Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениям и применение других средств и



МГУДТ

Кафедра физического воспитания

                                                                                Факультет «Экономики и менеджмента»

                                                                                 Группа ЭМ-102

Реферат

Тема: Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применении других средств физической культуры при данном диагнозе

Исполнитель: Дранко Анна

   Руководитель: Пампура Н. А.

Введение.

Физическая культура направлена на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека. К сожалению, не все люди, могут полноценно заниматься физической культурой, из-за состояния своего здоровья. Крайне важно соизмерять свои силы, и делать именно те упражнения, которые способствуют поддержанию организма в тонусе и оздоровлению. В данной работе я постараюсь рассказать об особенностях моего организма,  а так же методиках, которые помогут мне помочь улучшить свое здоровье.

Цели и задачи.

Целью работы является рассказать о медицинских противопоказаниях при занятиях физическими упражнениями и применении других средств физической культуры при имеющихся диагнозах(сколиоз, плоскостопие). Для достижения цели потребуется выполнить следующие задачи: обратиться к научной литературе по теме, исследовать личные физические показатели, изучить методики.

Литературный обзор по заболеванию и влияние на работоспособность. Методики.

Сколио́з — стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения. Сколиозом называют любое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, фиксированное или не фиксированное. Классификации сколиоза: по происхождению, по форме искривления, по локализации искривления, рентгенологическая классификация (по В. Д. Чаклину), по изменению степени деформации в зависимости от нагрузки на позвоночник, по клиническому течению.

Сколиоз причисляется к деформациям периода роста. Он начинается и ухудшается (прогрессирует) в юности, во время усиленного роста тела. Примерно в 80 % всех случаев причина возникновения искривлений неизвестна. Эти сколиозы называют идиопатическими, (что в переводе с греческого означает «неизвестной причины»). Такой сколиоз встречается у девочек в примерно 4-7 раз чаще, чем у мальчиков. Идиопатический сколиоз не имеет ничего общего с так называемым «младенческим сколиозом», который проявляется до года жизни, при котором нет аномалий развития тел отдельных позвонков (в отличие от врожденного сколиоза). «Младенческий сколиоз» может исчезать сам по себе. Идиопатический сколиоз возникает в основном в фазы ускоренного роста скелета. Оставшиеся 20 % сколиозов возникают вследствие врожденных деформаций позвонков, как к примеру синдром Клиппеля-Файля, заболеваний нервно-мышечной системы, как например полиомиелит, заболевания соединительных тканей, обмена веществ костей, после травм и ампутаций вследствие несчастных случаев или операций по удалению злокачественных опухолей, а также у детей после операций на сердце или из-за выраженной разницы длины ног.

Виды сколиоза. В сложившейся мировой практике сколиозы различают по разнице во времени их проявления (манифестации) в типичные скачки роста: инфантильные идиопатические сколиозы (сколиозы, появившиеся между первым и вторым годом жизни); ювенильные идиопатические сколиозы (сколиозы, появившиеся между четырьмя годами и шестью); адолесцентные (подростковые) идиопатические сколиозаы (сколиозы, возникающие в основном между десятью и четырнадцатью годами) . По различным локализациям искривлений различают: торакальный сколиоз (искривление только в грудном отделе позвоночника); люмбальный сколиоз (искривление только в поясничном отделе позвоночника); тораколюмбальный сколиоз (одно искривление в зоне грудопоясничного перехода); комбинированный сколиоз (двойное S-образное искривление) .

Диагностика. В ранних стадиях искривления выявляются лучше всего телом «в наклоне». При этом пациент наклоняется вперёд со свободно опущенными руками. Проверяющий смотрит сзади на позвоночник и отмечает асимметрию — выступающее бедро, возвышающиеся с одной стороны ребра или лопатку, искривления позвоночника. Величина искривления позвоночника измеряется с помощью рентгеновского снимка всего позвоночника стоя. Возможны и врождённые реберные деформации и деформации тел позвонков. С помощью этой информации можно отличить идиопатический и врождённый сколиоз. На рентгеновском снимке в боковой проекции можно также определить, есть ли врождённые деформации в этой плоскости или нарушения нормальных изгибов позвоночника — физиологических кифозов и лордозов.

Схема анализа рентгеновского снимка для определения угла искривления разработана американским ортопедом Коббом. Угол искривления, измеренный по рентгеновским снимкам называется «углом по Коббу». Для определения угла деформации на передне-задней рентгенограмме проводят две линии, параллельных замыкательным пластинкам нейтральных позвонков. В точке пересечения этих линий измеряют угол сколиоза. Важно, кроме того, определить ротацию и торсию сколиоза. Ротация это остаточный разворот тел позвонков в покое относительно друг друга, а торсия — скручивание вдоль оси собственно костной ткани отдельного позвонка. Для определения торсии и ротации используется простая методика Наша и Мое, или более точная — Раймонди.

С увеличением искривления возрастает тенденция к ухудшению проблем общего состояния здоровья. Сильные сколиозы являются причиной деформации туловища и его укорочения и вместе с этим приводят к уменьшению объема грудной клетки и брюшной полости, что ведёт ограничению функции внутренних органов вплоть до сокращения срока жизни при очень сильных деформациях.

Лечение сколиоза включает в себя общеукрепляющие физиотерапевтические процедуры, здоровое питание, лечебную физкультуру (ЛФК), лечебный массаж, акупунктуру. В последнее время как за рубежом, так и в нашей стране развивается корсетолечение с применением пассивных и активно-корригирующих корсетов. Все эти методы нужно применять строго индивидуально, поскольку, например, физические упражнения или мануальная терапия могут нанести конкретному больному значительный вред. В тяжелых случаях, при больших углах искривления позвоночника, назначают операцию с установкой эндокорректоров. Считается, что полностью излечить сколиоз можно только в детском возрасте, до окончания роста скелета, а для взрослых пациентов можно лишь остановить развитие болезни или добиться косметического эффекта.

Комплекс основных упражнений лечебной гимнастики при сколиозе

1.      Исходное положение (ИП) – лежа на спине – руки на затылок.
Упражнение (У) – разведение локтей в стороны – вдох, сведение – выдох (3-4 раза).

2.      ИП – лежа на спине.
У – попеременное сгибание ног к животу – выдох, выпрямление – вдох (3-5 раз).

3.      ИП – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах.
У – Приподнимание таза, прогибаясь в грудном отделе позвоничника (3-4 раза).

4.      ИП – лежа на спине.
У – Вытягивание одной руки вверх, а другой – на стороне выпуклости и искривления – в сторону – вдох, опускание – выдох (4-5 раз).

5.      ИП – лежа на животе.
У – Приподнимание туловища, стремясь прогнуть грудной отдел позвоночника – вдох, опускание – выдох (4 раза).

6.      ИП – лежа на животе, одна рука на затылке, другая на грудной клетке на выгнутой стороне искривления.
У – Разгибание туловища – вдох, возвращение в ИП – выдох. (3-4 раза).

7.      ИП – лежа на животе, руки вдоль тела, ладонями вниз.
У – Поднимание ног (попеременно) с одновременным приподниманием туловища, опираясь на руки – вдох, возвращение в ИП – выдох. (3-4 раза).

8.      ИП – лежа на животе.
У – Отведение ноги в сторону на выпуклой стороне искривления поясничного отдела позвоничника и последующее возвращение в ИП. Дыхание произвольное. (3-4 раза).

9.      ИП – лежа на боку, на ватном валике на выпуклой стороне искривления грудного отдела позвоничника.
У – Закидывание руки за голову – вдох, опускание – выдох. Темп медленный (3-4 раза).

10. ИП – стоя на четвереньках.
У – Одновременное вытягивание правой ноги и левой руки – вдох, возвращение в ИП – выдох; тоже с другой ногой и рукой (4-6 движений).

11. ИП – стоя на четвереньках.
У – Сгибание рук в локтевых суставах до соприкосновения грудной клетки с поверхностью кушетки. Дыхание произвольное (3-4 раза)

12. ИП – лежа на спине, руки вдоль тела.
У – Одновременное поднимание рук вверх – вдох, опускание рук – выдох (3-4 раза).

плоскостопие.

Плоскостопие – изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Поперечное плоскостопие в сочетании с другими деформациями составляет 55,23 %, продольное плоскостопие в сочетании с другими деформациями стоп – 29,3 %.

При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на I и V, как это бывает в норме, длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения I пальца наружу и молотко-образной деформации среднего пальца. При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается.

Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16 – 25 лет, поперечное – в 35 – 50 лет. По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую и статическую. Врожденное плоскостопие установить раньше 5 – 6-летнего возраста нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Однако приблизительно в 3 % всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Плоскостопие травматическое – последствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей. Паралитическая плоская стопа – результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствие Полиомиелита).

Плоскостопие рахитическое обусловлено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы.

Плоскостопие статическое (встречающееся наиболее часто 82,1 %) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. Причины развития статического плоскостопия могут быть различны- увеличение массы тела, работа в стоячем положении, уменьшение силы мышц при физиологическом старении, отсутствие тренировки у лиц сидячих профессий и т. д. К внутренним причинам, способствующим развитию деформаций стоп, относится также наследственное предрасположение, к внешним причинам- перегрузка стоп, связанная с профессией (женщина с нормальным строением стопы, 7-8 часов проводящая за прилавком или в ткацком цехе, может со временем приобрести это заболевание), ведением домашнего хозяйства, ношение нерациональной обуви (узкой, неудобной).

При ходьбе на «шпильках» происходит перераспределение нагрузки: с пятки она перемещается на область поперечного свода, который ее не выдерживает, деформируется, отчего и возникает поперечное плоскостопие.

Основные симптомы продольного плоскостопия — боль в стопе, изменение ее очертаний.

Плоскостопие. Последствия и осложнения

Плоскостопие предрасполагает к развитию вросшего ногтя. Боли в стопах, коленях, бедрах, спине. Неестественная походка и осанка. Легче согнуться, чем присесть на корточки; присев, тяжело удержать равновесие. «Тяжелая» походка. Само собой, косолапие при ходьбе. Деформированные: стопы (плоская стопа, искривленные, непропорциональной длины пальцы ног, «косточка» на большом пальце, безобразно широкая стопа). колени (прогнутые наружу или внутрь); бедра (вывернутые); Непропорционально развитые или недоразвитые мышцы ног.

…………………………………………………………………………………………………………………………….

Плоскостопие – самый распространенный вид деформации стопы, обусловленное уплощением свода, пронированием ее заднего и отведением переднего отделов.

Плоскостопие ( различают пять видов плоской стопы):

1.      ПЛОСКОСТОПИЕ врожденное

2.      ПЛОСКОСТОПИЕ рахитическое

3.      ПЛОСКОСТОПИЕ паралитическое

4.      ПЛОСКОСТОПИЕ травматическое

5.      ПЛОСКОСТОПИЕ статическое

Самым распространенным является статическое плоскостопие. Самое распространенное мнение, что статическое плоскостопие возникает вследствие мышечно-связочной недостаточности. Чрезмерная ходьба или длительное стояние в сочетании с ношением тяжестей, либо излишнего веса, несомненно развивают статическое плоскостопие.

Плоскостопие у детей младшего школьного возраста следует рассматривать как фазу развития этого органа. По мере роста «плоскостопие» у абсолютного большинства детей к 7-8 годам исчезает, а форма и функция стопы нормализуется.

Различают врожденное плоскостопие и приобретенное плоскостопие. Врожденное плоскостопие встречается довольно редко. Обычно это продольное плоскостопие, сочетающееся с пронацией стопы (плосковальгусная стопа). Неправильное внутриутробное развитие структурных элементов стопы это основная причина, при которой развивается продольное плоскостопие.

Такие причины, как: параличи и парезы мышц нижних конечностей, осложнения после травматических повреждений, нарушение кальциево-фосфорного обмена, рахит, развивают так называемое приобретенное плоскостопие.

Отсутствие амортизирующих свойств стопы, что является причиной быстрого утомления при ходьбе, болей в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе – это основные симптомы, если у Вас плоскостопие.

Часто плоскостопие развивается по причине увеличения массы тела, а у спортсменов — в результате систематических чрезмерных нагрузок. Неправильно подобранная обувь так же развивает плоскостопие. В процессе ходьбы опорно-двигательный аппарат человека подвергается различным сотрясениям и толчкам, а стопа выполняет так называемые рессорно-аммортизирующие функции.

Источник

Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры

Медицинские противопоказания при занятиях
физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при
тахикардии и аритмии

Реферат выполнила студентка 1 курса, 7 гр.
очного отделения социально-экономического факультета Ярушина Анна Владимировна

Академия Труда и Социальных Отношений

Кафедра Физической культуры

Москва, 2004.

На основании данных о состоянии здоровья
студенты распределяются на ряд медицинских групп, в том числе на специальную
медицинскую группу (далее спецмедгруппа). В спецмедгруппу попадают лица,
имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера,
требующие ограничения физических нагрузок. Эти лица занимаются по специальным
медицинским программам. Невысокий уровень здоровья и низкая двигательная
активность молодежи – проблема, привлекающая внимание многих специалистов. Для
студентов спецмедгруппы за основу физического воспитания целесообразно брать
последовательное развитие различных физических качеств с введением специальных
физических упражнений, направленных на устранение имеющихся отклонений.
Основной вопрос в методике занятий со спецмедгруппами – определение исходного и
необходимого уровня физической нагрузки с учетом состояния здоровья, пола, физической
подготовки. Величина физической нагрузки зависит от ряда компонентов: подбора
физических упражнений и их количества, исходных положений, темпа, ритма и
амплитуды выполнения, от продолжительности урока и других факторов.
Составленный комплекс должен обеспечивать равномерное распределение физической
нагрузки на все группы мышц, служить общему укреплению организма, развитию и
поддержанию таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость.

Следует осторожно включать в комплекс
упражнения на быстроту, с задержкой жыхания, наклоны и другие упражнения,
требующие значительного напряжения мышц плечевого пояса. Трудность упражнений
наод повышать постепенно, большое значение приобретает правильный подбор
упражнений для различных групп мышц, чередование напряжения и расслабления.
Упражнения должны оказывать равномерное воздействие на все мышечные группы.
Каждое предыдущие должно подготавливать организм к следующему и обеспечивать
чередование работы различных мышечных групп. При выполнении упражнений с набивными
мячами и гантелями наблюдается поочередное максимальное напряжение работающих
мышечных групп, а затем на расслабление, что положительно сказывается на
протекании физиологических процессов в организме. При выполнении упражнений на
снарядах основная нагрузка – на плечевой пояс, что приводит к повышению
внутригрудного давления и затруднению работы сердца. Упражнения, требующие
значительной физической силы, чередуются с упражнениями на расслабление, с
ходьбой в умеренном темпе. Этим достигается ускорение восстановительных
процессов в организме. На занятиях спецмедгруппы используются разнообразные
упражнения, оказывающие всесторонее воздействие на организм. В программу
занятий включаются гимнастические упражнения, элементы легкоатлетических
упражнений, спортивные и подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах.
Общеразвивающие упражнения – основной вид упражнений в спецмедгруппах, они
обеспечивают решение главных задач, стоящих перед группами здоровья.
Общеразвивающие упражнения способствуют совершенствованию двигательных навыков.
С их помощью легко дозировать нагрузку на занятиях, избирательно воздействовать
на организм. В результате регулярных улучшается деятельность всех систем
организма, усиливается обмен веществ, укрепляется мускулатура, сохраняется правильная
осанка, воспитывается сила, ловкость, выносливость.

Общеразвивающие упражнения могут выполняться
без предметов, с предметами и на снарядах.

1. Упражнения без предметов

1.1 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса
выполняются из самых разнообразных исходных положений. Движения в стороны,
вверх, назад, вперед осуществляются как прямимы руками, так и согнутыми в
локтевых суставах. Эти упражнения могут широко сочетаться с упражнениями для
других мышечных групп.

1.2 Упражнения для мышц шеи – наклоны головы
вперед, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.

1.3 Упражнения для мышц ног – различные
движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперед и другие.

После упражнений, направленных на развитие
той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление,
нормализующее мышечный тонус.

К упражнениям без предметов относятся
упражнения в сопротивлении, выполняемые в парах. Они способствуют общемцу
физическому развитию организма, развитию гибкости,.. силы и повижности
суставов.

2. Упражнения спредметами используют для
развития силы, гибкости, координационных способностей. При их выполнении на
организм оказывается дополнительная нагрузка благодаря увеличивающейся
амплитуде движений, усложняется координация, предъявляются повышенные
требования к точночти движений.

2.1 Упражнения с гимнастической палкой
незаменимы в воспитании координации и точности движений, правильной осанке,
навыков правильной и красивой ходьбы.

2.2 Упражнения с малыми мячами – в основном в
женских группах. Это подбрасывания мяча и его ловля в самых различных
вариантах.

2.3 Упражнения с волейбольными и
баскетбольными мячами особенно широко используются в спецмедгруппах. Это
поднимания мяча руками, движения с мячом в сочетании с наклонами и т.п.

2.4 Упражнения снабивным мячом помогают
избирательно развивать отдельные группы мышц, последовательно увеличивая
нагрузку.

2.5 Упражнения с гантелями эффективны для
укрепления мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног.

3. Упражнения на снарядах занимают большое
место среди других упражнений. Они применяются с целью общего и избирательного
воздействия на определенные мышечные группы, суставы, для облегчения ряда
упражнений.

3.1 Упражнения на гимнастической стенке
служет средством общего и специального воздействия на организм. Они позволяют
содействовать развитию силы, гибкости и выносливости.

3.2 Упражнения на гимнастической скамейке
способствуют разностороннему развитию организма, устранению дефектов осанки.

4. Упражнения спецнаправленности применяются
для улучшения деятельности отдельных органов и систем организма. К ним относят
упражнения на воспитание осанки, увеличение подвижности грудной клетки и
ритмичности дыхания, коррегирующие упражнения.

5. Прикладные упражнения – ходьба, бег,
прыжки, метание и т.п. Цель -совершенствование естественных движений, повышение
уровня физической подготовленности, улучшение функционального состояния всех
систем организма. Эти упражнения способствуют более полной координации
деятельности отдельных органов и систем организма, они способствуют развитию
навыков овладения телом, поддержания правильной осанки, учат ориентации во
времени и пространстве, улучшают ориентацию во времени и пространстве, повышают
двигательную координацию, выносливаость, силу, гибкость, быстроту, ловкость.

6. Спортивные и подвижные игры имеют большое
значение для развития таких физических качеств, как быстрота реакции на
движущиеся предметы, выносливость, сила, равновесие, точность и др. Во время
проведения игровыхупражнений движения непрерывно меняются, напряжение чередуется
с расслаблением мышц.

В занятиях со спецмедгруппами наибольшее
применение нашли подвижные игры, а также волейбол и баскетбол.

6.1 Подвижные игры широко используются в
основной и заключительной частях занятия, где им отводится 3-7 минут. К таким
играм относят “Третий лишний”, “Тяни в круг”, “День и
ночь” и др.

6.2 Волейбол приемлем для людей, занимающихся
в группах здоровья, однако прежде, чем приступить к самой игре, необходимо
обучить занимающихся основным техническим элементам этой игры.

6.3 Баскетбол оказывает большое
физиологическое и эмоциональное воздействие на организм.

На занятиях спецмедгруппы проводят игры по
упрощенным правилам. Игра продолжается не более 3-5 минут по 2-4 периода, между
периодами – отдых.

7. Плавание – прекрасное средство общей физической
подготовки человека, имеющее большое прикладное значение. Оно способствует
развитию выносливости, дыхательной мускулатуры, увеличению жизненной емкости
легких, лучшей адаптации организма к изменинеиям температуры внешней среды.

8. Лыжи – замечательное средствоукрепления
здоровья и закаливания организма. Ходьба на лыжах развивает опорно-двигательный
аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает работоспособность
и выносливость.

Основной задачей занятий со спецмедгруппами
является укрепление здоровья студентов, лечение и профилактика различных
заболеваний. Основная особенность группы – она комплектуется студентами с
различными травмами и заболеваниями, поэтому занятия в этих группах должны
строиться с учетом индивидуальных особенностей и диффиренцированной нагрузкой.
Желательно разделить занимающихся на группы с аналогичными заболеваниями.

Комплекс упражнений при миопии

Миопия (блтзорукость) – нарушение зрения, при
котором рассматриваемый предмет хорошо виден только на близком расстоянии.
Важное место в профилактикемиопии и ее прогруссирования занимают физические
упражнения общеразвивабщего характера в сочетании со специальными упражнениями
для ресничной мышцы, способствующие восстановлению зрения.

Упражнения

1. Исходное положение – сидя. Крепко
зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

2. Исходное положение – сидя. Бычтрое
моргание в теченеи 1-2 мин.

3. Исходное положение – стоя. 1-смотреть
вдаль прямо перед собой; 2- поставить палец руки по средней линии лица на
расстояние 25-30 см. от глаз; 3- перевести взгляд на конец пальца и смотреть на
него 3-5 сек.; 4- опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Источник