Перечень противопоказаний для обучения инвалидов

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:
1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3) интеграцию в общество.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
КонсультантПлюс: примечание.
Об организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья см. ст. 79 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.
Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.
Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Открыть полный текст документа
Источник
- Главная
- Информационная база
- Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации
- Образование инвалидов
Гарантии инвалидам в сфере образования
В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.
1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.
2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:
основного общего;
среднего (полного) общего
начального профессионального;
среднего профессионального;
высшего профессионального.
3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:
Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:
В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
5. Обеспечение:
инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;
инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.
6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:
на уровне Российской Федерации;
в отдельных субъектах РФ.
7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»:
“Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации”.
Особенности приема инвалидов в вузы
Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 “Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования” предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:
Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.
К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:
глухие;
слабослышащие;
слепые;
слабовидящие;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.
“Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья” (пп. 21-21.1).
“Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации “Об образовании” право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях” (п. 29).
Особенности проведения вступительных испытаний в вузы
Особенности проведения вступительных испытаний в вузы для различных категорий инвалидов конкретно определены в документе “Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования”, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2895, а конкретно – в главе VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?
На основании приказа Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов» для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя:
Федеральные головные центры по обучению инвалидов
по обучению инвалидов, имеющих нарушение слуха, – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана”;
по обучению инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Московский государственный гуманитарный институт-интернат”;
по обучению инвалидов, имеющих нарушение зрения, – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена” (г. Санкт-Петербург);
по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Новосибирский государственный технический университет”;
по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, по педагогическим специальностям – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Московский педагогический государственный университет”.
Окружные учебно-методические центры по обучению инвалидов
Образовательные учреждения начального профессионального образования;
Образовательные учреждения среднего профессионального образования;
Образовательные учреждения высшего профессионального образования.
Право инвалидов на получение стипендии повышенного размера
В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей.
Студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на 50%.
Формы профессионального обучения безработных инвалидов
Профессиональное обучение безработных инвалидов может проводиться в следующих формах [См. постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. № 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения»]:
профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы;
обучение инвалида, имеющего профессию, второй профессии для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы по совмещаемой профессии;
повышение квалификации инвалида с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;
стажировка для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков;
повышение квалификации с целью роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющейся у инвалида профессии, а также изучение новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности.
Безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по указанным формам.
Источник
Образование для инвалидов в России возможно на всех уровнях. Социальные гарантии, обеспечиваемые государством, позволяют людям с ограниченными возможностями реализовать себя в выбранной профессии. Существует обширный список законов, регулирующих обучение инвалидов.
Законодательная база
Главным нормативным актом, регулирующим меры по социальной защите инвалидов, является ФЗ-181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Статья 19 данного документа перечисляет социальные гарантии для инвалидов в сфере образования. Российское государство гарантирует лицам с ограниченными возможностями права на получение бесплатного образования.
В документе говорится о том, что инвалиды могут получать за счёт государства бесплатно не только среднее, но и высшее образование. Лицам с умственной отсталостью, не получившим среднего общего образования, всё равно гарантируется профессиональная подготовка.
При этом образовательные программы должны быть индивидуально скорректированы для инвалидов в соответствии с программой их реабилитации. Учебные заведения должны быть оснащены необходимым оборудованием.
Целью проводимой в соответствии с ФЗ-181 политики является обеспечение равного доступа к образованию. Если человек с ограниченными возможностями нуждается в особых условиях, он может поступить в специализированное государственное учебное заведение.
В них обучение ведётся по специальным программам, стандарты обучения также корректируются в соответствии с возможностями студентов.
ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” также регулирует вопросы организации обучения инвалидов.
В документе уточняется, как именно должны корректироваться учебные программы:
- Специальные методы обучения и воспитания;
- Особые учебники;
- Дополнительные средства для доступа в здание организации;
- Наличие сурдопереводчиков в штате учебного заведения;
- В расписании должны присутствовать коррекционные занятия.
В мае 2017 года был издан ФЗ-93, упростивший поступление инвалидов в вузы. Ранее абитуриент был обязан предоставить при поступлении справку, удостоверяющую отсутствие индивидуальных противопоказаний к обучению в высшей школе. С 2017 года оно не требуется.
Варианты обучения
Существует четыре варианта прохождения обучения. Всё зависит от состояния здоровья конкретного человека.
Вариант | Условия здоровья | Суть образовательной программы |
Обучение по обычной общеобразовательной программе | Не выявлено аспектов здоровья, затрудняющих прохождение общеобразовательной программы в обычные сроки. | Обучающийся проходит обычную программу. Индивидуальная работа с ним ведётся педагогами во внеурочное время. |
Более продолжительная программа обучения | Нарушения речи, наличие отсталости психологического развития, слабое зрение, слабый слух. | Стандарты обучения скорректированы в соответствии с уровнем обучающегося, поэтому процесс растягивается во времени. Для таких обучающихся проводят коррекционные занятия. |
Программа, адаптированная для лиц с нарушениями интеллектуального развития | Лёгкая степень умственной отсталости в сочетании с другими нарушениями здоровья. | Обучение продлевается по сравнению с общей программой. Стандарты обучения снижены. Уровень знаний и компетенций ниже, чем у сверстников. |
Программа, адаптированная для лиц с серьёзными нарушениями интеллектуального развития | Все лица с умственной отсталостью, квалифицированной медиками от умеренной до высокой степени. | Организация разрабатывает для таких обучающихся индивидуальную упрощённую программу. |
Дистанционное обучение
Такой тип учёбы происходит с использованием электронных образовательных систем. Особенно это распространено в высшей школе. Среднеобразовательные учреждения используют обучение на дому. Всё, что нужно – это доступ к интернету и текстовому редактору. Занятия проходят по утверждённому расписанию, однако лично присутствовать на них не нужно.
Аттестация также проходит через интернет. Что касается защиты курсовых и дипломных работ, иногда может требоваться личная явка в учреждение. Дистанционное обучение для инвалидов может быть совмещено с другими формами.
Обучение на дому лиц с ОВЗ
Если человек не имеет возможности регулярно посещать учебное заведение, он имеет право получать образование на дому. Для реализации нужно взять заключение от экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения. О том, чтобы обучать человека на дому, могут ходатайствовать как сотрудники учебного заведения, так и родители, либо сам обучающийся.
Учебное заведение утверждает особое расписание для обучающихся на дому. Специально для них выделяются специалисты из числа сотрудников школы. Преподаватели посещают таких детей в соответствии с расписанием.
Выбравшие домашнее обучение лица проходят аттестацию и получают оценки. Если обучение проходит по общеобразовательному варианту, данные аттестации заносятся в общий журнал. Ребёнок с умственной отсталостью получает оценки в отдельный журнал.
Если возникает ситуация, когда требуются дополнительные расходы на обучение, заведение может потребовать от родителей их компенсации. Обучающиеся на дому имеют право на получение бесплатных учебников. Им по запросу предоставляется любая литература из библиотеки заведения.
Что такое адаптированная программа обучения
Каждый человек с особенностями здоровья, мешающими обучаться по общей программе, должен делать это по адаптивной программе. Она предполагает формы изложения учебного материала, приспособленные под возможности инвалида. Также может варьироваться количество часов, необходимых для обучения.
Изменения вносятся и в методы аттестации после прохождения учебного плана.
Адаптированная программа предполагает наличие коррекционных занятий. Если обычные занятия направлены на накопление академических знаний, то целью коррекционных занятий является выработка жизненных компетенций. Это умения, которые помогут человеку в будущем приспособиться к самостоятельной жизни.
Прием инвалидов в вузы
Государство не только обеспечивает право инвалидов на образование, но и выделяет им льготы. За счёт федерального бюджета в вузах проводится набор лиц с ОВЗ по специальной квоте. Человек с инвалидностью имеет право один раз в жизни поступить в вуз по этой квоте. Если квота будет превышена, зачислены будут лица, получившие лучшую оценку за вступительные испытания.
До 2018 года можно было подать документы только в один вуз и только по одной специальности. Теперь правила идентичны для всех. Инвалиды могут подавать документы в пять вузов одновременно.
Абитуриент может специально отказаться от использования особого права. В таком случае он может поступить на одну специальность по особой квоте, а на другие в рамках обычного конкурса абитуриентов.
В случае использования права на поступление по квоте нужно предоставить справку о наличии инвалидности или индивидуальных особенностей здоровья.
Абитуриенты-инвалиды имеют право поступить в вуз, сдав внутренние экзамены. Для этого нужно подать в интересующее учебное заведение заявление. Вступительные испытания адаптируются вузами в соответствии с возможностями абитуриентов. Например, для слепых задания зачитываются вслух, либо отпечатываются на шрифте Брайля.
Обучение пожилых инвалидов
В законодательстве нет дискриминации людей с ограниченными возможностями по возрасту. Льготы и гарантии положены как детям, так и взрослым.
Следующие категории взрослых лиц имеют право на обучение в вузах по особой квоте:
- Инвалиды 1 и 2 групп;
- Инвалиды с детства;
- Получившие инвалидность во время несения военной службы.
Для тех, кто не желает получать высшее образование, предусмотрены бесплатные курсы от региональных центров социального обслуживания.
На этих курсах пожилые люди с инвалидностью могут получить информацию по улучшению качества своей жизни. Например о том, как получить положенные по закону льготы.
Центрами социального обслуживания в регионах проводятся курсы для инвалидов пожилого возраста по владению компьютером. По окончании обучения им выдаются сертификаты.
Пожилые инвалиды могут пройти курс переобучения в центре занятости населения.
Образовательные льготы инвалидам
Существуют следующие льготы при поступлении в любой вуз инвалидам:
- Компенсация оплаты проживания в общежитии (50% от суммы);
- Социальная стипендия (не меньше МРОТ);
- В случае успешной сдачи экзаменов академическая стипендия увеличивается вдвое (положено только инвалидам 1 и 2 групп);
- Бесплатное лечение в санаторно-курортных организациях;
- Льготные условия при поступлении инвалидов в вуз;
- Бесплатная перевозка до места санаторно-курортного лечения.
Как оформить налоговый вычет
Для этого нужно подать заявление в ФНС с требованием предоставить данную выплату. Налоговый вычет можно получить за себя, либо за ребёнка или опекаемого. В таком случае пакет документов, который необходимо подать, будет отличаться.
Чтобы подать заявку на собственный налоговый вычет, нужно собрать следующий пакет документов:
- Паспорт;
- Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ;
- Договор с образовательным учреждением;
- Чеки об оплате обучения;
- Реквизиты для перечисления вычета.
Чтобы подать заявление от лица ребёнка или опекаемого, нужно предоставить дополнительно:
- Свидетельства о рождении родителя и ребёнка;
- Иные документы, подтверждающие родство, если необходимо;
- Документы, подтверждающие опекунство;
- Справку об обучении инвалида с печатью учреждения.
Максимальные суммы вычета:
- За себя – 15600 рублей;
- За ребёнка или опекаемого – 6500 рублей.
Центры обучения для инвалидов
В России есть несколько специализированных учебных заведений для людей с ОВЗ:
- Государственный специализированный центр искусств;
- Новосибирский институт социальной реабилитации;
- Челябинский государственный университет;
- Московский государственный педагогический университет;
- Московский областной государственный институт физкультуры.
Наилучшие условия для обучения и переобучения людей с инвалидностью присутствуют в центрах и вузах, расположенных в крупных городах. Новосибирский институт социальной реабилитации оборудован не только необходимыми для свободного перемещения инвалидов устройствами, но и имеет в своём штате множество специалистов по сурдопереводу.
Государственный специализированный центр искусств в Москве позволяет студентам с инвалидностью обрести творческую профессию. Классы хорошо оборудованы, регулярно проводятся театральные постановки с участием студентов. Существует специальная театральная площадка для неслышащих актёров.
Таким образом, существует много учебных заведений, куда могут пойти учиться инвалиды. Существуют учебные заведения, полностью направленные на обучение и переобучение лиц с ОВЗ. Также действуют школы, вузы и профессиональные училища, где обучаются вместе люди с инвалидностью и без неё.
Источник