Критерии противопоказаний групповой психотерапии
Показания и противопоказания к групповой терапии – психодраме и ролевым играм и их эффективность
Предпосылкой для участия в групповой терапии, которая основана преимущественно на глубинно-психологических методах и разговорной терапии, служат достаточные способности к вербализации собственных переживаний и эмоций, а также по меньшей мере способность к «групповой деятельности».
Эти предпосылки не столь важны при лечении детей (им лучше проводить поведенчески концептуализированную групповую терапию), но весьма актуальны для лечения подростков примерно от 13 лет и старше.
Групповая терапия и психотерапевтические ролевые игры приводят к позитивным изменениям у детей и подростков, например, при нарушениях социального поведения, страхе перед контактами при специфических эмоциональных нарушениях с повышенной чувствительностью, робостью и инкапсулированностью, а также при трудностях во взаимоотношениях.
Ролевые игры хорошо сочетаются с другими методами психотерапии. Они весьма полезны также при затруднениях в обучении и нарушениях речевого контакта. Более высокие требования к личности ставятся перед участниками психодрамы, особенно если она проводится в классической форме («протагонист-центрированная игра»).
Групповые методы психотерапии в целом противопоказаны при высоком риске суицида, остром психотическом состоянии, гиперкинетических синдромах, интеллектуальном недоразвитии, выраженных невротических расстройствах, а также тяжелых нарушениях социального поведения.
Оценка эффективности метода групповой терапии
Исследования по эффективности групповых способов психотерапии очень немногочисленны (см. Dies, Riester). Публикации на эту тему позволяют высказаться только по определенным аспектам, так как работа часто проводилась на малом числе пациентов и с недостаточными контрольными группами. Позитивные эффекты групповой психотерапии продемонстрированы при лечении делинквентных подростков (Goldstein et al.), при «тренинге социальных умений» (Dofner) и «групповом тренинге с подростками» (Petermann, Petermann).
Согласно другим обзорным работам (Siefen), стационарная аналитическая групповая терапия тоже приводила к улучшению состояния подростков.
Систематических исследований эффективности метода психодрамы в лечении детей и подростков почти не проводилось. На основании собственного опыта ряд авторов описывает ее положительный эффект (Holl, Bosselmannet al., Widlocher, Bender). Терапевтические ролевые игры входят как составная часть во многие методы групповой психотерапии, но специальные исследования по оценке их эффективности для детей и подростков нам не известны.
– Также рекомендуем “Методы семейной терапии в психотерапии детей и подростков”
Автор: Искандер Милевски
Оглавление темы “Психотерапия детей и подростков”:
- Психодрама как метод психотерапии – методика
- Пример использования средств психодрамы при групповой терапии подростков
- Психотерапевтические ролевые игры – методика
- Показания и противопоказания к групповой терапии – психодраме и ролевым играм и их эффективность
- Методы семейной терапии в психотерапии детей и подростков
- Теоретические основы семейной психотерапии
- Методика семейной психотерапии детей и подростков
- Определение показаний к семейной психотерапии детей и подростков
- Методы семейной диагностики в психотерапии детей и подростков
- Общее семейно-диагностическое интервью – принципы, методы
Источник
Из результатов многочисленных исследований следует [Bond G., Lieberman M., 1978], что от 17 до 57% пациентов, начинающих групповую психотерапию, отказываются от этой формы лечения до планового срока ее окончания. Это можно рассматривать в качестве информации, что для подобных пациентов, по крайней мере по их субъективным представлениям, групповая психотерапия не дает ожидаемых результатов. Оказалось, что процент лиц, отказавшихся от лечения групповой психотерапией, значительно выше в сравнении с лицами, леченными индивидуальной психотерапией [Frank J., 1957; O’Brien С., 1972; Hargrea-ves W., 1974].
Большинство больных, отказавшихся от групповой психотерапии, пытались объяснить свой отказ отличием групповой психотерапии от индивидуальной. Групповая психотерапия в начальном периоде пребывания в группе оказывается для пациента более напряженной, чем индивидуальная психотерапия. Из работ I. Yalom (1975) и С. O’Brien (1972) следует, что этот трудный период длится до момента создания в группе ощущения общности (принадлежности), которое основывается на вовлечении пациента в групповой процесс, создает у него ощущение принятия группой и психотерапевтом.
Независимо от трудностей, вытекающих из самой формы групповой психотерапии, отмечается, что поведение группового психотерапевта также может способствовать отказу от этой формы психотерапии некоторых пациентов. Вероятно, существенную роль здесь играет определенный стиль руководства группой со
стороны психотерапевта [Yalom I., 1966]. Существенным оказался также подход психотерапевта к пациенту, особенно предвидение возможности отказа последнего от участия в лечении. Имеется большая вероятность отказа пациента от лечения групповой психотерапией, если психотерапевт с самого начала предусматривает такую возможность для него [Rosen-zweig S., Folman R., 1974]. Это могло бы свидетельствовать об отсутствии понимания со стороны психотерапевта пациента и мотивировать его к прекращению лечения.
В ходе исследований были попытки ответить на вопрос, существуют ли определенные черты у самих пациентов, которые указали бы на то, что групповая психотерапия для таких лиц противопоказана. Результаты указывают на следующие черты пациентов, которые отрицательно влияют на возможность лечения их групповой психотерапией:
1) меньшая эффективность деятельности в обще
ственных ситуациях [Frank J., 1957];
2) тенденция к доминированию при отсутствии по
пулярности в группе [Taylor A., 1961];
3) предшествующее неэффективное лечение инди
видуальной психотерапией [Kotkov В., 1958].
М. Lieberman (1973), использовав множество различных методик, показал, что лица, отказывающиеся от участия в «группах встреч» («encounter»), отличаются от остальных главным образом иной иерархией ценностей. Не имели значения такие особенности, как психопатологическая картина, установка в отношении «групп встреч», интерперсональные предпочтения, от-Н( шение к другим.
I. Yalom (1966) сравнивал лиц, отказывающихся от психотерапии с остальными по 33 переменным; достоверными оказались различия только по 4 переменным:
1) пациенты, решившиеся до конца продолжать
лечение, предоставляли больше информации о себе;
2) они имели большую мотивацию к лечению психо
терапией;
3) проявляли больший интерес к другим членам
группы;
4) были более популярными в группе.
При рекомендации групповой формы лечения необходимо учитывать также возраст, образование, социальное происхождение, мотивацию [Rosenthal D., Frank J., 1958; Lubin B. et al., 1973].
G. Bond и М. Lieberman (1978), анализируя данные, касающиеся противопоказаний к групповой психотерапии, предлагают одновременно учитывать как личностные черты лиц, направляемых на лечение, так и особенности психотерапевтической ситуации, в которой окажется пациент. Это согласуется с современным пониманием личности, которую нельзя описывать независимо от ситуационного контекста. Примером такого анализа могут быть данные, полученные I. Yalom (1966). Выяснилось, что отказались от группового лечения те лица, у которых наблюдалось слишком мало или слишком много типов поведения, связанного с нормами данной психотерапевтической группы.
Опираясь на проведенные исследования, трудно однозначно заявить, кому групповая психотерапия не поможет. Они позволяют, однако, думать над тем, найдет ли данный пациент в данной терапевтической ситуации ожидаемые терапевтические результаты. Групповая психотерапия поэтому не будет полезной для всех, которым теоретически она должна помочь. Более того, результаты исследований М. Lieberman (1973) предполагают (на основе различий по некоторым психологическим показателям между лицами, отказавшимися от «групп встреч», и теми, которые оставались в них до конца с негативными результатами), что отказ от группы или совет пациенту не предпринимать подобного лечения (сделать это возможным для него) может быть более полезным для отдельных пациентов, чем оставление их в группе, или проведение этой формы лечения.
Источник
Из результатов многочисленных исследований следует [Bond G., Lieberman M., 1978], что от 17 до 57% пациентов, начинающих групповую психотерапию, отказываются от этой формы лечения до планового срока ее окончания. Это можно рассматривать в качестве информации, что для подобных пациентов, по крайней мере по их субъективным представлениям, групповая психотерапия не дает ожидаемых результатов. Оказалось, что процент лиц, отказавшихся от лечения групповой психотерапией, значительно выше в сравнении с лицами, леченными индивидуальной психотерапией [Frank J., 1957; O’Brien С., 1972; Hargrea-ves W., 1974].
Большинство больных, отказавшихся от групповой психотерапии, пытались объяснить свой отказ отличием групповой психотерапии от индивидуальной. Групповая психотерапия в начальном периоде пребывания в группе оказывается для пациента более напряженной, чем индивидуальная психотерапия. Из работ I. Yalom (1975) и С. O’Brien (1972) следует, что этот трудный период длится до момента создания в группе ощущения общности (принадлежности), которое основывается на вовлечении пациента в групповой процесс, создает у него ощущение принятия группой и психотерапевтом.
Независимо от трудностей, вытекающих из самой формы групповой психотерапии, отмечается, что поведение группового психотерапевта также может способствовать отказу от этой формы психотерапии некоторых пациентов. Вероятно, существенную роль здесь играет определенный стиль руководства группой со
стороны психотерапевта [Yalom I., 1966]. Существенным оказался также подход психотерапевта к пациенту, особенно предвидение возможности отказа последнего от участия в лечении. Имеется большая вероятность отказа пациента от лечения групповой психотерапией, если психотерапевт с самого начала предусматривает такую возможность для него [Rosen-zweig S., Folman R., 1974]. Это могло бы свидетельствовать об отсутствии понимания со стороны психотерапевта пациента и мотивировать его к прекращению лечения.
В ходе исследований были попытки ответить на вопрос, существуют ли определенные черты у самих пациентов, которые указали бы на то, что групповая психотерапия для таких лиц противопоказана. Результаты указывают на следующие черты пациентов, которые отрицательно влияют на возможность лечения их групповой психотерапией:
1) меньшая эффективность деятельности в обще
ственных ситуациях [Frank J., 1957];
2) тенденция к доминированию при отсутствии по
пулярности в группе [Taylor A., 1961];
3) предшествующее неэффективное лечение инди
видуальной психотерапией [Kotkov В., 1958].
М. Lieberman (1973), использовав множество различных методик, показал, что лица, отказывающиеся от участия в «группах встреч» («encounter»), отличаются от остальных главным образом иной иерархией ценностей. Не имели значения такие особенности, как психопатологическая картина, установка в отношении «групп встреч», интерперсональные предпочтения, от-Н( шение к другим.
I. Yalom (1966) сравнивал лиц, отказывающихся от психотерапии с остальными по 33 переменным; достоверными оказались различия только по 4 переменным:
1) пациенты, решившиеся до конца продолжать
лечение, предоставляли больше информации о себе;
2) они имели большую мотивацию к лечению психо
терапией;
3) проявляли больший интерес к другим членам
группы;
4) были более популярными в группе.
При рекомендации групповой формы лечения необходимо учитывать также возраст, образование, социальное происхождение, мотивацию [Rosenthal D., Frank J., 1958; Lubin B. et al., 1973].
G. Bond и М. Lieberman (1978), анализируя данные, касающиеся противопоказаний к групповой психотерапии, предлагают одновременно учитывать как личностные черты лиц, направляемых на лечение, так и особенности психотерапевтической ситуации, в которой окажется пациент. Это согласуется с современным пониманием личности, которую нельзя описывать независимо от ситуационного контекста. Примером такого анализа могут быть данные, полученные I. Yalom (1966). Выяснилось, что отказались от группового лечения те лица, у которых наблюдалось слишком мало или слишком много типов поведения, связанного с нормами данной психотерапевтической группы.
Опираясь на проведенные исследования, трудно однозначно заявить, кому групповая психотерапия не поможет. Они позволяют, однако, думать над тем, найдет ли данный пациент в данной терапевтической ситуации ожидаемые терапевтические результаты. Групповая психотерапия поэтому не будет полезной для всех, которым теоретически она должна помочь. Более того, результаты исследований М. Lieberman (1973) предполагают (на основе различий по некоторым психологическим показателям между лицами, отказавшимися от «групп встреч», и теми, которые оставались в них до конца с негативными результатами), что отказ от группы или совет пациенту не предпринимать подобного лечения (сделать это возможным для него) может быть более полезным для отдельных пациентов, чем оставление их в группе, или проведение этой формы лечения.
Источник
Групповая терапия подходит, прежде всего, тем пациентам, внутренние конфликты которых проявляются в интерперсональных конфликтах; однако ее можно рекомендовать также и для лечения клиентов, у которых такие конфликты проявляются менее явно. Показания к психоаналитической индивидуальной и групповой терапии перекрываются. Специфические эффекты групповой психотерапии, в противоположность индивидуальному лечению, достигаются вследствие ситуации множественности. Из этого можно вывести большинство критериев, которые в каждом конкретном случае говорят в пользу групповой или индивидуальной терапии.
Нарциссические способы поведения могут быть более эффективно прояснены и проработаны в ситуации группы, чем в индивидуальной ситуации. Недостаточная активность шизоидных пациентов может быть также гораздо быстрее усилена в группе, чем в ситуации индивидуальной терапии. Для депрессивных пациентов группа представляет собой фрустрацию их тенденций отграничения и слияния и побуждение к самоограничению и поиску идентичности.
Всегда, когда пациенту необходима «непредвиденная» обратная связь, как, например, при неврозах навязчивых состояний, это становится возможным почти исключительно в условиях группы, так как именно индивидуальная обстановка благоприятствует тенденциям мобилизации на основании возможных реакций терапевта, ограниченных техникой лечения. Пациенты с неврозами навязчивых состояний могут быть выведены из равновесия именно вусловиях группы.
Многие конфликты, источником которых не являются диадические отношения раннего детства, легче разрешаются в ситуации, когда присутствуют несколько человек, когда могут наблюдаться и быть опробованы конфликты соперничества и авторитетов. Групповая терапия подходит также и для пациентов, которые боятся отношений в диаде. Глубокая регрессия проявляется быстро, поскольку группа представляет собой потенциальный пусковой стимул переноса, особенно для ранних отношений. В то же время она быстрее, по сравнению с индивидуальной терапией, обратима в конце группового сеанса, так как пусковой стимул переноса группы в целом распадается в конце группового сеанса на отдельных индивидов.
Нарушения личности или выраженные нарушения структуры отношений часто лучше поддаются групповому лечению. Отношения уравновешиваются с помощью Я и быстрее проявляются в социальных ситуациях группы, где они могут быть выявлены и хорошо проработаны в ходе интерперсональных действий.
Показания могут быть расширены с учетом дифференциации групповых предложений. Широкий спектр показаний при групповой терапии, направленной на взаимодействие, охватывает шизоидных клиентов, клиентов с пограничными расстройствами и психосоматических клиентов с недостаточной дифференцированностью аффектов, которые в такой группе получают максимальную пользу.
Показания зависят также от окружающей ситуации, на фоне которой проходит группа. Так, вполне возможно принятие в терапевтическую группу одного или двух амбулаторных пациентов с пограничными расстройствами. Групповая же терапия многочисленных пациентов со структурными нарушениями требует, как правило, стационарных или частично стационарных условий. В амбулаторных группах, которые состояли бы только из пациентов с пограничными расстройствами, терапевту непрерывно пришлось бы заниматься кризисными вмешательствами.
Психотерапевтические группы самого разного характера работают в психиатрических и соматических больницах, в консультационных и психотерапевтических центрах, в университетах, организациях и т.п. Одни группы работают под руководством профессионалов – психологов и психотерапевтов, другие – самостоятельно, одни группы длятся годами, другие собираются только по выходным дням; распространяются группы-движения (например, группы анонимных алкоголиков) и т.п. Однако в психиатрических, а тем более соматических клиниках, применение групповой психотерапии долгое время было достаточно ограниченным. Несмотря на то, что началом групповой психотерапии считается появление в начале XX века в Америке групп, страдающих туберкулезом больных, для ее настоящего признания в клиниках понадобились десятилетия.
Еще недавно групповая психотерапия применялась только в работе с людьми, имеющими невротические расстройства, психологические трудности. Большинство практиков считали, что идеальными клиентами групповой психотерапии являются лица с невротическими симптомами и проблемами.
В условиях изменения в течение последних десятилетий стратегий лечения большинства тяжелых нарушений психики оказалось, что групповая психотерапия может быть эффективной и в этой области. Психотические пациенты традиционно считались неблагоприятными клиентами групповой психотерапии. Но однородные (гомогенные) группы таких пациентов при постановке адекватных целей и выборе средств оказались подходящими для решения локальных терапевтических задач. Для большинства таких пациентов окружающий мир представляется таящим в себе угрозу местом, где невозможно чувствовать себя в безопасности. Благодаря созданию в группе атмосферы безопасности, терпимости, где не критикуют и не осуждают, такие пациенты находят возможность позитивного взаимодействия с другими. Как свидетельствуют работы последних лет, в поле групповой психотерапии попадают шизофрения, булимия, депрессия, клинически выраженная тревога, алкоголизм, синдром посттравматического стресса, т. е. те случаи, которые еще недавно И. Ялом называл в числе неблагоприятных для групповой психотерапии.
Групповая психотерапия распространяется и в соматических клиниках в работе с тяжелобольными и их близкими. Групповой метод считается особо ценным при решении проблем больных, страдающих хроническими соматическими заболеваниями (рассеянным склерозом, диабетом, дистрофией мышц, ревматоидным артритом и др. болезнями). Они нередко чувствуют себя беспомощными, брошенными на произвол судьбы, обиженными на весь окружающий мир из-за своих недугов. Специальные группы таких людей могут помочь им более реально оценить свое положение, существующие возможности, принять в жизни то, что неизбежно, и изменить то, что возможно. Во многих странах психотерапевтические группы работают в онкологических клиниках и центрах. Так, исследования показали, что женщины с раком груди, прошедшие групповую психотерапию, жили дольше, и качество их жизни было выше. Кратковременная групповая психотерапия оказалась эффективной для больных СПИДом, особенно в преодолении психологических последствий после ознакомления с диагнозом.
Групповую психотерапию начали применять также для преодоления психологических кризисов, связанных с переживанием утраты. Люди, в ситуации утраты часто переживают чувство изоляции. Групповая психотерапия может дать им возможность выразить чувства, связанные с одиночеством, утратами. Групповая психотерапия используется также для групп пожилых людей. Распространенное мнение, будто интеллектуальные силы пожилых людей убывают, является мифом, так как и в старости продолжается интеллектуальное развитие, если обеспечено достаточное стимулирование мыслительных процессов. Как раз таким стимулятором для пожилых людей может стать однородная психотерапевтическая группа, помогающая уменьшить изоляцию и преградить путь интеллектуальной атрофии.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник