Показания и противопоказания для вертикализатора

Показания и противопоказания для вертикализатора thumbnail

Вертикализация- это процесс перевода пациента из лежачего положения в положение сидя или стоя. Если человек после инсульта может сам садиться или вставать, то речь об активной вертикализации, если только с помощью посторонних- о пассивной. В случае «лежачих» с грубыми неврологическими нарушениями, идет речь о последней.

Многие близкие и те, кто ухаживает за тяжелобольными задаются вопросом- можно ли больного поднимать и если да, то когда и на сколько

Как показывает практика восстановления после инсульта, чем раньше горизонтальное положение меняется на сидячее или положение стоя, тем выше качество жизни в последующем и быстрее темп восстановления неврологических нарушений. А еще снижается риск смерти и осложнений, связанных с длительным пребыванием в лежачем положении.

Осложнения, риск которых которые снижает вертикализация

  • Гипостатическая (или застойная) пневмония- осложнение характерно для маломобильных и обездвиженных пациентов. Нередко, именно застойная пневмония – частая причина смерти у лежачих больных
  • Тромбоэмболические осложнения. А именно: повторные инсульты, инфаркты, тромбоэмболии легочной артерии.
  • Синдром болевого плеча. Это осложнение известно многим перенесшим инсульт. Когда появляется боль в паретичной руке- ноющая и усиливающаяся при движении. Сопровождается отеком верхней конечности.
  • Нарушение кишечной перистальтики и, как следствие, запоры и метеоризм.
  • Возникновение пролежней

Вертикализация в больнице и дома

Во время лечения в больнице, вертикализируют в палате неврологического отделения или реанимации. Начинают это на первые- вторые сутки госпитализации, если нет противопоказаний. Комплекс мер, которые проводят в первые сутки называется ранней реабилитацией.

В специализированных сосудистых центрах или палатах интенсивной терапии неврологических клиник могут быть вертикализаторы. Это устройства, облегчающие перевод в вертикальное положение.

Если такового нет, то поднимают на функциональной кровати. Если нет и ее, то сажают в постели, подкладывая подушки или валики под спину и голову- постепенно усаживают в постели

Часто при домашней консультации, сталкивался с лежачими пациентами, которых не поднимают и не усаживают. Причины две- не сказали в больнице при выписке как это делать и забывают или не хотят усаживать сами родственники

Усаживать надо, иначе пневмония и пролежни не заставят себя ждать. Но “добро” от лечащего врача на выполнение надо получить и узнать какими темпами вертикализировать, так как есть противопоказания для этого

Пример режима вертикализации и о том, когда этого делать нельзя, я рассказал в ролике, который я оставляю ниже для просмотра.

Любая смена положения тела с подъемом туловища или переход в вертикальное положение всего тела- это нагрузка для сердечно-сосудистой системы и есть состояния, при которых вертикализировать человека нельзя. К таковым относятся

  • Уровень систолического (или “верхнего”) давления ниже 90 мм.рт.ст или выше 180 мм.рт.ст
  • Уровень глюкозы крови не ниже 4 ммоль/л
  • Температура тела не выше 37,5 градусов С
  • Частота пульса ниже 60 или выше 110 в минуту

В целом, если вертикализация постепенная и нет опасных осложнений инсульта, процедура переносится хорошо. Не забывайте об осложнениях, с которыми связано длительное нахождение в положении лежа.

На этом статья подходит к концу. Задавайте вопросы в комментариях, если они у вас есть. Поддержите канал- подпишитесь и поделитесь ссылкой на статью.

С уважением, врач-невролог Постников Александр Юрьевич

Источник: https://insultu-net.ru/vertikalizaciya-kak-metod-reabilitacii-lezhachih-pacientov-posle-insulta/

Вам может быть полезно:

1) Реабилитация после инсульта. Сроки восстановления

Источник

вертикализаторВертикализаторы (standers) применяются для фиксации ребенка в положении стоя, формирования рефлекторных связей и образа вертикального положения тела посредством кинестетического воздействия. Эти устройства ограничивают влияние патологических двигательных стереотипов в вертикальной позе и облегчают контроль положения головы, туловища и движений верхних конечностей.

