Логопедический массаж показания противопоказания

Логопедический массаж показания противопоказания thumbnail

??Логопедический (артикуляционный) массаж для детей для развития речи ??

Первые звуки малыши начинают произносить в 2-3, а после 9 месяцев — первые слоги и слова. Однако в результате индивидуальных особенностей, травм или болезней происходит отставание в развитии речевого аппарата. Чтобы восстановить артикуляцию необходимо обратиться за консультацией к врачу и проводить ежедневные занятия с массажем.

Польза логопедического массажа

Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:

  • стимулировать развитие разговорной речи;
  • разработать правильное произношение звуков и слов;
  • нормализовать мышечный тонус речевого аппарата;
  • развить спектр кинестетических ощущений;
  • повысить эластичность мышечных волокон;
  • восстановить голос и улучшить его качество;
  • развить правильное дыхание;
  • улучшить глотательные рефлексы.

Логопедический массаж детям

Массаж не имеет возрастных ограничений, и для профилактики возникновения нарушений его можно делать новорожденным с 2 месячного возраста.

Показания

Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:

  • алалии, которая сопровождается отсутствующей или недоразвитой речью при нормальном слухе и интеллекте;
  • дислалии или нарушенном произношении звуков при отсутствии проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата;
  • паралалии, которая отличается тем, что имеет несовершенное произношение как органический недостаток;
  • дизартрии или проблемах с произношением, вызванным заболеваниями нервной системы;
  • задержке развития речи и нарушениях голоса;
  • заикании и дрожании связок;
  • гипотонии и нарушении речевой деятельности;
  • церебральном параличе.

Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.

Артикуляционная гимнастика

Противопоказания

Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:

  • повышенная температура, простуда и ОРЗ;
  • воспаленные десна, герпес или стоматит;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • кровотечения из носа;
  • болезни кожи, аллергия или диатез;
  • тошноту, рвоту, понос;
  • болезни глаз;
  • онкологию;
  • психические расстройства, заболевания ЦНС, дефекты развития ВНС;
  • эпилепсию;
  • эмоциональную или физическую усталость.

Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают.

Разновидности массажа

В зависимости от типа расстройства речевого аппарата, возраста малыша и его эмоционального состояния подбирается вид процедур и интенсивность проведения. Техника классического логопедического массажа для детей основана на применении традиционных приемов:

  • поглаживания;
  • растирания;
  • разминания;
  • вибрационного воздействия.

Поглаживания в артикуляционном массаже

Процедура начинается и заканчивается поглаживаниями — это обязательное условие правильного сеанса массажа. Сила воздействия зависит от патологии: если необходимо расслабить мышцы, то используют легкие поглаживания. Для укрепления мышечного тонуса необходимы более активные движения.

Точечный массаж предполагает воздействие на определенные биологически активные участки.

Аппаратный метод основан на применении вакуумных и вибрационных приборов. Автором зондовой техники является Е.В. Новикова, которая использовала в своей работе несколько видов зондов для массирования губ, языка, неба.

Врачи применяют несколько видов инструментов для логопедического массажа, таких как:

  • саночки;
  • крестовины;
  • топорики;
  • толкачи;
  • восьмерки.

Инструмент для логопедического массажа

Для детей с церебральным параличом рекомендуют систему Е.Архиповой. А для малышей старшего дошкольного и школьного возраста разработана система самостоятельного массажа лица и языка.

Классическая массажная техника

В домашних условиях упражнения и массаж выполняют из положения сидя или лежа. Начинают сеанс с массажа воротниковой зоны и плеч. Его проводят поглаживаниями всей области сверху вниз. Затем переходят к плавным поворотам головы ребенка в разные стороны: одна рука мамы придерживает за лоб, а вторая — лежит на задней поверхности шеи.

Расслабление мимической мускулатуры лица проводят приемом поглаживания с помощью пальцев. Направление движений:

  • от центральной точки лба в сторону висков;
  • от линии бровей к линии роста волос;
  • вокруг глаз;
  • от переносицы по нижнему веку к вискам;
  • от уголков губ к мочке уха.

Классическая тезника логопедического массажа

Каждое из движений повторяют не более 10 раз. Расслабление губ также проводится поглаживающими движениями от уголков рта 5-7 раз, затем разглаживают область носогубных складок кончиками указательных пальцев. После этого массируют ротовую полость. Техника выполнения логопедического массажа языка следующая:

  • при помощи салфетки берут кончик языка и передвигают его в разные стороны;
  • левая рука придерживает высунутый изо рта кончик языка, а правая при помощи зубной щетки поглаживает всю поверхность;
  • легкими движениями проходят еще раз всю поверхность языка, после чего поворачивают его в стороны.

Массирование языка нужно проводить осторожно, без применения силы и нажатий. Если малыш испытывает дискомфорт — проработку прекращают.

Активирующее массирование

Как делать активирующий логопедический массаж:

  • после предварительного расслабляющего массирования проводят ритмичное сжатие подбородка;
  • затем переходят к поглаживанию двумя пальцами щек и скул по спирали;
  • после поглаживаний идут активные разминания проработанной области;
  • далее следует энергичное пощипывание щек.

Затем поглаживаниями проходят верхнюю и нижнюю губу. Снизу прорабатывают похлопываниями и вибрационными движениями, задействуя только кончики пальцев.

Массирование языка

Массирование языка проводят более интенсивно растиранием и разминанием. Направление движений от корня языка к кончику. Последовательность приемов такова:

  • растирание вдоль, поперек и по спирали;
  • сжатие боков языка с пощипыванием краев;
  • похлопывание по всей поверхности зубной щеткой.

Завершают массажный сеанс растиранием шеи по нижней части к мочкам ушей, от лопаток к затылку и по всей поверхности.

Массирование ложками

Для проведения сеанса понадобится пара чайных ложек. Логопедический массаж ребенку начинают с поглаживания области висков выпуклой частью ложки. Круговые движения совершают по часовой стрелке с ровным и плавным нажатием. Затем поглаживают надбровные дуги от внутреннего края ко внешнему, и по нижнему веку к переносице. Аналогично разминают жевательные мышцы и область под подбородком.

Поглаживание щек выпуклой стороной начинают от уголков губ, поднимаясь постепенно к вискам. Виски проходят спиралеобразными движениями, заканчивая проработку области интенсивными и ритмичными нажатиями. По губам проходят поглаживаниями и легкими разминаниями.

Массаж специальные ложкамиМассаж специальные ложками

Каждый из приемов повторяют до 8 раз. Массаж лица для детей с использованием ложек может включать и проработку языка, но выполняться он должен только специалистом. В домашних условиях велик шанс травмирования и растяжения мышц.

Самомассаж

Обучение логопедическому массажу лица начинается с проработки ушей на 10 счетов. Уши медленно оттягивают вперед и назад, затем совершают несколько круговых движений по щекам и по подбородку в течение минуты. Нижнее и верхнее веко поглаживают около 50 секунд, а область вокруг глаз проходят круговыми движениями. Начинают от внутреннего уголка глаз и до верхнего века. По крыльям носа совершают до 20 несильных нажатий. В завершение нужно открыть рот и сделать 5 быстрых и резких движений нижней челюстью в правую и в левую сторону.

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

  • медленные поглаживания от середины к уголкам;
  • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
  • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
  • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
  • поглаживание с легким нажатием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

Для языка

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

  • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и в стороны;
  • поперек.

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

Самомассаж ложками

Для ушей

На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

  • мочку размять и потянуть вниз;
  • размять завиток;
  • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
  • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
  • сделать несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Для шеи и рук

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

Условия проведения сеансов

Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.

Последовательность массажных приемов

Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

Источник

Логопедический массаж-эффективный метод, который помогает справиться с речевыми нарушениями и улучшить психоэмоциональное состояние человека. Оценить, нужен логомассаж человеку или нет, может только логопед.

Виды логопедического массажа

Логопедический массаж бывает нескольких видов.

  1. Классический. Основные движения — поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Чтобы укрепить мышцы специалист может перейти к энергичным действиям.
  2. Точечный. Техника предполагает воздействие на зоны, в которых собраны нервные окончания и сосуды.
  3. Аппаратный. Проводится вакуумными и вибрационными устройствами.
  4. Зондовый массаж – авторская разработка. Он нормализует артикуляционную моторику и улучшенает тонус мышц, которые принимают участие в воспроизведении звуков.
  5. Самомассаж включает в себя комплекс упражнений, массаж лица руками, языка зубами и т. д.

Определить, какую технику воздействия использовать, может специалист. Логопед проводит обследование, диагностирует речевое нарушение и определяет необходимость логомассажа для устранения дефекта речи.

Достоинства и недостатки

Логопедичесий массаж обладает преимуществами. Он безопасен и не представляет опасности. Регулярное проведение логомассажа позволяет значительно снизить количество медикаментов, ускорить процесс коррекции нарушений звукопроизношения и быстро справиться с вялостью мышц или ,наоборот, с чрезмерным напряжением таковых.

Он положительно влияет на функции сосудов. Доступность методики — преимущество упражнений.

Минусы тоже есть. Некоторые действия могут доставить ребенку дискомфорт и даже боль. Все упражнения воздействуют на мышечный аппарат. Это тоже относится к недостаткам.

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

Эффективность воздействия доказана многими специалистами.

Комплекс упражнений помогает справиться со многими речевыми нарушениями – дислалия, алалия, афазия, заикание. Необходим логопедический массаж при дизартрии и дефектах голоса, обусловленных недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Показания для логомассажа:

  • дисграфия;
  • повышенное слюноотделение;
  • ДЦП;
  • невнятное произношение звуков.

Логопедический массаж полезен в том случае, если причина речевого недоразвития не ясна.

При заикании проводить логопедический массаж нужно с осторожностью. При данном нарушении доверить проведение специального комплекса упражнений нужно специалисту. Заниматься самолечением не стоит.

Техники логомассажа

Существует несколько техник. Они различаются способом и силой воздействия.

Логопедический массаж лица для детей делается отдельно для каждой области.

Проводить сеанс нужно последовательно. Все движения должны выполняться строго сверху вниз. Лишнее усилие может доставить дискомфорт во время занятий. Поэтому не нужно сильно надавливать на лицо и прилагать большие усилия. Руки должны быть расслаблены, а движения плавными.

Начинать нужно с области лба, от его середины к вискам, затем от бровей к волосам. Затем нужно приступить к разминанию лба легкими движениями.

Следующей областью, на которую нужно воздействовать, являются щеки. Необходимо разминать их поверхность, растягивать от уголков рта к вискам, от скул к нижней челюсти.

Затем нужно перейти к области носа. Начинать занятие нужно с легких поглаживаний крыльев органа дыхания. Затем их нужно растянуть. Завершается массаж носа поглаживаниями от носа к уголкам рта.

Следующей областью воздействия является подбородок. Все действия на указанной области выполняются от середина рта к его уголкам.

Завершающим этапом является воздействия на область шеи. На данном этапе выполняются поглаживающие, разминающие движения.

Проводить занятие можно в домашних условиях. Важно соблюдать нормы гигиены. Это позволит снизить риск проникновения инфекций.

Логопедический массаж ложками

Метод представляет разновидность логопедического массажа лица.

Проведение манипуляции с помощью ложек увлекает детей. Что является неоспоримым преимуществом данной техники.

Важно проводить занятие чистыми ложками. Их поверхность должна быть ровной, без изъянов и трещин. В противном случае можно травмировать кожу лица и занести инфекцию.

Движения должны быть мягкими. Воздействовать на каждую область нужно 6-8 раз. Логопедический массаж ложками нужно проводить поэтапно:

  • область висков нужно поглаживать ложками;
  • затем нужно перейти к воздействию на область глазных впадин;
  • поглаживание щек;
  • растирание висков тыльной стороной ложки;
  • воздействие на участок между бровями путем его растирания;
  • помассировать носогубный участок зауженным концом ложки;
  • поглаживание губ.

Завершается сеанс разминающими движениями подбородка и скул.

Артикуляционный массаж языка для развития речи

Доверить проведение данного вида массажа лучше специалисту.

Необходимо использовать шпатель, зубную щетку либо указательный палец руки. Для проведения логомассажа может понадобиться салфетка. Это нужно учитывать.

Манипуляции стоит начинать с поглаживаний продольных мышц языка.

Количество повторов — 9-10. Затем нужно произвести 5-6 надавливающих движений на орган артикуляционного аппарат. На следующем шаге переходим к поперечным поглаживаниям.

Продолжать логопедический массаж нужно поглаживанием боковых мышц органа речи. После этого необходимо перейти к разминанию языка пальцами рук. Манипуляцию нужно проводить в перчатках.

На следующем этапе выполняются растирающие движения. Затем выполняются потряхивания кончика языка. После этого необходимо перейти к надавливаниям на орган речи шпателем или другим доступным предметом.

Затем выполняются сжимания боковых мышц языка. Движения должны быть легкими. Дискомфорта и боли во время процедуры возникать не должно.

Завершается сеанс пощипываниями и похлопываниями органа речи.

Количество повторов может достигать 10.

https://www.youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac

Пальчиковый логомассаж для развития речи

Данный вид манипуляций не имеет противопоказаний. Пальчиковый логопедический массаж можно делать детям до года. Суть метода заключается в воздействии на нервные окончания путем массирования фаланг пальцев. В результате несложных манипуляций происходит воздействие на речевые зоны коры головного мозга.

Начинать воздействие нужно с мизинца, от ногтя до основания. Нужно проработать каждый сустав. Упражнение нужно повторить на обеих руках.

Затем нужно слегка нажать на подушечки пальцев. Начинать манипуляцию необходимо с легким нажатий и постепенно увеличивать их силу.

После этого нужно приступить к воздействию на поверхность ладони, совершая круговые движения указательным пальцем. Чтобы ребенку было интересно, можно разнообразить упражнение потешками или считалками (например, «Сорока-белобока»). Затем нужно совершать круговые движения от края к центру ладони.

Для пальчикового массажа можно использовать мячик с шипами или специальный тренажер из дерева.

Самомассаж

Самомассаж человек проводит самостоятельно. Чтобы разнообразить занятия, можно сопровождать упражнения потешками, считалками, стихотворениями. Это позволит привлечь внимание ребенка и сделает процесс коррекции речи интересным и занимательным.

Кроме того, упражнениям можно давать необычные названия, которые бы отражали сущность проводимых манипуляций. Можно предложить ребенку самостоятельно придумать названия для упражнений.

Зондовый логопедический массаж

Массаж зондами требует наличия профессиональных навыков.

Длительность курса массажа составляет 15-20 дней. Техника проведения зависит от вида зонда.

В настоящее время существует несколько видов инструментов:

  • вилочковый;
  • зонд-восьмерка;
  • зонд-саночки;
  • зонд-топорик;
  • зонд-крестовина;
  • зонд-толкачик.

Вилочковый необходим для обкалывания языка, которое необходимо для ритмичного сокращения мышц органов артикуляции.

Зонд-восьмерка предназначен для осуществления нажатий на язык.

Зонд-саночки подходит для надавливаний на орган речи.

Крестовина обеспечивает сокращение мышц языка за счет нажатий и отталкивания назад.

Воздействие зондом-толкачиком позволяет расслабить мышцы органа артикуляции.

Логопедический массаж-эффективный метод, который помогает справиться с речевыми нарушениями и улучшить эмоциональное состояние человека. Оценить, нужен логомассаж человеку или нет, может только квалифицированный логопед.

Противопоказания к проведению массажа

Логопедический массаж имеет противопоказания. Категорически запрещается проводить манипуляции при инфекционных заболеваниях, болезнях кожи, слизистой оболочки рта и глаз, при увеличении лимфатических узлов. Если у ребенка плохое настроение, и он не расположен к занятиям, от сеанса логомассажа лучше отказаться.

Не рекомендуется проводить манипуляции даже при небольшом повышении температуры тела. Запрещаются сеансы при герпесе, наличии судорог, синяков. При онкологических заболеваниях важность проведения массажа должен оценить врач.

Полезные рекомендации по выполнению

Проводить логопедический массаж должен специалист. Наличие навыков у педагога может подтвердить сертификат.

К быстрому эффекту приведет проведение занятий в домашних условиях при следующих условиях:

  • упражнения нужно проводить в проветренном помещении;
  • обязательно использование защитных средств, одноразовых перчаток и масок;
  • инструменты должны быть обработаны кипятком или специальными дезинфицирующими средствами;
  • руки должны быть обработаны спиртосодержащим раствором, это позволит защитить слизистую оболочку от воздействия болезнетворных бактерий и микроорганизмов;
  • не нужно проводить упражнения сразу после еды;
  • воздержаться от логомассажа нужно и в случае плохого самочувствия или настроения;
  • продолжительность первых сеансов не должна превышать нескольких минут, постепенно время проведения увеличивается;
  • логопедический массаж лучше всего проводить в лежачем положении или в положении полусидя;
  • под голову нужно подложить валик или любой другой предмет, который позволит расслабить мышцы, на которые будет производиться воздействие;
  • ребенка нужно приободрять и говорить ему слова похвалы и одобрения;
  • на руках педагога не должно быть колец и украшений, которые могут повредить кожу ребенка.

Длительность курсов и количество сеансов определяют врач и логопед.

При тяжелых нарушениях речи сеансы могут проводиться в течение года и более длительного времени. Один курс включает в себя двадцать сеансов. Занятия нужно проводить каждый день. Длительность одного сеанса зависит от эмоционального состояния ребенка.

Важен настрой ребенка. Он должен понимать цель занятий, осознавать важность упражнений. Ребенок должен доверять человеку, который проводит занятия. Правильный эмоциональный настрой — залог успеха и эффективности коррекции речевых нарушений.

Первые сеансы нужно проводить в положении сидя. Через 2-3 сеанса можно изменить позу и предложить ребенку провести занятие в положении лежа.

Опираясь на свои навыки и умения, специалисты применяют в практике сочетание нескольких техник логомассажа. Это позволяет ускорить процесс коррекции нарушения речи.

Источник