Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других
Саратовский
Государственный Технический Университет
Им. Ю.А.
Гагарина
Медицинские
противопоказания для занятий физическими
упражнениями
Работу
выполнила:
Студентка
2 курса
Факультета
Экологии
и Сервиса
специальность
Экология
Бирюкова
Татьяна
2011г.
Содержание:
1. Противопоказания
2. Заболевания органов
пищеварения
3. Болезни почек
и мочевых путей
4. Эндокринные и
обменные заболевания
5. Болезни суставов
6. Миопия (близорукость)
7. Функциональные
нарушения осанки и сколиозы
8. Вывод
9. Список литературы
3
Противопоказания
Студенты
колледжей, вузов, университетов в
зависимости от физического развития,
состояния здоровья и функциональной
подготовки разделены на три группы
— основную, подготовительную и
специальную. Студенты, имеющие отклонения
в состоянии здоровья, как правило,
— хронические заболевания или
повреждения опорно-двигательного
аппарата, занимаются в специальных
медицинских группах. Абсолютные противопоказания:
недостаточность кровообращения II—III
степени; острый инфаркт миокарда; активная
фаза ревматизма, миокардит; стенокардия
покоя; эмболия легочной артерии; инфаркт
трансмуральный; аневризма аорты; острое
инфекционное заболевание; тромбофлебит
и сердечная недостаточность; тахикардия
покоя, экстрасистолия и другие нарушения
ритма; стеноз аорты и почечной артерии;
миопия (близорукость) более 7 диоптрий.
Относительные противопоказания: суправентрикулярные
нарушения ритма сердца; миопия (близорукость)
более -5; системная или легочная гипертензия;
умеренно выраженный стеноз аорты; неконтролируемые
заболевания обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз,
микседема и др.); выраженный стеноз трехстворчатого
клапана сердца; токсикоз беременных;
гипертония II—III степени, ретинопатия
III степени; пороки сердца, с выраженным
цианозом; резко выраженная анемия; значительное
выраженное ожирение (III ст.), протекающее
с одышкой; почечная и печеночная недостаточность;
заболевания ОДА, ограничивающие двигательную
активность; заболевания крови (эритремия,
лимфогранулематоз и др.).Уроки физкультуры
в специальных медицинских группах проводятся
при следующих заболеваниях: болезни органов
кровообращения; болезни суставов; болезни
органов дыхания; болезни органов пищеварения;
болезни почек и мочевыводящих путей;
эндокринные и обменные заболевания; женские
болезни; нервные и психические болезни;
хирургические болезни; травматология
и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов;
кожные болезни. Реакция организма на
физические
4
нагрузки
различна. Имеет значение состояние
здоровья, возраст, пол, время года (биоритмы)
и др., но во всех случаях разумного
применения физическая культура оказывает
положительное влияние на организм. Оптимальные
физические нагрузки (тренировки) способствуют
нормализации функционального состояния,
сна, обменных процессов и др. Способность
к восприятию физических нагрузок у студентов
специальных медицинских групп различна.
Преподавателю физкультуры следует помнить,
что у больных способности к приспособлению
(адаптации) и выполнению физических нагрузок
снижены. И если физические нагрузки не
будут адекватны возможностям человека,
то могут возникнуть серьезные осложнения,
физкультура вместо пользы принесет вред.
Не следует включать в занятия сложные
движения на координацию, упражнения с
натуживанием, подъемом тяжестей и другие,
которые студенту трудно освоить и выполнить
из-за сниженной физической работоспособности
и состояния здоровья. Регулярные (систематические)
физические нагрузки способствуют нормализации
моторных (двигательных) процессов, особенно
при заболеваниях кардиореспираторной,
эндокринной и других систем, помогают
восстановить утраченные (сниженные) функции
организма. В зависимости от функционального
состояния, тренированности и течения
заболевания нагрузки вначале должны
быть малой интенсивности, затем — средней.
Kонтроль за реакцией сердечно-сосудистой
системы осуществляют по пульсу, частоте
дыхания, самочувствию, цвету кожных покровов,
потливости и др. Основой тренировочного
процесса при заболеваниях кардиореспираторной
системы являются циклические упражнения,
при травмах и заболеваниях ОДА — плавание,
занятия на тренажерах, упражнения с гимнастической
палкой, мячами, у гимнастической стенки,
гидрокинезотерапия и др. Занятие состоит
из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Содержание и продолжительность зависят
от характера заболевания, его течения
и частоты обострений, а также функционального
состояния. Во вводной части — общеразвивающие
упражнения, ходьба, бег, дыхательные упражнения;
в основной — упражнения специфические
5
для данной
патологии, подвижные игры, элементы
спортивных игр; заключительная часть
— дыхательные упражнения, ходьба,
упражнения на релаксацию, выработка
правильной осанки и пр.
Заболевания
органов пищеварения
Наиболее
часто встречаются гиперацидный
гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной
кишки, холециститы и дискинезии
желчных путей, колиты (чаще у женщин).
Kроме того, нередки опущения желудка.
Характер влияния тренировок на пищеварение
различен: слабые (небольшие, умеренные)
нагрузки стимулируют, сильные (интенсивные,
длительные) угнетают функцию желудочно-кишечного
тракта (двигательную, секреторную
и всасывательную). Kроме того, физические
упражнения оказывают положительное
воздействие на регенеративные процессы
в слизистой желудка и двенадцатиперстной
кишки. При этом улучшается микроциркуляция
в тканях слизистой, в мышцах, увеличивается
объем циркулирующей крови (ОЦK).Восстановление
условно-рефлекторной деятельности желудочно-кишечного
тракта начинается через час после
приема пищи и достигает максимума
лишь через 3—3,5 часа после еды. Чувство
сытости сопровождается снижением
возбудимости скелетной мускулатуры.
Таким образом, выполнение физических
упражнений вскоре после еды нарушает
естественные процессы пищеварения. Несоблюдение
этих правил ведет к ухудшению
функциональных и регенеративных процессов
в желудочно-кишечном тракте. Занятия
проводятся в период ремиссии. В занятие
включают ходьбу, бег (их сочетание), дыхательные
и общеразвивающие упражнения, подвижные
игры (или элементы спортивных игр), плавание,
езду на велосипеде, ходьбу на лыжах и
др. В первое время следует щадить брюшной
пресс, избегать упражнений на тренажерах.
Лучше включать общеразвивающие упражнения
в положении сидя, с выполнением дыхательных
упражнений («дыхание животом»).При повышенной
раздражительности и нарушении сна —
занятия целесообразно проводить в сопровождении
музыки (или
6
цветомузыки).
В домашних условиях, после выполнения
УГГ показан душ или обтирание
прохладной водой.
Болезни
почек и мочевых
путей
Наиболее
часто встречаются следующие
заболевания: гидронефроз, гломерулонефрит,
пиелит, пиелонефрит, почечнокаменная
болезнь, цистит, опущение почки и
др.Занятия физкультурой проводятся
в период ремиссии. В занятие включают
дозированную ходьбу, бег, подвижные
игры (или элементы спортивных игр),
лыжные прогулки, общеразвивающие и
дыхательные упражнения, занятия
на тренажерах. В летнее время —
езда на велосипеде (при мочекаменной
болезни предварительно выпить 0,5—0,75
л жидкости), ходьба по пересеченной
местности. При опущении почки исключают
прыжки, подскоки и подобные упражнения,
выполняется специальный комплекс
общеразвивающих упражнений и плавание.Следует
избегать переохлаждения (плавание в
осенне-зимний период в бассейне, прием
холодного душа или обливание
холодной водой), которое может спровоцировать
обострение болезней.
Эндокринные
и обменные заболевания
К наиболее
распространенным заболеваниям желез
внутренней секреции и обмена веществ
относятся сахарный диабет, ожирение,
подагра и др. Заболевания связаны
с нарушением обмена веществ (углеводного,
жирового, белкового), неправильным питанием,
интоксикацией организма, гиподинамией.
Мышечная деятельность оказывает регулирующее
влияние на обменные процессы.Лечебное
действие физических упражнений при
нарушении обмена веществ обусловлено
их мощным трофическом влиянием. Систематические
тренировки способствуют нормализации
(восстановлению) моторно-висцеральных
рефлексов, оказывающих регулирующее
влияние на обмен веществ и
железы внутренней секреции.В зависимости
от заболевания в занятие включают
ходьбу и бег (сочетание бега, ходьбы
и
7
дыхательных
упражнений), общеразвивающие, дыхательные
упражнения, занятия на тренажерах,
подвижные игры и др. В летнее
время включают езду на велосипеде,
плавание, игры, зимой — лыжные прогулки,
игру на снегу в футбол (для больных
ожирением).Выбор физических упражнений,
их объем и интенсивность зависят
от клинического течения заболевания,
сопутствующих болезней и погоды,
условий занятия и других факторов.
При ожирении нагрузки зависят от
степени ожирения (I—IV ст.), возраста,
пола и сопутствующих заболеваний
(гипертоническая болезнь, диабет и
др.). Для больных сахарным диабетом
опасны переутомления, перегрузки. Больший
эффект наблюдается при применении
циклических видов (бег, ходьба, езда
на велосипеде, плавание, прогулки на лыжах,
гребля и др.). В осенне-зимний период
следует избегать проведения занятий
плаванием в бассейне из-за опасности
переохлаждения и обострения заболевания,
а при ожирении, наоборот, включают
плавание, гидрокинезотерапию, сочетание
ходьбы и бега, тренировки на тренажерах,
сауну, диету и др.
Болезни
суставов
По данным
ВОЗ, каждый пятый житель планеты
имеет нарушение функции суставов
или предъявляет жалобы на боли в
них. Из многочисленных заболеваний
суставов наиболее распространены воспалительные
заболевания (артриты) и дегенеративные
(артрозы).K первой группе заболеваний
относятся: артриты инфекционные, артрит
ревматоидный и др. Kо второй — деформирующий
остеоартроз, периартриты и др. Артриты
— системное заболевание соединительной
ткани, проявляющееся главным образом
хроническим прогрессирующим воспалением
суставов, ограничением движений в суставе
(суставах), атрофией мышц и др. При прогрессировании
заболевания ограничение движений нарастает,
боли в суставе возникают не только при
нагрузке, но и в покое. Роль тренировок
в период ремиссии особенно велика. Под
влиянием физических упражнений активизируется
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной
систем, нервно-
8
мышечного
аппарата, нормализуется обмен веществ,
улучшается подвижность в суставе,
увеличивается сила мышц, исчезает
боль.Активные движения следует выполнять
в облегченных условиях (в положении
лежа, на четвереньках, сидя, в воде,
в висах и др.). Выполнение упражнений
не должно сопровождаться болевыми ощущениями.При
инфекционных артритах в занятие включают
ходьбу пешком, езду на велосипеде, ходьбу
на лыжах, общеразвивающие и дыхательные
упражнения, упражнения со снарядами (мячами,
палками, гантелями и пр.) в положении лежа
и сидя, подвижные игры (или элементы спортивных
игр). Исключаются прыжки, подскоки (многоскоки),
упражнения с гантелями, гирями в положении
стоя, а также плавание в осенне-зимний
период из-за опасности обострения заболевания.При
артрозах показаны занятия на тренажерах,
гидрокинезотерапия, плавание. Kроме того,
в занятие включают подвижные игры (или
элементы спортивных игр), ходьбу, лыжные
прогулки, езду на велосипеде, греблю и
др.При проведении самостоятельных занятий
включают УГГ, езду на велосипеде (велотренажере),
ходьбу на лыжах и закаливающие процедуры.
Миопия
(близорукость)
В настоящее
время близоруких среди студентов
30—40% от числа учащихся. У девушек
этот показатель выше, по нашему мнению,
из-за меньшей двигательной активности.
В технических вузах близоруких
больше, чем, например, в физкультурных.
В зависимости от степени близорукости,
не показаны упражнения на поднятие тяжестей
(штанги, гири и пр.), прыжковые упражнения,
прыжки в воду (или на лыжах с
трамплина) при миопии более минус
пять. А если у студента, кроме
того, гипертония, то занятия физкультурой
ограничены в еще большей степени.
В этом случае показаны ходьба, медленный
бег, ходьба на лыжах, катание на коньках,
плавание в бассейне, езда на велосипеде.
Занятия физкультурой в специальных
медицинских группах целесообразно
проводить в течение всего
периода обучения студента в вузе.
Летом желательно санаторно-курортное
лечение в той
9
климатической
зоне, которая более всего ему
показана.Необходимы и теоретические
занятия, на которых преподаватель
рассказывает о роли физической культуры,
закаливания в поддержании здоровья
студентов, о рациональном питании,
о самоконтроле, о самостоятельных
занятиях (УГГ, лыжные прогулки, езда на
велосипеде, катание на коньках, дозированная
ходьба и бег и др.).
Функциональные
нарушения осанки
и сколиозы
Функциональные
нарушения осанки — это мышечный
дисбаланс. Они связаны с функциональными
изменениями ОДА (слабостью мышц,
связок и пр.) при гиподинамии (ограничении
движений), неправильной рабочей позе
и др. Нарушение осанки проявляется
в уменьшении или увеличении физиологической
кривизны позвоночного столба.Для предупреждения
дефектов осанки и ее нормализации необходимы
ежедневные занятия физкультурой (УГГ,
упражнения с резиновыми бинтами, гимнастической
палкой, набивными мячами, с гантелями
в положении лежа, занятия на тренажерах
с малыми напряжениями в положении лежа,
полулежа, плавание, специальные упражнения
у гимнастической стенки и др.). Исключаются
упражнения с гантелями в исходном положении
стоя, прыжки и подскоки с гантелями. В
занятие включают подвижные игры (или
элементы спортивных игр), дыхательные
и общеразвивающие упражнения, ходьбу,
ходьбу в приседе, прогулки на лыжах, езду
на велосипеде и др. Большое место должны
занимать плавание и гидрокинезотерапия.
При регулярных занятиях (3—5 раз в неделю
по 35—45 мин) удается ликвидировать функциональные
нарушения осанки. Сколиоз — прогрессирующее
заболевание позвоночника, характеризуется
его искривлением. Деформация позвоночника
ведет к многочисленным нарушениям деятельности
внутренних органов. Одна из важных задач
физкультуры — приостановление прогрессирования
болезни. В зависимости от степени сколиоза
применяют тот или иной комплекс физических
упражнений: ходьба, ходьба в приседе,
общеразвивающие и дыхательные упражнения.
Упражнения с гантелями, набивными мячами
выполняются в положении лежа. Гидрокинезотерапия,
10
плавание
(способом брасс), упражнения с гимнастической
палкой, упражнения на растяжение, на гимнастической
стенке и другие успешно тренируют
мышцы. В занятие включают также
упражнения на координацию, равновесие
и ряд общеразвивающих упражнений
для мышц спины, живота, ягодиц и
др. Регулярные занятия физкультурой
дают возможность остановить прогрессирование
болезни, ликвидировать мышечную асимметрию
и т.п. Большое значение имеют правильное
регулярное питание, соблюдение режима
дня с обязательным пребыванием на воздухе
не менее 2ч, общее закаливание организма,
которое начинают с холодных обтираний,
затем переходят к гигиеническому душу,
постепенно снижая температуру воды. Спать
рекомендуется на достаточно жесткой
кровати с небольшой подушкой.
Источник
Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры
Медицинские противопоказания при занятиях
физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при
тахикардии и аритмии
Реферат выполнила студентка 1 курса, 7 гр.
очного отделения социально-экономического факультета Ярушина Анна Владимировна
Академия Труда и Социальных Отношений
Кафедра Физической культуры
Москва, 2004.
На основании данных о состоянии здоровья
студенты распределяются на ряд медицинских групп, в том числе на специальную
медицинскую группу (далее спецмедгруппа). В спецмедгруппу попадают лица,
имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера,
требующие ограничения физических нагрузок. Эти лица занимаются по специальным
медицинским программам. Невысокий уровень здоровья и низкая двигательная
активность молодежи – проблема, привлекающая внимание многих специалистов. Для
студентов спецмедгруппы за основу физического воспитания целесообразно брать
последовательное развитие различных физических качеств с введением специальных
физических упражнений, направленных на устранение имеющихся отклонений.
Основной вопрос в методике занятий со спецмедгруппами – определение исходного и
необходимого уровня физической нагрузки с учетом состояния здоровья, пола, физической
подготовки. Величина физической нагрузки зависит от ряда компонентов: подбора
физических упражнений и их количества, исходных положений, темпа, ритма и
амплитуды выполнения, от продолжительности урока и других факторов.
Составленный комплекс должен обеспечивать равномерное распределение физической
нагрузки на все группы мышц, служить общему укреплению организма, развитию и
поддержанию таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость.
Следует осторожно включать в комплекс
упражнения на быстроту, с задержкой жыхания, наклоны и другие упражнения,
требующие значительного напряжения мышц плечевого пояса. Трудность упражнений
наод повышать постепенно, большое значение приобретает правильный подбор
упражнений для различных групп мышц, чередование напряжения и расслабления.
Упражнения должны оказывать равномерное воздействие на все мышечные группы.
Каждое предыдущие должно подготавливать организм к следующему и обеспечивать
чередование работы различных мышечных групп. При выполнении упражнений с набивными
мячами и гантелями наблюдается поочередное максимальное напряжение работающих
мышечных групп, а затем на расслабление, что положительно сказывается на
протекании физиологических процессов в организме. При выполнении упражнений на
снарядах основная нагрузка – на плечевой пояс, что приводит к повышению
внутригрудного давления и затруднению работы сердца. Упражнения, требующие
значительной физической силы, чередуются с упражнениями на расслабление, с
ходьбой в умеренном темпе. Этим достигается ускорение восстановительных
процессов в организме. На занятиях спецмедгруппы используются разнообразные
упражнения, оказывающие всесторонее воздействие на организм. В программу
занятий включаются гимнастические упражнения, элементы легкоатлетических
упражнений, спортивные и подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах.
Общеразвивающие упражнения – основной вид упражнений в спецмедгруппах, они
обеспечивают решение главных задач, стоящих перед группами здоровья.
Общеразвивающие упражнения способствуют совершенствованию двигательных навыков.
С их помощью легко дозировать нагрузку на занятиях, избирательно воздействовать
на организм. В результате регулярных улучшается деятельность всех систем
организма, усиливается обмен веществ, укрепляется мускулатура, сохраняется правильная
осанка, воспитывается сила, ловкость, выносливость.
Общеразвивающие упражнения могут выполняться
без предметов, с предметами и на снарядах.
1. Упражнения без предметов
1.1 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса
выполняются из самых разнообразных исходных положений. Движения в стороны,
вверх, назад, вперед осуществляются как прямимы руками, так и согнутыми в
локтевых суставах. Эти упражнения могут широко сочетаться с упражнениями для
других мышечных групп.
1.2 Упражнения для мышц шеи – наклоны головы
вперед, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.
1.3 Упражнения для мышц ног – различные
движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперед и другие.
После упражнений, направленных на развитие
той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление,
нормализующее мышечный тонус.
К упражнениям без предметов относятся
упражнения в сопротивлении, выполняемые в парах. Они способствуют общемцу
физическому развитию организма, развитию гибкости,.. силы и повижности
суставов.
2. Упражнения спредметами используют для
развития силы, гибкости, координационных способностей. При их выполнении на
организм оказывается дополнительная нагрузка благодаря увеличивающейся
амплитуде движений, усложняется координация, предъявляются повышенные
требования к точночти движений.
2.1 Упражнения с гимнастической палкой
незаменимы в воспитании координации и точности движений, правильной осанке,
навыков правильной и красивой ходьбы.
2.2 Упражнения с малыми мячами – в основном в
женских группах. Это подбрасывания мяча и его ловля в самых различных
вариантах.
2.3 Упражнения с волейбольными и
баскетбольными мячами особенно широко используются в спецмедгруппах. Это
поднимания мяча руками, движения с мячом в сочетании с наклонами и т.п.
2.4 Упражнения снабивным мячом помогают
избирательно развивать отдельные группы мышц, последовательно увеличивая
нагрузку.
2.5 Упражнения с гантелями эффективны для
укрепления мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног.
3. Упражнения на снарядах занимают большое
место среди других упражнений. Они применяются с целью общего и избирательного
воздействия на определенные мышечные группы, суставы, для облегчения ряда
упражнений.
3.1 Упражнения на гимнастической стенке
служет средством общего и специального воздействия на организм. Они позволяют
содействовать развитию силы, гибкости и выносливости.
3.2 Упражнения на гимнастической скамейке
способствуют разностороннему развитию организма, устранению дефектов осанки.
4. Упражнения спецнаправленности применяются
для улучшения деятельности отдельных органов и систем организма. К ним относят
упражнения на воспитание осанки, увеличение подвижности грудной клетки и
ритмичности дыхания, коррегирующие упражнения.
5. Прикладные упражнения – ходьба, бег,
прыжки, метание и т.п. Цель -совершенствование естественных движений, повышение
уровня физической подготовленности, улучшение функционального состояния всех
систем организма. Эти упражнения способствуют более полной координации
деятельности отдельных органов и систем организма, они способствуют развитию
навыков овладения телом, поддержания правильной осанки, учат ориентации во
времени и пространстве, улучшают ориентацию во времени и пространстве, повышают
двигательную координацию, выносливаость, силу, гибкость, быстроту, ловкость.
6. Спортивные и подвижные игры имеют большое
значение для развития таких физических качеств, как быстрота реакции на
движущиеся предметы, выносливость, сила, равновесие, точность и др. Во время
проведения игровыхупражнений движения непрерывно меняются, напряжение чередуется
с расслаблением мышц.
В занятиях со спецмедгруппами наибольшее
применение нашли подвижные игры, а также волейбол и баскетбол.
6.1 Подвижные игры широко используются в
основной и заключительной частях занятия, где им отводится 3-7 минут. К таким
играм относят “Третий лишний”, “Тяни в круг”, “День и
ночь” и др.
6.2 Волейбол приемлем для людей, занимающихся
в группах здоровья, однако прежде, чем приступить к самой игре, необходимо
обучить занимающихся основным техническим элементам этой игры.
6.3 Баскетбол оказывает большое
физиологическое и эмоциональное воздействие на организм.
На занятиях спецмедгруппы проводят игры по
упрощенным правилам. Игра продолжается не более 3-5 минут по 2-4 периода, между
периодами – отдых.
7. Плавание – прекрасное средство общей физической
подготовки человека, имеющее большое прикладное значение. Оно способствует
развитию выносливости, дыхательной мускулатуры, увеличению жизненной емкости
легких, лучшей адаптации организма к изменинеиям температуры внешней среды.
8. Лыжи – замечательное средствоукрепления
здоровья и закаливания организма. Ходьба на лыжах развивает опорно-двигательный
аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает работоспособность
и выносливость.
Основной задачей занятий со спецмедгруппами
является укрепление здоровья студентов, лечение и профилактика различных
заболеваний. Основная особенность группы – она комплектуется студентами с
различными травмами и заболеваниями, поэтому занятия в этих группах должны
строиться с учетом индивидуальных особенностей и диффиренцированной нагрузкой.
Желательно разделить занимающихся на группы с аналогичными заболеваниями.
Комплекс упражнений при миопии
Миопия (блтзорукость) – нарушение зрения, при
котором рассматриваемый предмет хорошо виден только на близком расстоянии.
Важное место в профилактикемиопии и ее прогруссирования занимают физические
упражнения общеразвивабщего характера в сочетании со специальными упражнениями
для ресничной мышцы, способствующие восстановлению зрения.
Упражнения
1. Исходное положение – сидя. Крепко
зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
2. Исходное положение – сидя. Бычтрое
моргание в теченеи 1-2 мин.
3. Исходное положение – стоя. 1-смотреть
вдаль прямо перед собой; 2- поставить палец руки по средней линии лица на
расстояние 25-30 см. от глаз; 3- перевести взгляд на конец пальца и смотреть на
него 3-5 сек.; 4- опустить руку. Повторить 10-12 раз.
Источник