Медицинские противопоказания для работы в образовании
IV. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ДОПУСКУ К РАБОТАМ
48. Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:
врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;
последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;
заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
нарколепсия и катаплексия;
заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;
психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах <5>;
——————————–
<5> В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога.
алкоголизм, токсикомания, наркомания;
болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 – 4 степени;
злокачественные новообразования любой локализации <6>;
——————————–
<6> После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом.
заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы);
гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;
хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степени;
ишемическая болезнь сердца:
стенокардия ФК III – IV;
с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);
пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;
постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца;
аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;
облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов;
облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);
варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 – 4 степени;
ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 – 3 степени;
болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 – 3 степени;
активные формы туберкулеза любой локализации;
осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;
хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 – 3 степени и портальной гипертензии;
хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 – 3 степени;
неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;
диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 – 4 степени, системные васкулиты;
хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 – 3 степени;
хронические заболевания кожи:
хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;
псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;
вульгарная пузырчатка;
хронический необратимый распространенный ихтиоз;
хронический прогрессирующий атопический дерматит;
хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм;
беременность и период лактации <7>;
привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста <7>;
——————————–
<7> Только для лиц, работающих в контакте с вредными и (или) опасными производственными факторами, указанными в Перечне факторов.
глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
49. Дополнительные медицинские противопоказания указаны в Перечне факторов и Перечне работ.
Источник
Тема: медицинские противопоказания к приему абитуриентов в ВУЗы в Беларуси.
1. ПЕДАГОГИКА. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Неактивный туберкулез органов дыхания — по заключению врачебно-консультативной комиссии территориальной районной больницы (городского, областного противотуберкулезного диспансера).
2. Состояние после радикального лечения злокачественных новообразований — вопрос решается индивидуально по заключению врача-онколога.
3. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей в стадии ремиссии — вопрос решается индивидуально по заключению врача-онколога и/или
врача-гематолога.
4. Астма, тяжелое течение.
5. Астма, среднетяжелое течение — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, химия, музыкальное искусство, преподавание
технологии, профессиональное обучение.
6. Артериальная гипертензия II ст., степень риска — III–IV — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, преподавание технологии, профессиональное обучение.
7. Цирроз печени — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, химия, музыкальное искусство, преподавание технологии, профессиональное обучение.
8. Болезни эндокринной системы с выраженными нарушениями функций — противопоказано профессиональное обучение.
9. Заболевания крови: гемолитические анемии, нарушения свертываемости крови, пурпура и другие геморрагические состояния — противопоказано преподавание технологии, профессиональное обучение.
10. Деформация грудной клетки и позвоночника III–IV ст. со значительным нарушением функции органов грудной клетки.
11. Стойкие посттравматические, дегенеративные, воспалительные изменения крупных суставов с выраженными ограничениями движений — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, химия, физика, преподавание технологии, профессиональное обучение, социальная педагогика, кроме того, при поражении только верхних конечностей противопоказано музыкальное искусство.
12. Отсутствие двух нижних конечностей при условии протезирования и самостоятельного передвижения — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, профессиональное обучение, преподавание технологии, социальная педагогика.
13. Отсутствие двух верхних конечностей.
14. Отсутствие одной верхней конечности — противопоказано, кроме русского/белорусского языка и литературы, иностранных языков, математики, географии, истории, психологии, социальной педагогики, мировой и отечественной культуры.
15. Полное нарушение охватывающей и удерживающей функции кисти ведущей руки — противопоказано специальное образование, физика, химия, профессиональное обучение, преподавание технологии, музыкальное искусство.
16. Психические расстройства — вопрос решается индивидуально в зависимости от конкретных особенностей случая (характера течения, наличия и степени дефекта, частоты обострения, уровня социального функционирования, реакции на лечение, средовых и контекстуальных факторов и т. д.).
17. Заболевания центральной и периферической нервной системы при наличии стойких значительных нарушений движений, чувствительности или трофики при условии компенсации функции хотя бы одной руки и возможности передвижения — противопоказано дошкольное образование, специальное образование, химия, музыкальное искусство, профессиональное обучение, преподавание технологии, социальная педагогика.
18. Эпилепсия, за исключением случаев эпилепсии с редкими генерализованными (судорожными и бессудорожными), парциальными, неклассифицированными припадками без интеллектуально-мнестических нарушений и выраженных изменений личности, при наличии критического отношения к заболеванию и сохраненной трудоспособности.
19. Восприятие шепотной речи на оба уха на расстоянии менее 3 м и разговорной речи — менее 6 м.
20. Восприятие шепотной речи на оба уха на расстоянии от 3 до 5 м или восприятие шепотной речи на одно ухо на расстоянии 3 м и ближе при нормальном слухе на другое ухо. Резкая степень тугоухости, корригирующаяся слуховым аппаратом, с развитием речи не ниже 3-го уровня — противопоказано специальное образование, музыкальное искусство.
21. Болезни носовой полости, носоглотки со стойким затруднением функции носового дыхания — противопоказано музыкальное искусство.
22. Заболевания, связанные с расстройством функции голосового аппарата (хронические ларингиты и др.), — противопоказано, кроме психологии, социальной педагогики, специального образования.
23. Заикание тяжелой (высокой) степени.
24. Заикание средней (умеренной) и легкой степени — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, русский/белорусский язык и литература, иностранные языки.
25. Нарушения произносительной стороны речи — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, русский/белорусский язык и литература, иностранные языки.
26. Заболевания кожи с локализацией на кистях рук — противопоказаны химия, логопедия. Биология, профессиональное обучение, преподавание технологии — индивидуальный
подход.
27. Понижение остроты зрения с коррекцией ниже 0,3 на лучше видящем глазу и ниже 0,2 на хуже видящем — противопоказано, кроме истории, русского/белорусского языка и литературы, иностранных языков, математики, психологии, музыкального искусства.
28. Понижение остроты зрения с коррекцией от 0,5 до 0,3 на лучше видящем глазу и ниже 0,2 на хуже видящем глазу — противопоказано, кроме истории, русского/белорусского языка и литературы, математики, иностранных языков, психологии, музыкального искусства, дошкольного образования, социальной педагогики, мировой и отечественной культуры.
29. Миопия свыше 10,0 D или осложненная хориоретинальная миопия независимо от степени — противопоказано профессиональное обучение, преподавание технологии.
30. Отсутствие бинокулярного зрения — противопоказано профессиональное обучение, преподавание технологии.
31. Аномалии цветового зрения — противопоказаны биология, география, химия, дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, изобразительное искусство.
32. Глаукома — противопоказаны физика, биология, география, химия, начальное образование, специальное образование, черчение, изобразительное искусство, профессиональное обучение, преподавание технологии.
33. Хронические рецидивирующие и прогрессирующие болезни сосудистой оболочки, сетчатки, зрительного нерва и зрительных путей — вопрос решается индивидуально по заключению врача-офтальмолога.
34. Бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфицированные).
Примечания:
1. Группа специальностей «Образование в области физической культуры» учитана в разделе 34 «Физическая культура. Туризм».
2. Специальность «Хореография» учитана в разделе 3 «Искусство музыкальное. Искусство сценическое и экранное. Народное творчество».
Далее: искусство изобразительное. Искусство декоративно-прикладное. Дизайн.
Источник
Безусловно, медосмотры важны и могут сделать образовательный процесс продуктивнее, ведь количество больничных и карантинов при своевременной диагностике сократится. Однако организация проведения медосмотров вызывает много вопросов, и мы ответим на самые популярные из них.
Как часто проводится медосмотр педагогов
Работники школ (лицеев, гимназий, вузов и пр.) должны проходить медосмотр со следующей периодичностью:
- Предварительный медосмотр и освидетельствование у психиатра в период трудоустройства, до начала непосредственной работы в школе.
- Раз в год – текущий обязательный медосмотр.
- Раз в пять лет – освидетельствование у психиатра, от которого сотрудник может отказаться, но в этом случае работодатель может отстранить его от работы.
- Внеочередные медосмотры по решению работодателя (например, в связи с эпидемиями, плохой экологической обстановкой в регионе).
Каждое учебное заведение самостоятельно составляет план медосмотров на будущий год – этот документ согласовывается с руководством и медицинской организацией, и все сотрудники проходят обследование в соответствии с графиком. Поскольку работодатель действует в интересах учащихся, и посещения врачей, и лабораторные исследования для педагогов бесплатны. Если педагог не смог присутствовать на медосмотре в обозначенные сроки, его могут принять в любой день в дальнейшем – эта возможность также указывается в договоре с медучреждением.
Зачем нужен медосмотр педагогических работников
Педагог не сможет устроиться на работу в учебное заведение без медицинской книжки. В этом документе собрана вся информация об обследованиях, результаты анализов, сведения о вакцинации, данные о перенесенных инфекционных заболеваниях. В медкнижке также указывают сведения о гигиенической подготовке педагога и аттестации, в ней же ставится допуск к работе.
Предварительный медосмотр дает работодателю представление о физическом и психическом состоянии будущего сотрудника, позволяет на ранней стадии выявить некоторые заболевания и сделать пребывание детей и подростков в учебном заведении безопаснее. Именно на этом этапе определяется профессиональная пригодность педагога.
Ежегодный медосмотр нужен для динамического наблюдения за состоянием здоровья педагогов, своевременного выявления опасных инфекционных, паразитарных или профессиональных заболеваний, предупреждения несчастных случаев во время работы. Такой контроль также помогает выявить у сотрудника противопоказания к дальнейшему выполнению трудовых обязанностей и сформировать группы риска по развитию некоторых профессиональных заболеваний.
Освидетельствование у психиатра проводят с целью определения наличия у сотрудника психического расстройства и установления взаимосвязи этого расстройства с последствиями работы. При приеме на работу психиатр (или комиссия) определяют, в частности, способен ли человек работать с детьми. Такой осмотр проводят только при наличии письменного направления будущего работодателя.
Каких врачей нужно посетить
Прежде чем принять педагога на работу, работодатель должен удостовериться, что потенциальный сотрудник посетил следующих врачей:
- стоматолога;
- дерматовенеролога;
- отоларинголога;
- терапевта.
В рамках предварительного медосмотра также нужно сдать/сделать:
- анализ крови на сифилис;
- мазок на гонорею;
- анализ на выявление брюшного тифа;
- соскоб на энтеробиоз;
- анализ на определение возбудителей кишечных инфекций;
- бактериоскопический анализ на определение заболеваний, передающихся половым путем;
- кал на выявление гельминтов;
- флюорографию.
Этот минимум должен входить в медосмотр учителей, воспитателей, преподавателей вузов и других работников образовательной сферы. Сотрудники спортивных и развивающих секций и организаций детского досуга также должны при устройстве на работу иметь медкнижку с результатами указанных обследований. Даже если работник не имеет непосредственного отношения к образовательному процессу, он должен пройти медосмотр.
Педагоги при трудоустройстве должны также предоставить подтверждение сделанной прививки вакцины против дифтерии и кори – это может быть штамп на соответствующей странице медкнижки или документ, подтверждающий наличие иммунитета к инфекциям (если человек не в курсе, делали ли ему прививки).
Ежегодный медосмотр педагогов включает меньше исследований. Так, работнику нужно будет посетить терапевта, отоларинголога, дерматовенеролога, терапевта, сделать флюорографию, а также сдать анализ крови на сифилис и болезни, передающиеся половым путем, анализ на выявление гельминтов. К тому же педагоги должны прослушать информационный курс о заболеваниях и основных СанПиН.
Каковы санкции за непрохождение медосмотра
Если сотрудник вовремя не прошел ежегодный осмотр или работает без медкнижки, образовательное учреждение может быть оштрафовано. Причем меры за непрохождение медосмотра регламентируются одновременно Трудовым, Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях:
Административная ответственность: за непрохождение медосмотра должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму до 25 тысяч рублей, а юридические лица – на сумму до 130 тысяч. Повторные нарушения предусматривают более высокие штрафы. Кроме того, должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.
Уголовная ответственность: педагог без медкнижки или имеющий противопоказания к работе может причинить вред здоровью или состоянию других людей. Если это произойдет, работодатель может быть оштрафован на сумму до 400 тысяч рублей, приговорен к выполнению обязательных или исправительных работ или лишен свободы на срок до года.
Если работник по своей вине пропустил обязательный медосмотр, руководство вправе отстранить его от работы и/или применить дисциплинарное взыскание. При этом на период отстранения зарплату такой педагог получать не будет. Сотруднику следует иметь в виду, что в случае повторного непрохождения медосмотра существует риск увольнения.
Своевременное проведение медицинских осмотров педагогических работников позволит руководству школ или других образовательных учреждений избежать штрафов и защитить своих учащихся.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник