Показания и противопоказания к приему в классы кко кро
обучения*
В классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети «группы риска», не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы).
При нормальном интеллектуальном развитии дети «группы риска» на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не обнаруживается нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов, вместе с тем для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.
Перечисленные особенности, но в сочетании с нарушениями памяти, восприятия, мышления характерны для детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза или детей с умственной отсталостью, что является важным критерием в дифференциально-диаг-ностическом плане при решении вопроса о выборе образовательного учреждения для таких детей.
Ведущим в характеристике детей «группы риска» является сниженная работоспособность различной природы: при повышенной утомляемости у соматически ослабленных детей и в связи с расстройствами поведения.
Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:
1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:
а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная астения и др.);
б) церебрастенические состояния (компенсирования и субкомпенсирования, гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития;
в) астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония);
г) астенические состояния на фоне нередко выраженных сенсорных дефектов.
2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:
а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие);
б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой
школы, энурез, энкопрез);
в) психогенное патологическое формирование личности;
г) синдром истинной невропатии;
д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных меропри- ятий;
е) синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма;
ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития);
з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости неустойчивости, истероидности, психастении);
и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия);
к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органичес- кой природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.
3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микро
социальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.
Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:
а) задержка психического развития церебрально-органического гене-
за;
б) олигофрения;
в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;
г) наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Дети, страдающие различными видами слабоумия, задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного типа.
Источник
В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).
Основным медицинским показанием к отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения является диагноз задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения, включающий как различные варианты синдрома психического инфантилизма (гармонический, дисгармонический, органический), так и нейродинамические и энцефалопатические расстройства, недостаточность отдельных корковых функций.
Приему в указанные классы подлежат дети с нарушением работоспособности, повышенной истощаемостью по типу стойкого астенического синдрома как в рамках соматогенной задержки психического развития, так и вследствие:
астенических состояний при хронических заболеваниях внутренних органов, аллергических заболеваниях, склонности к частым респираторным заболеваниям, хронических тонзиллитах и других заболеваниях;
астено-невротических состояний соматогенной и церебрально-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегетососудистая дистония), синдрома истинной невропатии;
невротических и неврозоподобных состояний (страхи, тики, легкое заикание, не требующие обучения в речевой школе, ночной энурез);
церебрастенических состояний (компенсированная и субкомпенсированная гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, посттравматическая церебрастения) без грубых нарушений интеллектуального развития.
Показанием для обучения в данных классах являются нарушения учебной деятельности (негрубые расстройства школьного поведения, учебной мотивации и др.) в рамках задержки психического развития психогенного происхождения, а также при:
патологическом формировании личности по типу аффективной возбудимости, психастении, неустойчивости, истероидности, дисгармонического инфантилизма;
педагогической запущенности детей, обусловленной воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде;
некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия) без явлений деменции и выраженных расстройств поведения.
В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, страдающие негрубой церебральной патологией в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза, а также остаточных явлений резидуально-органического поражения головного мозга в рамках ММД, ведущих к стойким трудностям в усвоении учебного материала; легкими проявлениями речевых и двигательных нарушений церебрально-органической природы, не требующих обучения в специальных учреждениях; проявлениями гипердинамического синдрома.
Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Не подлежат приему в указанные классы дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или шизофреническая деменция, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). Дети, страдающие различными видами слабоумия, значительным снижением зрения, слуха, выраженными нарушениями речи, двигательной сферы, выраженными проявлениями синдрома раннего детского аутизма, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера. Нежелательно направление в данные классы детей с выраженными психопатоподобными расстройствами (стойкой выраженной аффективной возбудимостью, значительной расторможенностью и агрессивностью, нарушением влечений), судорожными пароксизмами, дневными энурезом и энкопрезом. В этих случаях показано обучение ребенка на дому при динамическом наблюдении психоневрологом, обеспечивающим медикаментозную коррекцию.
Учебный план
Источник
План:
1. Определение коррекционно-развивающего обучения.
2. Организация коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста.
3.Отбор детей в классы коррекционно-развивающего обучения.
4.Характеристика видов класса КРО.
1. Коррекционно-развивающее обучение- исправление психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.
Данный вид обучения представляет собой реализацию усиленного внимания педагога к развитию тех психических процессов и значимых для обучения функций, становление которых у данного ребенка либо несколько задержалось, либо не совсем соответствует нашим примерным представлениям о норме развития.
У истоков разработки вопросов коррекционно-воспитательной работы стояли: М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, О.Л. Селихова, В.А. Сумарокова и др
Разработка адекватной системы коррекционного обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей имеет большое теоретическое и практическое значение. Это подчёркивал Л.С. Выготский. В написанном им предисловии к книге Е.К. Грачёвой “Воспитание и обучение глубоко отсталого ребёнка”.
