Показания и противопоказания детей с нарушением зрения
Группы здоровья детей | Диагноз офтальмологический | показания | противопоказания |
Здоровые дети | Все упражнения в соответствии с возрастом | нет | |
1. Миопия слабой степени; 2. Гиперметропия слабой степени; 3. Аккомодационное косоглазие; 4. Амблиопия | | 1. Большие прыжки 2. Поднятие тяжестей 3. Игры соревнования 4. Висы | |
1. Неаккомодационное косоглазие (отсутствие бинокулярного зрения в очках); 2. Миопия средней степени; 3. Гиперметропия высокой степени. | 1. Бег на время (1-2,5 мин) в зависимости от возраста в среднем темпе по желанию ребенка (сколько может). 2. Щадящие прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, через скакалку и другие с приземлением на носок. 3. Наклоны вперед, туловище параллельно полу, руки в сторону, на пояс, к плечам, голову не опускать. . 4. Медленные повороты и наклоны головы. 5. «лодочка». 6. Лазание по гимнастической скамейке. 7. Кувырки в сторону. | 1. Бег на скорость, ускорения, соревновательный бег 2. Прыжки в длину, высоту с приземлением на всю стопу (касаясь пяткой), с высоты. 3. Наклоны назад любые, наклоны назад и вперед до касания руками пола (мостик); ходьба в мостике вперед, глядя вниз. 4. Резкие повороты и наклоны головы. 5. Резкие повороты туловища с поворотом головы. 6.любые висы. 7.кувырки вперед и назад. 8.Стойка на лопатках «березка». 9.Участие в соревнованиях | |
а) сходящееся косоглазие | При ходьбе по скамье, бревну смотреть вперед; при игре в мяч выполнять броски вдаль и вверх ; при наклоне головы вперед (“кошечка”) и т. д.- глаза закрыть. | Смотреть перед собой, вниз, на предмет в руках, на нос. | |
б) расходящееся косоглазие | При ходьбе по скамье, бревну смотреть ; при игре в мяч выполнять броски в цель, вперед – вниз ; при наклоне головы назад.- глаза закрыть. | Смотреть вдаль, вверх (вдаль) | |
1. Миопия высокой степени; 2. Дети с тяжелой патологией органа зрения: после экстракции катаракты 3. Гиперметропия высокой степени (афакия, артифакия); 4. Дистрофия; 5. ПТОЗ 6. НИСТАГМ | Медленный бег, легкие общеразвивающие упражнения, игры малой и средней подвижности, ЛФК, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения (по показаниям врача) | То же, что и в подготовительной группе (индивидуально) | |
Освобожденные от физкультурных занятий | 1. С отслойкой сетчатки. 2. С острыми воспалительными заболеваниями. 3. Временно, в послеоперационном периоде. 4. С глаукомой | Пальчиковая, дыхательная гимнастика, ЛФК (по назначению врача). Игры малой подвижности. | Все остальные упражнения. |
Слабовидящие дети | 1. С остротой зрения 0,2 на оба глаза. 2. Дети с окклюзией с остротой зрения менее 0,05 | Все упражнения в соответствии с программой с учетом возможностей детей | Нет |
Примечание: при всех заболеваниях специальные упражнения для глаз.
Цель: коррекция и укрепления физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья,формирование у детей с ОВЗ осознанного отношения к своим силам и уверенности в них, потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Задачи Программы:
Образовательные задачи:
- Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
- Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
- Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
- Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
- Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции)
- Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера
- Развитие пространственно-временной дифференцировки.
- Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
- Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
- Активизация защитных сил организма ребёнка.
- Повышение физиологической активности органов и систем организма.
- Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.
- Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
- Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
- Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
- Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
- Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
- Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
- Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
Физкультура
Дети с нарушением зрения нуждаются в осторожном подходе к занятиям физическими упражнениями. При регулировании физической нагрузки целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:
– использовать как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе урока) вщы нагрузки;
– варьировать формы и условия выполнения двигательных действий;
– варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовлеиости;
– варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.;
– воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давлешя, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, ишемию, особенно у дете! с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями,
– учитывать сенситивные периоды развития физических качеств; – для улучшения психосоматическое состояния использовать психогимнастику;
– наблюдать за самочувствием занимающихся; умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной организации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление;
– при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимулирование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интенсивности, все то, что может спровоцировать приступ;
– лучитывать, что нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперактивность соразмеряются упражнениями на релаксацию, на регуляцию дыхательной системы, на снятие зрительного и эмоционального утомления, упражнением для глаз — «пальмингом».
Подвижные и спортивные игры также являются хорошим средством регулирования физической нагрузки Например, использование игр малой и средней интенсивности («Тише едешь — дальше будешь», «Пограничники», «Сделайте, пожалуйста» и др), выполнение задания на внимание (10 шагов вперед, 9 назад, 9 шагов вперед, 8 назад и пр) Используются также сюжетно-ролевые и подвижные игры с корригирующей направленностью (игры с мячом, игры, направленные на развитие слухового осязательного анализаторов, на развитие навыков пространственной ориентировки и пр).
Показания и противопоказания к физическим упражнениям
В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации всех учащихся по состоянию здоровья делят на три группы (цит В П Ермакова, 1990).
1- я группа — основная,
2- я группа — подготовительная,
3- я группа — специальная
К 1-й группе относятся дети, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья.
Ко 2-й группе относятся дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и в физическом развитии, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью, временно освобожденные от уроков физкультуры.
К 3-й группе относятся дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера Им противопоказаны занятия по общей программе, они не допускаются к соревнованиям.
Для детей с нарушением зрения (при некоторых заболеваниях) предусматриваются следующие ограничения, резкие наклоны прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), а также соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках (Гнеушева АН, 1990, Ермаков В П, Якунин ГА, 2000, Ростсмаивили JI H, 1999, 2001).
Ограничения имеют место при следующих заболеваниях увеит (хориоретинлт), свежая травма оболочек глазных яблок, дегенерация или отслойка сетчатки, дистрофия роговицы, опухоли мозга или глаза, глаукома, катаракта, афакия, миопия высокой стетени (выше 6,0 D с осложнением на глазном дне), в раннем послеоперационном периоде после замены хрусталика (первые полгода), подеывих (смещение) хрусталика, который происходит вследствие слабости или разрыва связки, поддерживающей его в глазу При наличии эгих заболеваний противопоказаны следующие виды спорта прыжки в воду, тяжелая атлетика, бокс, борьба, хоккей, футбол, баскетбол (разрешается выполнять лишь безопасные элементы футбола, баске”бо/а, хоккея), велоспорт, горнолыжный спорт, мотоспорт Чрезмерная физическая нагрузка может привести к отслойке сетчатки, кровоизлияниям на глазном дне и прочим осложнениям.
Слабая степень миопии (до 3,0 D) не является препятствием для занятий спортом Плавание (не всем можно нырять и прыгать с вышки, с тумбочки), льжный спорт (лыжные гонки), легкая атлетика (отдельные ее виды), настольный теннис, художественная гимнастика, туризм, шашки, шахмаы, голбол, торбол, бадминтон и др не только показаны без ограничений, но и оказывают положительное влияние ЕЙ Ливадо (1974), ИВ Сухиненко (1980), РН Азарян (1989) установили, что циклические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах, упражнения умеренной интенсивности, физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для цилиарнэй мышцы) оказывают благоприятное воздействие на функции миопиче:кого глаза, на гемодинамику и аккомодационную способность глаза Выбор любого вида спорта для занятий согласовывается с врачом-окулистом.
В старших классах в связи с увеличением объемг школьной программы, дефицита свободного времени, снижением дЕигательной активности значение физической культуры возрастает Тем не менее ЭС Аветисов (1980) рекомендует некоторые ограничения для юношей с миопией от 3 до 6 D исключить преодоление полосы препятствий, класси4ескую борьбу, силовые упражнения на перекладине, подтягивание и подъем из виса в упор, заменив ис подъемом по канату с помощью ног Школьники старших классов с миопией более 6 D занимаются в специальных группах Для школьников с осложненной миопией рекомендуются ограничения физической нагрузки, согласованные с врачом-офтальмологом.
Сопутствующие заболевания детей с нарушенным зрением также диктуют некоторые ограничения Например, при скошозах противопоказаны прыжки, кувырки, продолжительные висы, поднятие тяжестей. При наличии гидроцефалии чрезмерная физическая нагрузка может вызвать повышение внутриглазного давления. При эпилепсии избыточное увлечение физическими упражнениями на дыхание, на повышенной опоре (бревно, брусья и т. д.), спортивные и подвижные игры высокой интенсивности могут спровоцировать судорожный синдром, а при нарушениях эмоционально-волевой сферы детей вызвать их гиперактивность. При пиелонефрите противопоказано переохлаждение (занятия на улице в осенне-зимний период, плавание в бассейне).
Несмотря на некоторые ограничения следует отметить, что опасен для здоровья не вид движений, а методика их проведения. Дети с депривацией зрения могут заниматься следующими видами спорта: плавание, лыжные гонки, легкая атлетика, гимнастика, отдельные виды борьбы, шашки, шахматы, армрестлинг; спортивные игры для незрячих детей старшего школьного возраста (13—18 лет) — голбол, рол- лингбол, торбол и тенебиль (Маллаев Д.М., 1992, 2002). Участие в соревнованиях детей школьного возраста предусматривает обязательный допуск и контроль врачей: офтальмолога и педиатра.
Таким образом, квалифицированная и своевременная помощь ребенку с депривацией зрения позволит избежать дальнейших нарушений в физическом развитии и откроет больше возможностей для их полноценного роста и развития.
Источник
Показания для направления в эти школы детей с нарушениями зрения устанавливаются строго индивидуально в зависимости от состояния основных зрительных функций: остроты центрального зрения с переносимой коррекцией обычными оптическими линзами, поля зрения, а также характера поражения органа зрения и течения патологического процесса на обоих или лучшем глазу. Принимается во внимание не только основной, но и сопутствующий диагноз нарушения органа зрения, а также все данные, полученные в результате различных офтальмологических исследований.
В школу слепых принимаются дети со следующей патологией:
а) с остротой центрального зрения на лучшем глазу ниже 0,04 (включительно) с переносимой коррекцией;
б) с остротой центрального зрения на лучшем глазу 0,05—0,08 с переносимой коррекцией при атрофии зрительного нерва, пигментной дистрофии сетчатки, при других ретинитах, хориоретинитах, дистрофии пятна сетчатки; при злокачественной прогрессирующей близорукости, при гидрофтальме и других видах глаукомы, а также при заболеваниях, характеризующихся прогрессирующим понижением зрения;
в) с концентрическим сужением поля зрения до 35° или с центральной скотомой.
В школу слабовидящих принимаются дети со следующей патологией:
а) с остротой центрального зрения в пределах 0,05—0,4 с переносимой коррекцией на лучший глаз в зависимости от состояния других зрительных функций (поле зрения, острота центрального зрения для близи), формы и течения патологического процесса;
б) с остротой центрального зрения на лучший глаз выше 0,05 с переносимой коррекцией при катаракте, афакии, дальнозоркости, дальнозорком астигматизме, близорукости высоких степеней и близоруком астигматизме, характеризующимися стационарным состоянием;
в) с более высокой остротой центрального зрения в случае часто рецидивирующих кератитов, увеитов, при близорукости свыше 10,0 дптр и дальнозоркости свыше 8,0 дптр, астигматизме свыше 5,0 дптр с наличием астенопических явлений, развивающихся при работе на близком расстоянии;
г) во всех случаях дети должны читать шрифт № 9 таблицы для определения зрения вблизи с переносимой коррекцией обычными оптическими линзами с расстояния не ближе 15 см.
В связи с состоянием здоровья и другими причинами дети с нарушениями зрения могут приниматься в школу с превышением приемного возраста на 1—2 года, а иногда и более, в дошкольные группы — 6 лет.
Слепых и слабовидящих умственно отсталых детей выделяют в особые классы для умственно отсталых слепых, слабовидящих, организуемые при одной из соответствующих школ по решению областного отдела народного образования.
Зачисление детей в класс умственно отсталых производится на основании решения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы с ними на протяжении не менее одного года установлено, что неуспеваемость обусловлена умственной отсталостью.
Не подлежат направлению в школы следующие дети с нарушениями зрения:
а) глубоко умственно отсталые дети (олигофрения в формах имбецильности, идиотии);
б) дети-психопаты с глубокими отклонениями в поведении и нарушениями эмоционально-волевой сферы;
в) дети с глубокими нарушениями двигательной сферы, не позволяющими им самостоятельно передвигаться и обслуживать себя;
г) слепоглухонемые дети (последние обучаются в специальном интернате Министерства социального обеспечения).
Направление детей в школы слепых и слабовидящих производится только на основании решения республиканской или областной медико-педагогической комиссии. Директор школы несет личную ответственность за прием детей без соответствующего решения комиссии.
Рекомендации по проведению анализа профилактических диспансерных осмотров органа зрения у детей. Учет и анализ профилактических диспансерных осмотров детей осуществляют врачи глазных кабинетов поликлиник на основании суммирования сведений, полученных по результатам проверки остроты зрения работниками детских учреждений.
Детей, поставленных на диспансерный учет, по тяжести патологического состояния глаз объединяют в четыре группы.
В 1-ю группу включают детей со зрением 0—0,04 с переносимой коррекцией на оба глаза. Им необходимо обеспечить первоочередное лечение и оформление через РОНО в школу слепых (по достижении школьного возраста).
Во 2-ю группу объединяют слабовидящих детей, имеющих зрение 0,05—0,2 с переносимой коррекцией на лучшем глазу. Слабовидящие дети должны лечиться и направляться через РОНО в школу для слабовидящих.
В 3-ю группу объединяют детей с остротой зрения 0,3— 0,5 в связи с близорукостью, дальнозоркостью, стойким спазмом аккомодации, со всеми видами косоглазия и другой патологией, которая требует систематического наблюдения офтальмолога не реже 2 раз в год и индивидуального лечения по показаниям.
В 4-ю группу включают детей со стабильным или обратимым незначительным снижением зрения не ниже 0,5 с коррекцией.
Дети, как правило, подлежат осмотру офтальмологом 1 раз в год. На каждого больного ребенка, находящегося на диспансерном наблюдении, заводят 2 документа: а) амбулаторную карту, или историю развития ребенка (форма № 112); б) контрольную карту диспансерного наблюдения (форма № 30).
Ковалевский Е.И.
Опубликовал Константин Моканов
Источник