Показания и противопоказания дцп

Показания и противопоказания дцп thumbnail

детский церебральный паралич реабилитация

Реабилитация детей с двигательными нарушениями – это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е. адаптировать к окружающей среде. Используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно-мышечную, но и сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданных условиях (тренажерах), в комплексе с дыхательной гимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только физическую, но и умственную деятельность. (Гросс Н.А.)

При физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется дифференцируемый подход. Прежде всего, нужно знать развернутый диагноз больного ребенка, его возраст, степень нарушения опорно-двигательного аппарата, а также его общее состояние, состояние сердечно-сосудистой системы и функциональную подготовленность.

С учетом всех перечисленных факторов должны подбираться физическая нагрузка и лечебные мероприятия. При этом необходим строгий контроль за их воздействием на организм ребенка, и в частности на сердце. (Гросс Н.А. с соавт., 2000 с.41)

Основной задачей физического воспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализация движений, (Мастюкова Е.М., 1991, с.27)

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи.

  • 1. Развитие реакций выпрямления и равновесия, т.е. так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей. Ребенок получает возможность сохранять равновесие во время активных движений. Реакция выпрямления и равновесия тормозят неправильные позы и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умеренной интенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силе земного притяжения и обеспечить необходимую фиксацию для движений, и в то же время не настолько высоким, чтобы затруднять движения.
  • 2. Развитие функций руки и предметно-манипулятивной деятельности.
  • 3. Развитие зрительно-моторной координации.
  • 4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
  • 5. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа. При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка. Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных систем головного мозга. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков. Поскольку, как правило, ДЦП – врожденное или очень раннее заболевание, физическое воспитание, в частности лечебную гимнастику, рекомендуется начинать как можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Раннее проявление двигательных нарушений приводит к тому, что ребенок с церебральным параличом с первых месяцев жизни ощущает только некоординированные или насильственные движения, что резко затрудняет обогащение его двигательного опыта и задерживает психомоторное развитие. Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правильно, точно. Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом правильность выполнения движений должна быть строго фиксирована специальными приспособлениями или руками того, кто проводит занятия. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать развитию у ребенка правильного двигательного стереотипа. При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Таким образом, лечебная гимнастика при детском церебральном параличе является одной из основных форм развития движений. С помощью лечебной гимнастики создаются необходимые предпосылки движений, формируются статические и локомоторные функции, двигательные навыки и умения, предупреждается развитие неправильных установок туловища, атрофий мышц, укорочений конечностей, а также различных нарушений осанки. (Мастюкова Е. М., 1991, с.37-38)

Естественное желание двигаться не может быть удовлетворено 20-30минутными занятиями лечебной гимнастикой. Важно проводить также коллективные физкультурные занятия с детьми, страдающими ДЦП, в процессе которых у детей формируются и укрепляются основные жизненно важные двигательные умения и навыки, а также развиваются воля, чувство товарищества и взаимопомощи, формируется интерес к движениям. Основными задачами физкультурных занятий являются стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений, прикладных упражнений, проведение подвижных игр и спортивных мероприятий – катание на велосипеде, лыжах, плавание. Каждое физкультурное занятие является комплексным, включающим все виды упражнений и подвижные игры. Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений. У детей с ДЦП на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому для них крайне важно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. К таким упражнениям относится ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами. Для детей с ДЦП особое значение имеет проведение многих физкультурных занятий на воздухе. Это обеспечивает выполнение одной из основных задач физического воспитания – совершенствование систем организма и закаливание ребенка. При обучении движениям детей с ДЦП решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета особенностей двигательных нарушений, так как даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Необходимо комплексное использование разнообразных средств и приемов физического воспитания, которые должны отвечать оздоровительным, коррекционным, развивающим и воспитательным задачам. При проведении всех видов занятий по развитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Одним из показателей адекватной нагрузки является частота пульса. После вводной части физкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15-20%, а после основной части – на 40%. После занятий пульс приближается к исходному через 1-2 мин. В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания у детей. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения. В ходе физкультурных занятий нельзя проводить упражнения, которые могут вызвать переразгибание суставов, усилить приведение и внутренний поворот бедер, асимметричное положение головы и конечностей, а также те, выполнение которых требует длительного наклона головы вниз, постоянного использования одной руки или ноги. Крайне важно избегать даже незначительных ушибов головы. Физическое воспитание детей с церебральным параличом тесно связано с лечебно-коррекционными мероприятиями. Поэтому при проведении всех видов физических занятий должны быть тщательно проанализированы и учтены медицинские данные о ребенке. Почти во всех случаях физическое воспитание сочетается с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, ортопедическим режимом. Лечебная гимнастика проводится индивидуально и малогрупповым методом, физкультурные занятия – малогрупповым методом и фронтально с половиной группы детей (6-7 человек). Начальные спортивные навыки усваиваются индивидуально под руководством методиста лечебной физкультуры или воспитателя. (Мастюкова Е.М., 1991, с.39-44)

Источник

Детский церебральный паралич – что это такое

ДЦП (расшифровывается как детский церебральный паралич) – это непрогрессирующее поражение ЦНС, недоразвитие головного мозга, проявляющееся различными двигательными нарушениями, интеллектуальными расстройствами, эпилепсией, проблемами с равновесием.

Согласно данным мировой статистки церебральный паралич встречает с частотой от 1,7 до 7 случаев на 1000 детей в возрасте от рождения до одного года. В Российской Федерации по разным сведениям этот показатель составляет от 2,5 до 6 случаев на 1000 детей. Около 50% больных появились на свет с ДЦП в результате преждевременных родов.

Классификация детского церебрального паралича

В неврологии с учетом локализации пораженного участка головного мозга выделяют пять видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия. Самая распространенная форма, встречает в 40-80% от общего числа случаев. Болезнь развивается из-за поражения двигательных центров, в результате чего возникают парезы (больше выражены в нижних конечностях).
  • Гемипаретическая форма ДЦП. Формируется из-за поражения двигательных центров только одного полушария. Проявляется парезом ноги или руки со стороны, противоположной распространению патологического процесса.
  • Гиперкинеичсекая форма (25% случаев). Обусловлена повреждением подкорковых структур. Среди ее признаков – непроизвольные движения (гиперкинезы), которые усиливаются, если ребенок устал или нервничает.
  • Атонически-астатическая форма (10%). Возникает при нарушениях в области мозжечка. Характеризуется нарушением координации, статики, а также мышечной атонией.
  • Двойная гемиплегия. Самая тяжелая форма ДЦП у детей. Является следствием полного поражения обеих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности. Больные не могут сидеть, стоять и даже самостоятельно держать голову.

В клинической практике встречаются и смешанные варианты детского церебрального паралича, для которых характерны симптомы сразу нескольких форм болезни. Так, очень часто спастическая диплегия сочетается с гиперкинетической формой.

Почему рождаются дети с ДЦП – причины

Согласно современным научным данным ДЦП возникает из-за патологического воздействия повреждающих факторов на центральную нервную систему ребенка. В результате неправильно формируются либо полностью разрушаются отдельные участки мозга. Действовать эти факторы могут в перинатальном периоде (до появления ребенка на свет) или в первые четыре недели его жизни после родов. Самый опасный провокатор заболевания – гипоксия.

При ее развитии страдают участки мозга, отвечающие за обеспечение двигательно-рефлекторных механизмов и поддержание равновесия. Тогда наблюдаются типичные для ДЦП параличи, парезы, расстройства мышечного тонуса, непроизвольные двигательные акты.

В период внутриутробного развития на состоянии плода могут отразиться следующие патологические состояния:

  • инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис);
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • токсикоз;
  • нефропатия;
  • угроза прерывания беременности;
  • резус конфликт матери и плода;
  • перенесенные женщиной в период беременности физические травмы;
  • соматические заболевания беременной (гипотиреоз, сахарный диабет, приобретенные/врожденные пороки сердца, гипертония).

Факторы риска развития детского церебрального паралича

Риск рождения ребенка с ДЦП повышается при:

  • стремительных родах;
  • тазовом предлежании плода;
  • узком тазу матери;
  • крупном плоде;
  • затяжных родах;
  • интенсивной родовой деятельности;
  • продолжительном безводном периоде, предшествующем родам;
  • дискоординированной родовой деятельности.

В единичных случаях причиной ДЦП у детей является родовая травма.

В послеродовый период риск развития церебрального паралича у новорожденных увеличивается при:

  • гемолитической болезни ребенка (происходит токсическое поражение головного мозга по причине иммунологического конфликта матери и плода, несовместимости групп крови);
  • асфиксии (может быть обусловлена патологиями, имевшими место во время беременности, пороками развития легких, аспирацией околоплодных вод).

Симптомы ДЦП

Детский церебральный паралич проявляется разными симптомами. Клиническая картина всегда зависит от глубины и локализации поражения структур мозга. В первые дни жизни крохи могут наблюдаться следующие признаки:

  • застывание в одной позе;
  • непроизвольные движения (например, частое кивание головой);
  • асимметрия тела (одна ручка может быть сильно напряжена, а вторая неподвижна и расслаблена);
  • разная длина/толщина конечностей;
  • судороги;
  • беспокойный сон;
  • вялое сосание груди.

Примерно в 3 месяца симптомы ДЦП становятся более выраженными. Среди них:

  • задержка в формировании двигательных навыков;
  • неумение держать голову, переворачиваться;
  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • неспособность осознанно двигать конечностями;
  • неумение удерживать игрушки.

Если ребенка с ДЦП поставить на ножки, он сразу встает на цыпочки, а не на полную стопу.

Недостаточная иннервация речевого аппарата при болезни ДЦП обуславливает нарушения произносительной стороны речи. Парезы при параличе могут быть только с одной стороны или охватывать все конечности. Если наблюдается слабость мышц гортани и глотки, у пациента возникают проблемы с глотанием. Со временем диагностируется отставание паретичных конечностей в физическом развитии – они становятся тоньше и короче здоровых. Формируются типичные для детского церебрального паралича скелетные деформации (искривление грудной клетки, сколиоз).

В некоторых случаях детский церебральный паралич протекает с ограничением пассивных движений в суставах паретичных конечностей, что еще больше усугубляет имеющиеся двигательные нарушения. Деформации скелета и расстройства моторики при заболевании приводят к появлению хронических болей в шее, плечах, ступнях и спине. Среди прочих симптомов ДЦП у детей:

  • функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта;
  • косоглазие;
  • непроизвольные двигательные атаки (кивки и повороты головы, гримасы на лице, подергивания, вычурные движения и позы);
  • недержание мочи;
  • расстройства дыхательной функции;
  • эпилепсия (у 20-40% больных);
  • проблемы со зрением (60% пациентов);
  • полная глухота или тугоухость;
  • эндокринные патологии (у половины детей диагностируются ожирение, задержка роста, гипотиреоз и пр.).

Детский церебральный паралич нередко сопровождается олигофренией (степени могут быть разными), расстройствами восприятия, задержкой психического развития, нарушением способности к обучению. У 35% больных детей уровень интеллекта нормальный, у 33% отмечаются незначительные отклонения в умственном развитии.

ДЦП – это хроническая, но не прогрессирующая болезнь. С годами у ребенка могут выявляться ранее скрытые симптомы патологии, из-за чего родители думают, что состояние усугубилось. На самом деле, это «ложная прогрессия». Ухудшение самочувствия обычно обусловлено вторичными осложнениями – инсультом, эпилепсией, кровоизлиянием, соматическими заболеваниями, применением наркоза.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Диагностика детского церебрального паралича

На сегодняшний день не существует специальных диагностических критериев ДЦП, но некоторые симптомы сразу обращают на себя внимание врача. Среди них:

  • низкий бал по шкале Апгар (выставляется сразу после рождения ребенка);
  • нарушение тонуса мышц;
  • ненормальная двигательная активность;
  • отставание ребенка в психофизическом развитии;
  • отсутствие контакта с близкими родственниками, матерью.

При выявлении данных признаков ребенка направляют на консультацию к детскому неврологу.

В ходе диагностики ДЦП могут использоваться различные электрофизические методы обследования:

  • электромиография;
  • электроэнцефалография;
  • исследование вызванных потенциалов;
  • электронейрография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Данные процедуры позволяют дифференцировать детский церебральный паралич от наследственных неврологических патологий, проявляющихся на первом году жизни, – синдрома Луи-Бара, врожденной миопатии, атаксии Фредрейха и других.

МРТ головного мозга и нейросонография направлены на выявление:

  • сопутствующих ДЦП органических изменений (атрофия зрительного нерва, очаги кровоизлияний, ишемия);
  • пороков развития головного мозга (врожденная гидроцефалия, микроцефалия).

Во время обследования маленького пациента может потребоваться помощь детского офтальмолога, эпилептолога, детского отоларинголога, психиатра, логопеда, детского ортопеда. Если нужно отличить детский церебральный паралич от различных обменных и наследственных нарушений, используются:

  • биохимические анализы;
  • генетические исследования.

Лечение ДЦП

Отвечая на вопрос, лечится ДЦП или нет, нужно сказать, что все зависит от формы болезни и выраженности ее симптомов. В не самых сложных случаях, если приложить максимум усилий, родители могут научить ребенка полностью себя обслуживать и вести обычный образ жизни. Однако нередки ситуации, когда пациенты с диагнозом ДЦП практически не покидают собственного дома (специального лечебного учреждения) и полностью зависят от своих родных или обслуживающего медперсонала.

Своевременно начатые реабилитационные мероприятия позволяют развить у больного интеллектуальные, моторные и речевые навыки. Доказано, что наиболее активное развитие познавательных процессов и головного мозга, приобретение базовых и интеллектуальных умений происходит в возрасте до восьми лет. Поэтому с момента постановки диагноза и до восьми лет нужно особенно интенсивно заниматься реабилитацией.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная восстановительная программа. При ее составлении врач учитывает не только тяжесть и степень поражения головного мозга, но и наличие:

  • расстройства интеллекта;
  • эпилепсии;
  • нарушений зрения, слуха;
  • индивидуальных проблем.

Сложнее всего заниматься с детьми, у которых ДЦП сочетается с нарушениями интеллекта и познавательной деятельности (в том числе из-за глухоты или слепоты). При их реабилитации используются специальные методики, которые помогают врачу контактировать с ребенком. При лечении ДЦП с симптомами эпилепсии обычно проводится стимулирующая терапия, которая вызывает различные осложнения.

Массаж и ЛФК составляют основу реабилитационного лечения при ДЦП. Очень важно, чтобы они проводились каждый день. Поэтому родителям детей с церебральным параличом рекомендуется овладеть навыками проведения лечебной физкультуры и массажа. Тогда ни смогут самостоятельно заниматься с ребенком в периоды между запланированными курсами профессиональной реабилитации.

Для максимально эффективных занятий ЛФК и проведения сеансов механотерапии используются специальные аппараты и приспособления, имеющиеся в реабилитационных центрах. Среди последних разработок, помогающих улучшить состояние здоровья детей, – костюмы, которые уменьшают спастику мышц и обеспечивают выработку правильного двигательного стереотипа, а также пневмокомбинизоны, которые надежно фиксируют суставы и растягивают мышцы. Названные реабилитационные средства помогают задействовать большое количество компенсаторных механизмов нервной системы, что позволяет ребенку освоить новые, недоступные для него ранее, движения.

Относятся к реабилитационным мероприятиям и технические средства – вставки в обувь, ортодезы, ходунки, костыли, инвалидные коляски. Они компенсируют имеющиеся у пациента двигательные нарушения, деформации скелета и укорочения конечностей. Важно, чтобы ребенок был обучен использованию данных средств.

Больные с дизартрией в обязательном порядке занимаются с логопедом-дефектологом для устранения нарушений речи.

Лечение ДЦП с помощью лекарственных препаратов

Медикаментозное лечение детского церебрального паралича направлено на устранение неприятных симптомов или их купирование. Также оно позволяет предотвратить возникновение осложнений.

  • Если ДЦП протекает параллельно с эпилепсией, используются антиконвульсанты (препараты противосудорожного действия).
  • Если повышен мышечный тонус, назначаются антиспастические средства.
  • Если наблюдается хронический болевой синдром, применяются спазмолитики и обезболивающие лекарства.

Также в медикаментозную терапию детского церебрального паралича могут входить:

  • метаболические препараты (АТФ, аминокислоты, глицин);
  • антидепрессанты;
  • прозерин;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • ноотропы;
  • сосудистые препараты.

Хирургическое лечение ДЦП

Хирургическое лечение детского церебрального паралича проводится при спастических формах заболевания, реже – при спастико-атактической и спастико-гиперкинетической. Чаще подвергаются операционному воздействию нижние, а не верхние конечности.

Задачи, которые ставит перед собой хирург, занимающийся лечением ребенка с ДЦП:

  • Улучшение сенсомоторной афферентации.
  • Повышение статики и функциональной активности путем изменения положения суставов (вывихи, подвывихи, контрактуры).
  • Косметическая коррекция.
  • Профилактика возникновения вторичных осложнений ДЦП.
  • Облегчение ухода за больными с тяжелой формой заболевания.

Показания к операции могут быть:

  • Абсолютными:
    – вывих тазобедренного сустава;
    – угроза вывиха тазобедренного сустава.
  • Относительными:
    – коррекция фиксированных деформаций и контрактур, не поддающихся длительному консервативному лечению.

Селективная спинальная ризотомия

Суть операции состоит в выборочном иссечении гиперактивных нервов, находящихся у основания позвоночного столба. В результате снижается количество импульсов, которые достигают мышцы через нервы. Ризотомия позволяет снизить выраженность болевых ощущений в одной или сразу в обеих конечностях.

К потенциальным побочным эффектам данного вида хирургического лечения относятся:

  • онемение рук/ног;
  • потеря чувствительности;
  • дискомфорт в той области, где были иссечены нервы.

На портале DocDoc представлены лучшие центры хирургии, в которых оказывают квалифицированную помощь по самым сложным вопросам.

Ортопедическая хирургия при ДЦП

Ортопедическая хирургия используется при жесткости мышц в настолько тяжелой форме, что пациент вообще не может передвигаться из-за боли. Метод позволяет улучшить вид походки, сделать ее максимально приближенной к вертикальной.

Во время вмешательства врач удаляет сухожилия и мышцы, которые укорочены непропорционально. Сложность вызывает тот факт, что выявить именно те мышцы, которые нарушают походку, удается не всегда, ведь за движения человека отвечают более тридцати крупных мышц.

Поэтому до проведения лечения выполняется комплексный анализ, в котором задействуются специальные камеры. Они регистрируют активность больного. Установленные на тело силовые пластины определяют, где и когда ноги касаются земли, а записывающая техника регистрирует мышечную активность. Полученные с помощью такого анализа данные дают возможность грамотно идентифицировать проблемы с мышцами и понять, какие именно из них нужно удалить во время операции.

Стимуляция спинного мозга при детском церебральном параличе

Операция предусматривает введение электродов, осуществляющих селективную стимуляцию нервов, которые расположены у самого основания спинного мозга. Это позволяет подавить либо уменьшить их нервную деятельность. Метод используется только в том случае, если другие хирургические и консервативные методики не обеспечили положительной динамики в плане снижения выраженности болевых ощущений и расслабления мышц.

Физиотерапия при ДЦП

ЛФК и массаж при детском церебральном параличе рекомендуется сочетать с физиотерапевтическими методами. Особенно хорошо зарекомендовали себя:

  • электрическая стимуляция мышц и нервов;
  • оксигенобаротерапия;
  • грязелечение;
  • лекарственный электрофорез;
  • водолечение;
  • тепловые процедуры.

Также могут использоваться кислородные, хвойные, йодобромные, радоновые и скипидарные ванны. Теплая вода снижает выраженность гиперкинезов и мышечный тонус, за счет чего самочувствие больного на время улучшается.

Новым способом лечения ДЦП является анималотерапия, которая предусматривает контакт ребенка с животными. Отличных результатов помогают добиться:

  • дельфинотерапия;
  • иппотерапия (контакт с лошадями).

Опасность ДЦП

Прогноз при детском церебральном параличе зависит от формы болезни, беспрерывности, интенсивности и своевременности проводимой реабилитации. В отдельных случаях патология приводит к глубокой инвалидности. Однако нередки ситуации, когда ребенок при помощи родителей и врачей практически полностью компенсирует имеющиеся у него нарушения и в будущем ведет обычный образ жизни, работает, создает семью.

Профилактика ДЦП

Профилактика детского церебрального паралича в пренатальном периоде (во время беременности) предусматривает исключение внутриутробного страдания плода и грамотную организацию родов. Также внимание уделяется:

  • контролю веса ребенка (при рождении крупного плода высок риск получения родовых травм);
  • профилактике резус-конфликта;
  • выявлению и грамотному лечению хронических и острых заболеваний;
  • приему витаминов;
  • рациональному питанию;
  • прогулкам на свежем воздухе;
  • предупреждению преждевременных родов;
  • соблюдению показаний к кесареву сечению.

Профилактика ДЦП после родов предусматривает:

  • выкладывание новорожденного на животик;
  • отказ от тугого пеленания;
  • правильную организацию сна младенца (матрас должен быть жестким, подушку класть в детскую кроватку не нужно).

Если есть подозрение на родовую травму, важно:

  • не укладывать ребенка спать на спине (предпочтительнее на боку или на животе);
  • приучить ребенка спать на животе;
  • три-четыре раза в день подкладывать под поясницу ребенка на пять минут небольшой валик (позволяет сформировать правильный изгиб позвоночника);
  • ежедневно делать массаж всего тела;
  • учить ребенка плавать в ванне;
  • каждый день гулять с новорожденным на свежем воздухе.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Источник