Медицинские противопоказания электротехническому персоналу
6.1. МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ ПЕРСОНАЛА
Проверка состояния здоровья работника проводится до приема его на работу, а также периодически, в порядке, предусмотренном Минздравом России.
Совмещаемые профессии должны указываться администрацией организации в направлении на медицинский осмотр.
Работники по обслуживанию электроустановок должны быть не моложе 18 лет.
Перечень общих медицинских противопоказаний по допуску к работе следующий.
1. Врожденные аномалии органов с выраженной недостаточностью их функций.
2. Органические заболевания центральной нервной системы со стойкими выраженными нарушениями функций.
3. Хронические психические заболевания и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному диспансерному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами.
В случаях выраженных форм пограничных психических заболеваний вопрос о пригодности К соответствующим работам решается комиссией психоневрологического учреждения индивидуально.
4. Наркомания, токсикомания, хронический алкоголизм.
5. Болезни эндокринной системы с выраженными нарушениями функций.
6. Злокачественные новообразования (после проведенного лечения вопрос может решаться индивидуально при отсутствии абсолютных противопоказаний).
7. Все злокачественные заболевания системы крови.
8. Гипертоническая болезнь III стадии.
9. Болезни сердца с недостаточностью кровообращения.
10.Хронические болезни легких с выраженной легочносердечной недостаточностью.
11. Бронхиальная астма тяжелого лечения с выраженными функциональными нарушениями дыхания и кровообращения.
12. Активные формы туберкулеза любой локализации.
13.Язвенная болезнь желудка, 12-перстной кишки с хроническим рецидивирующим течением и наклонностью к кровотечениям.
14. Циррозы печени и активные хронические гепатиты.
15.Хронические болезни почек с явлениями почечной недостаточности.
16. Болезни соединительной ткани.
17.Болезни нервно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата со стойкими нарушениями функций, мешающие выполнению обязанностей по профессии.
18. Беременность и период лактации.
19.Привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин, планирующих деторождение.
20. Нарушения менструальной функции, сопровождающиеся маточными кровотечениями (кроме работ, связанных с напряжением зрения). (аттестация по электробезопасности)
21. Глаукома декомпенсированная.
Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда, приведен в таблице
Характеристики
Описание
Содержание труда
Обеспечивает исправное состояние, безаварийную и надежную работу обслуживаемых устройств и оборудования, правильную эксплуатацию, своевременный качественный ремонт и модернизацию в соответствии с инструкциями по техническому обслуживанию, утвержденными чертежами и схемами, действующими техническими нормами и условиями. Изучает условия работы устройств, выявляет причины преждевременного износа, принимает меры по их предупреждению и устранению. Принимает участие в ликвидации неисправностей в работе устройств, их ремонте, монтаже и регулировке, электротехнических измерениях и испытаниях. Осваивает и внедряет прогрессивные методы технического обслуживания, ремонта, монтажа и других работ по закрепленному типу устройств. Осуществляет разборку, ремонт, сборку и наладку, техническое обслуживание электродвигателей, генераторов, схем телеавтоматики, кабельных и линейных сооружений, электронно-регулирующих приборов, их отдельных узлов. Участвует в создании и ремонте воздушных линий электропередачи и контактной сети, осветительных установок. Составляет план размещения силового питания и электропроводки. Профессия разделяется более чем на 30 специальностей, которые отражают специфику конкретных областей и видов производства. В труде сочетаются физические и умственные операции различной сложности: от промывки деталей, чистки контактов, опиловки под размер (2-3 разряды) до составления чертежей и эскизов, диагностики и устранения неисправностей в механических и электрических схемах аппаратов, устройств и т.п. (4-5 разряды). Работает в помещении или на открытом воздухе, на высоте, индивидуально или в составе бригады. Использует ручные и механизированные орудия труда. Имеются возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности: Электромонтер может открыть мастерскую по ремонту и наладке электро,- радио- и другой аппаратуры, в том числе в условиях надомного труда.
Должен знать
Физику, черчение, химию, математику (арифметику, геометрию, тригонометрию), электротехнику, радиотехнику, телемеханику; технические параметры, устройство, принципы действия обслуживаемых датчиков, приборов, систем, виды и причины их повреждений; методы обнаружения неисправностей и правила ремонта; правила технической эксплуатации оборудования; схемы пультов оперативного управления; правила техники безопасности.
