Медицинские противопоказания к приему абитуриентов в вузы в беларуси

Тема: медицинские противопоказания к приему абитуриентов в ВУЗы в Беларуси.
«Медицинские противопоказания к приему абитуриентов в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования» (далее — Медицинские противопоказания) предназначены для врачей организаций здравоохранения, которые проводят врачебную профессиональную консультацию детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, а также оформляют медицинскую справку (форма 086у) поступающим в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования (далее — ВУЗы).
Медицинские противопоказания составлены в соответствии с систематизированным указателем специальностей и квалификаций высшего образования общегосударственного классификатора Республики Беларусь.
Настоящие Медицинские противопоказания носят рекомендательный характер.
При оформлении медицинской справки по форме 086у поступающим в ВУЗы и вынесении заключения о годности к обучению по конкретной специальности врачи должны обеспечивать строго индивидуальный подход к каждому из абитуриентов, учитывать профиль учреждения образования, возможность поступающего полностью пройти весь учебный процесс, в том числе и производственную практику, а также в дальнейшем работать по данной специальности без вреда для своего здоровья.
Вопрос о допуске к учебе в ВУЗах больных туберкулезом в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Республики Беларусь решается врачебно-консультативной комиссией территориальной районной больницы (городского, областного противотуберкулезного диспансера) совместно с главным врачом (эпидемиологом) территориального центра гигиены и эпидемиологии.
Вопрос о возможности обучения в ВУЗах больных с психическими расстройствами решается врачебно-консультативной комиссией психоневрологического диспансера.
При отсутствии конечностей и протезировании вопрос об обучении решается индивидуально в зависимости от степени компенсации функции и возможности передвижения.
При поступлении абитуриентов на дистанционную форму обучения вопрос об обучении решается индивидуально.
Медицинские противопоказания не распространяются на граждан, нуждающихся в специальных условиях обучения (глухие, слепые, слабовидящие).
Медицинский отбор абитуриентов, поступающих в ВУЗы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства путей сообщения Республики Беларусь, комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного комитета по авиации Республики Беларусь проводится в соответствии с нормативными правовыми актами данных министерств и ведомств.
ОБЩИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИЕМУ АБИТУРИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Активный туберкулез различных органов и систем.
2. Хроническая обструктивная легочная болезнь с явлениями легочно-сердечной недостаточности III ст.
3. Врожденные и приобретенные пороки сердца с недостаточностью кровообращения IIб–III ст.
4. Артериальная гипертензия III ст., степень риска — IV.
5. Дилатационная кардиомиопатия и другие поражения миокарда с недостаточностью кровообращения IIб–III ст.
6. Первичная легочная гипертензия с развитием легочно-сердечной недостаточности III ст.
7. Хронические заболевания почек с явлениями интермиттирующей и терминальной почечной недостаточности.
8. Цирроз печени, терминальная стадия.
9. Сахарный диабет I типа, осложненный диабетической нефропатией с явлениями интермиттирующей и терминальной почечной недостаточности.
10. Острые лейкозы, хронические лейкозы, апластическая анемия в стадии дебюта или рецидива.
11. Деменция.
12. Органические поражения головного мозга с психотическими расстройствами (галлюцинаторными, бредовыми, кататоническими) выраженными и стойкими, глубокими стойкими нарушениями памяти, интеллекта и поведения (органический амнестический синдром, органический психосиндром, органическое расстройство личности), выраженными аффективными расстройствами.
13. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (синдром зависимости вне стойкой ремиссии, а также с резидуальными выраженными психотическими и поведенческими нарушениями).
14. Шизофрения с непрерывным типом течения при наличии выраженных и стойких изменений личности и поведения.
15. Хронические бредовые расстройства со снижением трудоспособности.
16. Острые и транзиторные психотические расстройства (любой этиологии) в стадии обострения.
17. Биполярное аффективное и рекуррентное депрессивное расстройство с частыми и выраженными маниакальными и/или депрессивными состояниями.
18. Умственная отсталость.
19. Эпилепсия с частыми генерализованными (судорожными и бессудорожными), парциальными, неклассифицированными припадками, а также сумеречными состояниями, тяжелыми дисфориями и/или психотическими расстройствами; интеллектуально-мнестическими нарушениями и/или выраженным изменением личности.
