Медицинские противопоказания для зубного техника
.jpg)
Зубной техник считается главным
помощником стоматолога-ортопеда, помогая ему в лечении пациентов и изготовлении
зубных протезов. И несмотря на то, что эта деятельность призвана воссоздать
естественную красоту и дарить здоровье, очевидно, что занятие это при упущении
некоторых санитарных норм труда может в итоге привести к ряду профессиональных
недугов и заболеваний.
Какие опасности в себе таит эта специализация, чего
следует, и чего можно избежать, работая зуботехником? Попытаемся рассмотреть в
настоящей статье, а также дать практические советы, как исключить появление
остеохондроза, близорукости, переутомления и многих других “врагов” зубного
техника.
Вещества и заготовки – враг номер
один
Процессы изготовления заготовок в
помещениях зуботехнической лаборатории подразумевают работы по тепловой
обработке гильз коронок, восковое плавление, литье золота и некоторых других
металлов, сушку деталей перед спаиванием, обработку металлических моделей в
кислотных растворах, шлифовку готовых изделий и непосредственный контакт с
отработанной микропылью.
В итоге техник подвергается воздействию карборундовой
пыли, летучих пластмасс и микроскопических частиц металлов, образующихся при
обработке деталей из стали, циркония, легкоплавких металлов. Стоит упомянуть и
о парах свинца, ртути и кислот, которые выделяющихся при изготовлении протезных
заготовок. Во всех этих случаях операции следует проводить в специальной маске
и очках!
Производство базисов подразумевает
применение средства “Фторакс”, представляющего пластмассу, затвердевающую в
горячем состоянии со фторсодержащими акриловыми полимерами класса
пыль-жидкость. Подобные изделия отличаются хорошей прочностью, а также
эластичностью, и отлично сочетаются ввиду прозрачности и цвета с мягкими
тканями. В этом соединении главный компонент представлен т.н. метиловым
метакрилатом. Это сильно действующее и опасное вещество. Его содержание в
радиусе дыхания рабочего может в разы превысить допустимый уровень концентрации
в воздухе.
Вот почему так критически важно в
лаборатории иметь хороший вытяжной шкаф, обеспечивающий постоянную вытяжку и
фильтрацию воздуха. Вентиляция – главное, что следует учитывать при
взаимодействии с микрочастицами и эфирными парами. Упомянутые маска, очки, а
также перчатки (т.н. индивидуальные средства защиты) защитят глаза, слизистую и
кожу от нежелательного воздействия химических вредных веществ.
Проблемы с осанкой и риск
радикулита
Зуботехник практически все время
в процессе своей деятельности должен находится в сидячем положении, зачастую с
наклоненной головой, так как приходится работать с очень мелкими вещами и
проводить мелкие операции. Такая позиция может достаточно быстро привести
к нарушению осанки, а также развивает застойные явления в легких и сердце.
Представителям данной профессии, по статистике, свойственна незначительная
физическая активность, сидячий образ жизни. Это может привести в перспективе к
целому спектру заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Длительное положение тела сидя, с
напряженными мышцами наклоненной вперед головы приводит к напряжению мышц
поясничных и дальнейшим болевым ощущениям в этой, а также крестцовой частях.
Все это обуславливает в дальнейшем развитие остеохондроза. Речь идет о смещении
либо повреждении межпозвоночных дисков, в нашем случае, чаще всего это шея и
поясница. Другая опасность – радикулит, возникающий по причине воспаления либо
повреждения мышц, идущих по позвоночнику в спинной мозг.
Избежать всех этих трудностей
очень просто. По сути, речь идет о так называемых недугах образа жизни, которые
с легкостью исправляются посредством приобретения полезных привычек:
двигательный режим, не менее важный режим питания, психоэмоциональная
регуляция, правильный режим жизни/года/недели/суток.
При этом особого внимания
требуют обстоятельства, обусловленные профессиональной деятельностью
специалиста, и первым делом это непродуманная организация и обеспечения
рабочего процесса. По сути, с этими проблемами сталкиваются все, у кого
сидячая, малоподвижная деятельность.
Зрение
Так как речь в данном отдельном
случае идет о выполнении мелких, порой микроскопических работ, это неминуемо
ведут к переутомлению зрительных нервов и всего глазного аппарата.
Переутомления глазного яблока можно предупредить при учете правильного
освещения рабочего места. Оно должно быть естественным, а в лабораторном
помещении следует предусмотреть как систему общего, так и локального освещения,
оборудованного на каждом месте. Свет должен падать прямо либо с левой стороны
от техника.
Световой коэффициент остекленной
поверхности окон к площади пола должен составлять не менее 1 к 5. Стены должны
быть окрашены в светлые тона либо белый цвет.
Длительное напряжение зрения
приводит к ухудшению функции светового ощущения, что приводит к переутомлению
мышц яблока и радужной оболочки. Порой, этому сопутствуют болевые ощущения.
Приступы весьма часты при выполнении операции на незначительном
расстоянии, выборе небольших деталей и в других случаях.
Профессиональная
близорукость – частое явление среди зубных техников, появляющееся с годами
работы. Впрочем, этого можно миновать с учетом норм световой санитарии и
недопущении зрительного перенапряжения. Еще один способ избежать перенапряжения
– смена видов деятельности и ежедневная глазная гимнастика не менее 15 минут.
Звук слышимый и
неслышимый
Шум представляет
специфические звуки и колебания, вызывающие ощущение дискомфорта и стресса,
приводит подчас к бессоннице, повышению давления и даже нервным нарушениям. Шум
и вибрации представляют еще один деструктивный внешний фактор среды в которой
работает зубной техник, особенно ярко он проявляется при задействовании крупной мощной техники, как станки при обработке премилл абатментов или аналогичных изделий.
Ежедневно ему
необходимо подвергаться вредному воздействию производимым шумом бормашин,
излучениями ультразвука, пескоструйными приборами и пароструйным устройствами.
Все это способно оказать зловредное воздействие как на слуховой аппарат рабочего,
так и на его нервную систему. Исследования показали, что и неслышимые звуки
также опасны. Практика наглядно показывает, что неслышимые вибрации, такие как
инфра- и ультразвуки оказывают вредное воздействие на ушной аппарат, хотя ухо
может их вообще не воспринимать.
Для того чтобы
понизить уровень шумовых вибраций, в лаборатории следует перманентно следить за
состоянием механизмов, издающих шум и вибрации. Для того чтобы избежать
непосредственного контакта поверхности стола и шлифовальной машины, ее
устанавливают на специальные резиновые амортизаторы. Также нельзя допускать
износа или выбоин шлифовального камня. Наконец, при выполнении операций с
шумовым воздействием, можно применять дополнительные средства защиты ушей, а
именно вакуумные наушники, противошумные головные телефоны и беруши.
Гигиена и
профилактика
В целом, работу
зуботехника нельзя считать очень вредной, либо вреднее остальных медицинских
специальностей. Прогрессирующих профессиональных заболеваний можно с легкостью
избежать, учитывая нормы гигиены и трудовой санитарии (нормальный режим,
обустройство лаборатории всем необходимым, смена видов деятельности и т.д.).
В
этом отношении особые требования в первую очередь предъявляются к лабораторному
помещению, которое помимо всего прочего должно обладать санитарным паспортом со
всей необходимой техдокументацией на приборы и оборудование, а также проходить
плановую дезинфекцию.
Требования
предъявляются и к самому работнику. В лабораторию допускаются исключительно
лица прошедшие медицинский осмотр, имеющие высшее медицинское образование,
знающие и соблюдающие правила внутреннего распорядка труда и отдыха.
Медицинские работники данного профиля обязаны проходить регулярный
медосмотр, минимум раз в полгода.
Наконец, не забываем об индивидуальной
профилактике – нормальное питание, ежедневные физические нагрузки и избегание
нервного переутомления или стресса. Здоровый образ жизни – вот что главное в
любом виде деятельности, то, что может обеспечить долгую жизнь без недугов и
избежать разочарований от несвоевременной утраты здоровья.
Источник
История профессии
Профессия врачевателя зубов известна с самых давних времен. Сведения о болезнях зубов и их лечении содержатся в древних египетских папирусах, китайских свитках, трудах великих древнегреческих врачей. Первоначально человек, занимавшийся лечением зубов, совмещал в своей работе функции и стоматолога, и зубного техника. И только с широким распространением протезирования профессия зубного техника стала самостоятельной.
Зубной техник — это специалист, который занимается лабораторными этапами изготовления зубных протезов.
Деятельность зубного техника осуществляется в тесном сотрудничестве с врачом, стоматологом-ортопедом, в обязанности которого входит снятие слепков с зубов пациента и установка протезов или имплантатов, подбор цвета и формы, выбор подходящего материала. Зубной техник реализует идеи по протезированию зубов совместно с врачом и пациентом. От качества его работы зависит успех всего процесса протезирования. За последние годы развитие стоматологической техники, материалов и способов протезирования зубов идет очень быстрыми темпами: появляются новые современные материалы, технические средства и новейший инструментарий. Все это делает профессию зубного техника очень актуальной, востребованной на рынке труда, высокооплачиваемой, а главное, интересной для самого специалиста. Профессия зубного техника имеет особую социальную значимость, возвращая людям здоровье, даря новую привлекательную улыбку.
Тип и класс профессии
Профессия зубного техника относится к типу «Человек – Техника», поскольку ориентирована на создание, конструирование, монтаж, сборку, наладку, эксплуатацию технических устройств.
Дополнительный тип профессии – «Человек – Человек», так как она связана с общением и взаимодействием с людьми в процессе медицинского обслуживания.
Профессия зубного техника относится к классу алгоритмических (исполнительских), так как предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам с соблюдением имеющихся правил, нормативов, стандартов.
Содержание деятельности
Зубной техник – это специалист по изготовлению или ремонту зубных протезов, имплантов, ортодонтических и челюстно-лицевых аппаратов в учреждениях здравоохранения.
В обязанности зубного техника входит:
изготовление модели зуба;
выбор конструкции и материала;
моделировка (сначала из воска, далее из металлокерамики или из металла);
отливка модели зуба;
подбор исходных материалов для модели;
изготовление съемных пластиночных протезов, несъемных протезов, бюгельных протезов, имплантов;
изготовление ортодонтических аппаратов;
изготовление челюстно-лицевых аппаратов;
выполнение работ по отделке зубных протезов;
ремонт зубных протезов;
выполнение пайки металла, плавки воска.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Зубной техник должен знать:
строение зубно-челюстной системы, травмы зубов и челюстей;
свойства рабочих материалов;
способы моделирования и изготовления протезов и имплантов;
правила техники безопасности при работе с медицинским инструментом и оборудованием;
правилами гигиены и санитарии.
Зубной техник должен уметь:
изготавливать съёмные пластиночные протезы;
производить починку съёмных протезов;
изготавливать съёмные иммедиат-протезы;
изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы;
изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы;
изготавливать культевые штифтовые вкладки;
изготавливать цельновидные коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой;
изготавливать литые бюгельные зубные протезы с кламмерной системой фиксации;
изготавливать основные элементы ортодонтических аппаратов;
изготавливать основные виды челюстно-лицевых аппаратов при дефектах челюстно-лицевой области;
изготавливать лечебно-профилактические челюстно-лицевые аппараты (шины);
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Профессия зубного техника подходит для людей, имеющих незначительные снижения слуха разной степени, на основе которых возможно самостоятельное развитие речи, так как предполагается вербальное общение с людьми.
Для специалиста в области зубного протезирования необходим высокий уровень развития тонкой моторики пальцев и кистей рук, навыки точной манипуляции, а также высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность сосредоточиваться на одном объекте при одновременном отвлечении от других и удерживать внимание длительное время). Работа зубного техника достаточно монотонна, поэтому для специалиста желательна психо-эмоциональная устойчивость.
К другим профессионально-важным качествам зубного техника относятся:
высокая чувствительность пальцев;
развитая зрительно-моторная координация;
хороший глазомер;
развитое цветоразличение;
эстетический вкус;
развитое наглядно-образное мышление, пространственное воображение;
аккуратность, точность;
усидчивость;
склонность к ручному труду.
Условия работы
Условия труда на рабочих местах специалистов с нарушениями слуха должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы.
Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Труд зубного техника имеет такую организацию, при которой он самостоятельно от начала и до конца выполняет свою работу и за нее отвечает. Функционально зубной техник является исполнителем распоряжений зубного врача, но свою рабочую нагрузку распределяет самостоятельно. Производственные контакты немногочисленные.
Зубной техник работает в комфортных условиях в специально оборудованном помещении. В работе используются специализированные инструменты.
Рабочий стол зубного техника должен иметь длину не менее I м, ширину 0,7 м и высоту 0,75—0,8 м. В центре стола имеется полукруглый вырез с выступом посередине, толщина которого равна 1,5—2 см и длина 7-8 см. Он предназначен для упора при работе на гипсовых моделях, штампах и других операциях. Поверхность стола, прилегающую к вырезу, обивают листовой сталью или латунью, позволяющей устанавливать нагретые инструменты и т. п.
На передней стенке стола, под вырезом, располагают выдвигающиеся ящики: верхний — для хранения инструментария, средний (мелкий) для собирания опилок при работе с драгоценными металлами, легкоплавким металлом, и нижний — для собирания отходов гипса. Справа располагают тумбочку для хранения зуботехнических материалов, готовых протезов, некоторых инструментов и аппаратов.
На столе справа (или слева) от зубного техника устанавливают электрический мотор, на концах оси которого укрепляют различные абразивные и шлифовальные инструменты и приспособления. Против концов оси мотора должны быть козырьки вентиляционной системы. Справа на стойке подвешивают электрическую бормашину, используемую техником для отделки и других мелких операций в процессе изготовления протезов.
Рабочий стол зубного техника, выполняющего керамические работы, должен быть покрыт глазированной светлой плиткой, допускающей легкое мытье и расположение нагретых предметов и инструментов. Источник естественного освещения необходимо располагать слева от работающего, а печь – на таком расстоянии, чтобы управлять обжигом фарфора, не вставая с рабочего места. Флаконы с фарфоровым порошком, жидкостью и чашечки для приготовления фарфоровой кашицы в нерабочее время должны быть закрыты крышками. Шлифовку моделей обточенных зубов и фарфоровых коронок необходимо проводить в другом помещении или около индивидуальной вытяжной вентиляции.
При организации работы зубного техника с нарушениями слуха здания и помещения, где осуществляется деятельность, должны быть оборудованы информационными индикаторами противопожарной системы, а также визуальными ориентирами: различными освещаемыми указателями в виде символов и пиктограмм с использованием яркого цвета, контрастного по отношению к фоновой поверхности; контрастным цветовым обозначением входов. Текстовая информация должна быть максимально краткой. Ориентиры-указатели направления движения должны быть однотипными для всего объема здания и зданий одного комплекса.
Для специалистов с нарушениями слуха продолжительность ежедневной работы устанавливается в соответствии с медицинским заключением и трудовым законодательством.
Медицинские противопоказания
Основное противопоказание к профессии зубной техник для лиц с нарушениями слуха – это неспособность к данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе зубным техником, относятся:
полная потеря слуха – слух полностью отсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоятельное формирование речи;
значительное снижение слуха с тяжелым недоразвитием речи;
травматические повреждения головного мозга;
хронические инфекционные заболевания;
тяжелые заболевания опорно-двигательной системы с поражением функций верхних конечностей, с деформацией рук;
кожные заболевания, дерматит;
тяжелые нарушения речи и артикуляционного аппарата;
психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);
нарушение координации движений кистей и пальцев рук, тремор рук;
психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями);
умственная отсталость;
эпилепсия;
нарушения зрения.
Пути получения профессии
Образование по специальности зубной техник можно получить в медицинских образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Кроме того, профессиональные знания и навыки работы можно приобрести в специализированных медицинских учебных центрах подготовки и повышения квалификации специалистов.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями слуха по специальности зубной техник осуществляют следующие образовательные учреждения города Москвы:
Московский медицинский колледж при ЦКБ им. Н.А. Семашко;
Московский областной медицинский колледж;
Факультет среднего образования Московского государственного медико-стоматологического университета;
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Москва).
Пути получения профессии в регионах Российской Федерации
Необходимую профессиональную подготовку для работы зубным техником можно получить в следующих образовательных учреждениях Российской Федерации, осуществляющих подготовку лиц с нарушениями слуха:
Пензенский базовый медицинский колледж;
ГБОУ СПО «Базовое медицинское училище на кавказских минеральных водах»;
Башкирский медицинский колледж;
КГОБУ СПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»;
КГОБУ СПО «Уссурийский базовый медицинский колледж».
Области применения профессиональных знаний
Зубной техник востребован в:
стоматологических отделениях учреждений здравоохранения;
специализированных стоматологических поликлиниках и больницах;
частных стоматологических клиниках;
стоматологических кабинетах в учреждениях дошкольного и среднего образования.
Перспективы карьерного роста
В профессии зубного техника у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов.
Начиная с позиции молодого специалиста, зубной техник нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы. Решая все более сложные задачи, он с каждым разом совершенствуется как уникальный специалист.
Выбор управленческой карьеры требует приобретения высшего профессионального образования. При выборе данного карьерного пути необходимо развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
После прохождения повышения квалификации и получения сертификата специалиста зубной техник может работать по специальности: ортопедическая стоматология.
Источник