Медицинские противопоказания профессии воспитателя
Прослушать описание профессии
История профессии
Примерный распорядок дня
Названия профессии
Воспитатель детского сада
Специальность:
- СПО «Дошкольное образование» (050704); «Организация воспитательной деятельности» (050702); «Педагогика дополнительного образования» (050710); «Специальное дошкольное образование» (050705);
- ВПО «Дошкольная педагогика и психология» (050703) (уровень подготовки – специалист).
В начало
Сферы профессиональной деятельности
Наука, Образование
В начало
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность воспитателя связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
В начало
Описание профессии
Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).
Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
К основным обязанностям работника относятся:
- осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
- создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
- руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
- осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
- оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
- создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
- защита интересов и прав детей.
В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада: порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
Профессионально важные качества:
- любовь к детям;
- умение находить подход к детям;
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активность.
В начало
Медицинские противопоказания
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе воспитателем, относятся:
- нарушения слуха, речи, значительные нарушения зрения;
- судороги, потери сознания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- заболевания центральной нервной системы;
- психические расстройства.
В начало
Требования к профессиональной подготовке
Воспитатель детского сада должен хорошо знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста; основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста; методики развития разных видов деятельности детей; особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий; основы организации дошкольного учреждения и управления им.
Воспитатель детского сада должен уметь:
- руководить основными видами деятельности дошкольников;
- обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
- взаимодействовать с дошкольниками;
- изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
- вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
- взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
- пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.
В начало
Область применения
Воспитатели востребованы как в муниципальных и ведомственных, так и в частных детских садах.
В начало
Условия труда
Воспитатели могут работать как самостоятельно (в небольшом частном детском саду), так и в коллективе из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещениях. В детских садах обязательными являются прогулки на открытом воздухе, на которых воспитатель непременно сопровождает детей. Бóльшую часть дня воспитатели проводят стоя.
В работе воспитатели используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски).
Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Облик воспитателя формируется за счет опрятного внешнего вида, аккуратной элегантной одежды. Специальной формы для воспитателя не предусмотрено. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным, одежда – аккуратной и элегантной.
В начало
Профессиональные риски
Поскольку воспитатели постоянно работают в тесном контакте с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.
Деятельность воспитателя связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
В начало
Требуемое профессиональное образование
Для овладения профессией «Воспитатель детского сада» необходимо либо среднее профессиональное, либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии.
В начало
Образовательные учреждения
В начало
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалистов в области дошкольного образования связаны с повышением квалификации либо непосредственно на рабочем месте, либо в системе непрерывного профессионального образования.
Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем детского сада либо получить должность специалиста в местном отделе образования. Воспитатель может со временем открыть частный детский сад, став частным предпринимателем.
В начало
Источник
44.02.01 Дошкольное образование
Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице:
Образовательная база приёма | Наименование квалификации углубленной подготовки | Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования | Воспитатель детей дошкольного возраста | 2 года 10 месяцев |
на базе основного общего образования | 3 года 10 месяцев |
Срок освоения ППССЗ углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается: на базе среднего общего образования – не более чем на 1 год; на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года.
Профиль получаемого профессионального образования: гуманитарный
Описание профессии
Воспитатель – кто он такой?
Воспитатели — люди необыкновенные. Это они в отсутствие мамы могут на время нахождения ребенка в детском саду заменить ее, потому что именно они любят детей бескорыстно, принимая ребенка таким, какой он есть, верят в самые лучшие его помыслы. Воспитатель — благородная профессия. Родители доверяют ему самое ценное – своего ребенка. Случайных людей в этой профессии нет, потому что детская непосредственность и эмоциональное восприятие мира обязывает воспитателя быть искренним, чутким, открытым для маленького человечка. Ведь он всем своим существом интуитивно чувствует людей. Ребенок сразу почувствует плохого человека и не будет доверять ему, какие бы ласковые слова взрослый не говорил в ситуации встречи с ним. Воспитатели — добрые волшебники! Они делают чудеса, лепят, поют, танцуют, рисуют, читают, играют.
Миссия программы подготовки по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» — формирование условий для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих компетенциями в области дошкольного образования, основанных на принципах непрерывности включения студентов в обучающие процессы методом погружения в будущее образовательное пространство, сотворчества педагога и студента в процессе научно-исследовательской деятельности,и обеспечивающих конкурентоспособность выпускников на рынке труда; для реализации непрерывного образования, максимально ориентированного на потребности личности, общества и государства.
Характеристика профессиональной деятельности воспитателя
Область профессиональной деятельности выпускников: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях.
2.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;
- документационное обеспечение образовательного процесса.
2.3. Воспитатель детей дошкольного возраста готовится к следующим видам деятельности:
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
- Организация различных видов деятельности и общения детей.
- Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
- Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации.
- Методическое обеспечение образовательного процесса.
Изучаемые дисциплины
ППССЗ по специальности СПО предусматривает изучение следующих дисциплин, профессиональных модулей:
Общеобразовательная подготовка
Базовые дисциплины
- Иностранный язык
- Математика
- Физическая культура
- Информатика
- Естествознание
- Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
- Экология
- География
Профильные дисциплины
- Русский язык и литература
- История
- Обществознание
Дополнительные дисциплины
Основы проектированияВведение в специальность
Профессиональная подготовка
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
Основы философии
Психология общения
История
Иностранный язык
Физическая культура
Русский язык и культура речи
Эффективное поведение на рынке труда
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
Математика
Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности
Профессиональный учебный цикл
Общепрофессиональные дисциплины
Педагогика
Психология
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Теоретические основы дошкольного образования
Безопасность жизнедеятельности Детская литература
Практикум по выразительному чтению
Практикум по конструированию различных форм психолого-педагогической деятельности (ППД) с детьми и их родителями в ДОУ
Профессиональные модули
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Медико-биологические и социальные основы здоровья
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
Организация различных видов деятельности и общения детей
Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников
Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста
Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству
Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
Теория и методика развития речи у детей
Теория и методика экологического образования дошкольников
Теория и методика математического развития Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации
Методическое обеспечение образовательного процесса
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста Дошкольное образование в области воспитания детей раннего возраста
Основы перинатальной педагогики
Педагогика и психология раннего возраста
Основы высшей нервной деятельности детей раннего возраста
Психология материнства
Какими качествами личности нужно обладать воспитателю?
Замечательно, если воспитатель имеет организаторские и творческие способности, играет на музыкальном инструменте, занимается спортом, шьет, мастерит, поет. Самые важные профессиональные качества воспитателя — это
- Принятие любого ребенка
- Вера в силы и возможности ребенка
- Интерес к внутреннему миру детей
- Ответственность
- Открытость к принятию других позиций, точек зрения
- Эмоциональная устойчивость
- Позитивная направленность на педагогическую деятельность.
- Способность к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества
- Способность слушать и чувствовать
- Готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой
Порядочность, доброжелательность, высокая ответственность, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие – эти личные качества помогут воспитателю выстраивать добрые отношения не только с детьми, но и с родителями. Воспитатель должен много знать и уметь. Ведь от него зависит, как будет ребенок воспринимать и понимать окружающий мир; как будет относиться к другому человеку и к себе, как будет чувствовать музыку, поэзию, относиться к природе. Кроме безусловной любви к детям воспитатели должны обладать грамотной устной и письменной речью, знать требования санитарно-эпидемиологических правил к организации режима дня и видам деятельности, инструкций по охране жизни и здоровья детей.
Плюсы и минусы профессии воспитатель
Плюсы профессии:
- реализация себя как творческой личности (проведение игр и развитие интересного сюжета игры, изготовление поделок из различного материала: глины, пластилина, бумаги, природного материала, постановка детских спектаклей, много других видов творческой деятельности);
- постоянное разнообразие: ни один день воспитателя не похож на другой;
- отсутствие готовых рецептов построения отношений с детьми и родителями, поэтому простор для самостоятельности и творчества;
- отпуск 58 дней и всегда летом;
- через 10 лет непрерывного труда годичный отпуск;
- ежедневные прогулки на свежем воздухе, рациональное витаминизированное питание;
- постоянный подъем энергии за счет участия в бурной детской жизни группы;
- постоянная обратная связь от детей группы, наполненность каждого дня их искренностью, абсолютным принятием, желанием подражать, авторитетом в их глазах и т.д.;
- увлекательное выращивание от ясельных малышей до выпускников будущих первоклассников;
- проживание заново радостей открытия мира, окрыляющее чувство неисчерпаемого источника ответов на детские вопросы, идей для детских затей в любую погоду и любое время года
- бесценный опыт взаимодействия с детьми, полезный в разных аспектах собственной жизни;
- устройство в детский сад детей воспитателей без очереди
Минусы профессии:
- раннее начало рабочего дня, большинство детских садов начинают работать с 7 утра;
- высокая степень ответственности, в том числе и за жизнь ребенка;
- сложности в выстраивании отношений с родителями;
- вероятность частых стрессов — недовольство родителей, детские слезы, частые проверки и комиссии
Какие противопоказания можно выделить к профессии «воспитатель»
- Воспитатель — это спокойный человек, эмоционально уравновешенный. Дети могут шалить, кричать, плакать, проявлять чрезмерную активность, ссориться друг с другом. И всегда нужно разрешать ситуации спокойно, без раздражения, если, конечно, вы хотите получить положительную реакцию детей на ваше воздействие. Раздражительность и нетерпимость – это не качества профессии «воспитатель».
- Воспитатель- это человек эмоционально позитивный и позитивно воспринимающий других людей. Он искренне сочувствует и сопереживает горю самого маленького человека и так же искренне способен радоваться даже самому маленькому успеху своего воспитанника. Он всегда поддержит, подскажет, поможет, пожалеет, похвалит. Если у тебя всегда преобладает плохое настроение, если ты с трудом сдерживаешь частый гнев, если тебе трудно понять, как можно радоваться успеху другого человека, если ты считаешь, что жалость и сочувствие — удел слабых, то тебе стоит задуматься: может быть тебе больше подойдет какая-то другая профессия?
- Воспитатель — это тактичный человек, который выстраивает позитивные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами всегда и везде. Такой специалист не получится из людей, которые легко выходят из себя.
- Воспитатель — это человек, который умеет жить по режиму. Режим дня в детском саду четко спланирован, нарушать его нельзя. Если для вас это сложно, то надо подумать, нужно ли выбирать профессию «Воспитатель».
- Воспитатель — человек организованный, сосредоточенный, распределяющий свое внимание одновременно на несколько объектов. Если вы неорганизованы, у вас рассеянное внимание, вам трудно сосредоточиться на нескольких задачах одновременно, то профессия воспитателя вряд ли подойдет для вас.
Медицинские противопоказания к профессии «воспитатель»
- нарушения слуха, речи, значительные нарушения зрения;
- судороги, потери сознания;
- хронические сердечно-сосудистые заболевания;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- заболевания центральной нервной системы;
- психические расстройства
Профессиональные риски профессии «воспитатель»
Поскольку педагоги постоянно работают в тесном контакте с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воз- душно-капельным или контактным путем. Деятельность воспитателя связана с высокой степенью ответственности, случается, с моральным давлением со стороны общества, родителей и детей, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Как стать воспитателем?
Чтобы стать воспитателем, необходимо пройти специальное обучение в средних профессиональных организациях, например, в педагогических колледжах по специальности «Дошкольное образование». Поступить в наш колледж на данную специальность можно на базе 9 классов на очную форму обучения или на базе 11 класса на заочную. Срок освоения образовательной программы составит 3 года и 10 месяцев.
Внимание! Если у вас уже есть высшее, либо среднее профессиональное образование — вам достаточно пройти профессиональную переподготовку на воспитателя (полугодие или учебный год в зависимости от того, является ли ваше образование педагогическим или нет). Кстати, профессиональную переподготовку Вы можете пройти дистанционно, через интернет (не посещая колледж лично). Переподготовка проводится на коммерческой основе.
Заработная плата воспитателя
Средняя заработная плата воспитателя в г. Братске – от 20 до 35 тысяч рублей. Основу зарплаты воспитателя составляет базовый оклад. Дополнительные начисления проводятся за счет стимулирующего фонда оплаты труда. Доплаты могут производиться за активное и творческое участие в подготовке и проведении мероприятий, участие в конкурсах и конференциях, ведение дополнительный кружков и многое другое. Отдельно определяется и начисление зарплаты воспитателям, трудящимся в специализированном саду. Зарплата в таком случае увеличивается на 15-20% относительно базового оклада.
Карьерный рост
Карьерный рост связан с повышением квалификации либо непосредственно на рабочем месте, либо на курсах повышения квалификации. Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, получая в дальнейшем высшее образование, может стать руководителем детского сада либо получить должность специалиста в Департаменте образования. Воспитатель может со временем открыть частный детский сад, став частным предпринимателем.
Родственные профессии
Воспитатель в группах продленного дня, в развивающих детских центрах, в центрах для детей с особыми образовательными потребностями, в детских от- делениях медицинских центров, в детских лагерях отдыха, в санаториях, в детских домах, общежитиях, интернатах; гувернер; няня; сотрудник отдела социальной защиты населения.
Источник