Перечень медицинских противопоказаний для педагогов

IV. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ДОПУСКУ К РАБОТАМ

48. Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:

врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;

последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;

заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;

нарколепсия и катаплексия;

заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;

психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах <5>;

——————————–

<5> В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога.

алкоголизм, токсикомания, наркомания;

болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 – 4 степени;

злокачественные новообразования любой локализации <6>;

——————————–

<6> После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом.

заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы);

гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;

хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степени;

ишемическая болезнь сердца:

стенокардия ФК III – IV;

с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);

пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;

постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца;

аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;

облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов;

облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);

варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;

лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 – 4 степени;

ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 – 3 степени;

болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 – 3 степени;

активные формы туберкулеза любой локализации;

осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;

хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 – 3 степени и портальной гипертензии;

хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 – 3 степени;

неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;

диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 – 4 степени, системные васкулиты;

хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;

хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 – 3 степени;

хронические заболевания кожи:

хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;

псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;

вульгарная пузырчатка;

хронический необратимый распространенный ихтиоз;

хронический прогрессирующий атопический дерматит;

хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм;

беременность и период лактации <7>;

привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста <7>;

——————————–

<7> Только для лиц, работающих в контакте с вредными и (или) опасными производственными факторами, указанными в Перечне факторов.

глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.

49. Дополнительные медицинские противопоказания указаны в Перечне факторов и Перечне работ.

Источник

Безусловно, медосмотры важны и могут сделать образовательный процесс продуктивнее, ведь количество больничных и карантинов при своевременной диагностике сократится. Однако организация проведения медосмотров вызывает много вопросов, и мы ответим на самые популярные из них.

Как часто проводится медосмотр педагогов

Работники школ (лицеев, гимназий, вузов и пр.) должны проходить медосмотр со следующей периодичностью:

  • Предварительный медосмотр и освидетельствование у психиатра в период трудоустройства, до начала непосредственной работы в школе.
  • Раз в год – текущий обязательный медосмотр.
  • Раз в пять лет – освидетельствование у психиатра, от которого сотрудник может отказаться, но в этом случае работодатель может отстранить его от работы.
  • Внеочередные медосмотры по решению работодателя (например, в связи с эпидемиями, плохой экологической обстановкой в регионе).
Читайте также:  Побеги сосны сок противопоказания

Каждое учебное заведение самостоятельно составляет план медосмотров на будущий год – этот документ согласовывается с руководством и медицинской организацией, и все сотрудники проходят обследование в соответствии с графиком. Поскольку работодатель действует в интересах учащихся, и посещения врачей, и лабораторные исследования для педагогов бесплатны. Если педагог не смог присутствовать на медосмотре в обозначенные сроки, его могут принять в любой день в дальнейшем – эта возможность также указывается в договоре с медучреждением.

Зачем нужен медосмотр педагогических работников

Педагог не сможет устроиться на работу в учебное заведение без медицинской книжки. В этом документе собрана вся информация об обследованиях, результаты анализов, сведения о вакцинации, данные о перенесенных инфекционных заболеваниях. В медкнижке также указывают сведения о гигиенической подготовке педагога и аттестации, в ней же ставится допуск к работе.

Предварительный медосмотр дает работодателю представление о физическом и психическом состоянии будущего сотрудника, позволяет на ранней стадии выявить некоторые заболевания и сделать пребывание детей и подростков в учебном заведении безопаснее. Именно на этом этапе определяется профессиональная пригодность педагога.

Ежегодный медосмотр нужен для динамического наблюдения за состоянием здоровья педагогов, своевременного выявления опасных инфекционных, паразитарных или профессиональных заболеваний, предупреждения несчастных случаев во время работы. Такой контроль также помогает выявить у сотрудника противопоказания к дальнейшему выполнению трудовых обязанностей и сформировать группы риска по развитию некоторых профессиональных заболеваний.

Освидетельствование у психиатра проводят с целью определения наличия у сотрудника психического расстройства и установления взаимосвязи этого расстройства с последствиями работы. При приеме на работу психиатр (или комиссия) определяют, в частности, способен ли человек работать с детьми. Такой осмотр проводят только при наличии письменного направления будущего работодателя.

Каких врачей нужно посетить

Прежде чем принять педагога на работу, работодатель должен удостовериться, что потенциальный сотрудник посетил следующих врачей:

  • стоматолога;
  • дерматовенеролога;
  • отоларинголога;
  • терапевта.

