Эрготерапия показания и противопоказания

Как эрготерапия помогает в реабилитации детей с ДЦП, при каких еще диагнозах эффективен этот метод, почему так важны самостоятельность и социальная активность для детей с неврологическими и другими диагнозами, как проходят занятия и какова их цель, Medical Note рассказал эрготерапевт междисциплинарного центра реабилитации «МЦР-дети» Диана Воронина.

Эрготерапия — лечение действием.

Что такое эрготерапия, в чем суть этого метода реабилитации?

— Термин «эрготерапия» в переводе означает «лечение действием». Это направление в абилитации (процессе, помогающем приобрести или развить еще несформированные функции и навыки — прим. ред.) и реабилитации, где занимаются развитием, восстановлением и поддержанием функциональных возможностей ребенка, которые ему необходимы для выполнения значимых для него действий.

В результате сеансов эрготерапии ребенок должен достигнуть максимальной самостоятельности в своей деятельности — повысить навыки самообслуживания и стать более социально активным. Для кого-то это может быть способность полностью одеть себя, обслужить, пойти в школу, в коллектив, а для кого-то большим достижением станет возможность просто удерживать зубную щетку или ложку. Все это очень индивидуально.

Но мы всегда стараемся в работе достигнуть того максимума, который доступен конкретному ребенку.

При каких диагнозах показана эрготерапия?

— Этот метод терапии хорошо зарекомендовал себя при абилитации или реабилитации детей с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, эпилепсией, ЗРР, ЗПРР и другими заболеваниями. На занятия к эрготерапевту также приходят дети с протезами и после перенесенных инсультов.

Вообще, эрготерапия показана при очень широком спектре заболеваний. Она применяется также при соматических, неврологических заболеваниях. Занятия с эрготерапевтом используются в педиатрии, гериатрии и психиатрии.

Как работает эрготерапевт, на что обращает внимание в первую очередь?

— Эрготерапевт смотрит, прежде всего, даже не на диагноз, а на человека в целом: какие ограничения и как влияют на качество его жизни, какая деятельность страдает. И уже через понимание проблем и ресурсов пациента специалист строит программу реабилитации таким образом, чтобы вывести ребенка на его максимальный уровень функционирования, самостоятельности в той или иной сфере деятельности.

Эрготерапия затрагивает три условные области: активность человека в сфере самообслуживания (бытовой уровень), активность продуктивной деятельности (для детей — это игра, учеба в школе, домашние обязанности и др.) и активность в отдыхе (хобби, посещение культурных мероприятий и др.).

Эрготерапевт оценивает, в каких областях и какие именно имеются проблемы. И обязательно смотрит на ресурсы пациента, на которые сможет опираться при построении индивидуальной программы.

Эрготерапевт в игровой форме формирует или восстанавливает у ребенка нужные навыки.

Что представляют из себя занятия ребенка с эрготерапевтом?

— Эрготерапевт в игровой форме, ненавязчиво формирует или восстанавливает у ребенка необходимые навыки. Также эрготерапевт, с которым занимается ребенок, всегда работает с родителями. Невозможно отпустить ребенка после курса занятий, не дав рекомендаций, как родителям вести себя дома, как работать дальше с ребенком, чтобы закреплять полученные навыки.

Мы показываем родителям, где можно «отпустить» ребенка. Ведь часто даже в каких-то простых вещах близкие по привычке что-то делают за ребенка. То есть в каких-то вопросах мы меняем взгляд родителей на своих детей.

Когда надо начинать терапию?

— Для человека очень важно ощущать, что он может что-то делать сам для себя, что он не полностью зависим от окружающих. Так же и с детьми. Чем раньше начать эрготерапию, тем лучше, тем раньше сформируются или восстановятся определенные навыки, важные для этого ребенка.

А если чему-то нельзя научить ребенка, у него просто не хватает своих ресурсов, как быть тогда?

— Иногда для достижения результата нужно адаптировать среду под конкретного ребенка, если собственных ресурсов у него не хватает, чтобы освоить или развить тот или иной навык. И эрготерапевт всегда поможет в этом родителям и ребенку.

Например, ребенок с ДЦП не может держать ложку, сила его захвата не позволяет это сделать. Мы можем посоветовать сделать более толстую ручку. Казалось бы, мелочь, но ребенок может самостоятельно есть, и это очень важно для него.

Бывает, мамы вытирают ребенку попу, хотя он физически может завести руку назад и сделать это сам. Но мама говорит, что ребенок неустойчив, может потерять равновесие. Тогда мы предлагаем установить поручни, чтобы ребенок мог одной рукой опираться на них и сам себя обслуживать. Психологически для него очень важно, что он может сам о себе позаботиться в чем-то.

Мы можем профессионально оценить среду, в которой находится ребенок, и не только дома, но и в школе, т.к. сейчас активно развивается инклюзивное обучение. Мы смотрим, насколько она подходит для этого ребенка, например, везде ли он имеет доступ на инвалидном кресле или подходит ли по высоте парта и стул. Мы можем дать конкретные рекомендации родителям и школе.

Также мы можем рекомендовать подходящие конкретному ребенку технические средства реабилитации — коляски, квадриподы, триподы, ходунки, вертикализаторы и т.д.

Иногда родители говорят про ребенка в коляске, что он «не работает руками». А на самом деле мы видим, что это обычная детская коляска, из которой ребенок давно вырос и сидит в ней так, что руки, плечи уходят вперед. Мы объясняем это, сажаем ребенка в подходящее по размеру кресло, показываем, что объем движения намного шире, он может функционировать.

Эрготерапевты рекомендуют подходящие конкретному ребенку технические средства реабилитации.

Какова результативность эрготерапии?

— Многое зависит от того, какие мы ставим цели. Есть краткосрочные цели, которые мы можем достигнуть непосредственно при работе в Междисциплинарном центре реабилитации, а есть — долгосрочные цели.

Мы с родителями всегда это обсуждаем и обязательно даем им рекомендации, расписываем подробно упражнения, советуем, какие игры, занятия включать в дальнейший процесс абилитации или реабилитации.

У нас в центре работает междисциплинарная команда, в которую входят самые разные специалисты. При таком комплексном подходе реабилитация более эффективна. И при выписке мы даем рекомендации всех специалистов.

Какие преимущества у эрготерапии перед другими методами реабилитации детей?

— У каждого специалиста междисциплинарной команды есть свои преимущества. Я люблю свою профессию за то, что занятия проходят в очень творческой и теплой атмосфере, в игровой форме. Такие занятия-игры помогают детям становиться более самостоятельными, быстрее приобретать и закреплять новые навыки, а также вызывают у них положительные эмоции.

Мы в центре используем компьютерные игры. У нас есть специальная перчатка Hand Tutor, которая предназначена для оценки и восстановления моторных, когнитивных и сенсорных функций.

Например, мальчик не мог раскрыть ладонь. Но во время компьютерной игры, когда требовалось с помощью перчатки строить пирамидки и собирать монетки, ему приходилось невольно раскрывать ладонь, чтобы что-то схватить на экране компьютера. Он незаметно для себя разрабатывал руку. В итоге ладонь расслабилась и раскрылась.

Уже на четвертом занятии ребенок с удивлением показывал, что у него получается раскрыть ладонь. У нас нет скучных занятий. Дети незаметно для себя, в игре, не чувствуя боли, добиваются хороших результатов.

Есть ли противопоказания к проведению эрготерапии?

— По состоянию здоровья противопоказаний практически нет. Например, развивать мелкую моторику, делать пассивную гимнастику можно даже при тяжелых состояниях. Мы смотрим конкретного пациента, отталкиваемся от его состояния и уже тогда предлагаем план терапии.

Всегда можно достичь каких-то результатов. Для ребенка это будут новые эмоции, радость от своих достижений. Ребенок может научиться пользоваться скайпом и общаться с родными, научиться есть ложкой хотя бы твердую пищу. Качество жизни от этого возрастает, ребенок получает массу положительных эмоций, осознавая — «Я что-то могу сделать сам».

Как долго длится курс эрготерапии в «МЦР-дети»?

— Это все индивидуально. В среднем в центр приезжают на три недели. Те, кто живет в Москве, ходят к нам 2-3 раза в неделю в течение нескольких месяцев.

Читайте также:

Аутизм — болезнь века технологий

Источник

Чтобы преодолеть даже крайне тяжелые последствия инсульта, травмы спинного или головного мозга следует обязательно пройти реабилитацию.

Узнать стоимость реабилитации…

Стоимость курса реабилитации во многом зависит от видов, объема и форм восстановительных мероприятий.

Узнать расценки…

Для полного восстановления после травм крайне важно обеспечить профессиональный медицинский уход и поддержку.

Куда можно обратиться?

Здоровье человека определяется не только его физическим состоянием – психологический настрой также очень важен. Но когда нас настигает болезнь, страдает не только тело. Тяжелый недуг, который делает нас беспомощными, – это еще и большая психологическая нагрузка. А если болезнь или травма лишает человека способности двигаться, то дело совсем плохо. Именно в таких ситуациях на помощь приходит эрготерапия.

Эрготерапия занимается улучшением качества жизни людей, которые из-за болезни или травмы потеряли способность двигаться, координировать движения и заниматься привычными делами. Это сложный комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление повседневной деятельности человека с учетом имеющихся у него физических ограничений. Врач-эрготерапевт помогает пациенту заново научиться ухаживать за собой, работать, развлекаться и общаться.

Понятие эрготерапии

Слово «эрготерапия» происходит от латинского ergon – труд, занятие, и греческого therapia– лечение. Таким образом, эрготерапия – это исцеление через деятельность. Этот раздел медицины изучает методы и средства восстановления двигательной активности верхних конечностей при помощи различных тренажеров и игровых заданий.

Цель эрготерапии – не просто восстановить утраченные двигательные функции, но и заново адаптировать человека к нормальной жизни, помочь ему достичь максимальной самостоятельности и независимости в быту.

Однако эрготерапия – это не просто специальная лечебная гимнастика, направленная на тренировку мелкой моторики и координации. Эрготерапия включает в себя знания по нескольким специальностям – психологии, педагогике, социологии, биомеханике и физической терапии. При помощи эрготерапии улучшаются не только двигательные, но и когнитивные и эмоциональные возможности.

История основания и развитие метода

Для России эрготерапия – сравнительно новый метод реабилитации, однако на Западе она известна более 60 лет. Эта специальность начала формироваться в послевоенные годы, когда с фронта домой вернулись люди, которых война превратила в инвалидов. Все они нуждались в реабилитации. Их приходилось заново учить делать самые элементарные вещи, необходимые в повседневной жизни – самостоятельно умываться и одеваться, держать вилку, поддерживать чистоту в доме. Но, кроме того, эти люди нуждались и в социальной адаптации. Эрготерапия была разработана еще и для того, чтобы пробудить в них желание учиться чему-то новому, общаться на равных со своим окружением, развлекаться и даже заботиться о других. Ведь здоровый человек, сраженный внезапной болезнью, часто падает духом и начинает считать, что отныне жизнь для него закончена. Он становится пассивным и зависимым, а это не только отодвигает выздоровление на неопределенный срок, но и усложняет жизнь его близким, которым и так приходится непросто. Именно для того, чтобы изменить эту ситуацию, и были разработаны методы эрготерапии.

Эрготерапия в России и за рубежом

В наши дни эрготерапия получила большое распространение, ее принципы используются при реабилитации инвалидов во всем мире. В настоящее время эта специальность преподается в университетах и колледжах всех развитых стран, а также в странах Африки, Азии и Южной Америки. Более 50 лет назад была создана Всемирная Федерация Эрготерапевтов (WFOT), которая сейчас насчитывает около 60 стран-участников. С 2004 года в их число входит и Россия. А еще раньше, в 2001 году, была основана Русская Ассоциация Эрготерапевтов. Однако несмотря на эти факты, в нашей стране методы эрготерапии пока применяются не так широко, как могли бы. Как врачебная специальность, которой обучают в медицинских ВУЗах, эрготерапия в России существует лишь с 1999 года, хотя отдельные ее элементы использовались в реабилитации и раньше. Сегодня опытных, высококвалифицированных эрготерапевтов немного, однако это направление активно развивается. А пока реабилитационные центры и больницы, в которых применяется эрготерапия, можно пересчитать по пальцам на руках. Самые известные из них – многопрофильный центр реабилитации «Три сестры» и центр «Преодоление», где помогают больным с травмами позвоночника.

Области применения эрготерапии

Эрготерапия находит применение в самых разных сферах. Это очень важная часть современных реабилитационных программ. Методы эрготерапии используются в лечении детей, страдающих детским церебральным параличом, пациентов с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата, особенно – с повреждениями позвоночника. Эрготерапия помогает и тем, чьи мышцы атрофировались от долгой неподвижности (например, после долговременного постельного режима). Ее также применяют в лечении последствия инсульта и тяжелых черепно-мозговых травм. Кроме того, эрготерапия входит в состав адаптационных программ для людей, страдающих психическими заболеваниями.

Эрготерапия и реабилитация

Как уже было сказано, эрготерапия – это не просто упражнения для разработки мышц и возвращения чувствительности. Для эрготерапии характерен комплексный и индивидуальный подход к пациенту. Эрготерапевта интересует не только состояние пациента и характер его заболевания. В таком лечении имеет значение все – окружение человека, образ его жизни до болезни, личные склонности и увлечения, уровень интеллекта. Все это очень важно, поскольку задача эрготерапии – улучшить качество жизни, позволить человеку вернуться к обычной деятельности, дать ему возможность не только самостоятельно обслуживать себя, но и разнообразить свой досуг, и даже начать работать.

Эрготерапевт решает конкретные проблемы, которые возникают у человека в процессе выполнения каких-то обычных действий.

Чтобы выявить их, врач может попросить выполнить какое-то задание – нарисовать рисунок или завязать шнурки на ботинках. Наблюдая за выполнением задания, эрготерапевт определяет, с какими трудностями и ограничениями сталкивается пациент. Врач помогает больному правильно организовать свою повседневную деятельность и приспособиться к сложившейся ситуации – в том числе и психологически.

Источник

Эрготерапи́я (έργον — труд, занятие, θεραπεία — лечение, оздоровление) — раздел клинической медицины, специализирующийся на оценке, развитии и восстановлении активности людей, которые в результате болезни или травмы потеряли способность двигаться, координировать движения или заниматься повседневными делами[1]. Эрготерапия применяется в педиатрии, неврологии и нейрохирургии для помощи людям с поражением периферической и центральной нервной системы, например после травм спинного мозга и инсультов[2]. Термин «эрготерапия» применяется в Чехии, Польше, России, странах Балтии, Германии, Австрии и Швейцарии. В США, Канаде, Англии, Испании, Швеции, Норвегии, Финляндии более распространено название «occupational therapy (англ.)русск.», то есть «лечение занятостью»[3][4]. Также эрготерапевты помогают детям с особенностями быть включёнными в повседневную жизнь. Всемирный день эрготерапии проходит ежегодно 27 октября[5].

История и описание[править | править код]

Эрготерапия в США, 2017 год

Как отдельная специальность эрготерапия сформировалась после Второй мировой войны. В 1951 году была основана Международная организация эрготерапевтов — World Federation of Occupational Therapists, объединившая 83 страны и более 400 000 специалистов[3]. Благодаря этому сотрудничеству с 1970 годов стали открываться первые профессиональные школы по подготовке эрготерапевтов, в 1986 году был создан Комитет эрготерапевтов Европейского сообщества. К середине 1990-х сложилась европейская сеть высших учебных заведений по эрготерапии, центр которой находится в датском городе Ольборг[6].

В России первая программа обучения эрготерапевтов открылась в 1999 году на базе Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени Ильи Мечникова при поддержке Шведской ассоциации эрготерапевтов. В 2001 году была основана Русская ассоциация эрготерапевтов (РАЭТ), которая с 2004 года входит в состав WFOT[7].

Эрготерапия — междисциплинарное направление, объединяющее знания психологии, биомеханики, физической терапии и педагогики. Основными целями эрготерапии являются восстановление или улучшение необходимых для повседневной жизни навыков, создание условий для развития и самореализации пациента через определённую занятость — повседневную активность, работу, продуктивную деятельность и досуг[8][9][10][11].

Эрготерапевт — это специалист по восстановлению социальных, бытовых, рабочих, функциональных и двигательных навыков у людей с ограниченными возможностями. В его практике используется трудотерапия, психолого-педагогические приёмы, физические упражнения, элементы мануальной терапии, массажа и подбор индивидуального оборудования[3][12]. Во многих странах эрготерапевты обучаются по отдельной программе бакалавриата и магистратуры. В России эрготерапия включена в программу обучения студентов медицинских вузов по дисциплине «медицинская реабилитация»[13]. Эрготерапевт и доцент кафедры Петербургского медицинского университета имени Павлова Мария Мальцева отмечает, что на 2017 год в России работало около 100—120 эрготерапевтов, которые прошли короткие курсы, и только 4-5 человек имели специальное образование, полученное за границей[14].

Эрготерапия имеет клиент-ориентированный подход и направлена на значимые для пациента действия[15][16][17]. Основные принципы были описаны Джорджем Дантоном в книге «Восстановительная терапия» ещё в 1919 году[5]:

  • деятельность необходима человеку так же, как еда и питьё;
  • у каждого человека должна быть умственная и физическая деятельность;
  • деятельность должна иметь для пациента смысл и вызывать положительные эмоции;
  • больные разумом, телом и душой могут быть излечены с помощью деятельности[18].

Основные направления[править | править код]

Рабочие программы подбираются индивидуально для каждого направления: неврологическая патология, травматология, психические расстройства, онкология, заболевания, приводящие к деформации опорно-двигательного аппарата, врождённая патология нервной и опорно-двигательной системы[13]. Эрготерапевты работают в клиниках, госпиталях, дневных стационарах, реабилитационных центрах, санаториях, школах и дошкольных учреждениях[15].

В неврологической практике эрготерапевты обычно работают с последствиями инсульта — парезами, параличами, дефектами речи. В этих случаях на первом этапе восстановительного лечения программа направлена на обучение навыкам самообслуживания, например личной гигиены, одевания, поддержания баланса. Далее пациенты осваивают навыки передвижения и бытового самообслуживания[19]. Программа травматологического профиля проходит по такой же схеме. В зарубежных странах эрготерапия для пациентов первых групп начинается в стационаре. Для этого в отделениях создаются учебные помещения, обустроенные под обстановку кухни, туалета или ванной комнаты. Занятия могут проходить индивидуально или в группах. Эрготерапевт также посещает дом пациента, чтобы выяснить условия проживания и внести необходимые изменения в обстановку, например, рекомендует установить дополнительные поручни, убрать пороги, переставить мебель и другие[13].

Для пациентов с такими нарушениями когнитивной функции, как синдром Дауна, умственная отсталость, болезнь Альцгеймера, и другими программа начинается с создания определённого алгоритма поведения. Обычно люди с подобными ограничениями плохо запоминают названия, но запоминают цвета и геометрические фигуры, поэтому в практике используются напоминание и обозначение предметов[13].

Процесс эрготерапии[править | править код]

  • Приём и информирование — пациенту рассказывают об услуге, исследуют его возможности в повседневной жизни, окружении и культуральных особенностях[20].
  • Общая оценка пациента — этап, который помогает понять текущее состояние клиента и составить список его проблем[21]. Для проведения оценки используются наблюдение, интервьюирование пациента или ухаживающего, стандартизированные тесты, шкалы и опросники[22].
  • Планирование и разработка программы вмешательства — эрготерапевт задаёт рабочие цели, выбирает способы проведения, интенсивность и продолжительность вмешательства, а также определяет запланированные результаты[23].
  • Оценка эффективности — заключительный этап эрготерапии, на котором специалист сравнивает фактические результаты с запланированными и принимает решение о продолжении или прекращении программы вмешательства[24][25].

См. также[править | править код]

  • Трудотерапия психически больных

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Blesedell, E., Cohn, E. S., & Boyt, B. A. (2009). Willard & Spackman’s occupational therapy. Lippincott.
  2. ↑ Смоленко, 2009, с. 9.
  3. 1 2 3 Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта “Специалист по эрготерапии – эрготерапевт”. Союз реабилитологов России (2016). Дата обращения 15 мая 2019.
  4. И. Вотава. Роль эрготерапии в реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности и международном сотрудничестве // Медицина в Кузбассе : журнал. — 2003. — № 3. — С. 7—9.
  5. 1 2 Эрготерапия в России и мире. РИА Новости (26 октября 2016). Дата обращения 15 мая 2019.
  6. Супонева Н. А., Мальцева М. Н., Зимин А. А. Методические основы применения эрготерапии в реабилитации больных с острым нарушением мозгового кровообращения // Вестник восстановительной медицины : журнал. — 2017. — № 2. — С. 68—73.
  7. ↑ Эрготерапия – современный метод реабилитации. Комсомольская правда (20162-11-23). Дата обращения 15 мая 2019.
  8. ↑ Смоленко, 2009, с. 10.
  9. ↑ Клочкова, 2010, с. 12.
  10. ↑ Клочкова, 2010, с. 14.
  11. ↑ Parham, L. D., & Fazio, L. S. (Eds.). (1997). Play in occupational therapy for children. St. Louis, MO: Mosby
  12. Светлана Аряпова. Что такое эрготерапия?. Марфо-Мариинская Обитель милосердия (28 декабря 2017). Дата обращения 18 мая 2019.
  13. 1 2 3 4 Абусева Г. Р, Пирогова С. В., Лапотников А. В. Эрготерапия – необходимая часть реабилитационного процесса // Главное военно-медицинское управление министерства обороны РФ : сборник. — 2014. — С. 36—37.
  14. ↑ Эрготерапевтов по осени сосчитают. Medvestnik.ru (2 августа 2017). Дата обращения 19 мая 2019.
  15. 1 2 Клочкова, 2010, с. 15.
  16. ↑ Dunn, W. (2000a). Best practice in occupational therapy in community service with children and families. Thorofare, NJ: Slack.
  17. ↑ Sackett, D. L., Rosenberg, W. M., Gray, J. A. M., Haynes, R. B., & Richardson, W. S. (1996). Evidence-based medicine: What it is and what it isn’t. British Medical Journal, 312
  18. ↑ Мальцев, 2010, с. 20.
  19. ↑ Mosey, A. C. (1996). Applied scientific inquiry in the health professions: An epistemological orientation (2nd ed.). Bethesda, MD: American Occupational Therapy Association.
  20. ↑ Руководство, 2010, с. 5.
  21. ↑ Камаева, 2003, с. 4.
  22. ↑ Мальцев, 2010, с. 25.
  23. ↑ Руководство, 2010, с. 6.
  24. ↑ Руководство, 2010, с. 7.
  25. ↑ Roley, S. S., DeLany, J. V., Barrows, C. J., Brownrigg, S., Honaker, D., Sava, D. I., … & Youngstrom, M. J. (2008). Occupational therapy practice framework: domain & practice. The American journal of occupational therapy.: official publication of the American Occupational Therapy Association, 62(6), 625

Литература[править | править код]

  • Камаева О. В., Буракова З. Ф., Зычкова О. Б. и др. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных. Эрготерапия. — СПб: СПбГМУ, 2003. — 40 с.
  • Клочкова Е. В., Сара Бистон, Дидур М. Д., Антонова Л. В., Пирогова С. В. Физическая терапия и эрготерапия как новые для России специальность. — СПб: Санкт-Питербургский институт раннего вмешательства, 2003. — 24 с. — ISBN 5-8049-0049-8.
  • Клочкова Е. В., Мальцев С. Б. Физическая терапия и эрготерапия как новые специальности для республики Таджикистан. — Душанбе, 2010. — 46 с.
  • Мальцев С. Б. Руководство по внедрению эрготерапии как нового вида деятельности в учреждениях, оказычвающих социальные услуги. — Oxford Policy Management, 2011. — 47 с.
  • Смоленко Е. Д., Дударев А. Н. Эрготерапия и физическая реабилитация в психиатрии. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. — 159 с. — ISBN 978-985-517-026-7.

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт Русской профессиональной ассоциации эрготерапевтов
  • Официальный сайт Международной организация эрготерапевтов
  • Фильм «Эрготерапевты» на сайте проекта Европейского союза «Эрготерапия»

Источник