Побочные действия в кино

режиссура
сюжет
зрелищность
актёры
Несмотря на свои громогласные заявления об уходе из кино, Стивен Содерберг продолжает стабильно радовать нас своими произведениями. В своей новой, на данный момент, картине 2013 года он затрагивает такие темы, как психиатрия и роль лекарственных препаратов в нашей жизни. Но в закрученном триллере «Побочный эффект», который уже совсем скоро можно будет посмотреть онлайн, эти вопросы проходят тонкой линией через весь сюжет, а ответы на них даются на фоне драматических событий с криминальной подоплекой.
В картине задействованы актеры первой величины, такие как Джуд Лоу, Руни Мара, Кэтрин Зета-Джонс и Ченнинг Татум. Это рассказ о молодой девушке и любящей жене Эмили Хоукинс, которая волею судеб оказалась подвержена экспериментальному лекарству. Ее жизнь переворачивается с ног на голову, когда она узнает тайну своего мужа, которого вскоре сажают в тюрьму. Принимавшая ранее успокоительные средства, Эмили вынуждена день ото дня увеличивать дозу из-за депрессии. В кабинете психиатра ей прописывают совершенно новые, не прошедшие испытания таблетки. Вскоре обнаруживается, что это лекарство имеет необычный и очень опасный побочный эффект.
Максимальное качество
Арест Мартина Тейлора за незаконные манипуляции на рынке разрушил жизнь его молодой супруги Эмили. Она потеряла не только мужа, но и нерожденную дочь, благосостояние, душевное равновесие. Эмоциональный упадок повторяется спустя четыре года, когда Мартина освобождают из тюрьмы. В попытке самоубийства Эмили едва не разбивается на машине. Ей удается уговорить психиатра Джонатана, чтобы тот не помещал ее в больницу, а ограничился регулярными обследованиями.
Суицидальные мысли продолжают преследовать Эмили. Посоветовавшись с ее бывшим врачом Викторией, Джонатан назначает своей пациентке новейший препарат «Абликс». Состояние Эмили заметно улучшается, правда, на смену депрессии приходит сомнамбулизм. В бессознательном состоянии девушка наносит своему мужу несколько ударов ножом. Джонатан подтверждает, что ее действия не имели злого умысла, однако дело получает огласку, и теперь под ударом находится сам доктор. Страдает не только карьера и репутация Джонатана, но и его семейное благополучие. Тем временем Эмили оправдывают и переводят в психиатрическую больницу до тех пор, пока не будет признана ее безобидность.
Чем больше Джонатан изучает недуг Эмили, тем сильнее становятся его подозрения: а не подстроено ли это? Из-за шума в прессе разоряются создатели «Абликса», пока кто-то, поставивший на их конкурентов, гребет деньги руками. Под видом сыворотки правды Джонатан дает Эмили плацебо, и «больная» разыгрывает драму, доказывая свою неискренность. Джонатан выясняет, что в сговоре с Эмили действует ее бывший врач и любовница Виктория. Каждую из преступниц он убеждает в предательстве партнерши, объясняя этим свою осведомленность. Отчаявшаяся Эмили признается ему, что ликвидировала мужа как источника всех своих разочарований, а на падении акций «Абликса» планировала разбогатеть. Ради освобождения из больницы Эмили соглашается записать на диктофон аналогичное признание своей союзницы. Викторию арестовывают, Эмили же определяют под врачебный надзор. Джонатан прописывает ей препараты с уродующими побочными эффектами, провоцируя девушку на злую истерику. Разбуянившаяся Эмили снова попадает в психбольницу. Жизнь Джонатана возвращается в привычное русло.
Источник
Стивен Содерберг снова критикует капитализм
Бывают такие хорошие шутки, в которых есть не только неожиданная развязка, но и глубинная схожесть совершенно разных мотивов, составляющих эту шутку. Подобное встречается и в некоторых хитроумных фильмах, где внешние атрибуты сюжета и соль авторского высказывания, на первый взгляд слепленные из абсолютно разного теста, на самом деле очень точно перекликаются и отражают друг-друга метафорически. В случае с новым и, по заявлению самого режиссера, последним в его карьере фильмом «Побочный эффект», Стивен Содерберг не просто рассказывает такой анекдот, но играет со зрителем весьма едкую ироничную шутку.
Что-то не так с Эмили (Руни Мара). Радостное событие, освобождение из тюрьмы любимого мужа (Ченнинг Татум), отсидевшего четыре года за биржевые махинации, почему-то вгоняет молодую женщину в острую депрессию с навязчивыми суицидальными позывами. В общем-то, все с Эмили было бы так – львиная доля героев фильма давно с антидепрессантами «на ты» и периодически пытается выкарабкаться из «черной полосы», только вот проблема в том, что выписанные Эмили «таблетки счастья» не оказывают на нее никакого действия. Единственным спасением оказывается новое лекарство, вызывающее у героини неожиданный побочный эффект – лунатизм, чреватый неправильным применением колюще-режущих предметов.
Ироничная ухмылка супер-профессионала Содерберга чувствуется и в том, как он на полном ходу сюжетного напряжения вдруг совершенно неожиданно для зрителя превращает этот медицинский триллер в медицинский же детектив. Только здесь в роли доктора Хауса другой британский любимец женщин – Джуд Лоу, может и не столь разносторонне обаятельный, как Хью Лори в амплуа доброго-злого доктора. Если Хаус изначально противопоставлен всей врачебной системе, то доктор Бэнкс в результате «несчастного случая» с Эмили выбивается из хорошо отлаженной коммерческой схемы лечения пациентов вовсе не по собственной воле. И тут, начинается самое интересное…
Стивен Содерберг давно известен тем, что мастерски умеет прошивать стандартную жанровую оболочку весьма неприятными для американского кино политическими смыслами. Как и в его предыдущих фильмах, в «Побочном эффекте» фармакологические страсти оказываются лишь картонными декорациями, которыми Содерберг издевательски, почти не скрывая своей иронии в диалогах, но сохраняя при этом серьезное лицо, подобающее рассказчику триллера, до поры до времени прикрывает истинный предмет повествования – критику механизмов капиталистического общества. Эти же механизмы, к слову, как раз порождают и различные истерии в обществе (в том числе вокруг антидепрессантов), которые затем богато эксплуатируются в жанровом кино. И вот уже эту эксплуатацию, диалектически, не дрогнувшей рукой мастера-имитатора, эксплуатирует Стивен Содерберг.
Фильм обладает несколькими парами очень интересных и амбивалентных рифм: в нем нет правдоподобия и отсутствует доверие режиссера к зрителю – теплота авторского взгляда – не про Содерберга, но одновременно искренность его позиции подтверждается всей предыдущей фильмографией, и в «Побочном эффекте» концентрат этой искренности – сама фабульная схема картины. В фильме, где почти все герои – врачи или пациенты, до смешного мало психологии и толков о ней, но в то же время основной сюжетный ход опирается как раз на известный подлинный психологический эксперимент, имеющий название «дилемма заключенного». Вообще дилемма, которая выглядывает из под столь приятной жанровой шелухи, кажется, видится Содербергу так: капиталистическое общество эпохи кризиса – это всегда своеобразные качели между тюрьмой и депрессией, и все герои фильма только лихорадочно перебегают с одной стороны палубы на другую, пытаясь обрести стабильность, но при этом еще сильнее раскачивая судно. Выражение «побочный эффект», используемое в названии, таким образом получает еще один смысл, остроумно заложенный Содербергом, – происходящее в фильме и есть побочный эффект такого социально-экономического устройства, где каждый сам за себя и стоит однажды оступиться, рискуешь лишиться всего и вдобавок стать невротиком.
Источник
Увы, похоже, что разговоры Стивена Содерберга об уходе из “большого” кино, которые он завел еще в 2009 году, перешли в действие: на кинофестивале в Берлине он объявил “Побочный эффект” своим последним проектом для широкого экрана, опечалив этим множество поклонников. Будем надеяться, что он все-таки изъявит когда-нибудь желание вернуться к режиссерскому креслу – без его аккуратных, почти геометрических правильных постановок кинематограф определенно обеднеет – а пока что нам остается лишь наслаждаться его фармакологическим триллером, который можно смело назвать лентой, достойной завершения карьеры.
Скотта Бернса, сценариста вот уже третьего фильма Содерберга, видимо, здорово увлекла тема вакцин, лекарств и препаратов, которую он обыграл в “Заражении”. Сложно сказать, знаком ли он с афоризмом про здоровых людей, которых не бывает и всех остальных, которые недообследованны, но мысли на эту тему в его голове определенно витали, когда он писал и редактировал страницу за страницей. На эту – и обратную ей, ибо многие ли жрецы медицины строго проверяют симптомы, на которые жалуются их пациенты? С головой окунувшись в мир докторов и их этики, он на примере обличенных властью психотерапевтов, повелевающих антидепрессантами, препарирует человеческие душонки, смакуя каждое устремление и каждый страх.
Очевидно, не обошел стороной его внимание и эксперимент Розенхана, подробности которого любой желающий может найти в интернете. Впрочем, даже не зная о нем, еще с середины фильма начинаешь подозревать неладное и догадываться, что в конце все будет беспардонно – но бесспорно изящно – перевернуто с ног на голову. Проблема для зрителя лишь в том, что цельную картину финала, даже при всех подсказках и исходных данных, составить проблематично, пока он сам не наступит. Да чего там – этого просто не успеваешь сделать, главный герой куда догадливее. Но, несмотря на все это, “Побочный эффект” – из той редкой когорты фильмов, которые не заставляют думать, нет. Над ним приятно думать, испытывая эйфорию, наверное, отдаленно напоминающую эффекты от выписываемых недобрым врачом таблеток, напрягая извилины, пытаясь вникнуть в ускользающую суть. Поймать эту здоровенную хищную рыбину, легким движением вырывающуюся из рук обратно в реку.
Но если Бернс – злой фильмодел, Содерберг – наоборот, добрый, и всячески помогает зрителю разгадывать загадки. Другое дело, что стиль у него настолько своеобразный, что не каждый способен его спокойно воспринимать. Совершенно ровное повествование превращается в сухой набор ситуаций. Камера, в его же чутких руках, холодно и бесстрастно просчитывает каждый кадр, кажется, с математической точки зрения. Внимание к деталям, внимание к лицам, внимание к антуражу, кажется, совершенное владение объективом и моментами, которые он запечатлевает. Для кого-то здесь все выверено, для кого-то – выхолощено, но строгость и мастерство постановки, стремящиеся к абсолюту, не заметь невозможно.
Что удивительно – при всех ракурсах и проездах, чувствах и поведении героев, при странной динамике, которую можно охарактеризовать словом “бытовая”, само действие, кажется, эмоционально погибло от рук режиссера еще на стадии подготовки, так что он лишь дергает за веревочки, дабы труп имитировал жизнедеятельность. Да и холодные тона, пропитывающие картинку, такому впечатлению только способствуют. Приемы, которые режиссер оттачивал в предыдущих своих картинах, приобретают в “Побочном эффекте” бешеную контрастность, четкость линий, если хотите. Даровитый творец стал талантливым ремесленником, который – о, чудо! – овладел искусством вкладывать в качественные поделки имитацию души, превращая их в совсем необычные творения, возвращая их к состоянию полужизни. Содерберг-некромант воюет разумом против чутья, и фронт, надо сказать, с каждым днем прогибается в сторону от него.
Актерам он, кажется, даровал карт-бланш, так что те полностью растворяются в своих персонажах. Руни Мара избавилась от пирсинга и тату, но не лишилась маргинальных замашек, благодаря чему талантливо играет стахановскими темпами съезжающую со всех катушек женщину. Удивительно хрупкая – и это после Лисбет Саландер – ее героиня, кажется, вот-вот рассыплется на тысячу хрустальных осколков от натиска обстоятельств и побочных эффектов антидепрессантов. Играть сумасшедшего, думается, сложнее всего, но она справляется с поставленной перед ней задачей блестяще.
Ничуть не хуже постаревший – это, увы, уже заметно – Джуд Лоу, чья роль, второстепенная поначалу, быстро выбивается на первый план. Вообще, Содерберг любит двигать вверенных ему сценаристами персонажей по, назовем это, сюжетно-иерархическо лестнице. Да и вообще, повезет актерам, если хоть кто-либо из них сможет выйти на первый план – вспоминается то же “Заражение”, в котором главные герои отсутствовали как класс, или “Нокаут”, в котором вокруг одинокой Караны бушевало мужское торнадо. Режиссер жонглирует ими как ему вздумается, при этом не меняя темпа повествования. Один ритм на тысячу перипетий.
Доктор Джонатан Бэнкс, обличье которого примерил на себя Лоу, позволило ему разгуляться в эмоциональном плане. Сперва – добропорядочный семьянин, добрый доктор, любящий жених и отчим, который, сутками вкалывая, за счет сверхурочных оплачивает ребенку престижную частную школу, взваливает на себя все новую и новую работу, притом сохраняя здравый рассудок. С некоторой натяжкой, образцовый, можно сказать, гражданин, пусть и иностранец. А потом все меняется, и начинается нервоз, стресс, проблема за проблемой, пока в финале не наступает триумф – и самая скрытная сущность, гордая и мстительная, наконец вырывается из самых дальних глубин. Целый путь – всего за полтора часа, но как актер его раскрыл!
На фоне этой парочки выделяется еще разве что Кэтрин Зета-Джонс, ставшая еще одним психотерапевтом и, подобно Лоу, по ходу действия расширяющая свою роль в повествовании, с той лишь разницей, что литосфера характера не двигается с места. Даже цели и мотивы, если копнуть чуть глубже, у них полностью совпадают в своей примитивной, но рациональной основе. Плюс эффектная внешность, благодаря которой ей и в сорок три года удается сохранять свою сексуальность, разбавленную в этот раз строгостью деловых костюмов и холодной страстью. Выступление, не менее эффектное, чем внешность.
Что ж, Содерберг нас покидает. Надеемся, конечно, что ненадолго, но кто знает, как там все дальше повернется? В любом случае, наследие за собой он оставил немалое, есть что пересматривать с удовольствием вновь и вновь, упиваясь его отполированным стилем. “Побочный эффект” – нельзя назвать его квинтэссенцией, но можно обозвать кульминацией, особенно если пройтись перед сеансом по предыдущим и ранним его работам. Художественная подача бытового материала, реализм содержания, разбавленный красочной подачей – и все это словно измерено линейкой с циркулем. Уходя, оставшись верным себе, Содерберг остался верен и нам. И уже за это его стоит поблагодарить не меньше, чем за все его предыдущие работы.
Так что мы говорим “Спасибо”. Доброго пути, маэстро.
Автор: Роман Волохов
Источник
Все мы, живущие ныне люди, родились в эпоху кинематографа и новых технологий. Сейчас нас уже не удивишь фильмами разнообразных жанров и музыкой различных направлений.
Естественно, киноленты бывают разные. В настоящее время их существует огромное количество. И каждый может подобрать себе то, что ему более по душе. И если вдруг случается, что потрачено время на фильм, про который говорят, что он «совсем никакой», то мы испытываем разочарование. Но, к счастью, бывает и наоборот. Все люди получают огромное удовольствие при просмотре фильма, от которого мы не можем оторваться, смотрим его на одном дыхании и тайно молимся, чтобы он длился подольше.
Одним из таких кинопроектов можно по праву считать психологический триллер “Побочный эффект”. Актеры подобраны идеально, а сюжет захватывает с первой минуты. Режиссёр фильма – Стивен Содерберг. На его счету такие известные фильмы, как “Плезантвиль”, “Трилогия Оушена”, “Солярис”, “Нокаут” и многие другие.
Сюжет
Премьера “Побочного эффекта” состоялась в США в начале февраля 2013 года. И затем, в конце этого же месяца, в России. Художественный фильм “Побочный эффект”, актерами которого являются лишь известные нам люди, моментально вызвал огромную бурю эмоций во всём мире и нашёл своих почитателей. О чём картина?
“Побочный эффект” – фильм психологический. Если вы плохо переносите такие жанры, то лучше избежать просмотра. Но есть ли такие зрители?
Первое знакомство
Вначале фильм знакомит нас с человеком по имени Мартин Тейлор, который только вышел на волю после четырехлетнего заключения. Спустя несколько дней после этого его жена Эмили на огромной скорости врезается в бетонную стену, пытаясь покончить с собой.
Чудом спасенную женщину отвозят в больницу. Там ей назначают личного психиатра Джонатана Бэнкса, который следит за её безопасностью и после долгих уговоров всё-таки соглашается отпустить её домой, только при условии, что девушка будет регулярно его посещать.
Перепробовав несколько антидепрессантов, доктор Бэнкс понимает, что ни один из них не улучшает состояние молодой женщины. В надежде любым способом помочь ей, он связывается с бывшим психиатром Эмили – Викторией. Та, в свою очередь, рекомендует новый экспериментальный препарат – «Абликса».
Поначалу доктор сомневается, стоит ли рисковать жизнью девушки, назначая ей непроверенный препарат. Но все сомнения пропадают в тот момент, когда Эмили пытается повторно совершить самоубийство.
Неожиданные повороты – самое ценное в сюжете
Тем более что лекарство помогает девушке, и она наконец-то начинает жить нормальной жизнью. Единственное побочное действие, оказываемое препаратом, это редкие случаи сомнамбулизма. Однажды в один из таких моментов Эмили убивает своего мужа ножом.
Во время судебного разбирательства над девушкой доктор пытается убедить судью и присяжных в её невиновности. Но в результате губит свою карьеру из-за того, что все считают виноватым в случившемся его, так как именно он – доктор, назначивший опасный препарат.
Девушку признают невменяемой и помещают в психиатрическую лечебницу, до тех пор, пока её психиатр не назовет её здоровой. Несмотря на то что жизнь Джонатана пошла под откос, он всё равно пытается докопаться до правды. Ему стоит огромных усилий узнать, что всё случившееся было тщательно спланировано и подстроено Викторией и Эмили. И всё же доктору удается добыть доказательства с помощью подстроенной им ситуации, когда он под видом сыворотки правды вкалывает Эмили плацебо. Девушка поддается обману и выкладывает Джонатану всю правду.
После выдвинутых ей подозрений Виктория посылает жене Джонатана компрометирующие фотографии, намекающие на связь её мужа с Эмили. После чего брак мужчины распадается, и его жена, забрав сына, уходит.
Доктор, пользуясь своей властью психиатра, запрещает любые контакты между Эмили и Викторией, при этом настраивая их друг против друга. Эмили идет с доктором на контакт и рассказывает ему всю правду. После того как мужа арестовали, девушка возненавидела его, обвиняя в том, что из-за него потеряла богатую, беззаботную жизнь. Она соблазнила Викторию, развивая с ней романтические отношения.
Эмили обучает подругу финансовым знаниям, увиденным у мужа, а та взамен учит её притворяться психически больной. Планом девушек было подделать несуществующий побочный эффект от применения препарата «Абликсы». И заработать на этом кругленькую сумму из-за падения акций компании.
“Побочный эффект”: актеры
Изначально главную женскую роль в фильме должна была исполнить актриса Блейк Лайвли. Но ввиду неизвестных нам обстоятельств, вскоре стало известно, что ее заменит Руни Мара.
Роль доктора Джонатана Бэнкса мастерски исполнил известный актер Джуд Лоу. Бывшего психиатра Эмили Викторию сыграла известная актриса Кэтрин Зета-Джонс. А роль жены Джонатана Дейдры Бэнкс – актриса Винесса Шоу.
Подводя итог всего вышесказанного, можно с уверенностью назвать этот филь достойным того, чтобы время от времени пересматривать его снова и снова. Можно с уверенностью сказать, что в фильме “Побочный эффект” актеры великолепно сыграли свои роли. Такие творения никогда не надоедают. И иногда хочется вновь пережить с героями уже знакомые нам события.
Источник