Медицинские противопоказания для школьников
Ольга Крикун
Памятка для родителей и педагогов. Ограничения и противопоказания при занятиях физкультурой с детьми с разными заболеваниями
По состоянию здоровья воспитанников общеобразовательных учреждений выделяют четыре специальные медицинские группы здоровья, которым показаны различные формы занятий физической культурой. В частности,к таковым относятся: основная; подготовительная; специальная «А»; специальная «Б». В основную группу для занятий физкультурой попадают дошкольники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья или без них, дети с хорошим типом реакции кардиореспираторной системы на физическую нагрузку, а также уровнем физподготовки, который соответствует полу и возрасту.
В подготовительную медицинскую группу здоровья попадают дошкольники: без отклонений в состоянии здоровья или незначительными отклонениями, с благоприятной реакцией кардиореспираторной системы на физическую нагрузку, но с уровнем физподготовки, который не соответствует полу и возрасту; с несущественными отклонениями в состоянии здоровья, неблагоприятным или удовлетворительным типом реакции кардиреспираторной системы; те, кто болел трижды и чаще в год; выздоравливающие (реконвалесценты) – школьники из основной группы здоровья, которые перенесли травмы, заболевания, чей срок освобождения от занятий физкультурой истекает.
Специальная медицинская группа дошкольников «А» (оздоровительная группа) для занятий физкультурой предназначена для детей, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья органического или функционального генеза.
Специальная медицинская группа школьников «Б» (реабилитационная группа) ориентирована на детей, которые имеют значительные отклонения в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации.
.
Особенности занятий физкультурой у дошкольников с заболеваниями различных систем организма.
Для дошкольников с патологиями кровеносной, дыхательной, нервной и эндокринных систем; с заболеваниями органов пищеварения и мочеполовой системы; с болезнями костно-мышечной системы, офтальмологическими заболеваниями существуют противопоказания и ограничения на выполнение физических упражнений обучающимися с учетом заболевания.
Заболевания системы кровообращения и органов дыхания (гипертония, компенсированные пороки сердца, бронхиты, астма, пневмонии и др.):
• Противопоказания:
Интенсивные физнагрузки (бег и прыжки в быстром темпе, эстафеты)
Акробатические упражнения с позицией головы вниз.
Висы на брусьях и подтягивания
Задержка дыхания
Нагрузка с натуживанием.
• Ограничения:
Длительные нагрузки и длительные подвижные игры
Занятия на выносливость и скорость
Статическое напряжение мышц
Занятия на тренажерах
Стимуляция нервного напряжения.
Заболевания органов мочеполовой системы (циститы, пиелонефриты и др.)
• Противопоказания:
Интенсивные физнагрузки (бег и прыжки в быстром темпе, эстафеты)
Акробатические упражнения с позицией головы вниз.
Висы на брусьях и подтягивания
Нагрузка с натуживанием
Напряжения мышц брюшного пресса
Переохлаждение тела.
• Ограничения:
Длительные нагрузки и длительные подвижные игры
Занятия на выносливость и скорость
Статическое напряжение мышц
Занятия на тренажерах
Упражнения с сильным сотрясением тела (прыжки в высоту и с разбега, спрыгивания)
Занятия плаванием
Заболевания органов пищеварения (гастрит, гастродуоденит, пупочная грыжа и др.)
• Противопоказания:
Интенсивные физнагрузки (бег и прыжки в быстром темпе, эстафеты)
Акробатические упражнения с позицией головы вниз.
Висы на брусьях и подтягивания
Нагрузка с натуживанием
Напряжения мышц брюшного пресса
Нервное перенапряжение
• Ограничения:
Длительные нагрузки и длительные подвижные игры
Занятия на выносливость и скорость
Статическое напряжение мышц
Занятия на тренажерах
Упражнения с сильным сотрясением тела (прыжки в высоту и с разбега, спрыгивания)
Занятия плаванием
Круговые движения туловища, наклоны, повороты.
Заболевания нервной системы (эпилепсия, высокое внутричерепное давление и др.)
• Противопоказания:
Интенсивные физнагрузки (бег и прыжки в быстром темпе, эстафеты)
Акробатические упражнения с позицией головы вниз.
Висы на брусьях и подтягивания
Нагрузка с натуживанием
Задержка дыхания
Упражнения со значительным наклоном головы
• Ограничения:
Длительные нагрузки и длительные подвижные игры
Занятия на выносливость и скорость
Статическое напряжение мышц
Занятия на тренажерах
Упражнения с сильным сотрясением тела (прыжки в высоту и с разбега, спрыгивания)
Нервное перенапряжение
Заболевания костно-мышечной системы (плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз, плоская спина и др.)
• Противопоказания:
Интенсивные физнагрузки (бег и прыжки в быстром темпе, эстафеты)
Акробатические упражнения с позицией головы вниз.
Висы на брусьях и подтягивания
• Ограничения:
Длительные нагрузки и длительные подвижные игры
Занятия на выносливость и скорость
Статическое напряжение мышц
Занятия на тренажерах
Упражнения с сильным сотрясением тела (прыжки в высоту и с разбега, спрыгивания)
Заболевания органов зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.)
• Противопоказания:
Интенсивные физнагрузки (бег и прыжки в быстром темпе, эстафеты)
Акробатические упражнения с позицией головы вниз.
Висы на брусьях и подтягивания
Нагрузка с натуживанием
Значительные наклоны головы
Упражнения с запрокидыванием головы
Упражнения на резкую смену положения тела
Упражнения на ограниченной поверхности, требующие напряжения органов зрения
• Ограничения:
Длительные нагрузки и длительные подвижные игры
Занятия на выносливость и скорость
Статическое напряжение мышц
Занятия на тренажерах
Нервное перенапряжение
Упражнения с сильным сотрясением тела (прыжки в высоту и с разбега, спрыгивания)
Заболевания эндокринной системы (ожирение, диабеты и др.)
• Противопоказания:
Интенсивные физнагрузки (бег и прыжки в быстром темпе, эстафеты)
Акробатические упражнения с позицией головы вниз.
Висы на брусьях и подтягивания
Нагрузка с натуживанием
Напряжения мышц брюшного пресса
• Ограничения:
Длительные нагрузки и длительные подвижные игры
Занятия на выносливость и скорость
Статическое напряжение мышц
Занятия на тренажерах
Упражнения с сильным сотрясением тела (прыжки в высоту и с разбега, спрыгивания)
Нервное перенапряжение.
Занимайтесь физкультурой правильно и
Будьте здоровы!
Источник
Временные медицинские противопоказания для поступления в кадетские школы.
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни
Туберкулез органов дыхания до достижения клинико-рентгенологического благополучия, исчезновения симптомов интоксикации, прекращения бактериовыделения, рассасывания инфильтрации в легких и резорбции жидкости в плевральной полости.
Генерализованный туберкулез с сочетанным поражением различных органов и систем независимо от характера течения давности и исхода заболевания.
Новообразования
Злокачественные новообразования
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
Стойкие и значительно выраженные расстройства, обусловленные тяжелыми формами узлового и диффузного токсического зоба.
Сахарный диабет.
Заболевания желез внутренней секреции (гипофиза, надпочечников, щитовидной, паращитовидных и половых желез с резким нарушением их функции и отсутствием эффекта от заместительной терапии.
Алиментарное ожирение 4 степени.
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
Гипо- или апластические анемии, наследственные формы тромбоцитопений, гемофилии, коагулопатии, сопровождающиеся кровотечениями, кровоизлияниями.
Приобретенные или врожденные стойкие иммунодефицитные состояния, сопровождающиеся частыми рецидивами инфекционных осложнений.
Психические расстройства и расстройства поведения
Органические, включая симптоматические психические расстройства.
Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
Умственная отсталость.
Болезни нервной системы
Болезни нервной системы, сопровождающиеся параличами или парезами и двигательными нарушениями.
Эпилепсия с наличием частых (3 и более в год) припадков, в т.ч. бессудорожных параксизмов.
Болезни глаза и его придаточного аппарата
Острота зрения без коррекции: для дали ниже 0,8/0,8; для близи ниже 1,0/1,0.
Рефракция: близорукость – более 0,5/0,5; дальнозоркость – более 2,0/2,0; астигматизм – более 0,5/0,5.
Болезни зрительного нерва и зрительных путей.
Болезни мышц глаза, нарушения содружественного движения глаз.
Расстройства зрения (косоглазие, диплопия и другие нарушения бинокулярного зрения).
Болезни уха и сосцевидного отростка
Кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха (восприятие шепотной речи на расстоянии более 2 м на одно ухо и на расстоянии до 3 м на другое ухо).
Нарушения вестибулярной функции.
Болезни системы кровообращения
Ревматизм, ревматические болезни сердца (ревматический перикардит, миокардит, ревматический порок митрального, аортального и других клапанов).
Неревматические миокардиты, в т.ч. бактериальный (инфекционный) эндокардит.
Другие болезни сердца (кардиомиопатия, нарушения сердечного ритма и проводимости), сопровождающиеся расстройством общего кровообращения.
Болезни органов дыхания
Хронические болезни нижних дыхательных путей с ДН 2-3 ст. (в т.ч. Астма).
Болезни органов пищеварения
Язва желудка и 12-перстной кишки с частыми (2 и более в год) и длительными (более 3-х месяцев) обострениями.
Грыжи.
Болезнь Крона, язвенный колит с нарушением функции пищеварения.
Цирроз печени, хронический гепатит.
Свищ в области заднего прохода и прямой кишки.
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
Системные поражения соединительной ткани.
Деформирующие дорсопатии – Кифоз и лордоз с нарушением функции внутренних органов, сколиоз 2-3 степени.
Врожденные и приобретенные деформации пальцев рук и ног, конечностей, приводящие к нарушению функций.
Болезни мочеполовой системы
Гломерулярные болезни.
Хронический туболоинтерстициальный нефрит.
Мочекаменная болезнь.
Непроизвольное мочеиспускание, в т.ч. недержание мочи при пробуждении.
Начальник управления организации медицинской помощи Ш.М.ГАЙНУЛИН
Правила приема в кадетские и суворовские училища Министерства Обороны
Источник
С началом учебного года, который в условиях неблагополучия по коронавирусу проходит с нововведениями, призванными не допустить занос и распространение инфекции в образовательные учреждения, у некоторых родителей возникли сомнения по поводу законности проведения теромометрии школьников перед началом занятий без наличия письменного согласия их законных представителей.
На поступающие вопросы, разъясняем.
Конституция Российской Федерации, определяя основы конституционного строя и закрепляя права и свободы человека и гражданина, гарантирует каждому право на охрану здоровья (часть 2 статьи 7, статья 41). Сохранение и укрепление здоровья граждан является обязанностью государства.
На конституционном уровне в Российской Федерации предусмотрена возможность ограничения прав и свобод гражданина. Это общее ограничение, которое закреплено в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ оправдывают правовые ограничения прав и свобод, если такие ограничения адекватны социально необходимому результату.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводится предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 4).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Санитарные правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – СП 3.1/2.4.3598-20) устанавливают требования к особому режиму работы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции всех образовательных организаций для детей (пункты 1.1 и 1.2).
Согласно п. 2.2 СП 3.1/2.4.3598-20 лица, посещающие Организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,10C и выше, в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий. Данное требование распространяется на все организации, указанные в п. 1.1 СП 3.1/2.4.3598-20. Реализация этого мероприятия направлена на предупреждение возникновения, распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Частью 6 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федерального закона № 323-ФЗ) предусмотрена дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство при проведении такого вмешательства. В соответствии со статьей 20 вышеуказанного Федерального закона приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2012 № 390н утвержден Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, в который, среди прочего входит термометрия (п.4 Перечня).
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона № 323-ФЗ, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению социально значимых заболеваний.
Профилактические мероприятия, в том числе «утренний фильтр» с бесконтактной термометрией, направленные на недопущение возникновения заносов новой коронавирусной инфекции на территорию образовательного учреждения, проводится в рамках реализации комплекса противоэпидемических мероприятий и не служат целям, предусмотренным ч.6 ст.20 Федерального закона № 323-ФЗ, а значит, такого согласия не требуют.
Уважаемые родители! Измерение температуры тела детей на входе в школу – вынужденная, временная мера, призванная не допустить распространения заболеваемости в школе, защитить вашего ребенка от заболевания. Призываем вас в период напряженной эпидситуации по коронавирусу соблюдать меры профилактики и научить детей, как обезопасить себя и своих близких от заболевания. Здоровый ребенок скорее всего легко перенесет заболевание, при этом он может стать причиной заболевания старших родственников, для которых болезнь станет тяжелым испытанием.
Источник
Медицинский контроль в ДОУ
Физическое воспитание – система педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающая гармоничное развитие ребенка, формирующая его двигательные навыки и двигательные качества. Многочисленными исследованиями доказано положительное влияние физического воспитания на состояние здоровья детей, в том числе имеющих хронические заболевания.
Одним из факторов риска возникновения нарушений в состоянии здоровья и развитии детей является гипокинезия, возникающая вследствие недостаточной физической активности. Чрезмерная физическая нагрузка, превышающая функциональные возможности организма, также может привести к целому ряду негативных последствий. Следовательно, при проведении организованной образовательной деятельности(ООД) по физической культуре необходимо точное дозирование нагрузки с учетом состояния здоровья и возрастно-половых особенностей детей.
Контроль за влиянием физического воспитания на состояние здоровья и развитие дошкольников является одним из важных разделов работы врача ДОУ. Сегодня, когда увеличилось число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания и, как следствие, медицинские противопоказания к выполнению отдельных видов упражнений, роль врача при организации физвоспитания в ДОУ возрастает.
Для детей с отклонениями в состоянии здоровья врач устанавливает противопоказания и (или) ограничения при выполнении упражнений; определяет физическую нагрузку, назначает сроки медицинских отводов после перенесенных острых заболеваний или обострений хронических.
Врачебный контроль организованной образовательной деятельности по физической культуре включает проведение хронометража, определение общей и моторной плотности. Врач определяет реакцию детей на физическую нагрузку по внешним признакам, выявляет проявление утомления или недостаточной нагрузки; в процессе наблюдения отмечает количество выполнения движений, поведение детей, фиксирует частоту сердечных сокращений и строит пульсовую кривую; анализируя полученные данные, оценивает правильность построения занятия, подбора, дозировки физических упражнений, целесообразность их сочетания. На основании результатов контроля врач дает рекомендации по оптимизации организованной образовательной деятельности по физической культуре в данной группе.
Медицинские противопоказания при отклонениях в состоянии здоровья детей
Заболевания | Исключить |
Астигматизм, миопия, гиперметропия | Резкие изменения положения тела, прыжки, резкие наклоны, натуживания, стойки на руках |
Тугоухость | Упражнения с элементами вибрации, прыжки, спрыгивания, натуживание |
Синдром повышенной возбудимости ЦНС | Упражнение с эффектом стимуляции ЦНС, высокоэмоциональные, шумные игры |
Гипервозбудимость | Циклические и монотонные упражнения |
Компенсированный гидроцефальный синдром, резидуальные явления ПЭП | Натуживание, наклоны, упражнения на большие группы мышц. Также следует ограничить прыжки. |
Эписиндром | Натуживание, дыхательные упражнения следует проводить с осторожностью |
Ваготония | Наклоны, сильная нагрузка |
Синдром мышечной гипотонии | Нагрузку следует увеличивать постепенно |
Заболевания сердечно- сосудистой системы | Задержка дыхания, натуживание, резкие подъемы, интенсивный бег, прыжки |
Бронхиальная астма, респираторный аллергоз | Интенсивный бег, задержка дыхания, натуживание, упражнения на крупные группы мышц |
Заболевания желудочно-кишечного тракта | Сильная нагрузка на мышцы брюшного пресса, также следует ограничить прыжки |
Заболевания почек | Прыжки, кувырки, сильная нагрузка, резкие изменения положения тела |
Сколиоз | Прыжки, кувырки, резкие изменения положения тела, чистые висы. Также следует ограничить нагрузку на поврежденную сторону |
Плоскостопие, косолапость, приведение передних отделов стоп | Ходьба на пятках, на внутреннем своде стопы. Следует ограничить прыжки |
Грыжи брюшной полости | Натуживание, резкие изменения положения тела, подъем двух ног вместе. Следует ограничить силовые упражнения на брюшной пресс, делать их из облегченного исходного положения |
Нестабильность шейного отдела позвоночника | Резкие изменения положения тела, резкие повороты в шейном отделе, висы |
Нарушение носового дыхания | Следует ограничить нагрузку |
Критерии оценкиорганизованной деятельности по физической культуре
1. Оценка состояния детей до занятий и контроль их самочувствия во время них.
2. Учет состояния здоровья ребенка. Соблюдение противопоказаний.
3. Условия для проведения : оборудование зала, соблюдение санитарно – гигиенических норм, наличие спортивной формы у занимающихся
4. Учет количества занимающихся, причин отсутствия детей на занятии
5. Дисциплина на занятии, темп, активность детей, эмоциональный тонус.
6. Структура ООД: длительность его частей; правильность построения занятия; адекватный подбор, сочетание и дозировка упражнений.
7. Количество выполнения движений (в том числе контроль за осанкой, дыханием).
8. Общая плотность ООД.
9. Моторная плотность ООД.
10. Пульсовая кривая:
* максимальный прирост пульса;
* прирост пульса по частям занятия;
* восстановление пульса до исходного уровня.
11. Уровень утомления по внешним признакам.
12. Соответствие физической нагрузки функциональным возможностям организма.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.013 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник