Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы thumbnail

Критерии ограничения участия в занятиях:

– личный отказ (нежелание) ребенка идти на тренинг;

– отказ родителей или лиц их заменяющих от посещения ребенком тренинга;

– нарушения сенсорных функций (зрения, слуха) и выраженное нарушение интеллектуальных функций..

Кроме того, освоение данной программы может быть ограниченно возможным недостатком квалификации и опыта специалиста.

Нормативные документы, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы

1. Конвенции ООН о правах инвалидов. Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, подписана Российской Федерацией 24.09.2008 г.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

7. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». − Закон РФ «Об образовании». − Приоритетный национальный проект «Образование».

8. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.Н., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. − Письмо Минобрнауки РФ от 7 июня 2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании».

9. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами».

10. Этические кодекс и принципы педагога-психолога службы практической психологии образования России.

11. Принципы: компетентности психолога в области формирования эмоциональной сферы и механизмах социализации, конфиденциальности, ответственности и др.

12. Правила безопасности применяемых методик и корректного использования сведений психологического характера (приняты Всероссийским совещанием «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» (6—7 июня 2002, г. Москва).

13. Должностные инструкции педагога-психолога.

Гарантия прав участников программы «Я свободен!» обеспечивается при помощи соблюдения ряда требований профессионально-этического и социально правового характера, прописанных в Этическом кодексе педагога-психолога. При проведении тренинговых занятий должен соблюдаться ряд принципов:

· принцип научной обоснованности используемых методик и упражнений основан на удовлетворении требований валидности и надежности;

· принцип ответственности требует необходимости отвечать за содержание, интерпретацию, правильность проведения методик и упражнений тренинга;

· принцип компетентности указывает на владение методологией, теорией психологии, психодиагностики, практическими и методическими умениями и навыками;

· принцип этической и юридической правомочности говорит о необходимости соответствия образовательного уровня и статуса ведущего тренинга соответствующим требованиям и важности соблюдения правил добровольности участия в тренинге;

· принцип благополучия участника основан на заботе о его психологическом состоянии в течении и при завершении тренинга и связан с достижением морально-позитивного эффекта;

· принцип конфиденциальности предполагает неразглашение персональных данных и результатов участников тренинга;

· Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций требует, чтобы они были полезными для участника тренинга.

Источник

Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К участию в освоении программы не допускаются дети, имеющие психиатрические заболевания, требующие медицинской помощи.

Способы, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.

Гарантия прав участника программы обеспечивается нормативно-правовыми документами.

Права педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога определены Должностной инструкцией специалиста.

«При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников». (ФЗ «Об образовании»).

Статья 5 ФЗ «Об образовании» определяет государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. «Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее – с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

Права и обязанности участников программы

Участники программы Права участников программы Обязанности участников программы
Педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог -Вправе вносить изменения в календарно-тематическое планирование;
-гибко менять стиль общения с детьми соответственно их школьному и жизненному опыту;
-адаптировать предлагаемые упражнения (по макси­мальному уровню сложности, форме подачи, степени самостоя­тельности обучающихся в выполнении заданий и т.д.) соответствен­но возрасту и реальным возможностям детей,
-учитывать, что распределение времени на отдельные упражнения будет различным.
 
 
Педагогические работники обязаны:
– удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик;
– соблюдать Устав Учреждения и Правила внутреннего распорядка, дополнительные инструкции;
– выполнять условия трудового договора;
– охранять жизнь, физическое и психическое здоровье обучающихся во время образовательного процесса;
– нести ответственность за обучение и воспитание детей в Учреждении;
– использовать безотметочный метод работы;
– делать акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий ребенком;
-предлагать необходи­мую помощь;
– должны иметь профессиональную подготовку по методам диагностики, обладать теоретическими знани­ями по возрастной и педагогической психологии.
-хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим.
Ряд требований к личност­ным качествам педагогов
– Должны быть достаточно терпимыми и за­ранее быть готовыми к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера ребенка;
– должны уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересован­ности, а не принуждения;
– проявлять креативность в общении с детьми, уважение к внутреннему миру воспитанника.
Дети 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью Права обучающихся охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ.
 
Каждый обучающийся имеет право на:
– защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
– удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
– получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития;
Запрещается:
– применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся;
– привлечение обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному программой.
 
Обучающиеся обязаны:
– стремиться к самостоятельному выполнению заданий педагога;
– бережно относиться к имуществу Учреждения;
– уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;
– быть аккуратным и опрятным в одежде;
– соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии, гигиены;
-регулярно посещать занятия.
 
 
Родители (законные представители) Имеют право на:
-добровольное участие в программе; – уважение человеческого достоинства – отказаться от участия в программе при наличии обстоятельств, которые могут нанести вред его психическому и физическому здоровью.
обязаны: – не совершать действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы; – соблюдать режим посещения занятий

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:

1. Специалисты, реализующие программу, должны иметь опыт работы с детьми с умственной отсталостью.