В рамках предварительного медосмотра также нужно сдать/сделать:

  • анализ крови на сифилис;
  • мазок на гонорею;
  • анализ на выявление брюшного тифа;
  • соскоб на энтеробиоз;
  • анализ на определение возбудителей кишечных инфекций;
  • бактериоскопический анализ на определение заболеваний, передающихся половым путем;
  • кал на выявление гельминтов;
  • флюорографию.

Этот минимум должен входить в медосмотр учителей, воспитателей, преподавателей вузов и других работников образовательной сферы. Сотрудники спортивных и развивающих секций и организаций детского досуга также должны при устройстве на работу иметь медкнижку с результатами указанных обследований. Даже если работник не имеет непосредственного отношения к образовательному процессу, он должен пройти медосмотр.

Педагоги при трудоустройстве должны также предоставить подтверждение сделанной прививки вакцины против дифтерии и кори – это может быть штамп на соответствующей странице медкнижки или документ, подтверждающий наличие иммунитета к инфекциям (если человек не в курсе, делали ли ему прививки).

Ежегодный медосмотр педагогов включает меньше исследований. Так, работнику нужно будет посетить терапевта, отоларинголога, дерматовенеролога, терапевта, сделать флюорографию, а также сдать анализ крови на сифилис и болезни, передающиеся половым путем, анализ на выявление гельминтов. К тому же педагоги должны прослушать информационный курс о заболеваниях и основных СанПиН.

Каковы санкции за непрохождение медосмотра

Если сотрудник вовремя не прошел ежегодный осмотр или работает без медкнижки, образовательное учреждение может быть оштрафовано. Причем меры за непрохождение медосмотра регламентируются одновременно Трудовым, Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях:

Административная ответственность: за непрохождение медосмотра должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму до 25 тысяч рублей, а юридические лица – на сумму до 130 тысяч. Повторные нарушения предусматривают более высокие штрафы. Кроме того, должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.

Уголовная ответственность: педагог без медкнижки или имеющий противопоказания к работе может причинить вред здоровью или состоянию других людей. Если это произойдет, работодатель может быть оштрафован на сумму до 400 тысяч рублей, приговорен к выполнению обязательных или исправительных работ или лишен свободы на срок до года.

Читайте также:  Гирудотерапия показания и противопоказания курс лечения

Если работник по своей вине пропустил обязательный медосмотр, руководство вправе отстранить его от работы и/или применить дисциплинарное взыскание. При этом на период отстранения зарплату такой педагог получать не будет. Сотруднику следует иметь в виду, что в случае повторного непрохождения медосмотра существует риск увольнения. 

Своевременное проведение медицинских осмотров педагогических работников позволит руководству школ или других образовательных учреждений избежать штрафов и защитить своих учащихся.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Còàòüÿ 1. Ê ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè â îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ íå äîïóñêàþòñÿ ëèöà:

1. Èìåþùèå ñëåäóþùèå çàáîëåâàíèÿ:

õðîíè÷åñêèå è çàòÿæíûå ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà ñ òÿæåëûìè ñòîéêèìè èëè ÷àñòî îáîñòðÿþùèìèñÿ áîëåçíåííûìè ïðîÿâëåíèÿìè (â òîì ÷èñëå õðîíè÷åñêèé àëêîãîëèçì, íàðêîìàíèÿ è òîêñèêîìàíèÿ (â êàæäîì ñëó÷àå ðàññìàòðèâàåòñÿ èíäèâèäóàëüíî);

âûðàæåííûå äåôåêòû ðå÷è è çàèêàíèÿ â òÿæåëîé ôîðìå;

îñòðûå è õðîíè÷åñêèå çàðàçíûå çàáîëåâàíèÿ, â òîì ÷èñëå òóáåðêóëåç (îòêðûòàÿ ôîðìà) è ñèôèëèñ (íà ïåðèîä ëå÷åíèÿ);

âûðàæåííûå ðàññòðîéñòâà ôóíêöèè îðãàíîâ çðåíèÿ è ñëóõà (êðîìå ñïåöèàëüíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé);

õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ãëîòêè è ãîðòàíè (â êàæäîì ñëó÷àå ðàññìàòðèâàþòñÿ èíäèâèäóàëüíî).

2. Èìåþùèå ñóäèìîñòü çà ñîâåðøåííûå îáùåñòâåííî îïàñíûå äåÿíèÿ, ïðåäóñìîòðåííûå ñëåäóþùèìè ñòàòüÿìè Óãîëîâíîãî êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè:

ñòàòüÿ 105. Óáèéñòâî

ñòàòüÿ 106. Óáèéñòâî ìàòåðüþ íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà

ñòàòüÿ 110. Äîâåäåíèå äî ñàìîóáèéñòâà

ñòàòüÿ 111. Óìûøëåííîå ïðè÷èíåíèå òÿæêîãî âðåäà çäîðîâüþ

ñòàòüÿ 112. Óìûøëåííîå ïðè÷èíåíèå ñðåäíåé òÿæåñòè âðåäà çäîðîâüþ

ñòàòüÿ 115. Óìûøëåííîå ïðè÷èíåíèå ëåãêîãî âðåäà çäîðîâüþ

ñòàòüÿ 116. Ïîáîè

ñòàòüÿ 117. Èñòÿçàíèå

ñòàòüÿ 119. Óãðîçà óáèéñòâîì èëè ïðè÷èíåíèåì òÿæêîãî âðåäà çäîðîâüþ

ñòàòüÿ 120. Ïðèíóæäåíèå ê èçúÿòèþ îðãàíîâ èëè òêàíåé ÷åëîâåêà äëÿ òðàíñïëàíòàöèè

ñòàòüÿ 121. Çàðàæåíèå âåíåðè÷åñêîé áîëåçíüþ

ñòàòüÿ 122. Çàðàæåíèå ÂÈ×-èíôåêöèåé

ñòàòüÿ 125. Îñòàâëåíèå â îïàñíîñòè

ñòàòüÿ 131. Èçíàñèëîâàíèå

ñòàòüÿ 132. Íàñèëüñòâåííûå äåéñòâèÿ ñåêñóàëüíîãî õàðàêòåðà

ñòàòüÿ 133. Ïîíóæäåíèå ê äåéñòâèÿì ñåêñóàëüíîãî õàðàêòåðà

ñòàòüÿ 134. Ïîëîâîå ñíîøåíèå è èíûå äåéñòâèÿ ñåêñóàëüíîãî õàðàêòåðà ñ ëèöîì, íå äîñòèãøèì øåñòíàäöàòèëåòíåãî âîçðàñòà

ñòàòüÿ 135. Ðàçâðàòíûå äåéñòâèÿ

ñòàòüÿ 150. Âîâëå÷åíèå íåñîâåðøåííîëåòíåãî â ñîâåðøåíèå ïðåñòóïëåíèÿ

ñòàòüÿ 151. Âîâëå÷åíèå íåñîâåðøåííîëåòíåãî â ñîâåðøåíèå àíòèîáùåñòâåííûõ äåéñòâèé

ñòàòüÿ 152. Òîðãîâëÿ íåñîâåðøåííîëåòíèìè

ñòàòüÿ 153. Ïîäìåíà ðåáåíêà

ñòàòüÿ 154. Íåçàêîííîå óñûíîâëåíèå (óäî÷åðåíèå)

ñòàòüÿ 155. Ðàçãëàøåíèå òàéíû óñûíîâëåíèÿ (óäî÷åðåíèÿ)

ñòàòüÿ 155. Êðàæà

ñòàòüÿ 159. Ìîøåííè÷åñòâî

ñòàòüÿ 160. Ïðèñâîåíèå èëè ðàñòðàòà

ñòàòüÿ 161. Ãðàáåæ

ñòàòüÿ 161. Ðàçáîé

ñòàòüÿ 163. Âûìîãàòåëüñòâî

ñòàòüÿ 164. Õèùåíèå ïðåäìåòîâ, èìåþùèõ îñîáóþ öåííîñòü

ñòàòüÿ 204. Êîììåð÷åñêèé ïîäêóï

ñòàòüÿ 205. Òåððîðèçì

ñòàòüÿ 206. Çàõâàò çàëîæíèêà

ñòàòüÿ 208. Îðãàíèçàöèÿ íåçàêîííîãî âîîðóæåííîãî ôîðìèðîâàíèÿ èëè ó÷àñòèå â íåì

ñòàòüÿ 209. Áàíäèòèçì

ñòàòüÿ 210. Îðãàíèçàöèÿ ïðåñòóïíîãî ñîîáùåñòâà (ïðåñòóïíîé îðãàíèçàöèè)

ñòàòüÿ 211. Óãîí ñóäíà âîçäóøíîãî èëè âîäíîãî òðàíñïîðòà ëèáî æåëåçíîäîðîæíîãî ïîäâèæíîãî ñîñòàâà

ñòàòüÿ 212. Ìàññîâûå áåñïîðÿäêè

ñòàòüÿ 213. Õóëèãàíñòâî

ñòàòüÿ 214. Âàíäàëèçì

ñòàòüÿ 227. Ïèðàòñòâî

ñòàòüÿ 228. Íåçàêîííûå èçãîòîâëåíèå, ïðèîáðåòåíèå, õðàíåíèå, ïåðåâîçêà, ïåðåñûëêà ëèáî ñáûò íàðêîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ èëè ïñèõîòðîïíûõ âåùåñòâ

ñòàòüÿ 229. Õèùåíèå ëèáî âûìîãàòåëüñòâî íàðêîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ èëè ïñèõîòðîïíûõ âåùåñòâ

ñòàòüÿ 230. Ñêëîíåíèå ê ïîòðåáëåíèþ íàðêîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ èëè ïñèõîòðîïíûõ âåùåñòâ

ñòàòüÿ 231. Íåçàêîííîå êóëüòèâèðîâàíèå çàïðåùåííûõ ê âîçäåëûâàíèþ ðàñòåíèé, ñîäåðæàùèõ íàðêîòè÷åñêèå âåùåñòâà

ñòàòüÿ 232. Îðãàíèçàöèÿ ëèáî ñîäåðæàíèå ïðèòîíîâ äëÿ ïîòðåáëåíèÿ íàðêîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ èëè ïñèõîòðîïíûõ âåùåñòâ

ñòàòüÿ 240. Âîâëå÷åíèå â çàíÿòèå ïðîñòèòóöèåé

ñòàòüÿ 241. Îðãàíèçàöèÿ èëè ñîäåðæàíèå ïðèòîíîâ äëÿ çàíÿòèé ïðîñòèòóöèåé

ñòàòüÿ 242. Íåçàêîííîå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîðíîãðàôè÷åñêèõ ìàòåðèàëîâ èëè ïðåäìåòîâ

ñòàòüÿ 243. Óíè÷òîæåíèå èëè ïîâðåæäåíèå ïàìÿòíèêîâ èñòîðèè è êóëüòóðû

ñòàòüÿ 244. Íàäðóãàòåëüñòâî íàä òåëàìè óìåðøèõ è ìåñòàìè èõ çàõîðîíåíèÿ

ñòàòüÿ 245. Æåñòîêîå îáðàùåíèå ñ æèâîòíûìè

ñòàòüÿ 275. Ãîñóäàðñòâåííàÿ èçìåíà

ñòàòüÿ 281. Äèâåðñèÿ

ñòàòüÿ 282. Âîçáóæäåíèå íàöèîíàëüíîé, ðàñîâîé èëè ðåëèãèîçíîé âðàæäû

ñòàòüÿ 283. Ðàçãëàøåíèå ãîñóäàðñòâåííîé òàéíû

ñòàòüÿ 290. Ïîëó÷åíèå âçÿòêè

ñòàòüÿ 291. Äà÷à âçÿòêè

ñòàòüÿ 292. Ñëóæåáíûé ïîäëîã

ñòàòüÿ 295. Ïîñÿãàòåëüñòâî íà æèçíü ëèöà, îñóùåñòâëÿþùåãî ïðàâîñóäèå èëè ïðåäâàðèòåëüíîå ðàññëåäîâàíèå

ñòàòüÿ 317. Ïîñÿãàòåëüñòâî íà æèçíü ñîòðóäíèêà ïðàâîîõðàíèòåëüíîãî îðãàíà

ñòàòüÿ 329. Íàäðóãàòåëüñòâî íàä Ãîñóäàðñòâåííûì ãåðáîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè èëè Ãîñóäàðñòâåííûì Ôëàãîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

Còàòüÿ 2. Ïðè ïðèåìå íà ïåäàãîãè÷åñêóþ ðàáîòó â îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå àäìèíèñòðàöèÿ îáÿçàíà ïîòðåáîâàòü îò ïîñòóïàþùåãî ìåäèöèíñêóþ ñïðàâêó îá îòñóòñòâèè ìåäèöèíñêèõ ïðîòèâîïîêàçàíèé, ïðåïÿòñòâóþùèõ ðàáîòå â îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè.

Ñâåäåíèÿ î íàëè÷èè ñóäèìîñòè, ïðåïÿòñòâóþùåé çàíÿòèþ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ â îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè, ïðåäîñòàâëÿþòñÿ îðãàíàìè âíóòðåííèõ äåë ïî çàïðîñàì îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé â ïîðÿäêå, îïðåäåëÿåìîì çàêîíîì.

Читайте также:  Кабачок показания и противопоказания

Còàòüÿ 3. Íàñòîÿùèé Ôåäåðàëüíûé çàêîí â ÷àñòè ïåðå÷íÿ ñîñòàâîâ ïðåñòóïëåíèé, íàëè÷èå êîòîðûõ ïðåïÿòñòâóåò çàíÿòèþ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ â îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ, è ïîëó÷åíèÿ ñâåäåíèé î íàëè÷èè ñóäèìîñòè çà ýòè ïðåñòóïëåíèÿ âñòóïàåò â ñèëó îäíîâðåìåííî ñ Ôåäåðàëüíûì çàêîíîì, îïðåäåëÿþùèì ïîðÿäîê âûäà÷è îðãàíàìè âíóòðåííèõ äåë ñïðàâîê î ñóäèìîñòè, ïðåïÿòñòâóþùåé çàíÿòèþ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ â îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè.

Ëèöà, îñóùåñòâëÿþùèå ïåäàãîãè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü â îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ íà ìîìåíò âñòóïëåíèÿ â ñèëó íàñòîÿùåãî Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà, îáÿçàíû â òå÷åíèå øåñòè ìåñÿöåâ ïðåäñòàâèòü â àäìèíèñòðàöèþ îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ ìåäèöèíñêóþ ñïðàâêó îá îòñóòñòâèè ìåäèöèíñêèõ ïðîòèâîïîêàçàíèé, ïðåïÿòñòâóþùèõ ðàáîòå â îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè.

Источник

Лица, имеющие право на занятие педагогической деятельностью не должны иметь медицинских противопоказаний, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 “Об утверждении перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности”.

Согласно Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28.04.93 № 377 «О реализации закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”», общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления работниками учебно-воспитательных учреждений, дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах педагогической деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.

Для выявления медицинских противопоказаний к осуществлению педагогической деятельности педагогические работники обязаны проходить предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, что предусмотрено ст. 51 Закона об образовании и пп. 15, 17 Временного перечня работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры (Приложение № 2 к приказу Минздравмедпрома России № 280 и Госкомсанэпиднадзора России № 88 от 05.10.95 “Об утверждении временных перечней вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников”).

Медицинские обследования педагогических работников проводятся за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения.

При выявлении заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, педагогические работники подлежат отстранению от работы в соответствии со ст. 76 ТК РФ и последующему увольнению на основании подп. “а” п. 3 ст. 81 ТК РФ. Приговором суда педагогический работник может быть лишен права заниматься педагогической деятельностью. Вопросы, связанные с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, урегулированы в ст. 47 УК РФ.

Уровень образования работников образовательных учреждений определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании. Согласно п. 46 Типового положения об учреждении начального профессионального образования необходимая профессионально-педагогическая квалификация лиц, претендующих на должности педагогического и инженерно-педагогического персонала, должна быть подтверждена аттестатами, дипломами об образовании либо документами о повышении специальной производственной, инженерной (предметной) или психолого-педагогической квалификации.

Уровень образования педагогических работников, предъявляемый в тарифно-квалификационных характеристиках, предусматривает наличие среднего или высшего профессионального образования без предъявления требований к профилю полученной специальности по образованию (за исключением отдельных должностей, в отношении которых предусмотрено предъявление специальных требований).

Специальные требования к профилю полученной специальности предъявляются по должностям:

  • · концертмейстера (о наличии среднего или высшего музыкального образования);
  • · учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда (о наличии высшего дефектологического образования);
  • · педагога-психолога (о наличии среднего или высшего психологического образования или педагогического образования с дополнительной специальностью “Психология”).

Среднее или высшее музыкальное образование определяют дипломы государственного образца об окончании консерваторий, музыкальных отделений и отделений клубной и культпросветработы институтов культуры, пединститутов (университетов), педучилищ и музыкальных училищ.

Высшее дефектологическое образование определяет диплом государственного образца об окончании пединститутов или педуниверситетов по специальностям: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная), дефектология (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика), а также диплом государственного образца, полученный лицом с высшим профессиональным образованием после окончания спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 ч.

В пункте 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196, установлено, что на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.

Особые требования предъявляются к педагогическим работникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Источник