20. Тяжелые, хронические, часто рецидивирующие, инвалидизирующие заболевания кожи (акантолитическая, резистентная к терапии пузырчатка, лимфома кожи с быстрой прогрессией, лепра).
21. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека.
Далее: педагогика. Профессиональное обучение.
Источник
Учеба в вузе дается студентам по-разному: одним легче, другим сложнее. Но есть люди с ограниченными возможностями, которым ради получения знаний приходится превозмогать не только себя, но и обстоятельства. Когда, например, для поступления на выбранную специальность нужно получить разрешение медиков, а чтобы попасть на лекцию – преодолеть лестничный проем на инвалидной коляске. Доступно ли сегодня высшее образование для инвалидов, разбирались корреспонденты «Знаменки».
Почему колясочник не может стать режиссером?
В прошлом году в наших вузах обучалось 1148 инвалидов. Это 0,3 процента от общего числа студентов. Почти полторы сотни человек с ограниченными возможностями стали первокурсниками в этом году: 141 в государственных вузах и пять – в частных.
26-летняя минчанка Александра Городникова тоже хотела быть среди них. Помешал один нюанс: доктора не разрешили ей учиться на режиссера.
Из-за врожденного заболевания (спинномозговая грыжа) Саша передвигается на коляске. Впрочем, делает это настолько виртуозно, что для нее уже давно не проблема без посторонней помощи съездить в магазин или поликлинику. Единственная ситуация, когда Саша почувствовала, что коляска ей действительно мешает, произошла этим летом:
Александра Городникова и Михаил Мясникович
– В прошлом году я занималась на режиссерских курсах и поняла, что это – мое. Полученных знаний показалось мало, поэтому решила учиться дальше: стала готовиться к поступлению в БГАИ на специальность «режиссура кино и телевидения».
Саша принялась штудировать сборники ЦТ, брала дополнительные занятия, чтобы подготовиться к творческому конкурсу. Все кончилось в один день: МРЭК (Минская городская медико-реабилитационная экспертная комиссия) не дала Саше разрешения на учебу.
– Оказалось, что я с моей первой группой инвалидности не могу быть режиссером. А также сценаристом, артистом эстрады. В «Медицинских противопоказаниях к приему абитуриентов в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования» (инструкция МЗ РБ от 07.05.2004) указаны группы специальностей, которые не могу выбирать. Доходит до смешного: я профессионально занимаюсь танцами (Александра – лауреат чемпионата Беларуси по спортивным танцам на инвалидных колясках. – Прим. ред.), но учиться им не имею права.
Саша признается, что долгое время чувствовала себя потерянной – ей словно обрубили крылья.
– Видела много режиссеров за работой и знаю, что могла бы справиться. Мне обидно, что Минздрав за меня решает, кем я могу быть, а кем – нет.
Сейчас Саша изучает предложения зарубежных вузов: ее готовы принять в Польше, Литве, США. Медсправка нигде не требуется.
Сашина история не уникальна – такие ситуации возникают каждый год, рассказали «Знаменке» в Минской городской медико-реабилитационной экспертной комиссии:
– Ребята выбирают вуз, занимаются с репетиторами, а потом узнают, что при их состоянии здоровья получать эту профессию нельзя. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, мы советуем за несколько лет до поступления обратиться в кабинет медико-профессиональной реабилитации, где наши специалисты на основе диагноза составят примерный список доступных специальностей.
В МРЭК уверяют, что конкретного перечня, где было бы прописано, что людям с астмой нельзя заниматься химией, а слабозрячим – программированием, нет. Каждый случай рассматривается индивидульно. Если абитуриента и его родителей не устраивает перечень доступных специальностей, можно получить дополнительную консультацию в Республиканском научно-практическом центре медицинской экспертизы и реабилитации.
– Абитуриенты и их родители часто видят только ближайшую цель: главное – поступить, а там будь что будет. Но не думают о том, сможет ли такой студент найти работу, будет ли конкурентоспособен. Ведь тот же режиссер должен не только словами объяснить актеру, какую картинку он хочет видеть, но и показать, как пройтись, какую позу принять. Сможет ли это сделать человек на коляске? Не уверены.
На занятия папа носил на руках
Вуз за границей выбрала для себя и борисовчанка Алеся Алехнович. Преодолевать расстояние ей показалось проще, чем снова проходить через МРЭК. Однажды она уже получала разрешение медиков на обучение в Белорусском государственном экономическом университете:
– Меня засыпали вопросами: «А как вы будете учиться? Как будете работать с таким диагнозом?»
Двенадцать лет назад у Алеси Алехнович, жизнерадостной и энергичной семиклассницы из Борисова, вдруг заболела спина. В течение недели девочку парализовало, врачи диагностировали рак четвертой стадии. Когда в больнице сделали МРТ, ее маме сказали: вашей дочке жить осталось неделю. Алеся прошла через страшные испытания: сложные операции, курсы химиотерапии, облучение, уколы и нестерпимые боли. Два года провела в онкоцентре, затем жила в детском хосписе. Но выкарабкалась и вернулась домой.
За год Алеся нагнала три пропущенных класса, окончила школу и в 2010 году поступила в Белорусский государственный экономический университет на заочное отделение:
– Людям с инвалидностью надо получить справку в медико-реабилитационной комиссии. Это сделать тяжело, а на многие специальности путь в принципе закрыт. На экономиста мне учиться разрешили. А вот физически это сделать не получилось: занятия разбросаны по нескольким корпусам, лифт для инвалидов был только в одном. И хотя университет шел навстречу, занятия по возможности проводились на первых этажах, проехать на коляске к кабинетам не всегда было возможно. Почти на все пары папа носил меня на руках. На тот момент я и чувствовала себя хуже, чем сейчас, еще не окрепла после больниц, плохо умела управлять своим инвалидным креслом. После установочной сессии, чтобы не усложнять жизнь близким, забрала документы.
Диагноз Алеси Алехнович – саркома Юинга 4-й стадии, но ни болезнь, ни инвалидность первой группы не помешали ей вести активную жизнь. Девушка занимается вокалом и спортивными бальными танцами, участвует в чемпионатах, возглавляет Борисовское районное общественное объединение инвалидов и сама водит автомобиль. Летом Алеся снова вернулась к мечте получить высшее образование, но на этот раз выбрала университет Литвы:
– Там медицинских документов не потребовалось. «Мы же с вами гуманитарными науками будем заниматься, а не физкультурой или военным делом», – сказали в приемной комиссии. Другой немаловажный момент – условия для колясочников, которые мне уже есть с чем сравнивать. Обучение проходит в одном корпусе, там есть пандусы и специальный туалет. Занятия для моей группы организуют на первом этаже. Если какие-то конференции или семинары проводятся для всего потока на втором, студенческий совет закрепляет ассистентов, которые помогают подняться наверх.
Алеся не скрывает: возможно, с нынешней ее самостоятельностью она бы смогла учиться и в наших вузах. Тем более что с каждым годом барьеров становится меньше. Появляются пандусы, поручни, специальные парковочные места, заниженные бордюры. Во многих вузах есть лифты и подъемники, для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудуются санузлы. А в общежитиях есть жилые комнаты с расширенными дверными проемами без порогов.
Постепенно условия для инвалидов улучшаются, но говорить о том, что безбарьерная среда создана во всех 52 вузах страны, еще рано, считает начальник управления высшего образования Министерства образования Сергей Касперович:
– Во многих зданиях, которые строились в прошлом веке, технически невозможно установить специальные лифты, обустроить туалеты. Поэтому каждый университет создает условия и решает проблемы локально. Например, закрепляет за студентами-инвалидами кураторов, которые им помогают. При проектировании и строительстве новых объектов – общежитий, учебных корпусов, спорткомплексов – требования по созданию безбарьерной среды учтены. К примеру, сейчас в БГТУ реализуется проект нового спортивного комплекса, где бассейн, игровой зал, раздевалки будут построены с учетом международных стандартов.
Когда дистанционка станет удаленной?
В последние годы количество направлений, которые выбирают инвалиды, увеличилось вдвое, рассказывает консультант отдела специального образования Министерства образования Светлана Сысой:
– В основном обучаются гуманитарным специальностям – экономическим, юридическим, педагогическим, искусству и культуре. Те, кто по состоянию здоровья не может учиться на очном отделении, могут выбрать заочную или дистанционную форму. Например, в БГУИР в прошлом учебном году дистанционно обучались 19 человек, в Полоцком госуниверситете – четыре, в БНТУ – три.
Дистанционно учится и Александр Макарчук, которого называют белорусским Стивеном Хокингом. Будучи полностью парализованным, 33-летний борисовчанин освоил голосовое управление компьютером, полноценно работает и помогает таким, как он. При всем желании учиться в одной из наших альма-матер Саша не смог бы даже дистанционно:
– Откровенно говоря, наше дистанционное образование еще в самом начале пути. Знакомый колясочник поступил в минский вуз и теперь жалуется: «Саня, образование вроде как дистанционное, но приезжать в вуз надо на каждую сессию». Посещать зачеты и экзамены для меня проблематично. Поэтому пять лет назад выбрал Межрегиональный открытый социальный институт в Москве, учусь на юриста. Кроме того, это еще и дешевле: инвалидам дают 40-процентную скидку на дистанционное обучение, тогда как в наших вузах она составляет максимум 10 – 15 процентов.
В здании своего университета Саша не был ни разу, вся учеба проходит удаленно:
– Наша сессия – это 50-минутный компьютерный тест по каждому из предметов. Когда начинаешь отвечать на вопросы, остальные окна браузера автоматически блокируются, поэтому искать ответы в интернете не получится. Все по-честному.
За историю существования дистанционной формы обучения в нашей стране только трем студентам разрешили сдавать экзамены онлайн. У них было заключение врачей о том, что по состоянию здоровья им противопоказано посещение коллективов. Остальным зачеты и экзамены приходится сдавать в вузе, комментирует Сергей Касперович:
– Действительно, сейчас дистанционная форма у нас близка к заочной. В новой редакции Кодекса об образовании мы прописали возможность текущей аттестации студента дистанционно. С учетом развития современной науки и техники, биометрических методов распознавания человека это вполне реально. Личное присутствие обязательно только на итоговой аттестации – сдаче госэкзаменов и защите дипломов. В ближайшее время этот документ передадим на рассмотрение в Парламент.
Сейчас учиться легче, чем раньше
Минчанка Людмила Кухарева доказала: если хочешь получить образование – никакой недуг не помеха. Будучи незрячей (она потеряла зрение в начальной школе после гриппа), Людмила с красным дипломом окончила МГЛУ.
Выпускница иняза признается, что по-доброму завидует нынешним студентам:
– Сейчас можно найти электронную версию любого учебника, «залить» ее в голосовую программу и слушать, пока не запомнишь. У меня таких возможностей не было. Все учебники начитывали родители: мама – языки, папа – философию и мировую литературу, где порой к одному занятию нужно было осилить 85 страниц текста. К сессии тоже вместе готовились: ложились спать в три ночи, а в шесть утра вставали на экзамен.
В первый год учебы мама Людмилы целый день проводила в вузе, чтобы переводить дочку с этажа на этаж, пока эти хлопоты не взяли на себя одногруппницы. Забота о Людмиле очень сплотила маленькую девчачью группу, так что даже спустя десяток лет подруги поддерживают теплые отношения.
Сейчас инвалидам учиться гораздо легче, чем раньше, уверена Людмила:
– Приятно, что навстречу идут не только вузы, но и многие общественные организации. Белорусское товарищество инвалидов по зрению специально разыскивает слабовидящих студентов, чтобы предложить им помощь.
Например, распечатать необходимые учебники шрифтом Брайля.
БУДЬ В КУРСЕ
- Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, представившие удостоверение и заключение врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии о том, что им не противопоказано обучение по выбранной специальности, имеют преимущественное право на зачисление в учреждение среднего специального образования при равном общем количестве баллов.
- Абитуриенты с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата вместо ЦТ могут сдавать вступительные испытания в учреждении образования. Их форма определяется приемной комиссией с учетом особенностей психофизического развития абитуриента.
- Дети-инвалиды, инвалиды I и II группы имеют право участвовать в конкурсе на получение высшего образования на заочной форме за счет средств бюджета вне зависимости от того, работают они по профилю избранной специальности или нет.
- Неработающие инвалиды могут поступать на платную заочную форму получения образования.
- В ссузах и вузах инвалиды имеют право на первоочередное заселение в общежития, обеспечение путевками в санатории-профилактории, оказание материальной помощи по заявлениям и скидки на оплату за обучение.
Источник