Медицинские противопоказания для фармацевта

Презентация профессии
В современной медицине используются тысячи лекарств. Их разработка, испытания и производство превратились в мощнейшую индустрию с многомиллиардными оборотами. При этом используются новейшие достижения химии и биологии, а путь нового медицинского препарата из лаборатории-разработчика до внедрения в клиническую практику занимает, в среднем, не менее 5 лет.
Фармацевт (от греч. pharmakeutes – приготовляющий лекарства), специалист с высшим (провизор) или средним (помощник провизора) фармацевтическим образованием.
Фармацевты (провизоры), знатоки лекарств, участвуют как в создании новых препаратов, так и в хранении и реализации медикаментов. Кроме того, в обязанности фармацевта входит контроль отпуска лекарственных средств, в том числе наркотических, проверка работы аптек, киосков, поликлиник. Большинство этих специалистов работают в частных и государственных аптеках, на медицинских складах и в оптовых фирмах по продаже лекарственных средств, в контрольно-аналитических лабораториях, в больницах, на фабриках, занимающихся производством медикаментов. Некоторые фармацевты, обычно наиболее квалифицированные, работают в специализированных научных лабораториях и в корпорациях, занимающихся разработкой и внедрением новых препаратов.
В 70% случаев от менеджеров по продаже медицинских препаратов требуется наличие медицинского (фармацевтического) образования. Человек, продающий лекарственные препараты (даже в ларьке), должен иметь медицинскую книжку и сертификат на право заниматься фармацевтической деятельностью. Круг должностей, на которые они могут рассчитывать, достаточно широк: провизор медицинского (аптечного) склада, специалист по маркетингу рынка лекарственных средств, специалист по лицензированию и сертификации, менеджер по продажам.
Основной объем профессиональной подготовки занимают химико-биологические знания, достаточно подробно изучаются также медицинские дисциплины. Фармацевту нужны такие качества, как ответственность, усидчивость, пунктуальность, хорошее внимание и память.
Преимущества профессии: Нынешние фармацевты могут быть уверены в своем будущем, так как спрос на фармацевтические специальности высокий. Доход рядовых специалистов примерно равен зарплате в промышленности, а имеющих высокий профессиональный статус − превышает таковой в 2-3 раза.
Ограничения профессии: Работа фармацевта очень ответственная. Ошибка в приготовлении лекарственного препарата или иногда даже выдача лекарства в отделе ручной продажи может вызвать серьезные нарушения здоровья пациента или даже его смерть.
 
Тип и класс профессии
Профессия «Фармацевт» относится к типу «Человек – Знаковая система». Фармацевт, в отличие от врача, в своей работе взаимодействует не столько с людьми, сколько с информацией о разных препаратах (рецептура, химические формулы, документы о поставках лекарств на склад и т. п.).
Профессия «Фармацевт» относится к «эвристическому» классу, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
 
Содержание деятельности
Фармацевт решает следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • разработка новых и совершенствование уже имеющихся лекарственных веществ;
  • приготовление лекарственных препаратов: таблеток и микстур, порошков и мазей, бальзамов и т.д.;
  • работа над технологией приготовления лекарственных веществ в небольших и промышленных масштабах;
  • хранение лекарств;
  • прием рецептов у населения в аптеках;
  • отпуск лекарственных препаратов в аптеках людям и разъяснение им правил приема;
  • информирование медицинских учреждений и населения о действии лекарств, имеющихся в продаже;
  • контроль отпуска лекарственных средств, проверка работы аптек, киосков, медицинских учреждений;
  • контроль за качеством лекарств;
  • оформление этикеток на лекарствах;
  • проведение государственной регистрации, стандартизации лекарственных средств;
  • уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности;
  • принятие участия в рекламировании и продаже различных фармацевтических средств.

 
Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии «фармацевт» необходимы как базовые знания по химии, биологии, так и специализированные знания в областях медицины, фармакологии, экономики.
 
Фармацевт должен знать:        

  • основы фармацевтического дела;
  • основы экономики и принципы организации фармацевтической службы;
  • вопросы хранения, отпуска лекарственных средств;
  • технологию разработки, приготовления, исследования (анализа) лекарственных препаратов;
  • дозировки лекарственных средств, препаратов и номенклатуру медицинских субстанций – компонентов из которых приготавливаются лекарства;
  • основное, сопутствующее и побочное действие лекарственных средств, а также их использование с целью предупреждения заболевания и в ходе лечения;
  • растительные препараты, их действующие вещества и принципы использования.

 
Фармацевт должен уметь:

  • изготавливать  лекарственные  средства  с  учетом  особенностей
    технологического процесса в условиях аптек, фармацевтических предприятий;
  • проводить  контроль  качества  лекарственных  средств на стадиях
    изготовления, транспортировки, хранения и реализации;
  • определять правильность оформления рецептов (соответствие прописанных доз возрасту больного, совместимость ингредиентов) на различные лекарственные средства, в т.ч. ядовитые и сильнодействующие, с учетом существующих требований по их отпуску;
  • осуществлять контроль разовых и суточных доз лекарственных средств списков А и Б, расчет общей массы и объема лекарственного средства и отдельных его ингредиентов по массе, объему и каплям;
  • контролировать сроки годности лекарственных средств;
  • обеспечить условия хранения лекарственных средств  и  изделий
    медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами
    и действующими правилами хранения;
  • оказывать консультативную помощь фасовщикам по расфасовке лекарственных средств;
  • выстраивать контакты с большим количеством разных людей;
  • оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях.

 
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве фармацевта необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • хорошее развитие долговременной памяти (способность долго хранить в памяти нужную информацию);
  • высокое развитие образной памяти;
  • хороший глазомер;
  • помехоустойчивость внимания, высокий уровень распределения и переключения внимания;
  • развитая тактильная (кожная) и двигательная память;
  • склонность к анализу;
  • математические, логические способности;
  • внимательность, собранность;
  • терпеливость;
  • сосредоточенность;
  • аккуратность, чистоплотность;
  • отзывчивость, тактичность;
  • высокий самоконтроль, ответственность.

 
Условия труда
Работа происходит преимущественно сидя или стоя, с использованием специальных инструментов. Как правило, это спокойная деятельность, хотя работа фармацевта зачастую может быть связана с общением с людьми. Вредными условиями труда являются постоянное столкновение с вредными химическими веществами и заболевшими людьми (в случае, если рабочее место фармацевта находится в аптеке).
 
Медицинские противопоказания
Работа фармацевта не рекомендуется людям с заболеваниями:

  • нервно-психическими;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • нижних конечностей;
  • верхних дыхательных путей;
  • хроническими инфекционными;
  • зрительного и слухового анализатора;
  • аллергическими и кожными;
  • органов пищеварения и выделения.

 
Базовое образование
Фармацевтов готовят в специализированных химико-фармацевтических институтах, а также в медицинских вузах и колледжах. Образование этих работников может быть как высшим, так и средним специальным (правда, реальные перспективы карьерного роста открываются лишь в первом случае).

 
Пути получения профессии
В Красноярском крае дипломированных фармацевтов выпускают в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ, КГБПОУ «Фармацевтический колледж Красноярского государственного медицинского университета имени профессора имени В.Ф. Войно-Ясенецкого».

Области применения профессии
Круг применения профессии достаточно широк:
·         частные и государственные аптеки;
·         больницы;
·         медицинские склады и оптовые фирмы по продаже лекарственных средств;

  • фармацевтические фирмы и корпорации, занимающиеся производством медикаментов;
  • контрольно-аналитические лаборатории и научно-исследовательские институты;
  • образовательные учреждения.

Перспективы карьерного роста
Начальная ступень карьеры фармацевта − это, как правило, работа в аптеке в должности провизора (в его обязанности входят закупки лекарств, отслеживание соблюдения правил их хранения и реализации, в некоторых случаях – самостоятельное приготовление несложных препаратов). В дальнейшем возможен рост по административной линии (например, стать заведующим аптекой или менеджером на медицинском складе).
Можно заниматься производством медикаментов, участвовать в разработке новых препаратов. Очень хорошим вариантом карьеры считается устройств в международную корпорацию, занимающуюся производством и/или разработкой лекарств.
Изредка фармацевты получают также медицинское образование и строят дальнейшую карьеру как врачи.
Возможно основание собственного бизнеса, но он, как правило, связан лишь с поставками и продажей медикаментов, выйти же на уровень их производства или разработки индивидуальному предпринимателю крайне сложно.

Источник

Фармацевт

Фармацевт (греч. pharmakeutes — изготовляющий лекарства) — работник аптеки, приготовляющий лекарства.
Фармация (греч. pharmakeia — употребление лекарств) — совокупность дисциплин, изучающих вопросы добывания, обработки, изготовления, хранения и отпуска средств, препаратов и материалов, применяемых в медицине и ветеринарии с лечебными и профилактическими целями.
Лекарственные средства с давних времен применяются человечеством для предупреждения и лечения болезней. Производство лекарственных средств и медицина развивались в неразрывной связи и взаимодействии.
Видную роль в первоначальный период развития химической науки и производства сыграли аптекари (фармацевты). Некоторые современные химические лаборатории ведут свое начало от аптек. История развития производства лекарственных средств представлена в самых разнообразных источниках: произведениях искусства, рукописях, архивных документах, печатных книгах, а также в травниках, фармакопеях. Фармакопея (греч. pharmakon — лекарство, poieo — делаю) — официальное руководство, сборник стандартов и положений, нормирующий и регулирующий качество лекарственных средств, способы их изготовления, проверку, хранение и имеющий законодательный характер.
Государственная фармакопея является сводом стандартов и норм, на основе которых контролируются производство и применение лекарственных средств.
Одной из наиболее распространенных профессий в фармацевтической промышленности является профессия фармацевта. Он работает в аптечных государственных и частных учреждениях.

Содержание труда.

Психологические характеристики профессии
 В обязанности фармацевта входят:
• приготовление лекарств по рецептам врачей;
• проведение расфасовки ядовитых и наркотических лекарственных средств;
• обеспечение хранения и комплектности заказов медикаментов;
• осуществление отпуска готовых лекарств и медицинских изделий;
• информирование покупателей о действиях лекарств.
Таким образом, основная цель деятельности фармацевта — приготовление, хранение и отпуск лекарств и медицинских изделий.

 Основные предметы труда —  знаковые системы (цифры, формулы, тексты на родном и латинском языках) и человек (медицинское обслуживание).

 В своей работе фармацевт использует средства труда:
• вещественные (орудийные) — ручные (авторучку, лопаточки и др.), измерительные приборы и устройства (весы, дозаторы);
• невещественные (функциональные) — словесно_логическое мышление, долговременную вербальную и сенсорную (зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую) память, устойчивое, концентрированное внимание; речь; общую координацию движений тела, мелкую моторику рук; органы чувств — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

 Работа фармацевта имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
• должностными обязанностями;
• законодательными, руководящими материалами;
• правилами, инструкциями, методическими, нормативными материалами;
• приказами, постановлениями, распоряжениями вышестоящих органов;
• правилами внутреннего распорядка и нормами охраны труда;
• правилами гигиены и санитарии;
• нормами профессиональной этики.

 Труд фармацевта имеет индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно выполняет свою работу и отвечает за нее.
 Функционально фармацевт является исполнителем, но ход своего трудового процесса организует самостоятельно.
 Контакты немногочисленные, кратковременные — коллеги, многочисленные и кратковременные — с покупателями (при отпуске лекарств).
 Ответственность повышенная — за жизнь и здоровье людей и животных, материальная — за отпуск, контроль, комплектность заказов лекарств и медицинских препаратов.
 Фармацевт работает в комфортных условиях — в помещении, рабочие позы — сидя, стоя.

 Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:
• повышенная ответственность за жизнь и здоровье людей и животных, материальная;
• вероятность риска для жизни людей и своей (работа с ядовитыми, химически активными веществами);
• повышенная вероятность инфицирования в период эпидемий.

Требования профессии
 К индивидуальным способностям и особенностям:
• нервно_психическая устойчивость;
• математические способности;
• выносливость зрительного анализатора.

 К личностным способностям и качествам:
• личная организованность;
• сосредоточенность;
• доброжелательность;
• ответственность.

 К состоянию здоровья (медицинские противопоказания).
Работа фармацевта не рекомендуется людям с заболеваниями:
• нервно_психическими (органические заболевания центральной и периферической нервной системы, психические);
• сердечно_сосудистой системы (ревматизм, органические поражения клапанов и мышц сердца, функциональные нарушения, гипертоническая и гипотоническая болезнь);
• системы крови (хронические лейкозы, анемии, малокровие);
• опорно_двигательной системы (деформации и заболевания нижних и верхних конечностей, кистей рук);
• бронхо-легочными (туберкулез, хронические заболевания бронхов и легких);
• эндокринными (хронические специфические, диффузный токсический зоб, гипотиреоз);
• желудочно_кишечными (язвенная болезнь желудка и кишечника, хронические заболевания желудка и кишечника);
• почек (хронические заболевания с явлениями почечной недостаточности);
• кожи (хронические заболевания ограниченной локализации и в выраженной степени, аллергические);
• лор-органов (резкое снижение обоняния, аллергические);
• зрения (сильное снижение остроты зрения, хронические аллергические и воспалительные заболевания глаз, расстройства цветоощущения, нарушение бинокулярного зрения).

 К допрофессиональному образованию:
необходимы знания по русскому языку и химии в рамках школьной программы.

 К профессиональному образованию:
среднее профессиональное образование.

Родственные профессии
Провизор, лаборант химического анализа, лаборант медицинского анализа, биотехнолог, фармаколог.

Источник

1. Презентация профессии
Профессия фармацевта имеет древнюю историю. Первые лекарства придумали задолго до того, как научились писать, поэтому никаких письменных рецептов той поры не сохранилось. А вот упоминания о лекарях античного периода различных цивилизаций сохранились, и в большом количестве. Эти уважаемые люди сами готовили лекарства, снадобья из известных одним им средств, и тщательно оберегали свои рецепты. Первыми научными исследованиями в области фармацевтики занимались греки. Их дело было продолжено учёными Рима. А вот разделение между врачами и фармацевтами произошло только в 13 веке в Европе.
С тех пор сложность профессии фармацевта возросла во много раз, как и ответственность этого специалиста за свою работу. Лекарства — это сложные химические вещества, и не всегда их прием дает ожидаемый результат. Часто бывает наоборот: при бесконтрольном употреблении медицинских препаратов можно существенно ухудшить состояние здоровья.
Фармацевт – это специалист в области изготовления, исследования и продажи лекарств. Этих работников можно встретить в аптеке прямо за прилавком. Главного фармацевта называют провизором.
Существует несколько типов организаций, где можно встретить людей, выполняющих такие функции. Кроме аптек и складов медикаментов, есть ещё организации, собирающие и обрабатывающие материал для изготовления лекарств, научно-исследовательские институты и лаборатории. Фармацевт, при настойчивой работе и повышении своего профессионального уровня, со временем может стать провизором, который руководит коллективом специалистов в данной сфере. Фармацевт должен знать химию, ботанику (что касается лекарственных растений), быть внимательным и ответственным.
Фармацевт информирует врачей и больных о наличии лекарственных средств, их фармакологическом действии, о показаниях и противопоказаниях к применению, о сравнительных характеристиках с препаратами-аналогами. Работу фармацевта выполнять может не каждый. Она предъявляет особые требования к личности человека. Фармацевты не имеют права на брак, так как ошибки в их работе могут быть трагическими и непоправимыми. Повышенные требования к соблюдению чистоты делают работу фармацевта совершенно противопоказанной человеку неаккуратному, невнимательному, неорганизованному и безответственному.
Преимущества профессии: востребованность на рынке, значимость труда.
Ограничения профессии: условия работы (работа с вредными препаратами), повышенная ответственность.

2. Тип и класс профессии
Профессия фармацевта относится к типу «Человек – Природа», она связана с изучением, наблюдением и взаимодействием с живой и неживой природой, требует высокого уровня наблюдательности, внимательности.
Также она относится к типу «Человек – Знак», так как связана со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами, в ней требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость.
Профессия фармацевта относится к классу «эвристических», она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Фармацевт – это специалист, который досконально разбирается в лекарственных препаратах, их применении, составе и дозировках.
Работа фармацевта зачастую включает в себя:
обеспечение работы аптеки: ее сотрудников и технической части (приборов);
отслеживание наличия лекарств в аптеке, прием рецептов и отпуск лекарств по ним;
консультирование покупателей;
приготовление лекарств по рецептам;
при необходимости, оказание доврачебной медицинской помощи и т.п.

4. Условия труда
Фармацевт может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций, аптек. Работа происходит преимущественно сидя или стоя, с использованием специальных инструментов. Как правило, это спокойная деятельность, хотя работа фармацевта зачастую может быть связана с общением с людьми.
Фармацевт достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, но органичен требованиями технологии, рецептурных характеристик и норм законодательства.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии фармацевта необходимы базовые знания по химии, биологии, медицине.
Квалифицированный фармацевт должен знать:

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве фармацевта необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для фармацевта:

При наличии этих заболеваний работа по профессии фармацевта может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.

8. Пути получения профессии
Как правило, профессию фармацевта можно получить в учреждениях высшего профессионального образования.
Как и любая другая медицинская профессия, профессия фармацевта требует большого вложения времени и сил на ее освоение. Поэтому людям, задумывающимся о выборе этой профессии (особенно в случае, если она будет не первой), следует тщательно оценить свой выбор.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Специалисты с профессией фармацевта могут работать в таких организациях и сферах, как:

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития фармацевта:
Специализация и освоение смежных областей
Фармацевты могут специализироваться в конкретных сферах производства, разработки и продажи лекарственных средств, заниматься научной или практической деятельностью и т.п.
Также человек с профессией фармацевта может осваивать смежные специализации, такие как: врач, технолог и т.п.
Управленческий путь развития
В данном случае человек может начать руководить отделом провизоров или производством, заняться продажами и продвижением лекарственных средств и т.п.
В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать управленческие и коммуникативные умения, осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер, маркетолог.

11. Родственные профессии
Провизор, лаборант химического анализа.

Источник