Медицинских противопоказаний к продолжению учебы

Медицинских противопоказаний к продолжению учебы thumbnail

Общие медицинские противопоказания

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров(обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:

  • врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;
  • последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;
  • заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
  • нарколепсия и катаплексия;
  • заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;
  • психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах (В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога);
  • алкоголизм, токсикомания, наркомания;
  • болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени;
  • злокачественные новообразования любой локализации (После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом);
  • заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий,геморрагические диатезы);
  • гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;
  • хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФКIII, НК 2 и более степени;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • стенокардия ФК III — IV с нарушением  проводимости  (синоаурикулярная  блокада  III  степени,  слабость синусового узла);
  • пароксизмальные нарушения  ритма  с  потенциально  злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;
  • постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца. аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;
  • облитерирующий атеросклероз  аорты  с  облитерацией  висцеральных  артерий  и нарушением функции органов;
  • облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);
  • варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
  • лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени;
  • ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов, и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени;
  • болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 — 3 степени
  • активные формы туберкулеза любой локализации;
  • осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;
  • хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии;
  • хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени;
  • неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;
  • диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 — 4 степени, системные васкулиты;
  • хронические заболевания периферической нервной системы и  нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
  • хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2- 3 степени;
  • хронические заболевания кожи:
  • хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;
  • псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;
  • вульгарная пузырчатка;
  • хронический необратимый распространенный ихтиоз;
  • хронический прогрессирующий атопический дерматит;
  • хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм;
  • беременность и период лактации (Только для лиц, работающих в контакте вредными и (или) опасными производственными факторами, указанными в Перечне факторов.)
  • привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста;
  • глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
Читайте также:  Противопоказания при тахикардии сердца

Дополнительные медицинские противопоказания

Заболевания и бактерионосительство:

  • брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия;
  • гельминтозы;
  • сифилис в заразном периоде;
  • лепра;
  • педикулез;
  • заразные кожные заболевания: чесотка, трихофития, микроспория, парша, актиномикоз с изъязвлениями или свищами на открытых частях тела;
  • заразные и деструктивные формы туберкулеза легких, внелегочный туберкулез с наличием свищей, бактериоурии, туберкулезной волчанки лица и рук;
  • гонорея (все формы) на срок проведения лечения антибиотиками и получения отрицательных результатов первого контроля;
  • инфекции кожи и подкожной клетчатки – только для акушерских и хирургических стационаров, отделений патологии новорожденных, недоношенных, а также занятых изготовлением и реализацией пищевых продуктов;
  • озена

Источник

Одним из приоритетных направлений в работе школы является охрана здоровья обучающихся. Учитывая, что школа является местом массового скопления детей с различными особенностями здоровья, то и медицинское обеспечение обязательно должно быть организовано в каждой школе (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189). Почти в каждой школе работают врачи, медицинские сестры, дети проходят осмотр у врача-стоматолога. В ситуации, когда нужна медицинская помощь, учитель отправляет ребенка к медсестре. Особую категорию составляют дети, которые посещают школу, находясь на домашнем обучении или обучающиеся с ОВЗ. Возникают вопросы, связанные с организацией медицинского обслуживания в школе. Как должна проходить диспансеризация обучающегося? Какую помощь может оказать врач или медсестра. Как реагировать, если медсестры нет, а помощь ребенку требуется?

Приведенные ниже документы регламентируют вопросы охраны здоровья учащегося, правила прохождения осмотров, компетенцию школьной медицинской сестры и врача:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них ” № 1346н.

3. Приказ Минздрава СССР и Минпроса СССР от 14.09.1976 «О мерах по дальнейшему улучшению здоровья школьников» № 885/143.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189.

5. Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждения (утверждено Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.2008 г. № 207 -ВС).

Приходя в школу, ребенок должен пройти предварительный медицинский осмотр. По результатам осмотра при поступлении в образовательную организацию определяется соответствие требований к обучению поступающего в школу. На основании предварительного осмотра врач определяет группу здоровья несовершеннолетнего, группу для занятий физкультурой, оформляет медицинскую карту ребенка, поступающего в образовательное учреждение. Медицинская карта ребенка для образовательного учреждения оформляется в 1 экземпляре и выдается родителю/законному представителю (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них» № 1346н.). Данные из медицинской карты вносятся в классный журнал.

В целях охраны здоровья обучающегося образовательное учреждение создает условия для:

  • оказания первой медико-санитарной помощи;
  • прохождения периодических и медицинских осмотров и диспансеризации;
  • безопасного пребывания в образовательной организации;
  • профилактики несчастных случаев на перемене, во время образовательного процесса, внеурочной деятельности и т. д.;
  • проведения санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий (ст.41 Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ).

Школа предоставляет помещение медицинской организации, для осуществления деятельности врача и медицинской сестры.

Порядок прохождения периодических медицинских осмотров (диспансеризации)

Прохождение детьми периодических осмотров (диспансеризации) проводится ежегодно в отношении детей, которые учатся по очной форме обучения (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них ” № 1346н.). Такой осмотр проводится на основании поименных списков детей с указанием фамилии, имени, отчества, возраста несовершеннолетнего, полного наименования медицинской организации, в которой несовершеннолетний получает первичную медико-санитарную помощь. Медицинская организация вносит сведения о прохождении ребенком периодического осмотра в историю развития ребенка и медицинскую карту для образовательных учреждений с указанием состояния здоровья ребенка, заключения о наличии/отсутствии медицинских противопоказаний к продолжению учебы. Периодический осмотр детей может проходит и в образовательном учреждении. В этом случае данные осмотра вносятся в медицинскую карту ребенка для образовательного учреждения.

Обязанности деятельности врача, медицинской сестры, детского врача стоматолога описаны в Методических рекомендациях по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 г. N 207-ВС). Отдельно стоит отметить, что существует Приказ Минздрава СССР и Минпроса СССР от 14.09.1976 «О мерах по дальнейшему улучшению здоровья школьников» № 885/143, который также определяет основные положения о правилах медицинского обеспечения.

Читайте также:  Все о спирали мирена показания противопоказания

Данные документы регламентируют деятельность, полномочия, обязанности, требования к квалификации врача и медсестры в пределах образовательного учреждения.

Стоит привести выдержку об обязанностях врача-педиатра и медицинской сестры в школе.

Врач-педиатр обязан:

— оказывать неотложную и скорую медицинскую помощь;

— своевременно организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры (врачебные и специализированные) обучающихся, давать комплексное заключение о состоянии здоровья обучающихся;

— организовывать и проводить профилактические мероприятия по оздоровлению обучающихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции;

— организовывать и проводить профилактические мероприятия по предупреждению основных стоматологических заболеваний;

— организовывать и проводить иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

— проводить амбулаторный прием обучающихся;

— проводить работу по учету и анализу всех случаев травм;

— предоставлять родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего, по результатам профилактических осмотров, выписку из медицинской карты ребенка, содержащую комплексное заключение о состоянии здоровья;

— информировать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятиях обучающимся, и проводить их после получения разрешения;

— по результатам профилактических осмотров выявлять обучающихся, нуждающихся по состоянию здоровья в освобождении от переводных и выпускных экзаменов, и материалы на них представлять на рассмотрение соответствующих комиссий;

— вести утвержденные формы учетной и отчетной медицинской документации; и т. д.

Медицинская сестра обязана:

— оказывать скорую медицинскую помощь;

 — информировать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятий обучающимся, и проводить их после получения разрешения;

— совместно с врачом, организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры обучающихся (врачебный, специализированный);

— проводить под контролем и в присутствии врача иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

— отвечать за хранение медикаментов, в том числе медицинских иммунобиологических препаратов, следить за сохранением этикеток на флаконах, за сроками использования лекарственных средств;

— осуществлять контроль за организацией питания;

— проводить работу по учету и анализу всех случаев травм; и т. д.

Рекомендуется также оформлять лист здоровья, в который вносятся сведения о группе здоровья, антропометрических данных, группе занятий по физической культуре, состоянии здоровья (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189).

Таким образом, полномочия и спектр работы медицинских работников в школе достаточно большой. Если есть согласие родителей на медицинское вмешательство, то ребенку в школе могут сделать прививку, дать необходимое направление к специалистам и т. д. Обучающиеся допускаются к занятиям после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189).

Что делать, если в школе не оказалось медицинского работника, а помощь необходима?

1.Ребенок обязательно должен обратиться к классному руководителю за помощью, сказать, что плохо себя чувствует.

2. Учитель должен проинформировать родителей о самочувствии ребенка (позвонить).

3. Если ситуация критическая, то необходимо срочно вызвать скорую помощь.

Заботиться о здоровье ребенка, пока он находится в школе, должны классный руководитель, медсестра, школьный врач. Работники школы не имеют права игнорировать жалобы на здоровье учащегося, поэтому ребенок всегда получит необходимую помощь.


  • Автор —

    Сафиулина Нурия Романовна

  • 15.11.2015

  •  
    Все консультации автора

Источник

Продукты и услуги

Информационно-правовое обеспечение

ПРАЙМ

Документы ленты ПРАЙМ

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 3 ноября 2020 г. № 1376 “Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации”

Обзор документа

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 3 ноября 2020 г. № 1376 “Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации”

В целях реализации мер по организации оказания медицинской помощи в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации (далее – коронавирусная инфекция) приказываю:

1. Руководителям находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации организаций, реализующих образовательные программы высшего медицинского образования:

1) рекомендовать внести изменения в образовательные программы высшего медицинского образования по специальностям “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Медико-профилактаческое дело”, “Стоматология”, по направлению подготовки “Сестринское дело”, предусмотрев с 3 ноября 2020 года организацию практической подготовка обучающихся, освоивших образовательные программы высшего медицинского образования по специальностям “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Медико-профилактическое дело”, “Стоматология” в объеме трех курсов или по направлению подготовки “Сестринское дело” в объеме двух курсов и более (далее соответственно – образовательная программа, обучающиеся), направленную на их участие в реализации мер по борьбе с коронавирусной инфекцией;

2) обеспечить обучение обучающихся, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, минимальным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н “О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2020 г., регистрационный N 57786) (далее – приказ N 198н);

3) с 3 ноября 2020 г. направить на практическую подготовку обучающихся, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, за исключением категорий обучающихся, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, в медицинские организации на территории соответствующего субъекта Российской Федераций, оказывающие медицинскую помощь пациентам с подозрением и подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции;

4) с 3 ноября 2020 г. направить на практическую подготовку обучающихся, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, имеющих медицинские противопоказания для работы в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подозрением и подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции, в организации, указанные в части 4 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, за исключением медицинских организаций, указанных в подпункте 3 настоящего пункта;

5) с 3 ноября 2020 г. рекомендовать направить педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава для оказания гражданам первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи с их согласия в медицинские организации, в том числе в которых будет проводиться практическая подготовка, при отсутствии соответствующих ограничений по возрасту и состоянию их здоровья.

2. Установить, что:

обучающиеся, указанные в подпункте 3 пункта 1 настоящего приказа, допускаются к оказанию медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, при наличии их письменного согласия на участие в осуществлении указанной помощи и заключения трудового договора на замещение соответствующей должности медицинского персонала в соответствии с приказом N 198н;

направление на практическую подготовку в соответствии с настоящим приказом не осуществляется в отношении обучающихся, проходящих практическую подготовку или осуществляющих трудовую деятельность в медицинских организациях на момент издания настоящего приказа.

3. Рекомендовать учредителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организовать проведение практической подготовки в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа.

4. Настоящий приказ действует до 1 января 2021 года.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Афанасьева Д.В.

Обзор документа

С 3 ноября 2020 г. студенты медицинских вузов системы Минобрнауки направляются на практику в медорганизации, оказывающие помощь пациентам с подозрением и подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции. Речь идет о студентах начиная с 4 курса обучения, а по направлению подготовки “Сестринское дело” – с 3 курса. Они направляются на практику в “ковидные” госпитали только с их письменного согласия. При этом с ними заключается трудовой договор на замещение соответствующей должности медперсонала.

Студентов с медотводом от работы в “ковидной” медорганизации направляют на практику в другие места.

Также с 3 ноября 2020 г. рекомендовано направить педагогов из числа профессорско-преподавательского состава с их согласия для оказания гражданам первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи в медорганизации, включая вышеуказанные (при отсутствии ограничений по возрасту и состоянию здоровья).

Приказ действует до 1 января 2021 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник

Читайте также:  Противопоказания к применению анестетиков