Медицинские противопоказания для воспитателя детского сада
Прослушать описание профессии
История профессии
Примерный распорядок дня
Названия профессии
Воспитатель детского сада
Специальность:
- СПО «Дошкольное образование» (050704); «Организация воспитательной деятельности» (050702); «Педагогика дополнительного образования» (050710); «Специальное дошкольное образование» (050705);
- ВПО «Дошкольная педагогика и психология» (050703) (уровень подготовки – специалист).
В начало
Сферы профессиональной деятельности
Наука, Образование
В начало
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность воспитателя связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
В начало
Описание профессии
Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).
Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
К основным обязанностям работника относятся:
- осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
- создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
- руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
- осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
- оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
- создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
- защита интересов и прав детей.
В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада: порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
Профессионально важные качества:
- любовь к детям;
- умение находить подход к детям;
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активность.
В начало
Медицинские противопоказания
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе воспитателем, относятся:
- нарушения слуха, речи, значительные нарушения зрения;
- судороги, потери сознания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- заболевания центральной нервной системы;
- психические расстройства.
В начало
Требования к профессиональной подготовке
Воспитатель детского сада должен хорошо знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста; основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста; методики развития разных видов деятельности детей; особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий; основы организации дошкольного учреждения и управления им.
Воспитатель детского сада должен уметь:
- руководить основными видами деятельности дошкольников;
- обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
- взаимодействовать с дошкольниками;
- изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
- вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
- взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
- пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.
В начало
Область применения
Воспитатели востребованы как в муниципальных и ведомственных, так и в частных детских садах.
В начало
Условия труда
Воспитатели могут работать как самостоятельно (в небольшом частном детском саду), так и в коллективе из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещениях. В детских садах обязательными являются прогулки на открытом воздухе, на которых воспитатель непременно сопровождает детей. Бóльшую часть дня воспитатели проводят стоя.
В работе воспитатели используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски).
Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Облик воспитателя формируется за счет опрятного внешнего вида, аккуратной элегантной одежды. Специальной формы для воспитателя не предусмотрено. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным, одежда – аккуратной и элегантной.
В начало
Профессиональные риски
Поскольку воспитатели постоянно работают в тесном контакте с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.
Деятельность воспитателя связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
В начало
Требуемое профессиональное образование
Для овладения профессией «Воспитатель детского сада» необходимо либо среднее профессиональное, либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии.
В начало
Образовательные учреждения
В начало
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалистов в области дошкольного образования связаны с повышением квалификации либо непосредственно на рабочем месте, либо в системе непрерывного профессионального образования.
Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем детского сада либо получить должность специалиста в местном отделе образования. Воспитатель может со временем открыть частный детский сад, став частным предпринимателем.
В начало
Источник
Мы расскажем вам о функциях педагога-воспитателя в детском саду, об аттестации, зарплате, вариантах трудоустройства и карьерного роста. А также объясним, где можно пройти обучение, чтобы занять эту должность.
Кто может стать воспитателем: требования к образованию и качествам
Вы сможете стать воспитателем, если:
у вас нет неснятой/непогашенной судимости;
вы полностью дееспособны;
есть медкнижка;
вас не лишали права заниматься педагогической деятельностью;
нет медицинских противопоказаний (в частности, эпилепсии, психических расстройств и пр.);
вы любите детей, не проявляете агрессии к ним, вы терпеливы и умеете находить подход к малышам;
вы вежливы и порядочны, можете служить примером детям: для воспитателя неприемлема брань, развязное поведение, неподобающий внешний вид, и даже сомнительные публикации и фото в соцсетях могут стать причиной отказа при приеме на работу;
есть подходящее образование.
Требования к образованию устанавливает профессиональный стандарт. Должность воспитателя может занимать специалист:
с высшим (ВО) или средним профессиональным (СПО) образованием по педагогическому профилю;
с ВО или СПО по любому профилю после получения дополнительного профессионального образования по программе обучения воспитателей.
Если вы окончили школу, вы можете поступить в колледж или вуз и получить профильное образование. Если СПО или ВО по другому профилю у вас уже есть, для работы воспитателем вам достаточно пройти курсы профпереподготовки. Они длятся в среднем от 2 до 9,5 месяца.
Ознакомьтесь с программами переподготовки воспитателей в АНО «НИИДПО». Обратите внимание на специфику каждой программы, учебный план, направление обучения (например, работа с детьми с нарушениями речи). Рассмотрите также смежные должности:
340 часов (3 мес.)
Квалификация: Педагог предшкольной подготовки
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
340 часов (2 мес.)
Квалификация: Старший воспитатель
340 часов (2 мес.)
Квалификация: Помощник воспитателя
340 часов (2 мес.)
Квалификация: Младший воспитатель
После обучения и успешного прохождения итоговой аттестации вы получите диплом гособразца — он даст возможность для трудоустройства, в том числе в государственное учреждение.
Если возникнут вопросы по выбору программы, обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО «НИИДПО» — они помогут вам.
О правах и обязанностях воспитателя
В обязанности специалиста входит:
Прием детей в группу, присмотр за ними в течение всего дня, защита их здоровья и жизни. Воспитатель ни при каких обстоятельствах не может оставить детей одних без присмотра.
- Забота о здоровье детей. Воспитатель не может принять в группу заболевшего ребенка. Вместе с медперсоналом он проводит мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребят.
- Планирование и реализация воспитательно-образовательной работы.
- Ведение документации: планов, отчетов, рабочих журналов и пр.
- Обеспечение соблюдения распорядка дня в группе детского сада.
- Взаимодействие с родителями воспитанников.
- Помощь в адаптации малышей в детском саду.
- Участие в организации и проведении досуговых мероприятий для ребят.
Полный список обязанностей нужно смотреть в должностной инструкции — этот документ каждое учреждение составляет отдельно. Например, в некоторых организациях в список обязанностей воспитателя включают обучение английскому языку, чтению, математике и пр.
Воспитатель имеет право:
Каждый год уходить в длительный отпуск (42 дня — для воспитателей в обычных учреждениях, 56 дней — для специалистов, которые работают с детьми с ОВЗ). Тем, кто работает на Крайнем Севере, положен дополнительный отпуск длительностью 24 дня.
Получать полный соцпакет.
Выполнять дополнительные обязанности в доплате (например, вести занятия по английскому языку).
Требовать от руководства создания оптимальных условий для работы с детьми.
Принимать решения самостоятельно в рамках своей компетенции.
За что несут ответственность воспитатели?
Также специалист отвечает за качественное выполнение своих обязанностей.В первую очередь — за здоровье и жизнь детей, но только с момента приема ребенка в группу и до окончания рабочего дня. Если родители не довели ребенка до группы, а оставили на улице или в холле, ответственность несут они. Если никто не забирает ребенка до момента закрытия детского сада, воспитатель вправе отвести его в детскую комнату полиции — ответственность за малыша после этого он нести не будет.
Куда воспитатель может устроиться на работу?
В детский сад (государственный или частный), в центр детского развития, центр предшкольной подготовки, благотворительный фонд, дом ребенка, детскую комнату (в ресторане, ТЦ и пр.).
На должность няни и педагога-воспитателя можно устроиться в семью: речь нередко идет об индивидуальной работе с ребенком 24/7.
Условия и график работы полностью зависят от места работы. Варианты разные, начиная с 3-4 рабочих часов в день и заканчивая проживанием вместе с ребенком.
Зачем воспитателю проходить аттестацию и повышать квалификацию?
Аттестация бывает обязательной и добровольной. Обязательную аттестацию проходят все воспитатели раз в 5 лет — она нужна для подтверждения соответствия занимаемой должности. Не пройдя ее, вы потеряете право работать с детьми. Добровольная аттестация нужна для присвоения квалификационной категории — чем выше категория, тем легче устроиться на высокооплачиваемую должность, получить надбавки к зарплате.
Закон об образовании требует, чтобы каждый воспитатель не реже раза в 3 года повышал свою квалификацию. Игнорируя это требование, специалист рискует лишиться работы. Сейчас для повышения квалификации необязательно брать отпуск — например, у нас в АНО «НИИДПО» можно учиться дистанционно*. Успешно окончив обучение, вы получите удостоверение государственного образца, которое можно предъявить комиссии при прохождении аттестации.
У нас широкий список программ повышения квалификации для воспитателей. При выборе варианта подумайте, какую тему вам хотелось бы глубже изучить — например, методики обучения дошкольников чтению, английскому языку или основам математики, построение индивидуального образовательного маршрута и пр. Углубленное знание узких тем повысит ваши шансы на трудоустройство в престижные детсады: например, в те, где каждый воспитатель обязан знать:
Сколько зарабатывают воспитатели?
Заработок специалиста зависит от региона, условий в конкретной организации (в частных детсадах обычно платят больше), наличия надбавок за переработку и региональных надбавок, должности (старшие воспитатели получают больше младших), стажа, категории и пр. В результате, по данным сайтов с вакансиями, зарплаты специалистов сильно варьируются: в среднем от 12 до 45 тыс. р. в регионах и от 40 до 100 тыс. р. в Москве.
Есть ли карьерный рост у воспитателя?
Да, есть: можно стать методистом, старшим воспитателем, руководителем ДОО. Другой вариант — переход в более престижные дошкольные учреждения на высокооплачиваемую должность. Чтобы расти в профессиональном плане, регулярно повышайте квалификацию — приходите учиться к нам!
*Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Подберем программу для Вас!
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Другие новости и статьи >>
Источник
Специальности
- СПО «Дошкольное образование» (050704); «Организация воспитательной деятельности» (050702); «Педагогика дополнительного образования» (050710); «Специальное дошкольное образование» (050705);
- ВПО «Дошкольная педагогика и психология» (050703) (уровень подготовки – специалист).
Инспектор по работе с трудными подростками; воспитатель в детских домах, общежитиях, интернатах, лагерях; учитель младших классов; гувернер; няня.
Сферы профессиональной деятельности
Образование
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность воспитателя связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
Описание профессии
Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).
Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
К основным обязанностям работника относятся:
- осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
- создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
- руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
- осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
- оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
- создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
- защита интересов и прав детей.
Индивидуальные особенности
Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада: порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
Профессионально важные качества:
- любовь к детям;
- умение находить подход к детям;
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активность.
Медицинские противопоказания
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе воспитателем, относятся:
- нарушения слуха, речи, значительные нарушения зрения;
- судороги, потери сознания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- заболевания центральной нервной системы;
- психические расстройства.
Профессиональная подготовка
Воспитатель детского сада должен хорошо знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста; основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста; методики развития разных видов деятельности детей; особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий; основы организации дошкольного учреждения и управления им.
Воспитатель детского сада должен уметь:
- руководить основными видами деятельности дошкольников;
- обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
- взаимодействовать с дошкольниками;
- изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
- вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
- взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
- пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.
Область применения
Воспитатели востребованы как в муниципальных и ведомственных, так и в частных детских садах.
Условия труда
Воспитатели могут работать как самостоятельно (в небольшом частном детском саду), так и в коллективе из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещениях. В детских садах обязательными являются прогулки на открытом воздухе, на которых воспитатель непременно сопровождает детей. Бóльшую часть дня воспитатели проводят стоя.
В работе воспитатели используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски).
Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Облик воспитателя формируется за счет опрятного внешнего вида, аккуратной элегантной одежды. Специальной формы для воспитателя не предусмотрено. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным, одежда – аккуратной и элегантной.
Профессиональные риски
Поскольку воспитатели постоянно работают в тесном контакте с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.
Деятельность воспитателя связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Образовательные учреждения
Образовательные организации среднего профессионального образования:
- Вилюйский педагогический колледж имени Н. Г. Чернышевского (https://vilcollege.ru/);
- Якутский педагогический колледж имени С. Ф. Гоголева (https://yapk1.e-sakha.ru/).
Образовательные организации высшего образования:
- Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (https://www.s-vfu.ru/);
- Дальневосточный федеральный университет (https://www.dvfu.ru/).
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалистов в области дошкольного образования связаны с повышением квалификации либо непосредственно на рабочем месте, либо в системе непрерывного профессионального образования.
Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем детского сада либо получить должность специалиста в местном отделе образования. Воспитатель может со временем открыть частный детский сад, став частным предпринимателем.
Источник