Медицинские противопоказания для работы фельдшером
Фельдшер
Фельдшер (толк. слов. С.И. Ожегова) — это помощник врача, лицо со средним медицинским образованием, осуществляющее лечебную и санитарно_профилактическую помощь.
Вся деятельность медицинских работников посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.
Эмблема медицины — змея, обвивающая чашу, чей яд с незапамятных времен применялся людьми в лечебных целях.
В государствах древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением). Они вели кочевой образ жизни, поэтому людей принимали в палатках, которые раскидывали прямо на городских площадях.
В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч людей медицинской профессии. Профессия фельдшера — одна из них.
Фельдшер является помощником врача и работает под его наблюдением, но в определенных условиях имеет право самостоятельно обслуживать больных и оказывать им доврачебную помощь.
Фельдшер работает в лечебно_профилактических, санитарно-противоэпидемиологических медицинских учреждениях, фельдшерско-акушерских и здравпунктах, бригадах «скорой помощи», лабораториях.
Содержание труда.
Психологические характеристики профессии
В обязанности фельдшера входят:
• оказание лечебной и санитарно_профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи;
• проведение лабораторных исследований;
• проведение диагностики типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения;
• оказание медицинской помощи при беременности и родах;
• осуществление текущего санитарного надзора, организация и проведение противоэпидемических мероприятий;
• проведение санитарно_просветительной работы и пропаганда здорового образа жизни среди населения.
Таким образом, основная цель деятельности фельдшера — оказание доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим.
Основные предметы труда
человек (медицинское обслуживание) и природа (человек как биологический объект), сопутствующий — знаковые системы (тексты на родном и латинском языках, документы).
В своей работе фельдшер использует средства труда:
• вещественные (орудийные) — ручные (авторучку; иглы, шприцы, скальпель, ножницы), механические (прибор для определения артериального давления,
микроскоп, весы), электрические (аппарат для снятия электрокардиограммы, ультразвуковые установки);
• невещественные (функциональные) — практическое наглядно_действенное и словесно_логическое мышление; долговременную логическую, моторную и сенсорную (зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную) память, концентрированное, распределенное внимание; речь; общую координацию движений тела, зрительно_моторную координацию, мелкую моторику рук; органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание.
Работа фельдшера имеет достаточно определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
• должностными обязанностями;
• правилами, инструкциями, руководящими материалами;
• законодательными и директивными документами здравоохранения;
• основными аспектами деятельности лечебно_ и санитарно_профилактических учреждений;
• правилами техники безопасности при работе с медицинским инструментом и оборудованием;
• правилами гигиены и санитарии;
• нормами профессиональной этики, но в работе встречаются ситуации и проблемы, требующие принятия нестандартных ответственных решений,
иногда в экстренном порядке.
Труд фельдшера имеет индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно или под наблюдением врача выполняет свою работу и отвечает за нее.
Функционально фельдшер является как исполнителем распоряжений врача, так и организатором работы других людей — пациентов, медсестры.
Контакты многочисленные — это пациенты, коллеги.
Ответственность повышенная — за жизнь и здоровье людей и моральная — за сохранение врачебной тайны.
Фельдшер работает и в комфортных условиях — в помещении, и за пределами кабинета, в постоянном передвижении — в бригаде «скорой помощи», по вызову на дом.
Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:
• повышенная ответственность за жизнь и здоровье людей, моральная;
• постоянное общение с людьми, больными и здоровыми (коммуникативные и эмоциональные нагрузки);
• физические нагрузки (постоянное передвижение, возможность экстренных вызовов к больным);
• возможность неожиданной опасности, связанной с риском для здоровья больного и собственного (ожоги, порезы, поражение электрическим током, инфицирование);
• нарушение социальной потребности в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента, нечистоплотность);
• ночные смены.
Требования профессии
К индивидуальным способностям и особенностям:
• нервно_психическая устойчивость;
• физическая выносливость;
• высокая координация и чувствительность кистей и пальцев рук;
• правильное цветоощущение;
• четкая речь.
К личностным способностям и качествам:
• стрессоустойчивость;
• социальный интеллект (способность адекватно воспринимать и оценивать человека);
• способность к сопереживанию, отзывчивость;
• способность правильно ориентироваться и принимать решение в сложных условиях;
• внимательность;
• ответственность.
К состоянию здоровья (медицинские противопоказания).
Работа фельдшера не рекомендуется людям с заболеваниями:
• нервно_психическими (органические заболевания центральной нервной системы, психические, логоневроз);
• сердечно_сосудистой системы (ревматизм, органические поражения клапанов и мышц сердца, функциональные нарушения, гипертоническая и гипотоническая болезнь);
• опорно_двигательной системы (деформации позвоночника и грудной клетки, деформации и заболевания нижних и верхних конечностей, кистей рук);
• бронхо-легочными (туберкулез, хронические заболевания бронхов, легких);
• эндокринными (хронические специфические, диффузный токсический зоб, гипотиреоз);
• кожи (хронические заболевания ограниченной локализации и в выраженной степени, аллергические);
• лор_органов (понижение слуха, хронический ларингит, нарушения носового дыхания);
• зрения (сильное снижение остроты зрения, расстройства цветоощущения, нарушение бинокулярного зрения).
К допрофессиональному образованию:
необходимы знания по русскому языку и биологии в рамках школьной программы.
К профессиональному образованию:
среднее профессиональное образование.
Родственные профессии
Врач, медицинская сестра, акушерка, фармацевт, зубной врач.
Источник
Приложение N 11
к Порядку проведения обязательных предварительных
(при поступлении на работу) и периодических
медицинских осмотров (обследований) работников,
занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и
(или) опасными условиями труда,
утв. Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 12 апреля 2011 г. N 302н
Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников
1. Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
2. Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
3. Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
4. Нарколепсия и катаплексия.
5. Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; синкопальные синдромы различной этиологии и др.
6. Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.
В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача – профпатолога.
7. Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
8. Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
9. Злокачественные новообразования любой локализации (после проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом).
10. Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).
11. Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
12. Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III.
13. Ишемическая болезнь сердца:
13.1. стенокардия ФК III -IV;
13.1.1. с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);
13.1.2. пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;
13.1.3. постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца.
14. Аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий.
15. Облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов.
16. Облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (ей).
17. Варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
18. Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
19. Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
20. Активные формы туберкулеза любой локализации.
21. Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.
22. Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2-3 степени и портальной гипертензии.
23. Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
24. Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
25. Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
26. Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания с умеренными и значительными нарушениями функций.
27. Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
28. Хронические заболевания кожи: хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема; псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия; вульгарная пузырчатка; хронический необратимый распространенный ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
29. Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.
30. Беременность и период лактации.
31. Привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста.
32. Глаукома декомпенсированная.
Источник
ФЕЛЬДШЕР
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИИ
В городских и районных
лечебно-профилактических учреждениях является помощником врача и работает
непосредственно под его наблюдением. В сельской местности на фельдшерских и
фельдшерско-акушерских пунктах самостоятельно осуществляет стационарную,
амбулаторную помощь, помощь на дому, часто выполняя при этом функции
врача.
Профессия имеет
специальности:
1) фельдшер – работает преимущественно в
учреждениях службы “Скорая помощь”, выезжает по вызову для оказания первой
помощи больному. По данным осмотра ставит предварительный диагноз. В случае
необходимости вызывает врача или бригаду специалистов. Осуществляет
транспортировку больных при госпитализации. Выполняет медицинские манипуляции:
внутривенные вливания, инъекции, перевязки и др.;
2)
фельдшер-лаборант – производит забор материалов
(крови, кала, желудочного сока и др.), готовит препараты для
микроскопии;
3) фельдшер
военный –
ведет прием и медицинский осмотр, а также лечение в воинских частях, на кораблях
в отсутствии врача или под его наблюдением;
4) фельдшер психоневрологических
учреждений – в местах, где отсутствует врач-психиатр, направляет выявленных или
обратившихся за помощью психических больных в стационар и наблюдает за ними
после выписки;
5)
фельдшер-акушер – принимает роды, проводит
патронаж беременных женщин и грудных детей, мероприятия по предупреждению
женской и детской смертности;
6) санитарный
фельдшер –
осуществляет санитарное обследование пищевых предприятий, бань, душевых, все
виды дезинфекции на своем участке, составляет акты санитарного осмотра и
т.д.
Фельдшер работает под наблюдением врача или
самостоятельно, в постоянном контакте с людьми (кроме фельдшера-лаборанта), в
одно-двухсменном режиме, возможны круглосуточные дежурства, работа в праздничные
и выходные дни. Часто находится в разъездах.
Труд сопряжен со значительными
физическими нагрузками, нервными стрессами (необходимость оказания экстренной
помощи, правильной постановки диагноза, работа с людьми, находящимися в
различном психическом состоянии).
Фельдшеру присваивается 2, 1
или высшая категория после окончания курсов по повышению квалификации и сдаче
экзаменов через каждые пять лет работы в должности.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И
УМЕНИЯ
Должен
знать:
· химию;
· анатомию и физиологию
человека;
· основные симптомы заболеваний
взрослых и детей;
· инструкции по применению
медикаментов, правила их учета и
хранения;
· принципы медицинской
этики.
Должен уметь:
· владеть методикой и техникой
ухода за больными;
· обладать навыками реанимации
пострадавшего;
· соблюдать правила
медицинской этики.
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ
КАЧЕСТВА
· физическая
выносливость;
· устойчивость к воздействию
стрессогенных факторов;
· хорошая долговременная и
оперативная память;
· способность к быстрой оценке и
принятию оперативных решений;
· наблюдательность;
· ответственность;
· дисциплинированность;
· аккуратность.
4. МЕДИЦИНСКИЕ
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа не рекомендуется людям,
имеющим:
· тяжелые функциональные
расстройства сердечно-сосудистой системы;
· отклонения в
психике;
· аллергию на лекарственные
препараты;
· нарушения зрения (в основном
для фельдшера-лаборанта);
· являющимся бактерио- и
вирусоносителями.
5. БЛИЗКИЕ ПРОФЕССИИ
(специальности)
Врач, медицинская сестра,
преподаватель в медицинском училище, фармацевт.
6.
ОБУЧЕНИЕ
Медицинские
училища.
Источник
Врач, медсестра – эти специалисты всем хорошо известны. А чем занимается фельдшер? Чем эта специальность отличается от других медицинских профессий? Где может работать фельдшер? Какие требования предъявляются к этим специалистам?
Знаменитая и всеми любимая актриса Фаина Раневская однажды на вопрос о том, что такое жизнь ответила: «Жизнь — это затяжной прыжок из утробы матери в могилу». И на протяжении всего этого прыжка неизменными нашими спутниками являются люди самой удивительной, прекрасной и самой миролюбивой профессии – медицинские работники. Профессия медика достаточно многогранная: врачи, сёстры милосердия, акушерки, лаборанты. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с профессией, которая включает в себя сразу все эти понятия – это профессия фельдшера.
Фельдшер – специальность широкая и многогранная. В городских и районных медицинских учреждениях он может быть ассистентом или помощником врача, работником скорой помощи, может работать в военной части, в здравпункте аэропорта, железнодорожной станции или морского порта. Однако основным предназначение этой профессии является оказание медицинской доврачебной помощи жителям сельской местности. В сёлах формируются фельдшерско-акушерские пункты, сокращенно – ФАПы. Они представляют из себя небольшие сельские больницы, в которых фельдшер является и заведующей, и врачом, и медсестрой, и лаборантом и, довольно часто, акушером. Именно здесь на плечи фельдшера ложится огромная ответственность.
История профессии
С древнейших времен медик — очень уважаемая и почетная профессия. Эмблемой медицины является змея, обвивающая чашу. Змеиный яд с незапамятных времен применялся людьми в лечебных целях.
В Древней Индии, Риме, Греции ещё за несколько веков до нашей эры существовали люди, занимавшиеся врачеванием (лечением). Часто они вели кочевой образ жизни, принимали людей в шатрах и палатках, которые раскидывали прямо на городских площадях.
Однако основа научной медицины была заложена почти две с половиной тысячи лет назад, в Древней Греции. Основателем медицины считается Гиппократ, знаменитый древнегреческий врач, автор более 60 трактатов, вошедший в историю как «отец медицины». Именно Гиппократом в V веке до н. э. была написана врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. Несмотря на то, что текст клятвы много раз менялся, она по-прежнему носит имя своего первого автора и известна как «клятва Гиппократа».
Однако перейдём от истории медицины к профессия фельдшера. Впервые она появилась в Германии, а само слово «feldscher» с немецкого языка переводится как «полевой цирюльник». Несмотря на такое название, основная сущность обязанностей с тех пор особо не изменилась. Сюда до сих пор относятся постановка диагноза плюс квалифицированная первая медицинская помощь до профессионального врачебного вмешательства: перевязки, инъекции и так далее.
Какими качествами должен обладать фельдшер?
Требований к нему много. Это понятно, если учесть, что часто фельдшеру приходится исполнять все медицинские роли сразу: и врача, и сестры, и акушерки…
Прежде всего, для фельдшера важны:
– Умение ладить с людьми: общительность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, самообладание.
– Ответственность, даже – повышенное чувство долга. Оно должно преобладать над чувством брезгливости: у пациента могут быть какие-то возрастные, физиологические особенности и социальные особенности, но фельдшеру всё равно нужно общаться с пациентом, лечить его.
– Организованность.
– Хорошая оперативная и долговременная память.
– Способность концентрироваться и распределять внимание.
– Хорошая зрительно-моторная координация, развитие органов чувств (цветоощущение, обоняние, вкус, осязание, тактильная чувствительность)
– Способность эффективно действовать в кризисной ситуации, быстро находить верное решение.
– Собранность и выносливость.
Не стоит забывать и про высокую психологическую и физиологическую напряжённость. Она связана с тем, что фельдшер несёт повышенную ответственность за жизнь и здоровье людей. При этом ему приходится постоянно общаться с людьми, чаще всего – с больными, испытывая при этом эмоциональное напряжение.
Фельдшер испытывает и серьёзные физические нагрузки, так как работа связана с ночными вызовами, с постоянным передвижением на довольно большие расстояния по плохой дороге, иногда – при отсутствии транспорта.
Нужно быть готовым к неожиданным опасностям, риску для собственного здоровья (например – к риску инфицирования).
Как и во всякой профессии, есть и медицинские противопоказания для работы фельдшером. Например, эта профессия не рекомендуется людям с нервно-психическими, сердечнососудистыми заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, хроническими инфекционными, заболеваниями верхних дыхательных путей, аллергическими, поражениями зрительного и слухового анализаторов и речеголосового аппарата.
Как стать фельдшером?
От правильности поставленного им диагноза зависит эффективность назначенного лечения, а, следовательно, здоровье и даже жизнь больного. Поэтому будущий фельдшер должен в совершенстве знать анатомию и физиологию человека, общие сведения о патологических процессах, происходящих в организме человека, методы диспансерного обслуживания населения, правила ведения медицинской документации.
Поэтому нужно получить профильное медицинское образование по специальности «фельдшер». Раньше это можно было сделать в специальных медицинских училищах, теперь – в медицинских колледжах.
В медицинских колледжах имеются различные программы подготовки: санитарный фельдшер, фельдшер психоневрологических учреждений, фельдшер–лаборант, фельдшер «скорой помощи», военный фельдшер, фельдшер–акушер, ассистент стоматолога. Срок обучения, в зависимости от полного или незаконченного среднего образования, составляет от 2 до 4 лет. Уровень квалификации фельдшера определяется квалификационной категорией, которая присваивается по результатам аттестации.
Конечно, фельдшерам приходится сталкиваться с трудностями, а порой и опасностями. И требования к человеческим качествам здесь предъявляются повышенные. Да, эту профессию не назовёшь лёгкой, а зарплату — высокой. Но, тем не менее, медицина пользуется большой популярностью среди абитуриентов, конкурс в медицинские вузы традиционно весьма высок, хотя учёбу в медвузе тоже нельзя назвать простой. Профессия фельдшера более доступна, это хорошая альтернатива поступлению в медицинский институт. Это возможность попробовать себя в медицине, получить хорошую профессиональную подготовку и практический опыт. Поработав фельдшером, вы сможете понять, действительно ли медицина – ваше призвание. Если это действительно так, то потом можно будет продолжить своё образование в этой области.
Автор – Наталья Телегина
Источник – www.zarplata.ru
Источник