Мозжечковая стимуляция показания и противопоказания
Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма пациента, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.
Что такое мозжечок и зачем его стимулировать
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.
Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.
Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.
Программа Learning Breakthrough (Balametrics) и история ее появления
Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics – это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ века.
Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.
Впоследствии его программа получила название Learning Breakthrough, что можно перевести как «Прорыв в обучении». Она является результатом более чем 30-летних наблюдений и исследований, которые проводили американские ученые. Данная программа уникальна по своей продуманности и системности и, что самое главное, неоднократно доказавшая свою эффективность!
Как работает программа Learning Breakthrough
В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.
Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.
Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д. Так же в занятия мозжечковой стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе. Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация, полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на увлекательную и интересную игру.
Курс дополняется вестибулярными упражнениями на батуте, фитболе, гимнастической скамье и т.д. Некоторые упражнения выполняются в специальных ( переворачивающих изображение) очках.
Инструктор следит за последовательностью и правильной очередностью выполняемых заданий, за техникой безопасности в использовании оборудования. Обязательно начинает с простого и переходит к сложному, создает дополнительную мотивацию для выполнения заданий.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.
Для чего это нужно
Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.
В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция также значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий ( с логопедом, психологом, дефектологом).
Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции
Это прежде всего дети с:
- Нарушением внимания
- ГиперактивностьюПоведенческие расстройства
- Нарушение осанки
- Нарушениями работы вестибулярного аппарата
- Проблемами с обучением
- Нарушениями устной и письменной речи
- Нарушениями координации движений и моторной неловкости
- Дисграфии
- Дислексии
- Диспраксия
- Нарушениями аутического спектра
- ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ
Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции
Специалисты по работе с данной программой отмечают следующее:
- Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
- Улучшение зрительно-моторной координации
- Улучшение мануальных и графо-моторных функций
- Повышение общего уровня интеллекта
- Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
- Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)
Как эффективнее заниматься по данной методике
Занятия можно начинать, если ребенку исполнилось 3-4 года. Оптимальная периодичность занятий 3 раза в неделю по 30-40 минут.
Источники: Детская студия Ступеньки, Клиника биоакустической коррекции, Группа неврологических клиник Прогноз, Центр Логос, Центр Логомед прогноз
Источник
Мозжечковая стимуляция – это специальный комплекс занятий, направленный на стимуляцию и нормализацию работы ствола головного мозга и мозжечка. Программа была разработана доктором Фрэнком Белгау в начале 60-х годов. Цель программы – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств. В нашем Центре занятия проводятся на оригинальном американском оборудовании Balametrics’.
Важно понимать, что неуклюжесть ребенка – это не его особенность, а неврологическая проблема, сигнализирующая о нарушениях работы мозжечка и ствола головного мозга, которые приводят к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Доказано, что физические упражнения на равновесие, могут значительным образом повлиять на моторные, зрительные и речевые навыки, повысить скорость обработки информации и эффективность обучения, а также улучшить память, внимание и концентрацию. Мозжечковая стимуляция развивает вестибулярный аппарат, крупную и мелкую моторику, а также позволяет сформировать схему тела (т.е. ощущение ребенка в пространстве).
Благодаря данному методу улучшается способность мозга обрабатывать информацию, полученную от разных органов чувств, и использовать ее для планирования и выполнения моторных действий.
Показания к мозжечковой стимуляции
Задержка речевого развития (ЗРР), задержка психического развития (ЗПР);
алалия;
логоневроз;
расстройства аутистического спектра (РАС);
синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
центральное нарушение слухового анализа (CAPD);
несобранность, повышенная отвлекаемость;
нарушение мелкой и крупной моторики, координации;
поведенческие расстройства;
расстройства сенсорной обработки;
диспраксия;
дисграфия, дислексия;
дискалькулия.
Какой эффект можно ожидать от мозжечковой стимуляции?
Улучшается зрительно-моторная координация;
улучшение восприятия устной и письменной речи;
улучшение поведения, речи ребенка, навыков чтения;
успехи в учебе;
развитие пространственного воображения;
развитие памяти, внимания, концентрации и математических способностей.
Также мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность занятий с нейропсихологом, логопедом, дефектологом. Поэтому программу рекомендуется проходить в комплексе с другими занятиями. Длительность и интенсивность программы определяется на первичной консультации. Специалист разрабатывает программу занятий с учетом нарушений, возрастных и психологических особенностей ребенка. Длительность одного занятия – 30 минут, занятия необходимо посещать несколько раз в неделю. Наиболее эффективная схема занятий – курс из 15 занятий, 3 раза в неделю. Количество курсов (1, 2 или 3) определяется специалистом.
Противопоказания к мозжечковой стимуляции
Эпилепсия;
судорожная активность;
при умственной отсталости метод малоэффективен.
Результаты от мозжечковой стимуляции
В возрасте 4-5 лет у детей наблюдается:
улучшение мелкой и крупной моторики;
формирование графических навыков;
развитие зрительно-моторной координации;
улучшение координации, способности удержания баланса тела;
улучшение работы артикуляционного аппарата и речевого аппарат в целом;
снижение гравитационной неуверенности.
В возрасте 7-9 лет наблюдается:
улучшение показателей внимания – объема, переключаемости, концентрации, распределения;
повышение самоконтроля и саморегуляции;
улучшение графомоторных навыков;
повышение школьной успеваемости и обучаемости;
улучшение навыков социального взаимодействия;
развитие эмоционально-волевой сферы.
В возрасте 5-7 лет наблюдается:
освоение сложных видов разнонаправленных движений (велосипед, лыжи, коньки, плавательные движения);
развитие зрительно-пространственных представлений;
улучшение координации, моторной ловкости;
улучшение показателей внимания, таких как переключаемость, концентрация, объем, распределение;
повышение самоконтроля и саморегуляции;
стабилизация эмоционального фона ребенка;
снижение гравитационной неуверенности.
Источник
Программа мозжечковой стимуляции, заключается в выполнении упражнений на балансировочной доске Ф. Бильгоу под руководством специалиста или в домашних условиях.
Она позволяет значительно улучшить умственные и коммуникационные способности ребенка, укрепить здоровье, развить память и логическое мышление. Данный метод получил распространение при работе с детьми, страдающими синдромом гиперактивности, аутизмом, нарушениями моторики и координации движений, а также имеющими проблемы с обучением, коммуникацией и выражениями эмоции.
Что такое мозжечок?
Мозжечок представляет собой задний отдел головного мозга, располагающийся сзади и снизу варолиева моста и продолговатого мозга. Его условно делят на 3 части, включающие среднюю долю (червячок) и 2 полушария. Кору мозжечка формирует серое вещество, которое формирует множественные изгибы и складки. Внутреннее белое вещество образовано отростками нейронов.
Связь мозжечка с другими отделами мозга осуществляется за счет парных ножек:
- нижние ножки служат для связи со спинным и продолговатым мозгом;
- средние ножки соединяют мозжечок с варолиевым мостом;
- верхние ножки связывают мозжечок со средним мозгом и таламусом.
Свои основные функции мозжечок осуществляет, передавая импульсы через двигательные нейроны спинного мозга, а также через красное ядро среднего мозга и нервные ядра продолговатого мозга.
Функции мозжечкового отдела головного мозга
Долгое время считалось, что функцией мозжечка является участие в следующих процессах:
- координация движений;
- сохранение равновесия тела;
- удерживание тела в статическом положении;
- упорядочение мышечного тонуса;
- движения глаз;
- управление вегетативными функциями;
- изучение действий, требующих многократных повторений и мелкой моторики.
Но исследования ученых, проведенные в последнее десятилетие, подтвердили гипотезу о том, что мозжечок принимает активное участие в творческих процессах, развитии речевого аппарата и формировании сложных поведенческих навыков.
Ученые также находят подтверждения, что его функция связана с развитием интеллекта и формирования новых нейронных связей. Это доказывается влиянием мозжечка на мозговые структуры, участвующие в выработке дофамина.
При нарушениях в работе мозжечка наблюдаются следующие патологические изменения:
- атония, выраженная в чрезмерном ослаблении тонуса мышц;
- астения, проявляющаяся быстрой утомляемостью и психическими расстройствами;
- астазия, при которой утрачивается способность к длительному и сильному сокращению скелетной мускулатуры;
- трудности с произношением слов;
- нарушение координации движений.
По мере формирования в коре мозга новых нейронных связей под влиянием условных рефлексов, данные симптомы ослабевают. Однако полного восстановления нарушенных функций не происходит. При травмах или стимуляции мозжечка физическими и химическими раздражителями происходят изменения в работе висцеральных органов.
Они выражаются в следующих рефлексах:
- расширение зрачков;
- нарушение работы сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем;
- увеличение артериального давления.
Так как в мозжечке находится слуховая зона, то у многих пациентов происходило резкое снижение слуха или возникали проблемы с идентификацией звуков.
Зачем детям мозжечковая стимуляция?
Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях для детей позволяют повысить уровень пластичности мозга) учит орган обработке информации, которая поступает от всех систем чувств.
Данный метод улучшает:
- развитие устной речи;
- овладение техникой чтения и письма рукой;
- способность к концентрации внимания;
- память;
- способность к обработке информации;
- математические способности;
- логическое мышление;
- навыки планирования;
- умение адекватно выражать свои эмоции.
Мозжечковая стимуляция способствует повышению успеваемости в школе и дошкольных учреждениях. Благодаря данному методу усиливается эффективность занятий у детей, проходящих курсы терапии у логопедов, психотерапевтов, дефектологов и других специалистов, занимающихся коррекцией поведенческих, коммуникационных и эмоционально-волевых навыков.
Упражнения, выполняемые в домашних условиях для мозжечковой стимуляции у детей, положительно влияют на:
- взаимоотношения в семье;
- общее состояние здоровья ребенка и его физическую форму;
- осанку;
- психоэмоциональное состояние;
- социальную адаптацию ребенка в коллективе.
Данные упражнения показаны, как для здоровых детей, так и для тех, кто имеет функциональные нарушения деятельности головного мозга.
Принципы программы Ф. Бильгоу
Программа мозжечковой стимуляции разработана в 60-е годы прошлого столетия американским педагогом Фрэнком Бильгоу. В ее основу заложена система умственных и физических упражнений, выполняемых на балансировочной доске. То есть, ребенок делает задания, которые ему дает инструктор, при этом балансируя и пытаясь сохранять равновесие.
Первые уроки обязательно должны проходить под руководством специалиста, так как он подбирает комплекс упражнений и определяет интенсивность нагрузки, учитывая уровень развития, возраст и состояние здоровья пациента.
Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях без соответствующей подготовки детей и наличия знаний у родителей могут привести к обратному результату или снизить эффективность занятий) в программу дополнительно включает упражнения на фитболе, батуте и некоторых других гимнастических снарядах.
Хорошие результаты дают занятия в специальных очках, через которые ребенок видит все предметы в перевернутом виде.
Курс Бильгоу рассчитан таким образом, чтобы дети постепенно переходили от простых занятий к сложным. При этом используется система поощрений, усиливающая мотивацию пациента и делающая занятия увлекательными. Также во время урока ребенок не чувствует эмоционального давления, и у него нет страха ошибки или осуждения.
Показания для занятий
Методика дает положительные результаты при конкретных заболеваниях.
К ним относятся:
- синдром гиперактивности и недостатка внимания;
- сколиоз;
- расстройства устной речи;
- функциональные нарушения вестибулярного аппарата;
- дисграфия, проявляющаяся стойким повторением определенных ошибок в процессе письма, вызванных нарушением психических функций;
- дислексия, характеризующаяся трудностями в чтении при отсутствии проблем с обучением в других сферах;
- диспраксия, при которой ребенку очень сложно планировать и повторять ежедневные действия;
- аутизм;
- задержка психоречевого развития;
- минимальные мозговые и церебральные дисфункции.
Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях позволяют значительно уменьшить частоту заикания у детей) подходит любому ребенку, имеющему проблемы с обучением и усвоением определенной информации.
Задачи педагога-психолога в организации специальной зарядки
Основными задачами педагога-психолога при использовании метода мозжечковой стимуляции являются:
- обеспечение безопасности ребенка;
- правильный подбор упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;
- выбор и поддержание определенного темпа закрепления навыков;
- выработка у ребенка навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми людьми;
- повышение самооценки ребенка.
Занятия должны проходить в легкой игровой форме, при которой ребенок чувствует себя комфортно и не боится совершить ошибку.
Оборудование для упражнений
Основным оборудованием для мозжечковой стимуляции является балансировочная доска Бильгоу. Она представляет собой деревянную гладкую доску, установленную на 2 полусферические опоры, которые способны менять угол наклона приспособления от 0 до 50°. На доску нанесена определенная разметка, используемая для указания местоположения ребенка.
Средства мозжечковой стимуляции
После того, как дети овладевают навыками удержания равновесия и балансировки на доске, им предлагают выполнить несложные упражнения с помощью дополнительного инвентаря:
- разновесные мешочки, различающиеся также по цвету, наполнителю и размеру;
- планка, разделенная на цветные отрезки;
- мяч, закрепленный на резинке в виде маятника;
- доска обратной связи, разделенная на 9 секторов с соответствующими цифрами;
- набор резиновых мячиков.
Производители тренажеров Бильгоу предлагают различную комплектацию дополнительного оборудования. Поэтому перед его приобретением стоит посоветоваться со специалистом.
Если родители не имеют материальной возможности купить балансировочную доску и дополнительные аксессуары, то педагоги советуют начать выполнять упражнения на фитболе. Учась легко балансировать и выполнять определенные задания на большом мяче, ребенок развивает координацию движений и равновесие, что ведет к стимуляции мозжечка.
Продолжительность и регулярность занятий
Специалисты считают, что целесообразно начинать заниматься по системе Бильгоу с ребенком в возрасте 3-4 лет.
Продолжительность 1 курса составляет 10 занятий, проводимых от 2 до 3 раз в неделю. В зависимости от возраста ребенка урок длится 20-30 минут.
В методике нет четких ограничений, в какое время дня следует проводить занятия. Обычно специалист после предварительного осмотра и беседы оценивает биоритмы ребенка и выбирает часы, когда продуктивность малыша достигает максимума.
Рекомендуемые упражнения для детей на стимуляцию мозжечковой деятельности в домашних условиях
Первый курс по системе Бильгоу дети обязательно должны пройти под руководством квалифицированного педагога. На этих уроках ребенок учится самостоятельно вставать и сходить с балансировочной доски без посторонней помощи, выполнять на ней серию простых упражнений с предметами, а также проговаривать свои действия.
Далее родители могут пройти инструктаж и получить разрешение на занятия с ребенком дома. Однако при этом необходим периодический контроль со стороны инструктора, который даст возможность оценить полученные результаты, и выявить ошибки в обучении.
Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях включают в себя серию заданий) выполняется на балансировочной доске от 3 до 10 раз:
- подбрасывание большого мяча;
- отбивание большого мяча от пола;
- подбрасывание маленького резинового мяча;
- перебрасывание маленького мяча с одной руки в другую;
- отбивание маленького мяча;
- перебрасывание маленького мяча между родителем и ребенком;
- подбрасывание мешочков, наполненных шариками и песком;
- перебрасывание различных мешочков между взрослым и ребенком;
- набрасывание колец на специальное устройство (кольцеброс);
- мини боулинг с использованием мячей и мешочков различных размеров.
Далее можно просить ребенка проговаривать свои действия, называть слова по слогам и буквам.
Не стоит самостоятельно делать с детьми упражнения с использованием целевого стенда. Не осознавая трудность задания для ребенка, и не зная, как адекватно реагировать на ошибки, родители могут неосознанно понизить самооценку ребенка и вызвать у него нежелание заниматься дальше.
Длительность домашнего занятия не должна превышать 20 минут. Если родитель замечает, что ребенку становится скучно или он начинает капризничать, то стоит прервать занятие и попросить малыша рассказать о причине недовольства.
Возможно, ему сложно длительное время удерживать вертикальное положение и балансировать на тренажере. Но иногда отсутствие интереса кроется в ошибках, допускаемых взрослыми. В этом случае необходима консультация специалиста.
Результаты занятий
У детей, занимающихся мозжечковой стимуляцией по системе Ф. Бильгоу, отмечаются следующие положительные результаты:
- усиление концентрации внимания;
- улучшение памяти;
- развитие интеллектуальных способностей;
- синхронизация двигательных и умственных способностей;
- улучшение мелкой моторики;
- повышение уровня социальной адаптации;
- развитие воображения и пространственного восприятия окружающего мира.
Специалисты, занимающиеся коррекцией речи, поведения, моторно-двигательных и других функций ребенка, отмечают повышение эффективности занятий при включении в процесс обучения методики Ф. Бильгоу.
Советы родителям
Главным условием, которое обеспечит результативность метода Ф. Бильгоу, является желание самого ребенка. То есть, сам процесс обучения должны доставлять ему удовольствие.
Поэтому родители должны придерживаться следующих правил проведения занятий:
- не придерживаться жесткого графика и времени выполнения упражнений, если ребенок в этот момент не находится в ресурсном состоянии (усталость, нервозность, повышенная раздражимость или апатия);
- не проводить занятия, когда ребенок голоден, а также в течение 1-1.5 часов после еды;
- отменить уроки на период болезни;
- не заниматься с детьми, находясь в состоянии раздражения или усталости.
Родителям следует экспериментальным путем выяснить, в какое время у ребенка происходит наилучшее усвоение информации, и использовать его для последующих занятий.
Важным фактором является согласованность действий обоих родителей. Это означает, что они должны придерживаться единой схемы обучения и системы оценивания действий малыша. Таким образом, у ребенка не будут возникать противоречия, которые могут обнулить результаты занятий. Также стоит обеспечить комфортные условия на прохождения обучения.
Для этого стоит предварительно:
- убрать в помещении;
- проветрить комнату;
- обеспечить оптимальное освещение, отсутствие посторонних отвлекающих звуков и запахов;
- удалить из комнаты домашних животных и других детей;
- надеть на ребенка удобную одежду, которая не сковывает движения и позволяет беспрепятственно совершать различные физические действия;
- выключить все гаджеты, способные отвлечь внимание ребенка во время занятий.
В процессе урока следует хвалить ребенка за каждое выполненное упражнение или за старание его выполнить. Специалисты советуют придумать систему поощрений. В качестве подарков не обязательно должны выступать дорогие предметы или сладости.
Это могут быть:
- походы в определенные места, которые любит посещать ребенок;
- совместные подвижные или настольные игры, просмотр мультфильмов;
- чтение книг или сочинение историй.
Процесс обучения должен быть связан у ребенка с радостью, а не входить в список обязательств.
Где купить оборудование для дома, цены
Некоторые крупные развивающие детские центры используют тренажеры для мозжечковой стимуляции и комплекты дополнительного инвентаря, изготовленные по собственным эскизам и разработкам.
Но родители, которые желают заниматься со своими детьми дома, могут заказать данное оборудование в интернет магазинах, осуществляющих доставку не только в крупные города, но в большинство регионов России и даже бывшие страны СНГ.
Средняя стоимость оборудования для занятий по методике Ф. Бильгоу составляет:
Оборудование для мозжечковой стимуляции | Стоимость |
Балансировочная доска Баламетрикс | 2990-4000 руб. |
Комплект Мини | 9500 руб. |
Комплект Макси | 17500 руб. |
Комплект Стандарт | 15500 руб. |
Комплект Оптима | 12500 руб. |
Мишень напольная с цифрами | 1950 руб. |
Кинезилогические мячи 4 шт. | 1200 руб. |
Наборы кинезилогических мешочков с разными наполнителями | 450-730 руб. |
Набор мячей разного диаметра с фиксаторами на одежде 4 шт. | 750 руб. |
Комплект, состоящий из мяча-маятника и планки с цифрами | 1900 руб. |
Стойка с мишенями | 2200 руб. |
К каждому комплекту и тренажеру для упражнений по мозжечковой стимуляции, которые можно делать в домашних условиях, прилагается подробная инструкция с перечнем рекомендуемых заданий. Однако не следует применять данное оборудование, не пройдя консультацию и не получив подробный инструктаж у специалиста.
Видео о мозжечковой стимуляции
Занятия по мозжечковой стимуляции:
Источник