровья, образа жизни человека, а также территориальной целостности страны, имела минимальное влияние на социальное общество и было полностью погашено, могут быть допущены к преподаванию по решению комиссии, отвечающей за несовершеннолетних граждан.

Помните, перед тем, как допускать будущего учителя к обучаемым (особенно если это подростки), учебное заведение обязано удостовериться, что в такого человека отсутствуют предусмотренные законом противопоказания.

Недееспособность педагога

Дееспособность, это возможность человека осуществлять трудовую, общественную, гражданскую деятельность и пользоваться всеми правами гражданина. По умолчанию это состояние наступает после достижения 16 лет.

Следовательно, недееспособность – это невозможность выполнять свои обязанности, либо полноценно пользоваться всеми правами из-за психологического расстройства личности, тяжелой болезни, старости, перенесенных травм. Важный момент, в этом состоянии человек не может осознавать значение своих поступков, руководить ими, а также нести ответственность за наступившие последствия.

Если же человек может осознавать значение своих действий, но для того, чтобы правильно себя вести нуждается в посторонней помощи – такое состояние называют ограниченная недееспособность. К этой категории можно отнести лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, игроманией.

Признать педагога недееспособным, либо ограниченно дееспособным может только суд. Для этого потребуется:

Подготовить обращение в суд о признании педагога недееспособным. Это могут сделать его близкие родственники, либо орган опеки, прокуратура за представлением учебного заведения.

Провести судебно-психологическую экспертизу состояния здоровья опального педагога. Процедуру предлагают выполнить добровольно, но при определенных обстоятельствах можно направить и на принудительное прохождение экспертизы.

Получить медицинское заключение о состоянии здоровья, а также судебное решение об установлении факта недееспособности конкретного учителя. Назначить ему опекуна.

Решение суда об признании педагога недееспособным является основанием для прекращения с ним трудовых отношений. Иными словами, больше он не сможет работать с обучаемыми, а передаётся органам опеки, для назначения опекуна.

Помните, недееспособность – одна из причин, по которой с педагогом могут прекратить трудовые отношения без его согласия.

С каким заболеванием нельзя работать в образовании

На законодательном уровне для определенной категории граждан, имеющих опасные для окружающих заболевания, установлен запрет на педагогическую деятельность. Полный перечень таких заболеваний определен правительственным постановлением РФ от 01.12.2004 № 715.

Тут были выделены социально значимые, а также заболевания, опасные для окружающих.

В перечень вошли такие наименования заболеваний:

  • туберкулез;
  • заболевания, что передаются половым путем;
  • гепатит В, С;Заболевания, с которыми нельзя работать педагогом
  • ВИЧ инфекция;
  • различные злокачественные новообразования (онкологические болезни), сахарный диабет;
  • расстройства психики, поведения;
  • болезни, вызваны повышенным кровяным давлением;
  • различные вирусные лихорадки;
  • наличие в активной стадии чумы, холеры, педикулеза, акариаза, дифтерии, сибирской язвы, малярии, короновирусной инфекции.

Важно отметить, что если человек переболел одной из таких болезней и на момент прохождения медицинской комиссии имеет иммунитет, ограничение действовать не будет.

В то же время, при наличии активной фазы болезни, либо при хронических (неизлечимых) болезнях, из-за которых может пострадать сам будущий педагог (например, сахарный диабет, давление), либо причинить вред свои ученикам (расстройства психики, поведения, туберкулез) его попросту не допустят к выполнению преподавательской деятельности.

Кроме этого, если человек страдает алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, имеет зависимость от игр, и это имеет документальные подтверждения (медицинские заключения, судебные решения, постановления полиции) ему также могут отказать в трудоустройстве на должность преподавателя.

Помните, прохождение медицинской комиссии – это обязательный этап трудоустройства в любое учебное заведение, а дальше периодически в процессе преподавания.

Может ли судимый быть педагогом

По общему правилу, имеющий судимость человек не должен привлекаться к образовательному процессу. Но законом предусмотрены для бывших осужденных некоторые поблажки. В частности, исключения могут быть применены:

  1. Относительно лиц, которых преследовали по политическим мотивам, а дальше в установленном порядке реабилитировали.
  2. Если человека незаконно помещали для принудительного лечения в психиатрическое медицинское заведение, а потом реабилитировали.
  3. Незаконно осужденных за клевету.
  4. Когда преступление, совершенное человеком, было в установленном порядке погашенным (снятым), не считается тяжелым, а также не присутствует в перечне, определённом законом.

Важно отметить, что на момент обращения человека в комиссию по делам несовершеннолетних, отвечающую за рассмотрение подобных вопросов и принятие решения о допуске лица к педагогической практике, уголовное преследование было уже прекращено.

Помните, если совершенное в прошлом преступление не считается тяжелым, особо тяжелым, умышленным, не включено в определенный законом список, гражданин может претендовать на педагогическую вакансию. Но решение принимается специальной государственной комиссией по несовершеннолетним.

Вебинар по теме «Правовой статус педагогических и иных работников»

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также:  Ультразвуковой лифтинг лица противопоказания

Источник

И вы, молодые девушки и юноши, придя в педагогическое учебное заведение, сделали свой важный выбор – вы приняли решение овладеть профессией ПЕДАГОГА. Профессией интересной, благородной, творческой, но самой ответственной и сложной.

Имеются ли противопоказания к выбору профессии учителя?

Да, не каждый способен стать учителем. Об этом рассказал В.А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю» (гл.2, т.2). Уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, – сказала она, – я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам – проверьте сами себя, если труд не дает вам радости – уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».

Итак, педагогический труд должен быть любимым делом, и дети должны любить педагога.

Для того чтобы стать педагогом, учителем, вам предстоит научиться делу воспитания и обучения подрастающего поколения, овладеть профессией.

(Познакомить студентов с составом профессорско-преподавательского коллектива университета.)

Большую роль в профессиональном становлении педагога играют теоретические знания, компонентом которых является понятийный аппарат, т.е. научная терминология по предмету. Поэтому следует всегда помнить, что важно четко знать определение понятий, не нарушать принципа научности, который предполагает соблюдение принципа точности (нельзя упрощать, выхолащивая смысл).

Поэтому на занятии и дома вы должны быть внимательными к научной терминологии, записывать точные определения понятий. Целесообразно в конце тетради завести словарик, куда вносить тезаурус по предмету в алфавитном порядке.

Изучение психолого-педагогических дисциплин в педвузе начинается с курса «Введение в профессионально-педагогическую специальность»,

Древняя, массовая и уникальная профессия

Учительская профессия – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. В.И. Ленин назвал воспитание «вечной категорией». Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.

Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий специфических теоретических знаний и практических умений и являющийся обычно источником существования человека. А в лат. яз. professio – от profiteor, что значит «объявляю своим».

Учитель – преподаватель, наставник (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).

Преподаватель – передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт.

Наставник наставляет, как себя вести, как надо жить, воспитывает. В.Г. Белинский писал: «Как важен, велик и священ сан воспитателя:
в его руках участь целой жизни человека».

Учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколением. Это доверенное лицо общества.

Педагог (греч. paidagogos) – специалист, занимающийся воспитательной и преподавательской работой как профессией; учитель, преподаватель.

Обучать и воспитывать – это две основные функции деятельности учителя. Эти функции сохраняются во все времена, меняется только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; меняются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания, обучения; новые методы, формы работы учителя.

Что меняется в разные исторические периоды

Что постоянно (основные функции деятельности учителя)

с какой целью? (цель)

обучать и воспитывать подрастающее поколение

чему? (содержание)

– ” –

как? (способы)

– ” –

каким образом? (средства)

– ” –

Обратимся к конкретным фактам:

  1. Демокрит (460–370 до н.э.) – древнегреческий философ-материалист, представитель античной демократии, противник рабовладельческой аристократии: для подготовки граждан, способных жить в условиях демократии, в процессе воспитания важно учитывать «природу» детей и предпочитать средства убеждения средствам принуждения;
  2. Плутарх (ок. 46 – ок. 127) – древнегреческий писатель и историк; о воспитании говорил: чтобы воспитать мужественных, смелых, жестких, закаленных граждан, способных расправляться с рабами и вести войны, нужны суровость и жесткость в обращении с детьми;
  3. Обратимся к нашему времени. С 1984г. в российском образовании осуществляются преобразования – реформы.

В.: Чем они вызваны и какого выпускника требует современное общество?

– Изменения в политическом, социально-экономическом, культурном развитии страны требуют от школы особого выпускника – человека творческого, с нестандартным мышлением, способного быстро перестраиваться в столь динамично меняющемся мире; человека высоконравственного, культурного, способного качественно овладеть профессией, а потом самореализоваться в педагогической деятельности.

И главная цель школы – запустить механизм самообразования ребенка, его мотивацию к учению, научить самообразованию.

Новый заказ общества школе требует изменений в профессиональной подготовке учителей.

В.: Какой учитель нужен современной школе?

– Высокий профессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент и инноватор.

Но, несмотря на высокие требования к учителю, это достаточно массовая профессия. В настоящее время только в школе работает 3 млн педагогов, в ближайшие 10 лет их число должно возрасти в 1,5 раза.

В.: О чем свидетельствует массовый характер учительской профессии?

– Данный факт говорит о ее значимости для общества. Потребность общества в учителях не снижается; наоборот, в ряде регионов наблюдается недостаток педагогических кадров.

В.: А что можно сказать о престижности нашей профессии?

– Трудная, сложная, требует большого напряжения физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных сил; высокие требования к профессии со стороны общества, родителей, детей.

– Никаких привилегий (особых прав, преимуществ) и пока что недостаточное материальное обеспечение (зарплата, жилье, условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья и т. д.).

В свое время Ян Амос Коменский (1592–1670 гг.) находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века обращался Я. А. Коменский к человеческому обществу, чтобы оно ценило учителя и возвышало его.

– Это уникальная (неповторимая, особенная) профессия.

В.: Почему же мы с вами, несмотря на высокие требования к профессии и ее сравнительную непрестижность, выбираем ее? Что нас привлекает в профессии учителя?

– Выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями:

  • это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;
  • стремление жить активно, в вечном движении;
  • тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);
  • это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;
  • и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает.
Читайте также:  Пролапс митрального клапана противопоказания и спорт

Нередко можно услышать вопрос: «Учитель – это профессия, призвание (склонность к тому или иному делу, профессии) или ремесло?».

– Да, учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям прежде всего…

Практикум

Кто может стать учителем, а кому не надо быть учителем? Проверьте свой выбор!

  1. Тест «Склонны ли вы к профессии сферы “человек – человек”»:
    а) отвечать на вопросы словами «да» или «нет»;
    б) итоги тестирования: подсчитать количество «да» или «нет».
    У кого больше «да», тому не очень подходит профессия с частыми и напряженными межличностными контактами, надо много поработать над собой, чтобы добиться успеха.
  2. Специфика труда учителя в понимании В. А. Сухомлинского
    Как же определяет своеобразие учительской профессии В.А. Сухомлинский?
    Ответить на этот вопрос поможет нам работа со статьей В.А. Сухомлинского «Что такое призвание к труду учителя» (фрагмент книги «Сто советов учителю»).

Чтение статьи, затем краткая формулировка и запись основных тезисов в тетрадь. При недостатке времени – самостоятельное чтение и выделение основных тезисов, а затем конспектирование статьи (домашнее задание).

В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя

1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

2. Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?! (Рассказать об ученике, который в колонии «давал» уроки литературы, уроки доброты, гуманизма.) Идея отсроченного влияния учителя на ученика.

3. Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.

4. Учитель – не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность ученика. Здесь мы видим «соавторство» учителя, семьи и общества в воспитании детей.

Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей.

Главный скульптор – учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика.

Это в идеале, а в жизни – очень сложно и трудно.

Рис. 1

5. Объект учительского труда – духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя – личность творца, гуманиста, созидателя.

6. Объект нашего труда – постоянно меняющийся ребенок, наш труд – формирование человека. Это огромная ответственность.

«И сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества».

Комментарии к статье

Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Остановимся еще на одной особенности труда учителя – это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя.

Рис. 2. Схема ролей-функций учителя в его деятельности

Другую схему ролей учителя предлагает психолог Владимир Леви.

Рис. 3. Ролевой рецептуар Учителя (по В. Леви) 1

Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.

Домашнее задание
  1. Изготовить карточку: выбрать и переписать заметку о школе, учителе, об образовании; выделить и подчеркнуть главные мысли; продумать и записать 3–4 вопроса по проблеме заметки. Высказать свою точку зрения по проблеме заметки.
    Карточку оформить на альбомном листе, подписать (№ группы, фамилия, имя) – к занятию.
  2. Взять интервью у учителей школ, преподавателей института на одну из тем:
    • «Какие трудности (проблемы) существуют у учителя, школы, системы образования на современном этапе развития общества»;
    • «Каковы перспективы (возможности) учительской профессии».

    Сделать записи по результатам интервью – к занятию.

  3. Подготовить сообщения (на 3 мин) о проблемах, трудностях учителя, классного руководителя, школы в целом, всей системы образования на современном этапе развития общества, используя периодическую печать: газеты «Педагогический вестник», «Педагогический калейдоскоп», «Учительская газета» и др. – к занятию.
  4. Законспектировать совет № 1, «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется», из книги В.А. Сухомлинского «Сто советов учителю», т. 2 – к занятию.
  5. Написать сочинение (2,5 листа) в тетрадях для творческих работ по «Введению в педагогическую профессию (ВвПП)» – к занятию.
    Темы сочинений:
    1. Почему я выбрал(а) профессию учителя.
    2. Моя первая учительница.
    3. Портрет учителя.
    4. Как я готовил(а) себя к выбору профессии.
    5. Я и профессия учителя.
    6. Этюды об учителе.
    7. Мой идеал учителя.
    8. Учитель будущего.
    9. «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».
    10. Учителями славится Россия.
  6. Самостоятельно законспектировать лекцию «Спектр педагогических специальностей. Перспективы педагогической профессии и пути ее получения» – к занятию.
  7. Подумайте над вопросами и выполните задания:

    1. Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе?
    2. Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессии учителя. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педвуз?
    3. Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (если да, то обоснуйте свой ответ).
    4. Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества.
    5. Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда.
    6. В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы?
    7. Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие?
    8. В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя?
    9. Проанализируйте схему «Ролевой репертуар Учителя» (по В. Леви) и выявите положительные и отрицательные роли учителя.
    10. Проанализируйте условия работы учителей, воспитателей в образовательных учреждениях (ОУ) города. Каковы негативные последствия для учителей и учеников, например, дефицита педагогических кадров в ОУ?
    11. Разработайте тестовые задания по 1–4 темам курса «Введение в педагогическую профессию».

Призвание – это сознательная устремленность личности к определенной деятельности, как бы посвящение себя ей; способности, знания и умения, необходимые для ее выполнения, убежденность в том, что это дело наиболее подходит для нее, станет делом всей жизни.

Таким образом, в ядре призвания – высокая сформированность способностей