Машинист поезда медицинские противопоказания

Здоровье локомотивных бригад – один из главных факторов безопасности движения поездов. Но что с ним сегодня происходит? И почему над машинистами и помощниками как дамоклов меч зависла угроза профнепригодности? Один из них, приехавший в Москву из Уральского региона, поделился своей тревогой: его, ведущего здоровый образ жизни, не курящего, с показателями давления не более 130 мм рт. ст., записали в… гипертоники. И это случай не единичный.

Проблемам медицинского обеспечения работников Дирекции тяги был посвящён специальный «круглый стол» в рамках 3-го слёта машинистов, который проходил в стенах Научно-клинического центра ОАО «РЖД». В нём участвовали представители департамента здравоохранения и ведущие специалисты центра.

Машинисты жаловались на долгие процедуры медкомиссий, непонятные направления на дополнительную диагностику, на отстранения от рейса при давлении и пульсе, завышенных всего на единицу. Всё это создаёт порой «синдром белого халата». Человек только переступает порог медицинского учреждения, а у него уже давление и пульс начинают зашкаливать.

Машинист-инструктор депо Чита Геннадий Полевой констатировал, что в последнее время медицинские требования ужесточились – пульс не должен быть больше 85 ударов, а давление – не выше 130 единиц. «Даже те, кому всего 20–25 лет, из-за этого вынуждены принимать таблетки, а они нередко вызывают сонливость. И вот в таком состоянии бригада ведёт поезд. Половина проездов запрещающих сигналов – из-за таблеток», – убеждён машинист-инструктор.

Может быть, требования к здоровью машинистов избыточны? Да, считают участники слёта. Один из них привёл такой пример: «В 2001 году у нас на Забайкальской дороге расформировали воинскую авиачасть. Военный лётчик хотел переквалифицироваться в машинисты, но не прошёл медицинскую комиссию в железнодорожной поликлинике. И долго потом удивлялся: как же так – летать на сверхзвуковом самолёте могу, а водить поезда – нет».

Причина такого положения – приказ 15-ЦЗ, который был принят в МПС России в 2001 году. Он отразил положения соответствующего документа Минздравсоцразвития, который определял очень жёсткие, причём одинаковые требования к здоровью огромной группы профессий – в частности, от машиниста электровоза до кочегара паровоза. При этом к работе, согласно приказу, не должны были допускаться люди с болезнями лёгких, например с бронхитом, сердечными патологиями и т.д. В ведомстве, недолго думая, заложили в этот документ всю международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем, сопроводив их указанием «не допускать!». И возражений не слушали. Вот поэтому военного лётчика и не взяли в машинисты.

Осознавая избыточность требований к здоровью локомотивных бригад, специалисты ОАО «РЖД» пытались убедить Минздравсоцразвития в необходимости их снизить. А пока суд да дело, с железнодорожного транспорта списывались опытные, высокопрофессиональные машинисты, которые могли ещё работать и работать.

«В 1991–1999 годах на 100 осмотров приходился всего один случай, когда состояние здоровья машиниста или помощника заставляло делать вывод о профнепригодности. Но с принятием приказа 15-ЦЗ количество таких случаев увеличилось», – сообщил начальник сектора департамента здравоохранения Артём Шашков.

Ситуацию удалось скорректировать лишь в 2006 году, когда вышел новый приказ № 796 Минздравсоцразвития РФ, действующий и поныне. Он несколько смягчил требования, но представители отраслевой медицины считают, что они всё равно остаются избыточными. Хотя статистика несомненно улучшилась. Сегодня на 100 профосмотров приходится лишь 0,8 случая, когда ставится вопрос о профпригодности. Но от «синдрома белого халата» это не излечило. Локомотивные бригады по-прежнему живут под вечным страхом – в один прекрасный момент оказаться вне профессии и остаться без работы.

Излишне жёсткие требования сказываются сегодня и при приёме на работу. Вице-президент ОАО «РЖД», начальник Дирекции тяги Алексей Воротилкин привёл характерный пример: «В Тайшете из ста человек, которые пришли устраиваться на работу в локомотивное депо, 34% не смогли пройти первичный профотбор, ещё 18% не прошли медкомиссию на помощника и машиниста. По сути, только 20–25 человек из 100 могут работать по этим специальностям».

Сегодня, как сообщил Артём Шашков, департамент здравоохранения ОАО «РЖД» активно ведёт работу, чтобы внести необходимые изменения в приказ № 796 с целью сокращения медицинских противопоказаний при допуске к работе лиц, связанных с движением поездов, в том числе машинистов, работающих без помощника. Необоснованные жёсткие ограничения к работе машинистом должны быть сняты. Из-за них компания несёт абсолютно неоправданные потери.

Сейчас, по данным Роспрофжела, на сети работают 123 тыс. членов локомотивных бригад. Каждый год от 0,7 до 1% помощников и машинистов списывается с транспорта по медицинским показаниям. То есть более тысячи человек высококвалифицированных, дефицитных кадров! Причём самое большое количество запретов находится в 1-й группе допуска: человек теряет допуск к работе после проведённого лечения. И объяснить это какими-то разумными доводами весьма сложно.

В этой связи очень характерно было соотнести наши нормы с европейскими рекомендациями по состоянию здоровья машиниста. В них много общего с 796-м приказом, но налицо и более мягкие позиции. Причем то, что в Европе имеет характер рекомендаций, у нас почему-то стало приказом.

Между тем и нам кое-что из европейских правил не грех взять на вооружение: там, если машинист, страдающий от гипертонии, имеет избыточный вес и курит, он обязан в течение полугода сбросить вес, привести давление в норму и бросить курить, в противном случае будет отстранён от работы. Впрочем, и у нас это правило уже действует: в прошлом году в редакцию жаловался помощник машиниста – он не смог сбросить вес и справиться с давлением, поэтому пришлось искать другую работу.

Ну а бросить курить, наверное, многих не заставит и угроза профнепригодности. «У нас 73% машинистов курят!» – привёл невесёлые данные Артём Шашков.

Очень трудно убедить людей расстаться с этой вредной привычкой. Увы, не способствует этому сегодняшний режим труда и отдыха локомотивных бригад. Машинисты рассказывают, что нередко их вызывают в рейс заранее и приходится часами ждать отправления поезда. Есть проблемы и с переотдыхом в пунктах оборота – причём на бумаге всё выходит гладко, а на деле – недосып, бессонница, нервотрёпка. Всё это, конечно же, отражается на здоровье. А когда появляются первые тревожные симптомы, далеко не все обращаются за помощью к врачам, боясь, что их просто спишут с транспорта.

«Обращайтесь к нам, не шутите со здоровьем, не твердите, как дети: «у меня ничего не болит», – призывают медики машинистов. И поясняют: мы в состоянии вернуть в строй до 60% работников при условии своевременного обращения.

Как известно, в компании существует мощная система здравоохранения. Так, медицинский контроль осуществляют более 200 врачебных комиссий, на сети работают 1500 кабинетов профосмотров, где проводится до 30 млн осмотров в год. Современные высокотехнологичные методы диагностики и лечения позволяют применять индивидуальный подход и добиваться скорейшего излечения. При этом у отраслевого здравоохранения своя специфика. Её определяют факторы, негативно сказывающиеся на состоянии здоровья. В частности, у машинистов это хорошо знакомые им шум и вибрация, магнитные поля в кабине локомотива.

Специалисты ищут способ компенсации опасных воздействий. В Научно-клиническом центре ОАО «РЖД» гостям показывали специальную камеру с искусственным магнитным полем. Рассказывали и о том, что проводятся эксперименты по защите кабины машиниста от вредного воздействия постоянного, а особенно переменного тока. Если удастся добиться эффекта – спасибо скажут многие.

Тот, кто побывал в Научно-клиническом центре, мог оценить всё то, что предпринимается для сохранения здоровья представителей ведущей профессии на железнодорожном транспорте. Мы видели там тренажёр ЭП1М – кабину новейшего электровоза, в которой изучается влияние различных факторов на параметры сердечного ритма, кровяного давления машиниста. Несомненно, это позволит выработать медицинские рекомендации – и для членов локомотивных бригад, и для конструкторов тяговой техники.

Ну а как быть тому машинисту с Урала, которого врачи записали в гипертоники? Как оказалось, приговор не окончательный. Его можно обжаловать в Центральной врачебно-экспертной комиссии. На плечи её председателя Виктора Котенко возложен груз ответственности за важное решение – можно ли отстранять от работы железнодорожника, которого линейные и региональные экспертные комиссии признали профнепригодным.

Разговор с «гипертоником» был короткий.

– А вы разве не хотите воспользоваться привилегией и уйти пораньше на пенсию? – пошутил врач.

– Я здоров, – гордо ответил машинист, – хочу работать и спокойно проходить медкомиссию.

– Приезжайте, я сниму этот диагноз, – прозвучало в ответ.

Никому не надо объяснять, что значит смена профессии для самого машиниста и его семьи. Это ломает человеку жизнь. И понятно, что риск такой ситуации надо свести к минимуму.

Артур Берзин,

спец. корр. «Гудка»

Источник

Тип и класс

Тип профессии по предмету труда: работа машиниста связана с управлением локомотивами, поэтому профессия относится к типу «Человек – Техника».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: профессия, связанная с использованием машин с ручным управлением.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия машиниста локомотива предполагает выполнение стандартных задач по образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.

Описание

Машинист локомотива – специалист, управляющий товарными и пассажирскими поездами.

Основная деятельность машиниста связана с эксплуатацией и техническим обслуживанием локомотивов.

Содержание деятельности

эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов;

обеспечение безопасности движения при эксплуатации подвижного состава;

обеспечение техники безопасности на производственном участке;

оформление технической и технологической документации для изготовления отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог.

Должен знать

устройство, принцип действия и конструктивные особенности оборудования подвижного состава; характерные виды повреждений подвижного состава и способы их предупреждения, определения и устранения; правила технической эксплуатации железных дорог и инструкции, регламентирующие безопасность движения, перевозок пассажиров и грузов; регламент действия работников, связанных с движением поездов, в аварийных ситуациях.

Должен уметь

эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать подвижной состав в соответствии с требованиями нормативных документов и техники безопасности;

выполнять работы, предусмотренные системами технического обслуживания и планово-предупредительными ремонтами; определять объемные и качественные показатели работы производственного участка;

организовывать работу производственного коллектива с соблюдением безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;

работать с нормативными и правовыми документами, конструкторско-технологической документацией.

Индивидуальные способности

терпение, склонность к выполнению однообразных и монотонных действий, аккуратность, выносливость, ловкость, личная организованность и ответственность, методичность и последовательность при реализации работ.

Профессионально важные качества

физическая сила;

отличное зрение и точный объемный глазомер;

тонкая чувствительность пальцев рук, хорошая координация рук;

умение переключать и концентрировать внимание;

высокая скорость принятия решений;

хорошая зрительная память;

хорошее пространственное воображение;

умение различать цвета;

развитая слуховая и логическая память;

эмоциональная устойчивость, решительность, смелость;

склонность к работе с техникой.

Медицинские противопоказания

Данная профессия не рекомендуется лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы с выраженной патологией, снижением остроты зрения, сужением полей зрения, нарушением бинокулярности и цветоощущения, хроническими болезнями уха, нарушениями в вестибулярном аппарате, ярко выраженной патологией опорно-двигательного аппарата, затрудняющей движение; лицам, страдающим бронхиальной астмой.

Условия труда

Машинисты локомотива могут работать самостоятельно или в коллективе из нескольких специалистов.

Преимущественно представители данной профессии работают на открытом воздухе, при этом находясь непосредственно в салоне локомотива.

Движение на больших скоростях часто сопряжено с чрезвычайными ситуациями, поэтому машинисты всегда работают с помощниками. Маршруты дальнего следования делят на участке, и машинист обычно отвечает за определенный участок пути. Для машинистов местных линий и метрополитена предусмотрены специальные комнаты отдыха, в которых они могут поспать перед началом трудового дня, если график дежурств напряженный.

Для машинистов локомотивов предусмотренаспециальная форма.

Области применения

Машинисты локомотивов могут работать на железной дороге, в метрополитене, на крупных заводах, шахтах и других предприятиях, использующих железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Базовое образование и пути получения профессии

Получить профессию машиниста локомотива можно в образовательных организациях среднего профессионального образования.

Перспективы карьерного роста

Профессия машиниста локомотива является востребованной и хорошо оплачиваемой. По мере накопления опыта и совершенствования профессиональных качеств машинист может дорасти до начальника поездной бригады. Дальнейший карьерный рост связан с получением высшего образования по специальностям, связанным с эксплуатацией, обслуживанием или проектированием транспортных средств. Возможен и управленческий путь развития карьеры. В этом случае будет полезно получить образование по направлению «Менеджмент».

Профессиональные риски

Работа машиниста связана с риском получения тяжелых травм в результате аварий. Рабочая поза машиниста – положение сидя, поэтому высока вероятность заболеваний опорно-двигательного аппарата. Часто график предполагает работу в ночное время. Работа в целом требует повышенного внимания и концентрации, сопряжена со стрессом.

Где обучают

  • Карталинский многоотраслевой техникум
  • Магнитогорский политехнический колледж
  • Политехнический колледж Магнитогорска
  • Челябинский профессиональный колледж
  • Южно-Уральский многопрофильный колледж

Где требуются

  • Ашинский металлургический завод
  • Бакальское рудоуправление
  • Порфирит
  • Всего вакансий: 3

Источник

Часть I – медицинские противопоказания к работам, обеспечивающим движение поездов

Статья 1*. Органические, включая симптоматические, психические расстройства (все виды деменции, делирия, органический амнестический синдром, другие расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением, дисфункцией головного мозга или соматической болезнью).
Статья 2*. Шизофрения, шизотипические, бредовые, другие острые и преходящие неорганические психотические расстройства.
Статья З*. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (хронический алкоголизм, дипсомания, наркомания, злоупотребление психоактивным веществом).
Статья 4. Расстройства настроения (мания с психотическими симптомами, биполярное, рекурентное депрессивное и другие устойчивые аффективные расстройства).
Статья 5*. Невротические, связанные со стрессом, и сомато-формные расстройства (невростении, фобические и другие тревожные, обсессивно-компульсивные, диссоциативные, соматизированные, ипохондрические, посттравматические стрессовые расстройства с нарушением адаптации и другие).
Статья 6*. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства сна неорганической этиологии, приема пищи, сексуальные дисфункции с невротическими расстройствами, послеродовый психоз и другие).
Статья 7. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (параноидное, шизоидное, диссоциальное, истерическое, другие специфические и смешанные стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга).
Статья 8. Умственная отсталость. Болезни Альцгеймера, Пика и другие дегенеративные болезни центральной нервной системы.
Статья 9*. Хронические воспалительные болезни центральной нервной системы (энцефалит, менингоэнцефалит, менингит, миелит, энцефаломиелит) и их последствия с выраженными неврологическими нарушениями.
Статья 10*. Травмы головного и спинного мозга, цереброваскулярные болезни, сирингомиелия, миелопатия и другие болезни ЦНС с органическими изменения, а также их последствия (внутричерепные кровоизлияния, инфаркт мозга, паралитические синдромы, приобретенная гидроцефалия; доброкачественная внутричерепная гипертензия, церебральная киста, энцефалопатия и другие), сопровождающиеся выраженными неврологическими нарушениями. Церебральный паралич. Новообразования.
Статья 11. Системные атрофии, поражающие преимущественно центральную нервную систему (болезнь Гентингтона, наследственные атаксии, спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы).
Статья 12*. Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения (болезнь Паркинсона, вторичный паркинсонизм, другие дегенеративные болезни базальных ганглиев; идиопатические дистонии, выраженный эссенциальный тремор, миоклонус, хоррея и другие).
Статья 13. Рассеянный склероз и другие демиелинизирующие болезни центральной нервной системы.
Статья 14*. Эпизодические и пароксизмальные расстройства (локализованная и генерализованная идиопатическая эпилепсия, симптоматическая эпилепсия, эпилептические синдромы; выраженная и осложненная мигрень, преходящие транзиторные церебральные ишемические приступы (атаки) и родственные синдромы, сосудистые мозговые синдромы при цереброваскулярных болезнях, нарколепсия, каталепсия, различные виды потерь сознания, пароксизмы нарушения зрения, слуха и другие).
Статья 15. Болезни нервно-мышечного синапса и мышц (миастении, мышечные дистрофии, миотонические расстройства, врожденные и другие миопатии).
Статья 16*. Поражения отдельных нервов, нервных корешков, сплетений, полиневропатии и другие болезни периферической нервной системы с частыми обострениями и выраженными нарушениями чувствительных, двигательных функций, диплопией, парезом взора и другие.

*Пояснения к подразделу IА:

Статья 1. В статью не входит постэнцефалитный синдром без продуктивной психосимптоматики.
Статья 2. Заболевания, рассматриваемые по данной статье, являются абсолютными противопоказаниями ко всем работам независимо от формы, течения, длительности ремиссии и наличия факта снятия с диспансерного учета. Исключением являются состояния после острых инфекционных, интоксикационных и других подобных психозов, кратковременные легкие преходящие психические расстройства при соматических заболеваниях. Работники, кроме групп машинистов, водителей, их помощников и диспетчерско-операторской, в индивидуальном порядке могут допускаться к работе при наблюдении не менее 6 месяцев, выздоровлении от соматического заболевания и полном восстановлении психических функций.
Статья 3. К статье не относятся случаи алкогольного опьянения без наличия клиники хронического алкоголизма. При установлении факта употребления алкоголя или алкогольного (наркотического) опьянения в рабочее время администрация предприятий вправе расторгнуть трудовой договор с работником в соответствии с действующим законодательством.
Статья 5. При фобических и других тревожных расстройствах подход к допуску в профессию индивидуальный (с учетом выраженности и направленности фобии и условий работы).
Статья 6. При расстройствах сна вопрос о допуске к работе решается с учетом вида и степени нарушения сна, профессии и возможностей лечения.
По данной статье рассматриваются также некоторые расстройства психического развития (специфические расстройства развития речи и языка, учебных навыков, моторных функций и другие), эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (тики, гиперкинетические и некоторые стереотипные двигательные расстройства, заикания, энурез или энкопрез неорганической природы и другие), мешающие выполнению работы в конкретных профессиях.
Статьи 9-10. Органические изменения (последствия травм, нейроинфекций и другие) и медленно прогрессирующие болезни ЦНС с незначительными неврологическими нарушениями – противопоказание для абитуриентов, учащихся и поступающих, для работников – подход индивидуальный.
Новообразования независимо от морфологической структуры и эффекта от лечения являются общим противопоказанием.
Статья 12. По этой статье рассматриваются также: идиопатическая рото-лицевая дистония, спастическая кривошея, блефароспазм, тики органического происхождения и другие экстрапирамидные и двигательные нарушения, мешающие выполнению работы в профессиях.

Источник