Перечень медицинских противопоказаний для социального обслуживания на дому

Перечень медицинских противопоказаний для социального обслуживания на дому thumbnail

Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в составе группы авторов внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект, дающий социальным работникам право отказывать в предоставлении гражданам соцуслуг на дому при наличии медицинских противопоказаний.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», напоминают авторы законопроекта, гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме. «Это может быть связано с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации», – отметил Ярослав Нилов.

Перечень таких противопоказаний утвержден приказом Минздрава России от 29.04.2015 г. № 216н и включает в себя, в частности, туберкулез в открытой форме, острые инфекционные заболевания, заразные для окружающих, злокачественные заболевания, сопровождающиеся обильными выделениями, психические расстройства, в том числе с употреблением психоактивных веществ, и др.

«Эти заболевания требуют оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, поскольку могут причинить вред здоровью и жизни иных лиц и обслуживающего персонала стационарных организаций социального обслуживания, – подчеркнул Нилов. – Однако в указанном Федеральном законе отсутствует возможность отказа гражданину, имеющему такие заболевания, при предоставлении ему социального обслуживания в полустационарной форме или на дому. В то же время социальные работники, оказывая услуги гражданам,  имеющим такие заболевания, в полустационарной форме, то есть при дневном пребывании в организации социального обслуживания или на дому, также как и при оказании социальных услуг в стационарной форме, подвергаются серьезной опасности».

Следует отметить, что в статье 15 ранее действовавшего Федерального закона от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» был предусмотрен отказ предоставления  социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях.

«В целях защиты прав и интересов социальных работников законопроектом предлагается внести изменение в часть 3 статьи 18 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно которому гражданину или получателю социальных услуг в связи с наличием медицинских противопоказаний может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг не только в стационарной форме, но и в полустационарной форме и на дому», – резюмируют авторы законопроекта.

Источник

1.
Кто имеет право на социальное обслуживание на дому?

Организации социального обслуживания, как государственные, так и негосударственные, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы, предоставляют социальные услуги на дому гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.

Услуги предоставляются бесплатно, за частичную или полную плату. 

В любом случае, чтобы воспользоваться этими услугами, нужно быть признанным нуждающимся в социальном обслуживании и иметь индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ). 

2.
Как получить индивидуальную программу предоставления социальных услуг?

Чтобы получить индивидуальную программу предоставления социальных услуг, необходимо подготовить перечень документов:

  • заявление гражданина (его законного представителя) о предоставлении социальных услуг;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, в том числе свидетельство о рождении в отношении несовершеннолетнего гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве, а в случае отсутствия в указанном документе такой информации — помимо документа, удостоверяющего личность гражданина, иной документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве;
  • документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина (ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», если необходимо социальное обслуживание в полустационарной форме, а также если социальное обслуживание необходимо несовершеннолетнему);
  • справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (в случае обращения гражданина, являющегося инвалидом, — о предоставлении социального обслуживания, если необходимо социальное обслуживание в полустационарной форме, а также если социальное обслуживание необходимо несовершеннолетнему);
  • сведения о доходах гражданина и членов его семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих обращению о предоставлении социального обслуживания (за исключением сведений о размерах пенсий по инвалидности и (или) по старости, которые выплачиваются отделением Пенсионного фонда по городу Москве и Московской области);
  • при необходимости — дополнительные документы. 

Документы представляются в подлинниках или копиях, удостоверенных в установленном порядке, либо копиях с предъявлением подлинников документов. 

С подготовленным пакетом документов необходимо обратиться:

  • в отдел социальной защиты населения Москвы по месту постоянного жительства заявителя — если необходимо социальное обслуживание в полустационарной форме, а также если социальное обслуживание в стационарной форме необходимо несовершеннолетнему гражданину;
  • в любой из центров госуслуг «Мои документы» — если необходимо социальное обслуживание в стационарной форме.

После того как заявление о признании нуждающимся в социальном обслуживании на дому или в стационарной форме зарегистрируют, в течение четырех рабочих дней социальный инспектор проведен функциональную диагностику с выходом на дом, после этого в течение четырех рабочих дней специалисты проверят представленные сведения и установят размер вашего среднедушевого дохода. Не позднее чем на следующий рабочий день управление социальной защиты населения административного округа (в отношении социального обслуживания на дому) по месту вашего фактического проживания либо Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (в отношении социального обслуживания в стационарной форме) примет решение. Если будет принято положительное решение, то в этот же день будет утверждена индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В этой программе будут указаны состав, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.

После того как заявление о признании нуждающимся в социальном обслуживании в полустационарной форме или поданное в отношении несовершеннолетних зарегистрируют, в течение трех рабочих дней специалисты проверят сведения, указанные в обращении. Затем будет организовано обследование материально-бытовых и социальных условий проживания – с выездом на дом к заявителю. По результатам обследования составляется акт и устанавливается размер вашего среднедушевого дохода. 

Не позднее чем через два рабочих дня после этого управление социальной защиты населения города Москвы по вашему месту жительства примет решение. Если будет принято положительное решение, в течение трех рабочих дней в зависимости от потребности заявителя будет составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В этой программе будут указаны состав, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.

3.
Как получить необходимые услуги?

Не позднее 180 календарных дней со дня принятия положительного решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и не позднее истечения половины срока предоставления услуги, который указан в индивидуальной программе, нужно обратиться к поставщику социальных услуг.

Выберите поставщика услуг из реестра поставщиков социальных услуг и обратитесь к нему для заключения договора.

Вам понадобятся:

  • копия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;
  • индивидуальная программа (ИППСУ).

В ряде случаев поставщик может отказать в заключении договора. 

В договоре о предоставлении социальных услуг должны закрепляться следующие условия:

  • о плате за предоставляемые социальные услуги;
  • об изменении в одностороннем порядке поставщиком социальных услуг размера установленной договором платы за предоставление социальных услуг путем направления соответствующего уведомления получателю социальных услуг;
  • о возмещении получателю части размера внесенной ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в случае приостановления предоставления социального обслуживания на срок более 15 календарных дней подряд;
  • об основаниях прекращения предоставления социального обслуживания.

Источник

В Конституции Российской Федерации сказано, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, каждому гарантируется социальная помощь в случае возникновения необходимости ее получения.

О медицинских противопоказаниях, являющихся основанием для отказа в предоставлении социальных услуг в стационарной форме

На первый взгляд думается, что отказ в предоставлении такой помощи нуждающимся гражданам — как минимум не гуманен и как максимум не законен. Однако, это не всегда так. Случаются ситуации, когда отказ гражданину в социальной помощи необходим для защиты интересов, как самого получателя социальных услуг, так и для защиты третьих лиц (имеется ввиду обслуживающий персонал и окружающие граждане).

В настоящей статье Факультет Медицинского Права расскажет о правомерности отказа, в том числе временного, в предоставлении социальных услуг гражданам в стационарной форме.

Понятие социальной услуги и формы ее предоставления

Напоминаем читателю, что под социальной услугой или социальной помощью понимается действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и/или расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (п.2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», далее — ФЗ № 442).

Понятие социальной услуги и формы ее предоставления

Всего существует 3 формы социального обслуживания:

  • на дому;
  • в полустационарной форме;
  • в стационарной форме.

Так, социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг.

Стационарное социальное обслуживание предоставляется в:

  • домах-интернатах для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатах;
  • специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
  • детских домах-интернатах для умственно отсталых детей;
  • специальных организациях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • реабилитационных центрах (реабилитационно-оздоровительных центрах) для инвалидов (детей-инвалидов);
  • кризисных отделениях для граждан, имеющих обстоятельства, ухудшающие условия их жизнедеятельности;
  • центрах социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий.

Новый приказ Минздрава об утверждении перечня медицинских противопоказаний

«26» июня 2015 года вступает в силу Приказ Минздрава России от 29.04.2015 № 216н «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, а также формы заключения уполномоченной медицинской организации о наличии таких противопоказаний» (далее — Приказ № 216н).

Новый приказ Минздрава об утверждении перечня медицинских противопоказаний

Данным Приказом утверждены:

  • перечень медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме (далее — Перечень);
  • форма заключения уполномоченной медицинской организации о наличии медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме.

Перечень медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг включает в себя следующие медицинские противопоказания:

  • Туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева;
  • Лепра;
  • Острые инфекционные заболевания либо хронические инфекционные заболевания в стадии обострения, тяжелого течения и/или заразные для окружающих, а также лихорадки, сыпи неясной этиологии;
  • Злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;
  • Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ;
  • Эпилепсия с частыми припадками;
  • Гангрена или некроз легкого, абсцесс легкого;
  • Трахеостома, каловые, мочевые свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря (при невозможности выполнения реконструктивной операции на мочевых путях и закрытия стомы), не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус (при невозможности восстановления непрерывности желудочно-кишечного тракта);
  • Тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым;
  • Пороки развития лица и черепа с нарушением функции дыхания, жевания, глотания;
  • Заболевания, осложненные гангреной конечности.

Подпишитесь на нас

Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую
и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Отказ в предоставлении социальной помощи в стационарной форме

При наличии любого из вышеозначенных медицинских показаний гражданину может быть отказано в предоставлении социальной помощи в стационарной форме.

Отказ в предоставлении социальной помощи в стационарной форме

Важно знать, что отказ в предоставлении социальных услуг возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации (ч. 3 ст. 18 ФЗ № 442).

К сожалению, нормативного правового акта, который бы устанавливал, какая медицинская организация является уполномоченной по выдаче подобного заключения — нет. Однако, мы предполагаем, что уполномоченной медицинской организацией может являться государственная медицинская организация, к которой прикреплен гражданин.

Нам представляется, что в скором времени последует соответствующий подзаконный нормативный правовой акт, который окончательно расставит все точки в этом вопросе.

Изучив Перечень противопоказаний, в связи с которыми гражданину может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, можно понять, что перечень содержит в основном такие заболевания и состояния, при наличии которых в случае нахождения гражданина в стационарных организациях социального обслуживания ставится под угрозу жизнь и здоровье, как самого больного, так и других нуждающихся граждан, а также обслуживающего и медицинского персонала.

Например, лепра и туберкулез — это инфекционные заболевания. При контакте с носителями таких инфекций велик риск заражения здоровых граждан.

Так, лепра, туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема (венерическая), шанкроид), болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека, составляют Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 188.

Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ также может быть опасно для окружающих.

Соответственно, не помещение граждан с подобными заболеваниями в организации стационарного социального обслуживания более чем правомерно.

Однако, с другой стороны законность отказа в стационарном социальном обслуживании граждан с заболеваниями, например, с заболеваниями, осложненными гангреной конечности, пороками лица нам не представляется понятной и обоснованной.

Как видится, законодатель не уточняет, что таким лицам должна быть оказана соответствующая медицинская помощь (вероятно, что даже в экстренной или неотложной формах), а затем, после излечения заболевания (состояния), которое явилось причиной отказа в получении социальной помощи в стационарной форме пациенту должны быть оказаны социальные услуги в соответствии с установленным законом порядком.

Источник