2. Организация коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста.
Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам оказываются не в состоянии за отведённое время и в полном объёме усвоить программу общеобразовательной школы, неуклонно растет – от 20 до 40%.
Комплектование классов осуществляется школьными психолого-педагогическими комиссиями, в состав которых обязательно входят психиатр, учитель-дефектолог, психолог, логопед, врач. Наполняемость классов должна составлять не более 12 человек.
Основная задача коррекционно-развивающих классов — как можно полнее скорректировать отставание детей в развитии, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающей жизни.
Продолжительность обучения в классах КРО у одних детей может ограничиваться и начальной школой, когда их перевод на обучение по программе массовой школы производится и после 3-го, и после 4-го классов. Если ученик преодолел свою задержку в результате правильно организованного обучения, то по итогам ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) школы решается вопрос о дальнейшем обучении: или перевести в массовые классы, или продолжить коррекционно-развивающее обучение.
Учителя общеобразовательных школ пытаются оказать каждому из таких учеников индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами, объясняют им заново учебный материал и дают дополнительные упражнения; чаще используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основной теме урока и освобождают от работы, не имеющей отношение к изучаемой теме.
Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. На уроках педагоги применяют коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал.
В зависимости от конкретного содержания урока используются и соответствующие методы работы: практические действия с предметами, активные эпизодические и долговременные наблюдения за различными явлениями природы, экскурсии, воссоздание различных ситуаций, использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи, работа по картинкам, по наглядному образцу, которые должны быть яркими, четкими, без лишних элементов; по учебнику, по инструкции учителя, работа со схемами, таблицами, макетами и т.д.
Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.).
Обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.
Важную роль в школах с коррекционно-развивающим обучением играют учителя-предметники, так как приоритетными стали следующие аспекты учебно – образовательного процесса: психофизическое развитие с акцентом на совершенствование моторики, формирование базовых учебных навыков (внимание, память, воображение, письмо, чтение, счет, в том числе и речевые), умственное развитие – развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, и др.), развитие коммуникативных способностей.
Организация системы КРО в общих школах предполагает организацию видов работ:
· Обеспечить взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и школ, чтобы сохранить преемственность и обеспечить раннюю диагностику трудностей обучения и адаптацией в школе.
· Обеспечение непрерывности реабилитационного процесса в начальной и средней школе.
· Осуществление ранней профессиональной ориентации для детей с трудностями в обучении.
· Внедрение моделей сотрудничества педагога и семьи с целью формирования адекватной позиции родителей к своим детям и их недостаткам.
3. Отбор детей в классы коррекционно-развивающего обучения.
Показания к приему детей в классы КРО:
В классы КРО принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, цереребрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий развития ребенка.).
Также показаниями для перевода в классы КРО являются следующие нарушения:
· нарушение моторики в виде недостаточной координации движений, двигательная расторможенность;
· легкие нарушения речи;
· недостаточный уровень развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение уровня интеллектуального развития, главным образом за счет вербального компонента (в рамках сниженной нормы);
· низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения.
Классы формируем на разных этапах обучения:
· при поступлении детей в школу по рез-м диагностики (при наличии рекомендаций психолога детского сада);
· по итогам первого года обучения;
· на основании анализа усвоения программы 1 ступени;
· на основании приказа №142 от 18.06.97.
Департамента образования администрации Тверской области о классах КРО).
Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе – развивающей работы, которая реализуется в процессе учебных занятий с обучающимися.
Комплектование классов КРО:
· Для детей, проучившихся в начальной школе 1-2 в общеобразовательной школе со стойкой неуспеваемостью по основным предметам.
· Для детей, начавших обучение с 6 лет и не освоившим программу первого класса. С 7 лет с проблемами в обучении.
· Для детей, которые с 6-7 лет не готовы к обучению в школе.
4. Характеристика видов классов КРО.
Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка районной/краевой психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости данного типа обучения. Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррекционно-развивающего обучения без дополнительного обследования, на основании ранее существующего медико-педагогического заключения. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей.
Виды классов в системе КРО:
· Классы выравнивания- Создаются с середины 80-х годов. Для детей с более стойкими отклонениями в развитии, с симптомами ЗРП. Срок обучения в данном классе на год меньше, чем в обычных. Присутствуют 2 коррекционных предмета: окружающий мир, ритмика+развитие речи. Выделяется на коррекционную работу 3 часа в начальной школе, в старшей школе-1 час.
· ККО Классы для детей с астеническими нарушениями (зрп) и с нарушениями в поведении-сюда относятся дети с сохранным интеллектом, не имеющих противопоказаний к обучению.
· Обучение по массовым программам – в этих классах учатся дети, которые часто болеют, не умеют себя вести и со специфическими сложностями в обучении.
· КДО – в этих классах учатся обычные дети, но с ними работают специалисты в индивидуальном порядке или в малых группах.
Источник
(СНОСКА: Приказ
Министерства образования РФ от 08.09.1992
г. № 333).
В классы
компенсирующего обучения принимаются
или переводятся дети «группы риска»,
не имеющие выраженных отклонений в
развитии (задержки психического развития
церебрально-органического генеза,
умственной отсталости, выраженных
нарушений речи, слуха, зрения, двигательной
сферы). При нормальном интеллектуальном
развитии дети «группы риска» на начальных
этапах обучения испытывают трудности
в усвоении учебных занятий и умений
из-за низкой работоспособности вследствие
соматической ослабленности, частичных
отставаний в развитии высших психических
функций или педагогической запущенности,
возникающей в неблагоприятных
микросоциальных условиях воспитания
и обучения. У этих детей не обнаруживается
нарушений памяти, перцептивных и
мыслительных процессов, вместе с тем
для них характерен низкий уровень
выполнения учебных и внеучебных заданий,
обусловленный сниженной учебной
мотивацией и отсутствием познавательных
интересов. При этом наблюдаются
недостаточный самоконтроль, неустойчивость
и слабая целенаправленность деятельности,
повышенная отвлекаемость, импульсивность,
гиперактивность.
Перечисленные
особенности в сочетании с нарушениями
памяти, восприятия, мышления характерны
для детей с задержкой психического
развития церебрально-органического
генеза или с умственной отсталостью,
что является важным критерием в
дифференциально-диагностическом плане
при выборе образовательного учреждения
для таких детей.
Ведущим в
характеристике детей «группы риска»
является сниженная работоспособность
различной природы: при повышенной
утомляемости у соматически ослабленных
детей и в связи с расстройствами
поведения.
Основными
медицинскими показаниями к отбору детей
в классы, компенсирующего обучения
являются:
1. Нарушение
работоспособности в связи с повышенной
утомляемостью:
а) астеническое
состояние у соматически ослабленного
ребенка (например, хронические заболевания
внутренних органов, аллергия, хронический
тонзиллит, постинфекционная астения и
др.);
б) церебростенические
состояния (компенсирования и
субкомпенсирования, гидроцефалия,
цереброэндокринные состояния,
постсоматическая и посттравматическая
церебростения) без нарушения
интеллектуального развития;
в) астено-невротические
состояния соматогенной и
церебрально-органической природы
(нарушения сна, аппетита, вегетососудистая
дистония);
г) астенические
состояния на фоне нерезко выраженных
сенсорных дефектов.
2. Нарушение
работоспособности в связи с расстройствами
поведения:
а) ситуационные
реакции с нарушением поведения
(патохарактерологические реакции и
патохарактерологическое развитие);
б) невротические
и неврозоподобные состояния (страхи,
тики, легкое заикание, не требующее
обучения в условиях речевой школы,
энурез, энкопрез);
в) психогенное
патологическое формирование личности;
г) синдром истинной
невропатии;
д) избирательный
мутизм на фоне реабилитационных
мероприятий;
е) синдром
психофизического инфантилизма;
ж) синдром/раннего
детского аутизма (негрубые проявления,
нормальный уровень интеллектуального
развития);
з) психопатические
синдромы (по типу аффективной возбудимости,
Неустойчивости, истероидности,
психостении);
и) некоторые
психические заболевания в стадии
ремиссии (шизофрения, эпилепсия);
к) легкие проявления
двигательной патологии церебрально-органической
природы (без нарушений интеллектуального
развития), не требующие направления в
специальную школу.
3. Показанием к
приему в классы компенсирующего обучения
является также педагогическая запущенность
детей с нормальным интеллектом,
обусловленная воспитанием в неблагоприятной
микросоциальной среде, трудностями
адаптации в дошкольных учреждениях.
Противопоказанием
для направления детей в классы
компенсирующего обучения является
наличие следующих клинических форм и
состояний:
а) задержка
психического развития церебрально-органического
генеза;
б) олигофрения;
в) деменция
органического, шизофренического и
эпилептического генеза;
г) наличие выраженных
нарушений функций слуха, зрения, речи,
опорно-двигательного аппарата.
Дети, страдающие
различными видами слабоумия, задержкой
психического развития, могут быть
направлены в специальные образовательные
учреждения (классы, группы) коррекционного
характера.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник