Яхтовый лак для пола применение и противопоказания

Для сохранности морских и речных судов уже довольно долгое время применяется яхтенный лак, который отличается повышенной влагостойкостью. Предохранять лакированием деревянные суда оказалось и удобно, и выгодно, и достаточно простою. Лак для яхт, использовавшийся в узкоспециальных целях, в последнее время стал получать все более широкое распространение в строительных и ремонтных работах не только как лак для наружных работ по дереву.
Яхтный лак применяют при выполнении фасадных работ, для покрытия деревянных частей наружного использования, при лакировке внутренних поверхностей из дерева.
Толуол и ксилол, входящие в состав яхтного лака для наружных работ, относятся к химическим веществам повышенной токсичности. Используется ли яхтный лак для пола или любой другой вид яхтного лака, хорошего или плохого качества — в нем все равно присутствуют токсичные бензолы.
Общие характеристики
Отравление веществами такого рода очень тяжело переносится человеческим организмом, поэтому лак для внутренних работ применяется с соблюдением необходимых мер предосторожности, в тщательно проветриваемом помещении, с соответствующей защитой органов дыхания и слизистых.
Но лучшего варианта для деревянных поверхностей, особенно там, где им угрожает повышенная влажность, придумать практически невозможно, поэтому яхтовый состав получает все более широкое применение. Яхтный лак используется теперь не только для речных и морских судов, но и для:
- обработки домового фасада;
- покрытия деревянных полов;
- лакирования музыкальных инструментов;
- облагораживания дачной мебели;
- обустройства бань из дерева;
- предохранения от погодных условий временных сооружений.
Корабельный лак (яхтный, палубный) в современном понимании строительных материалов означает надежный, долговечный, защитный, прочный и красивый одновременно. При соблюдении соответствующей техники безопасности использование для покрытия лака из этой категории означает высокую степень надежности.
На видео: особенности яхтного лака.
Виды и категории защитных покрытий
Степень токсичности, химический состав и технические показатели каждой распространенной категории, именуемой яхтным лаком, разнятся, в зависимости от того, для каких надобностей предназначаются определенные характеристики. Для того чтобы правильно подобрать необходимую степень прочности и устойчивость к воздействиям, недостаточно просто прочитать надпись «палубный лак» на яркой этикетке.
Нужно выбрать из нескольких категорий действительно подходящий, а для этого нужно знать состав и свойства, степень надежности и декоративности, рациональное целевое применение. По составу все лаки такого назначения делятся на:
- алкидные;
- алкидно-уретановые;
- из уретана и алкида;
- акрилатные.
Хороший лак для дерева не просто предохранит материал от внешних воздействий, но и придаст поверхности живописность и декоративность, сделает древесину самостоятельным элементом и смысловой акцентуацией определенного интерьера.
Деревянные дачные домики, комфортные коттеджи из дерева с теплым полом или внутренняя обшивка помещения приобретут более дорогой и живописный вид, если покрыть натуральные части интерьера лаком. Правильно подобранный состав позволит избежать неприятностей, связанных с токсичными испарениями.
Для будущей декоративности и живописности немаловажное значение имеет, какую из 2-х категорий выбрал застройщик: матовую или глянцевую поверхность. Матовый состав практичнее и не покрывается пылью, глянцевый хорош как декоративная составляющая, но пылится и требует дополнительного ухода. Глянцевый лак распространен там, где основной определяющей считается внешний вид, а не прочность покрытия, но не каждая краска хорошо будет выглядеть под матовым слоем.
Характеристики и целевое предназначение
Состав лака – основное, на что следует обращать внимание, вне зависимости от того, для каких надобностей он применяется. Высокая или низкая цена – не всегда правильный ориентир в выборе подходящего средства.
Полиуретановый лак с акрилом применяется для наружных работ и обладает не только устойчивостью к воздействиям воды и погодных условий, но и способностью воспринимать повреждающие остальные покрытия истирание, царапанье и другие механические нагрузки.
Акриловый лак отлично адгезируется к основаниям и быстро сохнет, это дает возможность при хорошей погоде нанести на поверхность несколько слоев за один день. В его состав входит полиуретан-акриловая дисперсия, которая может высохнуть за 4 часа.
Алкидно-уретановые содержат токсичные вещества, и, хотя, в их состав включены пластификаторы, которые препятствуют высыханию и испарению лака, в интенсивно теплых помещениях такие составы к применению не рекомендованы.
Для внутренней отделки теплых помещений рекомендованы лаки из уретана и алкида (уретан-алкидные яхтные лаки), содержащие большое количество уретановых пластификаторов, которые препятствуют испарению опасных химикатов. Эти же пластификаторы, благодаря их включению в состав в определенном количестве, делают лаковую пленку гибкой, устойчивой к внешним воздействиям, выдерживающей значительные температурные перепады.
Описание алкидных лаков практически всегда включает слово яхтный, но это не значит, что они обладают свойствами остальных, более технологичных разработок. Их рекомендуется применять только для внешней отделки, хотя их относительная ценовая демократичность, и гарантийный срок в 4-5 лет, привели к относительной популярности этого вида.
Краска, покрытая на внешних поверхностях таким составом, действительно будет в сохранности довольно долго, но внутри помещения защитный состав выделяет токсичные соединения, пока сохнет, и продолжает их выделять, уже менее ядовитые, при относительно невысокой температуре.
Условия применения и товарные виды
Яхтные лаки продаются в герметических банках, или баллончиках. Аэрозоль несколько удобнее в применении.
С помощью распылителя легко нанести однородный дисперсный слой, не превышая рекомендованной толщины покрытия. Недостаток аэрозолей в том, что они продаются в небольших емкостях, и, в перерасчете, оказываются значительно дороже простого баночного. Глянцевый, декоративный слой, намного удобнее и красивее наносить из баллончика, а матовый, защитный, можно применять и с помощью кисточки или валика.
Выбирать яхтные лаки для отделки помещений следует с сугубой осторожностью, отдавая предпочтение известным производителям. Финский лак Тиккурила, находящийся в лидерах продаж подобной продукции, популярен именно из-за значительных усилий, предпринятых для минимизации вредных последствий использования их продукции. Матовый лак Тиккурила изготавливается на уретан-алкидной основе и обладает безаналоговой устойчивостью к атмосферным осадкам, но с успехом применяется и для отделки внутренних помещений.
Рынок строительных материалов наводнён различными защитными лаками, на этикетках которых производители сочли необходимым написать слово яхтный, как дополнительную маркировку устойчивости и надежности полимерной пленки, создаваемой при помощи изделия. Но яхтный лак – это особая категория строительных материалов, в выборе которой следует проявлять осмотрительность и осторожность.
Что следует помнить при работе с лаком
Непременная защита органов дыхания и обеспечение проветривания помещение, в котором ведутся работы – главное условие использования подобной продукции. Лак всегда наносится на сухую и чистую поверхность, которую необходимо дополнительно обрабатывать антисептиком. Для придания не просто декоративного, но и прочного защитного слоя, его наносят неоднократно, каждый раз дождавшись полного высыхания предыдущего покрытия. Качественный, и правильно нанесенный, любой лак прослужит долго, если он применен по соответствующему целевому назначению.
Сойства яхтного лака (1 видео)
Яхтные лаки разных марок (30 фото)
Источник
Яхтный лак давно и успешно применяется для обработки поверхностей деревянных классических яхт. Не так давно строители стали использовать его для ремонта квартир и частных домов. Реклама говорит о неисчислимых достоинствах материала, а низкая стоимость располагает к покупке. Но на практике дела обстоят не совсем так, как хотелось бы. Поэтому разберемся со всеми нюансами, касающимся яхтных лаков.
Оглавление:
- Общая информация о яхтном лаке
- Виды яхтных лаков
- Производители яхтных лаков
- Применение яхтного лака
Общая информация о яхтном лаке
Первое, что следует понимать, любой яхтный лак предназначен для обработки наружного и внутреннего корпуса морских и речных деревянных судов. При его производстве основной упор делается на долговечность и прочность. Чтобы добиться максимально возможных результатов, производители используют достаточно токсичные химические элементы. Речь идет о толуоле и ксилоле.
