Лфк детям показания и противопоказания
Адекватная физическая активность — неотъемлемое условие, необходимое для правильного развития организма. ЛФК может использоваться как для коррекции уже проявившихся отклонений, так и для их профилактики.
При многих заболеваниях комплекс, подобранный с учетом особенностей конкретного организма, при регулярном выполнении оказывает лечебный эффект, не уступающий результатам медикаментозного воздействия. А при проблемах с опорно-двигательным аппаратом порой является единственным средством, способным привести к полному восстановлению.
Плюсы от занятий ЛФК
Выполнение комплекса ЛФК, составленного грамотным специалистом, позволяет:
- сформировать осанку;
- развить мышечный корсет спины;
- обеспечить нормальное развитие суставов и костей;
- устранить асимметрию тела, вызванную сколиозом;
- скорректировать плоскостопие;
- нормализовать работу эндокринной и иммунной систем организма, повысить выносливость.
ЛФК оказывает позитивное влияние на детей, страдающих заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, проблемами с пищеварением и ожирением, нарушениями в развитии или травмами опорно-двигательного аппарата.
Благодаря адекватной физической нагрузке улучшается кровоток, нормализуется психоэмоциональное состояние, улучшается координация и равновесие. Помимо укрепления организма, занятия позволяют ребенку освоить навыки правильного дыхания, научиться контролировать различные мышцы.
Врачи отмечают, что ребенок, регулярно занимающийся физической культурой, имеет более стабильное психоэмоциональное состояние, легче адаптируется в школе, менее подвержен проявлениям аллергии и вирусным респираторным заболеваниям. Благодаря укреплению мышц и связок уменьшается риск получения растяжений и аналогичных травм при падениях. Активизация кровотока вследствие физической нагрузки улучшает питание тканей и предотвращает развитие дегенеративных заболеваний.
Особенности детской ЛФК
При проведении занятий с детьми следует принять во внимание ряд факторов:
- возраст;
- уровень развития мелкой моторики;
- психическое состояние;
- общее физическое состояние.
Продолжительность выполнения комплекса детского ЛФК должна варьироваться в пределах от 20 до 50 минут в зависимости от состояния ребенка. Занятия рекомендуется проводить со специалистом, поскольку родителям может быть трудно правильно дозировать физическую нагрузку.
Врачи отмечают, что в возрасте от 12 до 17 месяцев и в период от 5 до 6 лет занятия ЛФК в профилактических целях наиболее важны. Они помогут предотвратить отклонения в развитии скелета и суставов и выработать правильную осанку.
Начинать занятия с ребенком можно уже в месяц. В этом возрасте основные цели, которые преследует ЛФК, рекомендуемая здоровым детям, сводятся к нормализации режима сна и бодрствования, работы ЖКТ, развитию рефлексов. Обязательно выполнение лечебных комплексов для младенцев, имеющих такие патологии, как:
- кривошея;
- плоскостопие или косолапость;
- ДЦП.
Важно!
Без соответствующей возрасту физической нагрузки невозможно формирование здорового организма. Необходимо начать уделять внимание развитию ребенка с самого детства, не дожидаясь проявления отклонений.
Противопоказания
Абсолютными противопоказаниями к назначению ЛФК считаются следующие состояния:
- острые заболевания;
- декомпенсированный порок сердца;
- нарушения сердечного ритма;
- кровотечения;
- злокачественные образования.
Если ребенок заболел, у него наблюдается жар и общее недомогание, занятия следует отложить до момента выздоровления.
Разновидности упражнений
Упражнение, применяемые в ЛФК, делятся на 2 типа:
- предназначенные для укрепления организма в целом и повышения выносливости;
- нацеленные на проработку определенной зоны, например, формирование мышечного корсета спины при сколиозе.
При другой классификации выделяют динамические, в зависимости от возраста ребенка, представляющие собой активные или пассивные движения, а также статические упражнения, сводящиеся к принятию определенной позы и удержанию ее в течение установленного времени.
В дополнение различают следующие виды движений:
- дыхательные;
- рефлекторные;
- координационные;
- растягивающие;
- расслабляющие;
- коррегирующие.
Важно грамотно комбинировать все виды упражнений для гармоничного развития организма ребенка.
Многие специалисты относят к ЛФК не только комплекс, направленный на коррекцию какого-либо недостатка, но и обычные активные игры или занятия спортом. Так, бег на коньках и лыжах помогает развивать мышцы голени и стопы и предотвращает формирование плоскостопия.
Правила при занятиях ЛФК
Желаемый лечебный эффект от ЛФК может быть достигнут только при условии соблюдения ряда правил:
- постепенное повышение нагрузки, позволяющее исключить переутомление;
- отсутствие боли при движениях;
- проведение занятий в проветренном помещении при температуре не выше 22 ºС;
- занятия должны быть регулярными и последовательными, выполнение упражнений от случая к случаю не даст результата;
- разминка и заминка должны являться неотъемлемыми частями занятия;
- приступать к выполнению комплекса можно спустя минимум 45 минут после еды.
Перед тем как приступать к детскому массажу и занятиям ЛФК с ребенком, необходимо посетить с ним врача, способного грамотно оценить его состояние и порекомендовать наиболее подходящий для коррекции комплекс. Различные типы искривлений позвоночника требуют разных терапевтических подходов и упражнений, направленных на разные группы мышц.
Например, при кифозе показано растяжение грудной клетки и укрепление плечевого пояса, а при сколиозе гимнастика должна быть направлена на работу с позвоночным столбом и создание поддерживающего его корсета.
Важно наблюдать за действием, которое оказывает на ребенка выполнение предложенной программы, если занятия приводят к переутомлению или вызывают дискомфорт, необходимо пересмотреть программу тренировок.
Упражнения при сколиозе и нарушении походки у детей
Основная задача упражнений, назначаемых при сколиозе, – укрепление мышц спины. Программа для занятий должна быть подобрана врачом, специализирующимся в этой области. Приведенный далее комплекс носит рекомендательный и ознакомительный характер:
- установка правильного положения тела;
- ходьба с сохранением осанки — 1 мин;
- ходьба полной стопой с поднятыми руками, на носках с разведенными в стороны руками, на пятках с опущенными руками — по 40 сек. каждой разновидности упражнения;
- поочередно поднимать выпрямленные руки над головой — до 12 раз;
- попеременные наклоны корпуса в стороны — 10 повторов;
- стоя, прижавшись пятками, ягодицами и лопатками к стене, подтягивание к животу согнутой ноги — по 5 раз для каждой;
- из исходного положения, описанного в предыдущем пункте, выполнять подъем выпрямленной ноги до параллели с полом — по 5 раз;
- приседания с вытягиванием рук вперед, в исходном положении руки на поясе, пятки вместе, носки смотрят в стороны — до 15 раз;
- подъем вверх гимнастической палки с одновременным отведением выпрямленной ноги назад — до 6 повторов;
- подъем палки с пола вверх на вытянутых руках с последующим опусканием — до 10 раз;
- лечь на спину и вытянуть руки за голову, напрягая мышцы спины, медленно сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах — до 8 повторов;
- по очереди поднимать выпрямленные ноги — до 6 раз;
- прогибать спину, опираясь на пол пятками и локтями — 4 подхода;
- лежа на животе поднять ноги и грудную клетку, задержаться в этом положении на несколько секунд — до 8 раз;
- стоя на четвереньках, попеременно прогибать и округлять спину — до 12 раз;
- поднимать большой мяч, удерживая его на вытянутых руках — до 10 повторений;
- выполнять упражнение «Ласточка» — до 5 повторов;
- ходить, высоко поднимая колени — до 3 минут, затем обычная ходьба с плавным замедлением темпа.
При выполнении упражнений обязательно нужно сохранять правильную осанку. Занятия ЛФК при детском сколиозе не только способны предотвратить дальнейшее прогрессирование заболевания, но и могут полностью устранить его проявления.
Упражнения при плоскостопии
Цель комплекса ЛФК при плоскостопии — развитие мышц и связочного аппарата голени и стопы. Основной упор в данном случае делается на ходьбу. Рекомендована следующая последовательность упражнений:
- разминка;
- ходьба на носках;
- ходьба на наружном крае стопы;
- ходьба с поджатыми пальцами;
- удержание мелких предметов с помощью пальцев стопы;
- ходьба по гимнастическому бревну.
Особенности упражнений для детей разных возрастных категорий
Если речь идет о младенцах, начинать и завершать занятия рекомендовано поглаживаниями, желательно не забывать про них и между подходами. При работе с маленькими детьми должны активно использоваться рефлекторные упражнения. К ним относятся такие приемы, как:
- действия, вызывающие ответное движение пальцев ребенка: нажатие на подошву у основания пальцев и поглаживание наружной стороны стопы по направлению к пятке;
- действия, приводящие к выпрямлению позвоночника: проведение пальцами вдоль столба по направлению к голове позвоночника;
- стимуляция ползания.
Для тех, кто старше 3 месяцев, в комплекс добавляют пассивные движения, а именно:
- сгибание и разгибание рук и ног;
- скрещивание и разведение рук;
- перевороты на живот и обратно;
- поощрение ребенка тянуться за игрушкой.
Важно: все комплексы упражнений должны выполняться только после консультации с педиатром, неврологом и ортопедом. Несмотря на кажущуюся легкость и незначительность, неграмотное воздействие может навредить ребенку.
Активные упражнения включаются, когда ребенок начинает учиться стоять и ходить. До 1,5 лет рекомендованы индивидуальные занятия. Для детей старшее желательны групповые программы.
Численность групп не должна превышать 6 человек.
Занятия с детьми школьного возраста и старше должны включать в себя дыхательные и расслабляющие упражнения. Обязательно наличие игровых моментов, повышающих заинтересованность.
Количество упражнений и число повторов каждого из них во многом зависит от возраста ребенка. Так, составляя программу занятий, важно помнить, что дети младшего возраста, несмотря на свою высокую активность, быстро утомляются, поэтому не смогут выполнять зарядку длительное время. Для школьников младших классов рекомендованы занятия максимальной продолжительности, а подросткам следует подбирать более сложные, но и более короткие комплексы.
Источник
Оглавление
- Положительные стороны ЛФК
- Разновидности упражнений
- Противопоказания для ЛФК
- Особенности детской ЛФК
- Некоторые правила при занятиях ЛФК
- Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка
- Примерный комплекс для дошкольников
- Примерный комплекс для школьников
- Преимущества ЛФК в МЕДСИ
От различных проблем с позвоночником страдают сегодня не только взрослые, но и дети. Заболевания могут быть как врожденными, так и приобретенными. На состоянии опорно-двигательного аппарата негативно сказываются и малоподвижный образ жизни, и неправильное положение тела во время сна и бодрствования. Недостаток двигательной активности легко можно компенсировать при помощи ЛФК (лечебной физкультуры). Специальный комплекс упражнений дает возможность для устранения небольших искривлений и ряда иных проблем. Занятия напоминают йогу, проводятся аккуратно, но с максимальной эффективностью, сочетаются с правильным дыханием. ЛФК – это не только упражнения, но и водные процедуры, ходьба и даже игры на свежем воздухе. Занимаясь регулярно и под контролем опытного специалиста, можно достичь выраженных результатов. Лечебная физкультура для детей очень полезна и абсолютно безопасна.
Положительные стороны ЛФК
Лечебная физкультура не просто заставляет больше двигаться, но и играет развивающую роль. Выполняя упражнения, ребенок познает окружающий мир, учится соотносить себя с ним.
Занятия способствуют:
- Гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата
- Правильному формированию осанки и ее коррекции
- Укреплению мышц
Специальные упражнения развивают силу и выносливость, улучшают координацию движений.
К положительным сторонам ЛФК также относят возможности для:
- Укрепления иммунитета
- Снижения восприимчивости организма к возбудителям различных заболеваний
- Быстрой адаптации к школьным нагрузкам
- Нормализации работы организма
- Улучшения аппетита и сна
Важно! Комплекс упражнений всегда подбирается индивидуально и только специалистом!
Разновидности упражнений
Лечебная физкультура для детей – не простой комплекс гимнастики. К ЛФК можно отнести любой активный отдых. Занятия нередко проходят в игровой форме. Это обусловлено высокой эффективностью комплексов и тем, что они интересны для малышей и формируют устойчивую мотивацию.
Все упражнения делятся на 2 группы:
- Общие. Они применяются для укрепления организма
- Специальные. Такие упражнения направлены на улучшение работы конкретной системы. ЛФК при переломах, например, позволяет быстро восстановить подвижность и стимулирует ускоренные процессы заживления. Проводятся занятия при плоскостопии и иных патологиях
Упражнения могут быть:
- Активными
- Пассивными
- Дыхательными
- Растягивающими
- Расслабляющими
- Координационными и др.
Пассивные занятия актуальны для младенцев, которые не могут заниматься гимнастикой самостоятельно. Все действия (сгибания, разгибания и др.) выполняет специалист.
Противопоказания для ЛФК
Лечебная физкультура для детей не проводится при:
- Злокачественных образованиях
- Частых кровотечениях
- Патологиях в острой форме
- Пороке сердца и нарушении его ритма
- Высокой температуре
Прервать занятия или временно отказаться от их начала следует даже при обычной простуде у ребенка.
Обо всех противопоказаниях расскажет врач. Он же определит, можно ли вашему ребенку заниматься именно сейчас или лучше отложить гимнастику на определенный срок.
Особенности детской ЛФК
Лечебная физкультура для детейимеет следующие особенности:
- Проводится преимущественно в игровой форме
- Включает упражнения, соответствующие возрасту занимающихся, уровню их физического развития и состоянию психики
- Направлена на развитие всех систем и органов, позволяет нормализовать работу сердца и сосудов, укрепить иммунитет, улучшить осанку и др.
Решение о занятиях принимают родители. Врач может лишь порекомендовать ребенку ЛФК.
Некоторые правила при занятиях ЛФК
Занятия проводятся:
- Только после посещения врача и обследования. При тяжелых патологиях опорно-двигательного аппарата, например, только лечебной физкультуры недостаточно. Ребенку обязательно будет назначена и другая терапия (прием лекарственных препаратов, физиолечение и др.)
- Опытными специалистами. Они обязательно оценивают состояние ребенка
- С постепенным увеличением нагрузки и контролем. Специалист следит за тем, чтобы упражнения не стали причиной выраженного дискомфорта и боли
- Не менее чем через 45-60 минут после еды
- В хорошо проветриваемых помещениях
- С обязательным включением дыхательных и расслабляющих упражнений, разминкой
- Курсом. Его длительность определяется заранее и только врачом. При необходимости курс можно повторять несколько раз в течение года
Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка
Неправильная осанка – проблема многих современных детей. Это обусловлено тем, что они много времени проводят перед компьютерами, а не на свежем воздухе, бегая и играя. Если патология еще не запущена, можно вернуть ребенку хорошую осанку. Для этого следует выполнять специальные упражнения.
При кифозе грудного отдела, например, в комплекс включают занятия для укрепления мышц плечевого пояса и груди. При «плоской спине» также подбираются специальные упражнения. Они направлены преимущественно на укрепление мышц спины и плечевого пояса.
При сколиозе очень важно:
- Увеличивать подвижность позвоночника
- Развивать координацию движений
- Растягивать позвоночный столб
Эффективность занятий определяется не их интенсивностью, а регулярностью! Если выполнять упражнения только 1-2 раза в месяц, эффекта не будет. Обычно лечебная физкультура для детей проводится несколько раз в неделю (как минимум 4).
Примерный комплекс для дошкольников
Занятия дошкольников обычно проводятся по следующей схеме:
- Разминка. Как правило, она заключается в ходьбе с высоким подниманием коленей, передвижениях на пятках и носках
- Махи руками в стороны с одновременным подъемом на носки
- Упражнения с гимнастической палкой: подъем ее с пола на вытянутых руках и возвращение в исходное положение
- Махи ногами, лежа на животе
- Упражнение «ласточка»
- Стойка на одной ноге с разведенными в сторону руками
Гимнастический комплекс нередко выполняется с использованием таких спортивных снарядов, как мяч, скакалка, обруч.
Примерный комплекс для школьников
Занятия школьников проводятся по следующей примерной схеме:
- Разминка
- Опускание и подъем разведенных рук с мячом
- Подъем мяча за голову и опускание
- Сцепление рук «в замок» за спиной
- Прогиб спины в положении, лежа на полу
- Округление спины, стоя на коленях с упором на руки
- Подъем ног и плеч, лежа на животе
- Упражнение «велосипед»
По окончании основного комплекса школьники выполняют дыхательные упражнения.
Преимущества ЛФК в МЕДСИ
- Опытные специалисты. Лечебная физкультура для детей в Москве в МЕДСИ проводится профессионалами, которые постоянно проходят обучение и совершенствуются, осваивая все новые техники и методики
- Использование комплексов, которые уже доказали свою эффективность. Занимаясь, ребенок может улучшить кровообращение в мышцах, вернуть или увеличить подвижность суставов, снять спазмы, избавиться от боли и дискомфорта в позвоночнике
- Комплексный подход. ЛФК может назначаться совместно с физиолечением, массажем, другими методиками терапии ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата
- Индивидуальный подход. Перед тем как назначать ЛФК, специалист обязательно проведет обследование ребенка. Это позволит подобрать подходящий комплекс и добиться его максимальной эффективности
Если вы хотите записать ребенка на лечебную физкультуру для детей, уточнить цену услуги, особенности проведения занятий, позвоните по номеру +7 (495) 7-800-500.
Источник
Физические
упражнения способствуют формированию
правильной осанки, постановке правильного
дыхания, улучшению координации движений,
подвижности суставов, повышению силы
и выносливости организма, развитию
волевых качеств личности, улучшению
функционирования сердечно-сосудистой,
дыхательной системы, закаливанию и
укреплению всего детского организма.
Показания к
лечебной физкультуре:
показана всем
здоровым детям с целью стимуляции
деятельности всех органов и систем,
усиления обменных процессов, повышения
адаптационных возможностей организма,
формирования правильной осанки;
детям, имеющим
отклонения в состоянии здоровья
временного или постоянного характера,
с поражением сердечно-сосудистой,
дыхательной, нервной, опорно-двигательной
систем организма.
Противопоказания
к лечебной физкультуре:
общая слабость;
повышение
температуры тела более 38 С;
острая форма
любого заболевания или фаза обострения
хронического заболевания;
– расстройства
функций желудочно-кишечного тракта;
– гнойные процессы;
– пороки сердца
с явлениями декомпенсации;
астматический
статус;
сердечно-легочная
недостаточность;
почечная,
печеночная недостаточность;
ухудшение
клинического течения заболевания;
выраженный
болевой синдром;
тошнота, рвота;
наличие/угроза
кровотечения;
гипер- и
гипотонические кризы;
активная фаза
туберкулеза;
психические
заболевания;
наличие
аневризматически расширенных сосудов;
новообразования;
плохая переносимость
процедуры.
Занятия лечебной
физкультурой
со здоровым ребенком необходимо проводить
ежедневно или через день, обязательно
систематически. Физическую нагрузку
увеличивать постепенно и подходя
индивидуально к каждому ребенку (с
учетом возраста и индивидуальных
особенностей развития). «Отказ» от
занятия (ребенок плачет) является
временным противопоказанием.
Физиологическое влияние массажа на организм детей. Показания и противопоказания к его назначенИю
Массаж
оказывает на организм ребенка как
местное так и общее влияние. Местное
влияние выражается в расширении
капилляров кожи, ускорении циркуляции
крови и лимфы, усилении функции потовых
и сальных желез. В результате полученной
функциональной гиперемии улучшаются
обмен веществ и трофика кожи. Кожа
становится упругой и эластичной,
сопротивляемость ее механическим и
термическим воздействиям повышается.
Массаж оказывает общеукрепляющее
действие на мышечную систему, повышая
тонус, эластичность и сократительную
способность мышц. Положительно действует
массаж и на суставы, а также на эластичность
и подвижность связочного аппарата.
Общее
действие массажа заключается в том, что
под его влиянием в коже образуются
гистаминоподобные вещества, являющиеся
продуктами распада белковой молекулы.
Эти вещества, попадая в кровь, повышают
работоспособность симпатоадреналовой
системы. В результате функции органов
дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой
системы и других также повышаются.
Систематическое
проведение массажа способствует
улучшению функции рецепторов, проводящих
путей, усилению рефлекторных связей
коры головного мозга с мышцами, сосудами,
внутренними органами, что способствует
более согласованному функционированию
основных систем организма.
Систематическое
проведение массажа способствует
улучшению функции рецепторов, проводящих
путей, усилению рефлекторных связей
коры головного мозга с мышцами, сосудами,
внутренними органами, что способствует
более согласованному функционированию
основных систем организма. Под влиянием
массажа в рецепторах кожи и в мышцах
возникают импульсы, которые, достигая
по нервным путям коры головного мозга
оказывают тонизирующее воздействие на
центральную нервную систему (ЦНС), в
результате чего улучшается ее регулирующая
роль в отношении работы всех систем и
органов.
Массаж для
ребенка до года
разделяется на несколько целевых этапов:
1)
от нескольких недель до 3 месяцев;
Массаж грудничку
в этом периоде имеет основной целью
уравновешивание тонуса мышц сгибателей
и разгибателей рук и ног.
Движения
новорожденного случайны и беспорядочны,
он пока еще не может поднимать голову
и держать ее в вертикальном положении.
Руки и ноги согнуты во всех суставах и
прижаты к телу, кулачки сжаты. Это
объясняется тем, что до 34-месячного
возраста тонус мышц-сгибателей рук и
ног повышен (физиологический гипертонус).
К концу первого
месяца жизни ребенок останавливает
взгляд на лице матери или ухаживающих
за ним взрослых. У малыша появляется
первая улыбка, с 1,52
месяцев начинает держать голову.
Ласковый разговор
взрослых с ребенком вызывает «комплекс
оживления»
беспорядочные движения руками и ногами,
размахивания ими в разные стороны,
улыбка на лице. Эта реакция очень полезна,
так как стимулирует развитие движений.
2) в
возрасте от 3 до 4 месяцев;
Массаж в этом
периоде призван помочь убрать остаточный
гипертонус нижних конечностей, воспитать
навыки положения (стимуляция вестибулярного
аппарата), развивать навыки ручной
умелости.
К 3 месяцам исчезает
гипертонус верхних конечностей и ребенок
может, лежа на животе и опираясь на
согнутые руки, приподнимать верхнюю
часть туловища, а с четырех месяцев уже
приподниматься на выпрямленных руках,
опираясь при этом на ладони.
К 4 месяцу исчезает
гипертонус мышц сгибателей ног, появляется
хорошая опора на ноги (на полную ступню).
Движения рук и ног более совершенны.
Ребенок уверенно
держит голову, переворачивается со
спины на живот, проявляет интерес к
игрушкам (тянется к ним, хватает,
удерживает их), поворачивает голову на
звук, смеется, «гулит», узнает маму.
3) от 4 до 6 месяцев;
Массаж ребенку в
этом периоде имеет много задач:
– научить ползать
(так как ползание очень важно для
подготовки к ходьбе, укрепления мышц
спины, умственного развития);
– укрепить мышцы
спины, научить сидеть;
– окончательно
нормализовать гипертонус нижних
конечностей, воспитать опорную реакцию
стоп, кистей;
– научить удерживать
предмет;
– развить
ритмичность.
Малыш становится
все более активным, он живо интересуется
окружающим миром, предпринимает попытки
сесть, к 6 месяцам – сидит, поворачивается
со спины на живот и обратно, пытается
ползать, берёт игрушки и перекладывает
из рук в руки, движения рук и ног более
целенаправленные, продолжает «гулить»,
всё чаще произносит слоги (ба, ма),
отличает своих от чужих, на вопрос «где?»
– смотрит на предмет вопроса.
4) от 6 до 9 месяцев;
Задача массажа в
этом возрасте:
– научить ползать
(если малыш еще сам не ползает), сидеть,
воспитать координацию движений, развить
понимание речи, укрепить мышцы спины,
ягодиц, ног.
Малыш начинает
ползать, уверенно сидит, поднимается
из положения сидя на ноги, ходит при
поддержке, садится из положения лёжа
на спине, подолгу занимается игрушками,
громко и продолжительно смеётся,
произносит слоги, пьет из чашки при
помощи взрослого, делает «ладушки»,
знает названия частей тела.
5)
от 9 до 12 месяцев;
Массаж в этом
периоде укрепит мышцы спины, ягодиц,
живота, ног и связочного аппарата.
Ребенок стоит без
поддержки, ползает, ходит, самостоятельно
садится и встаёт, собирает кубики,
пирамидку, произносит 810
слов, повторяет слоги за взрослыми, сам
пьет из чашки, выполняет требования
взрослого.
Массаж
ребенка со второго года жизни
Как правило, все
родители на первом году жизни стараются
дать малышу как можно больше здоровья,
они занимаются с ребенком, проводят
курсы массажа и гимнастики, занимаются
грудничковым плаванием и т. д.
Со
второго года жизни,
курсы массажа можно проводить каждые
шесть месяцев, а вот гимнастикой с
малышом желательно заниматься каждый
день. При массаже ребенка от одного года
до трех лет особенное внимание уделяется
тем частям тела, тем мышцам, которые
несут большую нагрузку, связанную с
прямохождением. Укрепляются мышцы
спины, живота и ног. Массаж наилучшим
образом подготавливает несовершенный
мышечно-связочный аппарат к новым
нагрузкам и способствует профилактике
нарушения осанки, искривлений ног,
плоскостопия.
Для улучшения
деятельности органов дыхания следует
массировать грудную клетку сзади и
спереди. Желательно делать массаж кистей
рук, каждого пальчика в отдельности,
так как существует тесная связь между
развитием тонких движений пальцев и
умственным развитием особенно речи.
Мама сама может массировать ручки малышу
несколько раз в день, и делать это в виде
игры. А так же полезно развивать мелкую
моторику, играя с мелкими предметами,
под присмотром взрослых.
Цель массажа для
ребенка –
создать условия, чтобы ребенок правильно
рос и развивался, а также предупредить
костные деформации. В процедуре
используются все приемы: поглаживание,
растирание, разминание и легкие ударные
приемы. Акцент при массаже ребенка
уделяется спине ягодицам, нижним
конечностям, грудной клетке, животу.
Массаж ребенка, как и взрослого начинается
со спины (используются тонизирующие
приемы, направление массажных движений
снизу вверх). Затем массируют ягодицы,
нижние конечности, живот, грудь, верхние
конечности.
Для детей второго
года жизни преобладающую роль начинает
играть активная гимнастика. Для малыша
подбирается комплекс из 56-ти
упражнений. Важно включить в комплекс
упражнений уже знакомые и освоенные
малышом движения. Упражнения должны
выполняться в игровой форме, движения
ребенка могут имитировать повадки
зверей, птиц, деятельность человека,
работу механизмов. Главное
не должно быть однообразия. Чтобы
оставить приятные воспоминания,
желательно начинать и заканчивать
занятия гимнастикой любимым упражнением
малыша. Движения для всех мышц тела
должны быть включены в каждое занятие,
желательно их чередовать. Часть упражнений
выполняется из исходного положения
стоя, часть – лежа – для лучшей разгрузки
позвоночника и стоп.
Необходимо следить
за дыханием ребенка, он должен дышать
через нос и не задерживать дыхание.
Занятия гимнастикой проводятся ежедневно
или через день, можно выполнять их в
виде утренней гимнастики (что очень
дисциплинирует ребенка и дает заряд
бодрости на весь день). Продолжительность
одного занятия 1015
минут. После зарядки следуют гигиенические
мероприятия (душ, закаливающие процедуры).
Показания к
назначению массажа:
– в раннем
возрасте –
рахит, гипотрофия, врожденная гидроцефалия,
пупочная грыжа, пневмония, невротические
реакции;
– в старшем
возрасте –
пороки сердца в стадии компенсации,
пневмония, бронхиальная астма
(внеприступный период), бронхит, болезни
обмена веществ (ожирение, сахарный
диабет легкой и средней тяжести), после
перенесенных инфекционных заболеваний,
заболевания суставов;
– в ортопедии –
патологическая осанка (сутулость,
круглая спина, плоская и кругловогнутая
спина), кифоз, сколиоз, врожденная
мышечная кривошея, врожденный вывих
бедра, врожденная косолапость,
плоскостопие, воронкообразная грудная
клетка;
– в хирургии и
травматологии
– после операций при бронхоэктатической
болезни, воронкообразной грудной клетке,
аппендэктомии, грыжесечении, после
переломов костей конечностей, таза,
позвоночника, при повреждениях менисков
и связочного аппарата коленного сустава;
– в неврологии
– детский церебральный паралич,
наследственные нервно-мышечные
заболевания (миопатия, амиотрофия,
миотония), ночное недержание мочи,
неврит, полиневрит, миелит, травматическая
энцефалопатия, полиомиелит, травмы
периферических нервов, сопровождающиеся
вялыми парезами, параличами.
Противопоказания
к назначению массажа:
острые лихорадочные
состояния;
острый период
заболевания;
обострение
патологического процесса;
грибковые и
гнойничковые заболевания кожи;
гнойные процессы
(абсцесс, флегмона), остеомиелит;
заболевания,
сопровождающиеся ломкостью и болезненностью
костей;
наличие
инфицированных ран;
пороки сердца,
протекающие с явлениями декомпенсации
кровообращения;
различные формы
геморрагического диатеза;
почечная,
печеночная недостаточность;
активная фаза
туберкулеза;
психические
заболевания;
наличие
аневризматически расширенных сосудов;
новообразования;
плохая переносимость
процедуры.
Источник