Медицинские противопоказания при работе охранником

На официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения появилось два «любопытнейших» документа, непосредственно касающихся частной охранной отрасли. Это — проект совместного приказа Минтруда России и Минздрава России «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры», а также проект приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника».
Просмотрев беглым взглядом тексты документов, редакция «ГардИнфо» поняла, что «новые старые» инициативы вызывают у нас очень много вопросов. Зачем нужны эти чрезмерные требования в отношении работников юридических лиц с особыми уставными задачами? Почему, несмотря на специальное регулирование охранной деятельности, работодатель охранника обязан обеспечить прохождение последним предварительного и периодических медицинских осмотров? Или почему нельзя объединить все медицинские осмотры и освидетельствования в единую процедуру с выдачей двух необходимых медицинских заключений? Почему контрольно-надзорные органы упорно утверждают, что в приказе Минздрава России и в профильных законах, регулирующих охранную деятельность, речь идет о разных медицинских осмотрах, а значит после приема человека в штат охранной организации он снова должен проходить медосмотр?
За комментарием на данные «инициативы» министерств редакция «Гардинфо» обратилась к Президенту ФКЦ РОС Александру Козлову.
Да, действительно оба этих проекта составлены, что называется, в «лучших традициях» министерств. Ни Минздрав, ни Минтруд России при их разработке в очередной раз не привлекли представителей юридических лиц с особыми уставными задачами, к коим относятся и частные охранные организации, для которых данные проекты приказов и составлялись, — считает Александр Михайлович, — «Поэтому, на мой взгляд, они содержат те же «ляпы», которые существуют и в действующем приказе. Так, например, в совместном проекте приказа, которым должен быть регламентирован порядок прохождения медицинского освидетельствования частными охранниками, вновь допущена ошибка. Я говорю о том, что согласно документу, частные охранники должны проходить медицинское освидетельствование при приеме на работу, то есть фактически организацию медицинского освидетельствования осуществляет работодатель. Но как мы с вами знаем, лицо, не обладающее правовым статусом частного охранника, не может быть принято в штат частной охранной организации.
Появляется коллизия. В соответствии с данным проектом приказа работодатель будет обязан организовать прохождение медицинских осмотров лицами, которые юридически никакого отношения к его организации ещё не имеют. Логично, что нормативно-правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность в части налогообложения, затрат и тому подобное, просто не позволят работодателю тратить свои деньги на прохождение медосмотров до того, как соискатель получил правовой статус частного охранника и был зачислен в штат. Даже, если работодатель, может быть, и готов бы был это сделать.
ФКЦ РОС, как организацией, аккредитованной распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 26 апреля 2018 г. № 498-р в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, размещена рецензия на указанный проект приказа, в которой, в частности, мы предлагаем устранить указанное противоречие.
Ведь мы и сегодня неоднократно сталкиваемся с тем, что Роструд и Прокуратура требуют от ЧОО проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
Это при том, что в законе РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» довольно четко прописаны требования к прохождению обязательных медицинских осмотров при приеме на работу. Для получения удостоверения частного охранника гражданин должен пройти медосвидетельствование и, собственно говоря, только после этого он может получить удостоверение и подать заявление о приеме на работу в частную охранную организацию. Если с момента получения удостоверения частного охранника и прохождения медосвидетельствования прошло не больше года, то, по нормативам того же Минздрава, данная справка будет считаться действующей, и охранник совершенно спокойно может устраиваться в любую частную охранную организацию, не проходя указанного медосвидетельствования повторно.
Что же касается проекта приказа «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры», то он призван заменить набивший всем оскомину Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. Ни один десяток частных охранных организаций России сталкивался с ситуацией, когда представители Роструда и Прокуратуры при проведении проверок апеллировали именно к этому приказу, требуя представления медицинских заключений по медицинским освидетельствованиям (осмотрам), предусмотренным как федеральными законами, так и приказами Минздрава России в полном объеме в соответствии с каждым нормативным актом. И их совершенно не интересовал тот факт, что частный охранник при устройстве на работу уже прошёл медосмотр, имеет соответствующую справку… Контролирующие и надзорные органы исходят из узковедомственных интересов, и не видят столь явного столкновения норм права. Для них – требования нашего профильного закона – это одно, а приказ Минздравсоцразвития – совершенно другое, к сожалению.
Мне известны случаи, когда в регионах охранники в течение года проходили до четырех (!) медицинских освидетельствований, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, обращаясь к одним и тем же врачам-специалистам…
И новый проект приказа в нынешней редакции не устранит задвоения требований о проведении медицинского освидетельствования и не исключит коррупциогенные факторы. Данная ситуация недопустима. О чем ФКЦ РОС также изложил в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Кроме того, я, являясь членом Общественного совета при Минтруде России, сегодня направил письмо на имя Министра труда и социальной защиты российской Федерации Антона Котякова, в котором аргументировал отрицательное отношение ФКЦ РОС к данному проекту приказа и предложил иную редакцию пункта 16 Приложения 2 к приказу: «Работы в юридических лицах с особыми уставными задачами, при выполнении которых разрешено ношение оружия и его применение, в случаях, когда требования о прохождении медицинских осмотров (освидетельствований) не установлены профильным (специальным) законом».
На мой взгляд изложение данного приказа в предлагаемой мной редакции выведет из-под действия данного приказа работников юридических лиц с особыми уставными задачами, порядок медосвидетельствования которых или прохождения медосмотров уже урегулированы профильными специальными законами, такими как Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14.04.1999 № 77-ФЗ, Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ.
В этом случае требованиями обсуждаемого нами проекта приказа будут руководствоваться работники юридических лиц с особыми уставными задачами, осуществляющие свою деятельность не на основе вышеуказанных специальных законов, а иных подзаконных нормативных актов, положений, уставов и так далее. В частности, к таковым, например, относятся: ведомственная охрана госкорпорации Ростех — «РТ-Охрана», ФГУП «Охрана» Росгвардии, Российское объединение инкассации Центрального банка Российской Федерации и другие.
Поскольку считаю внесение указанных изменений в проекты данных приказов актуальным и важным, пользуясь случаем, призываю коллег поучаствовать в их обсуждении, оставив свои замечания на сайте regulation.gov.ru», — заключил Президент ФКЦ РОС.
Источник
IV. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ДОПУСКУ К РАБОТАМ
48. Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:
врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;
последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;
заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
нарколепсия и катаплексия;
заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;
психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах <5>;
——————————–
<5> В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога.
алкоголизм, токсикомания, наркомания;
болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 – 4 степени;
злокачественные новообразования любой локализации <6>;
——————————–
<6> После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом.
заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы);
гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;
хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степени;
ишемическая болезнь сердца:
стенокардия ФК III – IV;
с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);
пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;
постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца;
аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;
облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов;
облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);
варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 – 4 степени;
ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 – 3 степени;
болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 – 3 степени;
активные формы туберкулеза любой локализации;
осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;
хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 – 3 степени и портальной гипертензии;
хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 – 3 степени;
неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;
диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 – 4 степени, системные васкулиты;
хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 – 3 степени;
хронические заболевания кожи:
хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;
псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;
вульгарная пузырчатка;
хронический необратимый распространенный ихтиоз;
хронический прогрессирующий атопический дерматит;
хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм;
беременность и период лактации <7>;
привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста <7>;
——————————–
<7> Только для лиц, работающих в контакте с вредными и (или) опасными производственными факторами, указанными в Перечне факторов.
глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
49. Дополнительные медицинские противопоказания указаны в Перечне факторов и Перечне работ.
Источник
– Могут ли ежегодные медицинские освидетельствования являться периодическими медицинскими осмотрами?
– Можно ли объединить все медицинские осмотры и освидетельствования в единую процедуру с выдачей двух необходимых медицинских заключений?
– Кто должен оплачивать ежегодные медицинские осмотры и освидетельствования?
Проблемных точек у частной охраны много. Одна из самых чувствительных — медицинские осмотры и освидетельствования. Здесь вопросов больше чем ответов, а имеющиеся у Министерств и ведомств по этим вопросам мнения не всегда отражают чаяния отрасли и иногда идут в разрез со здравым смыслом.
Основной, наиболее актуальный, в сложившейся ситуации перечень вопросов:
– Могут ли ежегодные медицинские освидетельствования являться периодическими медицинскими осмотрами?
– Можно ли объединить все медицинские осмотры и освидетельствования в единую процедуру с выдачей двух необходимых медицинских заключений?
– Кто должен оплачивать ежегодные медицинские осмотры и освидетельствования?
– Когда будет утвержден порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов?
– Когда будет разработана и утверждена форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника?
– Когда будет урегулирована стоимость платных услуг медицинского освидетельствования граждан для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия, на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника?
– Правомерно ли возлагать на работодателя обязанности по организации проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров охранников и т.д.
Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС, за подписью Президента ФКЦ РОС, члена Общественной палаты Российской Федерации Александра Козлова, были подготовлены и направлены официальные письма Министру здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой и Руководителю Федеральной службы по труду и занятости В.Л. Вуколову, в которых были задан ряд вопросов, находящихся в компетенции вышеуказанных ведомств.
Из Минздрава ответ получен:
«…На территории Российской Федерации отношения, возникающие в сфере частной детективной и охранной деятельности, регулируются Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, — Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». В развитие норм статьи 11.1. Закона № 2487-1 постановлением Правительства РФ от 19.05.2007 № 300 утвержден перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника. Приказ Минздрава России от 30.062016 №441н «О порядке проведения медицинского осведетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсилогических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов реализует нормы статьи 13 Федерального закона № 150-ФЗ. Таким образом, постановление № 00 и приказ № 441н изданы в развитие разных тем правового регулирования. Следует отметить, что медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника проводится для соблюдения условий предоставления права на приобретение правового статуса частного охранника. В свою очередь медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием проводится для соблюдения условий предоставления права на приобретение оружия. До принятия Минздравом России нормативного правового акта, реализующего нормы статьи 11.1 Закона № 2487-1, при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника целесообразно руководствоваться нормами постановления № 300, приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.20076 № 40 «Об организации проведения химико-токсилогических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» и нормами приказа Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинским организациями справок и медицинских заключений» (в части оформления медицинского заключения от отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника)».
Из Роструда ответ ожидаем в ближайшее время.
На Информационно-правовом портале Гарант.ру размещен ответ на вопрос: «Согласно ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности. Могут ли такие ежегодные медицинские освидетельствования являться периодическими медицинскими осмотрами, обусловленными приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, в том случае, если охранник выполняет функцию водителя транспортного средства (должность — охранник 4 разряда (водитель))? Должен ли 1 раз в 2 года такой работник проходить 2 медицинских осмотра? Могут ли и кем эти медосмотры быть объединены? Каков алгоритм объединения?». Ответ экспертов портала приводим ниже, не совсем, конечно, то что хотелось бы услышать, но из песни слов не выкинешь. Правда, в ответе Гаранта была упомянута ссылка на «Онлайнинспекции.РФ», где говориться, что специалисты инспекции высказывают мнение о возможности проведения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра в рамках одного медицинского осмотра, исходя из совпадения целей проведения медосмотров и медосвидетельствований и не обращая внимания на различия в оформлении таких процедур и предложили посмотреть ответ непосредственно на сайте Онлайнинспекции.РФ. Мы приложили много усилий, для поиска именного этого мнения специалистов, но наши усилия были тщетны. После обращения непосредственно в Онлайнинспекцию с просьбой помочь в поисках, мы получили ссылку на ответ, но тема ответа была совершенно иной. Но надежду мы не теряем и постараемся держать вас в курсе событий…
Вопрос-ответ:
Согласно ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
Могут ли такие ежегодные медицинские освидетельствования являться периодическими медицинскими осмотрами, обусловленными приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, в том случае, если охранник выполняет функцию водителя транспортного средства (должность — охранник 4 разряда (водитель))? Должен ли 1 раз в 2 года такой работник проходить 2 медицинских осмотра?
Могут ли и кем эти медосмотры быть объединены? Каков алгоритм объединения?
26 апреля 2017
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Возможность объединения медицинского освидетельствования, предусмотренного частью девятой ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», и периодического медицинского осмотра, предусмотренного ст. 213 ТК РФ и приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, в один медицинский осмотр (в одно освидетельствование) действующее законодательство не предусматривает. При одновременном проведении двух мероприятий — медицинского осмотра и медицинского освидетельствования — их результаты должны найти отражение в различных документах.
Обоснование позиции:
Согласно части девятой ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 2487-I) частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.
Частью первой ст. 1 Закона N 2487-I установлено, что частная детективная и охранная деятельность определена как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Перечень видов услуг, предоставление которых разрешается в целях охраны, приведен в части третьей ст. 3 Закона N 2487-I. В силу части первой ст. 11 Закона N 2487-I оказание услуг, перечисленных в части третьей ст. 3 этого Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, такие услуги оказывать запрещено (часть пятая ст. 3 Закона N 2487-I), а частные охранники, как видно из приведенных норм и части первой ст. 11.1 Закона N 2487-I, могут привлекаться к оказанию таких услуг лишь в качестве работников частной охранной организации, которая является исполнителем по соответствующему договору с клиентом. Таким образом, требование о ежегодном медицинском освидетельствовании предъявляется Законом N 2487-I к частному охраннику как к работнику частной охранной организации.
По нашему мнению, такие ежегодные медицинские освидетельствования частных охранников не заменяют медицинские осмотры, проводимые один раз в год на основании ст. 213 ТК РФ, а также п. 7 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом N 302н (далее — Приложение N 2 к Приказу N 302н). И хотя возможность проведения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра в отношении одного и того же работника в одном и том же медицинском учреждении в один и то же период времени нами не исключается, мы вынуждены констатировать, что правомерность их объединения в одно мероприятие и оформления их результатов в каком-то едином документе вызывает сомнения.
Анализ положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) позволяет сделать вывод о том, что законодатель разделяет понятия медицинский осмотр и медицинское освидетельствование. Как следует из ст. 46 Закона N 323-ФЗ, медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Статьей 65 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Одним из видов последнего является, например, медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием. Так, приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 N 441н был утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Однако отдельный порядок медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, в настоящее время не утвержден.
Частью седьмой ст. 11.1 Закона N 2487-I установлено, что порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника должен включать в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. В соответствии с примечанием 3 к Приложению N 2 к Приказу N 302н при прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров работниками, выполняющими работы, перечисленные в п. 7 Приложения 2 к Приказу N 302н, участие врача-психиатра и врача-нарколога является обязательным. Вместе с тем согласно п. 30 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом N 302н, периодический медицинский осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Приложении N 1 или Приложении N 2 к Приказу N 302н. Однако в п. 7 Приложения N 2 к Приказу N 302н не упоминается о проведении соответствующих лабораторных и функциональных исследований, проводимых в целях выявления наличия в организме работника наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (смотрите, например, решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 15.02.2017 по делу N 2-106/2017).
Кроме того, согласно п. 14 Приложения N 3 к Приказу N 302н медицинское заключение составляется в двух экземплярах, один из которых по результатам проведения медицинского осмотра незамедлительно после завершения осмотра выдается на руки лицу, поступающему на работу или завершившему прохождение периодического медицинского осмотра, а второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного. Передача работодателем экземпляра медицинского заключения, выданного работнику на руки, в какие-либо органы исполнительной власти Приказом N 302н не предусмотрена. В силу же части девятой ст. 12 Закона N 2487-I медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника организация должна передать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, выдавшие лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Имеющиеся различия, по нашему мнению, указывают на то, что какого-то единого порядка проведения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра работника, выполняющего обязанности частного охранника, а также единого способа оформления их результатов на настоящий момент не существует. Мы считаем, что такие мероприятия должны проводиться независимо друг от друга, а их результаты должны фиксироваться в отдельных документах. Обращаем Ваше внимание на то, что данная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением контролирующих органов и мнением других специалистов*(1).
Следует также обратить Ваше внимание на то, что в силу п. 27 Приложения N 2 к Приказу N 302н к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, относятся также управление наземными транспортными средствами. Поскольку для работ, перечисленных в п. 7 и п. 27 Приложения N 2 к Приказу N 302н, предусмотрена различная частота медицинских осмотров и различный объем медицинских исследований по ним, работодатель в рассматриваемой ситуации должен направлять работника на осмотры ежегодно, при этом работник будет ежегодно проходить осмотр в связи с выполнением им работ, связанных с ношением оружия и его применением, а каждый второй год — еще и как водитель. Приложение N 3 к приказу N 302н не содержит специальных указаний на то, каким образом работодатель отражает в направлении на периодический медицинский осмотр несколько видов работ из предусмотренных Приложением N 2 к приказу N 302н, которые работник выполняет в соответствии со своей трудовой функцией. Полагаем, оформление работодателем одного направления на медицинский осмотр, в котором будут перечислены все виды работ из предусмотренных в этом Приложении 2 к приказу N 302н, которые выполняет работник, не будет являться нарушением Порядка.
К сведению
:
В соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ в случаях, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по должностям и профессиям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименования должностей, специальностей или профессий работников и квалификационные характеристики к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (смотрите также письмо Роструда от 07.05.2010 N 1357-6-1). Для лиц, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, главой 51 Трудового кодекса РФ установлены определенные ограничения. Также ограничения установлены и для охранников Законом N 2487-I. Поскольку труд по обеим должностям (и водителя автомобиля, и охранника) связан с установленными для работы по этой должности ограничениями, работодатель не может вводить в штатное расписание должность, наименование которой скомбинировано из наименований этих должностей («охранник __ разряда (водитель)»). Также по этой же причине он не может включить в обязанности по одной из должностей обязанности, предусмотренные квалификационным справочником для другой должности. Оформление работы по обеим должностям возможно только при наличии в штатном расписании обеих должностей, в порядке совмещения (ст. 60.2 ТК РФ) либо совместительства (ст. 60.1 ТК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) Например, специалисты Онлайнинспекции.РФ высказывают мнение о возможности проведения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра в рамках одного медицинского осмотра, исходя из совпадения целей проведения медосмотров и медосвидетельствований и не обращая внимания на различия в оформлении таких процедур (смотрите ответ, опубликованный на сайте Онлайнинспекции.РФ).
Источник