Вертикализаторы предназначены для пассивного или активно-пассивного удержания вертикальной позы с полной или частичной фиксацией больного, для тренировки функции равновесия при стоянии и передвижении, для безопасной тренировки индивидуальных навыков самообслуживания, отдельных двигательных функций. В конструкции вертикализаторов предусматриваются различные вспомогательные элементы или приспособления, облегчающие   их   применение,   обеспечивающие   естественное положение ребенка и др. Для их производства используются самые разнообразные материалы, в частности дерево, металл, различные полимеры, обладающие достаточной прочностью, отвечающие эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Конструкции вертикализаторов, как правило, выполняются по модульному принципу, легко компонуются с учетом индивидуальных потребностей пациента, его неврологического статуса, двигательной активности. В конструкциях вертикализаторов основными модульными элементами являются фиксаторы туловища, таза, коленные упоры, фиксаторы стоп. Вызов врача на дом и консультация с ним облегчит проблему выбора подходяящего вертикализатора для больного ДЦП.

  • склонность к формированию сгибательных контрактур в тазобедренных и коленных суставах у детей, которые мало ходят или не ходят вообще, передвигаясь ползанием;
  • наличие дисплазии тазобедренных суставов или состояния после операций на тазобедренных суставах;
  • когнитивные нарушения, отсутствие мотивации ребенка к вертикальному положению;
  • спастичность и нарушения мышечного тонуса нижних конечностей, не позволяющие ребенку самостоятельно стоять без совершения патологических движений и принятия патологических поз.
Читайте также:  Показания и противопоказания лфк при шейном остеохондрозе

Вертикализаторы способствуют поддержанию вертикальной позы в процессе абилитации детей с ДЦП, а также освоению двигательных действий и развитию функций верхних конечностей. Эти устройства используются с раннего возраста (с 9-12 мес).

При систематическом использовании тренажерных устройств оказывается пассивное и активное воздействие на опорно-двигательную систему (мышцы, суставы), стимулируется или нормализуется деятельность структур головного мозга (гипоталамус, двигательные центры коры головного мозга и других отделов), активизация которых способствует поддержанию вертикальной позы, локомоторных актов, манипулированию предметами и т.д.

При правильном и систематическом применении вертикализаторов повышается уравновешенность и подвижность процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе, нормализуются моторно-висцеральные рефлекторные связи, снижается мышечный тонус, улучшается координация движений.

Вертикализаторы показаны при любой форме ДЦП, а выбор конструкции, дозирование и методика применения диктуется состоянием ребенка, специальными лечебно-реабилитационными задачами.

Многими зарубежными и отечественными фирмами, специализирующимися на производстве реабилитационного оборудования, предложен и выпускается достаточно большой ассортимент вертикализаторов, предназначенных для детей различного возраста, с различным уровнем двигательной активности, локомоторными нарушениями и т.д.

В большинстве случаев выпускаются статические вертикализаторы, в которых предусмотрено только пассивное положение и передвижение ребенка сопровождающим лицом или родителями, однако некоторые фирмы предлагают конструкции (преимущественно для подростков или взрослых), обеспечивающие самостоятельное передвижение и снабженные электроприводом.

Вертикализатор Dynamic (рис. 148) разработан для развития функции равновесия, координации и ограниченной двигательной активности.

Вертикализатор Dynamic

Рис. 148. Вертикализатор Dynamic

Выпускается трех типоразмеров: малый, средний и большой (рис. 149). В конструкции предусмотрен регулируемый по ширине фиксатор стоп, регулируемый по высоте упор для коленных суставов, ремень для фиксации грудной клетки либо поясничного отдела позвоночника, противоскользящий резиновый коврик, регулируемый по высоте столик.

Типоразмерный ряд вертикализатора Dynamic

Рис. 149. Типоразмерный ряд вертикализатора Dynamic

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / Под ред. С. П. Евсеева, С. Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2010. – 488 с. Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 4. Клинико-функциональная характеристика детского церебрального паралича. 7.2. Вертикализаторы. С. 394-397.

Источник

При
использовании вертикализатора, важно,
прежде всего, помнить общий принцип
распределения нагрузки на организм. Нагрузка на позвоночник и тазобедренный
сустав находится в прямой зависимости
от угла наклона стойки вертикализатора.
Чем больше угол наклона приближается
к 90 градусам, тем больше уровень нагрузки.
В абсолютно вертикальном положении
достигается максимальное растяжение
позвоночного столба, и на ноги ложится
нагрузка, равная весу пациента. Особенно
важно помнить об этом при использовании
вертикализаторов для детей с ДЦП.

Любой
тип вертикализатора должен находиться
на строго горизонтальной поверхности. Стояночный тормоз вертикализатора
должен быть всегда заблокирован —
снимать вертикализатор с тормоза можно
лишь для его перемещения. Все предусмотренные
конструкцией вертикализатора фиксирующие
ремни должны быть застегнуты. Перед
каждым использованием вертикализатор
следует проверять на предмет повреждений.

Вертикализаторы
для детей с ДЦП

В
среднем дети встают на ноги примерно в
10 месяцев, поэтому в это время (ни в коем
случае ни раньше) следует начинать
приучать ребенка с ДЦП к вертикальному
положению. Однако перед использованием
вертикализатора родители обязательно
должны проконсультироваться с лечащим
врачом. Важно помнить о том, что находясь
в вертикализаторе, ребенок практически
не двигается (особенно при высоком
уровне фиксации), поэтому срок пребывания
в вертикализирующем устройстве необходимо
ограничить 20-30 минутами в день(если нет
особых рекомендаций врача по этому
поводу).

Если вертикализатор используется
с целью профилактики контрактур, и
ребенку приходится проводить в нем
каждый день много времени, в этом случае
вертикализатор должен быть портативным,
должен быть оснащен столиком с возможностью
изменять высоту и угол наклона и с
ограничительным бортиком. Если ребенок
страдает эпилепсией, все жесткие детали
вертикализатора нужно обить мягким
материалом.

При наличии асимметрии
таза, необходимо оснастить вертикализатор
дополнительным жестким устройством,
фиксирующим данную область. Если есть
необходимость обувать ребенка в
ортопедические ботинки, то вертикализатор
должен иметь более широкие чашечки для
стоп. Если у ребенка наблюдается
недостаточный уровень контроля за
положением тела, то необходимо оснастить
вертикализатор фиксатором туловища,
ограничителем головы и устройствами
для фиксации рук на столике.

Коррекция
положения таза и нижних конечностей
должна происходить постепенно. Сначала
пусть ребенок немного постоит в
вертикализаторе, затем по прошествии
небольшого количества времени напряжение
в его мышцах немного ослабнет, и можно
будет все вторично откорректировать.
Если ребенка сразу зафиксировать в
положении максимальной коррекции, это
может привести к растяжению мышц и
повышению мышечного тонуса.

Вертикализаторы
для взрослых

При
использовании вертикализатора для
подъёма из положения сидя без сиденья,
нужно во-первых, максимально близко
подъехать к вертикализатору. Затем
поставить передние колеса инвалидного
кресла на тормоз и поместить ступни на
подставку для ног вертикализатора (в
так называемые сандалии) и зафиксировать
их ремнями. При этом колени должны
упереться в коленоупоры. Подъёмный
ремень располагается под ягодицами и
крепится к вертикализатору. Важно, чтобы
ремень не был размещен слишком высоко
или слишком низко, дабы подъём был
безопасным.

Читайте также:  Полезные свойства горчичного масла и противопоказания

При
использовании вертикализатора с
сиденьем, нужно должным образом
отрегулировать параметры сиденья,
поскольку от этого зависит эффективность
вертикализации и безопасность пациента.
Расстояние от коленей пациента с
внутренней стороны до края сиденья
должно быть таким, чтобы свободно
проходил один палец (но не больше!).
Высота сиденья и расположение сандалий
нужно отрегулировать так, чтобы колени
пациента находились на одном уровне с
его бедрами, и ноги стояли бы под прямым
углом.

Если колени будут расположены
слишком высоко или слишком низко, то
при переходе в вертикальное положение
коленоупоры окажутся или над коленями,
или под ними, а для эффективной поддержки
пациента они должны целиком охватывать
коленную чашечку. При этом коленоупоры
должны прилегать к ноге плотно, но не
сдавливать ее, чтобы не нарушить
кровообращение.

Во время первых 2-3
сеансов вертикализации пациент должен
постоянно находиться в чьем-либо
присутствии. Ему необходимо измерить
давление и при малейшем головокружении
привести сначала в положение сидя, затем
лежа. С особой осторожностью нужно
относиться к вертикализации пациентов
с контрактурами суставов нижних
конечностей и деформациями скелета.
Полная вертикализация в данном случае
исключается, а угол допустимого наклона
стойки вертикализатора (обязательно с
обратной опорой) определяется врачами
индивидуально. В индивидуальном же
порядке определяется и время пребывания
в вертикальном положении. В целом врачи
не рекомендуют находиться в вертикализаторе
дольше 4 часов в день, а начинать сеансы
вертикализации следует с 3-5 минут.

Тематический словарь

Источник

Рекомендации для вертикализации и положения стоя на домуПоказания и противопоказания для вертикализатора

Положение стоя открывает целый мир возможностей для детей с ограниченными возможностями и готовит их к самостоятельной мобильности. Положение стоя развивает способность переносить вес, учит управлять туловищем и головой и развивает социальные навыки. Адаптивный Стендер (вертикализатор) обеспечивает безопасную и контролируемую установку для практики положения стоя, но есть не менее ценные возможности в повседневных условиях. Мы можем научить навыкам стояния во время рутинных переходов из положения сидя в положение стоя и запланированных перерывов в туалетах. Дом – отличное место для развития этого важного навыка. И часто, для определенных занятий, не требуется специального оборудования. В домашних условиях даже стол может быть опорой для установки в положение стоя.

Творческие возможности для установки в положение стоя на дому

Ежедневные программы стояния в предписанном оборудовании важны для поддержания здоровья ребенка, но практика без оборудования так же важна для общего развития возможности находиться в положении стоя. Мы называем это обучением основанным на активных занятиях: обучение навыку как часть повседневной или регулярной деятельности ребенка. Это просто вопрос того чтобы ожидать от ребенка участия в деятельности вместо того, чтобы сделать это за него. При таком подходе рутинная повседневная деятельность имеет большой потенциал для обучения навыкам.

Например, мы можем перемещать ребенка в туалет, инвалидную коляску или кровать много раз в день. Если вы можете побудить ребенка переносить некоторый вес через ноги или поддерживать себя руками во время переноса, вы открываете частые возможности для практики.

В приведенном ниже видео терапевт из Центра развития Линкольна в Мичигане делится некоторыми творческими идеями по запуску программы для положения стоя в домашних условиях и без всякого оборудования.

Положение стоя для туалета

Показания и противопоказания для вертикализатора

Включение стояния в рутину туалета может привести к изменению мышления. Вместо того, чтобы пассивно переносить ребенка на пеленальный столик для регулировки одежды, попробуйте поставить его в положениеПоказания и противопоказания для вертикализатора стоя, держась за что-то, или, если у него есть только минимальная возможность переносить свой вес, наклонить туловище вперед опираясь на стол. Регулировка одежды, безусловно, проще таким образом, и это отличное отправное место, чтобы развивать перенос большего веса на ежедневной основе. Помните, что количество практики определяет, как быстро и насколько хорошо ребенок усваивает новый навык. Маленький ребенок может научиться опираться на своего воспитателя для регулировки одежды или опираться на ноги сидящего воспитателя, как показано на рисунке. Даже если ваш ребенок еще мал и его легко поднять, начните обучение навыку стояния на основе активности уже сейчас. По мере того как он становится старше и тяжелее, эти навыки будут становиться все более важными.

Поговорите с терапевтом вашего ребенка, чтобы определить потенциал обучения в повседневной жизни вашего ребенка, а также получить рекомендации о том, как безопасно и эффективно выполнять перемещения

Адаптивные вертикализаторы: целенаправленное положение стоя

Исследования показывают, что вертикальное положение имеет многочисленные общие преимущества для здоровья, от улучшения минеральной плотности костной ткани и здоровья бедер до поощрения социальной активности. Для того чтобы находиться в положении стоя более длительное время и/или если ваш подопечный имеет более глубокие трудности и не может стоять самостоятельно без оборудования, может понадобиться  специальный вертикализатор. Программа стояния более длительное время может улучшить здоровье кожи, функцию кишечника и мочевого пузыря, а также предотвратить образование контрактур. Терапевт вашего ребенка может дать рекомендации по использованию адаптивного стендера-вертикализатора.

Читайте также:  Таблетки для мужчин для потенции противопоказания

Клинические преимущества постоянной программы велики, но еще лучше сделать время в вертикализаторе целенаправленным, включив это в деятельность, происходящую вокруг ребенка. Когда ребенок двигается спонтанно и целенаправленно, он быстрее учится, развивает силу и контроль над своим телом и продвигается к самостоятельному положению стоя.

Самостоятельное стояние требует равновесия, силы и координации, поэтому попробуйте поставить ребенка за кухонную стойку, чтобы приготовить еду, вымыть посуду или встать, чтобы поиграть в догонялки со своими братьями и сестрами, даже пропылесосить пол. Таким образом, нюансы положения стоя будут введены естественно. Например, когда они моют посуду, происходит тонкое смещение веса, туловище становится сильнее, и равновесие улучшается, когда ребенок тянется, чтобы поставить посуду в шкаф, поймать мяч или пропылесосить ту крошку в углу. Более того, возможность общаться с семьей или друзьями на уровне глаз имеет неоценимое значение для улучшения общения и самовыражения.

Обзор вертикализаторов

Еще одна трудность – выбрать Стендер-Вертикализатор, соответствующий целям и потребностям вашего ребенка. Есть вертикализатороы с задним наклоном, передним наклоном, универсальные вертикализаторы, мобильные вертикализаторы, и абдукционные стендеры. Правильный выбор вертикализатора обеспечит качественное время в вертикальном положении. Вот некоторые моменты принятия решений при рассмотрении имеющихся вертикализаторов на рынке:

.

 Показания и противопоказания для вертикализатора

Вертикализатор с задним наклоном

Вертикализатор с задним наклоном поддерживает ребенка со спины. Он обычно выбирается для более выраженной патологии или, с медицинской точки зрения, хрупкого ребенка, потому что обеспечивает хорошее расположение верхней части туловища и головы и доступ к жизненно необходимым аксессуарам, таким как трахеотомия. Кроме того, когда такой Стендер находится в горизонтальном положении, перенос большого или зависимого ребенка с кровати на Стендер проще, чем с другими типами. Дети с более выраженными осложнениями или те, кто прикован к постели в течение длительного времени, хорошо справляются с таким вертикализатором, потому что регулировка угла наклона позволяет постепенно вводить нагрузку веса и вертикальное положение.

Оказавшись в вертикальном положении, попробуйте постепенно уменьшить или убрать опору для головы, чтобы начать первые этапы обучения и поддержания контроля над головой. Не забывайте вовлекать ребенка в целенаправленную деятельность, чтобы получить максимальную отдачу от сессии вертикализации

 Показания и противопоказания для вертикализатора

Вертикализатор с передним наклоном

Вертикализатор с передним наклоном  поддерживает ребенка спереди. Это прогрессия от положения лежа на спине, потому что ребенок должен поддерживать свое туловище, шею и голову против силы притяжения. Постепенное опускание опоры туловища или регулировка его наклона еще больше вовлекают эти важные постуральные мышцы.

Положение вертикализации с передним наклоном имеет и другие преимущества. Например, сочетание вариантов разведения бедер с твердой опорой в передней части тела является хорошим решением для поддержания здоровья и гибкости бедер. Данный тип Стендера также может предложить временную альтернативу позиционированию инвалидной коляски, снимая давление на спину и ягодицы. Регулировка угла наклона ближе к вертикали увеличивает способность переноса веса на ноги. Такой Стендер также отлично подходит для детей с гипертонусом, потому что он использует тягу притяжения в противоположном направлении от спастических движений

Показания и противопоказания для вертикализатора

Мобильный Стендер

Сочетание положения, стоя с движением, бросает вызов равновесию ребенка, способности к переносу веса и контролю осанки. Движение вперед и управление требуют, от верхней части тела, силы и пространственного осознания, но независимая подвижность открывает новые миры. С боковыми колесами ребенок может исследовать дом, улицу или общаться с соседями. В мобильном стендере мы видим повышенные улучшения в вертикальном расположении и улучшения в переносе веса, смещении веса и балансе, аналогичными тем, которые наблюдаются при независимом положении стоя.

Показания и противопоказания для вертикализатора

Абдукционный Стендер

Ребенку, у которого есть повышенный риск вывиха бедра, может быть рекомендован Абдукционный Стендер. Эти вертикализаторы обеспечивают адекватное отведение тазобедренного сустава и в сочетании с 24-часовой программой постурального управления могут эффективно улучшить стабильность и выравнивание тазобедренного сустава.

В итоге, предоставление любых возможностей для вертикального положения, будь то в адаптивных вертикализаторах или через обучение на основе деятельности, способствует прогрессу в достижении более высокой цели независимого стояния и ходьбы. Не забывайте наполнять каждую возможность стоять с целью и вызовом. У вашего ребенка есть потенциал для достижения невозможного!

Источник