Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
Критерии ограничения участия в занятиях:
– личный отказ (нежелание) ребенка идти на тренинг;
– отказ родителей или лиц их заменяющих от посещения ребенком тренинга;
– нарушения сенсорных функций (зрения, слуха) и выраженное нарушение интеллектуальных функций..
Кроме того, освоение данной программы может быть ограниченно возможным недостатком квалификации и опыта специалиста.
Нормативные документы, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы
1. Конвенции ООН о правах инвалидов. Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, подписана Российской Федерацией 24.09.2008 г.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
7. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». − Закон РФ «Об образовании». − Приоритетный национальный проект «Образование».
8. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.Н., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. − Письмо Минобрнауки РФ от 7 июня 2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании».
9. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами».
10. Этические кодекс и принципы педагога-психолога службы практической психологии образования России.
11. Принципы: компетентности психолога в области формирования эмоциональной сферы и механизмах социализации, конфиденциальности, ответственности и др.
12. Правила безопасности применяемых методик и корректного использования сведений психологического характера (приняты Всероссийским совещанием «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» (6—7 июня 2002, г. Москва).
13. Должностные инструкции педагога-психолога.
Гарантия прав участников программы «Я свободен!» обеспечивается при помощи соблюдения ряда требований профессионально-этического и социально правового характера, прописанных в Этическом кодексе педагога-психолога. При проведении тренинговых занятий должен соблюдаться ряд принципов:
· принцип научной обоснованности используемых методик и упражнений основан на удовлетворении требований валидности и надежности;
· принцип ответственности требует необходимости отвечать за содержание, интерпретацию, правильность проведения методик и упражнений тренинга;
· принцип компетентности указывает на владение методологией, теорией психологии, психодиагностики, практическими и методическими умениями и навыками;
· принцип этической и юридической правомочности говорит о необходимости соответствия образовательного уровня и статуса ведущего тренинга соответствующим требованиям и важности соблюдения правил добровольности участия в тренинге;
· принцип благополучия участника основан на заботе о его психологическом состоянии в течении и при завершении тренинга и связан с достижением морально-позитивного эффекта;
· принцип конфиденциальности предполагает неразглашение персональных данных и результатов участников тренинга;
· Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций требует, чтобы они были полезными для участника тренинга.
Источник
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
К участию в освоении программы не допускаются дети, имеющие психиатрические заболевания, требующие медицинской помощи.
Способы, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.
Гарантия прав участника программы обеспечивается нормативно-правовыми документами.
Права педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога определены Должностной инструкцией специалиста.
«При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников». (ФЗ «Об образовании»).
Статья 5 ФЗ «Об образовании» определяет государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. «Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее – с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».
Права и обязанности участников программы
Участники программы | Права участников программы | Обязанности участников программы |
Педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог | -Вправе вносить изменения в календарно-тематическое планирование; -гибко менять стиль общения с детьми соответственно их школьному и жизненному опыту; -адаптировать предлагаемые упражнения (по максимальному уровню сложности, форме подачи, степени самостоятельности обучающихся в выполнении заданий и т.д.) соответственно возрасту и реальным возможностям детей, -учитывать, что распределение времени на отдельные упражнения будет различным. | Педагогические работники обязаны: – удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик; – соблюдать Устав Учреждения и Правила внутреннего распорядка, дополнительные инструкции; – выполнять условия трудового договора; – охранять жизнь, физическое и психическое здоровье обучающихся во время образовательного процесса; – нести ответственность за обучение и воспитание детей в Учреждении; – использовать безотметочный метод работы; – делать акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий ребенком; -предлагать необходимую помощь; – должны иметь профессиональную подготовку по методам диагностики, обладать теоретическими знаниями по возрастной и педагогической психологии. -хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим. Ряд требований к личностным качествам педагогов – Должны быть достаточно терпимыми и заранее быть готовыми к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера ребенка; – должны уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересованности, а не принуждения; – проявлять креативность в общении с детьми, уважение к внутреннему миру воспитанника. |
Дети 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью | Права обучающихся охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ. Каждый обучающийся имеет право на: – защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; – удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; – получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития; Запрещается: – применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся; – привлечение обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному программой. | Обучающиеся обязаны: – стремиться к самостоятельному выполнению заданий педагога; – бережно относиться к имуществу Учреждения; – уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; – быть аккуратным и опрятным в одежде; – соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии, гигиены; -регулярно посещать занятия. |
Родители (законные представители) | Имеют право на: -добровольное участие в программе; – уважение человеческого достоинства – отказаться от участия в программе при наличии обстоятельств, которые могут нанести вред его психическому и физическому здоровью. | обязаны: – не совершать действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы; – соблюдать режим посещения занятий |
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
1. Специалисты, реализующие программу, должны иметь опыт работы с детьми с умственной отсталостью.
2. Помогать детям почувствовать личностную свободу, принять себя и сверстников такими, какие они есть на самом деле.
3. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.
4. Наблюдать за стилем поведения детей.
5. Оказывать детям посильную помощь при выполнении заданий.
Требования к материально-технической оснащенности занятий.
Оформление кабинета для проведения занятий должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.
Необходимо выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства:
· Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
· Соответствие возрасту ребенка – обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
· Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
1. По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)
– учебную зону
– двигательную зону
– игровую зону
Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол специалиста, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.
Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).
2. По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
– диагностическую зону
– коррекционно-развивающую зону
– консультативную зону
-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)
Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.
Художественное оформление стен должно быть минимальным и продуманным.
Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий, во время перерывов, так как работа в шумном, мало освещенном и душном помещении значительно снижают внимание и повышают утомляемость.
Материалы.
- Краски, карандаши, фломастеры, маркеры, пластилин, глина, восковые мелки, пастель (для рисования).
- Тетради, альбомы для рисования, раздаточный дидактический материал.
- Журналы, цветная бумага, фольга
- Бумага для рисования разных форматов, цветов и оттенков, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших поверхностей, ножницы, нитки, клей, скотч и пр.
- Игровой дидактический материал.
Технические средства.
Комплекс специализированного диагностического и коррекционного оборудования. Музыкальный центр для проведения упражнений, музыкального сопровождения, компьютер, телевизор. Копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, диагностических методик.
Источник
Несмотря на то, что групповая арт-терапия может применяться с широким кругом клиентов, ее эффективность во многом зависит от того, насколько точно специалист может определить не только целесообразность включения клиента в арт-терапевтическую группу, но и применение в отношении него конкретной формы и модели групповой арт-терапии. Для этого специалист должен принять во внимание следующее:
· характер ведущих психологических проблем школьника и связанные с этим его коммуникативные, эмоционально-волевые и когнитивные возможности. А также уровень мотивации к прохождению групповой арт-терапии;
· принадлежность клиента к той или иной классовой, половой, возрастной группам, а также его внутрисемейные отношения.
Принято считать, что в качестве особой формы психотерапевтической работы групповая арт-терапия в наибольшей степени подходит клиентам с негрубой психической патологией в форме неврозов или личностных расстройств. Особую ценность арт-терапия может иметь для работы с теми школьниками, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, либо, когда у клиента имеется выраженное сопротивление раскрытию своих переживаний в связи с их сложностью или особой личностной структурой клиента (например, у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством). Это не значит, что арт-терапия не может быть эффективной в работе с теми, у кого имеется достаточная способность к вербальному общению. Для таких людей художественная экспрессия может являться альтернативным средством общения, позволяющим им выражать свои мысли и переживания с большей полнотой и убедительностью, либо найти более целостный и аутентичный способ творческого самовыражения.
Наличие у клиента художественных способностей и навыков изобразительной деятельности большого значения при этом не имеет.[6]
Показаниями к групповой интерактивной арт-терапии могут являться:
· осознанная потребность в других,
· способность к саморефлексии,
· ролевая гибкость,
· способность давать и получать обратную связь
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.
По целому ряду причин можно считать, что применительно к работе с данной возрастной группой школьников групповая арт-терапия обладает определенными преимуществами перед другими подходами.
· Групповая арт-терапия дает подросткам возможность самим контролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания, и в силу этого обеспечивает их большую, чем в индивидуальной арт-терапии, психологическую защищенность.
· В отличии от индивидуальной, работа в условиях арт-терапевтической группы дает подросткам ощущение большей автономности и тем самым удовлетворяет столь значимой для них потребности в независимости и сохранении границ своего личного пространства.
· Групповая арт-терапия обеспечивает школьникам возможность взаимной поддержки в период их дистанцирования от семьи и психологического самоопределения.
· Большое значение имеет использование невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация обеспечивает большую безопасность и психологическую защищенность. Обсуждения и интерпретации должны применяться в такой форме, которая бы соответствовала данной возрастной группе учащихся. Лучше, если ведущий будет использовать непрямые вопросы и интерпретации. Возможно использование языка метафор и ссылок на третьих лиц. Целесообразно избегать однозначных трактовок поведения и изобразительной продукции участников группы и тем самым навешивания на них ярлыков. Любая попытка ведущего патологизировать переживания и поведение подростков сразу же вызовет у них крайне негативную реакцию.
· Для школьников данной возрастной группы так же будет характерно обостренное реагирование на приход новых членов группы. Поэтому группа должна быть по возможности закрытой или полузакрытой.
· Структурирование работы с учащимися должно быть мягким и ненавязчивым. Не смотря на то, что групповая работа носит тематический характер, ведущий должен проявлять гибкость и допускать возможность изменения плана занятий и высокую степень спонтанности участников группы.
· Для того чтобы помочь школьникам почувствовать в группе безопасность, ведущий может предлагать учащимся такие задания, которые связаны с обозначением личных границ. [7]
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник