Медицинские противопоказания учителя начальных классов

Воспитатель, гувернер, педагог
Сфера профессиональной деятельности
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек — Человек» (основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми).
- «Человек — Творческий образ» (связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений и требует независимого оригинального мышления).
- Класс профессии: творческий (эвристический).
- Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы.
Первый учитель является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице. Он помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. Проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, участвует в школьных планерках, ведет кружки.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются:
- умение быстро принимать решения;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активная жизненная позиция;
- склонность к работе с детьми;
- наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
- высокая степень личной ответственности;
- ораторские и организаторские способности;
- высокий уровень коммуникативных способностей;
- способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
- психическая и эмоциональная уравновешенность;
- выдержка, самоконтроль и самообладание;
- умение урегулировать конфликты;
- терпение;
- интерес и уважение к другому человеку;
- стремление к самопознанию, саморазвитию;
- оригинальность, находчивость, разносторонность;
- тактичность;
- целеустремленность;
- энтузиазм, артистизм;
- требовательность к себе и другим.
Медицинские противопоказания
Данный вид деятельности противопоказан для людей страдающих:
- нарушениями слуха, речи, зрения;
- судорогами, потерей сознания;
- сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- расстройствами вестибулярного аппарата;
- заболеваниями центральной нервной системы;
- психическими расстройствами.
Требования к профессиональной подготовке
Учитель начальных классов должен знать:
- цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников;
- основы психологии человека;
- общую возрастную и педагогическую психологию;
- психологические особенности детей младшего школьного возраста;
- методики преподавания учебных предметов начальной школы;
- особенности анатомии и физиологии младших школьников;
- основы педиатрии, этики и эстетики;
- требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе.
Учитель начальных классов должен уметь:
- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
- организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы;
- обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников;
- взаимодействовать (сотрудничать) с младшими школьниками;
- использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;
- анализировать успеваемость учащихся;
- формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
- стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию;
- проводить дополнительные факультативные занятия;
- руководить предметными кружками;
- оснащать и оформлять учебный кабинет;
- изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка.
Учителя начальных классов работают в общеобразовательных учебных учреждениях, специализированных школах и детских садах, учреждениях культуры и дополнительного образования, частных школах.
Бóльшая часть рабочего дня учителя начальных классов проходит в помещении, в основном в положении стоя. В работе учителя начальных классов используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Поскольку учителя начальных классов постоянно работают с людьми, существует вероятность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя начальных классов связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Требуемое профессиональное образования
Для овладения профессией «Учитель начальных классов» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Преподавание в начальных классах» либо высшее образование по специальности «Педагогика и методика начального образования».
Образовательные учреждения
Перспектива карьерного роста учителей связана с повышением уровня педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений. Учитель может стать завучем или директором школы, перейти на руководящую работу в РОНО или ГорОНО. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.
Источник
Безусловно, медосмотры важны и могут сделать образовательный процесс продуктивнее, ведь количество больничных и карантинов при своевременной диагностике сократится. Однако организация проведения медосмотров вызывает много вопросов, и мы ответим на самые популярные из них.
Как часто проводится медосмотр педагогов
Работники школ (лицеев, гимназий, вузов и пр.) должны проходить медосмотр со следующей периодичностью:
- Предварительный медосмотр и освидетельствование у психиатра в период трудоустройства, до начала непосредственной работы в школе.
- Раз в год – текущий обязательный медосмотр.
- Раз в пять лет – освидетельствование у психиатра, от которого сотрудник может отказаться, но в этом случае работодатель может отстранить его от работы.
- Внеочередные медосмотры по решению работодателя (например, в связи с эпидемиями, плохой экологической обстановкой в регионе).
Каждое учебное заведение самостоятельно составляет план медосмотров на будущий год – этот документ согласовывается с руководством и медицинской организацией, и все сотрудники проходят обследование в соответствии с графиком. Поскольку работодатель действует в интересах учащихся, и посещения врачей, и лабораторные исследования для педагогов бесплатны. Если педагог не смог присутствовать на медосмотре в обозначенные сроки, его могут принять в любой день в дальнейшем – эта возможность также указывается в договоре с медучреждением.
Зачем нужен медосмотр педагогических работников
Педагог не сможет устроиться на работу в учебное заведение без медицинской книжки. В этом документе собрана вся информация об обследованиях, результаты анализов, сведения о вакцинации, данные о перенесенных инфекционных заболеваниях. В медкнижке также указывают сведения о гигиенической подготовке педагога и аттестации, в ней же ставится допуск к работе.
Предварительный медосмотр дает работодателю представление о физическом и психическом состоянии будущего сотрудника, позволяет на ранней стадии выявить некоторые заболевания и сделать пребывание детей и подростков в учебном заведении безопаснее. Именно на этом этапе определяется профессиональная пригодность педагога.
Ежегодный медосмотр нужен для динамического наблюдения за состоянием здоровья педагогов, своевременного выявления опасных инфекционных, паразитарных или профессиональных заболеваний, предупреждения несчастных случаев во время работы. Такой контроль также помогает выявить у сотрудника противопоказания к дальнейшему выполнению трудовых обязанностей и сформировать группы риска по развитию некоторых профессиональных заболеваний.
Освидетельствование у психиатра проводят с целью определения наличия у сотрудника психического расстройства и установления взаимосвязи этого расстройства с последствиями работы. При приеме на работу психиатр (или комиссия) определяют, в частности, способен ли человек работать с детьми. Такой осмотр проводят только при наличии письменного направления будущего работодателя.
Каких врачей нужно посетить
Прежде чем принять педагога на работу, работодатель должен удостовериться, что потенциальный сотрудник посетил следующих врачей:
- стоматолога;
- дерматовенеролога;
- отоларинголога;
- терапевта.
В рамках предварительного медосмотра также нужно сдать/сделать:
- анализ крови на сифилис;
- мазок на гонорею;
- анализ на выявление брюшного тифа;
- соскоб на энтеробиоз;
- анализ на определение возбудителей кишечных инфекций;
- бактериоскопический анализ на определение заболеваний, передающихся половым путем;
- кал на выявление гельминтов;
- флюорографию.
Этот минимум должен входить в медосмотр учителей, воспитателей, преподавателей вузов и других работников образовательной сферы. Сотрудники спортивных и развивающих секций и организаций детского досуга также должны при устройстве на работу иметь медкнижку с результатами указанных обследований. Даже если работник не имеет непосредственного отношения к образовательному процессу, он должен пройти медосмотр.
Педагоги при трудоустройстве должны также предоставить подтверждение сделанной прививки вакцины против дифтерии и кори – это может быть штамп на соответствующей странице медкнижки или документ, подтверждающий наличие иммунитета к инфекциям (если человек не в курсе, делали ли ему прививки).
Ежегодный медосмотр педагогов включает меньше исследований. Так, работнику нужно будет посетить терапевта, отоларинголога, дерматовенеролога, терапевта, сделать флюорографию, а также сдать анализ крови на сифилис и болезни, передающиеся половым путем, анализ на выявление гельминтов. К тому же педагоги должны прослушать информационный курс о заболеваниях и основных СанПиН.
Каковы санкции за непрохождение медосмотра
Если сотрудник вовремя не прошел ежегодный осмотр или работает без медкнижки, образовательное учреждение может быть оштрафовано. Причем меры за непрохождение медосмотра регламентируются одновременно Трудовым, Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях:
Административная ответственность: за непрохождение медосмотра должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму до 25 тысяч рублей, а юридические лица – на сумму до 130 тысяч. Повторные нарушения предусматривают более высокие штрафы. Кроме того, должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.
Уголовная ответственность: педагог без медкнижки или имеющий противопоказания к работе может причинить вред здоровью или состоянию других людей. Если это произойдет, работодатель может быть оштрафован на сумму до 400 тысяч рублей, приговорен к выполнению обязательных или исправительных работ или лишен свободы на срок до года.
Если работник по своей вине пропустил обязательный медосмотр, руководство вправе отстранить его от работы и/или применить дисциплинарное взыскание. При этом на период отстранения зарплату такой педагог получать не будет. Сотруднику следует иметь в виду, что в случае повторного непрохождения медосмотра существует риск увольнения.
Своевременное проведение медицинских осмотров педагогических работников позволит руководству школ или других образовательных учреждений избежать штрафов и защитить своих учащихся.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник
Прослушать описание профессии
История профессии
Примерный распорядок дня
Названия профессии
Учитель начальных классов
Специальности:
- СПО «Преподавание в начальных классах» (050709);
- ВПО «Педагогика и методика начального образования» (050708)
В начало
Сферы профессиональной деятельности
Наука, Образование
В начало
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия учителя начальных классов связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
В начало
Описание профессии
Учитель начальных классов – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста.
Основная деятельность учителя начальных классов связана с организацией образовательного процесса в начальной школе.
К основным обязанностям работника относятся:
осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы;
- организация внеучебной воспитательной работы как способа развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей детей;
- осуществление личностно ориентированного подхода в работе с младшими школьниками на основе изучения личности детей, анализа их обученности, проектирования развития личности школьников;
- оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности с детьми, имеющими отклонения;
- планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний и умений школьников) на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы;
- разъяснение родителям практически значимых для них положений школьной и семейной педагогики, психологии и методики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Личностные качества, необходимые для работы учителем начальных классов: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам учителя начальных классов относятся:
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активная жизненная позиция.
В начало
Медицинские противопоказания
Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим:
- нарушениями слуха, речи, зрения;
- судорогами, потерей сознания;
- сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- расстройствами вестибулярного аппарата;
- заболеваниями центральной нервной системы;
- психическими расстройствами.
В начало
Требования к профессиональной подготовке
Специалист в данной области должен хорошо знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников; основы психологии человека, общую возрастную и педагогическую психологию, психологические особенности детей младшего школьного возраста; методики преподавания учебных предметов начальной школы; особенности анатомии и физиологии младших школьников и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе.
Учитель начальных классов должен уметь:
- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
- организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы;
- обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников;
- взаимодействовать (сотрудничать) с младшими школьниками;
- изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие;
- вести педагогическую работу с родителями.
В начало
Область применения
Учителя начальных классов востребованы в школах, лицеях и гимназиях. Они могут работать в детских садах, осуществляя подготовку детей к школе.
В начало
Условия труда
Учителя начальных классов, как правило, работают индивидуально. Они руководят классом в течение первых четырех лет обучения. Бóльшая часть рабочего дня проходит в помещении, в основном в положении стоя.
В работе учителя начальных классов используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальная форма не предусмотрена.
В начало
Профессиональные риски
Поскольку учителя начальных классов постоянно работают с людьми, существует вероятность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя начальных классов связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
В начало
Требуемое профессиональное образование
Для овладения профессией «Учитель начальных классов» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Преподавание в начальных классах» либо высшее образование по специальности «Педагогика и методика начального образования».
В начало
Образовательные учреждения
Образовательные организации среднего профессионального образования:
- Клинский филиал Российского государственного социального университета, г. Клин;
- Зарайский педагогический колледж имени В. В. Виноградова, г. Зарайск;
- Ногинский филиал Московского государственного областного университета, г. Ногинск;
- Истринский профессиональный колледж Московской области, г. Истра.
Образовательные организации высшего образования:
- Московский областной институт управления, г. Балашиха;
- Институт бизнеса, психологии и управления, г. Химки;
- Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево;
- Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, г. Коломна;
- Сергиево-Посадский филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова, г. Сергиев Посад.
В начало
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалистов в области начального образования связаны с повышением квалификации. Карьерный рост учителя начальных классов может предполагать управленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится заместителем директора образовательного учреждения. Учитель может со временем открыть частную школу, став индивидуальным предпринимателем.
В начало
Источник