Негативные качества мастера и профессиональные противопоказания

Негативные качества мастера и профессиональные противопоказания thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «профессиограмма педагога».

Тема 1.4. Профессиональные и личностные качества и способности педагога

План

1.Понятие «профессиограмма педагога».

2.Доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества педагога.

3.Взаимосвязь личностных и профессиональных качеств педагога.

4.Понятие «педагогические способности».

5.Группы педагогических способностей.

Профессиограмма – понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов. В психолого-педагогической литературе профессиограмма учителя рассматривается как обобщенная идеальная абстрактная модель личности учителя, интегрирующая наиболее существенные личностные и специфические производственные качества, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успех в решении задач профессионального становления. Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для нее профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно.

И все-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т.е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.

Проблеме профессионально значимых личностных качеств учителя посвящают свои исследования Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др. Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя.

Профессионально значимые личностные качества учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль.

Группу доминантных профессионально значимых личностных качеств составляют следующие качества:

  • гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);
  • любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);
  • оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);
  • справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);
  • общительность (педагогический такт, коммуникабельность);
  • требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);
  • альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);
  • волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);
  • толерантность – терпимость, снисходительность к людям;
  • педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);
  • эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость) – совет № 4 В.А. Сухомлинского из книги «100 советов учителю»;
  • интеллигентность (обаяние, духовность);
  • современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);
  • доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);
  • креативность (творчество).

При отсутствии любого из них учитель-воспитатель не может плодотворно осуществлять педагогическую деятельность.

Ученые еще говорят и о так называемых периферийных профессионально значимых личностных качествах, и о таких качествах, наличие которых у педагога расценивается как профессиональные противопоказания и которые служат причиной профессиональной непригодности.

Под периферийными понимают те качества личности учителя, которые не оказывают решающего влияния на продуктивность его педагогической деятельности, однако способствуют ее успешности. К периферийным профессионально значимым личностным качествам относят, например, приветливость, энтузиазм, серьезность, наличие чувства юмора, артистичность, инициативность, увлеченность чем-либо (хобби), реальный подход к жизни, любознательность.

К негативным профессионально значимым личностным качествам учителя воспитателя относятся: беспечность, нерешительность подозрительность, капризность, вспыльчивость, злопамятность, некоммуникабельность, мнительность, несдержанность, равнодушие, зависимость, мстительность, высокомерие, холодность, безалаберность, импульсивность, эгоизм, легковерие, обидчивость, нервозность, необязательность, завистливость, рассеянность, неуверенность в себе пассивность и др.

Список качеств – профессиональных противопоказаний: наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.); нравственная распущенность; рукоприкладство; грубость и жестокость; беспринципность; безответственность; некомпетентность в области преподаваемого предмета; низкий уровень общительности.

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 13110; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

 Профессионально-значимые качества мастера производственного обучения, их роль в развитии дидактического взаимодействия.

Читайте также:  Противопоказания для работы машинистом электропоезда

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и любовь к ученикам, то он совершенный учитель.

 Л. Толстой

     Греческое слово пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) обозначает детоводитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались воспитанием и обучением детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании – педагогика.

     Профессионал высшего класса А.С. Макаренко настаивал на том, что педагогическое мастерство не является свойством только талантливых людей. Это специальность, которой нужно учить, как и любой другой. «Мастерство – это чего можно добиться, – читаем у А.С. Макаренко, – и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так может и должен быть прекрасным мастером педагог… Я уверен, что все мы люди одинаковые. Я проработал 32 года, и всякий учитель, который проработал более или менее длительно, – мастер, если он не лентяй. И каждый из вас, молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он владеет мастерством, зависит от собственного напора». Как справедливо отмечал А.С. Макаренко, ученики простят своим учителям строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге мастерство, квалификацию, золотые руки, глубокое знание предмета, ясную мысль.

     Мастер производственного обучения – особая фигура в инженерно-педагогическом коллективе профессионального образовательного учреждения, чьи задачи и служебные обязанности многообразны и сложны. Мастер – это основной учитель профессии, организатор внеучебной  работы и жизнедеятельности обучающихся. Уровень и качество профессионально-педагогической подготовки мастера производственного обучения в значительной мере определяет и качество подготовки учащихся профессиональных техникумов – будущих рабочих современного производства.

Профессионально значимые качества личности педагога

(мастера производственного обучения)

Доминантные качества – это такие, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности:

– Экспрессивные способности – умение педагога образно и ярко выражать свои мысли с помощью слова и невербальных средств.

– Дидактические способности – умение преподнести ученый материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс.

– Авторитарные способности заключается в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на учащихся.

– Научно-педагогические способности подразумевают участие в научно-исследовательской работе педагогического характера.

– Перцептивные способности –  это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям,  к педагогу.

– Коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего, с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.

– Личностные способности педагога проявляются, прежде всего, в педагогическом такте, что заключается в умении соблюдать чувство меры в отношениях с окружающими, особенно при проявлении требовательности, которая всегда сочетается с уважением к обучаемым, с заботой о них.

– Организаторские способности предусматривают умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание и т.п..

– Мажорные способности – это оптимизм педагога, помогающий активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.

– Психомоторные способности обеспечивают двигательные навыки, способность в работе «соединить голову с руками». Данные способности предусматривают умения педагога подбирать индивидуальную технику движений для учащихся  во время практического обучения, эксперимента и других работ.

– Способности к концентрации и распределению внимания – умение на занятиях и во всех других случаях общения держать в поле зрения всю учебную группу, видеть каждого в отдельности.

– Гностические способности – это умение быстро и точно распознавать явления, анализировать их и успешно оперировать.

Читайте также:  Противопоказания при уколах гепарина

– Конструктивные способности или педагогическое воображение – это умение проектировать будущее воспитанников, тщательно планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда.

Периферийные качества – это качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие ее успешности (чувство юмора, доброжелательность, приветливость, внешняя привлекательность).

Негативными являются качества, которые влекут снижение эффективности педагогического труда (мстительность, неуравновешенность, пристрастности).

Профессионально недопустимые качества – это те, которые ведут к профессиональной непригодности педагога (рукоприкладство, безнравственность, беспринципность, безответственность, грубость, некомпетентность, вредные привычки).

     Педагогические способности действуют и проявляются не изолированно, они дополняют друг друга и связаны между собой, что дает возможность к компенсации отсутствующих или слаборазвитых способностей.

     Педагог должен формировать у себя творческое, гибкое поведение в зависимости от ситуации. Он должен быть внимательным к мельчайшим деталям своего общения с учащимися, должен владеть главными умениями и средствами личного воздействия на ученика: понимать внутренний мир учащегося по его взгляду, мимике, жестам; владеть культурой речи; уметь выразительно передавать свои чувства с помощью мимики, пантомимики и др. Все это называется педагогической техникой, для овладения которой надо изучать  психологию общения и межличностных отношений, возрастную и педагогическую психологии, сущность и особенности психических состояний человека, формировать речевые умения, вырабатывать умения саморегуляции психической деятельности.

     Успешным является общение, которое основывается на человеческих отношениях, на совместной увлеченности деятельностью, на основе дружеского расположения. Недопустимы отношения устрашения, заигрывания, дистанция. Официально-деловые отношения нужны в любой работе, чтобы поддерживать элементарный порядок, дисциплину, но учащиеся всегда воспринимают такие отношения как казенные, бездушные, иногда враждебные. Следовательно, надо изучать личность ребенка, чтобы уметь относиться к нему не только как к объекту труда, но и как к уникальной, неповторимой личности. В этих отношениях педагог и сам действует как человек – обладатель индивидуальных качеств, мыслящий, переживающий.

     В профессии педагога огромное значение имеет профессиональная мораль. Нормы морали вырабатываются обществом, их выполнение поддерживается чувством долга и сознанием человека. Нормы морали изменяются с развитием общества. Педагогическая мораль возникла вместе с возникновение педагогической деятельности:

«Воспитывая, нужно учитывать природу ребенка, опираться на детскую любознательность, предпочитать средства убеждения средствам принуждения» Демокрит

М. Монтейн считает человеческие качества более ценными, чем ученость.

Я.А. Коменский порицает учителя за высокомерие, неуважительное отношение к ученику. «Учителями должны быть лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью».

«Профессия учителя должна быть почетной и высокооплачиваемой, тогда учитель будет стараться» Дидро

«Недопустимо низкое положение учителя в обществе. Недопустимо учительствование ради заработка» Песталоццы

«Если учитель не любит учеников и не может вызвать у них симпатии, уважения к себе, то пусть лучше оставит дело воспитания» Ушинский

Источник

1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).

2. Нравственная нечистоплотность.

3. Рукоприкладство.

4. Грубость.

5. Беспринципность.

6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.

7. Безответственность.

Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:

Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.

Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.

Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

Читайте также:  Детралекс 500 мг противопоказание

Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ

2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Деятельность понимается нами, с одной стороны, как категория научного знания, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой, как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.

В отличие от законов природы социальные законы обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт.

Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат (см. схему 6).

СХЕМА 6

СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по А.Н. Леонтьеву)

Негативные качества мастера и профессиональные противопоказания

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

— обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;

— становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

— является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;

— создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;

— является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;

— обеспечивает познание и преобразование окружающего мира (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 165).

Важнейшими характеристиками деятельности являются:

— предметность— она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира (Давыдов В.В. Деятельность: теория, методологии, проблемы. М., 1990. С. 151);

— социальность— деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999, С. 166);

— сознательность— в процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую (Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1978, С, 103—104).

Результаты деятельности легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях.

Потребность состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его осуществления и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.

Мотив побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.

Цель— осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

Задача данная в определенных условиях цель деятельности (Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983. Т. 2. С. 156), которая должна быть достигнута при преобразовании этих условий.

Действиеединица деятельности, произвольная преднамеренная, опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели (Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997. С. 120).

Операция способ осуществления действия, определяемый условиями данной ситуации.

К деятельности человек побуждается различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей.

Деятельность осуществляется через ряд внутренних, связанных между собой действий и включает в себя те или иные автоматизированные компоненты.

Деятельность человека — необходимое условие его развития, в процессе, которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

Источник