Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний

Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний thumbnail
astra71Дата: Суббота, 30.06.2012, 11:30 | Сообщение # 1
Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний

Генералиссимус

Группа: Администраторы

Сообщений: 23687

Репутация: 397

Статус: Offline

Методические рекомендации для сотрудников МСЭ по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением и обследованию на МСЭ

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду

Классификация ТСР – Приказ Минтруда от 13.02.2018 № 86н “Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня…”).

Сроки пользования техническими средствами реабилитацииПриказ Минтруда от 13.02.2018 № 85н.

Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитацииПриказ Минтруда от 28.12.2017 № 888н.

О порядке ремонта и замены ТСРПриказ Минтруда России от 17.10.2017 N 733н

О порядке разработки и реализации ИПРАПриказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсацииПриказ МЗСР РФ от 31 января 2011 г. № 57н

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 07.06.2018 г. № 321н “Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения”

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 № 256 “О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.01.2019 № 52н/35н “Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы”

Вышеприведенные документы имеют силу закона, а приведенные ниже (под спойлером) – лишь рекомендации, пользоваться которыми можно в случаях, когда конкретная ситуация недостаточно подробно расписана в вышеприведенных документах (имеющих силу закона):

Приказ Минтруда, Минздрава России от 31.01.2019 № 52н/35н (ПЕРЕЧЕНЬ ОБСЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ МСЭ)

Перечень методов обследования граждан лечебно-профилактическими учреждениями, необходимых для направления на медико-социальную экспертизу (информационное письмо)скачать или – смотреть

О порядке включения санаторно-курортного лечения в ИПРА – см. пост № 1318 в этой ветке форума.

 
astra71Дата: Четверг, 06.12.2012, 20:54 | Сообщение # 2
Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний

Генералиссимус

Группа: Администраторы

Сообщений: 23687

Репутация: 397

Статус: Offline

В ИПРА включаются ТСР ТОЛЬКО по инвалидизирующей патологии (точнее – по патологии, ведущей к ОЖД).

О возможности включения в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПРА) технических средств реабилитации (TCP) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации по сопутствующей патологии сообщаю, что в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181—ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», решение об обеспечении инвалидов TCP принимается по результатам освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы:
“По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.”

Согласно п. 3 «Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида… (ребенка-инвалида)», утвержденного приказом Минтруда России от 13.06.2017 N 486н, разработка ИПРА осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

Оценка характера и степени нарушенных функций организма и возможных при этом ограничений жизнедеятельности проводится с использованием «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных Приказом Минтруда от 27.08.2019 № 585н.

Таким образом, TCP рекомендуются с целью компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами функций организма. В тех случаях, когда по результатам медико-социальной экспертизы нарушения функций организма, в том числе и по сопутствующей патологии, не приводят к ограничениям жизнедеятельности, оснований для установления инвалидности нет.

Следовательно, правовые основания для включения в ИПРА TCP по патологии, не приводящей к ограничению жизнедеятельности, отсутствуют.

Показания и противопоказания к обеспечению конкретными видами ТСР приведены в Приказе Минтруда от 28.12.2017 № 888н.

Разбор практического случая

Также рекомендую ознакомиться: СКИДКИ 50% на ПОИ (пост № 184).

 
astra71Дата: Пятница, 14.06.2013, 17:07 | Сообщение # 3
Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний

Генералиссимус

Группа: Администраторы

Сообщений: 23687

Репутация: 397

Статус: Offline

Порядок ремонта и замены ТСР

Как инвалиду добиться санаторно-курортного лечения (при возникновении проблем с ФСС)

Учебные заведения для инвалидов

Компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации

По поводу компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР – рекомендую также ознакомиться с моим комментарием к этому документу:
Приказ Минтруда России от 24.05.2013 N 214н

Действующим законодательством не предусмотрена возможность получения денежной компенсации за самостоятельно оплаченные (или непредоставленные ФСС) путевки на санаторно-курортное лечение.
Подробное обоснование – см. в посте № 19 этой ветки форума.

 
Читайте также:  Печени противопоказания для санаторно курортного лечения
astra71Дата: Понедельник, 07.03.2016, 12:03 | Сообщение # 4
Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний

Генералиссимус

Группа: Администраторы

Сообщений: 23687

Репутация: 397

Статус: Offline

О включении в ИПРА ТСР (технических средств реабилитации)

Бюро МСЭ включают в ИПРА ТСР по двум перечням: федеральному и региональным.

Для включения в ИПРА конкретного наименования ТСР по федеральному перечню необходимо ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение следующих условий:
1.Наличие соответствующего наименования ТСР в Приказе Минтруда от 28.12.2017 № 888н.
2.Наличие показаний для включения в ИПРА этого ТСР.
3.Отсутствие противопоказаний для включения в ИПРА этого ТСР.

Показания и противопоказания для включения в ИПРА конкретных наименований ТСР приведены в Приказе Минтруда от 28.12.2017 № 888н.
4. Соблюдение (выполнение) положений примечаний к Приказу 888н.
5. Наличие у больного стойких ОЖД в одной или нескольких категориях, для компенсации или устранения которых требуется использование данного наименования ТСР.

Что касается региональных перечней ТСР, то они разные по регионам РФ (и имеются не во всех регионах).
С содержанием вашего регионального перечня ТСР (при его наличии) можно ознакомиться на информационных стендах бюро МСЭ
 вашего региона, официальных сайтах местных органов власти вашего региона или уточнить этот момент у председателя ВК вашей поликлиники.

 

Источник

Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее Федеральное бюро) направляет для сведения и использования в работе информационно-методическое письмо по итогам проверки обоснованности внесения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации (далее ИПРА) наборов-мочеприемников для самокатетеризации с соответствующими выводами и рекомендациями.

Прошу проанализировать результаты проверки и предоставить в Федеральное бюро информационную справку о работе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы субъектов Российской Федерации по совершенствованию качества проводимой медико-социальной экспертизы инвалидам с нарушениями функции мочевыделительной системы.

Приложение: Информационно-методическое письмо по итогам проверки обоснованности внесения в ИПРА наборов-мочеприемников для самокатетеризации на 5 листах в 1-ом экземпляре.

Заместитель руководителя С.И. Козлов

Информационно-методическое письмо по итогам проверки обоснованности внесения в ИПРА наборов-мочеприемников для самокатетеризации.

Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее Федеральное бюро), в соответствии с требованиями п/п “в” п. 7 Порядка организации деятельности Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 11.10.2012 N 310н, по поручению директора Департамента по делам инвалидов Минтруда России, специалистами Центра методического обеспечения и контроля формирования и реализации ИПРА и ПРП Федерального бюро осуществляется проверка индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) (далее ИПРА), разработанных федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы субъектов Российской Федерации, в части обоснованности внесения в ИПРА рекомендаций о нуждаемости в наборах – мочеприемниках для самокатетеризации.

В ходе проверки также проводится анализ медико-экспертных и медицинских документов инвалидов (детей-инвалидов), у которых вследствие характера инвалидизирующей патологии имеется нарушение функции мочевыделительной системы в виде задержки мочи.

Предварительные итоги проведенной проверки показали, что во всех случаях рекомендации в ИПРА по обеспечению техническими средствами реабилитации при нарушении функции выделения определены обоснованно, учитывая характер инвалидизирующей патологии и степень выраженности нарушенных функций, с учетом вида нарушений функций тазовых органов (задержка мочи).

В подавляющем большинстве проверенных медико-экспертных и медицинских документах у инвалидов вследствие инвалидизирующей патологии (тяжелая позвоночно-спинальная травма на различных уровнях поражения позвоночника), имелись нарушения функции тазовых органов либо в виде задержки мочи, либо в виде сочетанных нарушений мочевыделительной функции (например, детрузорно-сфинктерная диссинергия (гипотонус детрузора, гипертонус сфинктера), подтвержденные медицинскими документами, в том числе, заключением специалиста в данной области – врачом – урологом, вследствие чего в ИПРА были рекомендованы либо катетеры для самокатетеризации лубрицированные, либо наборы – мочеприемники для самокатетеризации.

Читайте также:  Противопоказания для работы в ночь

В отдельных случаях, техническое средство реабилитации, используемое при задержке мочи, было рекомендовано в ИПРА инвалидам при иной патологии: рак почки с метастазированием, рак матки с метастазами в мочевой пузырь, врожденная аномалия развития поясничного и крестцового отделов позвоночника, вертеброгенно-сосудистая миелопатия на уровне поясничного утолщения, дегенеративный стеноз позвоночного канала в поясничном отделе позвоночника, аденокарцинома предстательной железы, рассеянный склероз церебро-спинальная форма, хронический гломерулонефрит с необходимостью проведения гемодиализа и т.д.

Однако, учитывая непосредственно цель проверки – обоснованность внесения в ИПРА инвалидов с нарушениями функции мочевыделительной системы в виде задержки мочи рекомендаций о нуждаемости исключительно в наборах – мочеприемниках для самокатетеризации, сообщаем следующее.

При формировании рекомендаций в ИПРА о нуждаемости в технических средствах реабилитации, предоставляемых в рамках федерального бюджета, специалисты федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы руководствуются Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Минтруда России от 28.12.2017 N 888н (далее Перечень показаний и противопоказаний).

Технические средства реабилитации, используемые при задержке мочи, в Перечне показаний и противопоказаний позиционированы под кодом 21 – 01 в различных формах, а именно:

Федеральное бюро ранее направляло в адрес федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы информационное письмо от 26.03.2018 N 10844/2018, в котором обращало внимание на тот факт, что ввиду характера патологии и наличия высокого риска осложнений (возникновения инфекции по восходящим путям, вторичное нарушение функции почек, развитие пузырно-мочеточникового рефлюкса, пиелонефрита, сепсиса, хронической почечной недостаточности, возникающих на фоне неадекватного опорожнения мочевого пузыря), подбор катетеров осуществляется строго индивидуально, в зависимости от характера инвалидизирующей патологии (наличие стомы, задержка мочи вследствие аденомы предстательной железы, паралича или пареза мочевого пузыря при спинальных поражениях, обтурации уретры камнем, опухолью, стриктуры мочеиспускательного канала и так далее), причем при задержке (неполном опорожнении) мочевого пузыря использование периодической катетеризации мочевого пузыря и ее кратность (регламентируется объемом остаточной мочи), использование постоянной катетеризации с соответствующим выбором того или иного вида катетера осуществляется после осмотра нейроуролога (уролога), то есть, нуждаемость в обеспечении техническими средствами реабилитации при нарушении функции выделения (задержке мочи) определяется с учетом заключения специалиста в данной области – уролога медицинской организации в направлении на медико-социальную экспертизу, либо в иных медицинских документах (выписка из стационара и/или реабилитационного центра, в виде консультативного заключения профильного врача – специалиста).

Выводы по результатам проверки ИПРА, разработанных федеральными учреждениями отдельных субъектов Российской Федерации.

Учитывая идентичность медицинских показаний для определения нуждаемости в специальных средствах при нарушении функции выделения (катетер для самокатетеризации лубрицированный и набор – мочеприемник для самокатетеризации), при освидетельствовании ряда граждан, в направительных документах которых имелись рекомендация либо заключение врача-уролога – специалиста в данной области о нуждаемости в технических средствах реабилитации, используемых при задержке мочи, в различных формулировках (катетеры лубрицированные, катетеры уретральные, катетеры Нелатона или Изикет, катетеры для интермиттирующей катетеризации, одноразовые катетеры для катетеризации, катетеры для отхода мочи, постоянный уретральный катетер и т.д.) специалисты Учреждений определяли в ИПРА нуждаемость именно в наборах – мочеприемниках для самокатетеризации, обосновывая экспертное решение либо медицинским аспектом (степень выраженности ограничения способности к передвижению и/или самообслуживанию, минимальный риск возникновения уроинфекции ввиду конструктивной особенности наборов – мочеприемников), либо социальным аспектом (возраст инвалида – причем в одних случаях молодой, в других случаях – пожилой, неблагополучные бытовые условия, удобство использования наборов – мочеприемников для самокатетеризации, в том числе, в связи с просьбами инвалидов).

Дополнительно, наиболее часто встречающиеся замечания и ошибки, выявленные по результатам анализа медико-экспертных дел и медицинских документов инвалидов:

– недостаточно информативное, в ряде случаев, содержание направления на МСЭ медицинской организацией: заключения специалистов краткие, в заключении уролога нет рекомендаций, в том числе, по обеспечению техническими средствами реабилитации, указан только диагноз патологического состояния. В рекомендациях вообще отсутствуют технические средства реабилитации при нарушении функции мочевыделительной системы;

– несоответствие данных осмотра специалистов МСЭ и специалистов медицинских организаций в части характера нарушений функций тазовых органов (в протоколе проведения МСЭ указано недержание мочи, в направлении на МСЭ – задержка, или наоборот);

Читайте также:  Душица противопоказания для мужчин

– несоответствие данных осмотра специалистов МСЭ и клинико-функционального диагноза в части характера нарушения функции тазовых органов (в данных осмотра – недержание мочи, в клинико-функциональном диагнозе – задержка мочи или наоборот);

– в клинико-функциональном диагнозе отражен характер нарушения функции тазовых органов (недержание, задержка, смешанное нарушение), в то время как в данных осмотра лишь общая фраза “нарушение функции тазовых органов”;

– в отдельных протоколах проведения медико-социальной экспертизы граждан, у которых имелись нарушения мочевыделительной функции, подтвержденные медицинскими документами, в том числе, заключением специалиста в данной области – врача – уролога, в клинико-функциональном диагнозе отсутствовало указание на вид (детализацию) нарушения функции тазовых органов, в частности, мочевыделительной системы (задержка, недержание, задержка и недержание (парадоксальная ишурия, детрузорно-сфинктерная диссинергия) и т.д.);

– в клинико-функциональном диагнозе протоколов проведения МСЭ, в ряде случаев, отсутствует функциональная составляющая, т.е. не указан вид нарушенных функций организма и степень их выраженности (в данном случае, степень нарушения функции мочевыделительной системы);

– в ряде случаев, при определении нуждаемости в катетерах для самокатетеризации лубрицированных в ИПРА определялись рекомендации по обеспечению мочеприемниками дневными, мочеприемниками ночными и парой ремешков для крепления мочеприемников, в то время как, в соответствии с Перечнем показаний и противопоказаний, данные технические средства реабилитации определяются только при использовании катетеров длительного и постоянного пользования.

Выявленные в ходе проверки замечания, по мнению Федерального бюро, обусловлены:

Отсутствием должного контроля качества медико-социальной экспертизы в Учреждениях в части проверки формирования протокола проведения МСЭ (данные осмотра специалистов, формирование клинико-функционального диагноза) и порядка разработки ИПРА в части рекомендаций по обеспечению техническими средствами реабилитации при нарушении функции выделения.

Отсутствием должного качества работы специалистов Учреждений (как Главного бюро, так и бюро-филиалов по изучению содержания информационных и методических писем (разъяснений) Федерального бюро.

Предложения по результатам проверки.

Руководителям Учреждений:

– довести результаты проверки до сведения всех специалистов, участвующих в освидетельствовании граждан;

– разработать в возможно короткие сроки план мероприятий по устранению замечаний, выявленных в ходе проверки;

– по итогам проверки провести семинарские занятия (рабочие совещания) с детальным разбором замечаний с последующими выводами для дальнейшей работы; при необходимости, с аттестацией сотрудников.

– в целях повышения уровня знаний специалистов необходимо регулярно осуществлять работу по изучению Перечня показаний и противопоказаний (с обязательным сравнительным анализом предыдущих редакций), а также Методических рекомендаций по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методики их рационального подбора.

Довести до сведения сотрудников содержание информационных и методических писем Федерального бюро для изучения и дальнейшего использования в работе.

Повысить качество и эффективность работы с медицинскими организациями в рамках межведомственного взаимодействия в части совершенствования качества заполнения направления на МСЭ по разделу II “Клинико-функциональные данные гражданина” (состояние здоровья гражданина при направлении на медико-социальную экспертизу, диагноз при направлении на медико-социальную экспертизу), в том числе, в части рекомендуемых реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, с целью достижения единообразия в соответствии рекомендуемых формулировок технических средств реабилитации, указанных медицинскими организациями, с формулировками, позиционированными в Перечне показаний и противопоказаний.

В тех случаях, когда в ходе проведения медико-социальной экспертизы при изучении направления на МСЭ медицинской организацией у специалистов МСЭ возникают сомнения в качестве содержания документа, рекомендуем составлять программу дополнительного обследования гражданина (либо направить запрос) по уточнению данных, указанных в направлении, в том числе, по соответствию формулировки рекомендованного технического средства реабилитации, с формулировкой, позиционированной в Перечне показаний и противопоказаний.

Минтруд сообщает о проведении проверки обоснованности внесения в ИПРА наборов-мочеприемников для самокатетеризации у инвалидов, у которых вследствие характера инвалидизирующей патологии имеется нарушение функции мочевыделительной системы в виде задержки мочи.

Рекомендации в ИПРА определены обоснованно. Однако есть ряд недочетов, среди которых – недостаточно информативное содержание направления на МСЭ, в клинико-функциональном диагнозе нет указания на вид (детализацию) нарушения функции тазовых органов.

Источник