2. Помогать детям почувствовать личностную свободу, принять себя и сверстников такими, какие они есть на самом деле.

3. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.

4. Наблюдать за стилем поведения детей.

5. Оказывать детям посильную помощь при выполнении заданий.

Требования к материально-технической оснащенности занятий.

Оформление кабинета для проведения занятий должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.

Необходимо выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства:

· Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).

· Соответствие возрасту ребенка – обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).

· Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:

1. По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)

– учебную зону

– двигательную зону

– игровую зону

Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол специалиста, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.

Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).

2. По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)

– диагностическую зону

– коррекционно-развивающую зону

– консультативную зону

-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

Художественное оформление стен должно быть минимальным и продуманным.

Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий, во время перерывов, так как работа в шумном, мало освещенном и душном помещении значительно снижают внимание и повышают утомляемость.

Материалы.

  1. Краски, карандаши, фломастеры, маркеры, пластилин, глина, восковые мелки, пастель (для рисования).
  2. Тетради, альбомы для рисования, раздаточный дидактический материал.
  3. Журналы, цветная бумага, фольга
  4. Бумага для рисования разных форматов, цветов и оттенков, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших поверхностей, ножницы, нитки, клей, скотч и пр.
  5. Игровой дидактический материал.

Технические средства.

Комплекс специализированного диагностического и коррекционного оборудования. Музыкальный центр для проведения упражнений, музыкального сопровождения, компьютер, телевизор. Копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, диагностических методик.



Источник

Несмотря на то, что групповая арт-терапия может применяться с широким кругом клиентов, ее эффективность во многом зависит от того, насколько точно специалист может определить не только целесообразность включения клиента в арт-терапевтическую группу, но и применение в отношении него конкретной формы и модели групповой арт-терапии. Для этого специалист должен принять во внимание следующее:

· характер ведущих психологических проблем школьника и связанные с этим его коммуникативные, эмоционально-волевые и когнитивные возможности. А также уровень мотивации к прохождению групповой арт-терапии;

· принадлежность клиента к той или иной классовой, половой, возрастной группам, а также его внутрисемейные отношения.

Принято считать, что в качестве особой формы психотерапевтической работы групповая арт-терапия в наибольшей степени подходит клиентам с негрубой психической патологией в форме неврозов или личностных расстройств. Особую ценность арт-терапия может иметь для работы с теми школьниками, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, либо, когда у клиента имеется выраженное сопротивление раскрытию своих переживаний в связи с их сложностью или особой личностной структурой клиента (например, у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством). Это не значит, что арт-терапия не может быть эффективной в работе с теми, у кого имеется достаточная способность к вербальному общению. Для таких людей художественная экспрессия может являться альтернативным средством общения, позволяющим им выражать свои мысли и переживания с большей полнотой и убедительностью, либо найти более целостный и аутентичный способ творческого самовыражения.

Наличие у клиента художественных способностей и навыков изобразительной деятельности большого значения при этом не имеет.[6]

Показаниями к групповой интерактивной арт-терапии могут являться:

· осознанная потребность в других,

· способность к саморефлексии,

· ролевая гибкость,

· способность давать и получать обратную связь

Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.

По целому ряду причин можно считать, что применительно к работе с данной возрастной группой школьников групповая арт-терапия обладает определенными преимуществами перед другими подходами.

· Групповая арт-терапия дает подросткам возможность самим контролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания, и в силу этого обеспечивает их большую, чем в индивидуальной арт-терапии, психологическую защищенность.

· В отличии от индивидуальной, работа в условиях арт-терапевтической группы дает подросткам ощущение большей автономности и тем самым удовлетворяет столь значимой для них потребности в независимости и сохранении границ своего личного пространства.

· Групповая арт-терапия обеспечивает школьникам возможность взаимной поддержки в период их дистанцирования от семьи и психологического самоопределения.

· Большое значение имеет использование невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация обеспечивает большую безопасность и психологическую защищенность. Обсуждения и интерпретации должны применяться в такой форме, которая бы соответствовала данной возрастной группе учащихся. Лучше, если ведущий будет использовать непрямые вопросы и интерпретации. Возможно использование языка метафор и ссылок на третьих лиц. Целесообразно избегать однозначных трактовок поведения и изобразительной продукции участников группы и тем самым навешивания на них ярлыков. Любая попытка ведущего патологизировать переживания и поведение подростков сразу же вызовет у них крайне негативную реакцию.

· Для школьников данной возрастной группы так же будет характерно обостренное реагирование на приход новых членов группы. Поэтому группа должна быть по возможности закрытой или полузакрытой.

· Структурирование работы с учащимися должно быть мягким и ненавязчивым. Не смотря на то, что групповая работа носит тематический характер, ведущий должен проявлять гибкость и допускать возможность изменения плана занятий и высокую степень спонтанности участников группы.

· Для того чтобы помочь школьникам почувствовать в группе безопасность, ведущий может предлагать учащимся такие задания, которые связаны с обозначением личных границ. [7]

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник