Мед противопоказания для психолога
1. Презентация профессии
Психолог – современная перспективная молодая профессия с глубокими историческими корнями. В переводе с греческого слово «психология» означает наука о душе. А проблемами души люди интересовались еще в древности. Как устроен внутренний мир человека, что движет его поступками? Как помочь человеку справиться с трудными жизненными обстоятельствами? Как раскрыть свой творческий потенциал?
Откуда берутся кошмарные сны, агрессия, фашизм и как с ними справиться? Что нужно сделать, чтобы найти общий язык с трудным подростком? Эти и другие важные вопросы волновали умы многих выдающихся людей во все времена. Вместе с тем, научная психология официально появилась всего 130 лет тому назад, с открытия в Германии первой научной психологической лаборатории. За эти годы в психологии разработано множество направлений, научных школ и подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, деятельностный подход и другие). В настоящее время накопленные в научной психологии знания и опыт находят применение во многих сферах: в семье, в общении, в образовании, в медицине, в искусстве, в политике, в экономике, в эргономике, на производстве.
Психолог – квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии, науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности.
В профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
Профессия психолога востребована на современном рынке труда.
Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности.
Ограничения профессии: необходимость постоянного саморазвития; эмоциональные нагрузки и высокая моральная ответственность.
2. Тип и класс профессии
Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.
Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме.
Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида.
Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы.
Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.
4. Условия труда
Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.
Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.
Высокий уровень моральной ответственности.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.
Квалифицированный психолог должен знать:
- общую психологию и специальные направления психологии (инженерную, педагогическую, социальную, медицинскую и другие);
- основы психодиагностики;
- основы педагогики, общественных и естественных наук;
- методы оценки и коррекции личности;
- основы психологической работы с определенной категорией лиц, согласно своей специализации (с детьми, с пациентами, с работниками трудовых коллективов и т.п.).
Квалифицированный психолог должен уметь:
- владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;
- устанавливать доверительный контакт;
- слушать и слышать другого человека;
- применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;
- собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать мотивы и поведение человека в разных ситуациях;
- отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);
- осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;
- давать человеку конструктивную обратную связь, с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;
- проводить лекции, семинары, тренинги;
- хранить тайну, соблюдать этику консультирования.
6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- гуманитарный склад ума;
- широкий кругозор;
- аналитическое мышление и выраженный интерес к работе с информацией;
- сильно выраженная склонность к сервисной работе;
- сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;
- склонность к работе с информацией;
- отлично развитые лексические способности;
- превосходные логические способности;
- способность к концентрации внимания;
- высокая эмоциональная устойчивость.
7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для психолога:
- вирусоносительство;
- хронические мигрени;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- нервно-психические заболевания;
- проблемы с памятью и вниманием;
- нарушения речи, зрения и слуха.
8. Пути получения профессии
В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением.
В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием. Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами.
В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование.
Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях.
Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:
- в учебных заведениях (преподавание);
- на предприятиях (в отделе кадров, в службе персонала);
- в научно-исследовательских институтах;
- в психодиагностических лабораториях;
- в медицинских учреждениях (поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах);
- в центрах психологической помощи и профориентации;
- в консалтинговых и тренинговых компаниях;
- в кадровых агентствах;
- в службах знакомств;
- в центрах занятости населения;
- в сфере политических технологий;
- в таможне и в правоохранительных органах;
- в военных организациях;
- в транспортных и авиационных компаниях;
- в детских садах;
- в детских домах;
- в домах престарелых;
- на телефонах доверия, в службе спасения и МЧС.
На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития психолога.
Специализация и освоение смежных областей
Имея базовое образование психолога с определенной специализацией, со временем можно повышать свою квалификацию, стать уникальным специалистом и совершенствоваться в выбранном направлении, либо осваивать новые близкие специальности в рамках профессии: стать психологом-консультантом, психодиагностом, коучем, ведущим бизнес-тренингов, менеджером по персоналу, учителем, социальным работником, страховым агентом и т.д.
Научная карьера
Психолог с хорошей теоретической подготовкой и пытливым умом, работая по специальности и получая практический опыт, может стать научным работником, преподавать и заниматься методической и научной работой, в том числе проводить исследования по грантам. Он может продолжить обучение в аспирантуре, впоследствии защитить диссертацию.
Управленческое карьерное развитие
Административный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии психолога может начать руководить коллективом профессионалов, стать начальником отдела психологической службы предприятия или директором по персоналу компании. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий практический психолог может решить работать на себя. Например, он может создать Центр психологического консультирования. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.
11. Родственные профессии
Профконсультант, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.
Источник
- Пути получения профессии
- Области применения (предприятия)
- Области применения (вакансии)
Презентация профессии
в профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
Тип и класс профессии
тип – человек-человек, класс – эвристический
Содержание деятельности
Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме. Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида. Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы. Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Должен уметь:
- – владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;
– устанавливать доверительный контакт;
– слушать и слышать другого человека;
– применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;
– собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать – мотивы и поведение человека в разных ситуациях;
– отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);
– осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;
– давать человеку конструктивную обратную связь, с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;
– проводить лекции, семинары, тренинги;
– хранить тайну, соблюдать этику консультирования.Требования к индивидуальным особенностям специалиста
эмпатия, широкий кругозор, стремление постоянно развиваться, способность анализировать и синтезировать информацию, развитые лексические способности, большой объем памяти и внимания, развитое мышление, высокая переключаемость, способность к концентрации, социальный интеллект, развитая логика, умение слушать и слышать, развитые коммуникативные способности, грамотная речь.
- Психологическое тестирование
Условия труда
работа в помещении, редко – на открытом воздухе; работа групповая или индивидуальная; высокий уровень социальных контактов, интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки; инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства, дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики; высокий уровень моральной ответственности.
Медицинские противопоказания
неврологические и психиатрические заболевания, хронические инфекционные заболевания, нарушения речи, зрения, слуха.
Базовое образование
высшее профессиональное образование
Перспективы карьерного роста
повышение квалификации, освоение смежных областей, преподавательская и научная деятельность, управленческое развитие, организация собственного дела.
Полезные ссылки
- Обр. орг. Санкт-Петербурга
- Предприятия и орг. Санкт-Петербурга
- Банк вакансий службы занятости
Источник
Квалификацию психолога можно получить в ГрГУ им. Янки Купалы на факультете психологии, обучаясь по специальностям:
- Психология
- Практическая психология
История профессии психолог
С древнейших времен людей интересовал внутренний мир человека. Сам термин “психология” произошел от греческих слов “psyche” – душа и “logos” – наука. Проблемой души интересовались философы древности – Платон и Аристотель. В дальнейшем в связи с развитием науки и техники психология стала приобретать все большее значение в обществе. Датой возникновения психологии как науки принято считать открытие первой экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году. Появляются психологические лаборатории в Европе, России.
С течением времени появлялись и развивались различные направления психологического знания: психоанализ Зигмунда Фрейда, гуманистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, аналитическая психология Карла-Густава Юнга, бихевиоризм Дж. Уотсона, гештальт-психология и многие-многие другие.
В настоящее время психология охватывает почти все сферы жизни и деятельности людей, психологические знания используются в политике, экономике, медицине, культуре и искусстве, на производстве и в образовании. И, несомненно, каждому человеку будет полезно и небезынтересно узнать побольше о себе и других людях.
Область базовых знаний
Общественные или естественные науки (зависит от специальности), педагогика и психология
Доминирующие виды деятельности профессии психолог:
• исследование развития психики и закономерностей психических процессов;
• изучение общих закономерностей развития детей разного возраста и построение программ обучения;
• изучение внутреннего мира и поведенческих особенностей человека;
• изучение поведения людей в малых и больших группах;
• изучение вопросов, связанных с творческой деятельностью людей, особенностями восприятия;
• изучение деятельности человека, особенностей его труда;
• изучение особенностей поведения в стрессовых ситуациях;
• исследовательско-аналитическая работа (работа с получаемой информацией, адаптация психодиагностических методик к условиям реальной практики);
• информирование клиента о том, что с ним происходит;
• психологическое консультирование, направленное на оказание помощи человеку в разрешении различных затруднительных ситуаций;
• организация групповых мероприятий, ведение тренингов, семинаров, чтение лекций;
• профилактика и коррекция нежелательных проявлений психики человека, а также укрепление и формирование необходимых психологических качеств личности;
• профессиональный отбор и подбор кадров;
• осуществление психологического сопровождения карьеры;
• изучение особенностей судебного процесса, мотивов поведения преступника, разработка мер профилактики преступности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности психолога:
Способности
• высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
• высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
• хорошее развитие образной и словесно-логической памяти;
• высокий уровень развития образного мышления;
• развитие логического мышления;
• хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
• коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);
• умение слушать;
• вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
Личностные качества, интересы и склонности
• высокая степень личной ответственности;
• терпимость, безоценочное отношение к людям;
• интерес и уважение к другому человеку;
• стремление к самопознанию, саморазвитию;
• оригинальность, находчивость, разносторонность;
• любознательность и обучаемость;
• тактичность, воспитанность;
• склонность к сопереживанию;
• инициативность;
• целеустремленность, настойчивость;
• интуиция, умение прогнозировать события;
• находчивость;
• умение хранить тайну;
• творческое начало;
• эрудированность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
• психическая и эмоциональная неуравновешенность;
• агрессивность;
• замкнутость;
• нерешительность;
• отсутствие склонности к работе с людьми;
• неумение понять позицию другого человека;
• ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
• низкий интеллектуальный уровень развития.
Области применения профессиональных знаний:
• социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых, инвалидов, детские центры творчества и досуга);
• учреждения образования;
• учреждения по подбору и отбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации);
• медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологические центры, реабилитационные центры);
• психотерапевтические, психологические консультативные службы;
• предприятия, фирмы;
• правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел);
• работа на телефоне доверия;
• работа в МЧС, службах спасения;
• военные организации.
Источник