Логопедический массаж при дцп противопоказания
Речь ребенка формируется довольно сложно. Этому предшествует множество факторов – протекание беременности, роды, наследственные особенности. В любом случае, для лучшего развития речевой деятельности необходим логопедический массаж для детей. Детям с дефектами речи он восстановит утраченные функции, детям с нормальным развитием улучшит произношение всех звуков.
Кому нужен?
Логопедический массаж активно задействует мышцы детей, участвующие в воспроизведении звуков – язык, мышцы лица и горла. Кроме того, речь отображает умственные процессы, поэтому развитие полушарий ее улучшает. Этому способствуют занятия рук и их массаж.
Массаж является одним из самых распространенных способов борьбы со многими недугами, тем более у маленьких детей. Нажатие и поглаживание определенных мышц и точек на теле стимулирует их и способствует активной деятельности. Конечно, квалифицированный специалист справится с этой задачей наиболее эффективно. Но и после нескольких уроков мамочки могут проводить подобные упражнения с детьми и в домашних условиях. Обратитесь за помощью к видео урокам.
Условия проведения
Температура внутри помещения должна быть комфортной для пребывания. Руки человека, проводящего массаж, должны приятные на ощупь, без ранок и воспалений. Необходимо снять все украшения и подстричь ногти.
Массаж происходит минимум через 2 часа после еды. Длительность массажа и количество дней проведения выбирается специалистом индивидуально для каждого ребенка. После просмотра видео или личной встречи с массажистом, родители могут проводить процедуры в домашних условиях.
В зависимости от тяжести заболевания устанавливается длительность сеанса. Первое занятие не должно превышать пяти минут.
Не каждый ребенок может сразу привыкнуть к процедурам и вести себя спокойно. Необходимо пообщаться с малышом, объяснить проводимые действия. Расположение и доверие пациента – залог положительного результата.
Негативный след после сеанса у врача может отрицательно сказаться и при проведении упражнений и в домашних условиях. Поэтому задача родителей – подготовить, объяснив важность и безопасность процедур.
Противопоказания
Если у малыша замечены данные заболевания, то курс массажа следует отложить до полного выздоровления.
- Простудные заболевания;
- Герпес;
- Воспалительные процессы глаз или ушей;
- Воспаления ротовой полости, языка.
Не стоит делать действия неспокойному ребенку. Успокойте малыша, поговорите или поиграйте с ним. В противном случае отложите занятия.
Основные методики
Опишем основные виды занятий, которые применяются при логопедическом массаже.
Детский массаж для языка
Массаж языка лучше всего проводить зубной щеткой, обычной или электрической. Приведем примерный список упражнений. Все их выполнять следует по 3–10 раз. Начинать с трех и каждый день увеличивать количество повторов.
- По краю языка нарисовать букву U. Начинать от левого основания и продвигаться к правому. Выполнять точечные движения.
- Повторить предыдущее упражнение по движениями по кругу.
- По всей поверхности языка нарисовать букву Z. Сначала точечные движения.
- Повторить то же самое круговыми движениями.
- Нарисовать букву V на языке. Точечно и небольшими кругами.
- Повторяя последовательность точек и кругов, нарисовать две прямые линии вдоль краев языка.
Детский массаж для лица
Массаж детей для лица задействует губы, лоб и мочки ушей. Губы массировать необходимо круговыми движениями по 40–50 раз. Последовательность действий:
- В основание крыльев носа расположить указательный палец, в уголке губ – средний. Проделать и с правой стороны.
- Над верхней и под нижней губой провести средними пальцами.
- Провести щипковые движения по тем же местам.
Активно действует на речевой аппарат массаж мочек ушей. Приблизительно по пятьдесят раз круговые движения в одну сторону и в другую.
Детский массаж для рук
Массаж детских рук благоприятно сказывается на развитии мозга. Ежедневные занятия будут стимулировать активность полушарий, улучшать кровоснабжение и работу внутренних органов.
Перед занятиями руки ребенка и взрослого должны быть тщательно вымыты и продезинфицированы. Массажное масло или крем улучшит результат процедуры.
Последовательность действий:
- Массировать каждый пальчик от ногтя к основанию круговыми движениями. Пройтись по пальчикам детей несколько раз.
- Надавливание на подушечки рук от трех до десяти раз улучшит кровоснабжение.
- Рисуем круг по внутренней стороне ладони рук ребенка.
- Нарисовать солнечные лучики от краев ладони к центру.
- Отлично влияет на развитие пальчиков массажеры для рук, заключенные в кольцо. Массаж каждого пальца подобным колечком отлично развивает их активность и сказывается на улучшении речи.
- Мяч с шипами или деревянный массажер для рук стимулирует точки ладошек. Проведите им по внутренней части ладошки несколько раз.
Данный тип занятий полезен деткам в любом возрасте. Видео уроки в интернете помогут в случаях затруднений при домашнем массаже.
Для детей с ДЦП
При детском церебральном параличе (ДЦП) травмируется функции движения и речевого аппарата. Логопедический массаж оказывает благоприятное воздействие на ребенка с ДЦП. Но в каждой ситуации необходимо подбирать для малыша оптимальный вариант занятий, в зависимости от индивидуального течения болезни. Проведение массажа с ДЦП в домашних условиях полезно с применением видео. Данные уроки универсальны, но перед самостоятельным проведением необходимо проконсультироваться со специалистом и пройти обучение.
У детей с ДЦП очень важной является поза, в которой проводятся манипуляции. Позы для болезни ДЦП бывают следующие:
- Положение эмбриона;
- Положение на спине с согнутыми в коленях ногами. Под шею подкладывается валик или жесткая подушка.
- Положение эмбриона, лежа на боку;
- Положение на животе, с валиком под грудью.
Массаж лица и шеи
- Двумя ли тремя пальцами гладят лоб ребенка в направлении от середины к височным зонам лица.
- Гладят лоб, начиная от бровей, заканчивая у основания волос.
- Поглаживающие движения по двум сторонам носа с верхней его части к нижней.
- Гладящие движение от середины подбородка к ушным впадинам.
- Гладящие движение от середины верхней губы к ушным впадинам.
Каждое движение для детей необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять упражнения для лица в течение дня 3—5 раз.
Техника массажа языка при ДЦП
Расслабление языка и мышц с ним связанных активно расслабляет зажатые нервы и улучшает состояние малыша с ДЦП. Примерный порядок проведения массажа языка:
- Надавливание точки в ямке под челюстью;
- Одновременное надавливание на точки в носогубной складке;
- Одновременное надавливание на точки мышц скул;
- Одновременное надавливание на точки мышц под челюстью.
Расслабление мышц шеи при ДЦП
Массаж мышц шеи расслабляет зажатые мышцы корня языка.
- Область горла медленно гладят попеременно то правой, то левой кистями.
- Обеими руками гладят шею от ушных раковин до подмышечных впадин.
- Провести подобные поглаживающие движения по задней части шеи.
Простое поглаживание благоприятно сказывается на расслаблении большинства мышц шейной зоны и речевого аппарата. Все поглаживания при ДЦП выполняются медленно, чтобы пациенту было приятно. Ориентируйтесь на видео уроки. Выполнение движений:
- Пальцы устанавливаются на середину лба и ведутся к вискам.
- Такое же начальное положение и ведутся в ушам.
- Пальцы устанавливаются около бровей и по лбу проводятся в основаниям волос.
- Медленные движения от носа к ушам.
- Те же повторения от верхней губы к ушам.
- Сплошное поглаживание от волосяного покрова до шеи через все лицо
- Проведение кончиками пальцев от губ до подбородка
- Легкие постукивания всего лица – губы, щеки, лоб, подбородок.
Любой логомассаж окажет положительное влияние на развитие речи ребенка. Своевременное обращение к специалисту поможет избежать сложностей в дальнейшем.
Оцените статью: 69 Пожалуйста оцените статью
Сейчас на статью оставлено число отзывов: 69 , средняя оценка: 4,09 из 5
Загрузка…
Источник
В работе с детьми с ДЦП используют следующие виды массажа:
1. Классический.
2. По биологически активным точкам (БАТ).
3. С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.
1. Классический логопедический массаж
Последовательность движений сверху вниз – ото лба к подбородку (на этапе подготовки мышц последовательность движений снизу вверх – от шеи ко лбу).
Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы, по месту прикрепления мышц.
Движения различаются по силе воздействия (глубокие и медленные – седативные, поверхностные и быстрые – тонизирующие), по типу (поглаживающие, разминающие, перетирающие, растягивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие, похлопывающие).
Ниже предлагается универсальная схема массажа (без учета формы и степени выраженности дефекта). См. табл. №1.
Часть лица | Направление движения | Тип движения |
— от подбородка к вискам; — от уголков рта к вискам; — от крыльев носа к вискам; — вдоль скуловой кости к вискам, — по надбровным дугам по направлению к вискам | поглаживающие, растягивающие | |
Лоб | — вдоль мышцы, сморщивающей лоб (от корня носа к волосистой части головы), — по надбровной дуге в направлении к вискам; — по краю лобной кости | поглаживающие и разминающие, вибрационные (при спастичности мышцы, сморщивающей лоб) поглаживающие, разминающие |
Глаза | — в точке VВ 1 к вискам; — в точке Таiyang (см. таблицу №2) к вискам; — в точке Е 1 в направлении сверху вниз; — вдоль глазничной части круговой мышцы глаза (верхнего края скуловой кости), в местах прикрепления малой скуловой, большой скуловой, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы, поднимающей верхнюю губу. | растяжка растяжка растяжка поглаживающие и разминающие |
Нос | — от корня к кончику носа с фиксацией в точке VG 25 (см. таблицу №2) | поглаживающие и разминающие, |
— вдоль крыльной части носовой мышцы | разглаживающие, растирающие, вибрационные | |
Носо-губная складка | — вдоль “царской мышцы” с фиксацией и растяжкой в точке Е 4 (см. таблицу №2) ( в стороны). | растягивающие |
Щеки | — от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть; — от угла рта к вискам по щечной мышце | растягивающие поглаживающие, разминающие, растягивающие перкуссионные, при наличии АШТР -растягивающие |
Рот | — от угла рта (в точке Е4): а)в стороны (в месте прикрепления мышцы, опускающей угол рта, щечной мышцы, малой и большой скуловых мышц, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы смеха); б) вверх (“улыбка клоуна”) — по краевой части круговой мышцы рта, образуемой мышечными пучками от мимических мышц (мышцы, поднимающей угол рта, мышц, поднимающей верхнюю губу, щечной и др.); — по верхней и нижней губе (с внешней и внутренней сторонам круговой мышцы; — по ротовой мышце | двухсторонние растягивающие поглаживающие, надавливающие, разминающие круговые движения разминающие возвратные движения поколачивающие движения мягкой щетиной зубной щетки (направление движения по часовой стрелке) |
Подбородок | — от подбородка к углу рта (вдоль мышц: опускающей угол рта, нижнюю губу и подбородочной мышцы); — вдоль скуловой кости нижней челюсти (в местах прикрепления жевательной мышцы, мышцы, опускающей угол рта, нижнюю губу); — вдоль мышц дна ротовой полости | поглаживающие и разминающие поглаживающие, разминающие, растягивающие вибрационные растягивающие |
Шея | — вдоль грудино-ключично-сосцевидной мышцы | поглаживающие, растягивающие |
Массаж предваряет проведение пассивно-активной гимнастики мимической и артикуляционной мускулатуры.
Пассивно-активная гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между любым видом массажа лицевой мускулатуры (точечным, классическим) и массажем языка. С ее помощью успешно снимается спастичность мышц корня языка, что способствует вынесению языка из полости рта.
Гимнастика для мышц шеи проводится последовательно:
* в три этапа: пассивно (руками логопеда), активно (выполняется ребенком по инструкции), с сопротивлением;
* в трех положениях: лежа на животе (с целью гашения тонических рефлексов, устранения патологических синкинезий), на спине (предплечья на краю кушетки), в вертикальном положении;
* с наращиванием нагрузки от 1-3 до 12-15 раз.
Исключение составляют круговые движения головой (не более 3 раз в каждую сторону). Повторяемость движений на пораженной и здоровой стороне тела находится в соотношении 3:1.
2. Массаж по биологически активным точкам
Он проводится с детьми 3-5 лет на первом этапе ЛЛФК. Спорным является вопрос о том, что в более поздние сроки эффективность его применения снижается в связи с возрастным увеличением устойчивых порочных поз и движений, мешающих нахождению истинной точки и глубине воздействия на нее.
Основные задачи его применения заключаются:
* в более избирательном воздействии на отдельные группы мышц, иннервацию нервов,
* нормализации тонуса мышц, и стимуляции активного движения,
* улучшении регуляции вегетативных функций и обменных процессов.
Массаж по точкам способствует успешному проведению пассивно-активной гимнастики. Руководствуясь опытом практической работы, можно сделать вывод о несовместимости одновременного проведения общего логопедического и массажа по точкам, т.к. часто у ребенка с церебральным параличом возникает реакция, неадекватная воздействию, мешающая, формированию устойчивой рефлекторной дуги, с возможными проявлениями вегетативных расстройств, эмоционально-личностных нарушений.
Реализуя задачи, направленные на нормализацию тонуса мышц, используются два основных метода тормозной и возбуждающий. Первый метод заключается в использовании плавных медленных вращательных движений подушечкой пальца (указательного или среднего) с постепенным нарастанием, фиксацией и уменьшением силы давления (без отрыва пальца от точки). Возбуждающий метод предполагает использование энергичных коротких надавливающих движений с резким отрывом пальца после каждого приема.
Точки воздействия всегда двухсторонние, продолжительность воздействия на каждую точку от 15 до 30 сек. с постепенным увеличением нагрузки.
Предварительная работа заключается:
* в подборе точек в зависимости от целей и задач массажа (по результатам невролого-логопедического обследования) и составлении схемы,
* пальпации на предмет увеличения желез (при краниостенозе, стенозе венечного шва черепа не рекомендуется проводить массаж мышцы, сморщивающей бровь, лобных мышц; в случае увеличения передне- и заднешейных желез необходимо отказаться от массажа мышц шеи, заменив его пассивно-активной гимнастикой; в случае, когда увеличены подчелюстные лимфатические узлы, следует исключить упражнения с элементами метамерной стимуляции Скворцова – Осипенко вдоль скуловой кости нижней челюсти).
Помимо точек акупунктуры, расположенных на лице, используют :
* главную точку тонизирования во всей акупунктурной системе Е 36 (Zusanli), расположенную на передней области голени (используется при слабой конституции, при атоническо-астатической форме церебрального паралича),
* главную точку для всех парезов F 3, обладающую сильным седативным воздействием и расположенную на тыльной стороне стопы, в межкостном промежутке между первой и второй плюсневыми костями (используется при парезах, при спастичности мышц);
* GI 4(Неgu), расположенную на тыльной стороне кисти и отвечающую “за все происходящее в голове и на лице” (в сочетании с. Е 36 оказывает тонизирующее воздействие, в сочетании с F 3 используется при парезах).
Элементы вибрационного массажа используются в комбинации с классическим массажем для достижения максимального эффекта релаксации в одном случае, и щадящем массаже – в другом.
Интересует логопедический массаж? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».
Источник
Такое заболевание, как ДЦП, поражает центральную нервную систему. Формируется болезнь во внутриутробном периоде. Также может происходить поражение ЦНС малыша в процессе родов. Клинические проявления ДЦП видны уже в первый месяц или год после рождения.
Лечение заболевания проводят комплексным методом. Одной из методик является массаж. Проводится процедура квалифицированным специалистом. Благодаря систематическому выполнению массажных упражнений можно остановить прогрессию патологии и предотвратить осложнения.
Что это за болезнь
ДЦП или детский церебральный паралич – хроническое заболевание головного мозга, которое не характеризуется прогрессирующим течением и может быть правосторонним, левосторонним или двусторонним. Патология протекает с множеством клинических проявлений, охватывающих двигательные функции. Присутствуют и вторичные отклонения, возникающие при недоразвитии или повреждении определенных структурных элементов органа.
Учитывая тот факт, что на сегодняшний день медицина шагнула далеко вперед и существуют разнообразные лечебные методики, все же заболевание является распространенным: 1,7-5,9 %среди новорожденных детей. При этом число заболевших мальчиков выше, чем число девочек.
Кроме двигательных нарушений происходит сбой в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, речевой функции, зрительной и слуховой системах. Многие клинические проявления вылечить невозможно. Таковые остаются с человеком на протяжении всей его жизни, что является причиной постановки больного на инвалидность.
Эффективность процедуры
При таком диагнозе массаж и физкультура – единый комплекс восстанавливающих процедур. И физические, и массажные упражнения помогают уменьшить интенсивность проявлений патологии, добиться восстановления функционирования ЦНС. Кроме того, ребенок сможет выработать навыки овладения своим туловищем, что позволяет увеличить эффективность проводимых процедур.
Несмотря на то, что полное восстановление нарушенных нервных клеток в головном мозге невозможно, все же детский орган в какой-то степени способен самовосстанавливаться. Регенерация поврежденной ткани не происходит, но образуются новые связи с осуществлением новых функций старыми нейронами.
Подобные связи образуются лишь в той структуре головного мозга, которая отвечает за память. Остальные функции, возложенные на мозг, необходимо стимулировать, что можно осуществить именно с помощью лечебного массажа и физкультуры.
Работа нервной системы происходит по 2 направлениям: от рецептора к структуре мозга и обратно. С помощью точечного массажа можно вызвать возбуждение определенных структур органа, пробудить их, заставив нормально функционировать.
За счет повышения активности мозговых аналитических центров головного мозга происходит образование новых связей, что влечет за собой восстановление двигательных функций.
Кроме того, проведение массажа и ЛФК при ДЦП способствует снижению тонуса сухожилий и мышц. Последнее патологическое явление – это препятствие для нормальной работы спастических мышц, а также условие для нарушения кровообращения.
Если нарушено местное кровообращение, происходит и нарушение питания с кислородным обменом в тканях мозга. Как следствие – их недоразвитие и деградация. Так как кровообращение – это одна единая замкнутая система, сбой в её работе в одном отделе туловища вызывает нарушение кровотока и в иных областях, в том числе и в ЦНС.
Нормализация кровообращения влечет за собой следующие положительные последствия:
- Усиливается защитная функция организма и повышается иммунитет. Массаж активизирует кровоток, в котором локализуются иммунные клетки, неспособные самостоятельно двигаться по организму.
- Улучшается общее состояние. Питание клеток усиливается, газообмен ускоряется, что способствует стимуляции развития тканей и повышению их трудоспособности.
- Происходит регенерация поврежденных областей мозга за счет активного деления клеток.
- Наблюдается увеличение выработки гормонов, иммунных клеток крови, повышение мышечной силы.
- Быстрее выводятся из организма токсические вещества, накопленные в избыточном объеме.
Массаж при гемипарезе путем разминания и растирания помогает предотвратить формирование спаек и отложений на кожном покрове, в таких областях, как сухожилия и мышцы.
Общие рекомендации
Процедура может проводиться как квалифицированным специалистом, так и родственником больного в домашних условиях. Обучиться этому не сложно: во время урока в стационарных условиях достаточно наблюдать за действиями специалиста, после стараясь повторять движения дома.
В ходе процедуры определенные области можно поглаживать, пощипывать, разминать и растирать, использовать вибрационные движения. В любом случае определить вид массажа при ДЦП у взрослых и детей сможет только врач, исходя из индивидуальных особенностей заболевания.
Не нужно заниматься самолечением и самостоятельно назначать курс терапии. В таком случае можно не только замедлить выздоровление, но и нанести дополнительный вред здоровью.
Если у больного повышенная чувствительность кожного покрова, целесообразно задействовать только точечный массаж, который не предполагает разминание и растирание обширных областей.
Перед процедурой необходимо максимально расслабиться и занять наиболее удобное для себя положение. Перед основными движениями проводят расслабляющие классические. Процедуру назначают в комплексе с иными методиками терапии церебрального паралича. Только комплексный подход к терапии заболевания позволяет добиться выздоровления.
О техниках и особенностях проведения
Массаж при ДЦП может проводиться несколькими методиками, особенности выполнения которых будут отличаться. Каждая их техник поможет достичь расслабления мышечного аппарата, а также добиться восстановления определенных функций головного мозга.
Для расслабления мышц проводят нисходящий массаж, в процессе которого в кожный покров втирают анестезиновое средство. Это может быть масло подсолнуха или персика, ланолин, анестезин.
Чтобы снизить мышечный гипертонус, можно задействовать электровибратор, проводить звуковой массаж, который заключается в массировании живота и одновременном произношении шипящих звуков или звука «р-р-р». Добиться снижения мышечного тонуса можно и покачиванием малыша на большом гимнастическом мяче, уложив его на спину или живот. Как делать массаж при ДЦП, зависит от его разновидности.
Классический
Классический лечебный массаж помогает добиться улучшения питания и дыхания мышечных тканей, нормализации функционирования элементов нервной системы, нормализации тонуса мышц. Проводят поглаживание, растирание, вибрационные и разминающие движения.
Изначально доктор массирует шею и воротниковый отдел, после переходит на предплечье, спину, ягодицы, боковые поверхности туловища. Тщательно массируют мышцы под лопатками, и которые к ней прикрепляются. В заключение переходят на живот, ноги и руки (кисти и стопы).
В острую и раннюю стадию протекания заболевания используют такие приемы, как поглаживание, растирание (особенно это касается массажа для рук ребенку с ДЦП). Если присутствует спастическая диплегия, проводят массаж с акцентом на мышцы-разгибатели.
Примерный курс классического массажа для больного ДЦП – 12-15 сеансов.
Улучшающий дыхание
При детском церебральном параличе требуется проведение массажа, улучшающего дыхательную функцию. Это необходимо по причине нарушения деятельности мышц, которые участвуют в осуществлении дыхания. Необходимо регулировать тонус таких мышц, как диафрагмальная, большая грудная, межреберная, малая грудная.
Массаж, улучшающий дыхание, проводится путем:
- поглаживаний и легких разминаний грудного отдела, таких мышц живота, как косые и прямая;
- точечного массажа, выполняемого по реберным дугам и областям, в которых прикрепляется к ним диафрагма;
- интенсивного разминания, выжимания, щипания трапециевидной мышцы;
- сегментарного разминания позвонков нижнего шейного и верхнего грудного отдела, грудины;
- точечного массажа, в процессе которого обрабатывают симптоматические точки, действующие на функцию дыхания.
Стимулирующий развитие костного аппарата
Массаж для детей с ДЦП на дому проводят для нормализации роста трубчатых костей. Используют такие техники, как растирание, вибрация, сотрясение, пунктуация, выполняемые в областях, где локализуются трубчатые кости.
С помощью такой методики можно вызвать рефлекторное раздражение областей с нервами и сосудами, которые отвечают за трофику и ускоряют рост костных элементов. Тщательно обрабатывают пяточные кости при заболевании у детей и взрослых. Данный отдел – рефлекторная зона, которая оказывает специфическое воздействие на весь костный аппарат.
Проводят поколачивание рук, в частности – ладоней, что эффективно воздействует на мышечный аппарат верхних конечностей. Массаж плоских костей проводится с помощью постукивания по выступам.
Сегментарный
При детском церебральном параличе необходимо воздействовать на спинной мозг посредством сегментарного массажа. В ходе процедуры обрабатывают определенные участки кожного покрова, сухожилия, связки, мышцы. Лечебный эффект распространяется на нервные структуры головного мозга. Массаж способствует улучшению кровообращения и трофики тканей в спинном мозге.
Массажные движения начинают от нижнего отдела спины (крестец) и оканчивают шейным отделом позвоночного столба. Далее переходят на лопатки, ягодицы, межреберные промежутки. Используют поглаживание, растирание, разминание, вибрацию.
Чтобы нормализовать мышечный тонус, проводят массирование поясничного и крестцового отделов. Устранить спастичность в конечностях поможет массирование шейного и грудного отделов позвоночного столба.
По системе Манакова
По схеме Манакова массаж проводится путем энергичного вибрационного надавливания двумя или четырьмя пальцами. При этом пальцы не скользят по кожному покрову, а с легкостью проходят вглубь мягких тканей. Это позволяет устранить спайки, болезненные новообразования в виде уплотнений.
Данная методика – отличное средство для профилактики фиброза и спаек в области мышц, в нервах и сосудах, сухожилиях. Массаж способствует улучшению кровообращения трофики тканей.
Массажные движения начинают от центра, продвигаясь на периферию.
Точечный
Точечный массаж при ДЦП проводят в течение нескольких минут, воздействуя все это время на одну определенную точку. Это может быть надавливание на нее, глубокое прерывистое растирание, разминание по часовой стрелке. Процедура помогает расслабить мышцы, уменьшить патологическую активность клинических проявлений заболевания.
В китайской медицине называют около 700 точек, воздействуя на которые, можно достичь лечебного эффекта.
Логопедический
Для каждого больного в индивидуальном порядке подбирают положение туловища, в котором будет проводиться массаж. Это позволяет избежать патологического тонического рефлекса. Человека могут уложить на спину, положив валик под шею и, согнув ноги в коленных суставах.
В процессе массажа прорабатывается мимическая и жевательная мускулатура. Задействуют поглаживание лба, бровей, носа, подбородка, губ. Также используют растирание, пощипывание, постукивание, растяжение.
Показания и противопоказания к процедуре
Прямыми показаниями к проведению массажа у детей и взрослых с диагнозом «церебральный паралич» считаются:
- повышенный тонус мышечного аппарата;
- снижение уровня роста мышц;
- нарушение кровообращения и оттока лимфоидной жидкости;
- плохое общее самочувствие;
- проблемы с осанкой (развитие кифоза, лордоза и других заболеваний позвоночного столба);
- развитие мышечной кривошеи;
- нарушение костной системы (наличие плоскостопия, косолапости и др.);
- дисплазия тазобедренных суставов.
Как и любая другая лечебная процедура, массаж имеет свои противопоказания. К противопоказаниям к проведению классической процедуры относят:
- аллергия в острой форме;
- грибковое заболевание кожного покрова;
- нарушенная целостность эпидермиса;
- развитие острой респираторной болезни.
Точечный массаж не проводят при:
- сопутствующем развитии инфекционного заболевания;
- наличии острой сердечной недостаточности;
- нарушенной целостности кожного покрова.
Аппаратный массаж не проводят при любых кожных или инфекционных заболеваниях, воспалительных процессах в органах или лимфоузлах, при запущенном течении варикозной болезни.
Иные методы терапии
Полное восстановление деятельности головного мозга при церебральном параличе, увы, невозможно. Если своевременно и полноценно начать терапию заболевания, можно частично вернуть больному возможность самостоятельного обслуживания и нормализовать двигательную функцию.
Основными задачами терапии паралича выступают:
- стимуляция больного к самообслуживанию;
- профилактика развития патологий позвоночника;
- восстановление речевой функции и нормального психоэмоционального состояния.
Чтобы решить поставленные задачи, врач назначает дополнительные лечебные мероприятия, принимая во внимание возраст больного, форму паралича, тяжесть патологических изменений, сопутствующие заболевания. К ним относят лечебную физкультуру и прием лекарственных препаратов, которые способствуют восстановлению нормального мышечного тонуса (например, используют средства Баклофен, Мидокалм, Диспорт и др.);
В лечении детского церебрального паралича активно используют физиотерапевтические процедуры. Не менее эффективны специальные лечебные костюмы. Одним из таковых является костюм Спираль, с помощью которого можно стимулировать компенсаторную возможность организма, уменьшить спастичность мышц.
Восстановить речевую функцию поможет врач-логопед. Вернуть двигательные навыки – лечебные тренажеры, ходунки, велосипеды, специальные кресла. Если имеющиеся нарушения двигательной функции невозможно устранить консервативными методиками, проводят оперативное вмешательство.
В ходе операции проводят удаление контрактуры мышц, пластику сухожилий, вмешательства на поясничном отделе. В некоторых случаях прибегают к нейрохирургической терапии – стимуляции спинного мозга.
Из лекарственных препаратов также используют средства, способствующие улучшению кровотока в головном мозге. К таковым можно отнести препараты Актовегин, Глицин, Церебролизин и др. Кроме того, активно назначают биологически активные добавки и средства с антиоксидантами в составе.
Профилактика и прогноз
Каким будет прогноз заболевания в том или ином случае, зависит от формы паралича у ребенка, а также насколько своевременно и правильно было начато лечение. В большинстве случаев больным присваивают группу инвалидности. Если терапия была начата своевременно, можно добиться максимального восстановления нарушений.
Чтобы предотвратить развитие детского церебрального паралича, беременной женщине необходимо вести правильный образ жизни, своевременно выявлять и лечить опасные заболевания, включая гипоксию плода. Важно доверить роды опытному специалисту, что поможет избежать ошибок в процессе родовой деятельности, способных сказаться на ребенке.
В заключение стоит сказать, что даже несмотря на то, что заболевание неизлечимо, правильный уход и регулярные занятия со специалистами помогут вернуть больного к нормальному образу жизни. Если в результате заболевания не пострадала умственная способность ребенка, полноценная жизнь возможна.
Источник