Показания и противопоказания к занятиям физической культурой при всд

Показания и противопоказания к занятиям физической культурой при всд thumbnail

Вегето-сосудистая дистония (ВСД) относится к числу заболеваний, при которых состояние больных значительно улучшается при правильно подобранном увеличении физических нагрузок, переходе на активный образ жизни. Именно поэтому в число терапевтических мероприятий всегда входит лечебная физкультура.

ЛФК при ВСД – действенный способ снизить выраженность приступов, улучшить качество жизни, стабилизировать работу сердца и сосудов.

Симптомы ВСД

Особенности и принципы ЛФК при ВСД

Для пациентов подбираются специальные комплексы упражнений, которые учитывают их состояние, выраженность симптомов, возраст и другие особенности. Основными принципами построения этих занятий и самих тренировок являются:

  1. Выбор комплекса в зависимости от нарушений артериального давления – по гипертоническому или гипотоническому виду.
  2. Отсутствие выраженных и сильных физических нагрузок. Чрезмерные усилия не нужны – забеги на время, подъем тяжестей, большое число повторов.
  3. Отсутствие контроля результатов. Чтобы снизить тревожность, которая подтачивает здоровье людей с ВСД, успехи или неудачи в тренировках фиксировать не следует. Также не рекомендуется проверять состояние физических показателей организма – пульса, давления. Ориентироваться следует на самочувствие.
  4. Дыхательные упражнения. Чтобы улучшить питание тканей кислородом, лучше заниматься на свежем воздухе. В составе любого комплекса должны быть упражнения на дыхание.

Вегетативная нервная система

Исходя из этих основных особенностей построения занятий ясно, что лучшими видами тренировок являются:

  • пешие прогулки в хорошем темпе, бег трусцой;
  • плавание;
  • йога;
  • велоспорт;
  • аэробика и танцы;
  • лыжи, коньки;
  • занятия на тренажерах без силовых элементов.

Заниматься нужно регулярно, не изнуряя себя высокими нагрузками. Не нужно утомляться большим количеством повторений, не следует ставить перед собой цель достичь каких-то результатов. Нужно заниматься, чтобы получать удовольствие от бодрости и повышения тонуса организма.

К сведению: утренняя гимнастика задаст настрой на целый день. 15-минутной зарядки достаточно для начала дня.

Комплексы упражнений при ВСД

При составлении комплекса учитывается характер изменения давления и необходимость повысить общий тонус или помочь организму снять напряжение.

Физиология вегетативной нервной системы

ВСД по гипотоническому типу

ЛФК при ВСД по гипотоническому типу должна помочь разбудить организм, наполнить его энергией. Полезны тренировки с гантелями, у гимнастической стенки, командные игры, если они не приводят к ухудшению настроения. Возможны упражнения на ускорение темпа, а потом постепенное снижение.

Целью является победить вялость и слабость у людей с пониженным давлением, наполнить бодростью, повысить самообладание.

По гипертоническому типу

Занятия проводятся в невысоком темпе. Исключены бег, прыжки и силовые занятия. Если появляется одышка, упражнения замедляют до восстановления дыхания. Выполняются задания на расслабление, дыхательные, на координацию. Полезна ходьба, лыжные прогулки в невысоком темпе.

Занятия улучшают кровообращение, понижают тонус сосудов, снимают напряжение мышц.

Группы упражнений

При составлении комплекса важно задействовать разные виды заданий:

  1. Координация. Способствуют улучшению владения телом, повышают веру в себя и самооценку. Исходное положение – стоя, руки свободно вниз. На вдохе правая рука вперед, левая назад. На выдохе – исходное положение. Потом наоборот.
  2. Равновесие. Тренируют выдержку и терпение. Удерживаем положение тела 20-30 секунд в разных позах с открытыми и закрытыми глазами. Ласточка.
  3. Для брюшного пресса. Лежа на полу, руки вытянуты вверх. Соединить локоть с противоположным коленом. Принять исходное положение.
  4. Для улучшения осанки. Лежа на животе. Оторвать все конечности от пола, подняв вверх на максимальную высоту. Удерживать до усталости.
  5. На растяжку. Правое колено вперед, левая нога отходит назад. Пружинисто приседать, опираясь ногой о колено.
  6. «Гармонизация состояния». Руки через стороны поднимаем вверх, сцепляем пальцы и выворачиваем их. Тянемся за ними вверх, растягивая тело. Выполняют стоя или лежа.

Подобрать комплекс и разучить его поможет врач лечебной физкультуры. Самостоятельно можно воспользоваться видео ЛФК при ВСД, чтобы увидеть, как правильно дышать и выполнять движения. Задать ритм помогает музыка.

Как правильно проводить занятия

Правильное проведение занятий при ВСД – это тренировки с удовольствием и без перенапряжения. Если есть страх перед походом в тренажерный зал или выходом на улицу для бега, значит, нужно начинать занятия дома.

Улучшение самочувствия после упражнений будет стимулом перейти к более активным занятиям вне квартиры. Приобретите красивую спортивную форму – это станет поводом сходить в спортивный комплекс или бассейн.

Чтобы занятия принесли настоящую пользу, нужно помнить:

  1. Комплекс упражнений ЛФК при ВСД следует начинать с ходьбы. Она разогреет основные мышцы и разбудит организм. Заканчивать тренировку следует упражнениями на растяжку.
  2. Интенсивность упражнений должна возрастать постепенно, затем также постепенно снижаться.
  3. В комплекс должны входить упражнения на укрепление позвоночника для борьбы с остеохондрозом или для его профилактики. Нужно укреплять мышцы шеи, бедер, улучшать осанку.
  4. Также вводят задания на улучшение координации, тренировку равновесия и на расслабление.

Первыми нужно усвоить дыхательные упражнения, ведь при вегето-сосудистой дистонии ухудшение состояния вызывает нехватка кислорода. Упражнения ЛФК проводят в хорошо проветриваемом помещении. Полезны занятия на улице – в парковой зоне вдали от дорог.

Противопоказания

Противопоказаний к занятиям ЛФК нет. Отложить выполнение упражнений можно в случае плохого самочувствия, а именно:

  • головокружения;
  • боли;
  • гипертонического криза или восстановления после него.

На занятиях нужно помнить основные правила, чтобы не навредить здоровью:

  • не выполнять упражнения с излишней амплитудой, скоростью, на тренажерах с большим весом;
  • не делать резких смен положений;
  • избегать большого числа повторов.

Если командная игра в футбол расстраивает и вызывает неприятные волнения за ее исход, нужно отдать предпочтения пешим прогулкам в одиночестве.

Дыхательная гимнастика при ВСД

Упражнения на тренировку дыхания помогают обеспечить органы кислородом и избежать приступов. Необходимо соблюдать следующие правила:

  • дышать следует, используя грудь, живот, диафрагму;
  • дыхание должно быть ровным, без задержек;
  • при ЛФК вдыхают носом, выдох через рот;
  • дыхание по ритму совпадает с движениями тела.

Каждое упражнение выполняют 10 раз:

  1. Брюшное дыхание. Вдыхают носом, грудь неподвижна, живот сильно поднимается, выдох ртом.
  2. Грудное. Вдох носом, поднимается только грудь, выдыхаем ртом.
  3. Вдох по очереди одной ноздрей, другая зажата. Выдох ртом.
  4. Полное дыхание. При вдохе движутся грудь, живот по очереди, также по очереди выдыхаем.

Дыхательные тренинги не должны вызывать головокружений и одышки.

К сведению: дыхательные упражнения выполняют в любой позе – сидя, лежа, стоя.

Упражнения для профилактики ВСД

Профилактические упражнения помогают научиться расслабляться и контролировать свое состояние, что важно при психической неуравновешенности и расположенности к ВСД. Они улучшают сердечную деятельность, ускоряют обменные процессы в тканях.

Занятия ЛФК укрепляют сосуды и формируют реакции противодействия внешним раздражителям и умение адаптироваться к изменяющимся условиям.

В зависимости от физического состояния подбирается комплекс, соединяющий обычный набор полезных упражнений – дыхательных, на координацию и расслабление.

Не стоит выбирать конкретный род тренировок. Занятия разными дисциплинами нужно чередовать. Целью занятий является поднятие тонуса, уверенности в собственных силах, насыщение тканей кислородом. Не нужно участвовать в соревнованиях и сравнивать успехи с соперниками. Результатом выполнения упражнений ЛФК при ВСД будет улучшение способности организма к адаптации и повышение работоспособности.

После начала занятий пациенты отмечают улучшение сна, снижение зажатости и страха перед неудачами, нормализацию давления и пульса. Лечебная физкультура дополняет другие методы лечения ВСД – физиопроцедуры, массаж, лекарственную поддержку. ЛФК помогает перейти на активный образ жизни, который и является лучшим лекарством от вегето-сосудистой дистонии.

Источник

Îñíîâíûå ñèìïòîìû è ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Îáîñíîâàíèå ìåõàíèçìîâ ëå÷åáíîãî äåéñòâèÿ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé. Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê íàçíà÷åíèþ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû. Çàïðåùåííûå âèäû ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè ïðè âåãåòî-ñîñóäèñòîé äèñòîíèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Óêðàèíû

Äîíåöêèé Íàöèîíàëüíûé Óíèâåðñèòåò

Êàôåäðà ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ è ñïîðòà

Ðåôåðàò ïî ôèç. âîñïèòàíèþ

Íà òåìó: «Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ÂÑÄ»

Ñòóäåíòà èñòîðè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà

1 êóðñà, ãðóïïà – äîãîâîð

ôîðìà îáó÷åíèÿ – äíåâíàÿ

Ñàâ÷åíêî Íèêèòû Ðîìàíîâè÷à

Ðóêîâîäèòåëü

Äîöåíò

Êàôåäðû ôèçâîñïèòàíèÿ

Âàðàâèíà E.Í

ã. Äîíåöê

2013 ó÷.ã.

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà (ËÔÊ) – ñîâîêóïíîñòü ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ, ïðîôèëàêòèêè è ìåäèöèíñêîé ðåàáèëèòàöèè, îñíîâàííûõ íà èñïîëüçîâàíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ñïåöèàëüíî ïîäîáðàííûõ è ìåòîäè÷åñêè ðàçðàáîòàííûõ. Ïðè èõ íàçíà÷åíèè âðà÷ ó÷èòûâàåò îñîáåííîñòè çàáîëåâàíèÿ, õàðàêòåð, ñòåïåíü è ñòàäèþ áîëåçíåííîãî ïðîöåññà â ñèñòåìàõ è îðãàíàõ.

 îñíîâå ëå÷åáíîãî äåéñòâèÿ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ëåæàò ñòðîãî äîçèðîâàííûå íàãðóçêè ïðèìåíèòåëüíî ê áîëüíûì è îñëàáëåííûì. Ðàçëè÷àþò îáùóþ òðåíèðîâêó – äëÿ óêðåïëåíèÿ è îçäîðîâëåíèÿ îðãàíèçìà â öåëîì, è òðåíèðîâêè ñïåöèàëüíûå – íàïðàâëåííûå íà óñòðàíåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé îïðåäåëåííûõ ñèñòåì è îðãàíîâ.

Äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ çàäà÷è ïîäáèðàþò òå èëè èíûå ãðóïïû óïðàæíåíèé (íàïðèìåð, äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö æèâîòà – óïðàæíåíèÿ â ïîëîæåíèè ñòîÿ, ñèäÿ è ëåæà), â ðåçóëüòàòå êîòîðûõ îðãàíèçì àäàïòèðóåòñÿ ê ïîñòåïåííî âîçðàñòàþùèì íàãðóçêàì è êîððåêòèðóåò (âûðàâíèâàåò), âûçâàííûå çàáîëåâàíèåì íàðóøåíèÿ.

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ìîáèëèçóåò îðãàíèçì íà áîðüáó ñ áîëåçíüþ.

Çàíÿòèÿ ËÔÊ óñèëèâàþò êðîâîîáðàùåíèå, ïðåäóïðåæäàþò çàñòîé êðîâè è îáðàçîâàíèå òðîìáîâ, àêòèâèçèðóþò îáìåí âåùåñòâ, óëó÷øàþò ïèòàíèå òêàíåé, óñêîðÿÿ âîññòàíîâèòåëüíûå ïðîöåññû, ïîâûøàþò íàñòðîåíèå ÷åëîâåêà, âñåëÿþò â íåãî âåðó â âûçäîðîâëåíèå.

Óïðàæíåíèÿ ËÔÊ äåëàþò ñóñòàâû áîëåå ïîäâèæíûìè, ïîçâîíî÷íèê áîëåå ãèáêèì, óêðåïëÿþò îïîðíî-äâèãàòåëüíûé àïïàðàò, óìåíüøàþò áîëè â ñïèíå è ñóñòàâàõ.

Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû çàâèñèò îò òèïà çàáîëåâàíèÿ è â êàæäîì ÷àñòíîì ñëó÷àå ÿâëÿåòñÿ èíäèâèäóàëüíûì.

Íàçíà÷àåò ëå÷åáíóþ ôèçêóëüòóðó ëå÷àùèé âðà÷, à âðà÷-ñïåöèàëèñò ïî ËÔÊ îïðåäåëÿåò ìåòîäèêó çàíÿòèé. Ïðîöåäóðû ïðîâîäèò èíñòðóêòîð, â îñîáî ñëîæíûõ ñëó÷àÿõ – âðà÷ ïî ËÔÊ. Ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, ïîâûøàÿ ýôôåêòèâíîñòü êîìïëåêñíîé òåðàïèè áîëüíûõ, óñêîðÿåò ñðîêè âûçäîðîâëåíèÿ è ïðåäóïðåæäàåò äàëüíåéøåå ïðîãðåññèðîâàíèå çàáîëåâàíèÿ.

ÎÑÍÎÂÍÀß ×ÀÑÒÜ

Îñíîâíûå ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ

Âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ – ñëîæíîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ íàðóøåíèåì ðàáîòîñïîñîáíîñòè âåãåòàòèâíîé ñèñòåìû îðãàíèçìà.  ìåäèöèíñêîé ïðàêòèêå âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ âñòðå÷àåòñÿ ãîðàçäî ÷àùå èíûõ ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé, ê ïðèìåðó, àòåðîñêëåðîçà. ×àùå âñåãî, áîëüíûì, ñòðàäàþùèì îò ïîäîáíîãî çàáîëåâàíèÿ, òðåáóåòñÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ è íàáëþäåíèå âðà÷à-íåâðîëîãà. Çàáîëåâàíèå â îñíîâíîì âîçíèêàåò åùå â äåòñêîì âîçðàñòå, íî ïåðâûå åãî õàðàêòåðíûå ïðîÿâëåíèÿ îòìå÷àþòñÿ óæå â þíîøåñòâå, â çðåëîì æå âîçðàñòå âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ îáðåòàåò âñå áîëåå ÿâíûå ÷åðòû.

Âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ ìîæåò ïðîÿâèòüñÿ íå ñðàçó, à ïîñòåïåííî, ñ âîçðàñòîì, ñîîòâåòñòâåííî è ïåðâûå îùóòèìûå ñèìïòîìû ïðîÿâëÿþòñÿ óæå íà ïîçäíåé ñòàäèè ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ:

* ïîÿâëÿþòñÿ ñêà÷êè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ,

* îùóòèìû ÷àñòûå íåðâíûå ðàññòðîéñòâà, ïîäâåðæåííîñòü äåïðåññèÿì, ñòðåññàì,

* ïðîÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ â ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìå, òî è äåëî íà÷èíàåòñÿ òîøíîòà, ðâîòà,

* çà÷àñòóþ áîëüíîé îùóùàåò îñòðóþ íåõâàòêó âîçäóõà,

* ñëó÷àåòñÿ ÷ðåçìåðíî ÷àñòàÿ ïîòðåáíîñòü â ìî÷åèñïóñêàíèè è òàê äàëåå;

* áîëè â îáëàñòè ñåðäöà;

* ñëàáîñòü è áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü;

* íåâðîòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà (ðàçäðàæèòåëüíîñòü, òðåâîãà, áåñïîêîéñòâî, ñíèæåíèå íàñòðîåíèÿ);

* ãîëîâíàÿ áîëü;

* äûõàòåëüíûå ðàññòðîéñòâà (íåóäîâëåòâîðåííîñòü âäîõîì, ÷óâñòâî íåõâàòêè âîçäóõà, ïîòðåáíîñòü äåëàòü ãëóáîêèå âäîõè);

* ñåðäöåáèåíèå;

* ïîõîëîäàíèå ðóê, íîã, ïàðåñòåçèè (îíåìåíèå, ïîêàëûâàíèå) êîíå÷íîñòåé;

* íàðóøåíèÿ ñíà;

* ãîëîâîêðóæåíèå, ïîòåìíåíèå â ãëàçàõ;

* äðîæàíèå ðóê, ÷óâñòâî âíóòðåííåé äðîæè;

* êàðäèîôîáèÿ (ñòðàõ «îñòàíîâêè» ñåðäöà);

* ÷óâñòâî ïîçíàáëèâàíèÿ;

* áîëü â æèâîòå;

* áîëü â ñóñòàâàõ, ìèàëãèÿ, íåâðàëãèÿ;

* îäûøêà ïðè áûñòðîé õîäüáå;

* îòå÷íîñòü ëèöà, âåê ïî óòðàì;

* ïåðåáîè è çàìèðàíèå ñåðäöà;

* îùóùåíèå ïóëüñàöèè ñîñóäîâ øåè, ãîëîâû;

* îùóùåíèå æàðà â ëèöå, øåå;

* îáìîðîêè.

Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ðàçëè÷íûõ òèïîâ ÂÑÄ.  çàâèñèìîñòè îò ðåàêöèè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû âûäåëÿþòñÿ òðè òèïà ÂÑÄ (õîòÿ è óñëîâíî).

Êàðäèàëúíûé òèï îòëè÷àåòñÿ òåì, ÷òî çäåñü â îñíîâíîì âîçíèêàþò æàëîáû íà ñåðäöåáèåíèå, ïåðåáîè â ðàáîòå ñåðäöà, îùóùåíèå íåõâàòêè âîçäóõà, èçìåíåíèÿ ñåðäå÷íîãî ðèòìà (ñèíóñîâàÿ òàõèêàðäèÿ, âûðàæåííàÿ äûõàòåëüíàÿ àðèòìèÿ, íàäæåëóäî÷êîâàÿ ýêñòðàñèñòîëèÿ).

Ãèïåðòåíçèâíûé òèï õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (ñèñòîëè÷åñêîå «âåðõíåå» ñâûøå 140 ìì ðò. ñò.), êîòîðîå, îäíàêî, áûñòðî ïðèõîäèò â íîðìó è ïî÷òè ó ïîëîâèíû áîëüíûõ íå îòðàæàåòñÿ íà ñàìî÷óâñòâèè. Ïðè ýòîì ìîãóò âîçíèêàòü æàëîáû íà ãîëîâíóþ áîëü, ñåðäöåáèåíèå, ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü.

Ãèïîòåíçèâíûé òèï, êàê ñëåäóåò èç íàçâàíèÿ, îòëè÷àåòñÿ òåì, ÷òî ÷àùå âñåãî ïðîÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèåì ñèñòîëè÷åñêîãî ïîêàçàòåëÿ ÀÄ — íèæå 000 ìì ðò. ñò. ×åëîâåê ïðè ýòîì îùóùàåò ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü, ìûøå÷íóþ ñëàáîñòü, ãîëîâíóþ áîëü (íåðåäêî âîçíèêàþùóþ âñëåäñòâèå ãîëîäà); êîæà ÷àùå âñåãî áëåäíàÿ, âîçíèêàåò çÿáêîñòü, à êîíå÷íîñòè (êèñòè è ñòîïû) õîëîäíûå. Íåðåäêî ó ÷åëîâåêà ñëó÷àþòñÿ îáìîðîêè. Åñòåñòâåííî, â ÷èñòîì âèäå ýòè òðè òèïà ÂÑÄ âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî, ÷àùå âñåãî ðàçâèâàþòñÿ ñìåøàííûå âàðèàíòû ÂÑÄ: êàðäèàëúíî-øïåðòåíçèâíûé è êàðäèàëüíî-ãèïîòåíçèâíûé.

Âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ ìîæåò ðàçâèòüñÿ ó ëþäåé ðàçíîãî âîçðàñòà è ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì. Òàê, íàïðèìåð, ÷àùå âñåãî âðà÷è ñòàëêèâàþòñÿ ñ äàííûì çàáîëåâàíèåì, âîçíèêøèì âñëåäñòâèå ãåíåòè÷åñêîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè. Ýòî ìîæåò áûòü âûçâàíî ìíîãèìè ôàêòîðàìè, ðîäîâûìè òðàâìàìè, íåõâàòêîé êèñëîðîäà, ïîñòàâëÿåìîãî ïëîäó ïðè áåðåìåííîñòè, ýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ æåíùèíû ïðè áåðåìåííîñòè è òàê äàëåå. Íå ìåíåå ÷àñòî âåãåòî-ñîñóäèòñàÿ äèñòîíèÿ áûâàåò âûçâàíà ïñèõîãåííûìè ôàêòîðàìè: ñèëüíûìè ñòðåññàìè, ÷àñòûìè íåðâíûìè ñðûâàìè, ïðèñòóïàìè àãðåññèè è òàê äàëåå.

Ôèçèîëîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå ìåõàíèçìîâ ëå÷åáíîãî äåéñòâèÿ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé

Âëèÿíèå ðåãóëÿðíûõ çàíÿòèé ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè íà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòóþ ñèñòåìó âûðàæàåòñÿ â òðåíèðîâêå âñåõ îñíîâíûõ è âñïîìîãàòåëüíûõ ôàêòîðîâ ãåìîäèíàìèêè:

– âîçðàñòàåò ñîêðàòèòåëüíàÿ ôóíêöèÿ ìèîêàðäà çà ñ÷åò óñèëåíèÿ ïèòàíèÿ ìûøöû ñåðäöà âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé;

– àêòèâèçèðóåòñÿ ðåãèîíàðíûé êðîâîòîê;

– ââîäÿòñÿ â äåéñòâèå äîïîëíèòåëüíûå (äåæóðíûå) êàïèëëÿðû è äð.

Ïîìèìî îáùåòîíèçèðóþùåãî âîçäåéñòâèÿ, ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ îêàçûâàþò íàïðàâëåííîå äåéñòâèå, ñòèìóëèðóÿ ïðåèìóùåñòâåííî ôóíêöèè îïðåäåëåííûõ îðãàíîâ è ñèñòåì.

Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ïðèìåíÿþò ñ öåëüþ óëó÷øåíèÿ è àêòèâèçàöèè ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, óêðåïëåíèÿ äûõàòåëüíûõ ìûøö, ïðåäóïðåæäåíèÿ ëåãî÷íûõ îñëîæíåíèé.

Äëÿ èñïðàâëåíèÿ ðàçëè÷íûõ äåôîðìàöèé (øåè, ãðóäíîé êëåòêè, ïîçâîíî÷íèêà, ñòîï è äð.) èñïîëüçóþò êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ.

Ïðè òóãîïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ, ïîíèæåíèè ýëàñòè÷íîñòè òêàíåé è êîæè ïðèìåíÿþò óïðàæíåíèÿ íà ðàñòÿãèâàíèå.

Óïðàæíåíèÿ â ðàâíîâåñèè àêòèâèçèðóþò íå òîëüêî âåñòèáóëÿðíûå, íî è òîíè÷åñêèå è ñòàòîêèíåòè÷åñêèå ðåôëåêñû, óìåíüøàþò ñòåïåíü âûðàæåííîñòè âåñòèáóëÿðíûõ ðàññòðîéñòâ è ìîãóò îáóñëîâèòü ôîðìèðîâàíèå êîìïåíñàöèé ïðè íàðóøåíèÿõ âåñòèáóëÿðíîé ôóíêöèè.

Ìûøå÷íàÿ ðåëàêñàöèÿ îêàçûâàåò ñïåöèàëüíîå ëå÷åáíîå âîçäåéñòâèå – ñíèæàåò àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå. Ýòî ïðîèñõîäèò çà ñ÷åò òîãî, ÷òî ïðè ðàññëàáëåíèè âñåõ ìûøö êîëè÷åñòâî èìïóëüñîâ îò íåðâíûõ îêîí÷àíèé (ïðîïðèîðåöåïòîðîâ), íàõîäÿùèõñÿ â ìûøöàõ, óìåíüøàåòñÿ, è íåðâíûå öåíòðû, îòâåòñòâåííûå â ÷èñëå ïðî÷åãî è çà âåëè÷èíó àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, «óñïîêàèâàþòñÿ».

ñîñóäèñòûé äèñòîíèÿ ëå÷åáíûé ôèçêóëüòóðà

Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê íàçíà÷åíèþ ËÔÊ

Èíòåíñèâíîñòü è îáúåì çàíÿòèé çàâèñÿò îò îáùåé ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêè è ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, îïðåäåëÿåìîãî ïðè ïðîâåäåíèè äîçèðîâàííûõ ïðîá ñ íàãðóçêîé. Áîëüíûì ïîêàçàíû óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà, äîçèðîâàííàÿ õîäüáà, áëèæíèé òóðèçì (ïðåèìóùåñòâåííî â ñàíàòîðíî-êóðîðòíûõ óñëîâèÿõ), ñïîðòèâíûå èãðû èëè èõ ýëåìåíòû; ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â âîäå, óïðàæíåíèÿ íà òðåíàæåðàõ, ìàññàæ âîðîòíèêîâîé îáëàñòè.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê íàçíà÷åíèþ èëè ïðîäîëæåíèþ çàíÿòèé ðàçíûìè ôîðìàìè ËÔÊ: îáùèå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ, èñêëþ÷àþùèå ïðèìåíåíèå ËÔÊ, çíà÷èòåëüíîå ïîâûøåíèå ÀÄ (ñâûøå 210/120 ìì ðò. ñò.); ñîñòîÿíèå ïîñëå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà, çíà÷èòåëüíîå ñíèæåíèå ÀÄ (íà 20–30% îò èñõîäíîãî óðîâíÿ), ñîïðîâîæäàþùååñÿ ðåçêèì óõóäøåíèåì ñàìî÷óâñòâèÿ áîëüíîãî; íàðóøåíèÿ ñåðäå÷íîãî ðèòìà; ðàçâèòèå ïðèñòóïà ñòåíîêàðäèè, ðåçêîé ñëàáîñòè è âûðàæåííîé îäûøêè.

