Медицинские противопоказания для дцп
детский церебральный паралич реабилитация
Реабилитация детей с двигательными нарушениями – это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е. адаптировать к окружающей среде. Используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно-мышечную, но и сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданных условиях (тренажерах), в комплексе с дыхательной гимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только физическую, но и умственную деятельность. (Гросс Н.А.)
При физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется дифференцируемый подход. Прежде всего, нужно знать развернутый диагноз больного ребенка, его возраст, степень нарушения опорно-двигательного аппарата, а также его общее состояние, состояние сердечно-сосудистой системы и функциональную подготовленность.
С учетом всех перечисленных факторов должны подбираться физическая нагрузка и лечебные мероприятия. При этом необходим строгий контроль за их воздействием на организм ребенка, и в частности на сердце. (Гросс Н.А. с соавт., 2000 с.41)
Основной задачей физического воспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализация движений, (Мастюкова Е.М., 1991, с.27)
Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.
С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи.
- 1. Развитие реакций выпрямления и равновесия, т.е. так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей. Ребенок получает возможность сохранять равновесие во время активных движений. Реакция выпрямления и равновесия тормозят неправильные позы и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умеренной интенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силе земного притяжения и обеспечить необходимую фиксацию для движений, и в то же время не настолько высоким, чтобы затруднять движения.
- 2. Развитие функций руки и предметно-манипулятивной деятельности.
- 3. Развитие зрительно-моторной координации.
- 4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
- 5. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа. При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка. Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных систем головного мозга. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков. Поскольку, как правило, ДЦП – врожденное или очень раннее заболевание, физическое воспитание, в частности лечебную гимнастику, рекомендуется начинать как можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Раннее проявление двигательных нарушений приводит к тому, что ребенок с церебральным параличом с первых месяцев жизни ощущает только некоординированные или насильственные движения, что резко затрудняет обогащение его двигательного опыта и задерживает психомоторное развитие. Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правильно, точно. Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом правильность выполнения движений должна быть строго фиксирована специальными приспособлениями или руками того, кто проводит занятия. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать развитию у ребенка правильного двигательного стереотипа. При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Таким образом, лечебная гимнастика при детском церебральном параличе является одной из основных форм развития движений. С помощью лечебной гимнастики создаются необходимые предпосылки движений, формируются статические и локомоторные функции, двигательные навыки и умения, предупреждается развитие неправильных установок туловища, атрофий мышц, укорочений конечностей, а также различных нарушений осанки. (Мастюкова Е. М., 1991, с.37-38)
Естественное желание двигаться не может быть удовлетворено 20-30минутными занятиями лечебной гимнастикой. Важно проводить также коллективные физкультурные занятия с детьми, страдающими ДЦП, в процессе которых у детей формируются и укрепляются основные жизненно важные двигательные умения и навыки, а также развиваются воля, чувство товарищества и взаимопомощи, формируется интерес к движениям. Основными задачами физкультурных занятий являются стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений, прикладных упражнений, проведение подвижных игр и спортивных мероприятий – катание на велосипеде, лыжах, плавание. Каждое физкультурное занятие является комплексным, включающим все виды упражнений и подвижные игры. Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений. У детей с ДЦП на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому для них крайне важно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. К таким упражнениям относится ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами. Для детей с ДЦП особое значение имеет проведение многих физкультурных занятий на воздухе. Это обеспечивает выполнение одной из основных задач физического воспитания – совершенствование систем организма и закаливание ребенка. При обучении движениям детей с ДЦП решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета особенностей двигательных нарушений, так как даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Необходимо комплексное использование разнообразных средств и приемов физического воспитания, которые должны отвечать оздоровительным, коррекционным, развивающим и воспитательным задачам. При проведении всех видов занятий по развитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Одним из показателей адекватной нагрузки является частота пульса. После вводной части физкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15-20%, а после основной части – на 40%. После занятий пульс приближается к исходному через 1-2 мин. В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания у детей. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения. В ходе физкультурных занятий нельзя проводить упражнения, которые могут вызвать переразгибание суставов, усилить приведение и внутренний поворот бедер, асимметричное положение головы и конечностей, а также те, выполнение которых требует длительного наклона головы вниз, постоянного использования одной руки или ноги. Крайне важно избегать даже незначительных ушибов головы. Физическое воспитание детей с церебральным параличом тесно связано с лечебно-коррекционными мероприятиями. Поэтому при проведении всех видов физических занятий должны быть тщательно проанализированы и учтены медицинские данные о ребенке. Почти во всех случаях физическое воспитание сочетается с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, ортопедическим режимом. Лечебная гимнастика проводится индивидуально и малогрупповым методом, физкультурные занятия – малогрупповым методом и фронтально с половиной группы детей (6-7 человек). Начальные спортивные навыки усваиваются индивидуально под руководством методиста лечебной физкультуры или воспитателя. (Мастюкова Е.М., 1991, с.39-44)
Источник
Обзор документа
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 декабря 2017 г. № 888н “Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации”
В соответствии с подпунктом 5.2.107 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2013, № 22, ст. 2809; № 36, ст. 4578; № 37, ст. 4703; № 45, ст. 5822; № 46, ст. 5952; 2014, № 21, ст. 2710; № 26, ст. 3577; № 29, ст. 4160; № 32, ст. 4499; № 36, ст. 4868; 2015, № 2, ст. 491; № 6, ст. 963; № 16, ст. 2384; 2016, № 2, ст. 325; № 4, ст. 534; № 23, ст. 3322; № 28, ст. 4741; № 29, ст. 4812; № 43, ст. 6038; № 47, ст. 6659; 2017, № 1, ст. 187; № 7, ст. 1093; № 17, ст. 2581; № 22, ст. 3149; № 28, ст. 4167), приказываю:
1. Утвердить перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. № 998н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2015 г., регистрационный № 35747);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июля 2015 г. № 491н «О внесении изменений в перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. № 998н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 г., регистрационный № 38496);
пункт 3 приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 374н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 августа 2016 г., регистрационный № 43202);
пункт 3 приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. № 845н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2017 г., регистрационный № 49523).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 марта 2018 г.
Регистрационный № 50276
Приложение
к приказу Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
28 декабря 2017 г. № 888н
Перечень
показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами
——————————
1 Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 4, ст. 453; 2010, № 47, ст. 6186; 2013, № 12, ст. 1319; 2014, № 38, ст. 5096; 2017, № 49, ст. 7451).
——————————
Примечания:
1. При наличии медицинских показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее – TCP), предусмотренных графой 4 настоящего перечня, в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида соответственно) указывается одно наименование TCP, наиболее полно компенсирующие имеющиеся у инвалида (ребенка-инвалида) стойкие ограничения жизнедеятельности, за исключением видов TCP, предусмотренных номерами 6-06, 6-07, 6-08, 6-09, 6-11, 8, 11-01, 12-01, 13-01, 15-01, 16-01, 17-01, 21-01, 22-01, 23.1-01.
2. TCP подбирается инвалиду (ребенку-инвалиду) индивидуально исходя из степени выраженности имеющихся у него стойких нарушений соответствующих функций организма, но не ниже степеней выраженности нарушений функций, предусмотренных графой 4 настоящего перечня, с учетом условий использования TCP в целях компенсации или устранения имеющихся у инвалида (ребенка-инвалида) стойких ограничений жизнедеятельности.
3. Медицинские противопоказания для обеспечения инвалидов TCP, предусмотренные графой 5 настоящего перечня, являются основанием для подбора, иного показанного инвалиду (ребенку-инвалиду) TCP.
4. При внесении в ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида рекомендаций о нуждаемости в ходунках (номер вида TCP 6-10) указываются антропометрические данные инвалида (ребенка-инвалида) – рост, вес.
5. При внесении в ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида рекомендаций о нуждаемости в креслах-колясках указываются антропометрические данные инвалида (ребенка-инвалида) – рост, вес (номера видов TCP 7-01, 7-02, 7-03, 7-04, 7-05), а также ширина сидения, глубина сидения, высота сидения, высота подножки, высота подлокотника (номера видов TCP 7-01, 7-02, 7-03, 7-04).
6. При внесении в ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида рекомендаций о нуждаемости в креслах-колясках (номера видов TCP 7-01, 7-02, 7-03, 7-04) указываются виды спинки (с регулируемым углом наклона, откидная, жесткая); виды сиденья (с регулируемым углом наклона, жесткое); виды подлокотников (регулируемые по высоте); подножки (регулирующаяся по высоте, с регулируемой опорой стопы) и приспособлений (подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень).
Для кресла-коляски с электроприводом (номер вида TCP 7-04) дополнительно может быть указан электрический способ регулировки угла наклона спинки, сидения, подножки.
7. При наличии одновременно медицинских показаний и относительных медицинских противопоказаний для обеспечения инвалида (ребенка-инвалида) креслом-коляской с электроприводом (номер вида TCP 7-04) указываются альтернативные виды управления: головой, подбородком, пальцем руки, культей руки, ногой, иные альтернативные виды управления коляской с электроприводом.
8. В случае невозможности самостоятельного управления инвалидом (ребенком-инвалидом) креслом-коляской с ручным приводом прогулочной рекомендации о нуждаемости в кресле-коляске активного типа (номер вида TCP 7-03) в ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида не вносятся.
9. Одновременное внесение рекомендаций в ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида о нуждаемости в кресле-коляске с электроприводом (номер вида TCP 7-04) и кресле-коляске с ручным приводом (комнатной и/или прогулочной) (номера видов TCP 7-01, 7-02) не допускается.
10. При определении нуждаемости инвалида в отдельных наименованиях протезов нижних конечностей (номера наименований TCP с 8-07-05 по 8-07-10, 8-07-12) оценка потенциально достижимого уровня двигательной активности проводится следующим образом:
1 уровень – возможность передвижения в ограниченном пространстве: инвалид передвигается на короткие расстояния в пределах квартиры или дома с помощью дополнительных средств опоры (ходунки, костыли и т.д.) или с помощью посторонних лиц; надевание и управление протезом затруднено;
2 уровень – ограниченные возможности передвижения во внешнем мире: инвалид передвигается с помощью протеза по ровной поверхности, без дополнительных средств опоры; продолжительность и дальность ходьбы умеренно ограничены; инвалид может самостоятельно надевать протез; управление протезом среднее;
3 уровень – неограниченные возможности передвижения во внешнем мире: инвалид может передвигаться на протезе с различной скоростью, без затруднений преодолевая любые препятствия; инвалид в состоянии выполнять значительные физические нагрузки, связанные с нахождением на ногах, для выполнения бытовых или производственных задач; продолжительность и дальность ходьбы в сравнении со здоровыми людьми, ограничена незначительно;
4 уровень – неограниченные возможности передвижения во внешнем мире с повышенными требованиями к протезированию: инвалид уверенно передвигается с помощью протеза; продолжительность и дальность ходьбы не ограничены; отличное управление протезом; вследствие активной эксплуатации протеза и повышенных функциональных потребностей, повышены требования к конструкции протеза (повышенная надежность узлов и их динамическая активность, надежное крепление протеза и увеличенные амортизационные функции).
11. При внесении в ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида рекомендаций о нуждаемости в уропрезервативах (номера наименований TCP 21-01-18, 21-01-19) при наличии медицинских показаний допускается внесение дополнительных рекомендаций о нуждаемости в абсорбирующем белье, подгузниках (номер вида TCP 22-01), не более 1 изделия в сутки.
12. Для детей весом свыше 30 кг рекомендуются подгузники для взрослых (номера наименований TCP с 22-01-04 по 22-01-13) с учетом объем талии/бедер.
13. При внесении в ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида с поражением спинного мозга рекомендаций о нуждаемости в TCP, предусмотренных номерами 21-01, 22-01, учитывается характер нарушения функций тазовых органов, в том числе наличие сочетанных нарушений функции нижних мочевыводящих путей, включая смешанное недержание мочи, с учетом заключения медицинской организации допускается одновременное внесение рекомендаций о нуждаемости в уропрезервативах (номера наименований TCP 21-01-18, 21-01-19), катетерах (номера наименований TCP 21-01-20, 21-01-21), анальных тампонах (номер наименования TCP 21-01-27) (при стойкой задержке стула не более 1 анального тампона в сутки), в абсорбирующем белье, подгузниках (номер вида TCP 22-01) (не более 1 изделия в сутки).
14. При внесении в ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида рекомендаций о нуждаемости в кресле-стуле с санитарным оснащением указываются антропометрические данные инвалида (ребенка-инвалида) – рост, вес, а также ширина сидения, глубина сидения, высота сидения.
15. При внесении в ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида рекомендаций о нуждаемости в брайлевском дисплее для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с нарушениями одновременно функций слуха и зрения (номер наименования TCP 23.1-01-01) одновременно в ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида вносятся рекомендации о нуждаемости в программном обеспечении экранного доступа для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с нарушениями функций одновременно слуха и зрения (номер наименования TCP 23.1-01-02).
При отсутствии сформированных (формирующихся) навыков владения шрифтом Брайля, в ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида вносятся рекомендации о нуждаемости в программном обеспечении экранного доступа для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с нарушениями функций одновременно слуха и зрения (номер наименования TCP 23г-01-02), так как данное программное обеспечение может быть использовано для озвучивания визуальной информации.
Обзор документа
Утвержден новый перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР).
Так, изменена структура приложения. Детализированным наименованиям ТСР, предназначенным для компенсации стойких нарушений одних и тех же функций организма, в том числе однотипным ТСР с различными комбинациями опций, присваивается дополнительная расширенная номенклатура. Например: 6-01-01 “Трость опорная, регулируемая по высоте без устройства противоскольжения”, 6-01-02 “Трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения” и так далее.
Однотипные наименования ТСР объединяются в виды ТСР. Например: 6-01 “Трость опорная”, 6-02 “Трость тактильная” и так далее.
При этом из перечня наименований ТСР (изделий), сгруппированных по своей идентичности, при наличии одинаковых медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний можно выбрать только одно наименование ТСР, использование которого позволит оптимально компенсировать имеющиеся у инвалида (ребенка-инвалида) стойкие нарушения функций организма.
ТСР, совместное использование которых необходимо для компенсации тех или иных нарушений функций, возможно комбинировать в зависимости от потребностей конкретного инвалида (ребенка-инвалида).
Медицинские показания и противопоказания для обеспечения всеми видами ТСР уточнены, актуализированы и определены в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма без указания конкретной патологии в соответствии с Законом о соцзащите инвалидов.
Предусмотрен ряд новых ТСР, таких как “Ходунки с дополнительной фиксацией положения тела, в том числе для больных ДЦП”, “Слуховые аппараты цифровые внутриушные”, “Брайлевский дисплей для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с нарушениями функций одновременно слуха и зрения”, “Программное обеспечение экранного доступа для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с нарушениями функций одновременно слуха и зрения”.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Источник