Профессионально важные качества
- развитое пространственное воображение;
- хорошее зрение и цветоразличение;
- развитое чувство равновесия;
- физическая выносливость;
- гибкость и координация движений кистей и пальцев рук;
- достаточный уровень развития технического, логического, образного и наглядно-действенного мышления.
Медицинские противопоказания
- опорно-двигательного аппарата;
- выраженными болезнями сердца, легких, сосудов, глаз, нервной системы;
- в зависимости от условий и тяжести труда по ряду специальностей допустимы обучение и труд при наличии некоторых сердечных заболеваний (без расстройства кровообращения), гипертонической болезни первой и второй степени, близорукости малой и средней степени.
Пути получения профессии
Родственные профессии
Радиомонтажник, слесарь-сборщик, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по электрооборудованию, мастер по наладке и ремонту телевизоров, электрик, мастер производственного обучения в учебном заведении.
1) Стойкое понижение слуха (3 и более месяца) любой этиологии, одно- и двустороннее (острота слуха: шепотная речь не менее 3 м) (кроме работ по ремонту и эксплуатации ЭВМ), за исключением отсутствия слуха, выраженных и значительно выраженных нарушений слуха (глухота и III, IV степень тугоухости) у лиц, прошедших профессиональное обучение, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ
2) Острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу и ниже 0,2 – на другом
3) Стойкое слезотечение, не поддающееся лечению
4) Ограничение поля зрения более чем на 20° по любому из меридианов
5) Нарушение функции вестибулярного анализатора любой этиологии
6) Беременность и период лактации
Источник
6.1. ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÅ ÎÑÌÎÒÐÛ ÏÅÐÑÎÍÀËÀ | |||||||||
Ïðîâåðêà ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ ðàáîòíèêà Ñîâìåùàåìûå ïðîôåññèè äîëæíû óêàçûâàòüñÿ Ðàáîòíèêè ïî îáñëóæèâàíèþ Ïåðå÷åíü îáùèõ ìåäèöèíñêèõ 1. Âðîæäåííûå àíîìàëèè îðãàíîâ ñ 2. Îðãàíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ öåíòðàëüíîé 3. Õðîíè÷åñêèå ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ è  ñëó÷àÿõ âûðàæåííûõ ôîðì ïîãðàíè÷íûõ 4. Íàðêîìàíèÿ, òîêñèêîìàíèÿ, õðîíè÷åñêèé 5. Áîëåçíè ýíäîêðèííîé ñèñòåìû ñ 6. Çëîêà÷åñòâåííûå íîâîîáðàçîâàíèÿ 7. Âñå çëîêà÷åñòâåííûå çàáîëåâàíèÿ ñèñòåìû êðîâè. 8. Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü 9. Áîëåçíè ñåðäöà ñ íåäîñòàòî÷íîñòüþ êðîâîîáðàùåíèÿ. 10.Õðîíè÷åñêèå áîëåçíè ëåãêèõ ñ 11. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà òÿæåëîãî ëå÷åíèÿ 12. Àêòèâíûå ôîðìû òóáåðêóëåçà ëþáîé ëîêàëèçàöèè. 13.ßçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà, 12-ïåðñòíîé 14. Öèððîçû 15.Õðîíè÷åñêèå áîëåçíè ïî÷åê ñ ÿâëåíèÿìè 16. Áîëåçíè ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè. 17.Áîëåçíè íåðâíî-ìûøå÷íîé ñèñòåìû è 18. Áåðåìåííîñòü è ïåðèîä ëàêòàöèè. 19.Ïðèâû÷íîå íåâûíàøèâàíèå è àíîìàëèè 20. Íàðóøåíèÿ ìåíñòðóàëüíîé ôóíêöèè, 21. Ãëàóêîìà äåêîìïåíñèðîâàííàÿ. Ïåðå÷åíü ðàáîò, äëÿ âûïîëíåíèÿ êîòîðûõ îáÿçàòåëüíû ïðåäâàðèòåëüíûå ïðè
Ïðè ïðî âåäåíèè ïåðèîäè÷åñêèõ |
Источник
Âî èçáåæàíèå âûñîêîé àâàðèéíîñòè ýëåêòðîîáîðóäîâàíèÿ ïåðñîíàë, îáñëóæèâàþùèé ýëåêòðîóñòàíîâêè, äîëæåí áûòü ñïåöèàëüíî ïîäãîòîâëåí, çäîðîâ, èìåòü ñîîòâåòñòâóþùèå ïðîôåññèîíàëüíûå íàâûêè.
Ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ ýëåêòðîòåõíè÷åñêîãî ïåðñîíàëà îïðåäåëÿåòñÿ ìåäèöèíñêèì îñâèäåòåëüñòâîâàíèåì ïðè ïðèåìå íà ðàáîòó è çàòåì ïåðèîäè÷åñêè 1 ðàç â 2 ãîäà. Ëèöà, íå äîñòèãøèå 18-ëåòíåãî âîçðàñòà, íå ìîãóò áûòü äîïóùåíû ê ýêñïëóàòàöèè ýëåêòðîîáîðóäîâàíèÿ. Ñóùåñòâóþò ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ðàáîòå â ýëåêòðîóñòàíîâêàõ äëÿ ëèö, îáëàäàþùèõ ñòîéêèì ïîíèæåíèåì ñëóõà, ïëîõèì çðåíèåì, ñòîéêèì ñëåçîòî÷åíèåì, íàðóøåíèåì âåñòèáóëÿðíîãî àïïàðàòà, àëêîãîëèêîâ, íàðêîìàíîâ, òîêñèêîìàíîâ.
Ëèöà èç ýëåêòðîòåõíè÷åñêîãî ïåðñîíàëà ñî II – V êâàëèôèêàöèîííûìè ãðóïïàìè ïî ýëåêòðîáåçîïàñíîñòè íå äîëæíû èìåòü óâå÷èé è áîëåçíåé (ñòîéêîé ôîðìû), ìåøàþùèõ ïðîèçâîäñòâåííîé ðàáîòå.
Îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì äëÿ ïðèíèìàåìûõ íà ðàáîòó ëèö ýëåêòðîòåõíè÷åñêîãî ïåðñîíàëà ÿâëÿåòñÿ ïðîõîæäåíèå èìè îáó÷åíèÿ. Ïðîèçâîäñòâåííî-òåõíè÷åñêàÿ ó÷åáà îñóùåñòâëÿåòñÿ êâàëèôèöèðîâàííûìè èíæåíåðíî-òåõíè÷åñêèìè ðàáîòíèêàìè ïî ñïåöèàëüíûì ïðîãðàììàì. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü îáó÷åíèÿ – äî òðåõ ìåñÿöåâ ïðè îáó÷åíèè ñ îòðûâîì îò ïðîèçâîäñòâà è äî øåñòè ìåñÿöåâ áåç îòðûâà îò ïðîèçâîäñòâà.
Ïðîãðàììà îáó÷åíèÿ âêëþ÷àåò â ñåáÿ ìèíèìóì òåîðåòè÷åñêèõ çíàíèé, à òàêæå èçó÷åíèå ñõåì ýëåêòðîñíàáæåíèÿ, âîïðîñîâ ìîíòàæà è ðåìîíòà ýëåêòðîîáîðóäîâàíèÿ, äåéñòâóþùèõ íîðìàòèâíûõ äîêóìåíòîâ, íîâèíîê òåõíèêè, ýëåêòðîáåçîïàñíîñòè. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò ýëåêòðîìîíòåðû, ïåðåøåäøèå íà äðóãóþ ðàáîòó èëè èìåâøèå ïåðåðûâ â ðàáîòå áîëåå îäíîãî ãîäà. Îáó÷åíèå èõ ïðîèçâîäèòñÿ ïî ïðîãðàììå, ðàçðàáîòàííîé îòâåòñòâåííûì çà ýëåêòðîõîçÿéñòâî, ïîä ðóêîâîäñòâîì îïûòíîãî ñïåöèàëèñòà â ñðîêè, íåîáõîäèìûå äëÿ îñâîåíèÿ ïðàêòè÷åñêèõ íàâûêîâ ðàáîòû íà íîâîì ìåñòå.
Ïî îêîí÷àíèè ïðîèçâîäñòâåííîãî îáó÷åíèÿ ýëåêòðîòåõíè÷åñêèé ïåðñîíàë äîëæåí ïðîéòè ïðîâåðêó çíàíèé â êâàëèôèêàöèîííîé êîìèññèè ñ ïðèñâîåíèåì ãðóïïû ïî ýëåêòðîáåçîïàñíîñòè. Âñåãî ïðåäóñìîòðåíî 5 ãðóïï. Ýëåêòðîòåõíè÷åñêîìó ïåðñîíàëó ïðèñâàèâàþòñÿ II-V êâàëèôèêàöèîííûå ãðóïïû.
Ýëåêòðîìîíòåðû ïðîõîäÿò ïðîâåðêó çíàíèé â êîìèññèè, íàçíà÷àåìîé ðóêîâîäèòåëåì ýëåêòðîòåõíè÷åñêîé ñëóæáû.  ñîñòàâ êîìèññèè âõîäèò íå ìåíåå 3 ÷åëîâåê. Ïðåäñåäàòåëü èëè îäèí èç ÷ëåíîâ äîëæåí èìåòü IV êâàëèôèêàöèîííóþ ãðóïïó.
Çíàíèÿ êàæäîãî ðàáîòíèêà ïðîâåðÿþòñÿ èíäèâèäóàëüíî. Ðåçóëüòàò ïðîâåðêè çàíîñèòñÿ â æóðíàë óñòàíîâëåííîé ôîðìû. Âñåì, êòî óñïåøíî ñäàë ýêçàìåíû, âûäàþòñÿ ñïåöèàëüíûå óäîñòîâåðåíèÿ ñ ïðèñâîåíèåì ñîîòâåòñòâóþùåé êâàëèôèêàöèîííîé ãðóïïû ïî ýëåêòðîáåçîïàñíîñòè. Óäîñòîâåðåíèå äàåò ïðàâî íà îáñëóæèâàíèå òåõ èëè èíûõ ýëåêòðîóñòàíîâîê â êà÷åñòâå îïåðàòèâíîãî èëè ðåìîíòíîãî ïåðñîíàëà.
Ïåðâóþ ãðóïïó ïî ýëåêòðîáåçîïàñíîñòè ïðèñâàèâàþò íåýëåêòðîòåõíè÷åñêîìó ïåðñîíàëó, ñâÿçàííîìó ñ ýêñïëóàòàöèåé òåõíîëîãè÷åñêèõ óñòàíîâîê, åñëè åñòü îïàñíîñòü ïîðàæåíèÿ ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì. Äåëàåò ýòî îòâåòñòâåííûé çà ýëåêòðîõîçÿéñòâî ïðåäïðèÿòèÿ, öåõà, ó÷àñòêà. Óäîñòîâåðåíèå íå âûäàåòñÿ, ðåçóëüòàò îôîðìëÿåòñÿ â ñïåöèàëüíîì æóðíàëå.
Ïðàêòèêàíòû èíñòèòóòîâ è òåõíèêóìîâ, íå äîñòèãøèå 18 ëåò, â äåéñòâóþùèõ ýëåêòðîóñòàíîâêàõ íàõîäÿòñÿ òîëüêî ïîä ïîñòîÿííûì íàäçîðîì ëèöà èç ýëåêòðîòåõíè÷åñêîé ñëóæáû: â ýëåêòðîóñòàíîâêàõ äî 1000  – ñ ãðóïïîé ïî ýëåêòðîáåçîïàñíîñòè íå íèæå III, à óñòàíîâêàõ âûøå 1000  – íå íèæå IV. Äîïóñêàòü ê ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòå ïðàêòèêàíòîâ, íå äîñòèãøèõ 18-ëåòíåãî âîçðàñòà, è ïðèñâàèâàòü èì ãðóïïó ïî ýëåêòðîáåçîïàñíîñòè âûøå II çàïðåùàåòñÿ.
Ýëåêòðîòåõíè÷åñêèé ïåðñîíàë äîëæåí ÿñíî ïðåäñòàâëÿòü ñåáå òåõíîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïðåäïðèÿòèÿ, ñòðîãî ñîáëþäàòü òðóäîâóþ äèñöèïëèíó, çíàòü è âûïîëíÿòü ïðàâèëà òåõíèêè áåçîïàñíîñòè è ïðàâèëà òåõíè÷åñêîé ýêñïëóàòàöèè ýëåêòðîóñòàíîâîê (ÏÒÝ è ÏÒÁ), èíñòðóêöèè è òðåáîâàíèÿ äðóãèõ íîðìàòèâíûõ äîêóìåíòîâ. Ëèöà, íàðóøàþùèå ÏÒÝ è ÏÒÁ, íàêàçûâàþòñÿ â äèñöèïëèíàðíîì è àäìèíèñòðàòèâíîì ïîðÿäêå.
 ïîñëåäóþùåì ýëåêòðîòåõíè÷åñêèé ïåðñîíàë, íåïîñðåäñòâåííî îáñëóæèâàþùèé äåéñòâóþùèå ýëåêòðîóñòàíîâêè, äîëæåí ïðîõîäèòü ïðîâåðêó åæåãîäíî.
Ëèö, äîïóñòèâøèõ íàðóøåíèÿ ÏÒÝ è ÏÒÁ, ïîäâåðãàþò âíåî÷åðåäíîé ïðîâåðêå. Ïðè íåóäîâëåòâîðèòåëüíîé îöåíêå íàçíà÷àþò ïîâòîðíóþ ñäà÷ó. Ïåðñîíàë, ïîêàçûâàþùèé íåóäîâëåòâîðèòåëüíûå çíàíèÿ â òðåòèé ðàç, ê îáñëóæèâàíèþ ýëåêòðîóñòàíîâîê íå äîïóñêàåòñÿ è äîëæåí áûòü ïåðåâåäåí íà äðóãóþ ðàáîòó.
Îòâåòñòâåííîñòü çà âûïîëíåíèå ýëåêòðîòåõíè÷åñêèì ïåðñîíàëîì ÏÒÝ è ÏÒÁ íà êàæäîì ïðåäïðèÿòèè îïðåäåëÿåòñÿ äîëæíîñòíûìè èíñòðóêöèÿìè è ïîëîæåíèÿìè, óòâåðæäåííûìè â óñòàíîâëåííîì ïîðÿäêå ðóêîâîäèòåëåì ïðåäïðèÿòèÿ èëè âûøåñòîÿùåé îðãàíèçàöèè. Ïðèêàçîì (ðàñïîðÿæåíèåì) àäìèíèñòðàöèè ñåëüñêîõîçÿéñòâåííîãî ïðåäïðèÿòèÿ èç ÷èñëà ðàáîòíèêîâ ýëåêòðîòåõíè÷åñêîé ñëóæáû íàçíà÷àåòñÿ îòâåòñòâåííûé çà ýëåêòðîõîçÿéñòâî.
Ïðåäâàðèòåëüíî ïðîâîäèòñÿ ïðîâåðêà åãî çíàíèé è ïðèñâîåíèå êâàëèôèêàöèîííîé ãðóïïû: V – â ýëåêòðîóñòàíîâêàõ âûøå 1000 Â è IV – â ýëåêòðîóñòàíîâêàõ äî 1000 Â. Åñëè íà ïðåäïðèÿòèè èìååòñÿ äîëæíîñòü ãëàâíîãî ýíåðãåòèêà, îáÿçàííîñòè îòâåòñòâåííîãî, çà ýëåêòðîõîçÿéñòâî âîçëàãàþòñÿ íà íåãî.
Îòâåòñòâåííûé çà ýëåêòðîõîçÿéñòâî îäèí ðàç â ãîä ïðîõîäèò ïðîâåðêó çíàíèé â êîìèññèè ïîä ïðåäñåäàòåëüñòâîì ðóêîâîäèòåëÿ ïðåäïðèÿòèÿ (ãëàâíîãî èíæåíåðà) ñ ó÷àñòèåì ïðåäñòàâèòåëÿ òåõíè÷åñêîé èíñïåêöèè ïðîôñîþçà è èíñïåêòîðà «Ýíåðãîíàäçîðà».  ýòîé æå êîìèññèè ïðîâåðÿþòñÿ çàìåñòèòåëè ðóêîâîäèòåëÿ ýëåêòðîòåõíè÷åñêîé ñëóæáû è èíæåíåð ïî îõðàíå òðóäà ïðåäïðèÿòèÿ. Ðàññìàòðèâàåìûì äîëæíîñòíûì ëèöàì ìîæåò áûòü ïðèñâîåíà ñîîòâåòñòâóþùàÿ ãðóïïà ïî ýëåêòðîáåçîïàñíîñòè â êâàëèôèêàöèîííîé êîìèññèè, ñîçäàâàåìîé ïðè ðàéîííîé îðãàíèçàöèè «Ýíåðãîíàäçîð».
Íà÷àëüíèêîâ è çàìåñòèòåëåé ñòðóêòóðíûõ ïîäðàçäåëåíèé ýëåêòðîòåõíè÷åñêîé ñëóæáû è ëèö, îòâåòñòâåííûõ çà ýëåêòðîõîçÿéñòâî ïðîèçâîäñòâåííûõ öåõîâ è ïîäðàçäåëåíèé ïðåäïðèÿòèÿ, ïðîâåðÿåò êîìèññèÿ â ñîñòàâå îòâåòñòâåííîãî çà ýëåêòðîõîçÿéñòâî (ïðåäñåäàòåëü), èíæåíåðà ïî îõðàíå òðóäà ïðåäïðèÿòèÿ è ïðåäñòàâèòåëÿ ýëåêòðîõîçÿéñòâà. Ïåðèîäè÷íîñòü ïîâòîðíûõ ïðîâåðîê äëÿ èíæåíåðíî-òåõíè÷åñêèõ ðàáîòíèêîâ – 3 ãîäà.
Ïîñëå ïðîâåðêè çíàíèé êàæäûé ñïåöèàëèñò ýëåêòðîõîçÿéñòâà, çàíèìàþùèéñÿ îïåðàòèâíîé è îïåðàòèâíî-ðåìîíòíîé ðàáîòîé, ïðîõîäèò ñòàæèðîâêó íà ðàáî÷åì ìåñòå ïîä ðóêîâîäñòâîì îïûòíîãî íàñòàâíèêà íå ìåíåå äâóõ íåäåëü, ïî îêîí÷àíèè êîòîðîé åãî äîïóñêàþò ê ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòå. Ñòàæèðîâêà è äîïóñê ê ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòå îôîðìëÿþòñÿ ïðèêàçîì ïî ïðåäïðèÿòèþ.
Îñíîâíûì ëèöîì ýëåêòðîòåõíè÷åñêîé ñëóæáû ïðåäïðèÿòèÿ ÿâëÿåòñÿ ýëåêòðîìîíòåð ïî ðåìîíòó è îáñëóæèâàíèþ ýëåêòðîîáîðóäîâàíèÿ. Ïîìèìî ïðèñâîåíèÿ åìó îïðåäåëåííîé ãðóïïû ïî ýëåêòðîáåçîïàñíîñòè, êàæäûé ýëåêòðîìîíòåð îáÿçàí èìåòü ñîîòâåòñòâóþùèé åãî çíàíèÿì è ïðàêòè÷åñêèì íàâûêàì ðàçðÿä. Ïðè ýòîì â õîçÿéñòâå äîëæåí áûòü íåîáõîäèìûé îáúåì ðàáîò, ñîîòâåòñòâóþùèé äàííîìó ðàçðÿäó.
Òàðèôíî-êâàëèôèêàöèîííûå õàðàêòåðèñòèêè ïðîôåññèè «Ýëåêòðîìîíòåð ïî îáñëóæèâàíèþ è ðåìîíòó ýëåêòðîîáîðóäîâàíèÿ» ðàçðàáîòàíû ïðèìåíèòåëüíî ê 6-ðàçðÿäíîé òàðèôèêàöèîííîé ñåòêå. Îíè ñîäåðæàò îïèñàíèå îñíîâíûõ íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèõñÿ ðàáîò è ðàñïîëîæåíû ïî íàðàñòàþùåé ñëîæíîñòè. Êîíêðåòíîå ñîäåðæàíèå, îáúåì è ïîðÿäîê âûïîëíåíèÿ îïåðàöèé íà ðàáî÷åì ìåñòå óñòàíàâëèâàþòñÿ ìåñòíûìè èíñòðóêöèÿìè è äðóãèìè íîðìàòèâíûìè äîêóìåíòàìè.
Ïðèñâîåíèå èëè ïîâûøåíèå ðàçðÿäîâ ñïåöèàëèñòàì ýëåêòðîòåõíè÷åñêîé ñëóæáû ïðîèçâîäèòñÿ ñïåöèàëüíîé êîìèññèåé íà îñíîâå çàÿâëåíèÿ ýëåêòðîìîíòåðà, ñ ó÷åòîì åãî çíàíèé è ïðàêòè÷åñêèõ íàâûêîâ.
Ïîëó÷èâ çàÿâëåíèå îò ýëåêòðîìîíòåðà, ðóêîâîäèòåëü ýëåêòðîòåõíè÷åñêîé ñëóæáû äîëæåí:
èçó÷èòü òàðèôíî-êâàëèôèêàöèîííûé ñïðàâî÷íèê, èìåþùèéñÿ ó àäìèíèñòðàöèè ïðåäïðèÿòèÿ, â ÷àñòè òðåáîâàíèé ê ýëåêòðîìîíòåðó äàííîãî ðàçðÿäà;
îöåíèòü âîçìîæíîñòü ïðèñâîåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùåãî ðàçðÿäà, èñõîäÿ èç îáúåìà âûïîëíÿåìûõ â äàííîì õîçÿéñòâå ðàáîò ñîîòâåòñòâóþùåé ñëîæíîñòè, óñòàíîâèòü âîçìîæíîñòü ïåðåâîäà ýëåêòðîìîíòåðà íà äàííûé ó÷àñòîê ðàáîòû;
ïðîâåðèòü ñîîòâåòñòâèå ãðóïïû ïî ýëåêòðîáåçîïàñíîñòè ó ýëåêòðîìîíòåðà; ðàçðàáîòàòü áèëåòû, ïîäãîòîâèòü ðàáî÷åå ìåñòî äëÿ ýêçàìåíà; ðåøèòü âîïðîñ ñîçäàíèÿ êîìèññèè;
îôîðìèòü ñîîòâåòñòâóþùèå äîêóìåíòû ïî îêîí÷àíèè ïðîâåðêè.
Ðåçóëüòàòû ðàáîòû êîìèññèè îôîðìëÿþòñÿ ïðèêàçîì, ïðèñâàèâàåìûé ðàçðÿä çàïèñûâàåòñÿ â òðóäîâóþ êíèæêó.
Ðàáîòà ðóêîâîäñòâà ñ ïåðñîíàëîì ñëóæáû íå îãðàíè÷èâàåòñÿ ïðèñâîåíèåì ãðóïï ïî ýëåêòðîáåçîïàñíîñòè è ðàçðÿäîâ. Íåîáõîäèìî ïðîâåäåíèå ñèñòåìàòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé ïî ïîâûøåíèþ êâàëèôèêàöèè ýëåêòðîìîíòåðîâ. Äëÿ ýòîãî ïðåäóñìàòðèâàåòñÿ ãðóïïîâîå è èíäèâèäóàëüíîå îáó÷åíèå, èçó÷åíèå ÏÒÝ è ÏÒÁ, èíñòðóêöèé è äðóãèõ ïðàâèë, ïðîâåäåíèå íà ðàáî÷èõ ìåñòàõ ïðîòèâîàâàðèéíûõ òðåíèðîâîê è èíñòðóêòàæåé.
Ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè èíæåíåðíî-òåõíè÷åñêèõ ðàáîòíèêîâ ïðîâîäèòñÿ ïóòåì îðãàíèçàöèè êóðñîâ ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè, ñåìèíàðîâ, ëåêöèé, äîêëàäîâ.
Ðóêîâîäñòâî ðàáîòîé ïî ïîâûøåíèþ êâàëèôèêàöèè è îáó÷åíèþ ýëåêòðîòåõíè÷åñêîãî ïåðñîíàëà âîçëàãàåòñÿ íà ëèöî, îòâåòñòâåííîå çà ýëåêòðîõîçÿéñòâî.
Источник