1. Толуол относится к группе сильно летучих бензольных соединений. Это значит, что в химический состав входит карбон и водород. Данный тип соединения легко смешивается с воздухом и усваивается человеком. В результате появляется головокружение, раздражение всех слизистых оболочек вплоть до отека легких. Опасность толуола в том, что вещество испаряется достаточно медленно, но в количестве опасном для здоровья человека.
2. Ксилол – это более сложный бензол, который имеет еще большее негативное воздействие на человека. Пары ксилола проникают не только через дыхательную систему, но и непосредственно сквозь кожу. Отравление ксилолом переносится намного сложнее, чем толуолом. При постоянном воздействии вещества возникают нервные расстройства и активизируются болезни, связанные с действием желез внутренней секреции. Наихудшие последствия – рак.
Не важно используется плохой или хороший яхтный лак, все равно в составе будет опасная химия. Это обстоятельство явно свидетельствует о том, что применение материала внутри помещения категорически не рекомендуется.
С другой стороны все бензолы значительно легче воздуха, взаимодействуя с ним на открытом пространстве, вещества достаточно быстро поднимаются наверх и не представляют совершенно никакой опасности. Использование яхтных лаков на улице допускается, и все равно следует помнить о том, что вещество было специально разработано для лодок, деревянных кораблей и яхт.
Виды яхтных лаков
Деление лаков на матовые и глянцевые является весьма условным. Матовые поверхности не блестят, меньше пачкаются и скрывают пыль. Глянцевые лаки создают красивый эффект свечения под воздействием природного или искусственного освещения. Выбор конкретного типа – лично дело вкуса.
Намного важнее технология, по которой изготовлено лако-красочное покрытие. Выделяют:
- алкидные лаки,
- уретан-алкидные лаки,
- алкидно-уретановые лаки,
- акрилатные лаки.
1. Алкидные лаки достаточно популярны. Для их изготовления применяют органические растворители. Наиболее распространен уайт-спирит. Хотя лак алкидный яхтный является наиболее дешевым, применение его для дома не допускается. При высыхании начинают испаряться пары растворителя, затем испаряется толуол и ксилол. По прошествии полутора или двух лет, начинают выделятся менее летучие соединения. Срок службы алкидных лаков при средней нагрузке составляет 4-5 лет, и все это время они выделяют в атмосферу огромное количество химикатов.
2. Яхтный лак для пола, технология изготовления которого была специально разработана для применения внутри помещения, это уретан-алкидный. При изготовлении также используются органические растворители, но в значительно меньших количествах. Кроме того, уретановые пластификаторы препятствуют сильному испарению химикатов. С практической точки зрения, преобладание уретановых элементов обеспечивает покрытию гибкость и устойчивость к перепадам температур. Если в доме установлена система теплый пол, то использовать допускается только уретан-алкидный лак, так как все остальные потрескаются.
3. В алкидно-уретановых лаках, как видно из названия, преобладают алкиды. Такой химический состав обеспечивает качественное покрытие, достаточно устойчивое к перепадам температур, а также самую высокую скорость высыхания лака. Последнее свойство достигается путем добавления особо летучих растворителей, скорость испарения которых в разы выше, чем у стандартного уайт-спирита. Как следствие – сверхтоксичность.
4. Яхтный лак для пола, цена которого наиболее высока, акрилатный. Порядок ценообразования связан со способом производства. Все акрилатные лаки являются водорастворимыми, следовательно токсичность снижена до минимума. По факту, данные лаки не являются яхтными, так как покрывать ими наружную часть корпуса деревянных судов нельзя, но некоторые производители маркируют свою продукцию именно так в качестве маркетингового хода. В идеале внутри помещений лучше использовать именно акрилатные лаки.
Производители яхтных лаков
Если решение использовать яхтный лак обусловлено дешевизной материала, следует покупать продукцию производителя, который постарался минимизировать вред для здоровья.
1. Marshall, концерн Akzo Nobel. Лаки Marshall производят в Турции, но сам концерн Akzo Nobel является интернациональным. Главный офис расположен в Амстердаме, а представительства в более, чем в восьмидесяти странах. Это свидетельствует о высочайшем качестве продукции. В пользу данной торговой марки выступает и собственный штат химиков, которые открывают новые возможности стандартных материалов. Основной модельный ряд:
- лак яхтный полуматовый Marshall Protex Yat Vernik, цена 800 руб. за 2,5 л;
- лак яхтный глянцевый Marshall Protex Yat Vernik, цена 680 руб. за 2,5 л.
2. Belinka – словенский завод с шестидесятилетней историей. В пользу данной торговой марки говорит хотя бы то, что это одно из немногих производств, которое пережило распад Югославии. Еще один аргумент – оптимальное соотношение цена-качество. Модельный ряд:
- лак яхтный матовый Belinka Yacht, цена 1200 руб. за 2,7 л;
- лак яхтный полуматовый Belinka Yacht, цена 1100 руб. за 2,7 л;
- лак яхтный глянцевый Belinka Yacht, цена 1050 руб. за 2,7 л.
3. Poli-R – это отечественный бренд, который предложил компромисс между недорогой продукцией и реальным качеством. Компания занимается поставками лакокрасочных покрытий, изготовленных в Европе, под собственными торговыми марками. Хотя производство по большому счету является кустарным, соблюдены требования и стандарты Евросоюза, что делает товар конкурентоспособным. Модельный ряд:
- лак яхтный полуматовый Поли-Р, цена 1200 руб. за 2,5 л;
- лак яхтный глянцевый Поли-Р, цена 1000 руб. за 2,5 л.
4. Новбытхим – одно из первых крупных отечественных предприятий химической промышленности. Начало деятельности приходится на 1994 год. С тех пор продукция питерского завода стала известна и популярна на всем постсоветском пространстве. Среди яхтных лаков представлены:
- Главный Технолог полуматовый, цена 800 руб. за 3 л;
- Главный Технолог глянцевый, цена 750 руб. за 3 л.
5. Престиж – это компания, которая появилась относительно недавно. Открытие завода состоялось в 1998 году. Руководство фирмы поставило основной задачей создание продукции высочайшего качества по доступной цене. Среди всех отечественных компаний пальму первенства следует отдать именно Престижу. Среди яхтенных лаков продукция представлена:
- Престиж матовый, цена 440 руб. за 1,9 л;
- Престиж глянцевый, цена 370 руб. за 1,9 л.
Важно: указанная цена актуальна для южных регионов России, Москвы и области. Связанно с тем, что производство расположено в городе Каменск-Шахтинский, соответственно затраты на логистику минимальны. Для остальных областей цена будет выше.
6. Рогнеда работает на рынке более 20 лет. Изначально компания занималась производством огнезащитных составов, но в скором времени расширила ассортимент и зарегистрировала несколько новых брендов, в числе которых WoodMaster, Акватекс, Dali, Eurotex. На сегодняшний день производитель стремится увеличить объемы продаж, что негативно влияет на качество. Лаки от Рогенды хорошо подходят для наружных работ или использования на даче. Модельный ряд:
- Евротекс полуматовый, цена 610 руб. за 2 л;
- Евротекс глянцевый, цена 580 руб. за 2 л.
Применение яхтного лака
Кроме стандартного, яхтный лак широко применяется для выполнения бытового ремонта. Основные направления:
- обработка мебели,
- обработка полов,
- обработка каркасных домов,
- обработка вагонки.
1. В плане мебели речь идет только об уличных столах, табуретках и скамейках. В крайнем случае, тумбе для инструмента. Ни в коем случае нельзя обрабатывать яхтенным лаком тумбочки, в которых хранятся продукты. Еще одно противопоказание имеет эстетический характер. Как и любой другой лак, яхтенный нужно наносить минимум в 2-3 слоя. Так как состав такого лака отличается от мебельного, каждый слой получается достаточно толстым. В результате мебель выглядит не эстетично. Использование матового лака немного скрашивает толщину слоев.
2. Яхтенный лак для пола, отзывы о котором расхваливают экономичность и качество покрытия, на практике не так хорош. Естественно речь идет об испарениях химикатов. По началу их негативного влияния не наблюдается, но спустя два-три месяца появляется хроническая усталость, нервное напряжение и, даже, депрессия. Особенно остро реагируют на толуол дети. Если разобраться в вопросе более детально и тщательно изучить интернет форумы, станет очевидно, что применять яхтенный лак для внутренних работ нельзя.
3. Обработка каркасных домов – это одно из немногих, действительно целесообразных решений использования яхтенного лака в быту. Данный лак создает равномерное прочное покрытие, устойчивое к агрессивной внешней среде. В результате нет необходимости покупать различные дополнительные пропитки и антисептикки.
4. Под обработкой вагонки следует понимать нанесение лака на фасад, который декорирован натуральной вагонкой. Как и в случае с каркасными домами, такого покрытия более, чем достаточно, чтобы защитить дерево на ближайшие 4-5 лет.
Подводя итог следует сказать о том, что любой строительный материал должен использоваться по назначению. Если лак назван яхтенным, то основная сфера его применения – обработка наружной части корпуса деревянных судов. Применение материала не по целевому назначению осуществляется на свой страх и риск. Производители не скрывают состав вещества, поэтому любые претензии со стороны покупателя не увенчаются успехом и восстанавливать здоровье придется за свой счет.
Источник
Изобретение лака в Европе приписывают немецкому монаху Феофилу, жившему в XII веке, хотя эту точку зрения многие не разделяют. Яхтные лаки по-другому называют корабельными или яхтенными. Существует мнение, что названия «палубный», «яхтный», «корабельный» есть не что иное, как обыкновенный рекламный ход. Рассмотрим свойства, преимущества и недостатки данного материала.
Сфера применения
Изначально корабельный или яхтенный лак использовали в кораблестроительстве. Его накладывали на части корпусов судов, лодок и яхт, изготовленных из древесины, соприкасающихся с водой. Использовали его только снаружи, поскольку испарения лака были достаточно ядовиты для человека. Данный лак эффективен, водостоек и легкодоступен.
На сегодняшний день его используют не только по прямому предназначению, но применяют для лакировки поверхностей деталей:
- подверженных высоким нагрузкам;
- находящихся под воздействием агрессивной среды;
- при ремонтных работах внутри и снаружи помещений различного предназначения.
Основная функция лака – защитная. Он формирует пленку на основе уретана и модифицированных полиэфиров, которая защищает обрабатываемый материал.
Покрытие лаком деревянных конструкций снаружи дает надежную защиту от воздействия влаги, нагрева солнцем, механических, химических, биологических и других повреждений.
Наносят данный лак на самые разные типы поверхностей и предметов:
- предметы мебели;
- музыкальные инструменты;
- поверх паркета;
- деревянные настенные и потолочные панели;
- косяки дверей;
- межкомнатные и входные двери;
- облицовку стен в саунах и банях.
Применяют его и при выполнении фасадных работ (включая покрытие битумного основания).
Преимущества
Корабельный лак обладает широким спектром значимых преимуществ. Рассмотрим наиболее актуальные.
- Отличная адгезия с деревом. Он имеет высокую степень сцепления с материалом поверхности. Мгновенно пропитывает материал поверхности, долгое время остается в структурах древесины и действует длительное время.
- Не подвержен вредному действию УФ. Солнце почти не оказывает вредного влияния на материал, покрытый яхтным лаком, так как он содержит специальные компоненты, поглощающие это излучение, а также стабилизаторы света, превращающие ультрафиолетовые лучи в тепло. Это сохраняет защитную пленку невредимой.
- Делает поверхность привлекательной. Декоративная составляющая покрытия играет большую роль в привлечении внимания к изделию. Данное покрытие смотрится ухоженно.
- Гидрофобность. Данное средство повышает влагостойкость дерева, помогает избавиться от разрушающего воздействия гнили, появления плесени или грибка, разрушающего древесину.
- Износостойкость. Пленка обеспечивает долговечность и устойчивость материала к истиранию. При этом покрытие защищено от появления царапин, сколов.
- Устойчивость к химическим веществам. Отсутствует реакция с кислотами, щелочами, солями. Это позволяет в случае необходимости протирать поверхность, применяя средства бытовой химии.
- Эластичность. Поверхность, покрытая данным лаком, может изгибаться без значительных повреждений пленки. При этом она не будет трескаться.
- Сравнительно низкая цена. Доступность при приобретении – еще одно преимущество яхтного лака помимо других свойств. Экономия денежных средств делает данную продукцию востребованной у широкого круга покупателей.
Недостатки
Яхтный лак отличается хрупкостью на морозе. Он не может выдержать низкую температуру: от этого меняются свойства материала. Помимо этого он опасен для здоровья. Для улучшения применения данных материалов многие компании-производители включают в состав различные компоненты. Проблема состоит в их токсичности.
Ксилол и толуол являются веществами бензоловой группы, чьи ядовитые пары попадают в организм человека при вдыхании и сквозь кожу.
Подобные отравления наносят большой вред организму человека, поэтому при работе с яхтными лакокрасочными материалами в помещении меры безопасности являются обязательным условием. Наличие сквозной вентиляции, применение респираторов или противогазов настоятельно рекомендуется. Благодаря прогрессу в производстве и развитию новых технологий, сегодня некоторые разновидности яхтных лаков можно использовать для работ внутри помещений. С точки зрения воздействия на человека яхтные лаки на основе акрила наносят здоровью наименьший вред, поскольку их производят на водной основе.
Защитные покрытия
Чтобы выбрать лак, необходимо изо всего разнообразия сегодняшнего предложения выбрать подходящий по составу, свойствам, внешнему виду лакокрасочный материал.
Рассмотрим разновидности яхтного лака:
- Алкидный вид пользуется наибольшей популярностью среди покупателей. Он износостоек и стоит недорого. Однако его нельзя применять для закрытых помещений по причине токсичных испарений компонентов, поэтому его используют только для наружных работ.
- Уретан-алкидный содержит токсичные вещества, как и алкидный лак, но в гораздо меньших концентрациях. По этой причине его разрешено применять для внутренней отделки помещения. Пленка, которую он создает, термоустойчива, благодаря уретановым пластификаторам, входящим в этот тип лака. Уретан-алкидный – единственный лак, который можно использовать в комбинации с «теплым полом» без опасения, что в процессе эксплуатации появятся трещины.
- Алкидно-уретановый тип устойчив к резкой смене температуры, он достаточно быстро сохнет. Однако сам лак токсичен, поэтому использовать его можно только вне помещений.
- Акрилатный лак производят на водной основе, он содержит низкий процент вредных веществ, является самым безопасным при высыхании и эксплуатации. Данный вид лака называют яхтовым, но его не рекомендуют применять там, где он может контактировать с водой, что и опровергает его название.
По отражаемости света разновидности палубного лака делятся на три типа:
- Глянцевые имеют хорошую степень отражения света, но требуют большей тщательности при уходе, идеально гладкой поверхности для наложения.
- Матовые отражают свет не так хорошо, как глянцевые, но маскируют загрязнения, попавшие на них, зрительно скрывают неровности.
- Иногда лаки называют полуматовыми или полуглянцевыми.
Способы нанесения и меры безопасности
Любой корабельный лак наносят по определенным правилам.
- Необходимо тщательно зачистить поверхность от любых неровностей, остатков клея, краски.
- Рекомендуют наносить лак при температуре от +150 до +35 градусов С и влажности воздуха ниже 80% с помощью валика, кисти, либо распылителя.
- Древесину необходимо просушить до содержания влаги менее 20%.
- Желательно перед покраской грунтовать поверхность, используя обеззараживающие средства.
- Лак наносят в 2-3 слоя, возможны добавления комбинаций колеров.
- Степень высыхания лака, при которой он перестает быть липким при прикосновении, составляет около четырех часов.
- Необходимо обязательно проверять полное высыхание перед наложением следующего слоя.
- Средний расход составляет 80-120 г/м2.
- При нанесении рекомендуется использовать защитные средства, после окончания работ надлежит тщательно проветрить помещение.
Данный лак огнеопасен. Категорически запрещается утилизировать его в отстойники (канализацию).
В заключение хотелось бы перечислить некоторых наиболее надежных производителей, продукция которых пользуется спросом у покупателей. К ним относят: Tikurilla (расход 1 л / 11 м2), Eurotex, Marshall, «НовБытХим», «Рогнеда», Polir, Neomid, Belinka.
Результат покраски досок яхтным лаком смотрите в следующем видео.
Источник