Çàïðåùåííûå âèäû ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè è ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ïðè ÂÑÄ

Ïðè âåãåòî-ñîñóäèñòîé äèñòîíèè íåëüçÿ ðåçêî ìåíÿòü ïîëîæåíèå òåëà, íàïðèìåð, áûñòðî âñòàâàòü èç ïîëîæåíèÿ ñèäÿ, âûñîêî ïðûãàòü. Êðîìå òîãî, íå ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ, êîòîðûå ïîäðàçóìåâàþò î÷åíü íèçêîå ïîëîæåíèå ãîëîâû. È, íàïðîòèâ, î÷åíü ïîëåçåíû íåñïåøíûå âèäû ñïîðòà – áåã òðóñöîé, ïëàâàíèå, ëûæè, éîãà, äëèòåëüíûå ïðîãóëêè ïî ïàðêó, îñîáåííî ïåðåä ñíîì.

Òàêæå ñëåäóåò èçáåãàòü óïðàæíåíèé ñ áîëüøîé àìïëèòóäîé äâèæåíèÿ äëÿ òóëîâèùà è ãîëîâû, à òàêæå ðåçêî è áûñòðî âûïîëíÿåìûõ äâèæåíèé è óïðàæíåíèé ñ äëèòåëüíûì ñòàòè÷åñêèì óñèëèåì.

Ðàçðåøåííûå è ðåêîìåíäîâàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ïðè ÂÑÄ

Äåëàòü óïðàæíåíèÿ íóæíî â õîðîøî ïðîâåòðèâàåìîì ïîìåùåíèè, â ïîçèòèâíîì íàñòðîåíèè. Ãèìíàñòèêó ëó÷øå âñåãî äåëàòü óòðîì, ïîñëå òîãî êàê âû ïðîñíóëèñü. Ïðè çàíÿòèè ãèìíàñòèêîé íå ñëåäóåò íàêëîíÿòü íèçêî òóëîâèùå è ãîëîâó, ÷òîáû èçáåæàòü ÷ðåçìåðíîãî ïðèëèâà êðîâè ê ãîëîâå. Äûõàíèå äîëæíî áûòü ãëóáîêèì è ðîâíûì, æåëàòåëüíî â òàêò ñ âûïîëíÿåìûì äâèæåíèåì, ïîñêîëüêó ýòî ïîçâîëÿåò óëó÷øèòü êðîâîîáðàùåíèå.

Ôèçêóëüòóðó ïðè ÂÑÄ ëó÷øå âñåãî íà÷èíàòü ñ õîäüáû íà ìåñòå, òàê êàê ýòî ïðèâû÷íîå çàíÿòèå äëÿ íàøåãî îðãàíèçìà.

Äâèæåíèÿ ðóêàìè è ïëå÷åâûì ïîÿñîì äîëæíû áûòü ðîâíûìè, íåðåçêèìè. Ýòè óïðàæíåíèÿ ñïîñîáñòâóþò âûïðÿìëåíèþ ïîçâîíî÷íèêà, óêðåïëåíèþ ìûøö ñïèíû è ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ðàñøèðåíèþ ãðóäíîé êëåòêè, ïðàâèëüíîìó äûõàíèþ.

Ïîñëå çàíÿòèé ãèìíàñòèêîé âû äîëæíû îùóòèòü íå óñòàëîñòü, à áîäðîñòü, óëó÷øåíèå íàñòðîåíèÿ è ïîâûøåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Åñëè ïîñëå çàíÿòèÿ âàøå ñàìî÷óâñòâèå óõóäøèëîñü, ïîÿâèëèñü ãîëîâíàÿ áîëü, óñòàëîñòü, íóæíî ñíèçèòü íàãðóçêó è ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ñ âðà÷îì.

Î÷åíü õîðîøî â äîïîëíåíèå ê óêàçàííûì êîìïëåêñàì åæåäíåâíî ñîâåðøàòü ïðîãóëêè íà ñâåæåì âîçäóõå. Íå îáÿçàòåëüíî çàíèìàòüñÿ áåãîì òðóñöîé, åñëè âàì ýòî íå ïî äóøå — íå íóæíî. Íî áåç ïåøèõ ïðîãóëîê íå îáîéòèñü.

Óïðàæíåíèÿ ïðè ÂÑÄ ïî ãèïåðòåíçèâíîìó òèïó

1. Ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêè íà êîëåíÿõ, ëàäîíè ââåðõ, ïàëüöû ðóê âååðîì. Íà ñ÷åò 1 — ñæàòü ïàëüöû ðóê â êóëàê; îäíîâðåìåííî, íå îòðûâàÿ ïÿòêè îò ïîëà, ïîäíÿòü ñòîïû; íà ñ÷åò 2 — ðàçæàòü ïàëüöû, îïóñòèòü ñòîïû, ïîäíÿòü ïÿòêè. Ïîâòîðèòü 12-16 ðàç.

2. Ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêè íà êîëåíÿõ, íîãè ñîãíóòû â êîëåíÿõ, êîëåíè ðàññòàâëåíû øèðîêî. Íà ñ÷åò 1 — ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ); íà ñ÷åò 2 — ðóêè ïîëîæèòü íà ëåâîå êîëåíî, ëîêòè ïðèæàòü ê òóëîâèùó (âûäîõ); íà ñ÷åò 3 — ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ); íà ñ÷åò 4 — ðóêè ïîëîæèòü íà ïðàâîå êîëåíî, ëîêòè ïðèæàòü ê òóëîâèùó (âûäîõ). Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç.

3. Ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêàìè, ðóêàìè äåðæàòüñÿ çà ñòóë ñçàäè. Íà ñ÷åò 1 – âûïðÿìèòü ïðàâóþ íîãó; íà ñ÷åò 2 – âåðíóòü ïðàâóþ íîãó â èñõîäíîå ïîëîæåíèå (è. ï.); íà ñ÷åò 3 – âûïðÿìèòü ëåâóþ íîãó; íà ñ÷åò 4 – âåðíóòü ëåâóþ íîãó â è. ï.; íàñ÷åò 5-8 ïðîäåëàòü òå æå äâèæåíèÿ, íî ïðè ýòîì íîãè äîëæíû áûòü ïðèïîäíÿòû íàä ïîëîì. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç.

4. Ñèäÿ íà ñòóëå. Íà ñ÷åò 1 – ðóêè ê ïëå÷àì; íà ñ÷åò 2 – ðóêè â ñòîðîíû; íà ñ÷åò 3 – ðóêè ê ïëå÷àì; íà ñ÷åò 4 – ðóêè îïóñòèòü. Ïîâòîðèòü 6-8 ðàç.

5. Ñèäÿ íà ñòóëå, äåðæàñü ðóêàìè ñçàäè çà ñòóë. Íà ñ÷åò 1 – ðàçâåñòè ñîãíóòûå â ëîêòÿõ ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ); íà ñ÷åò 2 – ñîåäèíèòü ðóêè ñîãíóòûå â ëîêòÿõ (âûäîõ). Ïîâòîðèòü 4–6 ðàç.

6. Ñèäÿ íà ñòóëå. Íà ñ÷åò 1 – ïîäíÿòü ëåâóþ íîãó, ñîãíóòóþ â êîëåíå; íà ñ÷åò 2 – âûïðÿìèòü; íà ñ÷åò 3 – ñîãíóòü; íà ñ÷åò 4 – îïóñòèòü; íà ñ÷åò 5–8 – ïðîäåëàòü òî æå ïðàâîé íîãîé. Ïîâòîðèòü 4–6 ðàç.

7. Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà. Íà ñ÷åò 1 – ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû (âäîõ); íà ñ÷åò 2 – ïðèæàòü ñîãíóòóþ â êîëåíå ëåâóþ íîãó ê ãðóäè, îáõâàòèòü ðóêàìè (âûäîõ); íà ñ÷åò 3 – ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ), îïóñòèòü ëåâóþ íîãó; íà ñ÷åò 4 – ïðèæàòü ïðàâóþ íîãó (âûäîõ). Ïîâòîðèòü 4–6 ðàç.

8. Ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêè ê ïëå÷àì, ïàëüöû êàñàþòñÿ ïëå÷. Íà ñ÷åò 1 – êðóãîâûå äâèæåíèÿ ðóêàìè âïåðåä; íà ñ÷åò 2 – êðóãîâûå äâèæåíèÿ ðóêàìè íàçàä (ïî 6-8 ðàç).

9. Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà, ðóêè íà êîëåíÿõ. Íà ñ÷åò 1 – ïîäíÿòü ëåâóþ ðóêó è ïðàâóþ íîãó ââåðõ; íà ñ÷åò 2 – îïóñòèòü èõ; íà ñ÷åò 3 – ïîäíÿòü ïðàâóþ ðóêó è ëåâóþ íîãó ââåðõ; íà ñ÷åò 4 – îïóñòèòü èõ â è. ï. Ïîâòîðèòü 6–8 ðàç.

10. Ñèäÿ íà ñòóëå. Íà ñ÷åò 1 – âñòàòü, ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ); íà ñ÷åò 2 – ñåñòü (âûäîõ). Ïîâòîðèòü 6–8 ðàç.

Óïðàæíåíèÿ ïðè ÂÑÄ ïî ãèïîòåíçèâíîìó òèïó

1. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè íà êîëåíÿõ, ëàäîíè ââåðõ. Íà ñ÷åò 1 — ïàëüöû ñæàòü â êóëàê, ïîäíÿòü ñòîïû; íà ñ÷åò 2 — ïàëüöû ðóê ðàçæàòü, ïîäíÿòü ïÿòêè. Ïîâòîðèòü 12 — 14 ðàç. Òåìï áûñòðûé.

2. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè îïóùåíû âäîëü òóëîâèùà. Íà ñ÷åò 1 – ðóêè ê ïëå÷àì; íà ñ÷åò 2 — ðóêè â ñòîðîíû; íà ñ÷åò 3 — ðóêè ê ïëå÷àì. Ïîâòîðèòü 6-8 ðàç. Òåìï ñðåäíèé.

3. Ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêàìè äåðæàñü ñçàäè çà ñòóë. Íà ñ÷åò 1 – îòâåñòè ëåâóþ ïðÿìóþ íîãó â ñòîðîíó âëåâî; íà ñ÷åò 2 — âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå; íà ñ÷åò 3 — îòâåñòè ïðàâóþ íîãó â ñòîðîíó âïðàâî; íà ñ÷åò 4 — âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 6 — 8 ðàç. Òåìï ñðåäíèé.

4. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè ñîãíóòû â ëîêòÿõ, ïàëüöû êàñàþòñÿ ïëå÷. Íà ñ÷åò 1–8 — êðóãîâûå äâèæåíèÿ ðóêàìè âïåðåä; íà ñ÷åò 9–16 — êðóãîâûå äâèæåíèÿ ðóêàìè íàçàä. Òåìï ìåäëåííûé, äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.

5. Ñèäÿ íà ñòóëå. Äåðæàñü çà ñòóë ðóêàìè ñçàäè. Íà ñ÷åò 1 — ïîäíÿòü ñîãíóòóþ â êîëåíå ëåâóþ íîãó; íà ñ÷åò 2 — âûïðÿìèòü ëåâóþ íîãó; íà ñ÷åò 3 — ñîãíóòü ëåâóþ íîãó â êîëåíå; íà ñ÷åò 4 — âåðíóòüñÿ â è. ï., òî æå ïðàâîé íîãîé. Ïîâòîðèòü 4–6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé, äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.

6. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè ê ïëå÷àì, ïàëüöû êàñàþòñÿ ïëå÷. Íà ñ÷åò 1 — ðàçâåñòè ëîêòè, ñäåëàòü âäîõ; íà ñ÷åò 2–3– 4 — ëîêòè âìåñòå, ñäåëàòü âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé, âäîõ ñäåëàòü íà ñ÷åò 1, âûäîõ íà ñ÷åò 2–3.

7. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè íà êîëåíÿõ. Íà ñ÷åò 1 — ïîäíÿòü ëåâóþ ðóêó è ïðàâóþ ïðÿìóþ íîãó ââåðõ; íà ñ÷åò 2 — âåðíóòüñÿ â è. ï.; íà ñ÷åò 3 — ïîäíÿòü ïðàâóþ ðóêó è ëåâóþ ïðÿìóþ íîãó ââåðõ; íà ñ÷åò 4 — âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 6–8 ðàç. Òåìï ñðåäíèé, äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.

8. Ñèäÿ íà ñòóëå. Êîëåíè è ñòîïû âìåñòå. Íàñ÷åò 1 — ðàçâåñòè íîñêè â ñòîðîíû; íà ñ÷åò 2 — ðàçâåñòè ïÿòêè â ñòîðîíû; íà ñ÷åò 3 — ñâåñòè âìåñòå íîñêè; íà ñ÷åò 4 — ñâåñòè âìåñòå ïÿòêè. Òåìï áûñòðûé, äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå. Ïîâòîðèòü 4–6 ðàç.

9. Íà ñ÷åò 1 — âñòàòü, ðóêè ââåðõ — âäîõ; íà ñ÷åò 2 — âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 3–4 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé.

10. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè íà êîëåíÿõ. Íà ñ÷åò 1 — ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû — âäîõ; íà ñ÷åò 2 — âåðíóòüñÿ â è. ï. — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 3-4 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé.

11. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè íà êîëåíÿõ. Âðàùåíèå òóëîâèùà âëåâî è âïðàâî (ïî 4–6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó). Òåìï ìåäëåííûé.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Ìû âûäåëèëè îñíîâíûå ïóòè ëå÷åíèÿ ÂÑÄ ïîñðåäñòâîì ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, à òàêæå îïðåäåëèëè èõ çíà÷åíèå äëÿ óëó÷øåíèÿ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ âñåãî îðãàíèçìà â öåëîì.

Ìû åùå ðàç óáåäèëèñü â òîì, ÷òî íåëüçÿ çàáûâàòü î òåõ ìåòîäàõ, êîòîðûå áûëè âûðàáîòàíû ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé â õîäå åå ìíîãîëåòíåé ïðàêòèêè. Ôèçè÷åñêèé òðóä, ðàçóìíûå ñïîðòèâíûå íàãðóçêè, àêòèâíûé îòäûõ áëàãîïðèÿòíî ñêàçûâàþòñÿ íà ñîñòîÿíèè íå òîëüêî ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, íî è âñåãî îðãàíèçìà â öåëîì.

Îäíàêî ïðè ïðàêòè÷åñêîì ïðèìåíåíèè âûøåóêàçàííûõ ðåêîìåíäàöèé íåîáõîäèìî ñòðîãîå ñîáëþäåíèå ïðèíöèïà èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà ê áîëüíîìó, ó÷åòà ñïåöèôè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ïðîòåêàíèÿ áîëåçíè, à òàêæå èçâåñòíàÿ îñòîðîæíîñòü.

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Àíäðóùåíêî Å.Â., Êðàñîâñêàÿ Å.À. Ôóíêöèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è îðãàíîâ äûõàíèÿ. – Ê.: Çäîðîâüå, 1990. – 152 ñ.

2. Âåãåòàòèâíûå ðàññòðîéñòâà: Êëèíèêà, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå / Ïîä ðåä. À.Ì. Âåéíà. – Ì.: Ìåäèöèíñêîå èíôîðìàöèîííîå àãåíòñòâî, 2003. – 749 ñ.

3. Äiíåéêà Ê. Ðóõ, äèõàííÿ, ïñèõîôiçè÷íå òðåíóâàííÿ. – Ê.: Çäîðîâ’ÿ, 1984. – 168 ñ.

4. Êàïðàëîâ Ñ.Þ. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè íåéðîöèðêóëÿðíîé äèñòîíèè: Ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå. – Ê.: Îëèìïèéñêàÿ ëèòåðàòóðà, 1998. – 33ñ.

5. Ìàêîëêèí Â.È., Àááàêóìîâ Ñ.À. Íåéðîöèðêóëÿòîðíàÿ äèñòîíèÿ â òåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå. – Ì.: Ìåäèöèíà, 1985. – 192 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник